Автор: Валерий Тихоненко, г. Гомель

Отчет о горном походе 3 к.с. по Западному Кавказу совершённом с 4 по 26 августа 2021г. Часть 2.

11 августа 2021 (Среда)

8-й день (Днёвка)

Д.р.Уллу-Муруджу

Проснулись все где-то в 7.30. Солнечно! Спалось отлично(!) - всем. Выспались и отдохнули. Неспеша приготовили завтрак и покушали в 9.00. После, завхоз посмотрел сколько и какие продукты остались после 1-й части похода. Получилось, что всё почти съели. Осталось только неизрасходованных 4-ре газбалона (пригодятся). На днёвке все пошли стирать свои вещи, сами мыться, сушить свои вещи, залечивать свои мозоли, отдыхать морально - наблюдая и любуясь за природой этого чудного уголка Тебердинского заповедника. Таким образом мы настраиваемся на 2-ю часть нашего похода. Пообедали плотно в 14.00. Было очень вкусно. Ребята чуть позже сходили прогуляться в малинник ниже по тропе от нашего лагеря. Погода весь день солнечная и с облачками белыми. Поужинали потом в 19.00. Посидели, поговорили и разошлись спать по палаткам в 19.45. Заснул не сразу, но спалось хорошо. Дождя ночью не было.

Ф.133 Группа на днёвке.

12 августа 2021 (Четверг)

9-й день

Д.р. Уллу-Муруджу

Проснулись в 5.00. Неспеша стали собирать свои вещи. Покушали в 6.10. Дособирали свой лагерь ив 6.50. вышли дальше вверх в путь. Погода хорошая: без дождя, голубое небо с белыми облачками. Идём по тропе по берёзовой «кустообразной» роще. Тропа хорошо вида. Она идёт правым (ор.) берегом р.Уллу-Муруджу. В 7.10 мы вышли из этой берёзовой рощи. Тропа идёт дальше через луга и вкрапления соснового и берёзового перелеска. Вскоре справа по ходу от тропы видим небольшое озерцо, а вокруг мёртвые стволы деревьев. В 7.25 проходим справа от тропы хорошую стоянку: с брёвнами, кострищем, хорошим местом для 3-4 палаток, рядом голубоватозеленоватая речка течёт, слева стоит домик(Ф.134). В 7.30 сели на привал (шли-40’). Солнца пока нет. Трава на полянах стоит по грудь и выше. Цветут море фиолетовых цветов(Ф.135-136). Роса. Вышли дальше в 7.45. Тропа плавно начинает набирать высоту и идёт, то через камни, заросшие травой, то через луга, то через берёзовые и сосновые рощицы. Стоянка была одна (в 8.05) на всём протяжении этих 45’справа (по ходу) от тропы. Вода рядом, а места под палатки (2-3шт.) вытоптаны на луговине слева от тропы (кострище и брёвна - есть). В 8.20 вышли на луговину из перелеска, где долина расширяется и становится ровной. Идти - одно удовольствие. Приятно взору смотреть вперёд(Ф.137). Появляются скалистые отроги на левом борту долины. Сели в 8.30 на привал (шли-45’). Солнышко стало нас освещать ещё в 8.00. Красотища! Вышли дальше в 8.45. Идём по тропе обходя две зелёные терраски, залитые водой. Обходим их, прижимаясь к правому(ор.) травянистому склону. Далее тропа идёт по альпийскому разнотравью - не передать словами! Вдоль тропы растёт много вкусной малины. Пытаюсь эту красоту передать фотографиями и видео(Ф.138). В 9.23 проходим большой валун, где под ним лежат несколько плоских камушков для стола и сиденья. Палатки можно ставить рядом, а вот вода - ниже по склону. Проходим дальше и сели на привал напротив водопада, стекающего с левого скального борта д.р.Уллу-Муруджу в 9.30 (шли-45’). Светит солнышко - красотище! Идётся всем - отлично, приходится их сдерживать. Вышли дальше в 9.45 (P.S. Кстати мы отдыхаем почти напротив озёр: Анютины глазки, Чёрное и Голубое ~ в 300м. ниже). Прошли по тропе 5’и в 9.50 выходим на шикарную стоянку в берёзовой роще(Ф.139). Вода рядом в маленьком родничке, есть кострище, котелки и ровные места под палатки в тени берёз. Красота вокруг! Дальше тропа начинает набирать высоту и прижиматься то к реке, то взбираться по травянисто-каменистому склону. Она промаркирована «туриками», но в некоторых местах: среди камней и кустарниковых зарослях можжевельника - пытается потеряться(Ф.140,141). Но «турики» - хорошо видны. Сели в 10.30 на привал выше стекающего водопадом потока из озера Голубое (шли-45’). Выше - долина Уллу-Муруджу сужается. Вышли дальше в 10.45.В 11.00 тропа закончилась и перед нами виден крупнокаменистый склон, спадающий с правого (ор.) склона, и он перегораживает вход в верховье долины. С него стекает водопадом сама река(Ф.142). Идём вверх на зелёную луговину, а далее по камням выбирая лучшие места для прохождения. Мы ушли слишком вверх на камни, а затем стали спускаться по каменистой осыпи вниз. Местами на камнях видели «турики». Сверху открылась красивенная, ровная, травянистая терраса. Речка течёт в «молочных берегах»(Ф.143). Правда травянистое поле всё заболоченное. Сели на привал, как только мы спустились с камней на ровную травянистую луговину. Время прихода сюда в 11.35 (шли-50’). Солнечно, красиво и дует лёгкий ветерок. Видели при подъёме двух медвежат и одного медведя вдали, но пока мы шли - они перебежали на левый берег реки. Вышли дальше в 11.45. Идём по ровной, заманчивой, травянистой террасе прижимаясь к правому(ор.) склону покрытому камнями, кустарниками можжевельника и рододендрон. Трава кочкообразная, а между ними глубокие ямы с водой. Обходим затопленную террасу и в 12.05 вышли на пологий травянистый вынос, где с его боков стекают маленькие ручейки. До него - мы по камням перешли хороший поток, стекающий с правого(ор.) борта долины и пройдя 5’мы и вышли на это место стоянки. Солнечно. Поставили палатки в 12.25 (шли ещё-20’)(Ф.145). Ветрено, гонит ветер облака, но пока без дождя. Красиво! Дежурные быстро приготовили обед до дождя в 13.30. Вкусно поели и дождик разогнал нас по палаткам. Чай пили в 14.00 в палатках. Дождик то идёт, то прекращается, облака разорваны, а мы лежим довольные, сытые в непромокаемой и укреплённой от ветра палатке. В 16.00 дождик прекратился, но к 17.15 снова затягивает п.Муруджинская игла. В 19.00 был готов ужин. Мы ели в палатках, т.к. шёл дождик. Говорим о том о сём. Спать легли в 20.00. Пошла гроза в 20.05, но прошла за 30 минут и ушла. Спалось хорошо. Ночью ветра и дождя не было.

Расчёт ходового времени:

Подъём по тропе от места ночёвки правым берегом д.р.УллуМуруджу через берёзовые и сосновые рощи, пологие травянистые и слегка заболоченные террасы до начала подъёма на левый(ор.) (противоположный) борт долины Уллу-Муруджу к Чёрному и Голубому озёр шли - 2ч.10мин.

Подъём по тропе промаркированной «туриками» через каменистые выносы поросшие травой и кустарником(рододендрон и мозжевельник) с ощутимым набором высоты до слияния потока стекающего от озера Зелёное с правого борта д.р.Уллу-Муруджу с рекой Уллу-Муруджу затратили - 1ч.55мин. Чистое ходовое время - 4ч.05мин. Прошли - 8,5км.

Ф.134 Стоянка в д.р.Уллу-Муруджу.

Картосхема №8

Ф.135 Д.р.Уллу-Муруджу Ф.136

Ф.137 Разнотравье д.р.Уллу-Муруджу.

Ф.138 Подъём по Уллу-Муруджу

Ф.139 Стоянка в берёзовой роще.

Ф.140 Каменистый завал, поросший кустарником, но «турики» - есть.

Ф.141 Средняя часть д.р.Уллу-Муруджу. Движение по «турикам».

Ф.142 Каменистый завал закрывающий вход в верховье д.р.Уллу-Муруджу.

Ф.143 Верховье д.р.Уллу-Муруджу. Снято с верха каменистого завала.

Ф.144 Левый(ор.) борт д.р.Уллу-Муруджу. Взгляд назад.

Ф.145 Ночёвка группы в верховьях д.р.Уллу-Муруджу.

13 августа 2021 (Пятница)

10-й день

Д.р.Уллу-Муруджу - пер.Уллу-Муруджу(2А,3327м.,ск.-ос.,№78) - урочище Рынджи

Проснулись в 5.00. Погода: ветер, гоняет грозовые облака, иногда накрывает дождь. Быстро собрались. Поели в 5.50. Вышли в 6.25. Идём без тропы пересекая множество мелких ручейков, которые текут по заболоченной зелёной террасе. Мы идём, прижимаясь к правому (ор.) борту долины на границе склона и ровной террасы(Ф.146,147). Держим направление на левый (по ходу) цирк, где спрятаны множество перевалов в том числе и наш пер.Уллу-Муруджу(2А). Под травянистый взлёт в этот наш левый (по ходу) цирк мы подошли в 7.05 (шли-40’)(Ф.148). Отдыхаем. Дождик идёт лишь с перерывами и мелкий, а так его почти нет(Ф.149). Вышли в 7.15. Дальше идём травянистым склоном (крутизной до 25гр.) без тропы, зигзагом набирая высоту в самый правый(!) орографический цирк (если по ходу, то в левый). В 7.40 (25’) мы вышли на сам верх этого травянистого склона. Поднимались слева (по ходу) от потока, стекающего с бараньих лбов в 50-70м. На верху травянистой террасы очень уютно, просторно, множество спокойных ручьёв, есть возможность разбить целый лагерь палаток. Дальше мы идём правым(ор.) берегом ручья и ручейков держа направление на поток, стекающий прямо(!) от нас(Ф.150-А). По ходу нашего движения есть ещё один поток, но он стекает справа от нас сразу за стеной скального выхода. Склон там (за скалами) переходит в травянисто-осыпной с крутизной до 35гр. и он выведет нас к верхнему очередному озеру спрятанному среди осыпи (2984м. на Ляпинской карте №9)(Ф.150-Б). Нам туда не надо.

P.S. Хотя с пер.Уллу-Муруджу(2А) это озеро хорошо видно и даже можно идти в верхний цирк нашего перевала по осыпям. Правда этот путь на мой взгляд трудоёмкий (Ф.160 и 163).

Мы идём по траве (полого) - держа направление на поток, стекающий прямо на нас с бараньих лбов. Начинаем подъём по травянистому склону с вкраплениями камней. Сели на привал в 8.00 (шли-45’) чуть (30м.) ниже от потока, стекающего с бараньих лбов. Погода облачно, но без дождя. Вышли дальше в 8.15. Поднимались по узкой (шириной до 10м.) травянистой полке и крутизной до 35гр. вверх по правому (ор.) берегу этого потока, который стекает по скалам от нас справа в 15-20м. За 5’мы поднялись по травянистому склону и лёгкой «сыпушке» на верх. Перед нами открывается очередной цирк с увалами и «бараньими лбами»(Ф.151-А,Б). Сверив с картой наше направление, мы продолжаем идти прямо по ходу держа направление на травянистый склон, выводящий нас на «сыпуху» и лёгкие скалы вверху. Крутизна травянистого склона до 35гр., осыпного и лёгких скалок - до 40гр. в вверху(Ф.152). На сам верх «бараньих лбов» мы вышли в 8.55 (шли-40’). Все подошли в 9.05. Ветрено. На самом верху сразу находится озерко и ещё одно рядом поменьше(Ф.153). Явных мест для палаток возле озерка мы не увидели. Кругом одни камни. Вышли дальше в 9.20. Обходим озеро справа по ходу и по тропке держим направление на низ правобережной морены. Далее логическим путём среди каменистых небольших увалов с крутизной от 15-25гр. держим направление к нашему перевалу(Ф.154). По пути нашего движения мы находили несколько ровных песчаных мест как будто тут раньше были озёра с водой, но потом вода ушла. Подымаемся вверх по каменистой осыпи(Ф.155), входим в «карман», где лежит снег(Ф.160) и по нему мы подходим под наш перевальный взлёт пер.Уллу-Муруджу(2А)(Ф.159). Сели на привал в 10.05 (шли-45’). Все поднялись в 10.10. Вышли дальше в 10.20. С правой (по ходу вверх) стороны перевала «сходят» камни (!!)(Ф.156). В 10.55 поднялись по осыпному склону и мелкой осыпи (крутизной до 35гр.) к скалам(Ф.157). Шли плотной группой. У скал, где мы все собрались находится ранклюфт(Ф.161). Отсюда хорошо виден весь перевальный взлёт пер.МТИЛП(2А)(Ф.162). Скалы правого (ор.) борта перевального кулуара укрывают всю группу от возможного падения камней. Достали верёвки и в 11.10 Тихоненко В. пошёл провешивать верёвку. От места сбора всей группы (в ранклюфте) уходим 1015м. вправо по ходу по осыпи, подходя таким образом к началу кулуара ведущего на саму седловину(Ф.157). В нижней части скально-осыпного кулуара мы ушли вправо-вверх к скалам. Сам выход к скалам не простой, т.к. снег сильно отошёл, обнажив разрушенную скально-осыпную горловину и сам кулуар. Зацепов здесь очень мало, и они мизерные, а те что есть - выламываются со склона. В этом месте крутизна склона самая большая (до 50гр., ~5м.) Сами скалы левого(ор.) борта кулуара - «зализаны», средней трудности и рушатся. Через ~15м. лазания вверх забил один промежуточный крюк, повесил оттяжку, а ещё через 15м. нашёл чужой крюк с развязанной(?) петлёй. Завязал свою петлю в этот проверенный мною крюк и, прощелкнув свою верёвку, пошёл дальше вверх. Крутизна склона в средней части кулуара до 45гр. Верёвки в 50м. до самого верха не хватило, нарастили ещё 2-ю верёвку. Выше средней части кулуара «на честном слове» лежит большой «чемодан» готовый сорваться в низ. В верхней части идёт лёгкое лазание по скалкам и местами движение по мелкой осыпи (крутизна склона 3540гр)(Ф.163,164). Камни на всём протяжении - «живые». На сам верх пер.Уллу-Муруджу(2А) первый вышел в 11.45. Всего на подъёме мы провесили ~70м. перил от ранклюфта и до седловины. На самом перевале висели петли из нескольких верёвок, закреплённые за скальный выход-камень. Проверив эти петли, навязав свою петлю я закрепил перила. В 11.55 - поднялся Дима Станкевич в 12.15 - Виталий в 12.35 - Оля. Пошёл дождь. Все, кто были на седловине - спрятались от дождя под тентом сев на свои рюкзаки. Не повезло тому, кто поднимался по перилам, т.к. их поливал дождь. Все поднялись в 14.20(Ф.165). Дождь прекратился в 14.30. На седловине есть площадка под одну палатку, но воды нет. Тур находится в нижней части седловины. Спуск с пер.Уллу-Муруджу(2А) начали в 14.50 (Ф.167).

Спусковой петли с самой седловины перевала в сторону д.р.Даут - не было. Нам пришлось сделать свою петлю на спуск соединив её с подъёмной петлёй для подстраховки. Спускаться от подъёмной петли в сторону д.р.Даут - очень неудобно из-за 5-и метрового отвеса (Ф.166).

1-я верёвка на спуск составляет 50м. прямо вниз(Ф.168-А,Б). Её не хватило (~15м.) до петли из белой ленты, закреплённой на большом плоском валуне, лежащем на осыпном склоне спускового кулуара(Ф.169). Выше в ~10м. на скалах правого (ор.) борта этого кулуара, там, где закончилась наша 1-я верёвка мы увидели забитый крюк с петлёй. Мы удивились этому. Как она могла там оказаться (крюк с петлёй)? Но потом до нас дошло, что много лет назад снег здесь лежал большой толщиной и поэтому в том месте и забили спусковой крюк. Снег стаял, а станция - осталась. Также и петля на плоском камне: видать тут снег лежал от самого верха седловины и до этого камня с петлями, все спускались по снегу. Но потом, дойдя до камня, вешали петлю и верёвку.

В конце нашей 1-й верёвки мы сделали станцию из двух крючьев и сблокировали петлёй. Эта станция находится на правом(ор.) скальном борту спускового кулуара. Крутизна этого скально-осыпного кулуара составляет ~45гр. и в нижней её части он уходит влево(лицом к склону)(Ф.169). Склон этого кулуара разрушенный и всё «едет» из-под ног. Кулуар узкий, скалы - разрушенные.

2-я верёвка (45м.) уходит вниз(~20м.) и влево (если стоять лицом к склону во время спуска «дюльфером»). Повернув влево - надо прижиматься к левым скалам вплотную(Ф.170,171-Б), т.к. если спускаться прямо вниз, то выйдешь на «бараньи лбы» и сброс(~30м.), где верёвки может не хватить(Ф.172). После скал слева (лицом к склону) идёт выход на среднекаменистую осыпь, лежащую прямо под скальными сбросами (~10м)(Ф.171-А). Забили крюк и закрепили нижний конец 2-й верёвки. Спускаемся аккуратно, чтобы не сбросить камни. В 17.00 продёрнули 2-ю верёвку. После спуска всей группы по 2-й верёвке мы уходим влево (если стоять лицом к склону) по крупной и среднекаменистой осыпи ~20м., и затем выходим на снег(Ф.171-Б,172,173). Перед выходом на снег мы одеваем кошки. Крутизна снежного склона до 35гр. До пологой части спустились в 17.45

(Ф.174). Сняли кошки, спрятали верёвки и пошли в 17.50 по средней и мелкой «сыпухе» по каменистым увалам(Ф.175,177). Держим направление на левую часть озера (если смотреть вниз по ходу)(Ф.174,176,179). Ниже озера идёт сброс(Ф.180). К нему (сбросу) мы спустились по травянистым бугоркам и частично осыпям. Время прихода сюда 18.30. Сели на привал. Здесь есть возможность поставить палатки на ровных травянистых местах.

P.S. Мы решили идти вниз, думая, что засветло успеем спуститься к озеру находящемуся у слиянии рек Рынджи и Даут понадеявшись на «правдивое» описание всё той же московской группы под руководством Чистякова М.В. за 2004 год

«...Далее 15 мин. спускаемся одновременно в связках по широкому, постепенно

выполаживающемуся снежному склону - закрытому леднику, стекающему с северо-восточных склонов Муруджинской иглы, до конечной морены ледника. Фото 12. На морене развязываемся, снимаем кошки. Устраиваем обеденный привал. (Это место у нас в описании - «пологая часть»)

После обеда продолжаем спуск. Уходим по морене вправо до ручья стекающего с ледника, переходим его по камням. Далее спускаемся вдоль правого его берега по живой, но не крутой (20 гр.) средней осыпи до места его впадения в реку Рынжи. Вдоль правого берега Рынжи по пологим трав янистым склонам идет тропа. От конечной морены до тропы - 25 мин. По довольно хорошей тропе вдоль правого берега Рынжи еще через 20 мин. подходим к небольшому глубокому озеру. Озеро расположено чуть выше места впадения реки Рынжи в реку Даут, в кармане дре вней заросшей кустарником и рододендронами морены. Озеро слабо проточное, вода в нем очень теплая. На берегу есть площадки под палатки. Дров нет. Высота 2400 м. Фото 13...»

Исходя из этого описания видно, что московская группа затратила всего лишь 45мин.(!) времени, чтобы спуститься от перевального взлёта (где они сняли кошки и обедали) и до озера на слиянии рек Рынджи и Даут. А т.к. мы уже прошли определённое время (40’) на спуск от перевального взлёта до (чуть ниже верхнего озера) сброса, то мы решили (поверив московскому описанию), что должны успеть дойти до нижнего озера и пошли дальше вниз. Но, когда мы прошли ещё 40 мин. и мы не дошли до озера, а мы всё ещё на травянистом склоне(!?!), то мы поняли, что описание по части времени не соответствует действительности.

Чуть позже я достал своё описание пройденного этого места, где мы тогда спускались с пер.МИФИ(2А) и до д.р.Даут в далёком 2000 году. Нас было тогда 3чел. и мы были молоды и полны сил:

«(2.08.2000. 6-й день)...Работа с верёвками от пер.МИФИ заняла

2ч30мин(12.15)(см.Ф.42). Далее надо уходить траверсом влево по леднику придерживаясь левого(по ходу) склона до выполаживания и выхода на камни (25мин. хода по леднику).

Связки!(см.Ф.43,44). За 45мин. по каменистой осыпи спустились вниз и перешли на правую сторону реки Рынджи . Спуск не крутой (до 30гр.). Ещё 45мин. спуска логическим путём по правому травянистому берегу реки Рынджи траверсом ушли вправо и вышли в д.р.Даут(см.Ф.45). Повернули вправо и стали подниматься по левому берегу реки Даут ...»

(ТихоненкоВ.В.)

Из моего описания видно, что мы на спуске от ледника затратили 2 раза по 45мин. Глядя на Ляпинскую карту и мои фото 174,176,179-180 можно понять, что наш спуск с пер.МИФИ и наш теперешний (с пер.Уллу-Муруджу) примерно одинаковы, а сопоставив наше время - оно почти одинаковое(!). Только вот время на спуск у московской группы не «вяжется» с нашим в целых 45мин., а то и больше (ведь они вели отсчёт от верхнего цирка пер.Уллу-Муруджу). Допустим они «скакали» по тропе, а мы нет, но я думаю, что мы не уступим им по скорости при движении по камням. Вывод: будьте предельно аккуратными с техническими описаниями взятыми из «интернет ресурсов», и не только от туда, т.к. понадеявшись на те описания - можно попасть впросак, который может привести к ЧП. Мы уже не раз обжигались по части описаний взятыми из «инета» в разных походах.

Вышли в 18.40. Впереди виден травянисто-осыпной склон. Слева от нас течёт ручей-поток. Мы идём по правому(ор.) берегу с крутизной склона до 35гр. Солнечно. От верха сброса логическим путём идём траверсом вправовниз, держась больше травянистых склонов(Ф.180). По пути пересекли несколько (3-4) мелких ручьёв и один поток покрупнее. Он берёт своё начало с ледника правого(ор.) борта цирка (из-под пер.МИФИ(2А)(Ф.178-179). Местами пересекали каменистые осыпи шириной до 30м. Темнеет. Ровных мест под палаток уже нет. Все сильно устали. Трава высокая. Спрятанные в них камни мешают идти вниз, скользят ноги. Появляются кустарники рододендрон. В 19.20 стали на травянистом склоне возле большого валуна(Ф.181). Ставим лагерь (шли-40’). Вода - в р.Рынджи. Быстро приготовили ужин с обедом. Поели в 20.40. Погода звёздная. Луна только «родилась». Обсудили сегодняшний день работы и на завтра утром.

Разошлись по палаткам в 21.30. Ночью и под утро (где-то с 5 до 6 утра) шёл дождь. Спалось хорошо, т.к. устали и несмотря на постоянное «съезжание» тел в низ палатки - мы выспались.

Расчёт ходового времени:

Подъём по травянистой, заболоченной террасе под начало травянистого подъёма в восточный цирк д.р.Уллу-Муруджу - 40мин.

Подъём по травянистому и местами скально-осыпному склону через 3и уступа(сброса) к озеру(2959м.) - 1ч.25мин.

Подход под перевальный взлёт от озера по среднекаменистой осыпи и снежникам (крутизной до 25гр.) занял - 45мин.

Подъём по средне и мелкой осыпи крутизной до 35гр. в ранклюфт под скалы и в самой верхней части по снегу (длиной ~15м.) шли - 45мин.

Подъём первого участника от ранклюфта без рюкзака вверх по скальноосыпному кулуару (забив 1 крюк и использовав 2-й с петлёй) крутизной от 50гр. (в нижней части кулуара) и 40гр. в верхней, провесив ~70м. перил ушло - 35мин.

Все поднялись на перевал (в том числе и время 1-го участника) по перилам за - 3ч.10мин.

Спуск «дюльфером» с пер.Уллу-Муруджу(2А) по скально-осыпному кулуару шириной до 15м. и крутизной до 45гр. всей группой (7чел.) с провешиванием 2-х верёвок(50 и 45м.) с их продёргиванием заняло - 2ч.10мин.

Спуск-траверс (20м.) влево (лицом к склону) по средней осыпи, одевание кошек и спуск по снежному склону крутизной до 35гр. до пологой части ушло - 45мин.

Спуск по каменистой осыпи до озера и далее по травянисто-осыпному склону (30гр.) правым берегом р.Рынджи траверсируя правый(ор.) склон до места ночёвки группы - 1ч.20мин.

Чистое ходовое время - 11ч. Прошли - 6,5км.

Ф.146 Движение группы от места ночёвки в верховье д.р.Уллу-Муруджу

Картосхема №9

Ф.147 Подход группы к началу захода в северный цирк д.Уллу-Муруджу.

»А»- начало захода к перевалу.

Ф.148 Травянистый заход к перевалу.

Ф.149 Д.р.Уллу-Муруджу. Взгляд назад.

Ф.150-А Панорама входа в восточный цирк д.р.Уллу-Муруджу. Ф.150-Б

Ф.151-А Панорама «бараньих лбов» средней части восточного цирка Ф.151-Б

д.р.Уллу-Муруджу. Путь захода группы к озеру.»А»-точка соединения 2-х фото

Ф.152 Выход к озеру и в верхний цирк пер.Уллу-Муруджу.

Ф.153 Вид от озера на пер.Уллу-Муруджу(2А) со стороны д.р.Уллу-Муруджу.

Ф.154 Верхний цирк пер.Уллу-Муруджу(2А) со стороны д.р.Уллу-Муруджу.

Ф.155 Группа в верхнем цирке пер.Уллу-Муруджу(2А) со стороны д.р.Уллу-Муруджу.

Ф.156 Перевальный взлёт пер.Уллу-Муруджу(2А) со стороны

д.р.Уллу-Муруджу. Снимок сделан с увеличением от озера (см.Ф.153).

Ф.157 Скально-осыпной склон пер.Уллу-Муруджу(2А).

Снято со стороны д.р.Уллу-Муруджу. Зелёный пунктир - перила.

В

Ф.158 А,Б,В Фото взятые из интернет отчётов разных групп этого перевала.

Ф.159 Пер.Уллу-Муруджу(2А) со стороны д.р.Уллу-Муруджу.

Ф.160 Д.р.Уллу-Муруджу. Снято при подъёме группы к пер.Уллу-Муруджу. Красный цвет - возможный путь подъёма зелёный - пройденный путь.

Ф.161 Группа в ранклюфте под перевальным взлётом пер.Уллу-Муруджу(2А).

Ф.162 Пер.МТИЛП(2А) со стороны пер.Уллу-Муруджу(2А)(от ранклюфта).

Ф.163 Вид с пер.Уллу-Муруджу(2А) в сторону д.р.Уллу-Муруджу.

Ф.164 Подъём участника на седловину пер.Уллу-Мурудж

Ф.165 Группа на пер.Уллу-Муруджу. Ф.166

Ф.167 Спуск 1-го участника с пер.Уллу-Муруджу(2А) в д.р.Рынджи.

Ф.168-А Спуск группы с пер.Уллу-Муруджу(2А) в д.р.Рынджи. Ф.168-Б

Ф.169 Вид на среднюю часть кулуара.

Ф.170 Вид на нижнюю часть кулуара Снято от точки крепления 2-й верёвки. и дальнейший траверс по осыпи.

Ф.171-А Нижняя часть спускового кулуара пер.Уллу-Муруджу(2А). Ф.171-Б

Снято со стороны д.р.Рынджи.

Ф.172 Кулуар ведущий на пер.Уллу-Муруджу(2А) со стороны д.р.Рынджи.

1,2,3 - точки крепления верёвок. Пунктиром показан спуск по перилам.

Ф.173 Перевальный кулуар ведущий на пер.Уллу-Муруджу(2А) со стороны д.р.Рынджи.

Ф.174 Вид в д.р.Рынджи от перевального взлёта пер.Уллу-Муруджу(2А).

Ф.175 Верхний цирк пер.Уллу-Муруджу(2А) со стороны д.р.Рынджи.

Ф.176 Спуск в д.р.Рынджи.

Ф.177 Верхний цирк пер.Уллу-Муруджу со стороны д.р.Рынджи.

Ф.178 Пер.МИФИ(2А) со стороны д.р.Рынджи. №1 и 2 - спусковые кулуары.

См.Ф.182-А ниже.

Ф.179 Правый(ор.) борт д.р.Рынджи. Снято при спуске с пер.Уллу-Муруджу(2А).

Ф.180 Вид в д.р.Рынджи (д.р.Даут) от устьевого сброса (чуть ниже озера).

Ф.181 Ночёвка группы в д.р.Рынджи.

«А» - озеро и возможное место ночёвки.

14 августа 2021 (Суббота)

11-й день Д.р.Рынджи - д.р.Даут - правобережная морена лед.Даут

Проснулись в 7.00. Идёт дождь. Лежим в палатках и вылеживаем бока, ждём окончания дождя. В 7.35 дождь прекратился. Стали готовить завтрак и неспеша собираться. Поели в 8.45. Собрали свой лагерь и вышли в 9.10. Льёт моросливый дождик. Идём в низ правым(ор.) берегом р.Рынджи по травянистым местам пересекая каменистые осыпи и ручей(Ф.182,183). В 9.35 (шли-25’) мы траверснули травянистый отрог в его понижении(Ф.184) и вышли на левый(ор.) берег р.Даут(Ф.185). В траве, среди кустарников рододендрон, мы нашли тропу. Она идёт верхом вверх левым берегом р.Даут. Мы набираем высоту и в 10.00 (шли-50’) сели на привал вверху над сбросом воды(Ф.186). Верховье долины Даут в тумане, но низ ледника Даут уже отсюда виден. Дождик в этот переход нас не «мочил». Дует лёгкий ветерок с верховья долины. Вышли дальше в 10.15. Продолжаем идти по тропе левым берегом реки Даут. В 10.25 тропа подвела нас к каменной «пробке».

P.S. Выход на каменный валун проходит свободным лазанием. Первый участник должен проходить тот, кто хорошо в группе лазает, т.к. двоим там не подойти из-за неустойчивых и мокрых камней, лежащих в водном потоке у берега. Основной мощный поток р.Даут уходит под этот каменный валун-пробку и далее он идёт сбросом воды водопадом. Это и является психологическим волнением и плюс на уши давит рёв воды, спадающей вниз. Зацепы на валуне хорошие, но надо преодолеть скальную стеночку h-1,5м. Второй участник может только подстраховать сзади «гимнастическим» способом. Можно подать отдельно рюкзаки всей группы, а потом пройти налегке по одному, но это займёт большее время. Мы же прошли с рюкзаками по одному страхуя друг друга как сверху (забирая горные палки и подавая руку), так и сзади (Ф.187-А,Б,В).

За 5 минут мы пролезли её на правый(ор.) берег р.Даут(Ф.188). На переправе по каменной пробке на её верху стоит «тур» из камней. Его видно издалека, и он служит хорошим ориентиром. Тропа после переправы заканчивается. Мы идём вверх, оставляя слева по ходу «бараньи лбы», которые стоят параллельно реке Даут(Ф.189). Пошёл дождь, когда мы переправлялись по камням через поток-ручей стекающий с правого(ор.) борта долины Даут из-под пер.Искровцев. Здесь зелёные террасы, долина расширяется, тропы нет. В 11.00 сели на привал (шли-45’). Спрятались под тентом всей группой пережидая дождь. Ветер разогнал облака. Открылось верховье долины Даут и стал виден наш пер.Даутская Щель(2А*)(Ф.190,193). Дождь чуток стих и в 11.30 мы вышли дальше. Обходим «бараньи лбы» по траве с камнями. Местами есть тропка. В 11.38 проходим ручей-поток, который стекает с правого(ор.) борта долины прорезая собой низ конгломератного склона правобережной морены(Ф.191,192). Далее идём вверх левым(ор.) берегом этого ручья поднимаясь по мелкой осыпи поросшей травой с крутизной до 35гр. на нижний край этой правобережной морены. На сам верх этой морены поднялись в 12.00. По верху этой морены проходит тропа(Ф.194). Идём под хорошим дождём. В кармане правобережной морене палатки поставить нельзя - слишком узко. Движемся верхом морены к её самому верху, где она упирается в «бараньи лбы» и скально-осыпной кулуар с ручьём. Здесь есть места под 2-3 палатки, где когда-то мы ночевали втроём в далёком 2000 году. Сюда мы пришли в 12.18. Продолжает идти дождь. Ставим палатки. Лагерь разбили в 12.40(Ф.195). По очереди залазим в неё, переодеваемся в сухое, достаём коврик, спальник, еду и ... обживаем палатку. Согреваемся - переодевшись. В 14.10 дождь чуток перестал сильно идти. Вода в ручье - стекающего по каменистой осыпи с правого(ор.) борта д.р.Даут выше верха правобережной морены(Ф.196). Пообедали в 15.00 на воздухе, т.к. дождь прекратился. В 16.25 дождь пошёл снова. Он то прекращается, то снова идёт. Лежим в палатках и отдыхаем. Поужинали в 19.30. Пошли облака-туман снизу(Ф.197). Дождь прекратился. Дует лёгкий ветерок. Спать разошлись в 20.00. Расчёт ходового времени:

Спуск с места ночёвки правым(ор.) берегом р.Рынджи по травянисто-каменистому склону крутизной до 25гр. без тропы, не доходя до места слияния с рекой Даут шли - 25мин.

Подъём по тропе левым берегом р.Даут до перехода по каменной пробке на её правый берег - 35мин.

Подъём правым(ор.) берегом р.Даут пересекая поток-ручей стекающий с цирка пер.Искровцев по пологой травянистой террасе с плавным набором высоты мимо (оставляя их слева по ходу) «бараньих лбов» до потокаручья прорезающего низ правобережной морены ледника Даут - 38мин.

Подъём левым(ор.) берегом ручья-потока по мелко-каменистой осыпи на сам верх нижней части правобережной морены занял - 12мин.(~15’)

Движение тропой по верху правобережной морены до её примыкания к «бараньим лбам» заняло - 18мин.(~20’)

Чистой ходовое время - 2ч.08мин. ( ~2ч.15’) Прошли - 4км.

Ф.182 Спуск правым берегом р.Рынджи к д.р.Даут.

Картосхема №10

Ф.182-А См.Ф. 178-179 и сравните с этим.

Ф.183 Спуск группы правым берегом р.Рынджи.

Ф.184 Вид на д.р.Рынджи и пройденный путь. Снято в р-не озерца (2404м.) от травянистого отрога.

Ф.185 Движение левым берегом р.Даут. Снято в р-не озерца (2404м.)Аралык.

Ф.186 Вид на развилку долин Рынджи и Даут. Снято от устьевого сброса д.р.Даут.

В

Ф.187 - А,Б,В Переправа группы через р.Даут по каменной «пробке» выше устьевого сброса.

Ф.188 Группа после переправы.

Ф.189 Движение правым берегом р.Даут

Ф.190 Верховье д.р.Даут. Красный треугольник - место ночёвки группы.

Ф.191 Заход к потоку стекающего с правого борта д.р.Даут.

Ф.192 Вид на правобережную морену ледника Даут и прорывающий её поток.

1 и 2 - возможные варианты обхода скально-осыпного кулуара

Ф.193 Вид на ледник Даут и всё - что осталось от его «языка».

Ф.194 Движение группы по верху правобережной морене к её началу

Ф.195 Ночёвка группы на правобережной морене долины Даут.

Ф.196 Вид на скально-осыпной кулуар от ночёвки на правобережной морене ледника Даут. Указан наш вариант подъёма по нему.

Ф.197 Вид от места ночёвки вниз на левый(ор.) борт д.р.Даут.

Ф.198 Взято из отчёта Тихоненко В.В. за 2000г. Сравните с Ф.196,195.

Ф.199 Фото№47 сравните с Ф.191,192,193 и др. по состоянию снега и льда.

15 августа 2021 (Воскресенье)

12-й день

Правобережная морена лед. Даут - выход на лед. Даут - попытка подъёма на пер.Даутская щель(2А*,3379м.,ск.,№42) - поверхностная морена лед.Даут

Проснулись в 4.00. Выглянул - облачно. Сказал дежурным, чтоб проснулись через 1час и сразу пошёл дождик. Ночью его не было. Проснулись в 5.00. Облака разорваны. Этого часа всем хватило, чтобы выспаться. Поели в 6.00. Собрали лагерь, одели сразу страховочные системы с карабинами и вышли в 6.40. Погода облачная, но облака разорваны.

Идём вверх по скально-осыпному кулуару, обходя «бараньи лбы», которые перегораживают долину Даут и не дают спокойно подняться на сам ледник Даут. Этот кулуар находится на стыке верхнего края правобережной морены с правой частью «бараньих лбов»(Ф.190,195). В 2000 году с центральной части «бараньих лбов» спускался до самого низа долины «язык» ледника Даут. Сейчас же - «язык» ледника стаял, обнажил пояс «зализанных» скал, а в самом низу образовалось большое, необычного цвета воды озеро. В кулуаре раньше лежал снег, а сейчас его почти не осталось и из-за этого обнажились скальные выходы в верхней части кулуара, которые усложнили сам выход на ледник. После прохождения этого обходного кулуара без снежника, мы задумались над другим вариантом обходаподъёма на ледник Даут. Рекомендуем не идти нашим вариантом подъёма по кулуару из-за сложного прохождения верхнего участка скальных выходов. Найти проход в них не просто, да и крутовато. Посмотрите наше фото 192,196,198 и мне думается, что те варианты обхода «бараньих лбов» будут полегче нашего пути.

Скально-осыпной кулуар имеет крутизну до 50гр., местами скальными выходами. Идём сначала по мелкой «сыпухе» вдоль ручья правым берегом(ор.). Далее вдоль скал, обходя выходы «бараньих лбов». Общее направление - правый берег ручья(ор.) и по тому же берегу обходим прижимы, выходы скал по осыпным полочкам. Движемся плотной группой логическим и простым для нас путём помогая друг другу сверху или снизу рукой. В верхней части кулуара (где лежит остаток снежника (Ф.196)) надо уходить влево по ходу делая зигзаги-обходы по осыпным и скальным полкам шириной до 0.5м. Выйдя на сам верх кулуара - там уже находится травянистоосыпной склон(Ф.200). На сам верх вышли в 7.40 (шли - 1ч., а в 2000 году мы затратили 35’). Вверху этого кулуара находится скально-осыпной цирк(Ф.201А,Б). Мы же потом уходим вправо (по ходу) на зелёную луговину среди скальных выходов - своеобразный конец «гребушка». Идёт дождь с самого начала нашего выхода. Вышли в 7.50.

Идём по травянистому склончику на верх отрожка и через 5’мы увидели одну ровную площадку под палатку с выложенной стенкой из камней. Вторую палатку поставить негде, т.к. кругом камни. Воды рядом мы не увидели.

Продолжаем идти вправо-вверх по пологому скальному склону (до 15гр.). Выходим на осыпной конгломератный склон, спускающийся на сам ледник. Отсюда хорошо виден ледник Даут(Ф.202,203А,Б). От этого места мы решили идти влево-вверх (по ходу), но потом вернулись ~70м.(Ф.203А), т.к. вверху уперлись в «бараньи лбы», но пройти их можно. Стали спускаться по осыпному конгломератному склону, поросшему травой с крутизной до 35 гр. по ложбинкам логическим путём в её наименьшем по высоте месте на сам ледник Даут. Этот осыпной склон ниже - упирается в правобортовые «бараньи лбы»(Ф.206А,Б). На сам ледник вышли в 8.30 (шли-40’)(Ф.204). Идёт мелкий дождик. Одели кошки. Вышли дальше в 8.45.

Движемся по открытому пологому леднику Даут, держа направление на юго-западную часть ледника. Общее наше направление на пер.Даутская щель(2А*) обходя крутые ледовые увалы и трещины(Ф.203А,Б). Выход в верхний цирк нашего перевала проходит через ледовый барьер крутизной до 35гр., который преграждает путь в западный цирк к пер.Даут Зап.(2А) и пер.Даут Вост.(2Б). По его середине проходит снежная пологая полка шириной до 15м., на которую мы и вышли(Ф.224А,203Б). Выше неё идёт закрытый ледник, где мы все вместе связались одной верёвкой в 50м. В 9.40 подошли одной связкой (7чел.) под нижний «берг» пер.Даутская щель(2А*). В этом «берге» лежит каменная осыпь(Ф.207). Перед нами снежный склон крутизной до 45гр. в верхней части (под верхним бергом) и длинной 80-100м. Продолжаем идти по нему одновременным ходом оставляя нижний бергшрунд слева от себя по ходу, держа направление на «мост» верхнего бергшрунда(Ф.208). В 10.00 подошли одной связкой под верхний «берг» пер.Даутская щель(2А*). В 10.10 поднялись в левый (по ходу) берг от «моста», где в нём мы смогли стать всей группой(Ф.215). Находясь в берге - ощущение не из приятных. Первый с нижней страховкой от снежного «моста» преодолел снежно-ледовую стенку h-1.5м.(сам «мост» в узкой её части не держал), вышел на фирновый склон крутизной 45-50гр. и пройдя по нему ~10м. вышел в 10.30 к скалам пер.Даутская щель(2А*). Между скалами и фирновым склоном есть неглубокий ранклюфт забитый средней осыпью. Здесь я снял кошки и пройдя вдоль скал туда-сюда, наметил место подъёма по скалам. Это место я заметил ещё издалека: это рыжая, косая трещина идущая слева-направо косым траверсом вверх и до самой седловины(Ф.210). Мой путь по ней на фото обозначен желтым пунктиром. Красная точка - приблизительное место забитого и оставленного мной крюка. Зелёные пунктирные точки - это моё движение у скал в ранклюфте, а зелёным пунктиром обозначена моя вторая попытка подъёма по скалам на перевал. Нижняя часть рыжей трещины оказалась прямо посередине снежного «моста»(Ф.212). Если уйти правее(по ходу), то мы выходим к «зализанным» и монолитным скалам ведущим по прямой вверх на сам перевал. Я полез вверх по рыжей косой трещине вверх и сразу понял, что тут скалы сильно разрушены. Сами камни рыжего цвета и как только берёшься за них руками - они выезжают, высыпаются из скалы. Крутизна склона до 60гр. Надёжных зацепов очень мало, как и мало подходящих трещин для крючьев. Камни и мелкая каменистая «сыпуха», что срывалась из-под ног и рук уходила прямо в ранклюфт, у скал, где я оставил свои кошки. Подходящую трещину для крюка я смог найти только там, где эти разрушенные скалы подходят к монолитным скалам ~10м. по высоте от фирна. Дальше я не смог пройти, т.к. вправо, влево и вверх уходят почти вертикальные, «зализанные», скалы. Уйти траверсом вправо (по ходу) я не смог, поэтому я принял решение спуститься «дюльфером» вниз в «ранклюфт» оставив на скалах крюк. По ранклюфту перешёл под монолитные скалы, где на мой взгляд я смог бы пройти по скалам вверх. Начал движение снова вверх. Скалы тут монолитные, ничего не сыпет и не выламывается, но ... здесь очень мало зацепов для рук и трещин под крючья. Скалы «зализаны» сверху и в большей степени тут находятся «зеркала» с мини зацепами. По ходу движения вверх я увидел немного в стороне кусок верёвки растянуто лежащей на наклонной плите. Обрадовался тем, что верёвка явно будет закреплена где-нибудь выше по склону за крюк и тут - ходят! Я подошёл к ней, потянул её и удивился: верёвка приехала ко мне полностью (~20м.), один край - с бахромой. Кусок верёвки забрал с собой. Крутизна склона в этой центральной части перевального взлёта минимум 60гр.(Ф.213,214). Я смог тут пройти ~15м. вверх от ранклюфта. С трудом нашёл две трещины и сделал станцию из двух крючьев. Надо мной хорошо видно скальное нависание ~ в 10-15м. выше и «зеркала» справа и слева. А найдутся ли там трещины для крючьев и зацепы для рук? Я не знал - и не стал рисковать. Я столкнулся впервые (!) за свою горную жизнь с тем, что мне пришлось отступить и увести группу по запасному варианту. Всё это время идёт мелкая морось. Принял решение идти вниз. Спустился «дюльфером» (оставив на скалах два крюка) до ранклюфта, забрал свои кошки, ледоруб и далее по фирну к «мосту» и в «берг» к своей группе, продёрнув свою верёвку(Ф.215).

В 13.00 я спустился со скал. В 13.10 начали спуск в низ назад, держа путь на запасной вариант пер.Безымянный(1Б). Группа за 2.5 часа немного подмёрзла и поэтому от берга мы повесили верёвку вниз, закрепив её за ледоруб, и «дюльфером» все спустились до пологой части. Последний спускался в «три такта» без рюкзака, предварительно спустив его вниз к группе. В низ по леднику Даут мы спускались связкой по пути нашего подъёма сюда(Ф.216).

В 14.15 вышли по леднику на пологую часть. В 14.20 пересекли ледник к его правому борту, где находится поверхностная морена(Ф.217). Снимаем кошки, развязываемся от верёвки и вышли налегке в поисках места для палаток. Боле менее места под палатки мы нашли почти сразу на её верху. В 14.35 мы с рюкзаками пришли на верх небольшой поверхностной морены.

Расчистили места, выровняли их плоскими камнями и поставили палатки (Ф.218,219). Дождь прекратился. Приготовили обед и поели в 16.30. Переодевшись в сухое, разложили свои вещи и сушим их на ветру (в чём ходили). Поужинали в 19.00 и тут же забрав свои подсохнувшие вещи, легли спать в 19.30.

Расчёт ходового времени:

Подъём по скально-осыпному кулуару от верха правобережной морены и до верха этого кулуара - 1ч.

Движение по осыпям над и между правобережными «бараньими лбами» с выходом на правый борт ледника Даут - 40мин.

Подъём по леднику Даут лавируя между ледовыми увалами и трещинами до верхнего бергшрунда - 1ч.25мин.

Выход к скалам по снежному мосту и попытки преодоления скального взлёта пер.Даутская щель(2А*) со стороны лед.Даут - 2ч.40мин.

Спуск по леднику по пути подъёма от перевального взлёта и до правобережной поверхностной морены у пер.Безымянный(1Б) - 1ч.10мин.

Чистое ходовое время - 6ч.55мин. Прошли - 3км.

Картосхема №11

Ф.200 Выход группы из скально-осыпного кулуара от верха правобережной морены лед.Даут в обход правобортовых «бараньих лбов».

Ф.201-А Панорама скально-осыпного цирка при выходе из ск.-ос. кулуара. Б

Ф.202 Группа на правобортовых «бараньих лбах» лед.Даут.

Ф.203-А Панорама ледника Даут. Снято с правого борта «бар. лбов».

Ф.203-Б Панорама ледника Даут. Снято с правого борта (ор.) долины. Вид на западную верхнюю часть ледника Даут.

Ф.204 Группа на правом (ор.) борту ледника Даут одевает кошки. №1- пер.Узловой(1Б) по книге:»От Маруха до Эльбруса» стр.147и 157, №2-пер.Узловой верхн.(1Б) - по Ляпинской карте (№44).

Ф.205 Верховье правого(ор.) борта ледника Даут.

Ф.206 Место выхода группы на лед.Даут по осыпному склону правым бортом.

Ф.207 Подход группы к пер.Даутская щель(2А*) со стороны лед.Даут.

Ф.208 Обход нижнего «берга» при подходе к пер.Даутская щель(2А*).

Ф.209 Фото взято из отчёта ТихоненкоВ.В. за 2000г. Сравните состояние снега тогда и теперь (см.Ф.210).

Ф.210 Перевальный взлёт пер.Даутская щель(2А*) со стороны лед.Даут. «А» и «Б» - варианты прохождения скального взлёта.

Ф.211 Фото сделано в 2000г. ТихоненкоВ.В. с правого(ор.) борта лед.Даут.

Ф.212 Работа первого при прохождении скального взлёта пер.Даутская щель(2А*) со стороны лед.Даут. Снято от верхнего «берга» у «моста».

«А» и «Б» - варианты подъёма по скалам от «берга».

Здесь хорошо видна крутизна скал.

Ф.213 Скалы пер.Даутская щель(2А*) по «Б» варианту. Вверху (по середине) видны скальные нависания и «зеркала», которые меня остановили.

Ф.214 Моё верхнее фото скал пер.Даутская щель(2А*) со стороны лед.Даут. Снято вверх от своей крючьевой станции (см.Ф.213).

Ф.215 Группа в верхнем «берге» в ожидании спуска 1-го участника со скал.

Ф.216 Спуск группы по лед.Даут на пологую часть. Вид на верхний западный цирк ледн.Даут (левый орогр. борт ледника).

Ф.217 Спуск группы к правому(ор.) борту лед.Даут на поверхностную морену. Красный треугольник - место ночёвки группы, зелёным цветом - путь подъёма на пер.Безымянный(1Б).

Ф.218 Ночёвка группы на правобережной поверхностной морене лед.Даут.

16 августа 2021 (Понедельник)

13-й день

Ледник Даут - пер.Безымянный(1Б,3278м.,ос.,№46) - д.р.Кичиталычат - д.р. Трёхозёрная - д.р.Нахар

Ночью шёл дождь без перерыва и закончился только в 7.30 утра. Ставим завтрак и собираем лагерь. Заколдованное место - Даут: одни дожди. Поели в 8.20, дособирали свои вещи и одели всю снарягу. Пошёл снова лёгкий дождик. Вышли в 9.10. Прошли по камням ко льду 5’и стали одевать кошки. Вышли дальше в 9.20. Идём по леднику крутизной до 35гр. в верхней части. Подошли под начало снежника, вышли на осыпь, лежащую под перевалом и «бараньими лбами»(Ф.220-223). Пришли в 9.55 (шли-40’). Сняли кошки. Вышли дальше в 10.00. Поднялись по снежнику «в три такта» как можно ближе к скальным выходам. Крутизна снежника до 35гр. Далее по «живой», мелкой и местами средней осыпи держась за разрушенные скальные выходы стали подниматься левее и вверх по ходу. Идём плотной группой. Мы ушли специально в левую(по ходу) седловину, т.к. там легче идти, чем подниматься прямо «в лоб» на истинный перевал(Ф.221,223).

По сложности и «трудоёмкости» - этот подъём почти сравним с тем кулуаром, по которому мы выходили (обходили) на сам верх правобортовых «бараньих лбов» от верха правобережной морены лед.Даут. Из-за того, что стаял снег, то обнажились крутые скальные места, которые требуют большое умение в скальной и технической подготовке, а также уйдёт больше физических сил. Проще подняться на соседнюю седловину, а потом перейти траверсом на истинную, чем «мудохаться» поднимаясь по крутым скалам...

На верх гребня-седловину вышли в 10.45 все(Ф.226). Отдыхаем. Туман в д.р.Нахар(Ф.228). Ничего не видно. Траверсом один человек вышел на седловину пер.Безымянный(1Б) и нашёл «тур» с запиской(Ф.227). Вложили в неё свою и вышли дальше в 11.10 с перевала. Спуск с перевала хороший, пологий, «сыпушка». Есть наподобие тропы. Далее обходим по полочкам, местами лёгким лазанием скальные выходы-прижимы(Ф.228). Держим общее направление вниз-вправо траверсом. Далее логическим путём по среднекаменистой осыпи продолжаем спускаться траверсом вправо-вниз по ходу. В каменистых ложбинах появляются снежники, по которым мы обходим средне-каменистые осыпи (слева от нас), а справа идёт скальноосыпной гребень(Ф.229,230). Я всё время смотрю вправо (по ходу) на этот гребень, чтобы увидеть и не пропустить седловину пер.Узловой(1Б) под №1на моих фото. Ведь со стороны лед.Даут он так заманчиво напрашивается изза своей простоты подъёма(Ф.205,219). Но...(!!!), когда мы увидели какой идёт спуск в нашу сторону (в д.р.Нахар) - отвесные стены ~100-150м. - мы ужаснулись(Ф.231-А). (В кн. «От Маруха до Эльбруса» 2003г. на стр.157 описан путь от самого пер.Узловой до пер.Узловой Нижн.). По снежнику траверснули в.Узловая и вышли на осыпной склон с вкраплениями травы. Этот осыпной склон проглядывается и уходит вниз до леска, стоящего на левом (ор.) борту д.р.Кичиталычат, а на правом борту виднеется небольшое озерко(Ф.232). Также мы смотрели вправо(по ходу спуска) на скальный гребень отходящий от в.Узловая в поисках захода на седловину пер.Узловой Нижн.(1Б)-№45(см.Ляпинскую карту). Но мы увидели только два острых скальных отрога и между ними идущий наверх узкий, крутой осыпной кулуар. Сели на привал в 12.10 (шли-1ч.).

Вышли дальше в 12.25. Спускаемся по мелко-осыпному склону крутизной до 40гр. без тропы, поросшей реденькой травой. Идём плотной группой. Я всё пытался увидеть заход на пер.Узловой(1Б), но так и не увидел его за весь наш спуск. Спускаемся вниз, выбирая логический путь. Сели на привал в 13.15 (шли-50’). Вышли дальше в 13.30. Вышли на травянистый склон, где сняли системы и каски. Идём дальше по травянисто-осыпному склону(мелкая осыпь) крутизной до 35гр. Спускаемся придерживаясь правого(ор.) борта долины ур.Кичиталычат. Обходим травянисто (вид сверху)-скальный сброс справа по ходу(Ф.239). Ниже этого сброса появляется ручей(Ф.233). Идём по траве вдоль него правым(ор.) берегом. Тропы пока нет, но она была видна ещё сверху на левом борту долины выше верхней границы соснового леска. Затем мы уходим влево-вниз, держа направление на левый(ор.) борт этой висячей долинки Кичиталычат(Ф.234,235). В 14.00 мы пересекли поток-ручей и вошли в тропу. Далее по ней мы идём бодрым шагом. Справа внизу этот поток-ручей входит в скальный каньон, а выше этого скального каньона находится небольшое озерцо, где можно поставить палатки(Ф.236). Тропа «набита», хорошо видна и идёт выше верхней границы соснового леска(Ф.237,238). Тропа плавно поворачивает влево (по ходу) и под нами справа внизу находится долина реки Нахар. Отсюда (с этой тропы) открываются очень красивые и необычные виды на противоположный борт д.р.Нахар(Ф.240). Сели на привал в 14.15 прямо на тропе. Снизу нашёл туман. Вышли дальше в 14.30. Продолжаем траверсировать левый борт долины Нахар. На тропе есть несколько неприятных мест, а так она отлично видна и идётся(Ф.241). В 15.00 вошли в д.р.Трёхозёрная траверсируя её правый(ор.) склон. Далее тропа выходит на выполаживание и там теряется на широком пологом травянистом склоне(Ф.242). Надо продолжать делать траверс широкой дугой слева-направо (по ходу) по пологой травянистой террасе. От тропы хорошо видно, как с травянистых склонов стекают три потока. Мы их пересекли по одному по камням и тропой вышли на левый(ор.) склон и берег. Здесь есть развилка двух троп: одна уходит траверсом прямо взбираясь на травянистый левый борт д.р.Трёхозёрная, а вторая уходит вниз вправо к сосновому лесу. Мы ушли вниз к лесу. Войдя в лес по тропе и пройдя немного, сели на привал в 15.15. Вышли дальше в 15.30. Дождя нет. Вскоре тропа выводит нас из леса на зелёную террасу-луговину на которой справа от тропы(по ходу) внизу стоит кош. Мы огибаем этот кош по травянистому склону верхом, дугой слеванаправо(Ф.243). Проходим полностью мимо него в 10м. и от коша тропа уходит прямо в лес вниз(Ф.244,245). Потом она выводит нас к реке Трёхозёрная, где тропа переходит в дорогу и продолжаем идти левым(ор.) берегом. В 16.15 вышли в д.р.Нахар, где слева(по ходу) от дороги-тропы стоят три опорных столба высоковольтной ЛЭП, а ниже проходит хорошая автомобильная дорога вдоль реки Нахар. В этом месте удобно стать лагерем, т.к. рядом течёт поток реки Трёхозёрная, пологая травянистая терраса и рядом сосновый лес(Ф.246,247). Сели на привал в этом месте, не доходя ~100м. до дороги, идущей в верховье д.Нахар. Облачно, но дождя нет. Продолжили путь в 16.30. Вышли на автомобильную дорогу, которая идёт по левому берегу р.Нахар(Ф.248,249) и через 20’неспешной ходьбы по дороге (16.50) подошли к погранпосту. Они проверили наш пропуск и наши паспорта, переписали всех в свой журнал. От них мы вышли в 17.10. Через 10’от погранпоста слева (по ходу) от дороги мы увидели ровную зелёную лужайку среди леса с лавочками и в 17.20 стали ставить палатки. Поставили их в 17.30(Ф.250). Погода распогаживается. Готовим обед, переходящий в ужин. Покушали в 18.30 (Ф.251,2452). Поговорили о контрасте: где мы спали (на поверхностной ледниковой морене, считай, что на леднике) и куда пришли (зелёная травка, деревья, лавочки и т.д.). Спать легли в 20.00.

Расчёт ходового времени:

От места ночёвки на поверхностной морене лед.Даут подъём по леднику (до 35гр.) до снежника (фирн) лежащим под перевальным взлётом - 40мин.

Подъём по снежному склону (~35-40гр.) «в три такта», далее по «живой» осыпи, лежащей на разрушенных скальных выходах до седловины пер.Безымянный(1Б) - 45мин.

Спуск с седловины пер.Безымянный(1Б) по мелкой и среднекаменистой осыпи, снежникам и травянистому склонам (крутизной до 40гр.) до начала тропы находящейся на левом(ор.) борту д.р.Кичиталычат перед сбросом в д.р.Нахар ушло - 2ч.20мин.

Траверсирование по тропе травянистого отрога выше соснового леса от ур.Кичиталычат и до правого(ор.) борта д.р.Трёхозёрной - 45мин.

Спуск-траверсом по тропе на левый берег р.Трёхозёрная, далее мимо коша до пологой части д.р.Нахар шли - 1ч.

Спуск по автомобильной дороге левым(ор.) берегом реки Нахар через погранпост и до места стоянки - 30мин.

Чистое ходовое время - 6ч. Прошли - 7,5км.

Картосхема №12

Б

Ф.219А,Б Ночёвка группы на поверхностной морене лед.Даут. Панорама правого(ор.) борт верхнего цирка.

Ф.220 Вид на пер.Безымянный(1Б) со стороны пер.Даутская щель(2А*).

Ф.221 Путь подъёма на пер.Безымянный(1Б) со стороны лед.Даут.

Ф.222 Группа перед пер.Безымянный(1Б) со стороны лед.Даут.

Ф.223 Перевальный взлёт пер.Безымянный(1Б) со стороны лед.Даут.

Ф.224-А Панорама с пер.Безымянный(1Б) на ледник Даут. Красный треугольник - место ночёвки группы.

Ф.224-Б Панорама с пер.Безымянный(1Б) на лед.Даут и его правый борт.

Ф.225 Подъём группы на пер.Безымянный(1Б) со стороны лед.Даут. Снято верхняя, пологая часть осыпного подъёма.

Ф.226 Ф.227 Группа на соседней седловине пер.Безымянный(1Б) и на истинной (где «тур»).

Ф.228 Спуск с пер.Безымянный(1Б) в д.р.Кичиталычат.

Ф.229 Спуск группы в д.р.Кичиталычат от перевала вдоль в.Узловая. Ф.230

Ф.231-А Панорама верхнего цирка пер.Безымянный(1Б) со стороны Кичиталычат.

Ф.231-Б Панорама левого (ор.) борта д.р.Кичиталычат от в.Узловая.

Ф.232 Средняя часть д.р.Кичиталычат.

Ф.233 Спуск по д.р.Кичиталычат между двумя скальными выходами.

Ф.234 Спуск по д.р.Кичиталычат к тропе. Ф.235

Ф.236 Д.р.Кичиталычат у входа в каньон. На левом борту видна тропа.

Ф.237 Движение по тропе левым(ор.)

Ф.238 Вид на д.р.Нахар от левого (ор.) бортом д.р.Кичиталычат. борта д.р.Кичиталычат.

Ф.239 Вид на д.р.Кичиталычат от тропы, идущей левым(ор.) бортом.

Ф.240 Движение по тропе к д.р.Трёхозёрная.

Ф.241 Движение группы левым(ор.) бортом д.р.Нахар к д.р.Трёхозёрная.

Ф.242 Вид с тропы на д.р.Трёхозёрная.

Ф.243 Кош, стоящий на левом(ор.) борту д.р.Трёхозёрная.

Ф.244 Спуск группы в д.р.Нахар от коша в д.р.Трёхозёрная. Ф.245

Ф.246 Выход группы из д.р.Трёхозёрная в д.р.Нахар.

Ф.247 Вид на левый(ор.) борт д.р.Нахар. На переднем плане поток р.Трёхозёрной и показан путь спуска группы.

Ф.248 Движение группы вниз по д.р.Нахар. Вид на левый(ор.) борт. Ф.249

Ф.250 Ночёвка группы в д.р.Нахар ниже погранпоста.

Ф.251 Ужин группы в д.р.Нахар. Ф.252

17 августа 2021 (Вторник)

14-й день Д.р.Нахар - д.р.Гондарай - д.р.Индрюкой

Проснулись все в 6.00. Дождя нет. Солнечно, но пока прохладно. Собираем лагерь. Поели в 7.00. Вышли дальше в путь в 7.30. Идём по дороге левым берегом р.Нахар(Ф.253). В 8.00 справа отходит хорошо видимая дорога вправо (по ходу) к реке. Здесь есть удобная небольшая поляна, где можно стать лагерем. Сели на привал (шли-30’). Тут находится известный в этом месте нарзанный источник(Ф.255, а также см.Рис.-4).

Мы сходили к нему, пройдя всю поляну по направлению к реке Нахар и далее повернуть направо (против течения) ~15м., где находится подвесной мост(Ф.254). По нему перешли на его правый берег и сразу же находятся три выхода нарзанного источника. Попробуйте все и потом набирайте с собой тот, который вам понравился. Один из них средний, а два остальных - послабее. Сюда приезжают на много времени пожить в палатках, чтобы лечиться нарзаном.

Набрали с собой нарзан в бутылки и в 8.15 вышли дальше. Идём по хорошей каменистой автомобильной дороге вниз от нарзанов. Доходим до 1-й развилки-поворота вправо(по ходу), которая идёт вниз в сторону д.р.Гондарай. Пройдя немного по ней, сразу есть много накатанных автомобилями разветвлений вправо и влево. Мы же идём, выбирая дорогу, идущую прямо (к д.р.Гондарай). Эта дорога выводит нас к трём опорным столбам ЛЭП. В этом месте ЛЭП делает поворот и тут же есть хорошо наезженная автомобильная дорога(см.Рис.-5). Мы уходим вправо по ходу минуя опорные столбы ЛЭП. Далее снова идёт развилка дорог. На ней мы снова поворачиваем направо и через несколько минут проходим по мосту через р.Нахар(Ф.256). Время 8.35. Мы вошли в долину Гондарай и идём по ней уже вверх. По ходу нашего движения вверх уже нет ответвлений, но есть несколько ещё огороженных территорий с деревянными домиками для отдыха. Мы идём уже вдоль р.Гондарай левым(ор.) берегом. В 9.00 сели на привал. Светит солнце (шли45’). Вышли в 9.15. Идём пологой долиной р.Гондарай. В 9.25 мы проходим железный мостик через реку, где ниже него находится вход в ущелье Джалпакол. Мы продолжаем идти левым(ор.) берегом. Проходим большую поляну, где находится этот мост(Ф.257). Вдоль дороги есть много мест для разбивки лагеря в тени сосен. Справа от дороги, за сосновым лесом, на открытых местах растёт много малинника. Возле неё мы и сели на привал в 9.45 поесть малины(Ф.258). Погода и время позволяют. Шли - 30’. Вышли дальше в 10.15. Вскоре пологая часть долины заканчивается и перед, и после моста через р.Гондарай начинается набор высоты(Ф.259). В 10.35 прошли прочный мост через реку, и мы уже идём правым(ор.) берегом р.Гондарай(Ф.260). За этим мостом также идёт подъём-»тягунок», но затем долина снова выполаживается. Справа от дороги есть хорошее место для ночлега: зелёная травка среди сосен и голубая река(Ф.261). Сели на привал в 11.00. (Шли-45’). Солнечно, красиво и хорошо! Долина эта красивая, как и Нахар. Вышли в 11.15. Идём и любуемся красивой долиной(Ф.262). В 11.30 подошли к развилке дорог. Левая (по ходу) - ведёт в нашу долину Индрюкой, которая круто набирает высоту. Правая - через 1-2’выводит к 3-у мосту через р.Гондарай на левый(ор.) берег. Мы ушли на левую (по ходу) дорогу. Она вся каменистая и резко идёт в гору, набирая высоту. За 30’резкого набора высоты мы вышли на большую поляну(Ф.263), где и сели на привал в 12.00 (шли-45’). Вышли в 12.15. Пройдя поляну, далее опять идёт «тягунок» вверх. Входим в лес и в 12.35 выходим на широкую травянистую часть долины(Ф.264). В 12.40 дорога подходит к кошу и заканчивается. Мы идём дальше по тропе чуть ниже коша. Река Индрюкой течёт в 50м. ниже по склону. По тропе идём правым(ор.) берегом и перейдя ручеёк, который стекает с правого(ор.) склона долины Индрюкой, справа (по ходу) от тропы на зелёном мыску стали лагерем(Ф.265). Просто дальше мы не видим, где можно стать лагерем(Ф.266). Время прихода в 12.50 (шли-35’). Солнечно, но белые облака уже есть. Разложили свои вещи на просушку на солнце. Поставили палатки и готовим обед. Покушали в 14.20. Помылись, постирались и отдыхаем. Рядом с нами в низине растёт малинник, а на нем много малины. Набираемся сил. Ужинали в 19.30. Посидели, поговорили, высказали свои мысли и пожелания по поводу раскладки питания и продуктов. Были озвучены дельные советы, главное их сразу записать и не забыть. Разошлись спать в 20.30.

Расчёт ходового времени:

Спуск по дороге левым(ор.) берегом долины Нахар от места ночёвки ниже погранпоста до моста через р.Нахар шли - 50мин.

Подъём по д.р.Гондарай до начала подъёма в д.р.Индрюкой заняло - 1ч.55мин.

Подъём по дороге правым берегом р.Индрюкой до места ночёвки выше коша ушло - 1ч.05мин.

Чистое ходовое время - 3ч.50мин. Прошли - 12км.

Ф.253 Д.р.Нахар. Вид вниз по течению.

Картосхема №13

Ф.254 Мостик через р.Нахар к нарзану.

Ф.255 Группа у нарзана на правом(ор.) берегу р.Нахар.

Ф.256 Мост через р.Нахар ведущий в д.р.Гондарай.

Ф.257 д.р.Гондарай.

Ф.258 Малинник у дороги в д.р.Гондарай..

Ф.259 Группа в д.р.Гондарай.

Ф.260 Мост в д.р.Гондарай.

Ф.261 Д.р.Гондарай.

Ф.262 Д.р.Гондарай.

Ф.263 Д.р.Индрюкой выше устьевого подъёма.

Ф.264 Д.р.Индрюкой. Вид на развилку долин Актюбе и Кичкинекол Зап. от коша.

Ф.265 Ночёвка группы в д.р.Индрюкой.