Автор: Алексей Макаров, г.Москва

Отчет о горном туристском походе 6 к.с. по Памиру в районе Заалайского хребта, совершенном группой туристов МКТ «Вестра» г.Москвы в период с 2 по 28 августа 2021 года. Часть 2

День 14 (15.08.2021) м/н - лед.Безымянный - лед.Корженевского

Спуск с перевала Спартакиада начинаем в связках по снежно-ледовому склону, включив биперы (фото14.1). Если бы не снег накануне, пришлось бы, возможно, вешать перила, а так идем на личной технике. Спустившись до скально-осыпных выходов, уходим от классического пути спуска сильно левее (фото14.2), поскольку сверху было ощущение, что там можно спуститься ногами. Тем не менее, спуститься ногами не удалось, поскольку с верхней точки не просматривался борт ледника, за которым находится широкий ранклюфт.

Спуск по этому ранклюфту нам сразу приглянулся, поскольку очевидно, что вешать перила вдоль ледника абсолютно камнебезопасно.

На перегибе ледника делаем первую станцию (фото14.3), далее вдоль борта вешаем первые перила, вторую станцию делаем прямо в стенку ледника (фото14.5)

Третью станцию делаем также у борта ледника над скальными выходами. На чехол ледника Безымянный спускаемся по небольшому ледовому желобу между выходов скал (фото14.7,14.8). Считаем, что можно рекомендовать наш путь прохождения перевала Спартакиада как более безопасный по сравнению с классическим. Погода гораздо лучше, чем обещали по прогнозу, но ветер ощущается даже в долине. Оглядываем несостоявшийся траверс (фото14.9), а также общий вид спуска с перевала Спартакиада (фото14.10) и уходим вниз по леднику Безымянный (фото14.11). Далее огибаем отрог и проходим по карману основного ледника Корженевского, заворачивая в его верховья (фото14.12)

Погода сильно ухудшается, после поворота на верхнюю часть ледника Корженевского, встаем на ночлег. За ночь выпало около 30см снега (фото14.13)

День 15 (16.08.2021) м/н - лед.Корженевского - лед.Перевальный

Утром вяжемся в связки и выходим в сторону верхней части ледника Корженевского (фото15.1). Ночной снег присыпал трещины на леднике и ориентироваться в них стало сложнее. Спутниковый снимок ледника, имеющийся у нас (Bing satellite), совершенно не предполагает того огромного количества трещин, которое мы встретили в скором времени (фото15.2,15.3). Основная зона трещин, согласно снимку, должна располагаться незадолго до поворота ледника на запад. Тем не менее, всё видимое пространство ледового поля значительно разломано.

Разочаровавшись при попытке пройти по центру ледника, мы делаем попытку пройти ближе к орографически правому борту ледника, но тоже быстро оказываемся в зоне, где без продолжительной технической работы не обойтись (фото15.4). Потом мы решаем прорваться к левобережной морене, по которой теоретически можно пройти часть пути в обход трещин, но путь нам преграждает особо сильно порванная часть. Ни один выбранный путь не позволил обойтись даже небольшой технической работой (фото15.5-15.9). Полдня потеряны впустую, а мы практически не смогли продвинуться. Бросаем финальный взгляд на ледник (фото15.10) и отправляемся по еще одному запасному пути через связку перевалов Мира З и Ачикташ в базовый лагерь пика Ленина.

Выйти на ледник Перевальный тоже не оказалось особо тривиальной задачей. Некоторое время потребовалось отыскивать путь среди разломов, образовавшихся в месте столкновения двух ледников (фото15.11,15.12).

Найти искомый проход удается ближе к орографически левому краю ледника Перевальный (фото15.13). С ледника Перевальный видим довольно перспективный путь на левую морену ледника Корженевского, на которую мы так хотели попасть, но менять планы снова не стали, поскольку по морене вряд ли удалось бы пройти все преграды.

Ледник Перевальный в прохождении также довольно непрост. Множество глубоких мульд, во многих местах пронизанных трещинами(фото15.14), можно пройти либо около центральной части ледника, где это сделали мы, либо ближе к левому борту. После того, как удалось просмотреть обнадеживающий путь в сторону перевала Мира З, встаем на ночлег в очередной мульде (фото15.15)

День 16 (17.08.2021) м/н - пер.Мира З (4940,сн-лд)+пер.Ачикташ(4700,сн-лд) 2А - лед.№197 - р.Ачикташ - базовый лагерь Ачикташ

Выходим от места ночевки в мульде. Движемся в связках. Поднимаемся сначала влево по ходу (фото 16.1), потом выходим примерно в центральную часть ледника (фото 16.2).

Поднимаемся примерно посередине между зонами мощных разломов слева и справа по ходу движения на следующую ступень ледника (фото 16.2). Оттуда уже виден гребень перевала Мира Зап. Сам перевал на протяжении почти всего пути подхода к нему закрыт характерной треугольной скалой (фото 16.3). Путь движения к перевалу пролегает как раз между этим нунатаком (слева по ходу) и скальным выступом гребня (справа по ходу) (фото 16.4, 16.5). Кажется, что уже всё рядом, но подходим к этой треугольной скале достаточно долго, и приходится немало попетлять между трещин и разломов, впрочем, распутывать этот «лабиринт» не очень сложно, и в глобальном плане путь движения достаточно очевиден. Поравнявшись со скалой, поднимаемся в самую верхнюю часть цирка (фото 16.5), там уже значительно меньше трещин и разломов, движемся к перевалу практически по прямой.

Подъем на перевал начинается перед основной частью скальных выходов на склоне по снежно-осыпному (в нашем случае скорее снежному) склону. Мы поднялись вдоль одной из двух параллельных осыпных полосок (фото 16.6, 16.7). На перевале тура не наблюдается, скорее всего и не водится (сплошной снег, нет осыпных участков). Фотографируемся (фото 16.8) и начинаем движение к пер. Ачикташ (фото 16.9, 16.10). Участок пологий, сложности не представляет, ближе к перевалу Ачикташ нужно обойти разломы (фото 16.10). Перевал представляет собой очень широкую снежную седловину, у подножия ближайшего осыпного склона обнаруживаем тур (фото 16.11). Снимаем записку группы ПКТ под руководством Кирилла Спирина 5 кс от 14.08.2021 г (фото 16.12). Оставляем свою записку, фотографируемся (фото 16.13), начинаем спуск на ледник № 197. Спуск некрутой, несложный, движемся также в связках ближе к северному борту (правому по ходу). В том месте, где заканчивается основной массив закрытого ледника и начинается открытый достаточно разорванный его более узкий язык, обедаем, а затем уходим вправо по ходу на морены (фото 16.14, 16.15). Движение по моренам и моренным карманам очень удобно (фото 16.16), передвигаемся быстро. Доходим до одного из притоков реки, переходим по камням (фото 16.17).

Далее немного поднимаемся наверх, после подъема видим характерный треугольный моренный выступ (фото 16.18), огибаем его справа по ходу. Уже начинается открытое русло реки, движемся вдоль него. Незадолго до слияния русел реки Ачикташ переходим русло, вдоль которого идем, и начинаем подниматься на восточные склоны основного русла реки Ачикташ (фото 16.19). Здесь уже хорошо набитая тропа (незадолго до этого начинала читаться не очень натоптанная тропа). Далее движемся по хорошо набитой тропе восточного берега р. Ачикташ.

Базовый лагерь уже совсем недалеко, но перейти русло реки на этом участке невозможно (мощнейшее русло, к тому ещё обрывистые берега) (фото 16.20). Вскоре оказываемся напротив базового лагеря (фото 16.21), но необходимо пройти ещё порядка 2 км до ближайшего моста через реку. Впрочем, тропа хорошая, не теряется, поэтому доходим до моста, переходим реку и движемся уже в обратном направлении к лагерю.

Находим лагерь Аксая, нам предлагают ужин, он кажется нам практически королевским (плов, омлет, фрукты, сладости по системе шведского стола и в достаточно большом количестве) (фото 16.22). Обходится нам в 10 долларов с человека. После этого нам поясняют, где можно поставить палатки, и мы располагаемся лагерем. На следующий день дневка.

День 17 (18.08.2021) дневка

День 18 (19.08.2021) м/н - Луковая поляна - пер.Путешественников (н/к,4150,ос) - лед.Ленина - лев.моренный карман

По хорошей погоде собираем лагерь и начинаем движение в сторону перевала Путешественников. Полтора перехода идем по грунтовой дороге (фото 18.1), доходим до таблички «Луковая поляна 3800 м». Здесь дорога заканчивается. Дальше идем по тропе (вначале тропа поднимается на скальную ступень) (фото18.2, 18.3). На третьем переходе от базового лагеря начинаем подъем на перевал. Туда ведёт хорошо натоптанная, местами крутая зигзагообразная тропа (фото 18.4). Тропа сильно раскисшая, местами каша по щиколотку и выше, поэтому тем, кто заранее не переобулся в горные ботинки, пришлось сделать вынужденный привал. В 14:41 поднялись на перевал Путешественников (фото 18.5).

Далее начинаем спуск по тропе (фото 18.6). В ходе движения присматриваем варианты спуска на ледник Ленина (сама тропа уходит вверх над скалами к лагерю 1, нам же нужно пересечь ледник Ленина раньше). Приемлемый вариант спуска находим спустя примерно 40 минут движения осыпной кулуар до небольшого русла реки на границе ледника, откуда подъем на ледник достаточно пологий (фото 18.7). Спуск требует самостраховки ледорубом, но в целом сложности не представляет (фото 18.8).

Так как место, куда мы спустились, оказалось достаточно уютное (ровные площадки на осыпи, солнце, чистый ручей), решаем остановиться на обед (фото 18.9).

После этого пересекаем по камням реку и начинаем подъем по зачехленной части ледника по осыпи (фото 18.9). К середине перехода преодолеваем моренный увал и выходим на открытую часть ледника Ленина (фото 18.10). Некоторое время двигаемся по открытому пологому леднику, пару раз преодолеваем ледовые ручьи (в определенных местах достаточно широкого шага). Гребень маршрута Скурлатова на протяжении всего пути уже хорошо виден и служит нам ориентиром (фото 18.11). Вскоре уходим с открытого ледника на морены, доходим до реки на границе ледника. Ближе к реке начинаем забирать вправо по ходу, чтобы обойти ледовые обрывы (фото 18.12). Реку переходим по камням и начинаем подъем на морены (фото 18.12). Далее по моренам и моренным карманам два перехода подходим к месту начала подъема на гребень (фото 18.13). Обнаруживаем там на удивление приятные места для ночевок широкий травянистый карман долины (фото 18.14).

День 19 (20.08.2021) м/н - сев.ребро пика Комплексный

Напротив места нашей ночевки достаточно широкий, но крутой участок снежноледового склона, по которому можно подняться на гребень, но видно, что правее по ходу, через небольшую скальную гряду, подъем существенно положе (фото 19.1). Поэтому идем по моренному карману вдоль склона до пологого взлета. Там надеваем кошки, делаем связки и начинаем подъем (фото 19.2). Стараемся держаться посередине между скалами слева и справа по ходу движения (фото 19.3). Через два часа подъема выходим на гребень (фото 19.4).

Далее двигаемся по достаточно широкому снежно-ледовому гребню, тропим в основном по щиколотку, местами по колено. В начале подъема гребень очень широкий, ощущается как снежный купол (фото 19.5). После небольшого перегиба гребня становятся видны карнизы с восточной стороны гребня (слева по ходу) и разломы на восточных склонах (фото 19.6, 19.7). Напротив зоны разломов выходим на наиболее существенный в ходе первого дня движения по гребню перегиб. В месте выхода достаточно круто, используем ледобурную дорожку (фото 19.8).

Погода к вечеру портится, периодически идет снег. Вскоре после подъема на перегиб видим удобную для постановки палаток площадку в мульде перед небольшой ледовой стенкой (фото 19.9) и встаем лагерем (фото 19.10). Окапываемся, делаем мощные ветровые оттяжки.

День 20 (21.08.2021) м/н - пик Комплексный (5459,сн-лд)

Утром дают хорошую погоду и красивые виды, особенно на ледник Ленина и Алайскую долину. Выходим из-под нашей стенки обратно на гребень (фото 20.1). Первый участок подъема достаточно крутой, до 45°, но снега достаточно много (местами по колено), поэтому движемся в связках с тропежкой. Поднимаемся на перегиб гребня, далее видим участок скал на гребне. Обходим их слева по ходу (фото 20.2). Первая часть подъема вдоль выходов скал не очень крутая до локального выполаживания (фото 20.3). Далее более крутой участок при подъеме на очередную ступень гребня, увенчанную зубцовым карнизом (фото 20.3, 20.4). Движемся практически по самой верхней части гребня, по его правому по ходу борту, отступив несколько метров от края с карнизами (фото 20.4).

После следующего перегиба гребня нам открывается пик Комплексный. Дальнейший путь движения достаточно очевиден поднимаемся между скальными выходами (справа по ходу) и ледовыми разломами (слева по ходу) (фото 20.5). Погода начинает портиться, видимость ухудшаться. Делаем привал перед финальным участком подъема на пик Комплексный (фото 20.6). Дожидаемся некоторого улучшения видимости и продолжаем движение. Преодолев видимый с места привала участок подъема, ещё какое-то время продолжаем движение по гребню и встаем на ночевку на ровной площадке между снежно-ледовыми буграми (20.7). В редких окошках видимости пытаемся рассмотреть дальнейший путь движения. Наивысшая точка пика Комплексный не очень очевидна, тура нет.

День 21 (22.08.2021) м/н - сев.отрог вост.гребня пика Ленина

С утра погода ясная. Выходим на гребень. Первый участок пути пологий, виды очень красивые (фото 21.1). Через некоторое время спускаемся на небольшую седловину в гребне (фото 21.2). Здесь начинается участок с выходами скал. Первое время продолжаем движение по верхней части гребня по снегу в нескольких метрах от края карнизов. Поднимаемся на достаточно острый снежно-ледовый перегиб гребня слева по ходу от характерного «зуба» (фото 21.3). С этого места спускаемся на ещё одну небольшую седловинку, используя попеременную страховку для небольшого (метров 10-15) крутого участка спуска. Далее путь движения по гребню преграждает жандарм (фото 21.4, 21.5), зато с этой седловинки вправо по ходу начинается достаточно широкий снежно-ледовый кулуар, которым можно воспользоваться для спуска и начала обхода жандарма. Как только основной скальный массив заканчивается, начинаем забирать влево по ходу в сторону гребня. Двигаемся практически вплотную к скалам чтобы меньше сбрасывать высоту (фото 21.5). В одном месте проходим через скальные «ворота» (фото 21.6), за которыми крутой снежно-ледовый язык. Здесь мы провешиваем метров 10 веревки (фото 21.7). Дальнейшее движение в обход жандарма сложности не представляет. Сначала двигаемся траверсом вдоль скал (фото 21.8), потом начинаем подъем по снежноледовому склону обратно на гребень (фото 21.9).

Далее продолжаем двигаться по гребню в связках. Поднимаемся на несколько ступеней гребня (несколько раз преодолеваем перегибы гребня, снизу с близкого расстояния обычно кажущиеся снежными куполами). Путь движения достаточно очевиден. К концу четвертого после обхода жандарма перехода доходим до осыпных участков на гребне (фото 21.10), рядом с ними встаем на ночевку. Площадки под палатки выкапываем в снегу для защиты от ветра (фото 21.11).

День 22 (23.08.2021) м/н - вост.гребень пика Ленина

Весь день движемся по осыпной части гребня, путь движения очевиден (фото 22.1). Где есть осыпь, стараемся двигаться по осыпи, чтобы не тропить (фото 22.1, 22.2). Местами идем по снегу, в основном неглубокому. Погода ясная. За день набираем почти 600 метров. Крутизна этого участка пути небольшая, кроме самой высоты никаких сложностей он не представляет (фото 22.3, 22.3). На ночевку останавливаемся в верхней части осыпного участка гребня на высоте 6470 м. В этом месте гребень пика Комплексный, имеющий ориентацию север юг, соединяется с основным гребнем пика Ленина, восточным. Таким образом, заканчиваем движение по северному отрогу восточного гребня пика Ленина. Встаем на ровных осыпных площадках (фото 22.4).

День 23 (24.08.2021) отсидка по погоде

В ночь ветер заметно усилился, несмотря на ровный прогноз погоды. Палатки сильно трепало, но мы их с вечера качественно растянули расходным репшнуром во все стороны, поэтому ничего не поломало. Тем не менее, в качестве предосторожности, спали полностью одетые, в пуховках и с надетыми на шеи фонарями.

День 24 (25.08.2021) м/н - траверс пика Ленина (7134,сн-лд)+вер.Раздельная(6148,сн-лд) 3Б

С утра погода намного лучше, чем накануне. Утепляемся по максимуму и примерно в 5:30 выходим на восхождение. Движемся по снегу, снег большей частью фирновый, пока не тропим.

Держим курс на снежный купол гребня и на луну (фото 24.1, 24.2). После подъема на купол открывается вид на пик Ленина (фото 24.3). Необходимо даже немного приспуститься, чтобы начать подъем по заключительной части (фото 24.3, 24.4). Далее преодолеваем ещё пару снежных увалов, периодически закрывающих от нас большую часть гребня пика Ленина (фото 24.5, 24.6).

Наиболее крутой участок подъема при восхождении на пик Ленина по восточному гребню в самом конце (последние приблизительно 200 метров по высоте) (фото 24.7), но технической работы не требуется. К трем часам в полном составе выходим на пик Ленина (фото 24.8).

К этому времени как раз начинают налетать облака (до этого всё время было абсолютно ясно), поэтому долго не задерживаемся и начинаем спуск по классическому маршруту к вершине Раздельная. Тропа хорошо натоптана (широкая плотная фирновая «колея», натоптанная многочисленными кошками), также маркирована вешками (фото 24.9, 24.10). Тропа не теряется, вешки достаточно часто, поэтому путь сложности не представляет.

В одном месте участок с провешенными перилами (фото 24.11) видимо, это тот самый часто упоминаемый в описаниях «нож», но нас он сильно не впечатлил, некоторые даже не воспользовались провешенными веревками. Дальше тропа всё чаще проходит через осыпные участки, но везде достаточно очевидна и не теряется.

В заключительной пути к Раздельной спускаемся по снежно-осыпному склону средней крутизны по тропе на седловину перевала Раздельный, затем набираем чуть меньше ста метров на саму вершину Раздельная в Лагерь 3. Встаем в уже оборудованных местах под палатки с ветрозащитными стенками, немного их дорабатываем (фото 24.12).

День 25 (26.08.2021) м/н - лагерь 2 - лагерь 1 (снятие заброски) - лагерь 2 - вер.Раздельная

В это день нам необходимо спуститься за заброской, ожидающей нас в лагере 1, и подняться обратно. Погода ясная, тропа на спуск хорошо читается и маркирована вешками. Лагерь 2 «Сковородка» становится виден почти с самого начала спуска (фото 25.1). Доходим до него за один переход. Далее связываемся, так как трещины начинаются практически сразу рядом с лагерем 2 (фото 25.2, 25.3). Хорошо виден наш путь спуска (и нашего будущего подъема) от лагеря 3 к лагерю 2 (фото 25.3). Переходим через небольшое плечо склона, и открывается вид на ледник Ленина и лагерь 1 (фото 25.4). Ещё через некоторое время начинается основной «лабиринт» - тропа начинает лавировать между большими трещинами, в некоторых местах извиваясь практически змейкой (фото 25.5). В одном месте вдоль протяженной глубокой трещины даже провешены перила (фото 25.6). Чуть ниже ещё в одном месте установлена лестница, но она выполняет скорее функции достопримечательности, так как пользоваться ей при нашем состоянии рельефа было намного менее удобно, чем хорошо натоптанной тропой (фото 25.7). Тропа хоть и существенно извивается в нижней части спуска, не теряется, так что навигация сложности не представляет. Далее выходим на открытый пологий ледник и движемся по нему практически непосредственно до лагеря 1, напротив него переходим на морены. В лагере забираем заброску, выясняем, с радостью останавливаемся на обед в кафе одного из лагерей (фото 25.8). Обед обходится нам в 15 долларов с человека, что на 5 долларов дороже чем в базовом лагере, при этом количество и ассортимент продуктов существенно меньше. Впрочем, мы были довольны и этим. После обеда начинаем движение в обратную сторону (фото 25.9). Подъем занимает у нас около восьми часов.

День 26 (27.08.2021) м/н - траверс до пер.Лачплесис

С утра собираем лагерь. Большая часть групп и одиночных восходителей покинула лагерь в предыдущий день, когда мы ходили за заброской. В лагере остается совсем немного народу, и мы обращаем внимание, что очень многие бросают в этом лагере палатки, пришедшие в негодность (фото 26.1), а также пакеты с мусором и даже некоторое снаряжение.

Начинаем двигаться в связках траверсом склонов к гребню пер. Лачплесис (северный отрог западного гребня пика Ленина) (фото 26.2). При движении по этому гребню в сторону Лачплесиса путь проходит через вер. 5865 м, её видно практически с самого начала движения от вер. Раздельной (фото 26.3). С момента выхода на гребень дальнейший путь движения также очевиден (с западной стороны скалы, с восточной стороны крутые склоны, достаточно часто карнизы) (фото 26.4). Погода ухудшается, периодически существенно снижается видимость, но скалы слева по ходу и склоны/карнизы справа, ограничивающие зону нашего движения, всё ещё видны, поэтому продолжаем путь (фото 26.4, 26.5, 26.6). После вер. 5865 м движение проходит приблизительно на одной высоте, с локальными спусками и подъемами, впрочем, местами довольно крутыми. Некоторые из них мы проходим на 3 такта (фото 26.4, 26.5, 26.6, 26.7), при определенных условиях может понадобиться провешивание коротких участков перил. Немного не доходя до пер. Лачплесис выходим на достаточно крутой сброс, начинаем провешивать перила (фото 26.8, 26.9). Как раз за этим сбросом находятся места для стоянок, о которых мы читали в некоторых описаниях. В момент начала провешивания перил видимость хорошая, налетающие облака временно раздуло, но в процессе дюльфера всех участников снова ухудшилась, и по ощущениям улучшения уже не ожидалось, поэтому встаем на стоянках перед пер. Лачплесис (фото 26.10).

День 27 (28.08.2021) м/н - траверс пика 30лУзССР (3А,5731,сн-лд) - пик Холм - лагерь 1 - пер.Путешественников - Луковая поляна - г.Ош.

Вершина 30 лет УзССР видна от места стоянки (фото 27.1). Двигаемся в связках по западной части гребня на некотором удалении от карнизов восточной стороны. Видимость хорошая, с перевала Лачплесис виден практически весь путь предыдущего дня от вер. Раздельной (фото 27.2). Поднимаемся на видимую с лагеря вершину. На картах Генштаба вер. 30 лет УзССР обозначена здесь («точка 5731,0»). Мы тоже ставим в навигаторах точку «30 лет УзССР», хотя в месте выхода уже видим, что чуть дальше через небольшую седловинку есть ещё одна вершина, с места выхода она кажется даже чуть выше (фото 27.3). Впрочем впоследствии выяснилось, что со второй вершины выше кажется наоборот первая.

Вторая вершина отмечена на картах osm как «Пик 30-летия УзССР 5688 м», как раз от неё начинается восточный отрог, заканчивающийся непосредственно перед лагерем 1 (по нему проходит один из возможных альтернативных путей подъема на пик Ленина). Путь подъема на неё также очевиден (по западной стороне гребня вдоль края).

После прохождения второй вершины видимость начинает ухудшаться. Пока видим ориентиры (карнизы справа по ходу и скалы слева по ходу), продолжаем движение (фото 27.4), но через некоторое время вынуждены остановиться и отсиживаться до улучшения погоды (часа на полтора).

После этого продолжаем движение по гребню и доходим до места дюльфера (достаточно крутой перегиб гребня) (фото 27.5, 27.6, 27.7). Пока группа дюльферяет, видимость то улучшается, то ухудшается, в каких-то окошках успеваем просмотреть дальнейший путь движения (фото 27.7, 27.8). После дюльфера успеваем пройти достаточно длинный переход по намеченному пути движения (также по западной стороне гребня), но потом видимость снова существенно ухудшается, и мы ещё немного отсиживаемся (минут 40). Как только видимость позволяет, продолжаем движение, но погода всё равно оставляет желать намного лучшего. Поэтому, как только с противоположной стороны гребня мы видим склон средней крутизны, допускающий движение на личной технике и просматривающийся достаточно далеко вперед, принимаем решение начать спуск. Для этого провешиваем небольшой участок перил ~10 м через гребень (фото 27.9). После этого проходим небольшой участок «на 3 такта» (фото 27.10), далее несложный спуск по снежно-ледово-осыпному склону с самостраховкой ледорубом (фото 27.11).

Таким образом, до перевала 60 лет Октября мы не дошли, но наш вариант спуска вполне допустим и оказался для нас несложен (путь спуска на фото 27.8). Путь спуска совпадает с заявленным маршрутом на подъем на первопрохождение 2Б-3А, который мы не пошли. Далее движемся в связках по закрытому леднику. Периодически сыпет снег, все близлежащие осыпные склоны заснежены, но путь вполне просматривается (фото 27.12). Через некоторое время, увидев на осыпных склонах тур, переходим на осыпь в надежде на тропу. Впрочем, тропу мы обнаруживаем не сразу, и при нашем состоянии рельефа (осыпь сильно заснежена) её достаточно трудно придерживаться, но с задачей мы справляемся движемся четко по обозначенной на некоторых картах тропе через так называемый пик Холм (вершину небольшого гребня между гребнем пика Юхина и ледником Ленина, через него обычно ходят от лагеря 1 к пику Юхина, тропа идет прямо по гребню). Видимость и погода снова ухудшаются, но достаточны для продолжения движения, к тому же ближе к лагерю 1 тропа читается всё лучше. Доходим до лагеря 1, он смотрится совсем иначе чем несколько дней назад осыпь почти полностью заснежена.

Проходим через лагерь и начинаем движение по тропе к перевалу Путешественников и базовому лагерю. Тропа эта очень мощная и читается очень хорошо, даже с учетом того что тоже местами достаточно сильно заснежена и местами раскисла. Примерно за 3 часа мы доходим до перевала Путешественников и спускаемся на Луковую поляну, где нас ожидает машина («шишига» (ГАЗ66)).

На ней доезжаем до Базового лагеря Ачикташ, где пересаживаемся на Mercedes Sprinter, на котором доезжаем до Оша.

Поход окончен.

Дополнительные сведения о походе

Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.

Поход считаем весьма удачно пройденным, несмотря на все сложности. Получилось пройти маршрут запланированной сложности, пройти интересный нестандартный траверс пика Ленина, познакомиться с непростым масштабным горным районом Памир.

Пройденный маршрут не является слишком сложным технически, но из-за особенностей снежно-ледовой обстановки и высотности является очень физически сложным и напряженным, пройденным в довольно трудных погодных условиях.

Наиболее интересными из пройденных препятствий считаем:

• траверс пика Обручева, с его отличными видами на Алайскую долину и весь окружающий район
  • траверс вершины 30 лет УзССР, даже несмотря на плохую видимость, очень впечатлил интересной орографией
  • и, конечно, траверс пика Ленина через пик Комплексный, является техническим несложной, но изматывающей доминантой района с отличными видами, в том числе на Центральный Памир.

По результатам пройденного, хотим обратить внимание на следующие особенности: - маршрут пройден нами в условиях довольно высокого снегового покрова, в связи с чем в другие годы может оказаться существенно сложнее технически, но проще физически - перевал Запорожских Романтиков имеет прохождение по осыпному склону, соответствующее категории 1Б. Категория 2А для этого перевала явно завышена, прохождение можно осуществить полностью в обход ледника.

• Перевал Приозерный считаем соответствующим категории 2А. При уменьшении снегового покрова по сравнению с имеющим место на нашем маршруте, сложность еще возрастет. Рекомендуем пересмотреть в классификаторе сложность перевала до 2А. - Прохождение ледопада Ледяной Мыс по нашему пути можно рекомендовать, это как минимум один из самых оптимальных путей прохождения
  • Спуск с перевала Ледяной Мыс на юго-запад удобнее осуществлять, забирая вправо по ходу еще раньше, чем это сделала наша группа, причем в процессе спуска это совсем не очевидно
  • Спуск на ледник Корженевского с перевалов Ледяной мыс и Обручева затруднен из-за грязевых болот в моренном кармане ледника
  • Траверс пика Обручева через перевал Плечо Обручева стоит рекомендовать к прохождению, но необходимо учитывать, что в случае уменьшенного снегового покрова может потребоваться сплошное провешивание склона перилами. В случае обратного прохождения провешивание потребуется в любом случае.
  • Перевал Солнечный Алай к прохождению не рекомендуется, поскольку выход на юг на ледник Корженевского возможен только через каньон, сложность прохождения которого выше сложности самого перевала.
  • На перевале Спартакиада можем порекомендовать наш нестандартный путь спуска, поскольку он нам показался более быстрым и менее камнеопасным по сравнению со стандартным
  • Не рекомендуем планировать маршрут с движением по верхней части ледника Корженевского. Ледник совершенно разломан и быстрое продвижение по нему невозможно, причем спутниковый снимок не создает такого ощущения. Кажется осуществимым выход на левую морену ледника с ледника Перевальный, но полностью путь не просматривается и спутниковый снимок не дает ответа, как двигаться выше, где эта морена заканчивается. - Выход с ледника Корженевского на ледник Перевальный лучше осуществлять с орографически левой стороны, а выше двигаться по нашему пути либо забирая правее по ходу. - Для перехода через ледник Ленина в сторону пика Комплексный наш путь считаем наиболее оптимальным
  • При уменьшенном снежном покрове подъем на пик Комплексный может потребовать провешивания большого количества перил, в остальном траверс пика Ленина через пик

Комплексный рекомендуем к прохождению

• Классический путь на пик Ленина с вершины Раздельная существенно упростился за последние 10 лет: протоптаны качественные тропы, размеченные флажками, а на опасных участках провешены фрагменты перил, однако необходимо учитывать, что официальный сезон восхождений на пик Ленина завершается в конце августа и не стоит ориентироваться на вышеупомянутую инфраструктуру за пределами этого сезона.
  • Траверс вершины 30 лет УзССР не является особо технически сложным, но требует качественной гребневой страховки
  • Путь спуска с северного гребня пика 30 лет УзССР в точке, где наша группа осуществляла спуск, вполне удобен и требует небольшой подстраховки участком перил только в самой верхней зоне, далее осуществим на личной технике. Подъем на гребень в этой точке, скорее всего, перил не потребует. Путь спуска по запланированному первопроходу 2Б-3А в сторону ледника Коман из-за плохой видимости просмотреть не удалось.

Список литературы

1. Каталог перевалов ФСТР https://tssr.ru/mountain/pereval/
  2. Библиотека перевалов ТК "Вестра" http://westra.ru/passes/
  3. Маршрут: 562-TLIB, Категория похода: 5, Год: 2015 Автор: Карпов Д.В.
  4. Маршрут: 564-TLIB, Категория похода: 5, Год: 2015 Автор: Лебедев А.А.
  5. Маршрут: 736-TLIB, Категория похода: 5, Год: 1989 Автор: Новак К.Л.
  6. Маршрут: 1134-TLIB, Категория похода: 5, Год: 2017 Автор: Бахамбаев Р.Х.7. Маршрут: 1233-TLIB, Категория похода: 6, Год: 2001 Автор: Довженко С.В.
  7. Маршрут: 1234-TLIB, Категория похода: 5, Год: 1990 Автор: Карнаев С.
  8. Маршрут: 5065, Категория похода: 6, Год: 1988 Автор: Полевскис Ю.В.
  9. Маршрут: 7323, Категория похода: 6, Год: 2012 Автор: Лебедев А. А.
  10. Маршрут: 7477, Категория похода: 5, Год: 2013 Автор: Наседкин С. В.
  11. Маршрут: 7546, Категория похода: 3А, Год: 2012 Автор: Михалев И. И.
  12. Маршрут: 7772, Категория похода: 5, Год: 1989 Автор: Агнцева Г. В.
  13. Маршрут: 7913, Категория похода: 5, Год: 2015 Автор: Лебедев А. А.
  14. Маршрут: 8629, Категория похода: 3, Год: 2018 Автор: Лебедев А. А.
Карта района, трек и точки маршрута

При разработке маршрута и подготовке отчета использовались электронные сервисы по картографии SAS.Planet, GoogleEarth, а также замечательный сайт https://nakarte.me Трек похода доступен по ссылке: https://nakarte.me/m=12/39.40437/72.90733&l=O&nktl=_C97g9Fs0uswXBaB44JaPQ

Необходимо также указать, что сервис nakarte.me непозволяет просмотреть время и даты треков, треки с указанием дат и времени прохождения можно получить по ссылке: