Автор: Анатолий Джулий, г.Москва

Фанские горы. Горный поход 6 к. с.

Более подробная техническая информация - в Отчете о походе

Читайте на Mountain.RU статьи А.Джулия:

Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания
Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане
Восхождение на пик Кашкар, 6435 м
Горный туризм
Вторая экспедиция в "затерянный мир"
Лавина
Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Ледопад
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

В 1998 году я приехал в Фаны после восхождения на п. Хан-Тенгри, чтобы присоединиться к походу 5 к. с. Сидели с альпинистами в базе на Алаудинских озерах, и они мне показывали окружающие нас маршруты. Чапдара возвышается прямо над базой. Темная, черная и не уютная стена с маршрутом Солонникова 6А к. тр. меня мало привлекала. А северный гребень, возвышающийся на фоне неба сидящим «Сфинксом», просто вклинился в память. Вот она, очередная идея. Высотные альпинистские маршруты 5А-5Б к. тр. я уже ходил, а вот задача попробовать вписать техническую 5А к. тр. в поход 6 к. с. показалось интересной. А за одно и изучить новые возможности в туризме в связи с уменьшением допустимого числа участников до четырех. В том же 1998 году я «дособирал» материалы по возможным первопрохождениям в районе в. Большой Ганза. Еще одной частью маршрута планировался траверс Энергия-Чимтарга. К сожалению, на Чимтаргу нам не хватило времени.

Добирались не без приключений. В Ташкенте после встречи всей группы (нас всего четверо) сели на встречающий нас микроавтобус и поехали в Самарканд. По дороге четыре раза у нас взрывалось колесо, в итоге приехали в Самарканд уже ночью. Утром - до границы, граница здесь переходится исключительно пешком. Таможенные формальности, и через пару часов мы уже едем на уазике фирмы «Вертикаль» в горы.

в.Чапдара, северный гребень
вид с пер.Талбас

Первый этап - разнос забросок. Фаны встречают нас грозовым фронтом и дождем, т. е. знаменитым «безоблачным» фанским небом. Вдвоем с Юрой высаживаемся у поворота к р. Зиндон, Саша с Владом едут на Алаудинские озера. Они разносят заброски на лед. Бодхоны и через перевал Казнок на р. Казнок. Мы по Зиндону оставляем заброску на финишную часть маршрута, еще одну - на оз. Большое Алло (для прохождения перевала Олимпийский, куда мы в итоге тоже не успели). На перевале Чимтарга также оставили заброску на часть траверса. Погода по-прежнему нас не балует. Каждый день с обеда снег.

Встречаемся на базе на Алаудинских озерах. Первый этап, он же этап акклиматизации, завершен. Начинаем готовиться к выходу на основную часть маршрута. К этому времени Руфина Григорьевна Арефьева уже рассказала нам, что в последние годы в Фанах наиболее устойчивая погода в новолуние, а в полнолуние - наиболее плохая. Так что ждать хорошей погоды нам пока не приходится. Уже почти готовы к выходу, но тут выясняется, что Влад заболел. Температура 38. Остаемся, Руфина Григорьевна лечит его иглоукалыванием, а нам предлагает сходить для разминки на п. Северный (4200,2Б к. тр.). Взвесив все за и против, утром выходим на восхождение. Три часа быстрого подъема - и мы на перевале Алаудин, под северным гребнем вершины. Веревки, закладки, крючья - и вверх. А через два часа мы уже любуемся окрестными видами сверху. Хорошая 2Б, но из-за погоды большая часть ключевых участков обледенелая, так что лазание достаточно неприятное. Сбегаем на перевал Шогунага, и через два часа мы на базе. Владу уже получше, так что завтра утром выходим.

22.07. С утра солнечно, рано утром выходим в сторону перевала Талбас. В планах - подойти под северный гребень и провесить нижнюю часть стены, поэтому мы особо не торопимся. К обеду наш лагерь уже стоит, но уйти наверх не удается - снова снег, гроза, видимость равна нулю. В этот день нашу стену мы больше не видели. На утро успеваем только позавтракать на улице. С рассветом все опять затягивает и до обеда бушует стихия. После обеда начинают появляться просветы. Выходить с полной выкладкой уже поздно, поэтому часа в четыре идем провесить нижнюю часть стены. Здесь на третьей веревке первый серьезный «ключик» маршрута - внутренний угол с незначительным нависанием. Трещин достаточно, в основном идут закладки. Через два часа возвращаемся в лагерь.

24.07. Утром - великолепная погода. Идем на нашу стену. На первом «ключике» рюкзаки вытаскиваем. Надо сказать, что с грузом мы перебрали - в рюкзаках килограмм по 30. Сказываются туристские привычки - брать все. В следующий раз на такой стене мы, вероятно, многое оставим внизу. А сейчас даже наличие видеокамеры вызывает иногда раздражение - ведь это самый лишний предмет на стене.

Подъем по стене под головой "Сфинкса"

Темп подъема вполне приличный, крутизна ближе к голове «Сфинкса» постепенно возрастает, количество льда на скалах - тоже. На скалах у нас в команде впереди работают Саша Богданов и я. Сменяемся через две-три веревки. При встречах рассказываем друг другу о неприятных участках, связанных в основном со льдом. У меня такой участок попался уже под головой «Сфинкса». Там идет движение по внутреннему углу, а когда он «задирается» в отрицаловку, нужно уйти вправо на его боковую грань. Сделать эти несколько шагов в сторону я так и не смог - сплошной лед, а там круче 70 градусов. К этому времени мы уже давно сменили скальные туфли на трекинговую обувь и кроссовки. В туфлях здесь работать бесполезно - улетишь. Дальше у меня все пошло как по Визбору - нашел маленький выступ, повесил на него петельку и на страховке приспустился вниз, а дальше маятником на боковую грань внутреннего угла. Легким движением руки петля сбрасывается с выступа, и веревка уже висит там, где надо. На седьмой-восьмой час работы пошел снег. Особо он уже не мешает, так как скалы здесь и так полностью присыпаны и покрыты льдом, зацепки приходится чистить молотком и руками. Выбираюсь на голову «Сфинкса» первым. На голове - ухо - острый камень выше роста - гудит, как высоковольтные провода. Дотрагиваюсь пальцем - током не бьет. Под ухом - единственное место для приемлемого бивака.

Бивак на голове "Сфинкса"

25.07. Впереди - очередной ключевой участок подъема - два практически отвесных жандарма, ко всему еще и обледенелых. С утра снег, гроза. С головы «Сфинкса» - дюльфер под первый жандарм и 20 м сложного лазания на его макушку. Шурик работает с закладками, я иду вторым. Поднимаюсь, а Шурик лежит, распластавшись на гребне. На вопрос «в чем дело», поднимает жюмар на 20 см. Раздается характерный гул. Я протягиваю к Шурику палец и нас чувствительно бьет током. Следующую веревку по пологому острому гребню вешаю ползком. Погода начинает постепенно улучшаться. Мы под вторым жандармом, Шурик впереди. Сплошной лед, поэтому крючья и закладки практически идут через метр. Рюкзаки снова вытаскиваются. В итоге на этих двух жандармах мы провели больше пяти часов.

Дальше пошел комбинированный гребень, жандармы «Зайцы» и «Лягушка». «Лягушку» проходили практически в темноте. За ней - отличное место для бивака на снегу.

На вершине Чапдара

26.07. Утром уже идем по простому снежно-ледовому гребню. Крутизна около 40 градусов, но нам приходится вешать веревки на ледобурах. Если бы рюкзаки были полегче, большую часть можно было пройти связками. Погода хорошая, к 12 поднимаемся на плечо Чапдары. На вершину от сюда - 15 минут на легке. На правах первых здесь туристов решаем обозвать препятствие перевалом плечо Чапдары. Сбегали на вершину, пообедали и начали спуск на лед. Бодхона.

Спуск - это тоже стена с фрагментами осыпных полок. По рассказам альпинистов, в зависимости от выбора пути, навешивают от четырех до 22 дюльферов. Правда, если четыре - то это спуск налегке, во многих местах лазанием. Я примерно понимаю, где такой спуск проходит, в нашем случае там все обледенело. Мы обошлись девятью дюльферами. Вся стена просто усеяна шлямбурами, крючьями, петлями, так что крючьев почти не тратили, в основном меняли петли. К вечеру спустились на удобную осыпную полку с небольшой площадкой. Конечно, до темноты мы могли успеть спустится на ледник, но возможности и времени уйти в лагерь для отдыха у нас не было, поэтому решили не перенапрягаться, спокойно отдохнуть. Утром еще три дюльфера, и мы быстро спустились на ледник Бодхона, к заброске.

Спуск с в.Чапдара на ледник Бодхона

Весь спуск по туристской классификации можно оценить, как 3Б. До обеда - разбор продуктов, и какой-никакой отдых. Из-за погоды и большей сложности стены мы потеряли еще два дня, стало ясно, что перевал Олимпийский отменяется.

Конечно, после такого восхождения необходимо делать хотя бы один день отдыха. У нас он состоялся только через пять дней после прохождения еще шести перевалов на следующей заброске на р. Казнок.

28.07. Идем перевал седло Бодхоны. Скальная 2Б, снова обледенелые скалы, из-за чего сложное лазание и снова более пяти часов работы. А затем вверх по простому снежно-осыпному склону поднимаемся на седловину. В огромном туре, сложенном, вероятно, туристами из Уфы, с трудом находим их записку. Обычные формальности, и по мелкой длиннющей осыпи спускаемся вниз. За одно сочувствуем тем, кто здесь поднимается. Перевал односторонний, прохождение в обратном направлении мне представляется не интересным. Хотели в этот день пройти два перевала, чтобы хоть немного нагнать график. Но силы еще не восстановились, поэтому отдыхаем. Утром проходим перевал Зард - своеобразная 1Б, с дюльфером 50 м на спуске. А к обеду мы уже за поворотом, куда, возможно, не ступала нога человека. Мореный гребень, затем открытый ледник приводят нас в район предполагаемого перевала. Без долгих раздумий из нескольких вариантов выбираем подъем по красивой косой наклонной ледовой полке, подрезанной внизу небольшим бергшрундом.

Путь подъема на пер.Фанская сказка
Подъем на Фанскую сказку

Седловина смотрится великолепно. Размышляем над названием, которое завтра ему присвоим. Все орографические названия здесь уже есть. Поэтому останавливаемся на Фанской сказке. Фанская сказка - находится в северо-восточном гребне в. Большой Ганза. У него много достоинств. При прохождении преодолеваются ледовые и скальные склоны, закрытый ледник, достаточно сложный ледопад. Перевал двухсторонний, при любом варианте прохождения останется хорошей 3А.

30.07. Ранний выход, и начинаем подъем на свою сказку.

Лед в основном 40 градусов, перед выходом на седловину - 55. Вылазим в совершенно узкую щель на полтора человека, откуда, через небольшой скальный жандарм, выходим на седловину. Всего 330 м веревок. Строим тур и производим торжественную закладку записки, для чего пришлось съесть банку паштета. Вниз - крутые скалы, три веревки по 50 м, оставляем петли, крючья, затем по осыпной полке вправо в ледовый кулуар, по которому еще две веревки на закрытый ледник. По леднику в связках чуть ли не бегом проскакиваем зону ледовых обвалов, пользуясь обломками сераков в качестве мостов на довольно больших трещинах, и постепенно втягиваемся в ледопад. Идем ближе к правому борту, довольно часто разворачиваясь лицом к склону для спуска на передних зубьях. Примерно в средней части ледопада выходим на скальный контрфорс в. Большой Ганза, чтобы просмотреть следующий первопроход. Зрелище открылось просто впечатляющее. Долго разглядывали в трубу нижний пояс скал, крутой, черный и совершенно гладкий, как обсидиановое стекло. Прикинули наши возможности (веревка - одна, вторая на 70% ушла на оставленные петли, в месте, наиболее подходящем для подъема - метров 400 сложного лазания) и решили не испытывать судьбу. Зато закончим полностью прохождение ледопада. Еще несколько часов петляния через гребешки, провалы, трещины, сераки - и мы на спокойной части ледника Имат, по которому быстро проходим под одноименный перевал - наш запасной вариант. Ставим лагерь, так как скоро уже стемнеет.

Перевал Фанская сказка. Спуск на ледник Имат.

Перевал Фанская сказка пройден. Не побоюсь сказать, что из Фанских 3А он один из наиболее сложных и самый интересный и красивый.

31.07. Имат - также одна из наиболее серьезных 3А в моей практике. На подъеме - немного скал и льда, где нужны перила, сложность на уровне 2Б, спуск на юг - чисто скальный, дюльфера по скалам с участками нависания (при подъеме - обходятся), перемежающиеся петлянием по широким осыпным кулуарам и полкам. Вероятно мы - первая туристская группа, прошедшая этот перевал за один день. Как правило, ночуют на седловине. Правда, на спуске нам помогает хорошее знание пути и петли, оставленные в 1998 году, когда я проходил здесь участником. Все наши петли, как новенькие, только выцвели. Дальше уходим вправо вверх по долине. Задача - пройти перевал, выводящий непосредственно в верхний цирк перевала Сурх. Вопросов, как его проходить и где, у меня не было, так как в том же 1998 году при разведках новых седловин в этом цирке я облазил практически весь гребень. Ожидали, что получится 2А, оказалась хорошая 1Б. Перевал идется траверсом вдоль стены п. Линкор и выводит непосредственно на перевальный взлет перевала Сурх. По соседствующей вершине он и получил свое название. Через перевал Сурх мы спускаемся на р. Казнок, к заброске.

Завершено красивое пятерочное кольцо вокруг в. Большой Ганза. Теперь в рамках похода 5-6 к. с. можно пройти серьезное кольцо вокруг вершины: пер. седло Ганзы (2Б)-пер. Фанская сказка (3А)-пер. Имат (3А)-пер. Линкор (1Б)-пер. Сурх (1Б).

2.07. Долгожданная дневка. Газ брали с запасом, поэтому устраиваем групповое купание. Правда, полноценного отдыха для всех не получилось - Саша с Владом часов пять ходили за заброской - слишком высоко закопали. Зато все уцелело. Жарим традиционные блины, объедаемся всевозможными деликатесами (маринованные шампиньоны, оливки). Высота ниже 3000 м, слегка донимает местная живность (двуххвостки).

Следующая наша задача - найти и пройти перевал Куйбышевский, отмеченный на некоторых картах, но не подкрепленный какой-либо информацией. А с него - траверс на перевал Жигули и дальше через Энергию-Чимтаргу.

Перевал Кузбасс, вид с верху. Фрагмент траверса

Подъем на перевал - скальный склон, требующий веревок. Мы нашли проход по скалам средней трудности левее перевала и в результате поднялись на него без веревок, выйдя на седловину по достаточно широкой осыпной полке вдоль гребня. Перевал оказался Кузбасс, 3А, впервые пройден в 1990 году. Просмотрели спуск - снежно-ледовый склон, достаточно протяженный, вполне хороший перевал. Уходим траверсом к скальному жандарму, который обходим по узенькой ледово-скальной полке длиной около 200 м. Веревки, ледобуры. Дальше в связках выходим на перевал Жигули, под следующую нашу стену.

Вершина Энергия. Траверс.

Мы, конечно, пытались найти информацию по прохождению южной стены в. Энергия альпинистами. В одном из отчетов проходился траверс Зиндон-Энергия, в котором упоминалось движение по южной стене с участками пятерочного лазания. Какие-либо подробные описания отсутствовали. Так что мы с полным правом можем считать себя первопроходцами. Южная стена п. Энергия - сплошные «бараньи лбы». Нижний, рыжий пояс наиболее сложный и зализанный, верхний - серый, уже начал разрушаться от времени, там больше зацепок и трещин. Из-за такого характера скал применялись в основном скальные крючья, хотя и закладки не были забыты.

Стена чрезвычайно живая, по ней постоянно что-то летит. Мы планировали достаточно поздний выход, ожидая схода утренних камнепадов, как оказалось, зря. Летели в основном лед и камни, которые из него вытаивали, т. е. сыпало периодически в течение всего дня. После долгих раздумий выбрали слабо выраженный контрфорс в средней части рыжих скал. Его нижний край простреливался камнями, но было и нормальное укрытие.

Рыжий пояс скал южной стены Энергии
Профиль стены в. Энергия в районе ключевого участка
Верхняя часть рыжего пояса южной стены

Через две веревки вышли к ключевому участку, на котором застряли на 4 часа. Здесь на небольшой осыпной полке, постоянно простреливаемой камнями, сложили рюкзаки, а участники, распластавшись вдоль стены, укрывались под 30-сантиметровым карнизом. С полки выход вправо на контрфорс, по которому сложное лазание 40 м до маленькой полочки (стоя максимум 2 человека, рюкзаки ставить негде). Дальше выход по «катушкам» 60-70 градусов под небольшое нависание.

На «катушках не приятно, и Шурик забивал крючья под опору для ног. Нависание с отколом, и по отколу проходится довольно легко. Только после навешивания второй веревки начинаем движение вверх. Спускаюсь за рюкзаком. Все рюкзаки засыпаны каменной крошкой, Юрик то ли висит, то ли лежит под карнизом. Забираю рюкзак - и наверх. На полке обедаем.

Вокруг нас по-прежнему стена, но уже виден конец рыжих скал. Полку с легкой руки Юрика обозвали кафе «Ой».

После обеда проходим еще несколько веревок, обходя крутые сбросы то влево, то вправо, и к вечеру выходим на небольшую полку под нависающей стеной.

С точки зрения безопас- ности вполне приемлемо, мы все изрядно вымотались, поэтому встаем на ночлег. Погода ночью, похоже, будет хорошая, так что палатку не ставим. А с утра еще часов восемь работы по более простому рельефу (где-то часа через три вышли на гребень маршрута 4А (с р. Пр. Зиндон) - здесь уже встречаются оставленные когда-то скальные крючья, оборудованные площадки, снимаем несколько контрольных записок) и мы выходим на плечо п. Энергия на высоте около 5100 м. Перевал так и называем - плечо Энергии. Это 3Б*, по альпинистской классификации скорее 4Б к. тр. С седловины сбегали на вершину (меньше 5 мин.) и начали спуск на перевал Чимтарга (по маршруту 2Б к. тр.). Пять веревок по льду, затем по осыпному гребню - и через полтора часа мы на перевале Чимтарга. Сложная часть маршрута завершена. Еще один день «съеденный» южной стеной в. Энергия, отнял у нас возможность закончить траверс через в. Чимтарга. Но основную свою задачу - пройти здесь хороший перевал 3Б к. с. - мы выполнили.

Теперь нам осталось за пять дней пройти (пробежать?) около 100 км с прохождением перевала Сарымат З. (2А) за оставшихся пять дней, чтобы к утру 11.08. попасть в кишлак Шинг, где нас будет ждать машина, и за одно пройти необходимый для похода километраж. Первый из этих пяти дней оказался самый тяжелый. Мы за день сбросили почти три километра по высоте, собирая по дороге все наши заброски. К концу дня все уже просто падали. На следующий день проходим населенку по р. Сарымат. Встретили большую группу англичан. В аулах много народа, особенно детей.

Дети из аула в верховьях р.Сарымат

Как выясняется, в основном из Педжикента, выехали на лето. В верхнем ауле нас угощают. Айран, хлеб, традиционный чай. Встретили представителя власти, вероятно, из органов безопасности. Он посещал аулы для профилактической беседы. Я так понял, что на границе Узбекистана с Афганистаном была очередная заварушка, часть боевиков рассеялась по горам, и теперь их ловят в обеих республиках. Нам сказали, что бояться нам нечего, и, чтобы мы не пугались, присутствия солдат в горах.

Хорошо, что мы заказали машину. Теперь нам просто некуда деться, кроме как закончить маршрут в классическом стиле. В противном случае уж очень велик был бы соблазн пройти траверс в. Чимтарга и уйти вниз на Алаудины или в а/л «Артуч» (на Маргузорские озера мы в этом случае не успевали). Но, как говорят, за все уплачено, так что деваться просто некуда. И, наконец, я все-таки попадаю на Маргузорские озера - давнюю свою мечту. Надо сказать, мечта оказалась прекрасной. Думаю, это красивейшая цепь озер в Фанских горах.

На озере Хазор-Чашма

Фаны, как встречали, так и провожали нас сильнейшей грозой. Наиболее интенсивный ливень переждали в гостинице для путников в кишлаке Маргузор. Скорость движения у нас оказалась существенно выше ожидаемой, поэтому на последок получилась практически дневка на самом нижнем озере - Нежигон. Оно находится в довольно глубоком каньоне, так что солнце здесь с 10-00 до 15-00. Устроили купания с заплывом на 3 метра. Дальше не получалось - вода слишком холодная.

Обратный путь полностью совпадал с заездом - на том же транспорте, в той же гостинице в Самарканде, в Ташкент, на самолет и домой.

А поход, все-таки, получился классный. Наши участники: Богданов Александр, Струбцов Юрий, Кузьмин Владислав. Руководитель - я. Нитка нашего маршрута: Алаудинские озера - пер. Алаудин+п. Северный по сев. гребню+пер. Шогунага (2Б, 4200) - пер. Талбас+в. Чапдара по сев. гребню (через «Сфинкс») (3Б*, 5А альп., 5049) - лед. Бодхона - пер. седло Бодхоны (2Б) - пер. Зард (1Б) - пер. Фанская сказка (3А, 4300, первопрохождение) - лед. Имат - пер. Имат (3А, 4100) - пер. Линкор (1Б, первопрохождение) - пер. Сурх (1Б) - р. Казнок - пер. Кузбасс+пер. Жигули+в. Энергия по юж. стене+пер. Чимтарга (пер. плечо Энергии) (3Б*, 5105, первопрохождение) - р. Зиндон - р. Сарымат - пер. Сарымат З. (2А) - Маргузорские озера - к. Шинг.