Горы в фотографиях - любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Ежедневное пополнение.
Ледолазание на Mountain.RU

Международные соревнования - 2005
Календать международных соревнований по ледолазанию new!

Россия, СНГ 2004-2005
Календарь соревнований
Правила соревнований

Итоговые протоколы Чемпионата Росси-2003

Международный Совет по Спортивному Ледолазанию (CEGC/ICCIC)
Правила ледолазания
Классификация ледовых маршрутов:
вариант Planetmountain.com
вариант "ICE World" (Jeff Lowe)

Новости ледолазания

Евгений Кривошейцев. Первый Чемпион первого Чемпионата мира по ледолазанию
Евгений Кривошейцев. Секреты мастерства. Часть1. Легко ли быть скалолазом?

Материал подготовила:
Анна Пиунова, г.Екатеринбург

ЕВГЕНИЙ КРИВОШЕЙЦЕВ
Интервью для Mountain.RU

Секреты мастерства. Микст

МИКСТ

Первый опыт микстовых трасс - с итальянским журналистом Роберто Ферровантис. Мы поехали в Валей да Оста, договорившись встретиться там с Бубу, я лез свою первую микстовую трассу, а Бубу - М11. Там такой крик был , по его словам, он лез её два часа. Потом, отмечая в баре оба события, Бубу делился впечатлениями.

Он, кстати, очень много мне подсказал технических подробностей, как что точить – кошки там, клювы.

Пришли мы на скалы, холодина жуткая: –15С, по сугробам подлезли к началу маршрута. Первые, кого мы встретили, - компанию финнов, вид у них был страшный, у одного щека опухшая, ему куском льда попало, у второго бровь рассечена, третий выбил себе ледорубом зуб, идут такие побитые любители микста полазить.

Трассы впечатляют не меньше: толком не пробиты, петля наброшена на лёд, какой-то крюк ржавый торчит, связанный петлёй с другим, шлямбур на выходе – что я могу сказать? – большего адреналина, чем на ледолазании в миксте я нигде не ловил. В скалолазании можно лазить всю жизнь и ни разу так не испугаться, как там: вылезаешь на пять метров с этими лезвиями в руках и на ногах, думаешь, если сейчас упадёшь, это всё повтыкаешь в себя. Если упадёшь на вертикали в кошках на верёвку, - тоже страшно.

Мы разговаривали с Вадиком Винокуром, первый раз он приехал в Калгари специально потренироваться с Виллом Гаддом, - то же самое, самые страшные его дни в лазании – это два дня микста .

Потом привыкаешь, может легче становится, но те четыре трассы, что я попробовал… про первую трассу мне сказали: ну вот, здесь есть М7, М8, но обе заняты, а вот очень известная М9, называется 009.

Полез на эту трассу, боролся с полчаса, очень сложный был участок: карниз, нужно было вылезти, вщелкнуть две оттяжки, а потолок у него метра два, я вообще не представляю, как его вылезти можно на ледорубах, его руками-то летом тяжело пройти, - монолит, узкая трещина в потолке, впереди вообще ничего не видно. Чувствуешь, что за что-то берёшься ледорубом, опять же крюк ниже тебя, падать не хочется, страшно. Умудрился я как-то, чисто интуитивно, найти позицию: заклинил шпоры в трещине, вылез, перелез этот карниз, и дальше по трассе… Так руки у меня ещё никогда не уставали. Держишься за огромные ручки “трамвайные”, идёшь уже в конце по лежачему льду, причём лёд там натёчный: скала, а сверху слой льда, аккуратно надо вкалывать, потому что ничего не держит. Идёшь к последней петле в дереве, рук вообще не чувствуешь. Я думаю: если я оттуда грохнусь, лететь три метра по льду, как по горке, и дальше с разгону вылетаешь из-под карниза, ещё эти крючья подозрительно ржавые…

Залез, оказалось, что залез onsight’ом такую крутую трассу, по категории примерно как 8а на скалах.

Бубу сказал, что он на том месте, - после карниза, - берётся хитрым подхватом, потом рукой в перчатке и уже после достаёт следующую зацепу. Он вообще не представляет, как можно было достать с ледоруба, там очень неудобно.

Потом мы полазили пару лёгких маршрутов, М7, кстати, на которой я завалил с onsight’ом. Я гордый, М9 пролез, а тут категория гораздо ниже, сейчас, думаю, М7 эти, как орешки. Позже, правда, выяснилось, что раньше рядом была сосулька, столб такой, соответственно, трассе дали категорию М7. После оттепели только внизу осталось немного льда, а дальше - по скале. Т.е. легко М7, когда ты идёшь в распоре, в скалу и в лёд. А так, чисто скала и большое нависание, дырки специально поддолблены под ледорубы, потому что скала – полный монолит. Пока найдёшь их – столько сил теряешь. Висел минут 10, пытался дырки найти. Нашёл какую-то ерунду, начал выходить и вылетел. Оказалось, что за голую плоскость “держался”… Ледоруб, он, в принципе, острый, иногда за атом, наверное, уцепится, а чуть дёрнешься, и всё, - ушёл.

Потом я попробовал ещё раз, после того, как посмотрел дырки сверху, уже легко было.

В общем, непросто лазить по микстовым маршрутам. Но удовольствие получаешь большое.

Хотя в тот день большого желания продолжать я не почувствовал, мне Роберто предложил ещё для фотосессии пройти что-нибудь, но я уже столько натерпелся, до этого, пролез по трассе финнов – совершенно жуткая вещь, идёшь по полуживому, да и есть куда упасть в случае срыва. Страшно просто. Хватило мне на первый день микста

На этом мой опыт в этом году закончился.

Вообще, существует очень много известных трасс, которые относятся к микстовым. В тот же день Бубу пролез Empire Strike Back, М11. В прошлом году она не существовала, потому что льда не было из-за отсутствия дождей, потом резко похолодало, но льда не наморозилось; в этом году я хотел её попробовать, но не сложилось. Та же история и со многими другими трассами. Достаточно сложно с микстовыми маршрутами. Они могут существовать один год, другой год не существовать.

Я не знаю, есть ли трассы М1, а максимальная категория М10/М10+. М11 – это только в теории, также, как в скалолазании 9а+/9b. 9а, вроде, существует, но вот дальше – нет. То же самое в ледолазании М11, то, во что Бубу оценил свою трассу. Стив Хасман, который прошёл её после Бубу, сказал, что вылез маршрут за два дня, что это не М11, а гораздо легче. Но они друг друга там так любят, что оба говорят: “он в жизни не мог пролезть”! .

Бубу пролез её при нас, а про Стива он говорит, что тот лезет хорошо, но выносливости у него нет, мол, он лазил с трудом по лёгкой трассе с темляками, а тут вдруг за пару месяцев так поднялся, что без темляков вылезает эту тяжелейшую трассу, притом за два дня.

Не верят друг другу эти два лидера в прохождении микстовых трасс.

Чемпионат Мира

Ледолазание для тренировок открывает широкий спектр, т.е. ты сам можешь придумывать различные методы и способы тренировки. Можешь делать перехваты на руках на ледорубах или очень эффективно полазить на скалах в кошках, максимально приближенно к “боевому”.

В этом году я начал готовиться к соревнованиям за месяц, был настроен выиграть в Питстале. Правда, Киров меня чуть-чуть подрубил морально. Мы там с Митей вместе пролетели в самом начале. Очень обидно, вроде бы форма хорошая. Потом я пробовал эти трассы, очень легко везде залез, и финальную до конца. Реальные шансы попасть в призы были. Но упустили свой шанс.

Оставалось пять дней до Чемпионата Мира в Питстале. В Москве немного потренировались, полазили на Нагорной.

В Питстале погода стояла идеальная, а в Кирове –30, все иностранцы там умирали, падали на пол, катались. Лямиш в накопителе катался по полу, держа руки, потому что настолько руки перемерзают, такая боль нестерпимая. Девушки рыдали. Ми Сун Го хоть и сдержанная, но ей настолько было больно, тоже вся в слезах.

Это всё же большая ошибка была - проводить соревнования в Кирове в начале января. Надо было на март оставить.

В такие морозы – очень опасно.

В Питстале температура днём была +4 градуса, а ночью подмерзало до –5С. То, что надо. Руки вообще не мёрзли.

Четвертьфинал нормально пролез, в одном месте почти коснулся ограничения, думал, на этом всё закончилось. Но в этом году, по правилам, если ты случайно касаешься линии, и это неполезное действие, т.е. ты не оттолкнулся за ограничениями, а только коснулся или провёл по ним кошками, то это не является поводом для снятия.

Повезло. Вот Дюлаку не повезло, что он не доложил второй ледоруб, – и выбыл, а был одним из главных конкурентов.

Когда мы вышли на просмотр полуфинала, - такой сюрприз для нас: подготовщики повторили эпизод из фильма “Вертикальный лимит” . Огромная залитая льдом ступенька – вход в башню, поднимаешься по ней к стартовой площадке – большому красному пятну, первая оттяжка вщёлкнута. И на ноге одной из нависающих башен на другой стороне – красное пятно с заготовленной дыркой. Причём довольно высоко и метрах в трёх от тебя. Надо прыгнуть и удержаться там, - такой вот первый перехват. Народ морально просто умер. Правда, дали две попытки на прыжок. Я был первым номером, как обычно.

Подхожу на старт, боевая музыка включается, ввёл себя в раж, адреналин, как в болдеринге, прыгнул – и удержался.

Тут же Харри Бергер, подготовщик, – довольный. “Мы ,- говорит, - боялись, что будут падать”. Весело лезу дальше, думаю: самый сложный момент перелез, и на драйтуллинге опять завалился. В том же месте, как когда-то год назад. Там очень скользкая зацепка была, как огурец, её берёшь и надо очень аккуратно, лучше всего, фигуру 4 сделать и достать следующую – подхват. Я решил выйти “на корпус”, рукой придержать чуть-чуть, начал грузить, и ледоруб выстрелил. Та же ошибка. Потом я её долго отрабатывал после этих соревнований, специально, чтобы больше такого не делать.

Думаю всё, пролетел… Расстроенный хожу. В полуфинале 26 человек, а общее количество участников 60 или 70 человек, очень много стран было представлено.

Начинаю смотреть, как лезут после меня все остальные, оказалось, что многие не могут удержаться после первого прыжка. Лямиш умудрился два раза упасть, так и не перешёл, он достаточно сильный спортсмен, болдерингист, когда-то выигрывал джампинг.

Технически не так просто оказалось. Да и тяжело поверить в себя – прыгнуть на такое расстояние с ледорубами, ещё и удержаться.

В результате, меня перелезли только три человека – Уссон, ещё кто-то, и до меня долезли пять или шесть человек, т.е. больше, чем надо.

Но распределили по прыжку: кто его сделал с первой попытки, получает больше баллов.

Несколько сильных спортсменов, Ломбард, например, Вилл Гадд, не попали в финал.

Вечером, довольный, пошёл я настраиваться на финал. Хотя, когда мы приехали, я подошёл к этой башне, и как-то почувствовал, что выиграю. Я был уверен. На самом деле, с одной стороны, не знаю, откуда уверенность такая? Но чувство победы было. Так же, как потом я в Квебек приехал, знал, что выступлю хорошо. Иногда так бывает на соревнованиях или на сложном маршруте, пришёл, потрогал скалу, и чувствуешь, что это твоё. А некоторые скалы, как отталкивают. Знаешь, что ничего хорошего не покажешь в этом районе. Или район тебе внешне не нравится ещё с первого взгляда.

В финале я лез пятым, зная, что передо мной несколько человек сорвались в самом начале, был очень сложный драйтуллинг. Дальше переход на лёд, потолок, к финишной сосульке. На сосульке в висе надо воткнуть два ледоруба в финишное пятно и вщелкнуть оттяжку, сложная трасса была.

Драйтуллинг прошёл, я первый раз там применил новый приём, как мы технически прочитали эту трассу: подхват, поставить ледоруб, упереть его в стену, потом сесть на него одной ногой полностью, сидишь и достаёшь - очень длинный перехват - высоко вторым ледорубом. Хитрый технический приём, можешь сидеть на инструменте и отдыхать.

Пролез, и под зверские аплодисменты публики финишировал на трассе; конечно, с такими руками, что когда я переходил на сосульку, просто вообще их уже не чувствовал. Думал, как я буду ещё прощёлкиваться? На одном настрое, в принципе, как в скалолазании.

Хотя в скалолазании руки так не забиваешь, как там. В скалолазании, если у тебя “сели” руки, на маленькой зацепке ты просто не можешь держаться, а тут у ледоруба большая ручка, можно и ногами подвиснуть, и расклиниться, т.е. используешь всё, чтобы отдохнуть, но настолько устаёшь, что потом держать не можешь даже ложку в руках. Выкладываешься на максимум.

За мной лез Уссон, очень близок был, он лезет хорошим стилем – длинные перехваты делает, экономит силы на этом. Во-вторых, он нашёл позицию для отдыха перед самым финишем: воткнул в лёд ледоруб, второй другой стороной ручки повесил на него, и сел прямо на лезвие, пожертвовав своей попой J . Зато отпустил полностью руки. Такой интересный момент, два ледоруба висят, один клювом там, другой так, он как на ручке сидит, отдыхает. Просидел минуты полторы, “сбросил” руки, но видимо, всё равно, настолько сильно устал, что ему это не помогло, и при переходе на сосульку неправильно вставил ледоруб, прыгнул, а тот остался. Он его ни достать уже не может, ни вернуться. Потрогал финиш рукой, разжался и упал.

А Митька очень сильно ударил и выломал кусок льда при переходе с одного карниза на другой…

В ледолазании перестартовку дают, если ты провернул или сломал зацепку в драйтуллинге; на миксте или на льду, если что выломал, - твои проблемы.

Подиум, Питстал, 2002

Тут следующий технический момент: я наблюдал за Уссоном, он всегда делает очень сильные удары, лёд расходится мелкими трещинами, как будто белой пеной покрывается, и следующий, кто за ним лезет, бьёт в это место, начинает грузить и вываливается вместе с куском.

Конечно, счастлив я был безмерно . Стать чемпионом мира первый раз на первом чемпионате мира. Все французы поздравляли, сказали, что лез супер. Поддержали, хотя обычно они скептически к нам относятся. “Мы – настоящие специалисты, а вы ещё только учитесь”.

Да, плюс вторым стал на скорость.

А Инес Паперт стала первой и на сложность, и на скорость. Т.е. мне чуть-чуть оставалось, чтобы повторить её подвиг. Но на скорость я уже не был так настроен. Тем более, скорость проводилась, как любят иностранцы, “на шару” - десять метров до удара по колокольчику, полуголые спортсмены, принявшие перед этим “на грудь”.

Хотя призы были более-менее. В Кирове водка идёт, а тут за первое место 700 евро пообещали, побежали все - и Уссон, и Дюлак. Но, конечно, ничего им там не светило, с первого раза тяжело что-то сделать.

Альпинизм

Альпинизмом я занимался в самом начале моей скалолазной карьеры. Три года с 96 по 98 ездил в горы, два раза на Кавказ, один раз в Артуч на Памир. Доходил до первого разряда. А после армии уже чисто скалолазанием занялся. Причём в армии потерял кучу времени, год я прослужил в “настоящей” части, где-то месяцев восемь в спортроте и потом опять в части четыре месяца.

В принципе, в будущем я планирую переключиться на альпинизм. Никак не на высотный, конечно, а на скально-технический. Прохождение сложных скальных стен, участков.

Меня пока пугает такой момент в альпинизме: как многие наши бесстрашные альпинисты висят неделю или дольше где-нибудь на стене?

Крымский альпинизм

Не знаю. Я привык утром делать зарядку, заниматься какой-то йогой с утра. А тут сидишь в этом гамаке, весь скукоженный, в туалет ходишь, извините, за перегиб этого гамака, тащишь на себе тонны вещей… Пока я сторонник таких маршрутов, как крымских. Ну, максимум, может быть одна ночёвка налегке, и то, если есть возможность, пройти маршрут, как можно быстрее.

Крымских я довольно много маршрутов ходил, старался по более-менее пробитым. Марчеку, 5Б по “Классике” мы прошли за три часа. Мне сказали, что это очень быстро.

Такой альпинизм меня устраивает.

Больше, чем многодневные подвиги… Как например, героический Клёнов в прошлом году в Шамони висел, это ужас какой-то. Мы были там, когда они лезли. 16 дней на стене, и ещё до половины маршрута не дошли. Нам Бабанов сказал, они только в самом начале. При –30С, ветре… Нет, это какой-то ужас.

Я хочу набраться опыта на крымских маршрутах, походить побольше. В Одессе сейчас очень много сильных альпинистов, моих друзей, которые могут подучить. А там посмотрим, я пока не хочу расставаться полностью со спортом. Альпинизмом можно заниматься профессионально при наличии большого количества свободного времени. Чтобы в экспедицию на месяц в Южную Америку, в Ирландию, Исландию…

Пока занимаешься скалолазанием/ледолазанием, ты должен держать себя в форме постоянно.

В Йосемитах я был, на икс-геймс, но до Эль Капитана мы так и не доехали.

В Йосемитах я бы хотел полазить с сильным напарником, с которым я не буду висеть несколько дней, там говорят, если попал на два-три дня, нужно тащить с собой до 30 литров воды. Практически, это перерастает уже не в лазание, а в перетаскивание груза. Вот это, единственно, что пугает любого скалолаза. Мы привыкли как-то быстро всё это делать, и налегке, а не штурмом.