Люди и горы > Люди >

Автор: Владимир Берестовский, Москва

Опасный Домбай

Величавое спокойствие гор завораживает и никого не оставляет равнодушным. Только это спокойствие обманчиво, оно расслабляет и притупляет бдительность. Бывает, что даже - у опытных туристов и альпинистов. А что уж говорить о случайных неподготовленных людях. Между тем горы живут своей активной и динамичной жизнью. Сходят лавины и сели, случаются оползни и камнепады, и, конечно, постоянно движутся и тают ледники.

На Алибекском леднике, что в Домбайском районе, внешний вид создает впечатление неподвижности, тем более, что нижняя часть ледника относительно плоская.

Ледник

И только если внимательно слушать происходящее в этом ущелье в течение дня, можно заметить, что регулярно раздаётся громкий грохот. Это падает подтаявший и обрушившийся лёд. Самое опасное – это висячие ледники по периметру основного ложа ледника. Только под них вряд ли кто-то пойдёт. Падают глыбы льда и в нижней части ледника, особенно там, где он подмывается потоками талых вод, образуя мосты и гроты. Вот туда-то и направляется активный поток как организованных, так и самодеятельных туристов.

У подножья

Скорость таяния и разрушения увеличивается к концу лета и началу осени. Ещё один провоцирующий фактор – дожди и грозы, которые случаются регулярно. Один из таких ливней в августе смыл мост у Алибекского водопада. Это позволило немного оценить интенсивность турпотока, идущего к Турьему озеру и леднику. Если первые группы только разводили руками и поворачивали обратно, то подошедшие чуть позже уже собрали толпу около 50 человек. Понятно, что мужская половина совместными усилиями вернула мост на место, и движение по маршруту продолжилось.

Среди этого потока выделялись две группы с гидами. Основная же масса туристов оказалась самодеятельной и неподготовленной. Ни маршрута, ни карты, ни проводника. Можно было только идти вместе со всеми или куда глаза глядят. Вот народ и пошёл. Кто хотел – к подножию ледника, более осторожные поворачивали к Турьему озеру.

Очевидно, что в условиях отсутствия указателей, информационных щитов и предупреждений безопасность людей на маршруте оказалась под угрозой. И наступление несчастного случая было только делом времени.

Здесь очень показательной оказалась ситуация со ставропольскими колхозниками, которые в августе приехали в Алибек по путёвке турфирмы. Хозяйкой турфирмы была одна женщина, которая выступала и гидом. Собрав группу утром, она рассказала им легенду о красавице Сулахат, ещё немного общей информации и поставила на тропу. Идите! Они и пошли. Без проводника. По пути на Турье озеро часть колхозников отсеялась у водопада, а другие пошли блуждать. Самые сильные с разбегу зашли на лёд, поднялись к верхней части ледника и только потом спустились и нашли тропу к озеру. И это при том, что глубина трещин на леднике достигает 60 м. Колхозники ходили по краю, но им повезло. Всё обошлось, и никто не пострадал.

Не повезло другой группе. По сообщениям из Карачаево-Черкесии 14 сентября на леднике Алибек случилась трагедия. На группу туристок обрушились большие глыбы льда, когда они фотографировались на фоне ледника. Две женщины погибли, а ещё одна в тяжелом состоянии. Как говорит их гид, он отговаривал их подниматься к леднику, но они настояли на своём. В спасательной операции участвовали 26 человек и специальная техника.

Спасы:

Сейчас, когда к делу подключилась прокуратура и следственные органы, многие СМИ пишут, что группа не была зарегистрирована в МЧС, чем нарушила главное правило безопасности в горах. Однако на деле никто из многочисленных туристов об этом не знает, информация отсутствует. Из Домбая ведут множество популярных маршрутов. По ним проходят сотни и сотни туристов. В каждом ущелье есть КПП заповедника и пограничников. А где МЧС, где регистрация и консультации по особенностям маршрута? Их функции отчасти выполняют только сотрудники заповедника.

Печальные события показывают, что для обеспечения безопасности в горах сейчас очень не хватает информации непосредственно на маршруте. Кто мешает поставить информационные щиты на выходах и в центре Домбая с указателями на центр МЧС? Что мешает установить указатели на основных тропах и развилках? Что мешает поставить предупреждения и запрещающие знаки на реально опасных участках? Впереди ещё много работы, чтобы обеспечить комфорт и безопасность не только в гостиницах, но и на горных тропах.

Наши горы прекрасны. С каждым годом увеличивается поток горных туристов, желающих увидеть всё своими глазами. Очень хочется, чтобы общение с горами всегда оставалось безопасным, дарило нам только восхищение и радость.

На леднике Алибек обрушившийся грот похоронил туристов

О некоторых опасностях ледников и неподготовленные, и даже подготовленные туристы даже не подозревают. Очень большую опасность представляют подтаявшие камни поверхностной морены ледника или просто лежащие на льду камни, упавшие со склонов гор . Такой камень может подтаять и покатиться вниз вне зоны видимости за перегибом склона - с большой высоты. Набрав большую скорость такой камень может прокатиться даже по протяжённому пологому и горизонтальному участку и обрушиться внезапно на ничего не подозревающих туристов. Один такой случай произошёл у нас (в группе ветеранов-альпинистов Санкт-Петербурга) на леднике Кашка-Таш на ледовых занятиях в нижней части ледника в начале августа сего 2021 г. Выше крутого участка там был пологий участок с трещинами , по которому я проходил, и никаких опасных камней не наблюдал. Камень "пришёл" откуда-то сверху и пришёл вниз, обойдя трещины. Его мы увидели уже на подходе, - метрах в 15-20 (камень большой, кг тоже 15-20) . Те, кто увидел - сразу закричали"Камень!!!". В опасной зоне оказался один молодой участник напротив ледяной расщелины, в которую упал камень. Он успел отпрыгнуть к соседней расщелине. Камень упал и застрял во льду, не дойдя до уровня нижней площадки, на которой все мы стояли. У меня в практике был и другой неприятный случай с падением подтаявшего камня. Я его описал в статье о походе 2007 года: http://www.mountain.ru/article/article_display1.php?article_id=2315 . Вот об опасности таких "само-падающих" камней, лежащих на открытом льду, надо помнить, и вести себя очень внимательно даже в низовьях ледника,где, как кажется, опасностей подвижек льда нет, и все трещины видны. Причём большой камень может идти вниз со стуком, а вот не очень большой камень может падать и бесшумно,и почти невидимо из-за своих малых размеров. Но и небольшой камень, набравший хорошую скорость,может быть смертельно опасен,- камни не только набирают большую линейную скорость,но и сильно закручиваются,когдакатятсяпосклону. Ледовые скаты их тормозят мало, причём падающий камень может сталкиватьи другие камни, и рассыпаться на несколько частей,- такие случаи известны. Поэтому каску на леднике лучше надеть - и на случай падения, и на случай схода "шальных" камней. Для форума"перевал" (https://pereval1959.kamrbb.ru/): Данный же случай внезапного падения льда по отдельным признакам подходит для нашей ветки "аналогии и похожие случаи". Хотя бы, как иллюстрация различных последствий для участников группы при сходе обвала. Кто-то погиб, кто-то получил травмы, а кто-то вообще не пострадал (две участницы погибли, одной камень срезал ступню). Добавление: Да, - вот здесь, как я понял по показаниям свидетеля, как раз имел место внезапный сход камня с ледника на группу туристов. В горах могут представлять опасность и камни, скатывающиеся по любому рельефу: по снегу, по траве, по скалам, по льду и даже отражённые водой при сходе селей. Два года назад при сходе селя в Адыл-Су вся река при взгляде снизу выглядела огненной. Над грязевым потоком летела туча камней,которые сталкивались в воздухе и "сыпали искрами"... В теснине русла напротив альплагеря Шхельда в русло реки падали обломки скал с габаритами более 15 м. Эти обточенные селем валуны там и сейчас лежат в русле.