Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайланд

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ
Автор: Лидова Наташа, г. Киев

Фри-райд на Боржаве

Качается поезд, качаются лыжи в чехлах и рюкзаки, мелькают пейзажики за окном, звенят в стаканах ложечки, улыбатся вокруг друзья… Вот почти весь народ с лыжами вышел в Славском. В вагоне осталась только наша компания - мы, искатели целины и просторов. Нам не нужен Славск с его толпами, укатанными склонами, очередями на подъемники и пошлым дешевым глинтвейном…

Нас ждет суровый льдистый крутой Боржавский хребет. Место глубоких снегов, нетронутой дественной целины, кулуары, на которые не ступала ни лыжа, ни борд. И никого вокруг… Пусть у нас нет вертолетов, обойдемся без них. Мы полны энтузиазма и желания, будем ходить пешком, ведь мы же еще и альпинисты, черт возьми, ходить не боимся!

На всякий случай взято 90 метров веревки, несколько пар кошек, молотков, систем и железа. На самом деле ничего не пригодилось и даже не распаковывалось, только рации мы использовали в полный рост. С нами операторы, мы не просто едем кататься, а мы едем снимать кино! Мы - это 15 человек, участники клуба экстремальных видов спорта "Экспромт", объединенных одной идеей. Среди нас есть профессиональные операторы с телевидения, хорошие горнолыжники, опытные альпинисты, просто любители фри-райда, гор, лыж и приключений, а главное - что мы все просто друзья.

Приключение началось, мы выходим из поезда в Воловце. Трактор забирает наши грузы, и мы налегке отправляемся в путь наверх. Как же хорошо дышится в Карпатах, чем выше поднимаешься, тем становится тише и спокойней. Часа два пути - и мы у старой разваленой сыроварни. Здесь трактор сбрасывает наши рюкзаки, дальше дороги нет даже для трактора. Идем груженные наверх к метеостанции. Именно там нам предстоит прожить ближайшие пять дней. Мы планируем радиальные выходы, хотя пара палаток на всякий пожарный есть. Погода стоит великолепная: небольшой мороз, яркое солнце и нет ветра, лучше не бывает. Забегая вперед, скажу, что с погодой все пять дней нам повезло, только один день задувал ветер, но это сущая мелочь, в Карпатах бывают ветра гораздо серьезней.

Рюкзаки брошены, лыжи распакованы, надо возвращаться за остальным грузом и вот он, первый спуск в целине! Сколько открытий и не очень приятных. Склон фантастически мягкий, невозможно мягкий, снег глубокий. Однако есть места, покрытые тонкой коркой льда, это черничники, если наезжаешь на такое место лыжи проваливаются, и это не радует.

Полный шок, никогда в жизни я не каталась в таком пуху, как-то тоскливо становится без привычного жесткого склона. Но вот более-менее освоилась. Забираем оставшиеся грузы и с лыжами на рюкзаках снова идем наверх. Метеостанция - совершенно заброшенное место, цивилизации никакой. Удобства на улице, правда, вода есть в доме, из жителей - трое мужчин-метеорологов и пес по кличке Блек. Оказывается, у них довольно часто останавливаются туристы пешие или со ски-турами, но просто так людей с лыжами они здесь видят впервые. Они недоумевают, как это мы собираемся ходить с лыжами пешком, а главное зачем, ведь за перевалом есть подъемник в Подобовце.

Разве объяснишь, что мы легких путей не ищем! Располагаемся, пьем-едим и вот мы опять на склоне. Все стараются привыкнуть к непривычным ощущениям. Леша Олесов, наш гуру по лыжам, дает всем желающим советы для целины: грузить одновременно обе лыжи, делать упор на внутреннюю, стараться вести лыжи узко.

Ребята носятся, падают, прыгают. Мы, девушки - Наташа Герасимова, Оксана Кутихина и я - ездим потише, однако это не мешает и нам зарываться периодически в снег. Мне никак не удается вести лыжи узко, не хватает опыта и сказывается привычка к широкому ведению и я падаю, купаюсь в снегу по полной программе. Жутко непривычное ощущение мягкого склона, я периодически теряю контроль над лыжами, они везут меня, а не я их, а мне такое не нравится! А где же ожидаемое парение, где полет? Вместо этого отчаянные попытки удержать равновесие, свести вместе разъезжающиеся ноги и борьба с проваливанием лыж в черничник, мы так не договаривались!

В конце концов, успокаиваюсь, черт с ним, это же фри-райд, на то он и ФРИ, еду как могу, главное ехать и что бы ветер свистел в ушах и что бы брызги из-под лыж летели… Ребята счастливы: у Паши Киричека, Леши Олесова, Димы Журавского и Влада Корниенко настоящие фри-райдовые лыжи с широкими талиями, настоящие "лопаты", они так ждали целины и сейчас носятся как сумашедшие. У Сереги Богомола слаломные лыжи, но это не мешает ему кататься, он ведет их как по воде, очень неплохо смотрится. Леша и Дима очень опытные и классные горнолыжники, они показывают отличную технику и дают советы остальным.

У Наташки универсальные лыжи - легкие Fisher Sceneo , у Оксанки и у меня карвы, Rossignol и Kastle у меня fun, у Оксанки rase. У Сергея Лебедько (Доктора) легкие карвы. У Юры Дидыка Salomon Х- Sсream для all mountain, у Димы Мирошниченко (Димыча)- Atomic Beta Ride, райдовые лыжи. Мы экипированы неплохо. И ни одного сноубордиста! Не потому что мы против, просто так совпало.

Тишина. Закат, ни ветра, ни звука. Потрясающее молчаливое величие Гор вокруг. Радость от такого интересного дня и еще большая радость оттого, что завтра день будет еще интересней.

На следущий день подхватываемся на заре, сегодня снимаем кино! Хоть нас и довольно много, но собираемся все оперативно, и вот мы уже мчимся по льдистому пологому хребту, настоящая стиральная доска, ну и конечно, противная тонкая корка над черничниками не забывает проваливается под лыжами. Потом небольшой подъемчик и минут через 30-40 мы на небольшой вершинке ставим флаг Украины, а рядом из Лешиного рюкзака развивается флаг нашего клуба "Экспромт".

Операторы идут ставить камеры, а мы делаем пробный спуск в кулуар. Ребята пытаются подрезать небольшую лавинку, безрезультатно. В этом году все вроде как нормально на Боржавском хребте, снега относительно немного, метеорологи лавинную опасность не предсказали. Можно относительно спокойно кататься, но быть начеку надо всегда.

Вполне возможно, что ни один горнолыжник еще не спускался сюда! Снег совершенно мягкий и глубокий, склон метров 600-700, крутизна разная, от 30 до 40 градусов где-то. Впечатляющие сияющие просторы, перехваченное дыхание, удерживание равновесия, сердце стучит, ветер, и вот уже дно. Теперь придется выползать, мы стоим по пояс в снегу на самом дне этой огромной снежной чаши и радостно смеемся.

Впереди уже Серега Богомол и Паша прокладывают следы. Интересная работка! Иду за ними с Лешей, Димой и Юриком. Остальные наши друзья оказались по другую сторону кулуара и движутся по левой части склона, мы перебрасываемся шуточками по рации, спорим, кто выберется из кулуара быстрее и делаем ставки на то, что Димыч нам наверняка проиграет коньяк.

Уф! Вот и верх, тут Сергей Гутиев (Гуталин) уже готовит на горелке чай. Он профессиональный фотограф, а также профессиональный гид в Гималаях. Фотографирует нас и окрестности и обеспечивает безопасность вместе с Сашей Кундировым (Грузин), хорошим альпинистом. Костя Герасимов с Ветой тоже здесь, они занимаются видеосъемками.

Дальше снова спуск, снова подъем и снова спуск. И еще мы меняемся лыжами друг с другом, всем интересно попробовать настоящие фри-райдовые "лопаты". И мы опять спускаемся и опять поднимаемся и пьем чай со снегом и делимся ощущениями.

Но вот камеры собраны, идем на базу, пить хочется зверски. Однако, это не конец! Операторы снова устанавливают камеры в другом кулуаре. Ребята спускаются красивой группкой, очень живописно получается. Решаю не спускаться, но все-таки зачем-то еду вниз.

И не жалею! Склон оказался довольно твердым, и это так прекрасно после пуха. А вечером праздник, 23-е февраля. Вета сделала настоящий узбекский плов и еще у нас есть торт из печенья и сгущенки.

На следующий день новый кулуар. Тоже метров 700-800, но на этот раз покруче, местами градусов 45 есть. Наши ребята носятся как сумасшедшие по нему, зрелище отличное! Яркие падения, красиво на скорости летят по-очереди Паша и Влад. У Леши отстегнулась лыжа, и он еле нашел ее в глубоком снегу.

После ребят едем потихоньку и мы, девушки, конечно, не так ярко и быстро, но все же. И опять прозрение после спуска, не успели оглянуться как мы опять в яме, и опять стоим радостно по пояс в снегу. Только на этот раз, пожалуй, не по пояс, а чуть ли не по горло, да еще и большая крутизна, приходится передвигаться в лыжах "лесенкой" траверсируя склон, снять их немыслимо.

Тоже крайне интересное занятие, "две шаги налево, две шаги направо". Вспоминается рассказанный накануне кем-то из ребят анекдот про чукчу, которого спросили, нравиться ли ему секс. "Да, не очень, однако, удовольствия мало и попка болит". Что-то в этом есть, кто передвигался подобным образом, тот поймет. И что, спрашивается, делал бы здесь сноубордист?

Второй спуск среди елок, на более пологом склоне, пожалуй, мне пришелся по душе больше всего. Идеальная равномерная крутизна, градусов 30-35, а потом вылет из елок в чистое снежное поле. Ребята прыгают с трамплина, едут между елками, смотрится все прикольно. Но вот съемки завершены, однако, никто не торопится уходить. Издает боевой клич Влад и несется вниз, мы наблюдаем красивую технику Леши и Димы, а следом уже несутся Серега с Пашей.

Мы тоже едем вниз женским составом, и снова решаем не ехать на самое дно, устали уже, но почему-то оказываемся опять именно там. Не получается по-другому, никак невозможно остановиться на половине. И снова "чебурахание" и полные уши снега и довольная улыбочка и дрожат немного руки… Просто катаемся, просто радуемся, а когда взбираешься наверх и снова видишь склон, то усталость от подъемов кажется не такой уж большой, и секунды спусков стоят часов подъема…

Вечером на базе пьем дикое количество жидкости и не можем напиться, дяденьки-метеорологи опасаются, что им до весны не хватит пресной воды, а мы ведь еще и моемся иногда…

Новый день, новый кулуар, новое прокладывание следов. Безупречную восьмерку рисуют Леша с Димой, операторы смеются, хоть на 8-е марта показывай. Потом прыжки в овражек среди елок, и снова яркие падения, яркое катание. По пояс раздетый Димыч падает в снег, очень весело и зрелищно получилось, "самый увесистый" наш.

Операторы Коля Смолянкин и Макс Ворон снимают стоя по пояс в снегу, они отхватили свой адреналин по полной программе. Они залезают на деревья, спускаются в кулуары, прокладывают себе дорогу. Только в отличие от нас, они не с ног до головы в гортексе и опыта у них никакого нет…Ребята молодцы, что тут сказать.

А вечером еще приключение- Гуталин, Макс Ворон и Саша Кундиров до заката не вернулись с траверса Великий Верх -Стий. Оказалось, Макс дико натер ноги, а уже солнце село и темно. Паша, Димыч и Дима Журавский вышли на всякий случай встретить ребят. Все хорошо, что хорошо кончается. Потом песни под гитару, Димыч нас радует…

Вот и все, "крайний" день наступил. Вечером поезд, грустно. Вещи собраны, но время есть, и мы снова на склон и с лыжами. На этот раз настоящее кино предстоит - Леша и Дима будут демонстрировать телемарк на ски-турах. Для этого они надели вязаные свитера и гетры. В таких нарядах они похожи не то на английских альпинистов 20-х годов, не то на северных охотников.

Очень жаль, но съемки телемарка в итоге не получились по техническим причинам. Напоследок поймали адреналин и Влад с Димой Журавским. Оператор залез под трамплин, а они, разогнавшись метров 300 с крутяка, прыгали через него, не кисло смотрелось.

Мы же решили пройтись на Великий Верх, благо до поезда время было. Паша, Леша, Серега, Оксана, я, а затем и Дима нас догнал. Чуть экстрима тоже получилось - верхушка Великого Верха была обледенелым крутяком, а под ней пропасть метров 400, и все это ничего, но вот в случае чего можно ж и на поезд опоздать, а этого как-то не хотелось. А как раз на этом месте вчера с кантов сорвался парень из Ужгорода на ски-турах, пролетел до самого низа, внизу то мягко, все ерунда, вот только поезд ждать не будет.…В общем, был небольшой мандраж лично у меня, но съехали ярко! Вот и все, уходим так же как пришли, спуск до сыроварни, а там трактор.…Когда приехали в Киев, мой чехол еще был мокрый от боржавского снега…

Что еще добавить? Серега на следующий день после поездки купил к своим слаломным лыжам еще и фри-райдовые "лопаты". Леша поменял ростовку лыж с 175 до 185. Пашу уволили с работы наконец-то. Зато теперь у Паши, Сереги и Леши одинаковые лыжи Blizzard Titan, с ростом 185. Димыч всерьез занялся подготовкой к майскому Эльбрусу. Остальной народ разбежался по работам и прочим помехам фри-райда, но если свистнуть - соберется снова максимум за полдня. Ну а я…катаюсь на таком жестком привычном и, увы, убогом, Протасовом Яру, очень здорово снова уверенно вести лыжи по твердому укатанному склону, но вот воспоминание об ощущении нереальной мягкости снега и беззвучном Боржавском хребте уже не дают покоя, знакомство с пухом целины состоялось, дальнейшее продолжение неотвратимо.

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!