Mountain.RUСкальный класс

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Горы в фотографиях - любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Ежедневное пополнение.
Основы
К читателям
Опыт связи в горах
Справочник
Глоссарий терминов
Все статьи раздела
Гл. страница раздела
Ссылки
English
Аппаратура
"Клуб FT-817"
Радиостанции для связи в горах
Антенны для связи в горах
On-Line рынок КВ/УКВ
КОСПАС-САРСАТ
GPS
"Сотовая" связь в горах
Банк данных
Горная дипломная программа "Russian Mountain Award" (RMA)
Список горных районов и экспедиций по RMA
Горный комитет RMA
Горы в QSL-карточках
Программа "Горы КМВ"
Форум раздела
дискуссии о связи в горах
обмен мнениями
поделитесь опытом
горный комитет RRC
спрашивайте-отвечаем:
radio@mountain.ru
Группа GoryHam - подписывайтесь!

Автор: Александр Володин

Радиосвязь и спасательные работы на Приполярном Урале

Февраль-март 1999 года

Гора Манарага. Вид с плато Парнук. Николай Александров, г.ПечораВ феврале-марте 1999 года группа московских туристов пошла в лыжный поход 5-й категории сложности по Приполярному Уралу. Было нас всего 6 человек. Поход складывался, в общем-то, нормально: хорошая компания, красивые пейзажи, новые впечатления. Но вот что касается последних, то их оказалось в итоге намного больше, чем каждый из нас мог себе представить.

Поход заканчивался. Уже были позади перевал Крутой и восхождение на г. Манарага. Нам оставалось только сбегать на г. Народная и по долине реки Балбань-ю выйти к железной дороге.

... Вдруг услышал крик Сашеньки: "Миша сорвался!!!" (Как потом выяснилось, у командира сломалась одна кошка.) Обернувшись на крик, я увидел, как по склону падает командир, все больше набирая скорость на фирне. Участок фирна был большой, и он прилично разогнался на нем. Поэтому, первая группа камней не остановила его, а только перебросила через себя, хотя и частично погасила скорость. Рюкзак здесь с него слетел и падал уже отдельно. Миша стал кувыркаться дальше. На одной из групп камней он, наконец, остановился, пролетев в итоге метров 300. Я снял рюкзак и быстро спустился к Мише. Он лежал на камнях, в неестественной позе, с разбитой головой...

… Показалась долгожданная база Желанная. К счастью, она оказалась отОблака, заполнившие долину ручья Маньхобею, переваливают из Азии в Европу. Фото Олега Гриценко  - г. Москва нас не так далеко. На ней, как выяснилось, живут так называемые хрустальщики, которые добывали здесь в советское время 70% всего горного хрусталя в Союзе. Но сейчас их осталось совсем мало, а база пришла в запустенье.

Здесь же находится и геологоразведка - всего 4 человека. И у тех и у других есть своя радиостанция.

Но у первых в тот день, как оказалось, не было сеанса связи, и я пошел к начальнику геологоразведки. У него сеанс связи ежедневно в 8.00, и я стал ждать. Нам не повезло. В тот день прохождение радиоволн было плохое и связи почти не было. Правда, он смог передать, что с кем-то в горах беда.

Но что и где случилось, осталось не передано. Пришлось ждать, пока наладится связь. К счастью, днем все кое-как удалось передать. Хотя тут оказалось большое НО. У геологов связь только с Воркутой. А там уже радистка сама звонила по телефону в ПСС Печоры или Инты (куда сама решила) и передала, как ОНА поняла, что и где случилось. (В таких случаях надо заранее готовить текст, и требовать, чтобы его передавали как радиограмму - Прим. ред.)

Потом эту информацию она еще передала по смене. Так и получился "испорченный телефон". Ей пытались сообщить, чтобы вертолет залетел за нами на базу, но его мы так и не дождались. В очередном, утреннем сеансе связи, уже от другой радистки, мы узнали, что вертолет летал и никого не нашел. Это означало, что он мог второй раз не полететь. 1 час полета вертолета стоит очень дорого, а вылеты впустую уже бывали.

Мы с Ваней были наготове, чтобы в любой момент лететь, если прилетит вертолет. Вскоре все-таки прилетел Ми-8 из Печоры. Медсестра, выйдя из него, попросила провести ее к пострадавшему. На что мы, удивившись сначала, стали объяснять, что надо лететь дальше в горы. Тут уже опешили они, то есть толком, что и где случилось, они, прилетев, не знали. Но объяснив им, мы сели в вертолет. Я показал летчикам по карте место, и мы полетели…

… О проведенных спасработах местное ПСС МЧС узнало после моего звонка уже из больницы.

В штате Печорской ПСС МЧС всего 5 человек. Их рабочий день с 9.00 до 18.00, с выходными в субботу, воскресение и праздники. Ну а так как Миша сорвался 7-го марта вечером, то есть накануне праздника, они, разумеется, не работали. Поэтому о спасработах они узнали только 9-го вечером.

У нас в стране сложилась странная ситуация. Тысячи людей ходят в походы по всей ее необъятной территории, но рассчитывать на быструю и обязательную помощь не могут. И это при том, что во всем мире туризм, которым мы у себя занимаемся, будь то водный, лыжный или другой, считается экстремальным. Они позволить себе так рисковать, как мы, не могут. А уж без твердой уверенности в немедленной помощи - тем более. Для спасения людей на море и в авиации и у нас существует отлаженная система. Для этого выделены специальные международные аварийные частоты, которые круглосуточно прослушиваются.

Почему бы не разрешить туристским клубам и организациям обзаводиться радиостанциями, имеющими возможность работать и на этих частотах? Или, к примеру, такими радиостанциями оснастить местные ПСС, которые бы при выходе группы на маршрут выдавали их. Правда здесь может встать вопрос о их возврате. Но это все решаемо.

Проведение спасательных работ в горах вообще немыслимо без радиосвязи. А как показала практика, связь непосредственно со спасательной службой - намного эффективнее и качественнее всех других способов.

(Поскольку бюджет в стране "дырявый" и это, очевидно, на долгие годы - трудно ожидать, что МЧС изыщет средства для обеспечения туристов радиосвязью. Да и с правовой точки зрения - любая радиостанция, если это аппарат не гражданской Си-Би (СВ) связи 27 MHz, по закону обязан иметь специальную регистрацию, и оператор должен иметь лицензию (разрешение) на работу в эфире. Очевидно, что МЧС не "выбьет" для туристов специальных разрешений в обход закона. Поэтому "спасение утопающих - дело рук самих утопающих". Для обеспечения спасработ есть, по меньшей мере, три вполне легальных и доступных способа - спутниковые телефоны, радиобуи системы "КОСПАС-САРСАТ" и КВ-УКВ-радиолюбительство. Спутниковая связь - весьма надежная (лично проверено в горах Северного Кавказа ), но пока очень дорогая штука даже на Западе, не говоря уж о России. "КОСПАС-САРСАТ" - пока тоже не всем доступна (хотя, видимо, за этой или аналогичной системой - будущее спасательных работ). А радиолюбительство - вполне доступная вещь. Этому, собственно, и посвящен наш сайт "Радиосвязь в горах" - прим. ведущего сайта.)

В дополнение обычной радиосвязи, с 1982 года действует космическая система поиска терпящих бедствие судов и самолетов, предназначенная для обнаружения и определения местонахождения в любой точке Земли морских, сухопутных и воздушных объектов, терпящих бедствие. Сообщение о бедствии и координаты аварийного объекта (судна, самолета, группы людей, одного человека) передаются в соответствующую поисково-спасательную службу с целью развертывания спасательной операции. Совместно с американо-франко-канадскими средствами наши спутники образуют единую согласованную систему "КОСПАС-САРСАТ", на счету которой тысячи спасенных жизней во всем мире.

Применение спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" значительно снижает затраты на поиск терпящих бедствие. А сейчас это не маловажно.

Техническая загруженность системы (в частности ее российского сегмента- КОСПАС) позволяет присоединиться к ней огромному числу туристов у нас в стране. К примеру, ей уже пользуются наши путешественники. (Дмитрий Шпаро, три раза пересекавший Берингов пролив, брал с собой аварийный передатчик этой системы).

В плане весо-габаритных характеристик, что не мало важно в походе (особенно в сложных и продолжительных) переносной аварийный буй (АРБ), имеет размеры не многим больше карманной радиостанции, что вполне приемлемо.

Каждый АРБ регистрируется за конкретным владельцем (организацией или человеком) и при приеме сигнала с него в пункте приема информации системы КОСПАС ( у нас в стране - в Москве, Архангельске, Новосибирске и Находке) становится известно не только где надо искать, но и кого и, соответственно, сколько человек.

Далее, в ходе спасательных работ, АРБ передает сигналы на частоте 121,5 МГц, для привода воздушного судна спасателей непосредственно к месту трагедии). Либо всякие сигнальные устройства (ракетницы, дымовые шашки и. т.п.), которые эффективны только на этой заключительной стадии поисковых работ, когда уже точно известно, что случилось и надо только точно установить место трагедии.

Нашей группе просто повезло, что несчастье случилось в конце маршрута, и мы быстро добрались до людей, хотя и прождали лишние сутки. Я не знаю, что было бы с командиром, если бы беда случилась в середине похода, т.к. в районе мы были первые и не встретили за все время ни одной группы, ни одного человека.

Сейчас Миша чувствует себя нормально, благодаря нейрохирургии в Москве, куда его через некоторое время перевезли из Печорской больницы…

Источник: http://golfstrim.newmail.ru/1.html


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100