Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Люди и горы > Очерки, дневники - 2006 год >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Анатолий Джулий, г. Москва

ГОРНЫЙ ТУРИЗМ

Нам говорят – “куда идете,
Что ж вы как люди не живете,
И что за песни вы поете”, а хочешь всерьез?
Не втолковать, сидящим дома,
Это им просто не знакомо,
Сердцем уходим отогреться на мороз…

Часть 1. Туризм – взгляд со стороны и изнутри.


На стене перевала З. Дикло 3А. Первопрохождение. 1984 г.

Мы занимаемся туризмом. Но в этом слове содержится настолько обширная сфера деятельности, что для определения нашего рода занятий нам приходится добавлять приставку “спортивный”. Под этими словами сегодня “скрывается” 10 видов туризма. Есть еще одна приставка – “самодеятельный”. Что сие означает – затрудняюсь сказать. Может то, что мы как бы сами по себе – денег нам никто не дает, ходим, куда считаем нужным, все внутренние контролирующие структуры (та же МКК) создаем сами. Так что я остановился бы на словосочетании “спортивный туризм”, что бы как-то определить род наших увлечений.

Так что такое спортивный туризм? Вероятно, можно определить каким-то образом так – перемещение на расстояние с использованием силы собственного тела (рук и ног, очевидно) с определенной скоростью (которая, вероятно, для приставки “спортивный” все-таки не должна быть меньше какого-то минимума) с преодолением технических препятствий (без препятствий, что это будет за спорт). Соответственно, чем сложнее, дальше, дольше и выше – тем сложнее категория маршрута. Для того, чтобы все это как-то систематизировать, придуманы “правила…”.


Читайте на Mountain.RU статьи А.Джулия:

Снаряжение. Обзор, замечания, пожелания
Кашкар – 6435 м. Первый «русский» шеститысячник в Китайском Тянь-Шане
Восхождение на пик Кашкар, 6435 м
Горный туризм
Вторая экспедиция в "затерянный мир"
Лавина
Фанские горы - глазами руководителя
Чемпионат России по технике горного туризма (многоборье) – глазами очевидца
Москва. Подготовка кадров
Стратегия и тактика горных походов
История одного ЧП
Валера Хрищатый
Ледопад
Пик Гармо, 6595 м. Траверс
Фанские горы. Горный поход 6 к.с.
Траверсы
Первопрохождения
Тянь-Шань - 1993

Из всех видов туризма под указанное выше определение подходят лыжный, водный, пеший, горный. Несколько меньше – велосипедный, еще меньше – спелео-туризм. Остальные виды я отнес бы к “техническим”. Насколько они востребованы в спортивной нынешней жизни – не знаю, но можно в какой-то мере судить по чемпионатам разного уровня в разных видах – чемпионаты в основном проводятся по первым четырем, да еще по велотуризму. Спелеотуризм – технически очень насыщенный и напряженный вид, но по организации мероприятий больше похож на альпинизм. Следует, очевидно, добавить, что спелео – единственный вид, имеющий некоторое развитие во всем мире, при этом по организации от “мирового” ничем не отличается, чего нельзя сказать об остальных видах. Очевидно, еще одним критерием, определяющим спортивный туризм, можно назвать стратегию выживания в сложных условиях. Здесь, вероятно, на верхушке находится высотный горный туризм, а потом уже горный, спелео и лыжный, несколько “проще” с этим у водного и пешего.

Очевидно, что необходимость решения кроме просто спортивных целей и вопросов выживания, относит наше увлечение к экстремальным видам спорта.

Горный туризм.

Я занимаюсь спортивным горным туризмом. Вот такая абракадабра, чтобы обозначить свой род увлечений. То ли дело альпинизм – скажи “альпинизм” и все тебя поймут. А с туризмом все сложнее “что-то вроде альпинизма, но не совсем”. Пожалуй, альпинизм и горный туризм стоят гораздо ближе друг к другу, чем горный туризм к другим видам туризма. Именно поэтому, на мой взгляд, возникали в свое время разные конфликты у представителей этих видов спорта, которых проще было бы обозначить совсем другими словами – “любители гор” (как это и делается в любом европейском государстве).


Подъем на перевал Плато 3Б, первопрохождение. 2002 г.

Одним из основных отличий горного туризма (да и альпинизма) от других видов является пребывание на высоте. То есть, воздействие высоты. Реально влияние высоты сказывается на наших организмах выше 2500-3000 метров. Поэтому “горными” считаются горные районы, превышающие в среднем отметку в 3000. Здесь можно посмотреть одно из отличий туризма и альпинизма. В туризме районы более низкие просто попадают под “юрисдикцию” пешеходного туризма, поэтому нам нет нужды как-то пересматривать наши требования к горным походам. В альпинизме же действует еще один фактор – высотный, и сложность одного и того же участка на разных высотах оценивается по-разному. Насколько имеют право на жизнь восхождения на малые горы, и какое это имеет отношение к альпинизму – не мне судить. Просто, на мой взгляд, если из восхождения/похода выпадает такой фактор, как высота (nто есть, ее воздействие), это уже не горный туризм, и уже не совсем альпинизм. А механизм появления альпинистских маршрутов в Крыму и других подобных районах мне и вовсе не понятен. Хотя и ясно, что восхождения по скалам протяженностью более одной веревки, в связках с самостоятельным техническим обеспечением – уже не совсем скалолазание. Что-то среднее?

Почему именно горный туризм? Для себя я давно придумал ответ. Нет, это не ответ на вопрос – зачем мы ходим в горы. А почему именно горы, а не лыжи, вода, альпинизм, наконец. Что касается воды, здесь все просто – я не очень хорошо плаваю, нырять и вовсе не умею, поэтому воду в ее жидком состоянии и в больших количествах… - нет, это не для меня. То есть, вода только в ее твердой фракции – а где это, если не в горах. Только зимой, на лыжах. Но зимой сложно вырваться, поэтому зима как-то выпала из интересов. А горы – они просто нравятся. Можно, наверно, делать и горные походы зимой. Это, скорее, будет уже горно-лыжный поход. Что и демонстрировал Сергей Стрыгин из Москвы своими сильнейшими походами зимой – на Памире (Музкол) и на Алтае.

Наверно, в какой-то момент возникает вопрос перехода из туризма в альпинизм. Особенно раньше, когда в туризме какими-то непонятными условностями был запрещен выход на вершины. Но с 1989 года возможность любых восхождений была узаконена, и то, что раньше делалось “тайно”, теперь стало происходить вполне официально. Открылись новые, совершенно безграничные, возможности для горных походов. Поэтому сегодняшний горный туризм еще сложнее отличить от альпинизма, да и надо ли?

Категория трудности.

Препятствия, которые мы ходим в горных походах, обозначаются категорией трудности. Раньше это были только перевалы. Теперь добавились и вершины, и все это обозначили единым термином – ЛП – локальное препятствие. В горном туризме классифицировано семь полу категорий – 1А, 1Б, 2А, 2Б, 3А, 3Б, 3Б*. Есть еще и н/к – то есть некатегорийное ЛП. В категориях 1Б-3Б классификация примерно совпадает с альпинистской – в туризме несколько проще оцениваются снежно-ледовые и высотные технические участки, в альпинизме – скальные. То есть, альпинистская скальная 3А вполне может оказаться 3Б в туризме. Хотя, могу вполне уверенно утверждать, что все это варьируется во вполне разумных пределах, и поэтому можно считать, что эти категории по оценке в горном туризме и альпинизме идентичны. Что позволяет нам при работе маршрутных комиссий пользоваться классификатором вершин наравне с перечнем перевалов. Понятно, что все, что превышает по сложности категорию 3Б, обозначено как 3Б*. То есть в это обозначение попадают все остальные альпинистские категории трудности.

Почему, все-таки, категория трудности, а не сложности? Собственно, для учета условий прохождения. Оценка технической сложности остается всегда, но ведь понятно, что один и тот же участок на высоте 3000 м и 6000 м – это совершенно разные по трудности препятствия. Да и летнее и зимнее прохождение одного и того же маршрута – совершенно разные вещи. Поэтому и обозначается классификация вершин и перевалов категорией трудности, и это правильно. Перекосы в классификации, несомненно, есть, и в туризме, и в альпинизме. Их много, просто очень много, так как при оценке того или иного препятствия присутствует и “человеческий фактор”. В “человеческом факторе” для занижения или завышения категории трудности присутствует огромное количество причин – это и субъективная оценка, зависящая от уровня подготовки команды, это и желание “игры в чемпионат”, для чего зачастую завышаются данные по крутизне и протяженности участков, и другие факторы. Например, фактор района – одна и та же категория трудности в разных районах может очень сильно отличаться по технике, даже при одном уровне высотных характеристик. Одна из причин таких отличий – тот же “человеческий фактор” - районы осваивались разными людьми, а в альпинизме зачастую играло роль желание каждого альплагеря иметь в своем “локальном” районе весь диапазон маршрутов – для подготовки спортсменов от значка до мастера. Можно ли “подравнять” категории в разных районах, да и нужно ли это? Наверно, это не очень важно, а объем работы для подобной переоценки очень большой. Поэтому любой спортсмен, посещая разные районы, столкнется и с этими различиями, и получит опыт прохождения аналогичных категорий в разных районах, выбирая, в конце концов, для себя то, что ему больше по душе.

Одним из примеров резкого “перекоса” в оценке трудности являются классические маршруты на п. Ленина, п. Хан-Тенгри. В альпинизме и тот, и другой оценены категорией 5А. В горном туризме Ленина оценивается 3А, Хан-Тенгри – 3Б. Но таких перекосов не так много, чтобы стоило на это обращать особое внимание.

Имея огромный перекос в сложности для категории трудности 3Б* по сравнению с альпинизмом, конечно, возникает соблазн переклассифицировать все препятствия 3Б* по шкале до 5Б, чтобы подравняться с альпинистской классификацией. Мы даже пытались начать эту работу. Но когда провели некий анализ ситуации – то есть оценили, сколько команд у нас ходит подобные препятствия, да и частоту их прохождения, решили, что затраты времени на подобную работу просто не оправданы. Так же, как и добавление в альпинизме маршрутов 7А, 7Б и т. д.

Гораздо более необходимой выглядит работа по раздельной классификации спуска/подъема, что в конечном итоге приводит к появлению двух категорий сложности у большинства односторонних перевалов – для прохождения в одном и в другом направлении. Не исключена и возможность классификации вариантов прохождения одного и того же перевала. Частично такая классификация уже присутствует – например, для перевала ПФП на Памире. Но вполне приемлема идея классификации такого рода – через ледопад – 3А, в обход – 2Б и т. д. Например, перевал Кашал-Аяк на Памире проходится тремя вариантами, два из которых – 2А, а третий (по правому борту ледопада) – хорошая 2Б. При этом каждый вариант вполне самостоятелен, и может быть засчитан команде соответствующей категорией трудности, по факту прохождения. Правда здесь, двигаясь дальше в таком направлении, мы можем прийти к необходимости появления контрольных туров при прохождении более сложным вариантом, как это делается в альпинизме. К сожалению, лишь для того, чтобы избежать возможного обмана.


На траверсе п. Гармо. 1992 г.

Еще одна проблема в горном туризме – это траверсы. Для меня очевидно, что для сложных продолжительных, особенно высотных траверсов необходимо вырабатывать отличный от вышесказанного механизм зачета. Возможно, что многодневный траверс нескольких вершин (как, например, та же Безенгийская стена) должен более существенно влиять на общее количество локальных препятствий, которые достаточно пройти в походе. То есть, большой траверс может быть эквивалентен 2-3-4 перевалам аналогичной траверсу категории трудности. Тем более что суммарный перепад высот на траверсе может быть сравним с суммарным перепадом высот всего похода. При анализе разных траверсов, пройденных в туризме и альпинизме, приходишь к весьма своеобразному выводу – чем дольше приходится идти траверс, тем он тяжелее.

Категория сложности.

Собственно, набором категорийных ЛП определяется категория сложности похода. Сюда же добавляется и необходимая протяженность в километрах, и рекомендуемая продолжительность в днях (помните – для того, чтобы маршрут подходил под определение “спортивный”). Все эти требования вполне корректно определены в “правилах…”. В результате мы имеем шесть категорий сложности походов – от 1 до 6-й.

Для себя я все категории сложности подразделяю на некоторые классы.

Начальный класс: это походы 1-4 категории в любых горах, и походы 5-6 категории сложности в “малых горах” (Кавказ, Памиро-Алай, Алтай и пр.), пройденные с набором локальных препятствий, близких к эталону, определенному “Правилами…”. Такие походы пройдены через классифицированные ЛП, то есть первопрохождения отсутствуют (или имеются только простые для данной к. с.).

Средний класс: это походы 5-6 категории сложности в высокогорье (Памир, Восточная часть Ц. Тянь-шаня, Кашгар и др.), а так же маршруты 4-6 категории по “малым горам”, включающие элементы первопрохождения определяющих для данной категории локальных препятствий. Или аналогичные походы, включающие в нитку значительное количество определяющих сложность ЛП, существенно превышающих эталонные требования как по количеству ЛП, так и по протяженности и продолжительности.

Старший класс: это походы 5-6 категории сложности, превышающие по набору ЛП эталон, при этом имеющие значительный процент новизны (первопрохождение большинства определяющих ЛП и др.)

Высший класс: это походы 6-й категории сложности с большим количеством первопрохождений, с восхождениями, траверсами, технически сложными препятствиями, оцениваемыми как 3Б*.

Опираясь на протоколы Чемпионатов России последних лет, приведу примеры сложных походов в разных классах.

Начальный класс:

Кавказ, 4 к.с.: р.Думала – р.Укю – пер.Укю (2А) – пер.Урал (2Б) – лед.Мижирги – а/л "Безенги" – пер.Ниж.Цаннер + пер. Семи (2А) – пер.Китлод (2Б) – лед.Кулак – пер.Бодорку (2Б)+пик Баумана (рад.) – лед.Башиль – пер.Голубева (2А) - а/л "Уллу-тау" – пер.Украина + пер.Джантуган Вост. (2Б) – а/л."Джантуган" – р.Ирик – пер.Ирикчат + в.Эльбрус В. (2А) – Азау. (Коренчук И., Москва, 2001).

Памиро-Алай, 5 к.с.: пос.Шахимардан - пер.Арчевый (1А, 3610) - пер.Ячий (1А, 4107) - пер.Айама С. (2А, 4330, п/п) - пер.Двойной (3А, 4700) - пер.Надежда (2А,4620) -пер.Бокбаш С. (2А,4330, п/п, рад) - пер.Бокбаш Лож. (2А,4380, п/п, рад) -пер.Мирный (3А, 4400) - пер.Караказык (1А, 4440) - пер.Дальний (2А, 4840) -пер.Крестовый (2Б, 4900) - пер.Шигоу (3А, 4740) - пер. Ферганских Спасателей (2А, 4690) - пер.Шаит (3А, 4500) - пос.Шахимардан (Нижниковский Е., Москва, 1999).

Кавказ, 6 к.с.: пер.Сакашиль (1Б) - пер.Шахтер + п.Килар + пер.Каярта (2А) - пер.Семеновского (рад) - пер.Суворова (3А) - пер.Гумачи (2А) - пер.Победа (3Б, рад) -п.Вуллея + пер.Шхельдинский (3А) - пер.Далла-Кора (рад) - пер.Ак.Алексанрова + п.Щуровского (3Б) - пер.Бивачный +пер.Родина (2Б) - в.Эльбрус В.(2А, 5621) – Терскол (Жижин В., Ставрополь, 1999).

Средний класс:

Памиро-Алай, 4 к.с.: пос. Согат - р. Чиле - пос. Акарт - пер. Ю. Баркалак (1Б*, 4320, п/п) - л.Баркалак – пер.С.Гезарт (1Б, 4300, п/п) – л. Гезарт – рад. пер. Спартакиады (2А, 4700) – рад. пер. Разведовательный (1Б, 4700, п/п) – пер. Авантюра (2Б, 4600, п/п) – пер. н\к 4150 – пер.Обходной (1А, 4220, п/п) – пер. Спартак (2А, 4650) – оз. Дамджайлоо – пер. Дамджайлоо (2Б, 4650) – пер. Седло Скобелева (2Б*, 5000) + пик Скобелева (5051) – р. Кекджар – р.Кашка Суу – пер. Киндык (1А, 4472) – р. Киндык – пер. З. Курумды (2А, 4620, п/п) – пер. Ц.Курумды (1Б, 4600, п/п) + пер. Курумды Озерный (1Б, 4300, п/п) – оз. Сары-Могол – пер. Сары-Могол (1А, 4303) – р.С. Сары-Могол – р. В. Кичик-Алай –пос. Бидене (Рыкалов П., Москва, 2000)

Памир, 5 к.с.: с.Швее - пер.Швее (н/к, 3666) - пер.Дальний (2А, 4419) - пер.Заалайский (3А,4739) - пер.Купол (2А, 5013) - пер.УГТЭ (2Б, 4992) - пер.Сурхангоу (2Б, 5252) -пер.Льва Пучкова (2Б, 5050, п/п) - пер. Людмила (2А, 5088) - пер.Бондаренко (2А, 5215) - пер.Иринка (1Б, 4803) - пер.Прижимный (1Б, 4500) - пер.Раздельный (3А, 6088)+п.Ленина (7134, рад) - пер.Путешественников (1А, 4128) - а/л Ачикташ (Лебедев А., Москва, 1999)

С. Тянь-Шань, 6 к.с.: г.Алма-Ата - пер.Кен-тор Ц.(2А, 4100) - пер.Сахарная голова (2Б, 4100) -пер.Юбилейный (3А, 4300) - пер.Киргизстан (3Б, 4450) - пер.Аламединские зубья (3А, 4200) - пер. Джиндысу Ц. (3Б, 4600, п/п) - пик Скрябина, 4650 - пер.1А, 4000 - пер. Джиндысу С. (3Б, 4300, п/п) - пер.Корона С. (3А, 4400) -пер.Корона Ю. (3А, 4350) - пер.Топ-Карагай (2Б, 4400) - пер.Фестивальный (3А-3Б, 4200) - пер.Алтын-тор (1Б, 4100) - а/л Ала-Арча (Жигарев О., Новосибирск, 1999)

Старший класс:

Памир, 5 к.с.: р. Ванч - пер. Кашалаяк (2Б) - ГМС им. Горбунова - пер. Лонжерон (3Б, по факту 3А) - лед РГО - лед. Красноармейский - пер. Сюрприз (3А) - лед. Академии наук - пер. Песня (2Б, п/п) - лед. Федченко - лед. Витковского - пер. ак. Сахарова+траверс п. Высокая стена (3Б, п/п) - лед. Танымас 2-й - пер. Танымасская лапа (1Б) - лед. Наливкина - пер. Двойной (2Б, п/п) - лед. Косиненко - лед. Федченко - пер. Кашалаяк (2А) - лед. РГО - р. Ванч. (Джулий А., Москва, 1990)

Ц. Тянь-Шань, 6 к.с.: р.Иныльчек - пер.Олимпийский (2Б, 4700) - пер.Каинды (3А, 5200) - пер.Плато Шмидта (3Б, 5300) - пер.Дикий (3А, 5500) - пер.Высокий (3Б, 5964) - пер.Зап.седло Хан-Тенгри+п. рад. Хан-Тенгри (3Б 6995) - оз.Мерцбахера – Майдаадыр (Сальников Г., Новосибирск, 1999)

Алтай, 6 к.с.: пос. Тюнгур - пер. Кара-Оюк 2Б, 3500 - лед. Менсу - пер. Титова 2А, 3220 - лед. Аккемский - пер. Делоне 2Б, 3400 -лед. Менсу - рад. выход пер. Белухинский 2Б + пик Белуха Вост. 4506, 2Б - пер. Большое Берельское седло ЗА, 3520 - лед Б. Берельский - р. Мал. Кокколь - пер. Высокий 2Б, 3500, п/п -лед. Кулагаш Зап. - пер. Сланцевый 2Б, 3300 - лед. Сарысу - пер. Ягодка Южн. ЗА, 3300 - лед. Куркуре Вост. -лед. Ошту-Айры - пер. Ювента ЗБ, 3500, п/п + рад. выход на пик Иикту 3942, - лед. Б. Талдуринский - пер. Обходной 1Б, 3000 - лед. Мал. Талдуринский - пер. Перемётный 1Б, 3300 - лед. Атбажи - р. Атбажи - лед. Лев. Абыл-Оюк - пер. Надежда 2Б, 3300 - лед. Лев. Маашей - пер. Шавлинский Нижн. 1Б, 3300 - лед. Шавлинский - оз. Боль. Шавлинское - пер. Орой н/к, 2229 - пос. Чибит (Жигарев О., Новосибирск, 2000)

Высший класс:

Памир, 6 к.с.: Р. Карасу – пер. Транспортный (1А, 4200) – лед. В. Кызылсу – пер. Ворота Нуры (2А, 4800, п/п) – пер. Четырех мандаринов (2Б, 4700, п/п) – траверс в. 4812 (2Б, п/п) – лед. Нура – траверс п. Заря Востока (3Б, 6349, п/п) – лед. В. Кызылсу – пер. А. Зотова (3Б, 6015, п/п)+п. Чорку (6283, рад., п/п) – пер. Маркансу (3А, 5800, п/п) – траверс п. 5917 (3А, п/п) – пос. Сарыташ (Новик А., Москва, 2000)

Памир, 6 к.с.: Алайская долина - пер. Минжар 2Б - р. Саукдара - пер. Прижимный 1Б - р. Зулумарт - п. Белеули 6065, рад., 3Б, п/в - пер. Никитина - 2А - пер. Октябрьский 2Б - траверс пер. Жукова+п.Ленина+Раздельная 3Б*, 7134, п/п - пер. Путешественников 1А - Ачикташ - пер. Золотой теленок+Мира З. 2А - лед. Корженевского - лед. Пр. Кичексу - пер. Четырех ледопадов 3А, п/п - лед. В. Кызылсель - Алайская долина (Лебедев А., Москва, 2001)

Памир, 6 к.с.: пос.Ляхш - пер.Белькандоу (н/к) - лед.Сугран - пер.Шапак (3А, 5400) - рад. выход на п. Бырс (2А, 5621) - лед.Фортамбек - лед.Е.Корженевской - траверс п.Е.Корженевской (3Б*, 5А альп., 7105) - лед.Москвина - рад. выход на седл. пер.Четырех (~2А, 5100) - траверс п.Коммунизма (3Б*, подъем через ребро Бородкина 5А, спуск по Тпму 5А, 7495) - лед.Россия - лед.Бивачный - ГМС "Федченко" - пер.Кашал-Аяк (2А, 4300) - р.Ванч - пос.Ванч (Юдин В., Новосибирск, 1989)

Памиро-Алай, 6 к.с.: Аллаудинские озера - пер. Аллаудин+п. Северный по сев. ребру (2Б альп.)+пер. Шагун-Ага 2Б 4027 - Аллаудинские озера - пер. Талбас+в. Чапдара по сев. гребню (5А альп.) 3Б*, 5049 - лед. Бодхона - пер. Седло Бодхоны 2Б 4550 - р. Сурхоб - пер. Зард 1Б 4100 - р. Желтая - пер. Фанская сказка 3А 4300 п/п - лед. Имат - пер. Имат 3А 4100 - пер. Линкор 1Б 4350 п/п - пер. Сурх 1Б 4450 - р. Казнок - пер. Кузбасс+пер. Жигули+в. Энергия+пер. Чимтарга 3Б* 5105 п/п - р. Зиндон - р. Сарымат - пер. Сарымат З. 2А 4100 - Маргузорские озера - к. Шинг (Джулий А., Москва, 2000).

Конечно, это лишь примеры, причем последних лет. Если говорить о высших достижениях в туризме, можно вспомнить огромное количество походов, пройденных руководителями разных городов и республик в рамках чемпионатов СССР. Надеюсь, моих сил хватит, чтобы когда-нибудь подготовить обзор чемпионатов СССР-России с момента их появления до сегодняшних дней, не без помощи, естественно, моих старших друзей.

Из “старых” маршрутов я включил сюда лишь два – “пятерку” под моим руководством 1990 года, которая с некоторым натягом попадает в качестве примера в старший класс. И маршрут Володи Юдина из Новосибирска с траверсом пиков Корженевской и Коммунизма – это один из немногих маршрутов, попадающих на ступеньку высших достижений в туризме – как раз этот поход выиграл Чемпионат СССР в 1989 году. Надо сказать, что через год похожий маршрут совершил Виктор Будников из Томска – с траверсом пиков Гармо и Коммунизма в одном походе.

Такое условное деление маршрутов по классам позволяет сделать некоторый анализ сегодняшнего туризма. Основная масса походов совершается в начальном и среднем классе, лишь небольшой процент попадает в старший класс, единицы – в высший класс. Наверно, это вполне закономерно. Подобное деление на классы вполне может служить неким руководством для МКК – перескакивать через класс нежелательно. То есть, выпускать группу на маршрут, попадающий в старший класс сразу после начального класса, я бы не стал, даже если и тот, и тот маршрут – одной категории.

Уровень подготовки.

Почему я люблю “шестерки”? Поход шестой категории сложности – это маршруты высшей категории в туризме. Я знаю, почему мне нравится ходить именно в “шестерки” - в “шестерках” отсутствуют какие-либо ограничения. Если в более простых походах или в первом походе шестой категории существуют ограничения по сложности (максимум 3Б), то дальше – полная свобода выбора. Соответственно, вы можете идти любое препятствие, соответствующее уровню вашей подготовки.

Собственно, уровень подготовки делится на две составляющие – физическую и техническую. А сверху на все это накладывается еще и фактический опыт. И пробелы в любой части подготовки могут привести к неприятностям. А иногда и к ЧП.

Физподготовка определяет ваши кондиции для прохождения продолжительных и протяженных маршрутов. Желательно, чтобы команда обеспечивала себе примерно равный уровень подготовки, что обеспечивается, в основном, совместными тренировками. Это, в какой-то мере, подравняет возможности каждого участника на маршруте и позволит исключить лишний фактор для конфликтов. Количество и объем таких тренировок целиком зависит от руководителя. Можно их совсем не проводить? Можно. При этом поднимая субъективную сложность планируемого маршрута. То же касается и технической подготовки. Чем меньше ваша квалификация на технически сложных участках, тем более сложными (и крутыми) они кажутся, и тем больше времени тратится на их прохождение.

Итак, можно сказать, что для поддержания хорошей спортивной формы необходимо проводить две тренировки по ОФП в неделю. Объемом 2-4 часа. Что там делать, и в каком объеме? Традиционная тренировка, например, студенческих лет в т/к “Романтик”: легкий кросс 15-20 мин., разминка с растяжкой 20-30 мин., кросс 6-10 км, заключительная силовая часть (отжимание, подтягивание, пресс, пистолетик и пр.). К этим тренировкам можно добавить еще и более продолжительные тренировки по выходным – например, лыжные забеги зимой, или комбинацию технической и ОФП-ной тренировки. Или участие в каком-нибудь забеге 100 км за 24 часа. Вариантов по содержанию тренировок очень много, и все эти варианты позволяют, по крайней мере, поддерживать свою физическую форму на одном уровне, или повышать, увеличивая объем тренировок.

Но физическая подготовка лишь облегчает процесс акклиматизации в горах и переноску тяжестей на расстояние, т. е. рюкзаков. Но никак не решает проблемы прохождения технически сложных участков. Итак, имея хороший или высокий уровень физической подготовки, вы в состоянии проходить любые маршруты, не требующие специальной технической подготовки. Причем это касается маршрутов любой сложности, вплоть до шестой (так же, как и в альпинизме, где можно найти маршруты 6А, не требующие особой технической работы). Вам необходим в этом случае лишь минимальный набор технических навыков, которые вам даст любой инструктор или подготовленный руководитель, и постепенный рост уровня сложности маршрутов, что и в туризме, и в альпинизме обеспечивается правилами.

И в альпинизме, и в туризме все препятствия обозначаются краткой характеристикой – ледовые, снежные, скальные и смесь этих, которую называют комбинированной. В альпинизме имеется еще деление по классам (маршрутов, и, соответственно, чемпионатов) – скальный, технический, высотно-технический, высотный. Когда-то был еще класс траверсов, который на сегодня отсутствует, так как траверсы в альпинизме практически не ходят – они плавно перекочевали в туризм. В туризме деления на классы нет, но разницу эту все понимают, особенно она очевидна как раз на судействе чемпионатов, когда в руки попадают два отчета одной категории, но очень разные по сути. Собственно, разнообразие технических препятствий на разных перевалах требует такого же разнообразия технической подготовки. И как раз в зависимости от уровня технической подготовки команды и ее лидеров очень сильно зависит уровень сложности и характер планируемых на маршрут препятствий.

Один из устоявшихся механизмов повышения технического мастерства в туризме – это соревнования по технике горного туризма. Не буду говорить здесь о перекосах в правилах проведения таких соревнований, которые несколько разделяют горную технику и технику, применяемую на соревнованиях. Могу лишь утверждать, что в любом случае уровень технической подготовки за счет таких соревнований будет расти, и гораздо существеннее, чем при других способах подготовки. Другие способы – это школы туристской подготовки, или работа руководителя со своей группой. Здесь также многое зависит от “человеческого фактора” - уровня подготовки инструкторов и руководителя, традиций клуба или секции и т. п.

Повышать собственное мастерство можно и в смежных видах – это скалолазание, ледолазание, экстремальные игры. Но не следует при этом забывать, что здесь вы повышаете лишь уровень индивидуальной техники, а, следовательно, одной лишь такой подготовки недостаточно.

Занимаясь повышением собственной квалификации и квалификации команды, возникает соблазн повышать и техническую сложность тех ЛП, которые вы планируете проходить в горах. Именно с этого момента в команде возникает желание проходить препятствия, попадающие у нас под определение 3Б*. Один из последних примеров такого выбора – пешеходный поход 4-й категории сложности в Саянах, к окончанию которого группа совершает восхождение на п. Купол по маршруту 6А (скальный).

Итак, в зависимости от квалификации вашей команды вы подбираете набор препятствий для вашего похода, собственно вплоть до 3Б уже по категории трудности примерно представляя, что вас ожидает.

Выбор препятствий.

Выбор препятствий зависит и от квалификации, и от тактики, и от планов команды. К примеру, вам не хочется таскать лишний груз в виде скального арсенала – значит, можно построить маршрут (опять – любой сложности), исключающий скальную технику. Тут, естественно, имеется и некоторая зависимость от выбора района, и конкретного набора ЛП. Хотите ограничиться простым ледовым инструментом (кошки, ледорубы, немного буров) – можно подобрать ЛП любой трудности, отвечающие этим условиям. Такой выбор, с одной стороны, уменьшает конечный вес рюкзаков, но с другой – ограничивает и степень роста квалификации команды, и разнообразие планируемого маршрута.

На мой взгляд, наиболее удачным для маршрута любой категории сложности будет наличие разных по характеру ЛП, естественно, для данной категории сложности. Для единичек это – травянистые, осыпные и снежные участки на перевалах, и т. д. Но здесь идет речь все-таки больше о сложных походах, начиная с четвертой категории сложности. Такие маршруты будут наиболее полноценными (или гармоничными), если ЛП на них будут включать самые разнообразные участки технической работы – лед, снег, скалы, ледопады и пр., причем с работой и на подъем, и на спуск. И вполне возможно, что при судействе чемпионатов по горному туризму нужно было бы учитывать фактор разнообразия технических препятствий.

Руководство.

Здесь тоже будет попытка рассмотреть роль руководителя в разных походах, и различие этой роли в альпинизме и туризме. Итак, зачем нужен руководитель? Как правило, руководитель – это идеолог и организатор всего мероприятия – будь то поход, или альпинистские сборы. Если его авторитета, мастерства, опыта и прочих данных хватит для того, чтобы еще и сохранить роль лидера в этом мероприятии (естественно, не имеется в виду лидирование на сложных участках маршрута), он сохранит за собой это право – называться руководителем. Естественно, для простых походов опыт руководителя в большинстве случаев относительно невелик, но в руководстве походами это не главное. Главное – чтобы руководитель хорошо осознавал степень ответственности за своих участников, и за себя. А это – и следить за самочувствием, и координировать действия на том или ином рельефе с возможностями участников (например, применять веревку там, где большинству она просто не нужна) и т. д. То есть основная роль руководителя – по большому счету это принятие решений. И если при принятии решения руководитель правильно оценил все факторы – решение окажется правильным, причем не зависимо от того, популярным окажется это решение в восприятии другими участниками, или нет. И как раз способность руководителя настоять на своем решении, особенно непопулярном, и есть некий показатель его состоятельности.

Самое интересное, что все эти рассуждения приводят к простому выводу – ответственность, лежащая на руководителе, тем больше, чем проще поход он совершает, то есть, чем меньше опыт его участников. А чем более схоженная команда выходит на маршрут, чем более этот маршрут сложный – тем руководство проще. Остается тоже принятие решений, но, как правило, на сложных маршрутах участвуют единомышленники, или по крайней мере, спортсмены, имеющие солидный опыт, и, соответственно, весьма четкое понимание того, зачем они здесь находятся. В связи с чем можно утверждать, что руководство сложным походом в некотором смысле проще, чем простым – проблемы могут возникать лишь при появлении участников “со стороны”, с которыми никто из основного состава команды не ходил.

Так и в альпинизме, роль руководителя на сложных маршрутах намного меньше, чем на начальных этапах обучения и роста спортсменов. А при работе в двойке понятие руководителя вообще теряет смысл, особенно при равном уровне восходителей. Еще меньший смысл понятие руководства имеет в восхождениях в двойке по Крымским маршрутам. Тем не менее, я не считаю правильным, что понятие “руководство” исчезло из разрядных требований по альпинизму – можно было бы для реальных руководителей серьезных командных восхождений разрядные требования несколько снизить. Так же, как и требование обязательных восхождений в двойке мне непонятны – прохождение командой зачастую тяжелее, а уж Крымские маршруты 5-6 категории трудности ходить командой – совсем другая задача по сравнению с двойкой. Представьте команду человек из 6-ти на “Зените” на Шан-Кае – сколько дней будут лезть? По готовым-то шлямбурам? А двойка последний раз там за день пролезла. Достаточно просто вспомнить, сколько туда лезли первый раз. Вот и возникает подозрение, что это обязательное требование восхождений в двойке скорее упростило разрядные требования. Не говоря уже и о том, что в двойке вопросы совместимости, ночлегов, скорости прохождения и пр. решаются гораздо проще. Про “соло” я вообще молчу. Хотя с точки зрения нагрузок это восхождения другого порядка, особенно в высокогорье.

Вот коротко и все, что хотелось рассказать о горном туризме. Здесь интересно, потому что возможности для испытаний (истязаний?) самого себя безграничны. Это и спорт, это и образ жизни. И как в любом спорте, остается девиз – быстрее, выше, сильнее. Для горных походов более подходящий – дальше, дольше, сложнее.

2004 г.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100