Горы мира > Памиро-Алай >

Автор: Надя Оленёва, Пермь

Пик Острый 4818

Летом 2021 года мы (Надежда Оленёва, Марина Попова и Мария Дюпина) совершили первовосхождение на пик Острый (4818 м.), находящийся в ущелье Орто-Чашма (исток реки Дукенек) в Киргизии. Экспедиция состоялась при поддержке гранта Grit&Rock Марии Гордон.

Ущелье Орто-Чашма находится между ущельями Каравшин и Ляйляк на юге Киргизии. Рядом с пиком Острый находятся известные стены пиков Аксу (5217м), Блока (5239м) и Пирамидального (5509 м). Безымянный пик 4818 привлек наше внимание благодаря своей красивой игловидной форме. Мы нашли фото и немного информации о нем в отчетах горных туристов. К нашей горе мы поднимались по ущелью Орто-Чашма. До слияния речек Ак-Тюбек и Дукенёк идет хорошая тропа, а выше вдоль речки Дукенек ходят только местные пастухи с отарами овец, альпинисты и горные туристы бывают там не часто. Штурмовой лагерь мы разбили прямо под стеной, у ледника. Мы потратили несколько дней на подъем груза и снаряжения в лагерь и изучения стен горы. И, просмотрев варианты подъема, решили лезть по крутому восточному гребню.

GPS координаты вершины пика Острый: N 39.585895 E 70.129268

Характеристики маршрута «Восточный гребень»:
  • Перепад высот 550м
  • Сложность участков VII+ (UIAA), 6b+/6c (fr), A3 (50m), ED/ED+
  • Протяженность стенной части 620 метров + 400 по гребню. Общая протяженность 1020 метров.
  • 4 августа мы вышли из лагеря ранним утром около 4:30.
    От ледника подход по крутой крупной осыпи на плечо под восточным гребнем.

С плеча около 150 м по простым скалам на небольшую полочку с огромным рыжим камнем. Отсюда начинается техническая часть маршрута. Начали работать в 6 утра. Лазанием вверх по широкой расщелине в направлении карнизика, карниз обойти слева по пологим плитам, далее вверх по внутреннему углу выйти на простые скалы. Этот участок 120 м, III-IV (4 м V во внутреннем углу после карнизика).

Далее вверх по простым скалам 60 м II-III, после траверс 20 м влево к основанию широкой щели, уходящей вправо. По щелям и каминам двигаться в направлении большой полки под огромными нависающими карнизами, 160 м, IV-V, с короткими сложными участками VI (6b)

Далее крутизна увеличивается, и начинаются ключевые веревки маршрута. С правой части полки вверх по стене, оставляя большие карнизы слева. Рельеф не всегда надежный, гудящие нашлепки и маленькие зацепки. 60 м, VII (6с/7а) A3. На этом участке мы применяли ИТО. Рельеф достаточно сложный, и из-за плохой погоды, снега и мокрых скал не удалось пройти его свободным лазанием.

Далее рельеф уводит влево на хорошие надежные щели, по ним двигаться в направлении большого внутреннего угла. Около 90 м, VI (fr.6b).

Не доходя угла, траверсировать вправо и по пологим гладким плитам через нависающую щель выйти на гребешок, по нему к полке под башней. 50 м, VI (fr. 6b), A1

По полке траверс влево 40 м, II. Отсюда влево вверх по плите, а после по нависающим щелям и внутреннему углу выйти на гребень, 30 м, VII (fr. 6b/6c), A1. На этом участке также использовали ИТО, щели были обледенелые, во внутреннем углу лёд.

Линия с категориями

На всей стенной части маршрута мы использовали «красноярскую» одновременную схему передвижения. Лидер делал станции через каждые 30 м, второй и третий в связке двигались по закрепленным веревкам. Рельеф позволял все станции сделать на своих точках. Шлямбура на маршруте не били.

На гребне мы выровняли площадку под палатку и организовали место ночевки.

На следующее утро 5 августа в 8 часов начали движение по гребню. Жандармы обходили слева. Перед вторым жандармом дюльфер влево 20 м. Протяженность гребня 400 м, II-III.

По гребню двигались одновременным лазанием. На вершине были 5 в 10 утра.

Погода в день восхождения была плохая. В 9 утра пробрасывало снегом, после обеда погода ухудшилась окончательно. Нужно отметить, что всю неделю погода стояла плохая, рассчитывать на ее улучшение мы не могли, поэтому было принято решение 4 августа начать двигаться на маршруте несмотря на снег. Из-за снега и мокрых скал пришлось один участок (около 50 м) пройти с использованием ИТО. В хорошую погоду весь маршрут можно пройти свободным лазанием.

Ни на вершине, ни на стене, ни на спуске мы не обнаружили следов человека, поэтому можно с уверенностью сказать, что это первовосхождение. На вершине мы сложили тур из камней и оставили маленькую капсулу с запиской.

Спускались по западному гребню в сторону перевала Тро-блок (8 дюльферов по 50-60 метров, оставлено 4 станции на якорях и расходные репшнуры). Спуск занял 5 часов. В 3 часа дня мы спустились на ледник под стены пика Блока и по леднику вернулись в штурмовой лагерь.

Швейцарские каникулы — это 3 четырехтысячника за 4 дня!

Мейнстрим сезона — маршрут Олега Хвостенко на пик Звездный, 6а к. т.

Таинственный пик 4818

Орточашма-2021. Краткие итоги экспедиции

Молодцы девушки!

Красивая вершина! Красивые девушки! Красивое восхождение!