Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Горы в фотографиях - любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Ежедневное пополнение.
Вне трасс > Сноуборд

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Дмитрий Плотников, г.Москва

Зимний выезд во Французские альпы
(St. Gervais, Chamonix locations)

Итак, наконец-то все хлопоты по оформлению виз и других сопутствующих бумажек были остались позади, наступила пятница, на следующий день мы должны были уже лететь в Европу.

Вечер прошел в сборах: набивание рюкзаков и чехлов от лыж и сноубордов всяким, очень нужным, барахлом и шмотками. Созванивались каждые пять минут: "...У тебя сколько получилось, у меня рюкзак 18 кг и чехол 15 кг, а у тебя ??? ..."Никто не мог понять, как раскидать вещи, чтобы не платить за перегруз, да и никто толком не знал, сколько можно провезти бесплатно, и какая вообще там система.

Суббота, утро, повозки с двигателями внутреннего сгорания, набитые людьми и вещами, подтягивались к аэропорту. Таможня была пройден успешно, а вот с вещами почти никто не угадал: взвешивали все вещи без исключения. И почти всех обязали платить за перегруз, только у некоторых девочек не набралось вещей на 20 кг, да Саня, благодаря тому, что он высокого роста и широк в плечах, смог выдать свой 50 литровый, набитый до отказа рюкзак, за ручную кладь. Все остальные тут же облегчились на 25 (а кто и больше) жабьих шкурок, что немного испортило настроение. Хамство работников Шереметьего-2 просто не знало предела. Ощущение такое, что девочек - контроллеров набрали на Черкизовском рынке, или специально отправляли туда на стажировку, "подтянуть" русский язык и "поучиться" общению с людьми.

В момент, когда самолет оторвался от земли, сразу полегчало как птице которую выпустили из клетки, она еще не знает, куда долетит, но уже готова упиваться одной мыслью, что она уже не в клетке (это так, отступление) Приземление, солнце, аплодисменты пилоту, посадившему самолет на землю, а не еще куда-нибудь.

Аэропорт в Лионе, светит солнце, снега нет в помине, везде травка и земля,...тепло, как в мае, в Москве. Находим человека, который нас должен встречать, забиваемся в его минибус. Дорога прикольная. Погода - супер. Не доезжая до Сан Жерве 4 км, выходим с Сержем в Ля Файете, чтобы подождать Константина и помочь ему выгрузить лыжи из другого автобуса. Знакомимся с бытом жителей этого городка. Обнаруживаем интересное приспособление, с помощью которого любой желающий может сам помыть свою любимую машинку: висит ручная мойка, одну кнопку нажал - течет вода с шампунем, другую - просто мощная струя воды..

Ждем автобус довольно долго, из-за чего становимся объектом, мозолящим глаза местным жителям. Проехав мимо нас уже второй раз, две девушки в стареньком кабриолете, с маленькой собачкой на заднем сиденье, не выдерживают, и пытаются узнать, куда нас подвезти. К сожалению, они не говорят ни на каком языке, кроме французского, и мы, помахав руками со словами ОК-ОК, облегчаем им совесть, сожалея о занятом песиком заднем сидении. Далее 3 минуты работает воображение, стоп!

Наконец встречаем Константина, и все вместе въезжаем в вечерний город.Как было договорено в Москве, мы разместились раздельно: 4 девочки в одних апартаментах и 6 мальчиков (подонков, однозначна) в других. Девочки жили в 1 минуте ходьбы до подъемника, мы жили в 5 минутах подъема от них, чуть выше по склону.

Наши апартаменты были в чудном 4-х уровневом Шале, и были раза в два побольше, чем у девочек, и главным там были 2 вещи: огромное прозрачное стекло во всю стену, ведущее на громадный балкон, и камин. Место ежевечернего отжига было определено.

Утро, жалюзи автоматически опускаются, за окном - снежные шапки гор, по которым переливаются лучи солнца. С 8 утра Саня уже начинает нетерпеливо бегать кругами по комнате, по стенам и потолку. Короткие сборы, и мы уже у подъемника. Несколько слов о сервисе: прокаты лыж - на каждом шагу, у любой станции подъемника или промежуточной станции - обязательно. Стоимость от 9 до 22 евро в день, причем выбор от простеньких карвов до нереальных внетрасников (of Pistes) Саломон Рокет Покет, Скреам и последних Атомиков и Велькл.

Везде стоят специальные пропускные системы, считывающие ваш Ски-Пасс, который для этого не надо даже доставать из кармана. Везде новое оборудование, все очень удобно и чисто. Туалеты, кафешки-рестораны, прокаты, и спортивные магазины около каждой промежуточной станции. Вагончики и кресла канаток самые современные, максимально скоростные и безопасные, всюду работают люди, которые помогают вам сесть, вылезти из кресел и т. д. Склоны все идеально размечены, огорожены, всюду таблички с указателями названий трасс и ближайших направлений, а также каждые сто метров столбики с кружочком, на котором написано, сколько еще раз по 100 метров до конца трассы и указан ее цвет.

Трасс нереальное количество, правда очень много Синих и Зеленых - для детей и начинающих. На таких трассах мой сноуборд не очень любит ездить, и иногда останавливается на пологих участках, заставляя меня, с матерком, прогуляться пешочком метров 100, до ближайшего уклона. Правда очень часто незнакомые лыжники просто предлагают свою помощь, подавая вам палку как буксир, и тащат незадачливого "досочника". Черных трасс не так много, процентов 10 от общей массы, половина трасс - красные.

Но при этом они все очень разные, есть "черные", которые много проще некоторых "красных", а есть совсем нереальные "черные", с таким катанием, что от Оф Писта ничем не отличаются, а то и покруче (Малыш Шамос (petit chamois) - форева). Катались 6 дней подряд, как подорванные.Вставали часов в 8 - 9, быстро ели, и бежали к подъемнику - выкатывались до закрытия последнего подъемника 16.30 после,чего ехали вниз. Очень радовало то, что красная трасса спускалась вниз, до начала подъемника, и проходила в 50 метрах от нашего дома, и мы могли практически въехать на лыжах домой.

Почти каждый день шел снег, была переменная облачность, а иногда было полное дупло, даже пару раз закрывали верхние трассы. Не могу подробно описать наше катание. Но просто все было круто, мы отжигали, как в последний раз. Причем, день на третий, мы догадались брать с собой на склон бутылочку с вином, 2литра, но об этом чуть позже. В лично моей памяти осталось четыре запомнившихся дня катания, буду краток.

Первый день.
Была жуткая непогода, который день валил снег. Мы поднялись до самого высокого подъемника на плече горы Mt. Joly, и увидели, что самый дальний подъемник, к которому можно было спуститься только траверсом, вне трасс, - открыт.Мы приехали к нему, он действительно работал, но народу на нем не было никого. Валит снег, туман, облака, и подъемник уходит в эту мглу.

Мы вчетвером завалились на подъемник, и поднялись на нем до ближайшего плеча горы. "Полное дупло"- это словосочетание хорошо подходит для определения состояния погоды наверху (буквально на следующий день бравой связке Орлов - Воликов удастся в, окно погоды, подняться на вершину за 4 часа). Мы начали спускаться вниз, и познали значение слов Petit Chamois Black Route (Что в переводе значит Маленький Шамос, Черная Трасса).Короче: крутяк, как на Чегете, на Северах с Югами (Серж утверждает, что даже круче), огромная протяженность трассы, нулевая видимость - видно только шесты, которыми промаркирована трасса, когда к ним подъезжаешь.Нереальный кайф, густо замешанный на адреналине! Это было супер! Мы проехали ее в этот день раз 5 или 6, причем закутанные в теплющие пуховки, смотрящие непонимающими глазами одинокие работники канатки, по-моему, просто не понимали, что это за 4 маньяка? Мне кажется, только изумление помешало им вырубить канатку, т.к. потом ее отключали в гораздо менее плохую погоду.

День Второй.
На следующий день был просто мегаснегопад, многие не поехали кататься, считая, что трассы закроют, народу везде было очень мало, но… весь низ был открыт, и вы не поверите: на любой трассе, даже зеленой, был ЦЕЛЯК. Это просто была чума, мы носились расписывая этот целяк как подорванные. К обеду народа стало еще меньше., и мы просто упивались тем, что это все почти только для нас. В этот день мы познали радость зависасания на открытой канатке минут 20 - 30, когда бьет по лицу снег с градом, и ветер продувает тебя насквозь.

Чтобы успокоить нервы, мы выпили всю бутылку вина, и когда нас таки выпустили с канатки......у-у-у-у.... гибкость, помешанная с весельем и средней степени потерей координации..... когда ты вообще не понимаешь в этой белой мгле где верх - где низ. Так много я еще не падал, но и при этом так весело мне от падений никогда не было. Закончили мы все ударно, алкоголь расслабил мозг, и мы, как три пьяных водителя на МКАДЕ, порвали все целяки, как грелки. Это было супер, мы, каждый раз поднимаясь по канатке, переглядывались и повторяли: "...Да-а-а, такое катание бывает только раз.".

Третий день.
Катание в дальнем Межеве. Мы поднялись из своей долины на ближние склоны Межева, а оттуда переехали на канатке на склоны самого Межева, и спускаясь траверсами, и обратно поднимаясь на подъемниках, почти достигли самого дальнего Межева. К сожалению, вся черная area Cote была закрыта, но поскольку снег с тех пор не прекращался, то протяженные красные трассы перемешанные с of Pistes - это было то, что нужно.. Да, и к тому же нас сопровождала прекрасная половина человечества. Это было не очень экстремально, но кайф был какой-то очень большой..Так мы отожгли в тот день просто душа радовалась.

Плотный Фрирайд.
Это понятие ввели г-н Колесников в купе с г-ном Симаковым, из-за того, что я на доске постоянно отставал от них (лыжников). У Орлова с Воликовым были больше доски, или может скользяк был лучше, но по трассам моя доска очень медленно катила, прямо не знаю, почему? Едем с Шуриком одновременно, он едет дальше, а я просто встаю колом...Из-за этого я просто возненавидел зеленые и синие трассы, на которых мне часто приходилось ходить пешком до окончания выполаживаний. На целине я себя чуствовал гораздо увереннее, и ехалось лучше, правду сказать у меня и доска больше для фрирайда, она асимметрична.Короче, эти господа все время подтрунивали надо мной, что, мол, я типа такой фрирайдер.. После чего возникло понятие "Плотний Фрирайд", которое постепенно переросло из определения обидного, описывающего невозможность быстро проехать (отжечь) в определение прямо противоположное.

День Четвертый. Плотный Фрирайд форева.
Самый крутой день катания, как оказалось.Была переменная облачность, то надвигались облака, то ненадолго рассеивались. Прошло 5 дней снегопада. Мы, безо всякой надежды, сунулись на наш любимый Petit Chamois, и, о чудо, - креселка, почему-то, работала. Спустившись к ней, мы увидели группу французских подонков, среди которых было несколько человек в костюмах спасателей Межева, которые, с небывалым энтузиазмом, ломились на подъемник. Кроме них там больше никого не было .

Все сразу стало понятно, едва мы начали подъем. Это был целяк, нереальный, по пояс. Они расписывали его, такой свежий, девственно чистый и никем еще не тронутый. Причем это не на какой-то там синей трассе, а вне черной, вне нашего Шамосика. Мы все захлебнулись в адреналине...Они спускались, как во всех фильмах про экстремалов, когда на фоне красивейшей вершины, освещенный солнцем и обдуваемой ветром, спускаются, вне всяких трасс, по лавиноопасному склону, люди на лыжах и на досках, рисуя ровные дуги на этом глубоком снегу. Они движутся на фоне вершины и солнца так грациозно, что захватывает дух, и ты думаешь, что не может быть ничего красивее этой картины.

Поскольку французы очень заботятся о безопасности, то весь верх вершины опутан высоченной сеткой, чтобы ни в одном месте, никто не смог заблудиться даже в самое жуткое дупло.... Раза со второго мы нашли лазейку, куда наши французские перцы пролезали, как тараканы, на of Pist... И тогда мы познали, что может быть лучше созерцания Венеры (да простит меня женская половина). Не буду дольше описывать весь тот кайф, когда из под твоей доски вырывается струя снега, и ты несешься под 60-и градусный уклон, ложась на каждой дуге почти горизонтально на бок, чуть дотрагиваясь рукой до снега.

Тогда наши с Шуриком доски показали себя. Теперь мы ждали внизу лыжников, которые рубились с целиной, и каждый раз подъезжали к нам с уставшим и полугрустным видом.. Это была эйфория....поставим на этом точку....мы нашли свой фрирайд..

Остальные впечатления.
Очень тяжело описать подробно и понятно все остальные приятные моменты, поэтому буду излагать это немного в неструктурированном виде. Манящий и притягательный дух и обаяние французской курортной деревушки.... Магазинчики, где выставлены домашние колбасы сыры, вина и прочие деликатесы и сувениры.....Старинная архитектура в одном стиле и очарование улочек, вымощенных камнем.... Церквушка, которая звонит по вечерам, и елка с огнями около нее. Пустой ультрасовременный каток, где тренируются чемпионы и проводятся чемпионаты, где играет приятная музыка, и ты можешь взять в прокат коньки и почертить это лед. Булочные, где свежие французские булки. Круасаны и булки с шоколадом по утрам. Горячий шоколад в любой кафешке, внизу и на склоне. Пабы на французский манер, с барменом - хозяином заведения, и камином за специальным стеклом. Vine Choud или Горячее вино, оно же Глинтвейн.

Тихие и громкие дружеские ужины с фруктами, салатами и прочей вкуснотищей, под треск в камине купленных в городе дров . Море вина. Прогулки по городу под закат, который падает на горы, озаряя их розовым, синим и красным цветами.

Тихий уклад, уверенность и спокойствие, которые тебе незаметно передаются буквально на второй день. Что еще....отсутствие какой-либо речи, кроме французской, не только по телевизору, но и на улицах и склонах.....и тогда ты начинаешь привыкать к этому языку. Вот в двух словах, коротенечко, описание впечатлений первой половины трипа.

Отрицательные эмоции:
Французы не любят тех, кто не говорит по-французски, всячески угнетают их и издеваются над ними. Даже когда в баре ты рисуешь им бутылку = 1000 мл, они продолжают качать головами, и слов one, two, three они типа тоже не знают. Понятие "Французский" не всегда надо ассоциировать с качеством и логикой, чаще всего - не надо. Если вы ночью послушали тихонечко группу "Ленинград", то на утро вам молча принесут письмо, в котором желтым маркером будут выделены пункты закона, предписывающие соблюдение тишины с 22 часов до 8 утра, и меру пресечения . Если долго стоять над душой и требовать к себе внимания, почти каждый француз начинает говорить по-английски.
Держат жуткий курс обмена Евро к Доллару, и еще сдирают большую комиссию за обмен. Пекут очень вкусные булки, и делают очень большие и вкусные сэндвичи на весь батон - можно объесться.

Итак, настало время переехать в Шамони.
Утром почти всех забрал все тот же минибус, остались сдавать номера только я, Серж, Натали и Ольга. Что удобно: в любом городе есть так называемый Офис де Туризмо где есть информация о любом расписании, будь то поезд или автобус. Как правило, около этого офиса останавливаются все автобусы, и вам там помогут выбрать оптимальный маршрут для переезда и предоставят почти любую инфу, или, по крайней мере, дадут телефон , по которому можно навести справки.

После некоторых проблем, вызванных отсутствием англоговорящего персонала, нам, все же, рассказали, на чистом английском, какой автобус нам нужен, где он останавливается и сколько стоит проезд. Мы посидели в кафешке, дабы скоротать час времени, купили пару бутылок вина, в дорогу, и съели по огромному полуметровому сэндвичу. Подъехал шикарный автобус, с вежливым водителем в традиционной кепке - беретке. Мы сели в пустой автобус и под звуки "добрый вечер" открывающегося вина, стали наслаждаться видами из окна, солнцем, легким опьянением и, со все нарастающим весельем, въехали в Шамони.

Chamonix part two.
Итак, мы переехали в Шамони. Я с вашего позволения, продолжу свой рассказ в свободном виде и воздержусь от последовательного описания каждого дня пребывания в "мекке альпинистов", а просто опишу свои отдельные впечатления о пребывании в этом чудесном месте. So, как мы любим говорить. Подъезжая к городу, ты сразу ощущаешь, куда ты попал: скопление максимального количества высочайших и красивейших вершин Альп, которые видны с одной точки одновременно, в том числе МонБлан, Пти Дрю, а также много "Агюлей" (в переводе - "Игл"), стоящих вдоль долины причудливым забором. Про Шамони все можно сказать одной фразой, которую недавно выдал г-н Симаков: ".... какой-то Старый Арбат в горах...."

После Сан Жерве не сразу понимаешь куда ты попал... Очень много людей, туристов, магазинов, бутиков, кафешек и ресторанов, машин...Общее движение почти не замирает ни днем ни ночью. Там можно найти все: и дискотеки (Арбат) и ночные клубы со стриптизом (Гараж), и огромные спортивные трёхуровневые супермаркеты, в которых можно найти все, и специализированные модные бутики, и магазины сувениров. Надо сказать, что прогулка по городу с целью шоппинга - это отдельное занятие, которому можно легко посвятить целый день. В отличие от небольшого городка, здесь уже все вывески продублированы на английском и редко встретишь продавца или официанта, который вас не поймет. Город как бы разделен на две части горной рекой, но это почти не заметно. Всюду работают кофешки, пиццерии, вафельные и просто рестораны, которые имеют столики и под открытым небом, где в хорошую погоду можно насладиться удивительной пищей и ярким, теплым альпийским солнцем.

Есть там так же неизменный атрибут французского городка - церковь, которая знаменита на всю страну. В определенный праздник там устраивают службы, и альпинисты со всей страны приезжают туда, чтобы под звон колоколов вспомнить своих погибших друзей, и освятить свое железо и прочие принадлежности.

Жили мы буквально через дорогу от подъемника на Бреван, в трех разных апартаментах в одном доме. Правда, на этот раз в более тесных условиях и без камина. Вечера мы проводили, как правило, дома, после прогулки по городу, или в самом городе, в ресторане, в попытке среди недели найти людей на дискотеке, или в боулинге - бильярде, где народа бывает немного больше. Итак, расскажу об основных вещах и событиях, достойных внимания.

Лыжная беговая трасса
Да, в Шамони есть офигенная беговая лыжная трасса, причем все сделано очень грамотно. У начала трассы есть домик, в котором можно переодеться, попить горячего шоколада, взять лыжи напрокат и получить карту трасс. Трассы делят по уровню сложности на зеленую - легкую, синюю - среднюю и красную - трудную. На схеме подробно изображено, где они проходят. Сами трассы все промаркированы, на всех поворотах и изгибах стоят указатели направлений, также периодически встречаются столбики с обозначениями участков дистанции. Трасса отлично укатана по всей длине, причем достаточно широко. Вдоль трассы идут две глубокие лыжни. Я катался несколько дней, красная трасса - это супер... Она достаточно длинная, а вся ее вторая часть - это сплошные подъемы и короткие крутые спуски, на которых не успеваешь отдохнуть. Все легкие трассы и первая часть красной расположены на плоском "столе". Природа вокруг очаровательная, сначала ты бежишь по дальнему краю города, по равнине, с видом на Пти Дрю. Потом трасса идет по лесу, и открывает дальнюю часть Пти Дрю, виды на Гран Монте и Ля Тур.

Французы уделяют серьезное внимание этому виду спорта. Так, за 3 дня что я там катался, я видел тонну новичков с оборудованием из проката, которые просто пришли разок прокатиться. Много детей из местных школ, которые еще плохо ходят, но уже стоят в лыжне, периодически падая, стараясь бежать за инструктором, как стайка цыплят. А сердобольные мамаши бегут рядом и ставят на ноги тех, кто "вышел из строя носом вниз". Короче говоря, трасса - супер, рекомендую всем.

Катание на Бреване
В Шамони есть несколько разных точек катания, одна из них - Бреван. В отличие от Сан Жерве, это больше напоминает Кавказ. Панорама сверху впечатляет. Много различных подъемников, кресельных дорог и просто бугелей. Но в тот раз мне там не очень понравилось, из-за того, что сложные трассы были закрыты. Кроме того - огромное количество людей на открытых трассах, и никакого целяка. Все трассы отратрачены донельзя, а толпы катающихся лишали надежды найти хоть какой-то кусочек свежего снега. Но в целом достаточно неплохо и очень красиво.

Спуск с Агюль де Миди, долина Валь де Бланш, ледник Мер де Гласс
Скажу сразу, что я не спускался, зато это сделали мои друзья. Поэтому я воздержусь от комментариев, а просто дам в двух словах вводную информацию. Вы поднимаетесь на верхнюю очередь на Агюль де Миди и пройдя 100 метров по фирновому гребню, съезжаете вниз по леднику 20 километров. Наслаждаетесь нереальными панорамами, видом Гран Жораса (если конечно повезло с погодой). Конечный пункт вашего путешествия - верхняя станция электрички, которая возвращает вас в город. Следует заметить, что для французов этот поход считается экстримом, из-за траверса гребня и катания по леднику вне трасс, поэтому они туда ездят только со своими гидами. Как сделали русские - вы можете догадаться...

Поход на Монблан слетанной пары - связки Миха - Константин
Имея в одном месте "лом", как выразился Серж, по приезде в Шамони Костик с Мижганом пошли сразу в прокат за снегоступами, и в магазин - за продуктами и газом дней на пять....Пообщавшись с различными знатоками, типа Бабанова или Самюэля, и учитывая, что последнюю неделю шел снег, они все равно решили попробовать подняться хотя бы до первой хижины на гребне Монблана и "поводить жалом" (эта фраза приобрела новое значение в последствии, как сказала потом Ирина Петровна: "...вырвать бы им эту жалу...") и, если что, быстро повернуть назад. У нас были рации и мы планировали постоянно выходить на связь.

В день выхода погода была хорошая, и ничто, как говорится, не предвещало "дупла". Как выяснилось на очередном сеансе связи, ребята смогли таки за 8 часов боев со снегом протропить до первой ночевки и набрать 700 метров высоты. Но вечером началось дупло,… в долине непрерывно шел снег, облака накрыли горы, ветер усилился. Как говорили ребята, у них там была нулевая видимость , температура за бортом минус 25 и сильный ветер, у них в домике было минус15, и были проблемы с окном, через которое наметало по полметра снега за полдня.

В результате мы немного начали волноваться. Весь следующий день снег не прекращался. И признаков улучшения погоды не было. Ребята говорили, что рыпнуться из домика они никуда не смогут т.к. не видно ничего. Бабанов одобрил их решение, добавив, что такой прогноз на ближайшие дня 3-4 (А через 5 дней у нас самолет), и что им нужно сидеть до последнего, пока не кончатся еда и газ, и в случае, если появится хоть какое-то окно, надо нажимать красную кнопку на телефоне в хижине и вызывать вертолет. (Следовало учитывать, что незадолго до этого пьяная компания наших соотечественников вызвала вертолет в приколу для, и местные спасатели были сердиты на "русских"). Также Бабанов сказал, что такого снегопада в Шамони не было уже лет 5, и что ребятам ни за что самим живыми не спуститься, что при малейшей попытке они просто погибнут в лавине, мол склоны нагружены как никогда. Вызов спасателей грозил выплатой за вызов совсем не лишних 2000 евро, которых, к тому же, просто не было... но это никак не влияло на ситуацию. На следующий день мы донесли часть этой информации до ребят. Они говорили, что еды и газа у них еще много, но им стало не улыбалось опоздать на самолет. Слова Бабанова, улетевшего к тому времени в Париж, на вручение "Золотого ледоруба", ребятам бодрости не придали, но, все-таки, на четвертый день, им удалось поймать окно погоды, и, сжав "очко" в кулак, проскрестись обратно до подъемника часов за 6, при этом вызвав всего несколько небольших лавин. Все обошлось, и мы все громко выдохнули.

Ну, потом, как водит,ся пир горой, но, как сказал бы голос за кадром в программе "Русский экстрим": "...нашей командой русского экстрима была совершена попытка зимнего штурма самой высочайшей точки альпийских гор...."

Попытка полазать по ледопадам на Гран Монте
В то время, когда наши бравые парни кипятили чай на горелке в домике наверху, и играли в шашки-шахматы, оставленные там прошлыми посетителями, мы решили попробовать пролезть ледовый маршрут на ледопадах Гран Монте в Аржентьере. Ира раньше была там, и примерно знала, как найти туда тропинку. Мы поднялись на вагончике первой очереди Гран Монте, и достаточно легко нашли начало тропинки. Двое иностранцев, одевающих там ски-тур, нас немного удивили. Весело их обогнав, мы вдруг поняли, что снег-то - он продолжает падать, и оказывается здесь его тоже очень много, и тропинки, можно сказать, просто нет. Это были чьи-то следы, колея полуметровой глубины, уже прилично занесенная снегом.

Наш темп немного упал, видимость была плохая, снег не переставал, дорога угадывалась с трудом. В конце концов мы подошли к началу закрытого ледника, и пошли вдоль него, прижимаясь к скалам, продвигаясь по засыпанному снегом рантклюфту. Снега становилось все больше и больше, он уже был по пояс, если бы не следы, идти было бы совсем невозможно. Внезапно, после очередного поворота, мы увидели людей, оставивших эти следы - двойку англичан, шедших в нужном нам направлении.

Мы поздоровались с ними и обменялись информацией, у них были карта и схема всех каскадов в долине, но нам были доступны только "правые", поскольку с левой стороны постоянно ухали лавины и было бы опасно там лазать, да и непонятно как преодолеть этот закрытый ледник. Англичане шли к первой сосульке, на маршрут М3, соответственно нам ничего не оставалось, как пройти чуть дальше и попытаться пролезть следующую М4+ (4-5 веревок, метров 200 льда). Тут начались сложности: надо было немного набрать высоту, идя траверсом по скалам над ледником, вдоль обрывов, падать с которых совершенно не хотелось.

Снега стало еще больше, теперь на каждом шагу мы проваливались по грудь. Снежный склон стал совсем крутым, пришлось связаться, и выпускать первого на веревке. Техника была такая: сначала плюхаешься на снег всей своей площадью (пузом), потом начинаешь молотками сгребать лишний снег, постепенно пытаясь встать на колени, ... когда снег немного уплотнялся, начинаешь утаптывать его ногами, стараясь встать в полный рост. Тепм упал. Сосулька была видна уже давно, но глубина снега и опасность сорваться в трещину не позволяли двигаться быстро.

В результате, мы смогли подойти к началу сосульки, только за 3,5 часа. Сделав станцию и откинувшись на самостраховке, мы начали обсуждать, как мы полезем. Оказалось, что мы в спешке не взяли достаточное количества снаряжения, и не могли двигаться двумя отдельными связками, а только вчетвером по довольно кривой системе. Первый должен был лезть Шурик, делать станцию, причем вылезать на пол веревки. За ним лез Серж, к которому была привязана середина нашей второй веревки....после этого, он должен был выбрать нас с Ирой этими двумя половинкаим, а мы должны были снять станцию и собрать все железо.Пока Саня выбирал Серегу, снег усилился, лавины на другой стороне ухали как взрывы минометов, снег с сосульки буквально тек на голову, как вода, каждые 5-7 минут он засыпал нас, висящих на станции на 50 градусном льду, по пояс, вместе со всем нашим снаряжением. Смотреть, откуда он на нас сыпет, не очень хотелось, издалека этот кулуар не казался лавиноопасным, но там, на месте, все оказалось по другому. Особенно учитывая интенсивность, с которой мы с Ирой откапывали друг друга.

Итак, Серж вылез к Сане, причем если Саня лез по льду, то Серж уже копал тяпками снег. Дальше начинался 75 -80 градусный лед... Мы с Ирой сняли станцию и начали одновременно подходить к ребятам, когда они, посовещавшись, решили, что не имеет смысла продолжать восхождение. Причин было две: у нас не оставалось времени, поскольку надо было вернуться до того, как стемнеет, и кулуар вблизи пугал возможностью схода по нему лавины. Мы спустились лазанием вниз. И двинулись обратно почти по такой же схеме, двумя последовательными связками. Но, к нашему разочарованию, двигаться обратно оказалось ничуть не легче, а даже тяжелее.

От наших следов, как говорится, не осталось и следа и снега еще прибавилось. Ползти на коленях пришлось почти всю дорогу, начинало понемногу темнеть, к тому же, если раньше мы угадывали направление по чужим следам, то теперь мы практически не видели даже своих следов. Смутно угадывая направление, постоянно теряя и опять находя дорогу, мы двигались обратно. Пройдя один из опасных участков, Серж вдруг заметил, что у Шурика пропал один инструмент (а это был абсолютно новый Black Diamand Viper)

Саня очень расстроился, и решил вернуться "поводить жалом" в надежде найти молоток, отговаривать его было бесполезно.... Мы с Ирой пошли вперед дальше делать тропу, т.к. времени было в обрез, а ловить "холодную" без палатки и спальников на какой-то тропе у ледника нам не хотелось. Серж остался ждать Саню . Через какое-то время Серега устал его ждать, и, ругаясь, начал понемногу возвращаться. Тут он увидел Шурика чуть ниже следов, барахтающимся на свежем лавинном конусе в попытках вернуться на тропу.

Оказывается, его смыла небольшая лавинка, но он смог зацепиться телескопическими палками между двух камней, остановив падение. После этого инцидента он сразу забыл про пропавший инструмент, и они пошли обратно за нами. Еще через 3,5 часа борьбы мы вышли к красной горнолыжной трассе, спускающийся с Гран Монте. Спускаться по трассе, более плотной, чем рыхлый снег было уже одно удовольствие, хоть сил оставалось и не так много. Пешком, под рюкзаками, мы обогнали многих лыжников и бордеров, и, благополучно спустившись к нижней станции, сели в автобус. Вечером мы помянули пропавшую "тяпку" красным вином.

Фондю
Достаточно интересное блюдо. Различают три вида: Мясной фондю, это когда вам подают кипящее на горелке масло со специальными добавками, и тонкие специальные кусочки мяса, которые вы накалываете вилкой и макаете в масло. До того, как вы подносите его ко рту, оно успевает обжариться в этом масле. Сырный фондю. Вам подают особый сорт сыра, со специальными приправами и вином. Его нагревают на горелке, и к нему подаются или ломтики хлеба, или нарезанная ветчина, или овощи, которые вы едите, предварительно макая в горячий сыр. Есть еще Шоколадный фондю, подробностей не знаю. Мы ели Сырный. Мне понравился, правда специфично, и не будешь есть каждый день, хотя очень сытно, и можно брать на несколько человек. Сереге не понравился.

Русские в сауне или Спуск по трубе вниз головой
В Шамони есть спортивный центр, куда, помимо катка, беговой трассы и проч. входит еще Аква-Центр. В нем имеется двадцатипятиметровый бассейн , множество различных маленьких бассейнов для детей, бассейн с пузырьками, джакузи, труба для спуска, как в Аквапарке, общей высотой 20 метров, а также множество массажных и простых душей, сауны мужские, женские и совместные, турецкие бани и комнаты отдыха с мягкой музыкой. Сауна, конечно, далека от русской бани, поэтому чтобы хоть как-то набрать пара, мы, не успев войти, сразу подливали пару-тройку черпаков воды и начинали гонять воздух тапками, из-за чего французские дядечки-толстячки, завсегдатаи саун, тут же бросались к выходу во всю прыть...

Турецкая баня более холодная, весь кайф - это посидеть, как ежи в тумане, и подышать влажным воздухом, как при ингаляции...В трубе, как обычно, нарушили, по Колесниковски, все запреты: ломились на красный сигнал светофора, катались вниз головой, и хватали в трубе друг друга за ноги, чтобы раскрутить посильнее. В результате Серж даже один раз сбил одного толстячка, застрявшего в трубе.И последнее наблюдение: в бассейне под водой играет музыка, выныриваешь - тишина, опять ныряешь - музыка. Занятно, но непонятно зачем.

Возвращение, или Полет на низколетящем минибусе. В аэропорт Леона мы возвращались на минибусе VW Caravella 2.3 Turbo Disel с довольно агрессивным водителем - французом. Который, нарушая все правила, летел по автобану под знаки "110", "130" на скорости 160 км/ч, сгоняя с левого ряда практически все машины постоянно включенным левым поворотником.

А мы врубили музыку на полную, слушали много записей французов, потом радио. На вершине хит-парадов во Франции русская группа ТАТУ, причем французы приходят в восторг и умиление, когда ее слушают есть местные группы, которые перепевают ТАТУ на все лады. Короче, было супер, + 10 градусов, светит солнце, мы летим на супербасе, слушаем громко Olive и отжигаем по дороге кайф.

P. S. В России начал наваливаться м-р Когнитифф


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100