Выпускающая организация: Московский Городской Центральный Туристский Клуб Проводящая организация: Горный турклуб МГУ http://www.geolink-group.com/tourclub/ E-mail: tourclub-pr@www.geolink-group.com Маршрутная книжка N 1/3-507 Руководитель группы: Сергин Константин Сергеевич Адрес руководителя: (информация в МКК) Вид туризма: горный Район путешествия: Памиро-Алай. Горный узел Такали. (Хребты: Зеравшанский, Гиссарский и Туркестанский) Категория сложности: четвертая, с элементами пятой Количество участников: восемь Сроки проведения: с 29 июля по 19 августа 2007 года Продолжительность маршрута: 22 дня Протяженность маршрута: 250 км Маршрут группы:
г. Худжант - кишлак Сабах - р. Зеравшан- кишлак Волгонд (Валиганд)– р. Волгонд -р. Волгонд Пр. (Вост.) - в. 4363,1м (1Б, рад, с пер.) - пер.Сентябрьский (1Б,4300) - р. Такали (Яхсу) - пер. Такали Сев. (2А,4100)- р. Волгонд - пер. Боковой (2А, 4300) - лед. Дальневосточников - пик Бухара, попытка восхождения (2Б,4785м)- пер. Дальневосточников Юж. (3А, 4920) +пер. Молодость Сибири (3А, 4820 (связка, 3А)) - р. Прав. Такали - р .Л. Такали (Яхсу) - пер. Такали (1А, 4100) - р. Наукрум (Насруд)- ур. Кунтимас (Дуоба) - пер. Джиндон (1Б, 4060) - лед.и р. Джиндон - р. Зеравшан - кишлак Сабах - р. Сабах - пер.Уйгур Ю. (2А, 4400, рад) -пер. Истед (2Б, 2400, рад) - пер. Уйгур Средн. (2Б, 4500)- р. Айкуль - оз. Айкуль - пер. Озерный (Заозерный) (2А, 4050) - мазар Саркент - р. Сардала - ущелье. р. Гуш- пер. Чашмагельдан (н/к, 2700)- кишлак Росровут - г. Худжант.
Пройдено локальных препятствий: 13, из них:
3А - 1
2Б - 3 (1- рад с неопредел. стороны)
2А - 4 (1- рад с неопредел. стороны)
1Б - 3 (1- рад с неопредел. стороны)
1А - 1
н/к - 1
Максимальная высота: 4920 м (пер. Дальневосточников Ю.)
Максимальная высота ночёвки: 4820 м (пер. Молодость Сибири)
Маршрут утверждён МКК МГЦТК 17 июля 2007 года (в составе: Ярошевский А.Э., Лехтман Д., Чхетиани О.Г., Смирнов Л. В.).
Список принятых в тексте сокращений
г. - гора в. - вершина пер. - перевал р. - река, ручей чхв - чистое ходовое время ГЗЛ - граница зоны леса пхд - по ходу движения оз. - озеро м/н - место ночевки град. - градусов п/п - первопроход.
Список участников
Ф. И. О.
Год
Рождения
Туристская
подготовка
Обязанности
в походе
1
Сергин Константин Сергеевич
1968
4ГР, 4ЛР , 5ГУ,С. Урал, Ц.Тянь-Шань, Памир, Кавказ
руководитель
2
Никифорова Анна Владимировна
1982
3ГУТянь-Шань, 4 ЛУ
завхоз
3
Грушина Александра Александровна
1980
5ГУ Фаны
финансист
4
Бакин Евгений Валерьевич
1981
5ГУ Фаны, 4ЛУ
медик
5
Карпенко Ростислав Павлович
1974
4ГУ, 4ЛУ
реммастер
6
Борисова Серафима Александровна
1983
5ГУ Фаны, 4ЛУ, 1 р-д по альпинизму
эколог
7
Чистякова Мария Сергеевна
1981
5ГУ Фаны,4ЛУ
снаряженец, хронометрист,летописец, фотограф
8
Третьяков Александр Николаевич
1973
4ГУ Памиро-Алай, 4ЛУ Хибины
коммуникатор, фотограф
ОБЩАЯ ИДЕЯ И ПОДГОТОВКА К ПУТЕШЕСТВИЮ
Основной идеей похода было прохождение ознакомительного маршрута в малоизученном и редкопосещаемом районе Памиро-Алая - горном узле Такали. Также хотелось посмотреть на закрытое озеро Ай-Куль к северу западной части Туркестанского хр. И создание по материалам похода отчета и фотоотчета, чтобы заинтересовать и помочь другим путешественникам. Не ставилось никаких особых спортивных целей, в смысле первопрохождений и сложных препятствий, при этом мы понимали, что старые описания перевалов (а на некоторые перевалы описания и вовсе отсутствовали) могут дать "почти-первопрохождение" из-за изменившихся ледников. Пройти длительный маршрут мы были готовы и прошли.
Поэтому поход задумывался как не сложный технически с другой стороны, постарались заложить в нитку (или так, чтобы увидеть и сфотографировать) маршрута наиболее интересные, с нашей точки зрения, перевалы и вершины района.
На весь район похода были подобраны карты масштаба 1:50000 и 1:100000 в цветном исполнении. Использование хороших карт упростило ориентирование на местности. Схему-расхребтовку добыть не удалось.
Выбор района путешествия
Памиро-Алай - был обусловлен многими факторами:
1. В интернете и турбиблиотеках горный узел Такали(окрестности стыка Гиссарского с Зеравшанским хр.) очень мало "освещен", а существующие материалы уже сильно (лет на 15-20) устарели. Несколько лучшая ситуация с Туркестанским хребтом.
2. Район является одним из самых спокойных в Азии
3. Подъезды из Москвы и на местах, недешевы и небыстры, но приемлемы, надо было выяснить современное состояние дел с этим на месте. К тому же одновременно с нашей, заезжали: группа горного клуба МГУ под рук. К и группа клуба МАИ под рук. Рыкалова Петра.
4. Наличие перевалов всех к.т. в районе позволило спланировать интересную для нас "пятерку".
5. При планировании нашего конкретного маршрута ставилось несколько задач:
а) оценить современное состояние ледников, троп, мостов и соответствие описаниям и картам.
б) разведать пути восхождения на пик Самарканд и пик Такали.
в) исследовать и дать описание верховьям долины оз. Ай-Куль, которое расположено в истоках р. Сардала (она же Саркент, Саркант), к северу от Туркестанского хр. Берега озера непроходимы, и попасть в верховья его можно только через перевалы в боковых отрогах. Забегая вперед, замечу, что это оказался самой природой закрытый от людей и домашнего скота маленький оазис-заповедник.
г) Уточнить высоты перевалов и дать GPS координаты примечательных точек и препятствий.
Если окажется, что в отчете допущены неточности, или Вам известны более правильные названия вершин, перевалов и рек и т.д., сообщите пожалуйста мне: Сергин Константин Сергеевич
e-mail: sergin_k@inetcomm.ru
Меры безопасности на маршруте
Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников и руководителя.
1. Аварийный выход к цивилизации был возможен за 1-3 дня по долинам рек. Пути аварийного выхода были записаны в маршрутной книжке и показаны на карте всем участникам.
2. Обращалось внимание на выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов.
3. При прохождении перевалов по возможности использовалось раннее время суток.
4. В темное время суток движение не производилось за исключением одного случая спуска с перевала. При плохой видимости - только плотной группой, с соблюдением постоянного контроля.
5. Недалеко, на Туркестанском хребте и эти же сроки совершали походы группа горного клуба МГУ под рук. К и группа клуба МАИ под рук. Рыкалова Петра - походы 6 и 5 к.с. Наличие спутниковых телефонов в группах позволяло увереннее себя чувствовать.
6. График движения планировался с учётом забросок, днёвок и запасных дней на случай непогоды.
7. Темп движения выбирался соответствующий силам участников, при необходимости назначался замыкающий, при движении сохранялся визуальный и голосовой контакт (кроме подходов по тропам, дорогам, где растягивались сильнее, но у замыкающего была рация).
8. Где возможно, избегали близости с камнеопасными склонами.
9. Переправы через бурные реки производились по мостам или по разливам.
10. Опытные участники осуществляли наблюдение и помощь товарищам при прохождении сложных участков, работе с верёвками, организации страховки и самостраховки.
11. Количество и подготовка участников позволяли при необходимости самостоятельно проводить спасработы или послать нескольких человек за помощью.
12. ПСС, в нашем понимании, в Таджикистане нет, местное МЧС не ставит туристов на учет и не имеет возможности выслать вертолет. По слухам, единственный вертолет базируется в Душанбе, в Худжанте, доступных нам нет.
ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ
В интернете и справочной литературе есть довольно много общих (геологических, географических, этнографических, политических, биологических и т.д.) характеристик Памиро-Алая, так что здесь приведу только обзор со своими комментариями с http://www.turclubmai.ru/heading/papers/1202/takaly_01.htm и только про
ГОРНЫЙ УЗЕЛ ТАКАЛИ
Район стыка Гиссарского хребта с Зеравшанским в средней части Памиро-Алая между Фанскими горами на юго-западе и Матчинским горным узлом на северо-востоке принято называть горным узлом Такали. Севернее узла Такали проходит участок Туркестанского хребта, примыкающий на востоке к Матчинскому горному узлу. Этот участок выделен отдельно.
tr>
В целом район Такали в туристском отношении недостаточно изучен. Достаточно большое количество перевалов не было пройдено насквозь, а многие взяты с различных картосхем, то есть достоверной информации о прохождении их туристами вообще нет. В связи с вышесказанным характер и категории трудности многих перевалов требуют уточнения.
Северную часть массива составляет участок Зеравшанского хребта, его протяженность от стыка с Гиссарским хребтом до устья Ягноба, впадающего в Фандарью, составляет около 130 км. Северные и южные склоны крутые, прорезаны глубокими, узкими ущельями и каньонами.
Гиссарский хребет, протяженность которого в пределах бассейна Ягноба составляет 155 км, отходя от Зеравшанского хребта у пика Такали (4450), выгибается к югу, затем в районе перевала Хоки принимает общее западное направление. В начале Гиссарского хребта сначала на восток, далее на юго-запад отходит Каратегинский хребет. Западнее от его начала от Гиссарского хребта ответвляется в южном направлении Рамитский отрог. На западе от Гиссарского хребта отходит на юг крупный ветвистый отрог, образуя узел Санги-Наваши, а на север - короткий отрог с интересным окончанием, имеющим значительное оледенение - Замин-Карор (Ягнобская стена).
Наивысшая точка района - вершина 5145 м, пик пирамидальной формы, - расположена в Зеравшанском хребте, в верховьях реки Ягноб. Наибольшее оледенение в этом районе развито на северных склонах, где преобладают ледники долинного типа. На южных склонах преобладают каровые ледники.
(Комментарий Сергина К.: Высшая точка района на самом деле - пик МГУ (4Б, 5418), расположенный в массиве Тутеклик, рядом с Тутек-пиком. Почему так произошло с высшей точкой района: смотри отчет 6 к.с. по Туркестанскому и Зеравшанскому хр. от 2007г. К в МГЦТК.)
Климатические условия, растительность и животный мир мало чем отличаются от Фанских гор. Узел Такали расположен на территории Таджикистана. Характер троп вдоль рек неоднороден: они то хорошо разработаны, то, наоборот, становятся труднопроходимыми, часто пропадают. В верховьях Ягноба постоянного населения нет. Вдоль реки Зеравшан расположен ряд небольших кишлаков. На водоразделе рек Сардай-Миена и Сорбо, в нижней части Рамитского отрога, расположен заповедник "Рамит".
К узлу Такали и Туркестанскому хребту можно добраться на машине от Айни по долине реки Зеравшан. На западе проходит дорога из Душанбе в Айни через перевал Анзоб. Наиболее быстрый подъезд с юга, из Душанбе до Рамита регулярно ходят автобусы. В верховья рек Сардай-Миена и Сорбо можно добраться на машине. К Туркестанскому хребту можно добраться с севера через Ходжент по ущельям р. Ляйляк, Аксу, где практически ежегодно проходят различные альпинистские мероприятия.
Самое хорошее время для походов и восхождений - июль, август, начало сентября. Июль, август- с утра обычно хорошая погода, к вечеру идет дождь, к ночи опять хорошая погода. Сентябрь- погода практически ясная, но немного холоднее.
В 2007 г, в августе, погода была в основном хорошая, не обязательно ясная, но половина дней - сухая.
Транспортная характеристика района.
Обратите внимание, какое время указано в обратных билетах! Таджикское время отличается от московского (летнего) на час. (Киргизское время отличается от Московского на 2 часа). Например: 6 ч в Москве соответствует 7 ч в Таджикистане или 8 ч в Киргизии.
Транспортом занимался К, а плодами его трудов (а также целые абзацы из его отчета из раздела "введение" присутствуют здесь) воспользовалась и его группа и наша и группа Петра Рыкалова, ибо заезжали мы все одновременно и почти в одно место.
Центром района является долина р. Зеравшан. Долина плотно заселена и по ней проложена автодорога почти до ледника Зеравшанский. Эта дорога является наиболее удобным путем заезда в район и доступа к Туркестанскому и Зеравшанскому хребту. Попасть на нее лучше с юга из Душанбе и с севера из Худжанда. Оба эти варианта требуют проезда через 1 перевал (Анзоб и Шахристан, соответственно), нормально проходимы для автомобилей типа УАЗ-"буханка" и занимают около 13-15 часов езды. Оба не требуют оформления погранпропусков. Кроме того, новая дорога с севера через перевал Оббурдон, еще сокращает путь, хотя и усложняет его. Кстати, практически на всем протяжении долины Зеравшана действует мобильная связь и есть электричество и магазины.
Возможен и заезд на Туркестанский хребет с севера, но это требует проезда через территорию Кыргызстана, а это представляет дополнительные сложности. Этот район - "черная дыра". Там не действуют межгосударственные соглашения о безвизовом обмене с Россией и погранпропуска. Однако цена, которую требуют киргизские пограничники за пересечение границы, невелика. Мы заплатили командиру заставы Коргон ст. лейтенанту по имени Бахтияр 4000 рублей с 6 человек и, по имеющейся у нас информации, это стандартная цена, которую платят все проходящие.
На Зеравшанский хребет можно также попасть с юга из Душанбе через Навабад, куда идет шоссе. Однако долины рек южного склона хребта слабо исследованы.
Турфирмы
К сожалению, в этом регионе не действуют непосредственно гранды турбизнеса региона - "Альп-Новруз" и "Азия Трэвел". Они вывели нас на своих партнеров в этом регионе. С "Вертикалью" по очевидным причинам у нас было взаимное нежелание сотрудничать. Перед самым отъездом нам сообщили о возможности воспользоваться услугами филиала "Артуча" в Худжанде, однако связаться с ними мы уже не успели. Завоз-вывоз по долине Зеравшана осуществляют 2 фирмы.
1 - государственное предприятие "Сайех" из Худжанда. Это бывший областной совет профсоюзов. Государство обязало их заниматься туризмом. Они готовы организовать транспорт, проживание и регистрацию. Мы оформляли через них регистрацию. Они также в конце концов предложили минимальную цену завоза - 50 $ с человека, однако к этому моменту мы уже заплатили задаток другой фирме, поэтому вынуждены были отказаться. Связь с "Сайехом" мы поддерживали через Эдуарда Ивановича Капицу из г. Чкаловска (квартал Рудаки, дом 15 кв. 44, тел. Из Москвы 8-10-992-47448- 36 51 ).
Рекомендуем, если Ваш путь начинается в Худжанде, начинать с фирмы "Сайех". У них есть и адаптированные к горам УАЗы.
2 - "Маунтайн Трэвел" из Душанбе (директор - Садулло Хасанов), услугами которой по транспорту мы в результате воспользовались. К сожалению, частично неудачно. Фирма предоставила УАЗ-"буханку" с опытным водителем Ансором, куда загрузилась наша группа, а группы Вадима К. И Пети Рыкалова получила машину, плохо пригодную для поездок по горам и водителя, никогда не водившего ничего, кроме городского автобуса. Это привело к весьма опасной поездке и потере полусуток. Стоимость завоза в этой фирме составляла 400$ с группы.
Выезд из района через Ворух в Худжанд для группы К планировалось осуществлять через баткенского партнера бишкекской фирмы "Тянь-Шань Трэвел" Жунусбека Каразакова. Однако из-за разрушения дороги по Каравшину необходимость в его услугах отпала и выезд производился общественным транспортом.
Часть группы ехала из Москвы поездом. Прямые поезда в Худжанд из Москвы не ходят, только из Саратова, поэтому ехали с пересадкой в Саратове. Из Москвы поезд N17 отправляется ежедневно в 19-52. Прибывает в Саратов в 12-06 на следующий день. Поезд Саратов-Худжанд ходит 2 раза в неделю. Отправляется в 16-30. Идет 69 часов. Прибывает в пригород Худжанда - г. Гафуров в 14-36. Поезд не в пример спокойнее бишкекского. Газ не искали, но за отсутствие загранпаспорта у одного нашего человека выжали в общей сложности 4000 р. на всех границах, поскольку поезд идет через Узбекистан, где загран. паспорт обязателен. Обратный поезд Худжанд-Саратов, отправляется 2 раза в неделю в 18-03 и через 67 часов 40 минут в 12-43 прибывает в Саратов.
Остальные летели самолетом 26 июля. В настоящее время в Худжанд летают S7 и "ТаджикЭйр". На момент закупки билетов S7 оказалась дешевле, поэтому выбрали ее. И те и другие летают ночью. S7 летает 5 раз в неделю. Самолет S7 вылетает из Домодедово в 22-30, прибывает в аэропорт Худжанда (г. Чкаловск, находится в 20 мин езды от Худжанда) в 03-00. Лимит бесплатного багажа - 25 кг, но нам удалось оформить в S7 разрешение на повышение нормы бесплатного провоза багажа до 45 кг. Правда, при регистрации наше разрешение вызвало недоверие, но звонок в представительство S7 в аэропорту решил проблему.
Прилетев и без всяких проблем пройдя все контроли, мы на встречавших нас машинах за 10 минут доехали до квартиры, в которой мы еще из Москвы договорились базироваться (адрес имеется).
День 27 июля ушел на организацию и получение регистрации через упомянутую фирму "Сайех".
Утром 28 июля около 10 утра по местному времени мы выехали из Худжанда. Сейчас основная дорога, соединяющая Худжанд с долиной Зеравшана (г. Айни) и далее с Душанбе, находится в состоянии тотального ремонта и представляет собой засыпанную гравием канаву. Перевал Шахристан через Туркестанский хребет работает в режиме одностороннего движения по нескольку часов в каждую сторону. Поэтому было заранее решено воспользоваться новой "колхозной" негосударственной дорогой через перевал Оббурдон, которая к тому же спускается в долину Зеравшана намного выше Айни. Однако сложная и узкая дорога проходима далеко не для всех машин. Лучше всего там проходят УАЗы - "буханки" и различные джипы. Одна из наших машин - вахтовка на шасси грузовика ГАЗ с одним ведущим мостом очень плохо подходила для этой дороги. Весь день погода была ясная, однако дорожный смотритель на перевале (кстати, весьма удивленный тем, что мы знаем об этой дороге) рассказал, что несколько предыдущих дней был туман, и видимость была близка к нулю, сильно затрудняя проезд через перевал.
Поэтому только в сумерках мы спустились в долину Зеравшана в районе кишлака Даштиоббурдон. Дорога вдоль Зеравшана шире, однако пробита в крутых откосах и представляла сложность для водителей. Поэтому около 23-00 было решено остановиться на ночевку выше райцентра Мадрушкент.
Необходимо упомянуть, что отсутствующий на картах участок дороги от кишлака Сабах до кишлака Ярм на местности существует. Более того, чуть выше устья Лягаргифа на дороге есть еще один кишлак - Чашма.
Политическая и финансовая ситуация
В 2007г. году внутренняя обстановка в Таджикистане и Киргизии была вполне благоприятная, все довольно лояльно относились к приезжим туристам. Проблемы с местным населением в городах и в горах отсутствовали. Традиционные для Азии проблемы с органами правопорядка были в пределах нормы.
Стоимость проживания, питания, средств передвижения.
Группа заранее договорилась с фирмой «Маунтейн Трэвел», расположенной в г. Душанбе, о предоставлении транспорта. Регистрация в Таджикистане оформлялась через фирму "Сайех" (г. Худжанд). Погранпропуска в Кыргызстане - через фирму "Тянь-Шань Трэвел (г. Бишкек).
Список затрат на транспорт, проживание и оформление:
Поезд Москва - Саратов - Худжанд - Саратов - Москва. Стоимость плацкартного билета - 3300руб.
Самолет Москва - Худжанд - Москва (авиакомпания S7, эконом-класс) - 14400 руб.
А/м Худжанд - верховья Зеравшана - 400$
Погранпропуск в Кыргызстане - 350 руб. с человека.
Регистрация в Таджикистане - 11$ с человека.
Один ишак с погонщиком на полдня в одну сторону (около 10-15 км) - 15 сомони или бесплатно.
Место в маршрутке Ворух-Исфара - 1.5 сомони
Такси Исфара - Кайраккумское вдхр - 60 сомони
Место в маршрутке Кайраккумское вдхр - г. Чкаловск - 1.5 сомони
Курсы валют:
1 сомони (Таджикистан) = 7.52 руб.
Регистрация и необходимость загранпаспорта
На территории Таджикистана граждане России могут находиться без регистрации до 3 суток. (Данные 2007г, обязательно уточните что сейчас, ибо ситуация меняется каждый год!!!) Регистрацию оформляет МВД. И занимает этот процесс без посторонней помощи около суток и требует не личного присутствия, а списков и подлинников паспортов. В загран ставят штамп, а в гражданский паспорт дают вкладыш со штампом, т.е. паспорт не портят.
Регистрацию у нас проверяли в пос. Сабах проезжие пограничники и в аэропорту - при отлете. Причем неверная дата на одном штампе едва не стала поводом для вымогательства взятки. Официальный штраф за просроченную регистрацию - около 100$ с человека.
Погранпропуска в этом районе Таджикистана не требуются. Погранзастава есть в верховьях Зеравшана около кишлака Тро, однако туристы ее абсолютно не волнуют.
Киргизские погранпропуска оформляются в Бишкеке и должны быть дополнительно подписаны в Баткене. Однако смысла в них мы не видим, поскольку их наличие никак не влияет на поборы пограничников. Регистрация в Кыргызстане не требуется.
Тем, кто едет поездом - важно:
за отсутствие загранпаспорта у одного нашего человека выжали в общей сложности 4000 р. на всех границах, поскольку поезд идет через Узбекистан, где загран. обязателен. Обратно он сделал в Российском консульстве справку о возвращении на родину за 300 р., с которой к нему уже не придирались.
В любом походе, в любой район, стоит заготовить еще дома несколько списков группы с полными данными. Желательно поставить печать на списки. При общении с должностными лицами это экономит время, не надо переписывать все от руки. Также помогла бумага на бланке Федерации спортивного туризма Москвы с просьбой властям содействовать нам.
Сотовая связь
В крупных городах действует по несколько сотовых операторов. Не забудьте только перед отъездом подключить услугу "международный роуминг". Во многих кишлаках, где мы проезжали от г. Худжанд, до р. Зеравшан, связь была. Почти вся долина р. Зеравшан до последнего кишлака, в зоне покрытия ретрансляторов компании Indigo. По словам местных жителей, скоро собираются ставить новый ретранслятор около кишлака Валиганд (Волгонд, Валган). Но стоит отойти в горы, когда прямую видимость закрывают отроги, как связь пропадет. Но большую часть нашего маршрута, даже имей мы с собой сотовый телефон, мы бы не смогли им воспользоваться. Спутниковый телефон системы Тюрайя, взятый в аренду в Москве, работал прекрасно, а благодаря встроенному в него модулю GPS, мы смогли записать координаты и высоты некоторых точек маршрута. Заряжали телефон солнечной батареей.
Местное население - рекомендации, проживание и питание.
Местное население очень благожелательно относилось к нам. Пастухи на верхних пастбищах, жители кишлаков, обязательно приглашали остановиться и покушать, поговорить, переночевать. Надо к этому относиться спокойно и закладывать в маршрут немноого больше времени на общение. Иначе приходится изворачиваться, пытаясь необидно объяснить, почему мы не остаемся, а уходим дальше. Но попить чайку с лепешками все равно надо :).
Очень рекомендуем взять с собой побольше старой или ненужной обуви и одежды. Совсем дрань брать не надо, а поношенное и крепкое - хорошо. В верхних кишлаках и аулах, у пастухов ОЧЕНЬ ценятся любые кроссовки, спортивные туфли ботинки, легкие палатки, спальники. Детская одежда и обувь тоже нужна.
Каждый участник нашей группы взял что-то из одежды и обуви для таджиков и еще мы купили сигарет. В общем собрали полную сумку, с которыми ездят "челноки". Сигареты не пользовались особым спросом, курящих таджиков немного, но все равно хорошо, что взяли с собой. А одежду-обувь надо постараться равномерно распределить по кишлакам, которые предполагается посетить. Носить с собой вещи для пастухов в верховья долин стоит, только если караван идет, на себе тяжело, а вот сигареты пусть всегда будут у группы. Лишние сахар и сладости, которые вдруг образуются в группе или могут быть выделены безболезненно, стоит отдать пастухам или выложить на общий стол при чаепитии.
В Худжанде имеются гостиницы. Стоимость - от 15$ с человека. Однако через знакомых мы устроились ночевать на частной квартире в пригороде Худжанда - Чкаловске, заплатив по 2$ с человека. В городе есть масса всяких кафе, ресторанов и т.д., поэтому вопрос питания решается легко. В верхних же кишлаках знаменитое таджикское гостеприимство разворачивается во всю. В каждом доме есть комната для гостей и каждый готов угостить тебя чаем, а если останешься ночевать - непрерывно кормить и предложить постель. И все это бесплатно! Но не стоит на гостеприимство рассчитывать безусловно и злоупотреблять им. Люди живут бедно и отдадут путникам последнее по традициям.
ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ (заявленный и выполненный, причины измененния)
Даты
Дни пути
ЗАЯВЛЕННЫЙ МАРШРУТ
ВЫПОЛНЕННЫЙ МАРШРУТ
км по карте
причины изменения
-1
27.7
Утром прилетаем, переезд из аэропорта в город Худжант, Регистрация, покупка продуктов в дорогу, днем - встреча поезда
Утром прилетаем, переезд из аэропорта в город Худжант, начали регистрацию, покупка продуктов в дорогу, днем - встреча поезда
машина дол. Р. Зеравшан, кишлак Сабах - кишлак Волгонд (Волган) - устье р. Волгонд (Ниж. Волган)
г. Худжанд (Ходжент)- пос. Ганчи- пос. Босманда- кишлак Овчи- пер. Оббурдон (н/к, 3961м) - к. Оббурдон -долина р. Зеравшан- к. Хадишар - к. Табушт
Выехали утром, после визита в ОВИР, где забрали паспорта с регистрацией
2
30.7
м/н - подъем до летовки на слиянии с правым Волгондом
рад выход до слияния со Сред. Волгондом
возвращение к летовке
м/н - к. Сабах - мост через р. Зеравшан - к. Истошон - к. Валиганд (Волгонд, Валган)- р. Валиганд (Волган, Валган, Волгонд)- аул (кош) Верхний Валиганд (на слиянии рек В. и З. Валган).
не успели отнести заброску, т.к. было уже поздно и долгообщались с местными жителями
3
31.7
м/н-Подъем под лед. Пр. Волгонд
рад выход на лед. Пр. Волгонд - снежно-ледовые занятия, просмотр дальнейшего пути вверх
возвращение к м/н
м/н -верхний аул Валиганд (кош) - р. Волгонд Зап. (Волгонд Лев. или просто р. Волгонд) - ущ. лед. Дальневосточников (Заброску оставили) - м/н
Отставание на 1 день
4
1.08
м/н - пер. Сентябрьский (1Б, 4300)
рад выход на узловую вершину 4363,1м
спуск на Ю-З,до слияния рек Такали и Пр. Такали
м/н - подход под пер. Сентябрьский- рад. выход на лед. Вост. Волгонд (ледовые занятия) - морена на лед. В. Волгонд
5
2.08
м/н - пер. Такали Сев. (2А, 4100)
рад. Выход с перевала на в. 4550,4м (к западу от пер.) или в. 4532,1(к востоку от пер.)
спуск с пер. на С, на р. Лев.Волгонд, до слияния с руч. с лед. Дальневосточников
м/н- лед. Вост. Волган - пер. Сентябрьский (1Б, 4300м) - в. 4363,1м(рад, с пер.)- р. Яхсу (Лев. Такали).
6
3.08
ДНЕВКА. рад. выход под лед. Кривой (под пиком Самарканд), оценка подходов, возможности восхождения с этой стороны (р. Волгонд)
рад. выход вниз, к слиянию со Ср. Волгондом и снятие заброски
если хватит времени и сил, то забросить снарягу под пер. Боковой
Полудневка. м/н-р. Лев. Такали (Яхсу)- кош на левом притоке - подъем на северный склон Зеравшанского хр. (подход под пер. С. Такали).
Вывихнутое плечо участника и излишне оптимистический прогноз скорости группы вызвали еще большее отставание от графика
рад. Выход на седловину в северном борте лед. Дальневосточников, выводящую к лед. Кривой. Оценка сложности восхождения по гребню вверх и далее, на пик Самарканд
если позволят обстоятельства и маршрут покажется не сложнее 3А
м/н - р. Зап. Волгонд - подход под языклед. Дальневосточников- пер. Боковой (2А, 4300)- лед. Дальневосточников Полудневка
9
6.08
День запаса
м/н - попытка восхождения на пик Бухара (в 700 м южнее в. Самарканд (5085м))(сложнее, чем 3А и за 1 день не ходится большой группой, пройденный маршрут оценили как 2Б) - м/н.
10
7.08
м/н - пер. Дальневосточников Юж. (3А, 4920)
пер. Молодость Сибири (3А, 4820)
слияние ветвей лед. Пр. Такали
м/н -пер. Дальневосточников Ю. (3А, 4920м) - пер. Молодость Сибири (3А, 4820м)(ночевка на седловине)
начинаем нагонять график, но только за счет изначально заложенных дней запаса
11
8.08
День запаса
При хорошем раскладе времени и сил разведка путей восхождения на в. Такали-Ушба
м/н - спуск с пер. Молодость Сибири (3А, 4820м) - слияние ветвей лед. Пр. Такали
12
9.08
м/н - спуск по лед. Пр. Такали до р. Такали, снятие заброски
подъем по р. Такали на С-В, к истокам
м/н- спуск по лед. Прав. Такали - р. Пр. Такали
ледник Пр. Такали оказался более трудоемким, чем по описанию
По дороге до пос. Андарак. Заночевать в километре или как получится, узнать расписание автобусов.
м/н - лед. Тенисбай - р. Тенисбай - мазар Саркент - вниз по долине р. Сардала (Саркат).
чтобы не объясняться с киргизскими пограничниками, решили перевалить сев. отрог Пирьях на Таджикскую сторону
22
19.08
м/н - кишлак Андарак
переезд: кишлак Андарак -пос.Исфана - г. Худжант
м/н - идем вниз по долине р. Сардала (Саркат) - р. Гуш - долина верхних пастбищ с бывшим аулом.
23
20.08
день запаса, вечером (ночью)- самолет
м/н - вторая долина притока р. Гуш - второй аул с семьей таджиков - пер. Чашмагильдан (н/к, 2730м) - кишлак Росровут - г. Худжанд (Ходжент)
Итого активными способами передвижения: 250 км (с учетом коэффициента 1.2)
Аварийные выходы с маршрута и запасные варианты
Аварийные выходы у нас были заложены вниз по долинам рек Валиганд (Волган), Ягноб, Насруд (Наукрум), Джиндон, Сабах, Саркат (Сардала), где обязательно встретятся люди. Запасные варианты:
подъем к узловой вершине 4363,1м, подход под пик Такали
Если в предыдущей части маршрута не удалось пройти перевал и вершину 3А, то с пер. Верхний Такали не спускаться на восток, а подняться на стык Зеравшанского и Гиссарского хребтов и сделать попытку восхождения на пик Такали (ок. 4700м), пик Игла (ок. 4700), спуститься через пер. Плакарный (3А) к р. Волгонд. Или спуститься по леднику Волгонд (Волган) Восточный, тут же подняться на правую ветвь ледника (или поискать перевалы у главного хребта или по хребту пройти, через пик Волган) и перевалить на лед. Джиндон через пер. 2.1.45 Джиндон-Волган Верхний (3А,4350), а потом спускаться к р. Зеравшан по р. Джиндон. Смотри дополнительную схему на этот участок.
14
11.8
м/н - разведка путей восхождения на пики Такали и Игла, поиск несложных, до 3А маршрутов, оценка снизу, визуально, с нескольких точек.
15
12.8
м/н - попытка восхождения на пики Такали или Игла (до 3А, ок. 4700)
16
13.8
День запаса
17
14.8
м/н - спуск по лед Волган Вост до слияния ручьев (или подъем на гребень Зеравшанского хр.)
подъем на восточную ветвь ледника под пер. 2.1.45 Джиндон-Волган Верхний (3А,4350) (или траверс гребня через пик Волган, докуда дойдется в восточном направлении)
просмотр и может быть обработка первой веревки перевала. (спуск с гребня восточнее в. 4816.7 на север, на ледник, под пер.2.1.45 Джиндон-Волган Верхний
18
15.8
м/н - 2.1.45 Джиндон-Волган Верхний (3А,4350)
ледник Джиндон
19
16.8
День запаса
20
17.8
м/н - спуск по р. Джиндон
21
18.8
м/н - спуск по р. Джиндон
р. Зеравшан
Кишлак Сабах
22
19.8
День запаса
23
20.8
переезд в Худжант
ТЕХНИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Введение
Предлагаемое ниже техническое описание представлено в форме дневника, который вела Маша Чистякова, с добавленными моими комментариями и исправлениями, фото и паспортами перевалов. В тексте расстояния на склонах указываются как длина пути, а не перепад высоты, кроме особо оговоренных случаев. Понятия "право" и "лево" даются орографически. В необходимом снаряжении паспортов перевалов и вершин часто не указываются обвязки, каски, карабины, спусковые и подъёмные устройства - они прилагаются к верёвкам по определению. Если спец. снаряжения не требуется, каска все равно необходима на любом рельефе, сложнее тропы. Время везде местное (Москва плюс 1 час). Высоты мест привалов даются по барометрическому альтиметру, а перевалов и некоторых точек - по GPS, что оговаривается. Высоты вершин - в основном по 500 м топокарте, где это возможно. Также прилагаются карты и схемы, которые помогут лучше представить сказанное в описании.
Названия рек, вершин и прочие топонимы даются так, как удалось узнать из карт, отчетов в скобках - варианты.. Наверно, стоит называть объекты так, как это делают местные жители, но это не всегда возможно: иногда не согласуется с туристской схемой, картой или пастухи сами не знают точного названия. Например: урочище Кунтимас в истоках р. Наукрум пастухи, которые на лето туда приходят из-под Худжанда (пешком, со стадом овец!) называют Дуоба (Доуба)- слияние рек. Также надо добавить, что букву "ё" не употребляем в этом тексте, везде заменяя на "е". Истоки рек и ледников,названные туристами, имеют по несколько названий, как и перевалы. Это нормально для редкопосещаемого района. Может когда-то будет составлена таблица параллельных названий. Но в этом надо серьезно разбираться. Например: пер. Дальневосточников С, 3А, 4720, в таблице на сайте МАИ это то же самое, что и ЛИЕ, а еще оказывается есть пер. Дальневосточников Центральный (1.2.28)(3А, 4720), которого нет на "Ташкентской" схеме и классификаторе. Не устаканилась еще в этом районе туристская топонимика, так что не обессудьте.
Список принятых в тексте сокращений
г. - гора в. - вершина пер. - перевал р. - река, ручей чхв - чистое ходовое время ГЗЛ - граница зоны леса пхд - по ходу движения оз. - озеро м/н - место ночевки град. - градусов п/п - первопрохождение.
28.07.2007 г - г. Худжанд (Ходжент)- пос. Ганчи- пос. Босманда- кишлак Овчи- пер. Оббурдон (н/к, 3961м) - к. Оббурдон -р. Зеравшан- к. Хадишар - к. Табушт.
м/н - Квартира Веры Ивановны в г.Чкаловск, на ул. 1 Мая. В наших планах было встать как можно раньше, быстро погрузиться тремя группами в буханку и вахтовку и выехать в долину Зеравшана - достичь поселков Сабах (Сабак), Волгонд (Валиган) и Вадиф.
С утра встали рано, согласно плану, но долго ждали на «круге» ребят, поехавших за готовыми документами на всех нас в Худжанд, таскались по рынку, валялись в тени на предоставленной любезными бензоколонщиками кровати. Выехали только в 9-50. Минут через 50 асфальтовое покрытие сменилось «китайскими камнями» - здесь участок дороги ремонтируют китайцы, превращая всю округу в зону экологического бедствия. Достаточно протяженный участок дороги покрыт щебнем, от которого во все стороны летит белая пыль, снижая видимость до нуля и оседая толстым слоем на полях и местных жителях. Минут 40 ехали по щебенке, затем снова старое асфальтовое покрытие. Как сказал водитель, весь асфальт остался со времен СССР.
В 13-30 - поселок Овчи. Очередная остановка для остужения двигателей и залива воды взамен выкипевшей. Высота 2100. Выехали в 13-45.
tr>
tr>
В 17-00 – мы на перевале Оббурдон. До седловины шли пешком после очередного закипания. Километра 3-4. Практически весь остальной подъем проехали в "буханке". Вахтовка не тянет, её пассажиры пешком прошли гораздо больше. Всю дорогу останавливались и ждали вахтовку.
tr>
Расстояние по карте от пос. Овчи до перевала - всего 12 км. Но по спидометру - больше 30 км. Серпантины однако.
tr>
В 20-10 спустились на машине с перевала Оббурдон по стремному серпантину на развилку дороги, на правом берегу р. Зеравшан.
tr>
До 20-30 ждем вахтовку. Смеркается. Водитель встреченной нами на спуске с перевала Нивы сказал, что перевал не для пассажироперевозок. Т.е. вахтовка не должна ехать по этим серпантинам с людьми на борту.
В 21-30 - поселок Хадишар. Перекус. Нас и водителей поят чаем, в течение примерно часа.
В 1-02 - остановка для сна у селения перед Сабахом - кишлак Табушт. Спим прям у дороги, завернувшись в спальники. В 1-25 - отбой.
Путь за день можно посмотреть на фрагменте карты .
29.07.2007 г м/н - к. Сабах - мост через р. Зеравшан - к. Истошон - к. Валиганд (Волгонд, Валган)- р. Валиганд (Волган, Валган, Волгонд)- аул (кош) Верхний Валиганд (на слиянии рек В. и З. Валган).
Подъем в 5 утра. Выехали в 5-46. В 6-05 - мы в Сабахе. Заброску оставили в доме, недалеко от больницы, хозяин дома - Ахмар Аджад (он же Миша, домулло). Здесь пути расходятся - вахтовка с группами К и Пети Рыкалова уходит дальше вверх по Зеравшану к поселку Вадиф, а мы, переехав р. Зеравшан по мосту на левый берег, устремляемся вниз по его течению, по такой же проселочной дороге, к поселку Волгонд.
В 7-15 - мы выгрузились в Волгонде на его дальней стороне, у полей с картошкой.
В 9-00 выдвигаемся с двумя ишаками наверх к кишлаку Волгонд, или как аборигены произносят Волиган (Валиганд) - применительно и к поселку, и к кишлаку и к реке Волгонд с её притоками, хотя за хребтом люди больше понимают название Волгонд. На ишаков нагрузили по паре рюкзаков и сумки с заброской, остальные рюкзаки попеременно несем сами.
tr>
Движемся по тропе, поворачиваем на правый (ор) борт каньона реки Волгонд и по хорошо
tr>
набитой тропе за 30 минут доходим до арыка и далее движемся вдоль арыка, тропа хорошо заметна. Каньон реки осыпной, резко обрывающийся вниз
tr>
tr>
В 10-14 выходим на зеленые террасы, каньон сменяется пологими травянистыми склонами. В 10-25 привал на зеленых террасах. В 10-35 выход. В 10-50 проходим начало арыка. В 11-05 спустились в пойму реки, смена рюкзаков, перешли на левый (ор) берег, идем по тропе с небольшим набором высоты, резких подъемов-спусков нет.
tr>
В 11-25 привал у ручейка, ишаки пошли дальше. через 7 минут после выхода перешли речку по мосту на правый (ор) берег и идем по обширной пологой террасе. В 11-57 смена рюкзаков на морене.
tr>
В 12-30 подошли к кишлаку Волгонд на слиянии р.Волгонд с правым (ор) притоком – р.Правый Волгонд.
tr>
Встали на правом (ор) высоком берегу притока. Через приток к кишлаку Волгонд идет мост. Ходили в гости, до 14-00 пили чай, айран (катык) и пытались общаться с населением.
tr>
Русского языка никто толком не знает. Отбой в 20-30. Путь за день можно посмотреть на фрагменте карты .
30.07.2007 г. м/н - верхний аул Валиганд (кош) - р. Волгонд Зап. (Волгонд Лев. или просто р. Волгонд) - ущ. лед. Дальневосточников - м/н
м\н - высокий правый (ор) берег правого притока р.Волгонд немного выше слияния, недалеко от верхнего кишлака (аула) Волгонд.
Планируем отнести заброску под заход на ледник Дальневосточников.
Выход – в 6-10. Через кош проходим на верхнюю тропу, хорошо набитую, таким образом оказавшись на правом(ор) берегу р.Волгонд. Но, как выяснилось, она стала слишком сильно забирать вверх . Решив, что она ведет на верхние пастбища, решаем с ней попрощаться, тем более, что с неё внизу разглядели другую чёткую тропу. Спускаемся на неё.
tr>
По тропе выходим к мостику в 6-30. и переходим на левый (ор) берег реки Волгонд. Далее тропа поднимается на старую заросшую морену и выводит на обширную травянистую террасу.
Привал в 6-40. Выход в 6-47. Движемся краем террасы, через 5 минут выходим к летовке. Еще через пару минут, обойдя по тропе вал, выходим к ручейку, но в верхнем его течении прогуливаются коровы, так что пить оттуда не стали. Далее тропа идет то по террасам с пастбищами, то по травянисто-каменистым старым моренным валам.
На правом берегу с нашего берега хорошо просматривается тропа - она идет высоко по склону и так же выводит к летовке. После летовки она продолжается.
Привал в 7-14 на тропе. Выход в 7-25. Тропа в этом месте неявная, но через минут 8 движения по склону выходим еще к одной летовке, тропа нашлась выше по склону над летовкой. Далее идем по тропе.
tr>
Вышли на берег реки на месте слияния рек Волгонд и р.Камарак. Время – 8-05.
tr>
Наш путь далее по левому (ор) руслу. Перейти, не замочив ноги, не получится. Течение сильное, слышны перекаты камней по дну, вода мутная со взвесью. Пробуем пройти левым конгломератным склоном – ступени в нем бьются плохо, крутизна градусов 35. Решаем пройти этот участок верхом, поднявшись на ступень. Возвращаемся на ровный берег в месте слияния.
tr>
Привал в 8-10. Выход в 8-25. Тропа действительно идёт верхом, отсюда открывается вид на пер Сев.Такали. Далее по пути встречаем ручей.
tr>
Привал в 8-55 Выход в 9-10. Идем по тропе, которая периодически теряется в моренах.
В 9-53 привал на выполаживающихся моренах. Выход в 10-10.
tr>
В 10-55 – мы на месте закладывания заброски – на левом склоне долины в крупной осыпи, чуть не доходя слияния ручьев.
tr>
В 11-20 - закончили прятать заброску, спускаемся с осыпи к месту слияния двух ручьев. Время 11-30. Обед. Высота 3327. Вода мутная, со взвесью. Выход в 12-04. Возвращаемся по той же тропе.
Привал в 12-52. Выход в 13-03. В 13-36 - переходим на правый берег р. Волгонд по огромному валуну метрах в 300 выше слияния р.Волгонд с правым её притоком - р.Камарак. Движемся по нечёткой тропе правым берегом р.Волгонд, переходим приток (Камарак) босиком по камням. В месте самомого сильного течения положен небольшой мосток. Переправу осуществляли метрах в 200-х выше слияния. Тaут же сделали и привал для обсушки ног. Выход в 14-25. Движемся правым берегом реки Волгонд по тропе.
tr>
В 14-38 в арчовом лесу собираем дрова. Выход в 14-49. Движение по тропе, прошли летовку. Привал в 15-28. Выход в 15-39. Движемся по тропе, проходим через кишлак Волгонд и по мостику перебираемся на наш берег. В 16-09 пришли в лагерь.
Путь за день можно посмотреть на фрагменте N1 карты .
31.07.2007 г. м/н - подход под пер. Сентябрьский- рад. выход на лед. Вост. Волгонд - морена на лед. В. Волгонд.
Подъем в 4-45. t +8. Выход в 6-23. Идем по тропе по правому (ор) берегу реки Правый Волгонд. Движемся по зеленке с пастбищами, переходим 2 ручейка, метров 100 идем по пойме реки и далее начинается крутой набор высоты по старым моренкам по тропе.
tr>
Привал в 7-12. Выход в 7-35. Небольшой набор высоты на моренный, затем спуск через 10 минут на ровные травянистые площадки с сурками (хорошее место для ночевок, только вода из реки мутновата.) Площадки заканчиваются мореной, разрезанной множеством пересохших промоин. Тропа идет в верхней части промоин, чтоб сильно не скакать вверх-вниз.
tr>
Привал в 8-15. Выход в 8-30. Идем по полянкам, затем преодолеваем свежий селевой вынос, затем по уже сравнительно старым селевым выносам, уже поросшим травой. Привал на границе зеленки и концевых морен ледника на старом селевом выносе.
Привал в 9-10. Выход в 9-25. движемся сначала вдоль русла ручья, потом на моренах находим тропу и движемся по ней. Привал на тропе на морене
tr>
Привал в 9-55. Выход в 10-18.движемся по тропе (неявная), прошли один из языков ледника, свисающих с правого (ор) борта долины со скал.
tr>
Привал в 10-48. Выход в 11-08. выходим с морены по тропинке на снежник, из-под него вытекает приток Волгонда, воль которого мы и набирали сегодня высоту. Высота 3590. Пересекаем снежник по оптимальному пути, далее снова выходим на морены. Перейдя через моренный вал – видим основной язык ледника Волгонд Вост., движемся далее по свежим моренам.
tr>
Привал в 11-38. Выход в 12-00. Идем краем морены по левому (ор) борту долины. Справа (ор) – пологий язык ледника.
tr>
В 12-20 встречаем человека с 2-мя ослами, движется по леднику, сказал, что идет с Ягноба. А мы встаем лагерем на моренке с несколькими большими валунами в левой (ор) части ледника. Есть ручейки. Время 12-30. Отдыхаем, обедаем. GPS координаты:
Deg Min Sec Alt
39 17 41,4 3678
69 40 57,9
tr>
В 16-15 выходим на ледник на снежные занятия.
tr>
Ледник закрытый, трещины забиты, снег держит хорошо, не проваливается глубоко даже во второй половине дня. Открытый участок льда найти проблематично. Чтобы проверить бур-самовыкрут пришлось лезть под стенки Башни, возвышающейся над ледником.
tr>
tr>
В 17-50 вернулись в лагерь, ужинаем. Отбой в 20-40.
Путь за день можно посмотреть на фрагменте карты.
1.08.2007 г. м/н- лед. Вост. Волган - пер. Сентябрьский (1Б, 4300м) - в. 4363,1м(рад, с пер.) - р. Яхсу (Лев. Такали).
Перевал Сентябрьский
Категория трудности: 1Б
Высота: 4300 (GPS-4315) м
Характер: ледово-осыпной
Ориентация: север- юг
Deg Min Sec
39 16 36
69 39 50,4
Расположен: в Зеравшанском хребте , между пиком Такали и в. 4363,1м - стыком Зеравшанского и Гиссарского хребтов.
Прохождение 1 августа 2007 года с севера, со стороны долины р. Волган Снята записка группы туристов из Екаринбурга под рук. Соколовского Д.Г. от 26,08,2003г (записка прилагается).
Описание дается от левобережной морены лед Волган Вост. До слияния рек Яхсу и Л. Такали.
Необходимое снаряжение: ледорубы и все, что нужно для организации связок на закрытом леднике. Кошки желательны. Смотри также описание в приложении
м/н - морена в левой (ор) части языка ледника. Выход в 6-45. поднимаемся по закрытому пологому леднику от места ночевки.
tr>
В 7-07 привал, не доходя до ригеля "Башня". Выход в 7-20. Через 20 минут поднимаемся на пологую ступень ледника, идущую от плеча ригеля Башня. Отдыхаем перед следующим, тоже пологим взлетом ледника.
tr>
tr>
Привал в 7-49. Выход в 8-05. Проходим еще 2 пологие ступени ледника (до 15 град).
tr>
Привал на ровном ледовом поле ( в его начале) перед довольно крутым взлетом. Везде видны следы овец, ослов – они прошли тут с утра пораньше.
tr>
Привал в 8-36. Выход в 8-55. за 10 минут пересекаем пологое поле ледника и подходим вплотную к взлету. Далее движемся вверх по склону по леднику, это первая ступень подъема на перевал, крутизна постепенно увеличивается с 15-20 град до 30-35 наверху. Подъем на ступень занимает 10-15 минут. Далее по пологому склону движемся правее (по ходу) снежного гребня, увенчанного левее нашей седловины белой шапкой (это узловая вершинка на стыке хребтов). Привал у самого нижнего (разрушенного) отрога пика Такали.
tr>
Привал в 9-35. Выход в 9-48. Движемся, траверсируя склон гребня, что слева (по ходу) от нас, в верхней части 10 метров по осыпи – и мы на седловине перевала Сентябрьский.
tr>
Время 10-10. Седловина узкая, мелкоосыпная. Переменная облачность, ветер. Облака кучевые. Тур находится ближе к плечу пика Такали. Нашли в туре записку туристов из Екатеринбурга, от 23.08.2003. Перевал Сентябрьский соответствует 1Б категории сложности, и может быть рекомендован в любых походах, начиная с "двойки".
Вершина 4363,1м - прекрасная обзорная точка. Рекомендуем всем подняться туда. С перевала Сентябрьский - это всего "пара" шагов пешком.
Обратите внимание!!! Название рек: Яхсу, Левый Такали я не разделяю, считая что это одно и то же до слияния с Пр. Такали, когда образуется река Такали, которая в свою очередь скоро сливается с Ягнобом и далее течет как Ягноб. Пастуха все истоки и притоки называют Ягноб, не мудрствуя лукаво. НО! Эти пастухи пришлые из-под Худжанда, так что это неудивительно. GPS координаты перевала:
Deg Min Sec Alt
39 16 36 4315
69 39 50,4
tr>
tr>
tr>
tr>
tr>
Выход в 11-06. Спуск плотной группой по мелкой осыпи, по пути встречаются сильно разрушенные бараньи лбы, камнеопасно.
tr>
Спустились с осыпи на снег в 11-46. Здесь привал.
Привал в 11-46. Выход в 11-58. Спускаемся по снежнику (небольшой крутизны, около 15-20 градусов) до ровных зеленых площадок. Посередине, в мелкой морене - ручей. Обедаем. Время - 12-15. GPS: Высота - 3705. GPS координаты:
Deg Min Sec Alt
39 15 46,4 3704
69 39 22,3
tr>
Выход в 13-03. Движемся по правому языку ледника в обход центральных морен, поросших травой. В конце террасы, где правый борт долины спускается к реке Яхсу – находим на правом берегу тропу. Движемся по ней. Тропа в итоге выводит на среднюю осыпь и по ней спускаемся к реке Яхсу в месте слияния ее с р. Л. Такали. Время – 13-46. Спуск неудобен. Впоследствии выясняем, что более удобные тропы, которыми пользуются пастухи – идут левым берегом.
tr>
Здесь же рядом в 14-00 встаем лагерем на ровных зеленых площадках на правом (ор) берегу, по причине вывернутого плеча Славы. GPS: высота - 3362м,
39 15 12,90
69 39 17,5
Вода в реке мутная. Чуть ниже нас (и выше нас - тоже) на левом берегу - стоянка пастухов, они наведываются периодически пообщаться. По левому берегу туда-сюда гоняют баранов. Через реку есть снежные мосты. Разведка подходов к пер. С. Такали по правому берегу показала, что путь затруднен большим количеством осыпей и постоянным сбросом-набором высоты по отрогам. Тропы нечеткие, бараньи, идти с рюкзаком можно, но нет смысла - есть прекрасная тропа по левому бер. реки.
tr>
tr>
2.08.2007 г. Полудневка. м/н- р. Лев. Такали (Яхсу)- кош на левом притоке - подъем на северный склон Зеравшанского хр. (подход под пер. С. Такали).
м/н - травянистые площадки на правом (ор) берегу реки Яхсу чуть ниже места слияния с левым притоком. GPS координаты:
Deg Min Sec Alt
39 15 12,90 3362
69 39 17,5
Подъем в 6-00. Ночью был дождь. Утром тоже дождь, температура +5. Ждем, пока прояснится. В 8-45 начинаем собираться.
Выход в 10-16. Рядом с местом ночевки сразу переходим по камням и по снежнику несколько рукавов р.Яхсу на левый берег. Есть тропа. Постепенно спускаемся по тропе. Прошли стоянку пастухов с палаткой, они угостили нас лепешкой и свежей, бараньей печенкой.
Привал в 10-58. Выход в 11-20. Через 10 минут переходим ручей. Здесь еще одна стоянка пастухов. Рядом - снежный мост через реку, последний, как сказали пастухи. Выходим на мост и думаем, каким берегом двигаться дальше. (GPS: высота 3171м,
Deg Min Sec
39 14 37,5
69 37 32,7
tr>
Выход в 11-56. Со снежного моста сразу начинаем подниматься по распадку на правый борт долины р.Яхсу. Движемся сначала вдоль ручья, потом взбираемся на правый (ор) гребешок, который к ручью обрывается крутым конгломератным склоном.
tr>
Привал на выполаживании гребешка метрах в 70, не доходя скалок.
tr>
Привал в 12-28. Высота 3380. Выход в 12-40. Идем справа (ор) относительно скальных выходов. Склон крутой, травянисто-каменистый.
Привал в 13-15. выход в 13-40. Идем вдоль гребешка, и по нему выходим в небольшой цирк с умеренно пологими травянистыми площадками и руслами ручьев. Тут же привал. Время – 14-20.
tr>
Идет снег. Русла ручьев поблизости все сухие, вода только в дальнем русле. На склоне есть места, слегка заболоченные, но проще сходить в дальний ручей, чем черпать из ямки, вырытой в одном из таких болотец - вода быстро становится мутная. Здесь же рядом встаем на ночевку. На ужин - печенка J. Цирк нашего перевала - соседний с этим цирком, орографически цирк перевала правее. GPS ночевка: высота 3688м,
Deg Min Sec
39 15 8,4
69 37 25,7
3.08.2007 г. м/н - пер. Сев. Такали (2А, ~4000) - лед. Зап. Волгонд - р. Зап. Волгонд.
Перевал Сев. Такали
Категория сложности: 2А
Высота: 4100 м
Характер: снежно-скально-осыпной
Ориентация: север-юг
Расположен в Зеравшанском хребте между в. 4550,4м с запада и 4532,1м и ведет с севера, с ледника Зап. Волгонд (р. Зап. Волгонд или просто Волгонд), на юг, в дол. р. Лев. Такали (долина реки Такали, Ягноб). GPS Координаты 39'37,41" и 69' 08,96" Высота 4090м.
Прохождение: 3 августа 2007 года со стороны р. Л. Такали (Яхсу). Записки в многочисленных турах перевала не обнаружено.
Описание даётся от зеленых площадок на ю. Склоне Зеравшанского хр. до морен на лед. Зап. Волгонд.
Необходимое снаряжение: групповое - верёвка основная 50м на 2-4 чел - связки, расходная петля, ледобуры - 4-6 шт. Личное - каски, страховочные системы, карабины, восьмёрки, прусы, рукавицы, ледорубы, кошки
Выход в 6-45. Движемся на правый (ор) склон нашего цирка, поднимаемся выше зеленки, выходим на осыпной гребешок, так что скалы вверху нашего цирка от нас слева (ор), и по гребешку выходим на ровную каменисто-конгломератную площадку. Можно поставить палатку, но с водой плохо – имеются только небольшие снежники. Привал на площадке в 7-23.
tr>
Выход в 7-43. Движемся по осыпи по гребешку – отрогу главного хребта, (который как раз разделяет цирки) и затем траверсом осыпного склона перевала Северный Такали в его верхней части, влево (по ходу), выходим на седловину.
tr>
Время – 8-23. Осыпь на пути подъема из Яхсу смерзшаяся, идти по ней вверх удобно. Седловина скально-осыпная, можно поставить палатки. Снег, черные тучи, ветер. Есть скальная стеночка, где и спрятались. Пер. Северный Такали. Координаты 39䢷'37,41’’ и 69䣍’08,96’’ Высота 4090м. В долину Волгонда – спуск по закрытому леднику.