Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Содержание отчета:

1 Справочные сведения о путешествии
2

Список участников

3 Меры безопасности на маршруте
4

График движения группы

5 Характеристика района путешествия
6 Технический отчет
7 Итоги, выводы, рекоммендации
8

Приложения (список снаряжения, ремнабор, аптечка, раскладка продуктов, финансы, литература)

Отчёт
о спортивном походе 4 категории сложности по Забайкалью (Кодар),
совершенном с 8 по 30 августа 2001 года

Маршрутная книжка № 1/3-407
Руководитель группы: Назаров М.М., тел.: 939-11-06 (раб.),
nazarov@sapphire.phys.msu.su

СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Маршрут группы: пос. Чара – “Пески” - Ср.Сакукан - перевал Находка (1Б,2460) – перевал Юбилейный (2Б,2600) – перевал Мурзилка (1Б, 2340) – перевал Моники-1 (2Б,2607) – перевал Ленинградец (2А,2575) – перевал Рижан (2А,2650) – перевал Озёрный (н/к, 1820) – перевал Панорамный(1А,2330) – ст. Леприндо.

Вид туризма:

горный

Район путешествия:

Кодар

Категория сложности:

четвёртая

Количество участников:

восемь

Сроки проведения:

8-30 августа 2001 года

Продолжительность маршрута:

19 дней

Протяженность маршрута:

140 км

 

Пройдено категорийных перевалов:

8

из них:

2

2

2

1

н.к.

1

Максимальная высота:

2650 м ( перевал Рижан)

Максимальная высота ночёвки:

2500 м (на перевале Юбилейный)

Маршрут утверждён МКК МГЦТК 25 июля 2001 года (в составе: Деянов Р.З, Ляпин В.Т., Зеленцов Д.Ю.)

СПИСОК УЧАСТНИКОВ

Ф. И. О.

Год
Рождения

Место
работы

Домашний
адрес, телефон

Туристская
подготовка

Обязанности
в походе

Назаров
Максим
Михайлович

1976

МГУ, физ.фак.,
аспирант.

Воробьевы Горы,
Дом студента МГУ,
корпус В, к.950

5ГУ
Ц. Тянь-Шань
3ГР Кавказ

руководитель

Жигунов
Денис
Михайлович

1980

МГУ, физ.фак.,
студент

Воробьевы Горы,
Дом студента МГУ,
корпус В, к.531

2ГУ
Сев. Тянь-Шань

ремонтник

Мартышев
Павел
Викторович

1980

МЭИ,
студент

г.Балашиха, ул.Солнечная, д.17, кв.193.
554-24-23

3ГУ
З.Кавказ

видеооператор

Мартемьянов
Михаил
Геннадиевич

1980

МГУ,
физ.фак.,
студент

Воробьевы Горы,
Дом студента МГУ,
корпус В, к.814

3ГУ
З.Кавказ

медик

Назарова
Александра
Николаевна

1978

МГУ,
мех.мат.,
аспирант

Воробьевы Горы,
Дом студента МГУ,
корпус В, к.950

5ГУ
Ц. Тянь-Шань

завхоз

Федорова
Мария
Сергеевна

1980

МГУ,
мех-мат, студентка

ул.Смольная, д.21, корп.1, кв.113

3ГУ
З.Кавказ

финансист

Филиппова
Наталья
Вячеславовна

1981

МГУ, ВМК,
студентка

Воробьевы Горы,
Дом студента МГУ,
корпус Б, к.922

3ГУ
З.Кавказ

фотограф

Ярыкин
Павел
Николаевич

1981

МГУ, студент мехмата

Воробьевы Горы,
Дом студента МГУ,
корпус Б -730

4ГУ
Ц.Кавказ

Снаряженец,
хронометрист

 

МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА МАРШРУТЕ

Безопасность при прохождении маршрута обеспечивалась комплексом мероприятий в совокупности с достаточным опытом и квалификацией участников.

  1. Благодаря наличию БАМа и дорог в долинах Среднего и Верхнего Сакукана, аварийный выход к цивилизации или вызов помощи был возможен в разумные сроки (выход из самой труднодоступной долины реки Апсат – за 3-4 дня). Кроме того, за 1-1.5 дня можно было добраться к избе ГМС и найти там другие группы туристов.
  2. Обращалось внимание на выбор максимально безопасных мест для привалов и ночлегов (и не зря!).
  3. Прохождение перевалов начиналось в раннее время суток. По возможности с разведкой с вечера.

  4. График движения планировался с учётом забросок, днёвок и запасных вариантов маршрута на случай непогоды или ЧП.
  5. Темп движения ограничивался возможностями участников, на неоднозначных и сложных участках назначался замыкающий, при движении сохранялся визуальный и/или голосовой контакт (кроме подходов по дорогам).
  6. Где возможно, избегали близости с камнеопасными склонами и кулуарами.
  7. Переправы через бурные реки производились после разведки.
  8. Опытные участники осуществляли наблюдение и помощь товарищам при прохождении сложных участков, работе с верёвками, организации страховки и самостраховки.
  9. Количество и подготовка участников позволяли при необходимости самостоятельно проводить спасработы или послать нескольких человек за помощью.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ (выполненный)

Дата

День пути

Маршрут

L
(км)

Набор высоты (м)

Высота ночевки (м)

Время
работы
(ч)

3-7.08

-

Поезд Москва - Северобайкальск

-
-
-
-

8

-

На Байкале, поезд в Н.Чару

-
-
-
-

9.08

1

ст. Новая Чара – пос. Чара –“Пески” – устье р.Хавагда

3

+200

750

5

10.08

2

Поднос заброски, подход к ручью Находка.

11

+200-50

950

7

11.08

3

Подход к перевалу Находка

4

1360-210

1100

9

12.08

4

перевал Находка (1Б, 2460)

3

300-300

2100

6

13.08

5

Спуск по реке Хавагда до Ср.Сакукана

6

-600

2100

8

14.08

6

Подход к устью ручья Поливанного, взятие части заброски

12

380-280

1150

8

15.08

7

Подход под перевал Юбилейный

6

900

1250

6

16.08

8

перевал Юбилейный (2Б, 2600), подъём и часть спуска

2

400-200

2100

15

17.08

9

Спуск с перевала Юбилейный

2

-300

2400

6

18.08

10

Отсидка по метеоусловиям

0

0

2100

0

19.08

11

Перевал Мурзилка (1Б 2340), устье ручья Балтийский

10

500-500

2100

6

20.08

12

Днёвка, взятие заброски

5

-200+200

1530

3

21.08

13

Подход под перевал Моники-1, навеска 130 метров перил

7

-130+800

1530

8

22.08

14

Перевал Моники-1 (2Б, 2667),

4

400-500

2200

8

23.08

15

Подход под перевал Ленинградец, разведка

6

+400-500

2100

8

24.08

16

Перевал Ленинградец (2А 2575), ледник Сов. Географов, Перевал Рижан (2А 2650),.

4

+500-500

2300

9

25.08

17

Река Таёжная, брод Ср.Сакукана, перевал Озёрный (н.к. 1820)

13

-700+400

2000

8

26.08

18

Перевал Панорамный (1А, 2330), ручей Панорамный

11

700-400

1800

7

27.08

19

Спуск к станции Леприндо, поезд в Северобайкальск.

7

-1000

1900

5

28-30.08

-

На Байкале

-
-
-
-

30.08-3.09

-

Поезд в Москву.

-
-
-
-

ИТОГО:

км

с коэффициентом 1.2

140 км

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ ГРУППЫ (заявленный)

Дата

День пути

Маршрут

L
(км)

Набор высоты (м)

Высота ночевки утро (м)

Время
работы
(ч)

3-7.08

-

Поезд Москва - Северобайкальск

-
-
-
-

8

-

На Байкале, поезд в Н.Чару

-
-
-
-

9.08

1

ст. Новая Чара – пос. Чара – пески – устье р.Хавагда

17

+200

750

5

10.08

2

Поднос заброски, подход к ручью Находка.

10

+200-50

950

7

11.08

3

перевал Находка (1Б, 2460)

4

1360-210

1100

9

12.08

4

перевал Уфимцев (2А, 2570)

3

+420-570

2250

8

13.08

5

Перевал Архар (1Б, 2583)

8

480-1400

2100

9

14.08

6

Подход к устью ручья Поливанного, взятие части заброски

8,5

380-280

1150

8

15.08

7

Подъём под перевал Юбилейный

7

900

1250

6

16.08

8

перевал Юбилейный (2Б, 2600)

2

+450-500

2150

10

17.08

9

Перевал Мурзилка (1Б 2340), ручей Водопадный

4

500-500

2100

6

18.08

10

Перевал Водопадный (2Б, 2390)

1

300-400

2100

10

19.08

11

Перевал Фактор (2А 2400), ГМС

7

500-900

1950

9

20.08

12

Днёвка, заброска

5

-200+200

1530

3

21.08

13

Подход под перевал Моники-1, навеска перил

7

-130+800

1530

8

22.08

14

Перевал Моники-1 (2Б, 2607),

4

400-500

2200

10

23.08

15

Перевал Ленинградец (2А 2575),

5

+500-500

2100

8

24.08

16

Перевал Тарбаган (1Б 2400

5

500-300

2000

8

25.08

17

Перевал Нижегородский (2А 2600)

4

300-500

2300

7

26.08

18

перевал Озёрный (н.к. 1820)

14

-600+300

2100

8

27.08

19

Перевал Панорамный (1А, 2330), ручей Панорамный

10

700-600

1750

8

28.08

20

Спуск к станции Леприндо, поезд в Северобайкальск.

8

-800

1750

6

29-30.08

21-22

Дни запаса

-
-
-
-

30.08-3.09

Поезд в Москву.

-
-
-
-

ИТОГО:

км

с коэффициентом 1.2

160 км

ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПУТЕШЕСТВИЯ

Кодар - горный хребет, расположенный в Забайкалье, на севере Читинской области в восточной части Станового нагорья. Простирается на протяжении 240 км с запада на восток от р. Витим до р. Токко. На Юге ограничен р. Чара. Сложен гранитами и кристаллическими сланцами. Хребет Кодар резко выделяется среди окружающих сибирских плоскогорий и среднегорий четко выраженным альпийским рельефом. Здесь находится высшая точка Забайкалья - пик Бам (3072 м ), расположенная в средней ее части. Горное расчленение Кодара достигает двухкилометрового размаха, грозно высятся "башни", "пирамиды", "клыки" скалистых вершин. Современный Кодар представляет собой сочетание острых труднодоступных гребней, мощных вершин, взметнувшихся над крутыми ущельями, скальных стен, живописных озер, бурных рек, водопадов и наледей и небольших ледников. Современное оледенение занимает площадь 15 кв. км.

Склоны гор покрыты лиственничной тайгой. На северо-западном склоне зона леса поднимается до 700 -1400 м; на юго-восточном до 1400 -1800 м. Выше - заросли кедрового и березового стланника, горная тундра. В зоне леса встречается каменная береза, осина, тополь, ольха, сосна, пихта, ель. В высокогорье со стланником резко контрастируют красочные заросли рододендрона и альпийские луга с лютиками, горцами, геранью и др. представителями разнотравья. В июле обилие грибов; в августе – грибов и ягод : голубики, смородины, малины, брусники. Много бурундуков. В летнее время изобилие гнуса и мошки и встречается таежный клещ.. Пик мошки приходится на последнюю декаду июля.

Климат Читинской области, на территории которой находится Кодар, резко континентальный с крайне малым количеством осадков зимой и весной. Лето очень короткое и теплое, часты ливневые дожди. Средняя температура июля от + 17 до + 21 градуса. Климатические условия Кодара более суровы. На высотах 2000 м и более еще во второй декаде июля обычно снег покрывает больше половины поверхности долины, все озера подо льдом. После первой декады августа цветение заканчивается и можно снова ожидать появления снежного покрова. Осадки на Кодаре не принимают обложного характера, а идут в виде слабых моросящих или ливневых дождей на несколько часов. Поэтому время успешных летних путешествий ограничено 3 - 3,5 месяцами с 1 июня по 15 сентября.

С юга ограничивает хребет долина р. Чары - Чарская впадина. Она славится своими многочисленными озерами, их около 3000. Здесь же расположена своеобразная миниатюрная пустыня - урочище Пески. Рядом с желтым песком соседствует голубая наледь, а среди песчаных барханов встречается оазис из лиственниц и сосен.

В этом году в августе на Кодаре снега и открытого льда было мало. Кошки понадобились всего несколько раз, зато ледорубы были часто необходимы на самых разных видах рельефа. Погода после 4 дней дождей в середине августа установилась ясная и холодная.

Кодар - это очень интересный район для совершения путешествий разного профиля и любой категории сложности. Более характерен для пешего туризма и альпинизма в скальном классе.

Транспортная характеристика района

Начальным пунктом маршрутов по Кодару и Чарской впадине, как правило, является село Чара. Это административный центр Кодарского района Читинской области. Чара как райцентр имеет все необходимые учреждения, включая больницу, почту, магазины, баню, краеведческий музей, аэропорт. Сюда можно прибыть самолетом Чита - Чара или поездом по Байкале - Амурской ж.д. магистрали до ст. Новая Чара, которая находится в 18 км от Чары. Между ними осуществляется регулярное автобусное сообщение ( 4 раза в день, приблизительно до 18 ч местного времени).

До ст. Новая Чара есть прямой поезд Москва-Тында, НО БИЛЕТЫ ДОСТАТЬ НЕ УДАЛОСЬ при всём желании. Неплохой вариант с пересадкой в Северобайкальске. Где берег Байкала и лес – хорошее место для лагеря – в 20 минутах ходьбы от ж.д. станции и города. На пересадку с поезда Москва-Северобайкальск на поезд до Чары, теряется чуть меньше суток.

Все транспортные расходы, связанные с подъездами от Северобайкальска до Новой Чары (поезд), далее до Чары (автобус) и далее до гор (ГАЗ 66) и обратно от ст. Леприндо до Северобайкальска (включая экологический сбор), обошлись каждому примерно в $9. билеты на поезд Москва Северобайкальск – $90 (плацкарт в оба конца).

На станции Новая Чара всю группу прямо из поезда отвели в отделение милиции, где переписали паспортные данные и обыскали несколько рюкзаков. Искали оружие для охоты. В Новой Чаре формально обязательно зарегистрироваться в Краеведческом музее для пребывания в районе. Они собирают экологический сбор 2 руб./чел. день и обещают помочь с ночёвкой в посёлке и транспортом до гор и обратно. По сути навязывают свои условия. Мы зарегистрироваться не успели и имели долгую беседу с господином Простакишиным – (как он представился, самым главным в музее и на Кодаре официальным лицом для туристов). Беседа очень напоминала спектакль для глупых гостей с выманиванием денег, обещаниями, страшилками и поливанием грязью конкурентов. За приезжих туристов на подъездах к Кодару серьезно борются владельцы транспорта и орг. работники, как за источник дохода. Связи и давление на конкурентов поразительно развиты. Нам удалось уехать на ГАЗ 66 за 1500 рублей 30 км по “дороге” до р. Хавагда. Ехали 4 часа. Логичней там передвигаться на вездеходе, так как от дороги мало что осталось, но вездеход стоит дороже.

Выбор района путешествия

Был обусловлен следующими факторами:

    1. На Кодаре никто из нас не был, и познакомиться с этим районом всем было интересно.
    2. Район значительно спокойней, чем Кавказ или Средняя Азия в смысле местного населения и военных действий.
    3. Наличие большого количества перевалов от н.к до 3А в районе позволило спланировать интересную скальную “четвёрку”.
    4. Наличие избушки ГМС в центре района и тропы/дороги от неё до цивилизации, повысило безопасность похода и упростило возможные аварийные выходы.
    5. При планировании нашего конкретного маршрута ставилось несколько задач:

а) Не использовать по возможности стандартные и захоженные перевалы и маршруты.
б) пройти перевал Моники-1 (2Б) на подъём по определяющей стороне (возможно впервые).
в) Поход провести автономно.
г) Посмотреть на интересные явления природы – “пустыню”, кодарские каньоны и водопады, скальные стены.

Предлагаемое ниже техническое описание представлено в виде непрерывного текста с разбивкой по дням, в который включены паспорта перевалов. В тексте расстояния на склонах указываются как длина пути, а не перепад высоты, кроме особо оговоренных случаев. Понятия “право” и “лево” даются орографически. В расчёте времени вычтены привалы, перекусы, ночёвки. В необходимом снаряжении паспортов перевалов не указываются обвязки, карабины, спусковые и подъёмные устройства – они прилагаются к верёвкам по определению. Под крючьями подразумеваются скальные крючья горизонтальные, вертикальные, швеллера тонкие и толстые.

Техническое описание маршрута >>


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100