Итак, 19.07 в 22.00 мы уже бродили под горой в поисках выброшенных ранее баулов. Возвращаться в Баз Лаг с подсевшими фонарями, в темноте, по абсолютно изменившейся за последние 18 дней морене занятие не из приятных. Но ночевать, под начинавшим моросить дождиком, тоже не хотелось. Решили оставить все вещи и на легке добежать до палаток. Но не тут-то было! Это только в фильмах о больших экспедициях гиды и кукеры встречают команды с цветами, песнями ну или хотя бы жареной курицей. Наш Халил мирно посапывал где-то далеко внизу. Пару раз кубарем скатившись с крутого склона, провалившись под запорошенный снежком лед по колено в холодную воду, и окончательно заблудившись мы уже мостились под огромным камнем на ночевку, когда увидели мигающий фонарик. Это сынишка нашего повара вышел навстречу. Благополучно пройдя не более десяти минут, мы оказались в теплой палатке и уже пили чай. Вот было бы обидно, всю ночь простучать зубами от холода, нажить себе кучу болячек, а наутро в двух шагах увидеть лагерь.
Как же нам повезло! Задержись мы хотя бы на день и пришлось бы неделю пережидать жутчайшую непогоду на стене. А так в тепле (всего-то -4 на градуснике), уюте (палатки порваны ветром, протекают, батарейки в фонарике закончились, теплые вещи наверху в брошенных рюкзаках), регулярное питание (повар скрылся в неизвестном направлении с обещаниями вернуться после непогоды, остатки куриц, колбасы и сала украли лисы, сладкое съели дети, словом, бомж-пакеты (китайская вермишель), а также соевое мясо – это наше все!) и водные процедуры (поливало немилосердно! Носа на улицу не высунуть ) Идеальный отдых после большого приключения!
Шингу Чарпа
Прожив в таком режиме несколько дней, стало понятно, что нужно срочно эвакуироваться. Два дня пытались унести все грузы из-под стены и лишь к обеду третьего палатки, спальники и остальное барахло первой необходимости снесли до 3200 на нашу любимую полянку у речки. Таких тяжелых рюкзаков у меня не было в жизни! Перед очередной ходкой наверх (набор высоты – километр) отдыхали два дня. Почему не пользовались услугами портеров?... Ну, легкий же стиль! (а точнее, ноу мани стайл). Повар наш уже к тому времени вернулся, но наверх категорически отказывался подниматься. Ссылаясь на плохое здоровье и вселенскую усталость. Да уж! Мужчина-мечта!
После спуска со стены, нас еще посещали мысли о треке в Чаракузу, путешествии к Транго или К2. Но перетягав более 300 кг груза на длинные дистанции, мысли эти как-то сами по себе рассеялись и «концепция поменялась». Мы заторопились вниз, тем более, что по заверениям хозяина туристического агентства «Жасмин Тур», поменять билеты на более ранние сроки вполне возможно и даже за очень небольшие деньги (всего каких-то 100 евро да еще и с отсрочкой платежа).
Но! Подсчитав оставшиеся условные единицы, стало ясно, что пора сдаваться в рабство или как максимум устраиваться мыть тарелки в забегаловке на улицах Скарду. Хотя… не поехать ли нам рейсовым автобусом? Ощутить весь местный колорит и пообщаться с населением! А заодно, сэкономить, не много ни мало почти 350 долларов. И вот, мы уже сидим на жалобно поскрипывающих задних сидениях видавшего вида буса (лет 20 бедолаге, не меньше!). Пообщаться с народом судя по всему не удастся, так как впереди сплошные дядьки мрачного вида, осуждающе поглядывающие на нашего кукера : «Чего, мол, приволок, Этих сюда?»
Понемногу привыкнув к окружающему, довольно пустынному пейзажу, жаре, жужжанию сотни мух, и неподдельному интересу детей сидящих в автобусе, мы уж было совсем заснули, как вдруг, автобус резко остановился и водитель попросил всех «освободить помещение». Пост. Проверка документов. И вот, казалось бы, пора всем занимать места и ехать спокойно дальше, так нет, водила сначала нервно разговаривал с офицером, потом перешел на крик, еще чуток и все бы закончилось рукоприкладством, но темпераментных оппонентов разняли, нам предложили часик- два поспать или прогуляться вокруг, а автобус отправили обратно в Скарду за забытыми там сопроводительными документами или даже правами и техпаспортом.
Говорят, возвращаться – плохая примета… Спустя 4 часа мы таки двинулсь в сторону Исламабада, до которого, согласно рекламному проспекту, оставалось всего-то 28 часов! Сначала пошел мелкий дождик, потом небо заволокло черными тучами и задул ветер, стена дождя обрушилась на автобус. Через Каракорум Хайвей потекли потоки воды, а с ними полетели камни…
Первый завал образовал пробку часа на 4. Люди слегка занервничали, но в общем-то паники не было. Сошел небольшой сель, водители растаскивали камни, одна легковушка увязла по самые «не могу» и мужчины из нашего автобуса, по колено в грязи, пытались ее вытянуть.
Едва отъехав, максимум через полчаса, мы опять встряли. Ураганный ветер снес деревья, а вышедшая из берегов река, размыла мост. Вот это уже обстоятельства посерьезней. Люди заметно занервничали. Кто-то уже говорил о стихийном бедствии, таянии небывалых снегов, наводнении, разрушениях, жертвах и прочих страхах. Наш и без того трусливый кукер вжался в сидение и что-то бормотал о том, что хорошо бы вернуться в Скарду. Но, поздно, батенька, пить Боржом. За нами стоял нескончаемый поток машин. Вариант один – только вперед.
13 часов ожидания, еще час пути, и очередной завал. Халил убежал узнавать что стряслось, а мы, взяв фотоаппарат, документы, и по маленькому рюкзачку с каким-то малозначащим барахлом пошли осматривать окрестности. Есть хотелось невероятно. Почти 2е суток в автобусе… Впереди виднелась деревенька, вот только перейти через мост…
Теплая кафешка, горячий кофе и еда. Мы рассматривали фотки огромного, неуправляемого потока, перепуганных людей и вереницы машин, когда за окнами раздался жуткий грохот. Мост, дорога, близлежащие лачуги - все было снесено рекой. Кто-то что-то кричал, там явно не обошлось без жертв, мы ведь всего минут 15 назад стояли вместе с десятком любопытных на мосту и фотографировали…
Наш автобус с вещами остался на том берегу. Я и Аня с рюкзачками, Галя вообще только с фотоаппаратом и кошельком (слава Богу) с документами. Хорошо хоть сами живы. Пару дней за счет заведения мы прожили в гостинице, наивно думая, что вот закончится непогодь и вода спадет, восстановят мост и мы спокойно поедем дальше. Но ливень не утихал, по дороге уже стекал поток воды, гостиницы стоящие на берегу, выселяли жильцов в виду опасности обвалов. Началась эвакуация людей живущих вблизи реки в более высокие поселки в горах. Зрелище страшное. Люди, идущие пешком с десятками детей, повсюду разбросаны какие-то шприцы, бинты, даже капельницы, молодежь несет стариков, ветер, срывающий крыши домов, огромные булыжники разбросаны по дороге, грязь и повсюду вода…
Ждать больше было нечего. Решили идти пешком, тем более вещей у нас теперь на всех максимум 5-7 кг. Схема такая: прошли до завала, перешли вброд, повезло – поймали попутный транспорт, не повезло – пешком, опять завал, опять вброд ну и т.д. До Исламабада 300 км. Как то нам подфартило, Халил остановил фуру, которая перевозила коров. Так как в багажник зайти было невозможно - скотинка нагадила, решили залезть на крышу. Не проехали и двадцати минут, как впереди нас подрезал военный джип, второй примостился сзади. Ну все, доигрались, подумала я. Только талибов нам не хватало! Авторитетный дядечка с еще более авторитетным автоматом наперевес любезно попросил нас спуститься и пересесть в их транспорт. Мы думали было вежливо отказаться, но как оказалось, после пятнадцатиминутной беседы, нам нечего бояться. Это вовсе не боевики, а регулярная армия, которую отправили в эпицентр стихийного бедствия спасать людей и нас заодно (они искали именно женскую экспедицию, которая, по поступившей с крайнего поста информации, должна была находиться в этом районе).
Я чувствовала себя принцессой, которую только что спасли от противного дракона и выносят на руках из разрушающегося замка. Мы переезжали завал за завалом, иногда по самой кромке обвалившегося в пропасть асфальта, по навесным, временным мостам, через сошедшие сели, сквозь разрушенные и брошенные деревушки. В каждой военной части, где мы останавливались, нас кормили и поили чаем . Через 7 часов, мы уже сидели в рейсовом автобусе, а еще через 4 - проехали табличку с надписью «ИСЛАМАБАД». Единственной группой, покинувшей Балтистан наземным транспортом в течении 10 дней после начала стихийного бедствия, были мы. Как все-таки приятно, будучи барышней, расслабиться и положиться на сильных мужчин, слабость – это поистине Сила!
31 июля в 2 часа ночи мы прошли регистрацию на рейс Исламабад-Доха. И в 9 утра 1 августа вышли в Домодедово.
Спасибо всем кто переживал за нас.
Экспедиция состоялась благодаря: