Автор: Попов Даниил, г. Москва

Отчет
о горном походе VI к.с. по Северо-Западному Памиру
(хребеты Дарвазский, Академии Наук и Петра I)

Содержание

Суммарный положительный перепад высот 13802 м
Продолжительность активной части: 33 дня
Сроки проведения: 27.07-02.09.05
Район: Северо-Западный Памир (хребты Дарвазский, Академии Наук, Петра I)
Определяющие препятствия: 8 перевалов, 1 вершина:
  • н/к - 1
  • 1Б – 2
  • 2А – 2
  • 2Б – 1
  • 3А - 1
  • 3Б - 2

Нитка маршрута:     п. Поймазар-пер.Пулковский (1Б 4408)-лед.Ванч-Дара (Мумбнии)-пер.Пулковский (1Б 4408)-п. Поймазар-лед. РГО-пер.Кашал-Аяк (2А 4281)-ГМС «Федченко»-лед. Военных Топографов-пер.Большой Фонтан (3Б 5880)-лед. Бивачный-лед. Россия (МГУ)-пик Россия (2Б 6830 рад.)-пер.Россия (3Б 6200)-лед.Беляева-лед.Гармо-пер. Кашдара (2А 4930)-лед. Дорофеева- лед. Гандо-пер. Летавета (3А 5000)-лед. Сугран-пер.Белькандоу (н/к 3215)-п. Девшар

Поход рассмотрен МКК МГЦТК, имеет шестую категорию сложности, зачтен всем участникам и руководителю.

II. Участники похода.

Ф.И.О. Год рождения Контактная информация Туристский опыт Должность
Попов Даниил Викторович 1979 danil-popov AT yandex.ru, т.8-916-6316281 VI УГ Памир,
VI УГ Тянь-Шань,
V с эл.VI УГ Памир
Участник

III. Организация похода.

Мы давно планировали совершить поход в районе СЗ Памира. В 2002 году наша команда участвовала в походе на Памире. Это был Заалайский хребет (западная часть) и оттуда открывалась прекрасная панорама на вершины СЗ Памира.

Орографические границы СЗ Памир условны. Как правило, к этому названию относят участок Памирских гор отделенных с востока ледником Федченко, с юга – долиной р. Бартанг, а с севера долиной р. Муксу. Сюда относятся хребты, расположенные в широтном – Петра I, Дарвазский, Ванчский, Язгулемский и меридиональном направлениях – Академии Наук (схема 1). СЗ Памир имеет сложную и разветвленную орографию. Большинство крупных ледников превышают в длину 15-20 км, а горные хребты зачастую превосходят 5500-6000 м. Преобладание перевалов и вершин высшей категории сложности предполагает организацию в этом районе походов V и VI категории сложности. Как и район Иныльчека, СЗ Памир относят к самым высокогорным районам бывшего СССР. Однако, в отличие от первого, СЗ Памир более мягок как, по климату, так и по наличию «зеленки» и «теплых» карманов, где можно отдохнуть и восстановиться после пребывания в высокогорье. Более подробное описание этого района можно найти в многочисленной литературе, туристских и альпинистских отчетах.

Заезд в район, в большинстве случаев, осуществляют автотранспортом через долину р. Ванч или р. Муксу. Сейчас на СЗ Памире на лед. Фортамбек регулярно работает летний международный альпинистский лагерь (МАЛ), куда возможна заброска на вертолете. Во времена СССР на СЗ Памире функционировало несколько альплагерей, что существенно упрощало организацию восхождений и спортивных походов в этом районе. Из-за гражданской войны в Таджикистане последние 10-15 лет на СЗ Памире практически не проводились спортивные походы и альпинистские восхождения. За этот период нам удалось найти информацию лишь по 4-5 спортивным походам, проведенным в этом районе альпинистами же совершались восхождения только в районе МАЛа Фортамбек. Поэтому возникла идея совершить поход с максимальным охватом этого района, т.е. начать маршрут в долине р. Ванч и закончить в долине р. Муксу. Надо отметить, что подобным образом организованные маршруты не раз были пройдены на СЗ Памире, однако, практически все группы использовали заброски завезенные вертолетом или другими группами в МАЛы или на ГМС «Федченко».

Таким образом, в задачи нашего похода входило:

• Пройти условно линейный маршрут по СЗ Памиру с посещением ГМС «Федченко» и наиболее крупных ледников района: лед. Российского Географического Общества, лед. Федченко, лед. Бивачный, лед. Беляева, лед. Гармо, лед. Гандо и лед. Сугран.
  • Взойти на одну из высших точек района - пик Россия (6875).
  • Пройти высокие и редкопосещаемые перевалы: пер. Россия (3Б 6200) и пер. Большой Фонтан (3Б 5800).

Для этого мы решили акклиматизироваться радиально занося заброску из долины р.Ванч (п. Поймазар) на ледник Гармо. После этого пройти основную линейную часть и выйти в долину р.Муксу (схема 1).

Организация заезда и выезда из района. Переговоры по заезду и оформлению документов мы вели с администрацией гостиницы «Таджикистан» г.Душанбе (контактные лица Илхом и Хасан, т. (992-372) 215236, (992-372) 218007). За 20-30 дней необходимо связаться с администрацией гостиницы (или любой другой туристкой фирмой) и выслать им нитку маршрута и паспортные данные участников для подачи заявки на оформление документов в Таджикском МИДе. Оформление пропуска в погранзону Горнобадахшанского автономного округа (ГБАО) и регистрация стоят 30$ (25+5, соответственно).

Схема 1. Северо-Западный Памир.
красным цветом - занос заброски
зеленым – основная часть.

В Душанбе прилетели рано утром, провезя в самолете полный комплект газовых баллонов. У Рано Сабировой (директор фирмы АльпНавруз rano@navruz.tajik.net), в Душанбе, можно приобрести двухсотмиллилитровые баллоны KOVEA по 8$. Оформление документов в Душанбе заняло день. Недалеко от аэропорта на автовокзале без труда можно нанять УАЗик в сторону ГБАО. УАЗ-буханка до п. Поймазар обошелся нам в 1000 сомони (10500 руб). Вечером мы выехали из города.

Ф. 7 Дорога Душанбе-Ванч.
Следы гражданской войны.
В этом году (2005) была очень снежная зима и очень жаркое лето. Когда мы прилетели в Душанбе, там чуть ‘похолодало’ и было +40° С. Дорога до п. Поймазар заняла двое суток: УАЗик постоянно перегревался, ночью закрывалось движение на камнеопасных участках, ночевали в машине, в п. Ванч регистрировались в местном КГБ и милиции и т.д.

Ф. 8 Дорога Душанбе-Ванч.
Р.Пянжд – граница между
Таджикистаном и Афганистаном.
Участок пути Ванч – Поймазар плохой: дорога не чистится, а в одном месте вообще была переметена зимней лавиной. Через три дня после нашего приезда в п. Поймазар поднявшаяся р. Ванч смыла участок дороги, так что верхние кишлаки оказались отрезанными. В верхних поселках уже несколько лет нет электричества. В п. Поймазар, самом верхнем кишлаке, ремонтируют маленькую ГЭС. В поселке живет около двухсот человек, есть пара грузовых машин.

Надо отметить, что местные жители и в столице и в горах очень радушны, с удовольствием приглашают в гости, угощают и зовут ночевать. В п. Поймазар мы остановились переночевать в доме местного мулы, и там же оставляли некоторые вещи и продукты на время первой части (организации заброски).

Хочется выразить благодарность за помощь в подготовке маршрута О. Чхетиани, А. Джулию, Л. Директору (г. Москва) и Г. Сальникову (г. Новосибирск).

Тренировки. Начиная с февраля, команда регулярно тренировалась (3-4 тренировки в неделю). Общее количество тренировок за февраль-июль – 84. Из них: 28 скоростно-силовой направленности, 40 тренировок направленных на развитие аэробных способностей и 16 тренировок на скалодроме и скалах в Подмосковье.

IV. График движения.

Осыпь, морена, ледн.

9,6

Ясно

Пер. Пулковский(1Б 4408)-лед. Ванчдара (Мумбнии)

Облачно, снег

Лед. Гармо (рад)-пер. Пулковский(1Б 4408)

Ледник, морена, закр.ледн.

Отсидка

Отсидка

Пасмурно, снег

Пер. Большой Фонтан (3Б 5880)

Сн-лд склон

Сн-ск-лд гребень

1,2

Ясно, перем.обл., ветер

Вост. предвершина пика Россия (2 Б 6830)

Сн-ск-лд гребень

(1,8)

Пасмурно

Пер.Россия (3Б 6200)-Грузинский кулуар

Закр.ледн., сн-ск-лд кулуар

Ясно, перем.обл., ветер

Лед.Беляева (нижние Грузинские ночевки)

Сн-лд кулуар, ледопад, закр.ледн.

Лед. Гармо

Откр.ледн, ледопад, морена

10,8

Перем.обл., пасмурно

Лед. Гармо-устье р.Ванчдара (Мумбния)

Карман ледника

Р. Кашдара

Морена, осыпь

7,8

Перем.обл, пасмурно, дождь

Лед. Кашдара

Осыпь откр. и закр. ледн.

Пер. Кашдара (2А 4930)-лед.Дорофеева-лед.Гандо

Закр. и откр. ледн., осыпь

10,8

Ясно, перем.обл.

Пер. Летавета З. (3А 5000)-лед.Сугран

Сн. кулуар, сн-лд склон, закр. ледник

Лед.Сугран

Ледопад, карман ледн.

9,6

Лед.Сугран

Карман ледн., скалы

10,2

Перем.обл.

Пер. Белькандоу (н/к 3215)

Альп. луга, морена, тропа

15,6

Перем.обл., дождь

Пос. Девшар-пос.Джиргиталь

Тропа, машина

Душанбе-Москва

Машина, самолет

Итого: 261.6 км (с учетом К=1,2).

без учета радиальных выходов: 251.4 км (с учетом К=1,2).

Суммарный положительный перепад высот: 13802 м.

Высотный график

V. Техническое описание маршрута.

Обозначения «право», «лево» показывают орографическое положение, длина веревки 50 метров, при оценке изменений высоты учитывается только положительный набор. Километраж приведен с учетом коэффициента 1,2.

1. п. Поймазар-пер.Пулковский (1Б 4408)-лед.Ванч-Дара (Мумбнии)-пер.Пулковский (1Б 4408)-п. Поймазар.

Пер. Пулковский расположен в Дарвазском хребте. Соединяет долину р. Дарапоймазар – бассейн р. Ванч, и долину р. Ванчдара (Мумбния) – бассейн ледника Гармо. Пер. Пулковский один из самых простых путей из верховьев долины р. Ванч на лед.Гармо. Троп вдоль р. Дарапоймазар практически не осталось. Поэтому на прохождение перевала с юга на север требуется 3-4 дня. Основное препятствие с юга большой суммарный перепад высот (более 2000 м), заросшие юганом и колючим кустарником альпийские луга и прижимы в низовьях р. Дарапоймазар. Для обхода прижимов необходимо набрать около 800 м по тропе, начинающейся в двух км ниже устья р. Дарапоймазар (Гармодара).

Ф. 9 Поселок Поймазар, слияние
р.Дарапоймазар (Гармодара)
и р.Ванч.
1 день. Выходим из п. Поймазар около 8 часов – стремимся быстрее покинуть поселок. Переходим р. Ванч и р. Дарапоймазар (Гармодара) по мостам. Решаем остановиться и позавтракать в зарослях арчи. Выходим около 11.00. По тропинке, идущей по террасе правого берега р. Ванч, идем в сторону п. Вань-Вань. После «каменных ворот» (ф. 9) тропа поворачивает направо вверх, в ущелье. После входа в ущелье необходимо повернуть направо (по ходу) и по еле заметной тропке в скальном кулуаре начать обход скального прижима. Это наиболее быстрый путь, т.к. тропой активно пользуются местные жители для выхода на верхние пастбища. Не зная этого, мы идем прямо вверх. Очень жарко. У половины команды горная болезнь. Вода появляется только на альпийских лугах. С 14 до 17 обедаем. Еще переход вверх и становимся на ночевку.

Ф. 10 Таджики

Набор высоты 800 м (2300-3100).

Пройдено 3,6 км.

2 день. По многочисленным тропам идем вдоль склона на СЗ. Появляется набитая тропа, а за ней у ручья кош (ф. 10). Нас пытаются напоить кислым молоком – мы, пытаемся сопротивляться.

Ф. 11 Поселок Поймазар, начало
спуска к р. Дарапоймазар
после обхода устьевого прижима.
Тропа уходящая от ущелья вправо (по ходу см. выше) приводит как раз к этому кошу. После коша идем по тропе по альпийским лугам. Через 300 м тропа заканчивается. Теперь необходимо спуститься вниз к р. Дарапоймазар – это потеря около 400 м  высоты. Теоретически можно попытаться пройти траверсом до начала осыпных бортов долины. Но склон местами обильно зарос кустарником и юганом, местами это жесткий и крутой конгломерат, с выходами скал (ф. 11, 12).

Ф. 12 Спуск к р. Дарапоймазар
после обхода устьевого
прижима: путь туда и обратно.
Поэтому лучше спускаться сразу к реке, что мы и сделали после двух часовой попытки траверсировать склон. Ясно и очень жарко. Обедаем у реки с 13 до 16,00.

После обеда проходим метров 200 вдоль вверх по реке. Здесь снова прижим (ф. 12, 13).

Ф. 12 Р. Дарапоймазар

Ф. 13 Р. Дарапоймазар

Набираем по заросшему склону 150 м и выходим на осыпь. Далее движемся вдоль русла реки. Тропы нет, но периодически встречаются старые бивуаки. Встаем в 19,30.

Набор высоты 150 м (3100-2650-2800).

Пройдено 6 км.

3 день. Выходим в 8,30. Движемся вдоль реки по осыпи правого борта. Кое-где река переметена не растаявшими зимними лавинами. Через три перехода доходим до слияния истоков р. Дарапоймазар. Пытаемся бродить, но воды в реке очень много – брод опасный. Через 500 м выходим к месту, где река разливается на несколько рукавов. Бродим по трое. Далее поднимаемся вверх по распадку древней морены правого борта левого истока р. Дарапоймазар. Обедаем с 13 до 16,00. Как обычно, очень жарко.

После обеда траверсируем правый борт и за три перехода выходим в правый ранклювт ледника. Ночуем на леднике на снегу.

Набор высоты 1100 м (2800-3900).

Пройдено 9,6 км.

Ф.14 Пер. Пулковский (1Б 4408)
с юга.
4 день. Выходим в 9,00. Идем вдоль правого борта ледника по морене. Вскоре ледник закрывается. В связках подходим под седловину. Погода портится, идет снег, и мы встаем на обед. Подъем на перевал снежно-осыпной кулуар (100 м, 30гр, ф.14). На седловине в 16,00. В туре находим записку от 29,08,92 от «одиночного туриста из Москвы Волкова С.А.».Спуск вниз, короткий снежный склон (30 м, 40гр, ф. 15). По закрытому леднику Ванчдара доходим до слияния с левым  притоком, где и встаем на ночевку.

Набор высоты 508 м (3900-4408-4200).

Пройдено 7,2 км.

Ф.15 Лед. Ванчдара (Мумбнии) и
пер. Пулковский (1Б; 4408).
5 день. Сегодня нужно радиально спуститься к устью р. Ванчдара и заложить там заброску. Выходим около 8,00. Сначала идем по центру открытого ледника (ф. 15). С появлением моренных валов смещаемся к правому борту. Это, пожалуй, оптимальный путь. Морена на леднике слегка рваная. Около 11 оставляем дежурного варить обед, а сами уходим закладывать заброску. Заброску оставляем недалеко от окончания современной морены в 1,5 км выше устья.

Ф.15 Низовья лед. Ванчдара (Мумбнии)
Следует отметить, что язык ледника сильно разрушен и спускается в долину гораздо ниже, чем обозначено на карте.

Около 16,00 возвращаемся к палаткам. Собираемся и за три перехода поднимаемся на перевал Пулковский. Еще один переход вниз и встаем на ночевку на леднике.

Набор высоты 908 м (4200-3500-4408-4200).

Пройдено 21,6 км (16,8 км радиально).

6 день. Спуск в п. Поймазар по пути подъема. Ясно и жарко. В поселок приходим в 20,30.

Набор высоты 450 м (4200-2650-3100-2300).

Пройдено 30 км.

2. лед. Российского Географического Общества (РГО)-пер.Кашал-Аяк (2А 4281)-ГМС «Федченко».

Пер. Кашал-Аяк - наиболее простой путь из долины Ванча (лед. РГО) на лед. Федченко. Определяющее препятствие – ледопад со стороны лед. РГО. Существует несколько путей подъема: по правому краю ледопада (может быть камнеопасно), по ледопаду справа или слева от большого скального нунатака или через нунатак (по «улице Горького») – наиболее распространенный вариант. Спуск на лед. Федченка с пер. Кашал-Аяк - это плавно спускающееся снежное плато.

7 день. Утром забираем оставленные вещи и продукты. По долине р. Ванч от п. Поймазар к языку лед. РГО ведут две автомобильные дороги: верхняя и нижняя. Верхняя, идущая по левому борту долины, пришла в полную негодность. Нижняя, идущая по дну долины, кое-как поддерживается местными жителями. Через левые притоки везде есть пешеходные мостики. Но при организации автомобильной заброски следует учитывать, что при высоком уровне воды доступ в верховья долины может быть закрыт.

Ф. 16 Язык ледника РГО.

Обедаем около автомобильного моста через р. Абукадор (исток р. Ванч). Днем страшная жара. Выходим около 16,00. Ледник РГО подвинулся вплоть до русла р. Ванч (на 800 м ниже, чем на карте, ф. 16). Подъем по леднику РГО проходит по левому ранклювту и карманам, а затем по центральной части ледника, раньше там была тропа. В ранклювт ледника выходим огибая моренный вал (см. карту и ф. 16). Нижняя часть ранклювта тяжела (1,5-2 км) для движения: много конгломерата и моренного «мусора». Иногда ранклювт становиться настольно узок, что приходится выбираться на заморененный ледник и обходить это место. В некоторых местах ранклювт забит снегом зимних лавин. Сил в этой ситуации прибавляет неожиданная встреча с медведем на 5 метровой дистанции в тесном ранклювте. На бивуак встаем около 20,30.

Набор высоты 350 м (2300-2650).

Пройдено 18 км.

Ф. 17 Правый карман ледника
РГО.

Ф. 18 Правый карман ледника
8 день. Выходим в 8,30. Продолжаем движение, чередуя ранклювты с большими «зелеными» карманами (ф. 17,18). Кое-где на обходе скальных прижимов видны остатки тропы.

Примерно в 2 км ниже устья р. вытекающей из-под лед. Комсомолец, не доходя до небольшой арчевой рощицы, выходим на середину ледника. В этой части ледник заморенен и сильно всхолмлен. Обедаем с 12,30 до 15,30.
Дальше продолжаем движение по центру ближе к правому краю.

После впадения ледника Красноармейский переходим к левому краю ледника и пересекаем гигантский осыпной «аэродром» (ф. 19). Здесь нет воды, поэтому ночуем недалеко от левого ранклювта.

Ф. 19 Верховья лед. РГО: пик Комакадемии, пер. Лонжерон (3А).

Набор высоты 650 м (2650-3300).

Пройдено 12 км.

Ф. 20 Ледопад Кашал-Аяк, подъем на
нунатак.
9 день. Погода испортилась: низкая облачность. За два перехода подходим к правому краю ледника Кашал-Аяк. Начинается ледопад - связываемся и одеваем кошки. Проходим перевал по «улице Горького»: поднимаемся под нунатак, затем по осыпному кулуару (по «улице Горького») вверх с последующим выходом по нунатаку на перевальное плато. Судя по отчетам, ледопад растрескан более обычного. Проходим нижнюю ступень ледопада прямо вверх одновременно и попеременно (ф. 20).

Ф. 21 Ледопад Кашал-Аяк, подъем на
Под нунатаком обедаем и пережидаем залп мокрого снега. Подход к началу кулуара – крутые ледовые сбросы (50 м, 35-45гр), слева по ходу возможны обвалы льда (ф. 21). Поднимаемся одновременно. Осыпной кулуар на нунатаке завален снегом (30-35є), поднимаемся метров 150 и становимся на ночь на площадках, т.к. погода окончательно портится (ф.21).

Набор высоты 900 м (3300-4200).

Пройдено 4,8 км.

10 день. Утром проглядывает солнце. По скалам нунатака выходим на плато пер. Кашал-Аяк. Дальше до ГМС «Федченко» идем в связках по закрытому леднику. Облачно, ветер. На ГМС выходим снизу со стороны лед. Федченко. Обедаем и решаем остаться здесь на ночь.

Остаток дня исследуем легендарную метеостанцию и фотографируемся (ф. 22,23,24).

Ф. 22 ГМС «Федченко».

Ф. 23 ГМС «Федченко».

Ф. 24 Внутри ГМС.

Внутри ГМС бардак и разруха – грустное зрелище. На столе находим журнал посещений, оставляем там свои записи. Внутри метеостанции рассыпана серебрянка, поэтому ставим палатки и ночуем на улице.

Набор высоты 81 м (4200-4281-4100).

Пройдено 8,4 км.

3. Лед. Военных Топографов-пер. Большой Фонтан (3Б 5880)-лед. Бивачный.

Пер. Большой Фонтан расположен в хребте Федченко – восточном отроге хребта Академии Наук. Пер. Большой Фонтан соединяет лед. Военных Топографов (лед. Федченко) и лед. Бивачный. В хребте Федченко есть несколько перевалов (все 3Б) соединяющих эти ледники (схема 1). На наш взгляд, пер. Большой Фонтан, наряду с пер. Варла, является наиболее красивым и интересным препятствием в этом хребте.

Определяющие препятствия: с востока (лед. Военных топографов) - ледопад, который обходится по скалам (400 м, 30-40гр, местами до 70-90гр, ф. 25,26, схема 2), и снежно-ледовый перевальный взлет (500 м, 30-40гр, местами до 45-55гр, ф. 29) со стороны лед. Бивачный (с запада) – 700-метровый ледовый склон (30-40є, ф. 34, схема 2) и ледопад в устье S-образного ледника, притока лед. Бивачный (ф.35, схема 1).

Перевал был впервые пройден в 1976 г (рук. Бредикис). Перевал редкопосещаемый (менее 10 раз) и за последние 10-15 лет не проходился ни разу. На прохождение перевала требуется 3-4 дня.

Схема 2. Перевалы хребта Федченко (1 квадрат–2 км, H=40 м). 1-пер. Кустовского (одностороннее восхождение со стороны лед. Военных Топографов), 2-пер. Большой Фонтан (3Б), 3-перемычка Гарбера (одностороннее восхождение со стороны лед. Бивачный), 4-перемычка Скол, 5-перемычка Малыш, 6-пер. Красноярский (3Б), 7-пер. Варла (через пик Варла с лед. Военных Топографов 3Б), 8-пер. ГМС ледник Федченко (3Б), 9-пер. Туполева (3Б).

Ф. 25 Ледопад в нижней части
лед. Военных Топографов.
11 день. Сегодня начинаем подъем на пер. Большой Фонтан (3Б 5800). Задача: пройти ледопад в нижней части лед. Военных Топографов.

Ф. 26 Обход ледопада по скалам.
Ледопад проходится по скалам (перепад высот 450 м), разделяющим правую и левую ветвь ледопада (ф. 25,26). Сам ледопад непроходим из-за большой разорванности и постоянных ледовых обвалов. По сравнению с отчетами 70-80-х годов слева от скал произошел большой ледовый обвал, обнаживший горизонтальный пояс скал. Справа и слева от скал постоянно идут ледовые обвалы. Большинство из них не перехлестывали путь к скалам (нижнюю горизонтальную часть лед. Военных топографов). Тем не менее, желательно подходить под скалы утром и как можно быстрее, поскольку повсюду видны следы старых больших ледовых обвалов. Лавиноопасный участок имеет протяженность 200-300 м. Основание скал защищено от ледовых обвалов (ф. 25,26).

Выходим от ГМС в 8,00. За два перехода по открытому леднику подходим к нижнему ледопаду лед. Военных Топографов.

Ф. 27 Обход ледопада по скалам.
Лавиноопасный участок до основания скал проходим в связках (есть закрытые трещины) по двое с выставленным наблюдателем. У скал собираемся около 11,30.

Ф. 28 Обход ледопада по скалам.
Из-под основания скал вешаем пол веревки влево-вверх по границе льда и скал (45°). Дальнейший подъем проходит левее ручья текущего по скалам, т.к. его русло может быть лавиноопасно (ф.26). На скалах вешаем 1,5 веревки на петлях и френдах (ф. 27,28). Средняя крутизна нижней части скал 45-55° (100 м), локально до 70-90°. Далее идет выполаживание (50 м, 25-35°), где устраиваем перекус. Затем идут несложные скалы, удобные для лазанья (300 м, 40°, локально до 60°). Среднюю и верхнюю часть скал проходим попеременно в связках, страхуясь за перегибы и выступы. На ночевку встаем на площадках вверху скал в 19,00.

Набор высоты 500 м (4100-4000-4500).

Пройдено 7,2 км.

12 день. Утром переменная облачность. От скал поднимаемся одновременно в связках по ледовому склону (30°) на среднюю плоскую часть лед. Военных Топографов (ф.25). Для подъема в верхнюю часть ледника, ведущую к пер. Большой Фонтан, необходимо обойти верхний ледопад слева (по ходу) за большим скальным нунатаком (схема 2). Нунатак обходим в связках по закрытому леднику (25-30°). Погода к этому времени окончательно портится: низкая облачность и снег. Обедаем с 12,30 до 16,00.

После обеда за два перехода подходим к перевальному взлету по закрытому леднику. Ставим лагерь в 18,00

Набор высоты 800 м (4500-5300).

Пройдено 4,8 км.

13 день. Отсидка. Облака, нет видимости.

Набор высоты 0 м (5300).

Пройдено 0 км.

14 день. Отсидка. Облака, нет видимости.

15 день. Утром изредка появляются просветы. После долгих раздумий выходим около 10,00. Перевальный взлет снежно-ледовый склон (перепад высот 500 м) крутизной около 35-40° с многочисленными трещинами и бергшрундами (ф. 29).

Ф. 29 Панорама верхнего цирка лед. Военных Топографов: 1-пер. Большой Фонтан (3Б 5880), 2-пик 5966,
3-пер. Кустовского (5700)

Ф. 30 Подъем на пер. Большой
Фонтан (3Б 5880).
Локально крутизна иногда достигает 50-55°. Подъем условно можно разделить на три части: нижнюю, среднюю,  плоский заснеженный склон, и верхнюю, наиболее крутую. Средняя и верхняя части разделены мощным бергшрундом. Выход на перевал расположен в гребне южнее вершины 5966. Подъем начинаем слева от скал в связках, одновременно и попеременно, лавируя между бергшрундами. Когда выходим на среднюю часть, видимость снижается до 100 м. Поднимаемся вверх и вправо, тропя снег. На обед встаем в большом бергшрунде (с 13 до 16,00).

Ф. 31 Подъем на пер. Большой
Фонтан (3Б; 5880).
Бергшрунд преодолеваем связка по связке (ф. 30). Дальше одновременно в связках через промежуточные буры прямо вверх 50 м по ледовому склону 45-50°. После некоторого выполаживания начитается снежный склон (50 м, до 50°) с глубоким кристаллизованным снегом, в котором невозможно организовать более-менее надежную точку. С трудом продвигаемся вверх. Склон немного выполаживается, и снег уплотняется. Вешаем прямо вверх 3 веревки на ледорубах (ф. 31). На гребень выходим в связках, пересекая бергшрунд. Время 21,00. Лагерь ставим в снежной мульде у скал.

Ф. 32 На пер. Большой Фонтан
(3Б; 5880); на заднем плане
пик Россия (6875).
Набор высоты 580 м (5300-5880).

Пройдено 1,8 км.

16 день. Утром ясно и ветрено. Выходим в 10,00. Вокруг открывается отличная панорама: пик Ленина-пик Революции-пик Гармо-пик России-пик Коммунизма (Исмаила Сомони) (ф. 32, 33).

Ф. 33 Панорама с пер. Большой Фонтан (3Б; 5880) х-место тура; 1-пик Ленина (7134), 2-пик Революции (6974), 3-пик Гармо (6602).

Ф. 34 Пер. Большой Фонтан (3Б
5880) с запада, стрелкой
отмечено место тура. 1-пик 6002,
2-пик 5966, 3-пик Варла (6002).
Снято с верховьев лед. Россия (МГУ).
Находим остатки тура на одном из скальных останцев. В туре старая рабочая рукавица, записки нет. Спуск начинаем от тура прямо вниз по ледовому склону одновременно в связках (перепад высот 400 м, 35-40°, ф. 34). Далее забираем немного вправо, пересекая гряду скал.

Ф. 35 Спуск с пер. Большой
Фонтан: выход по осыпному
кулуару на S-образный ледник.
Затем сбрасываем еще 400 м по правому краю ледника, переходящего внизу в осыпной кулуар (ф. 34). На обед встаем на S-образном леднике (с 13 до 16,00).

В устье S-образного ледника расположен короткий крутой ледопад. Есть несколько вариантов преодоления этого препятствия: через перемычку Малыш (обход ледопада слева походу), через перемычку Скол (обход ледопада справа походу) и через ледопад (Схема 2). Исходно мы хотели обходить ледопад через перемычку Скол, но не смогли ее четко идентифицировать на местности. Оценив сверху ледопад, решили идти через него.

Ф. 36 Спуск по скалам в левый
ранклювт S-образного ледника.
К ледопаду подходим по плоскому открытому леднику. Затем по правому осыпному склону обходим начало ледопада и спускаемся по скалам в ранклювт (25 м, спуск по спортивному).

Около 100 метров идем вдоль ранклювта и начинаем пересекать ледопад к его левому краю (в сторону пика ОГПУ), где виден крутой и короткий спуск на плоский ледник под склоны пика ОГПУ. Обходим многочисленные кальгаспоры и сераки.

При спуске на плоский ледник повесили 10 м вертикального дюльфера и две веревки по льду (30-70°).

Ф. 37 Ледопад в устье S-образного ледника.

Ф. 38 Ледопад в устье S-образного ледника.

Ф. 39 Ледопад в устье S-образного ледника.

Набор высоты 0 м (5880-4400).