Вне трассMountain.RU

Горные лыжи

На фоне Эльбруса. Ибрай. Из серии "Боги Терскола"
Владимир Копылов, г. Москва

Наталья Перлова, г. Днепропетровск
Путешествие в Тайланд

"Самый хороший сезон в Таиланде – это декабрь, январь и февраль. У них там зимой прохладно +30 градусов, а летом жарковато +50 и дожди. Так что мы поехали туда в феврале. Единственное, о чём мы очень жалеем, так это о том, что были там только 2 недели, самое дорогое – это, всё-таки, перелёт. У нас получилось замечательное путешествие, отдых и тренировки в удовольствие..."

ЕДЕМ В ГОРЫ

Склоны которые мы выбираем

Садится надо немного левее

Высаживаемся на 4500
Автор: Вячеслав Мирошкин, Бишкек
Фото: Александрова В.

Снежное (лыжное) сафари или хелески на Тянь-Шане

Киргизкий хребет рядом с Бишкеком

За две недели до начала программы, мы с Василичем (Александров Вячеслав Васильевич-директор фирмы Эдельвейс, он же руководитель программы, он же один из Гидов) изучив списки клиентов предположили, что народ дисциплинированный и достаточно опытный - всем под сорок и выше. Больше всего удивляла дата рождения одного из приезжающих – 1930 г. Получается что человеку 73 года. Ну, может в вертолете сидеть будет или опечатка какая. Возраст вроде не для экстремальных забав.

На улице темно и прохладно, 5 часов утра. Перетаскиваем из офиса в автобус все: акъя, веревки, лыжи, рации, посуда и всякая разная всячина, что я неделю собирал на программу хелески. По-утреннему тупо хожу по офису, из комнаты в комнату, заглядывая в углы и холодильник – вроде ничего не забыто. По пустынному городу автобус выезжает в аэропорт - встречать наших австрийских клиентов, прилетающих из Москвы. Вообще-то они летели Вена-Стамбул-Бишкек, но менее чем за сутки до их вылета что-то поломалось в атмосфере, и в теплой Турции начался снегопад!? У нас же в Бишкеке не по-зимнему сухо и тепло. Бело-голубая Аэрофлотовская ТУ-шка благополучно приземляется в аэропорту “Манас” и рулит к аэровокзалу мимо огромных серых Натовских грузовых самолетов, стоящих без дела на стоянках. Основной контингент военной базы НАТО “Ганси” съехал полгода назад, наверно забыл свою технику и самолеты …

Старт из Бишкека

Часа через полтора выходят наши клиенты: они определяются легко – по спортивным курткам и чехлам с лыжами. Оперативно грузим весь клиентовский эквипмент в нашу “Сетру” и едем в еще не очень проснувшийся Бишкек завтракать. Человек пять завтракают почему-то пивом … мотивируя это тем, что они почти 9 часов сидели в Шереметьево. Мы с пониманием что-то мычим и не осуждаем. Все, теперь торжественная часть приема закончена – начинаются трудовые будни – на площадку и в вертолет Теперь обратный процесс разгрузки – из автобуса в вертолет.

Тесновато в вертолете-но весело

К “нашему”(принимающей фирмы и гидов) барахлу и клиентовскому эквипменту прибавляется и всякие вертолетные заморочки в виде огромной желтой топливной бочки посреди салона, всевозможных шлангов и предметов, известных только техникам вертолета. Все это ровными слоями забиваем в чрево МИ-8МТВ - получается это у нас хорошо - есть даже место для 17 клиентов и нас Взлетаем и вдоль Киргизского хребта устремляемся на восток к озеру Иссык-Куль.

Зимний пансионат Рохат

Через 1,5 часа, приземлившись на баскетбольном поле пансионата “Рохат”, повторяем привычную операцию перетаскивания вещей - теперь из вертолета в гостиницу. Начинает посещать мысль, что для одного дня многовато, хорошо, что все лыжи ( пар 30… основные и запасные), спас инвентарь и главное – огромная желтая бочка остаются в вертолете.

Определившись и устроившись в номерах, идем обедать. Так как на дворе февраль, то в столовой пансионата мы одни: клиенты, гиды и экипаж вертолета – всего 25 человек. Теперь уже человек 10 австрияков желают обедать пивом и мы в связи с зимним закрытием бара предлагаем альтернативу – водку. Благо 2 ящика мы возим с собой. На замену легко соглашаются все клиенты Но по глазам видно что пиво однако хотят и я провожу беседу с персоналом гостиницы и столовой на тему: “Европейцы, мол пиво любят и пусть его будет много…”. Персонал внял и всю последующею неделю героически реализовал десятки и десятки бутылок…превратившиеся к концу программы в сотни..

Площадка в Рохате с которой мы улетали

После обеда идем к вертолету проводить инструктаж по ТБ – заходить выходить - вот так, лыжи сюда, сами туда, не курить (тем более что никто и не курит), снежки, камни, шапки в лопасти не кидать, бочку с горючим беречь и лелеять ….На склоне быть внимательными и пипсы (лавинный радиодатчик) включать всегда….

…Народ внимательно слушает и одобрительно кивает - всё понятно.

К вечеру, после ужина, сюрприз - турлидер австрияков Херман Триппагер просит 17!!! Бутылок водки. По бутылке на брата. Улыбаемся, соглашаемся и отдаем. Плакал наш стратегический запас спиртного на всю программу.. “Василич, говорю - надо искать машину (желательно грузовую) или лететь вертолетом в ближайший магазин, а еще лучше начинать гнать самогон. Иначе к завтрашнему вечеру мы алкогольные банкроты! И твой девиз: “Довольный клиент- нетрезвый клиент” превратится в “Непьяного и недовольного”…

Ох и мудры эти рации - Валера Буйков и автор

Погода портится пора улетать

Вперед к новым склонам

Красива моя страна

Пока мы обедаем-вертолет опустив натруже нные лопасти отдыхает

Ланч на леднике

“Не дрейфь, Славуха!” – отвечает тертый туроператор и опытный хелескишник Василич -даю добро на закуп спиртного!” И моя финансово подотчетная душа успокаивается, и я иду спать, складывая в уме дебиты и кредиты.

Утро следующего дня вопреки радужным прогнозам интернетовских weather.com, ru, kg было пасмурным. Все дружно начинаем звонить по сотовым телефонам в Бишкек. Вертолетчики – в метеослужбу аэропорта, Василич - в офис, я – своей жене. “ Ира, смотри компьютер – Что с погодой?” Минут через 15 изучив все доступные сайты, моя жена перезванивает и сообщает, что у нас ясно, без осадков и то, что мы сейчас видим на небе – это, явно мираж. В иллюзию могли поверить клиенты после вчерашней водки и пива - но я то не пьющий!!!! С тоской смотрим на закрытый облачностью Кунгей и переносим взлет на час позже. Но как бы оно не сложилось, начинаем собирать Джентльменский набор вертолетных гидов: рацию в карман(орехи колоть), пипсу на себя (дорогая очень-еще украдут), в рюкзак камуса (это если вдруг придется играть в Сибирских охотников ), аптечку (уколоться и забытья), лавинную лопату (отгонять барсов и кровожадных горных орлов), обвязку (это вообще альпинисты придумали), запасные очки, перчатки, фотоаппарат (что-бы поменять у аборигенов на хлеб и кров) и т.д.(а вдруг пригодится). У меня получалось 6-7 килограмм. У Василича плюс спутниковый телефон (это чтоб еще пару вертолетов вызвать) Подтягиваемся к вертолету, предвзлетная суета. Проверяем работу пипсов у себя и всех клиентов, спрашиваем друг у друга не забыл ли то или это… Все, добро на взлет есть. Летим. Через десяток минут вертолет подходит к главному хребту и Василич оборачивается ко мне и кричит на ухо “Не пройдем, давай искать склон здесь в предгорьях” Что мы и сделали посадив вертолет выше лесной зоны.

Народ выходит из вертолета и опять сюрприз – семидесятитрехлетний Руди выносит лыжи “Фишер тур экстрэм” и уверенно встегивается в крепления “Титанал”. Мы переглядываемся, а дедушка то крут – еще и скитуром балуется. Но на всякий случай приставляем к нему гида Валерия Буйкова (опытнейшего горнолыжника и тренера).

Сделав два спуска в лесной зоне, и увидев что перевалы открылись мы перелетели на хребет, но сильный ветер очень затруднял высадку на склоны и сделав еще два спуска по ледникам мы вернулись в отель.

Следующий день лег серым пятном на репутацию нашей солнечной страны. У озера шел дождь, по горам снег. Мы не летали. Поехали в ЧолпонАту восстанавливать утраченный запас спиртного и купили огромный торт для клиента, у которого случились именины. Себе купили карвалол, валидол, валерьянки и вату в уши чтоб не слышать вопросов о погоде. Народ пил пиво и вновь привезенную водку и играл в бильярд. И целый день мы ходили то в сауну, то в столовую, то в бассейн… Вечером поздравляли именинника, ели торт и слушали телефонные сообщения друзей, ехидно сообщающих что в предгорьях Бишкека выпало до 50 см снега …. В общем день пропал в курортном разложении - мы лыжники а не курортники –снегу хотим!!!! Летать хотим!!!!...Даёшь хорошую погоду…. А то еще один такой день и полный провал….

Утром, услышав наши мольбы, погода есть. Последние остатки облаков к моменту взлёта удалились на запад и видимость “миллион на миллион”.

Вперед к склонам Кунгея. Подлетаем к местам катания - голубое небо, сияющий белый снег и яркое солнце в подарок за бездарный вчерашний день.

Садимся в снег - выгружаем из вертолета все лишнее (и нашу любимую топливную бочку). В вертолете остается самое необходимое (экипаж и 20 маньяков лыжников- где 3-е из них получают за это деньги) т.к. работать будем на высоте более 4000 м. Вертолет садится на твердый как цемент “Портланд” снег перевала и выгрузив нас уходит резко вниз. Встаем на лыжи и Василич командует: “Слава и Валера – замыкающие, я и Херман – первые”. Метров через сто зубодробильного перевального фирна начинается то, ради чего лыжники едут в далекие страны и платят большие деньги. НАСТОЯЩИЙ ВЫСОКОГОРНЫЙ ЦЕЛИННЫЙ СНЕГ!

Лыжники один за другим, вначале осторожно, затем агрессивно преодолевают первый крутой сброс склона и начинают скрываться за перегибом. Дедушка Руди бодро нарезает дуги вслед за своим сыном и сестрой и со спины совсем не похож на дедушку. Мы с Валерой проводив взглядом свистящих и кричащих от восторга клиентов едем вниз и на пологом выкате я уверенно и профессионально втыкаюсь в снег…В голове думы-“а чё это вдруг?... Так тебе и надо фраер! Вдруг не бывает! Открыл варежку на чужую красивую езду…. Хорошо не видят клиенты и враги” Пытаюсь встать, упираясь на палку (135см) - опоры нет! Уже запихал и руку в снег - опоры нет! А где планета Земля? Снял рюкзак и уперев в него палки встал. Махаю рукой Валере - всё ОК! Я же чемпион по падению в снег на лыжах - меня сбивали бордеры, таранили Акьей, отрывали вместе с бугелем от ратрака - и всё нормально даже лыжи не отстёгиваются…Отряхиваю следы позора и догоняю всех. “Как, - спрашивают австрияки, - снег БигСлава? (между мной и Василичем сантиметров 20 разницы в росте, и оба мы Славы). Авторитетно так отвечаю - Вери Найс! Гуд Кандишн!!!.

А сам думаю – “мягкий падать хорошо…”

Все аплодируют Валере и его классной, мощной технике спуска. В отличии от европейцев, мы ездим широкими длинными дугами. И лыжи у нас 195 см. против их 160-170. Гор у нас валом - и что мельчить-то? Австрияки же идеально и аккуратно расписывают снег-след к следу - эх экономная Европа…

Народ явно адреналинит и к впечатлениям о хорошей водке, гостиницам и девушкам добавляет и отличные склоны и снег! А сами на склоны и кулуары покруче смотрят и бурно обсуждают на немецко-австрийском наречии видимо, варианты спусков.

Эээ-нет ребята - стоп! На то мы и Гиды - Это лавина, там тоже лавина, а там трещины. Так что давайте по нашим правилам играть! Дисциплинированная Европа соглашается.

Последующие события рассказывать бессмысленно - мы спускались к вертолету - затем перелетали на новый склон и спуски, спуски и спуски. И так пять оставшихся дней, которые отличались друг от друга только понятием - очень хороший и отличный.

И рассказывать о том “Ух какой снег” и “Ах какой склон”- невозможно. Остаются воспоминания, и фото.

И пока я фотографировал и прятал в рюкзак фотоаппарат, народ уезжал далеко вниз, и я намерено забывая о всяких винто-угловых стойках, годилях и плоском ведении лыж отпускал свои Бандиты прямо вниз.

Лыжи выпрыгивали из снега и разгоняли меня до скорости, когда воздух становился упругим, и я раскидывал руки горизонтально…и в эти минуты полета по огромным пространствам снега я твердо сознавал - это и есть СЧАСТЬЕ - ЧИСТОТА, СВОБОДА И СКОРОСТЬ

Вива Тянь-Шань

Вертолет уходит вниз на точку подбора

Каждый отрывается как может

Километры целины

Посадки бывают и на выдутые ветром перевалы

Геометрия на снегу

Точка подбора-в вертолет и вверх...

В безопасных местах мы собирались вместе

Здесь надо проскочить по одному...

Всё лишнее оставим здесь

Программа удалась-клиенты счастливы

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия горными лыжами, сноубордом, альпинизмом, скалолазанием и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!