Очерки, фотографии, описания маршрутов - всё это Вы найдёте в разделе Горы Мира
Горы в фотографиях >

Автор: Михаил Нумач, Красноярск

Каким я был балбесом

Ранее, помнится, все походы были с рюкзаком и палаткой. Так я и Байкал прошёл в 1993 году, на лыжах, автономно, в одиночку. За 28 дней преодолел около 700 км снежно-ледяной пустыни. Да ещё направление выбрал неправильно, попёрся с севера на юг - и получилось почти всё время против ветра.

Ну, намучился я тогда сдуру. Попал в наледь и промочил ноги, что при морозе довольно-таки беспокоило. Потом с трудом преодолевал становые щели - широкие разломы льда. А как запарился, пробираясь через торосы! Ладно, хоть хватило ума не переломать ноги.

Наконец, в середине пути попал в белую мглу, но не знал, что это такое, какие опасности таит. В результате получил снежную слепоту и лежал в палатке трое суток, не снимая с глаз повязки. Вот так приключения!

Короче, тогда я выжил. А на следующую зиму знакомые фотографы собрались на лёд Байкала и звали меня с собой. Под впечатлением от пережитых ужасов я отказался. Да и каких-то красот я во время похода не замечал. Точнее, шикарные пейзажи видел, но был более занят выживанием. Эти фотографы каждую зиму гоняли на Байкал, возвращались с сияющими глазами, а я, балбес такой, всё не понимал, что же они там увидели. Меня продолжали звать, и я продолжал отказываться. Наконец, меня позвал совсем крутой фотограф, из высшего эшелона. Этому я отказать не мог, чисто из уважения. Ладно, поехали. Никаких ошеломляющих картинок я не ожидал. Мы добрались до Ольхона. Тут выяснилось, что это совсем другой формат путешествий. Никакой возни с палаткой и выживанием!

Мы поселились в тёплом доме и получили уйму времени для фотографирования. Только тогда я и увидел невероятные красоты Байкала, словно впервые тут побывал.

Вот оно, чудо!

Причём, мы же тогда не знали прекрасных мест, мы их ещё не открыли! Гуляли в основном возле посёлка Хужир.

Сам посёлок в те года был чисто рыбацким, "диким". Никаких турбаз. Лишь один магазин. Электричество от заводского генератора давали лишь на несколько часов, да и то не всем. Один вечер — одной половине посёлка, другой вечер — другой половине. Никаких телевизоров и холодильников жители не знали. Даже само слово "инфраструктура" было незнакомым. Но главное - в доме было тепло. Мы имели возможность гулять везде и фотографировать в любое время суток. Рыбаки порой подбрасывали нас на машине, удивляясь дурости. Ведь мы были тут единственными, кто не ловил рыбу.

А мы искали и находили вот такое:

И были тем счастливы.

С того путешествия мне и открылись красоты зимнего Байкала, которые я прежде не замечал. Потребовалось ткнуть носом, как слепого котёнка в молоко. Вот и прозрел!

Занятно, что рыбаки тогда и сами почти не знали красивых мест, они ведь рыбу искали. Единственное, что они нам показали — причудливые рога Саган-Хушуна.

Мы же продолжали исследовать берега Байкала, малые острова. Ох, сколько было открытий чудных!

Потом посчастливилось познакомиться с одним рыбаком, который увлекался не только рыбалкой, но также поиском чудных мест на острове.

Мы подружились. До сих пор встречаемся. Я рассказываю ему о разных странах, а он смеётся: - Ну что, убедился, что краше Байкала места на земном шаре нет? - Убедился...