Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Чтобы быть в курсе последних событий в мире альпинизма и горного туризма, читайте Новостную ленту на Mountain.RU
Полезное > Справочная информация >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Утверждено Правлением федерации альпинизма России
(протокол № 8 от 9 сентября 2002 г.)

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КЛАССИФИКАЦИИ МАРШРУТОВ ВОСХОЖДЕНИЙ

1. Общие положения о классификации маршрутов

1.1. Маршруты восхождений (подъемы на вершины) делятся в порядке возрастающей сложности на шесть категорий – от 1Б до 6Б. Категории от 2-й до 6-й включительно подразделяются на две полукатегории – А и Б. Согласуются с действующей Единой Всероссийской Спортивной Классификацией (Альпинизм, разрядные требования).

1.2. Предварительную оценку категории сложности маршрута производят сами альпинисты – первопроходцы маршрутов восхождений, уточняют наличие вершины, ее высоту и расположение, орографию района, ориентацию или наименование маршрута, его характер и новизну.

1.3. Все маршруты рассматриваются только классификационной комиссией Федерации альпинизма России. Восхождения по маршрутам 6Б кат. сл. после рекомендации комиссии (по новым маршрутам - совместно с заключением группы экспертов) утверждаются Правлением федерации альпинизма России.

1.4. Для рассмотрения маршрута должны быть представлены следующие материалы:

- отчет о восхождении, включающий заключение о предварительной оценке маршрута в сравнении с классифицированными той же полукатегории сложности, имеющимися в опыте восхождений участников данной группы.

- маршруты 6Б кат. сл. засчитываются, если пройдены строго по пути первопрохождения; для их зачета в Классификационную комиссию до 31 декабря года восхождения представляются - “паспорт” с техническим фото, записки с контрольных туров, вершины, информация о состоянии маршрута и особенности его прохождения (при этом возможны другие дополнительные материалы).

1.5. В категорию сложности классифицируемого маршрута восхождения включается только путь подъема. Путь подхода к началу маршрута и спуск с вершины (при траверсе – спуск с последней вершины) в категорию сложности маршрута не включается.

1.6. Под траверсом понимается прохождение не менее двух вершин, причем спуск с предыдущей вершины должен проходить в направлении последующей, но не по пути подъема. Траверс одной вершины не классифицируется.

1.7. Отдельные маршруты могут быть классифицированы только для зимних восхождений с индексом “ з ”.

1.8. Маршрут может быть классифицирован как первовосхождение, первопро-хождение, вариант, комбинация маршрутов.

Первовосхождением считается восхождение на вершину впервые, оно же будет и первопрохождением по данному маршруту.

Первопрохождением считается восхождение по маршруту, проложенному по непройденным склонам, гребням, контрфорсам, ребрам (при траверсе – когда новые участки, без учета повторно пройденных, определяют более высокую категорию сложности маршрута).

Вариантом считается восхождение по маршруту, частично совпадающему с ранее пройденным или проходящему по ранее пройденной стене (склону), не разделенной с искомым маршрутом гребнями, ребрами, кулуарами и т. д. (в траверсах – когда новые участки определяют более низкую категорию, чем весь пройденный маршрут).

Комбинацией считается восхождение или траверс, маршрут которого состоит из ранее пройденных участков или маршрутов (классифицируются индивидуально для групп).

1.9. Некоторые маршруты могут быть объединены в одном пункте Таблицы.

1.10. Под вершиной понимается высшая точка возвышенного участка хребта (гребня), расположенного между двумя седловинами (перевалами).

2. Требования к отчету для классификации

2.1. Текст отчета должен быть отпечатан на листах стандартного формата А4 (210х297 мм) через 1,5 интервала. Фотографии изготавливаются на тонкой фото-бумаге размером не менее 13х18 см (ксерокопии не допускаются). Отчет пред-ставляется в переплетенном (сброшюрованном) виде вместе с предварительным заключением комиссии на местах, где они имеются.

2.2. Материалы отчета:

2.2.1. Паспорт восхождения (см. Приложение);

2.2.2. Техническая фотография с нанесенным маршрутом и разбивкой по участкам, которая позволяла бы оценить сложность маршрута;

2.2.3. Желательно фото профилей маршрута слева или справа;

2.2.4. Фото общего вида вершины (для первовосхождений и траверсов – панорама с соседними вершинами) с нанесенными известными маршрутами.

2.2.5. Карта-схема района восхождения (ориентация общепринятая, с указанием масштаба). На карте-схеме следует отметить точки съемки представленных фотографий. Для новых районов – крупномасштабная карта с выделением района восхождения. На схеме необходимо нанести все известные названия и высоты, пути подхода и спуска, базовый лагерь, ближайший населенный пункт с автомобильной дорогой;

2.2.6. Для новых районов – краткий обзор района, описание подхода к вершине и маршруту восхождения;

2.2.7. Описание маршрута:
а) схема маршрута в символах УИАА;
б) краткое описание прохождения маршрута;
в) рекомендации по оценке безопасности маршрута;

2.2.8. Фотографии наиболее сложных участков маршрута;

2.2.9. Рекомендации для последующих групп по использованию снаряжения, особенностям прохождения маршрута и характерным признакам начала маршрута.

Для маршрутов 5Б кат.сл. и выше представленные материалы должны быть подготовлены в соответствии с “Обязательными требованиями к отчету о восхождении в рамках чемпионата” /утверждены ФАР 28 февраля 2000 г./.

В правом верхнем углу обложки отчета должна быть ЭТИКЕТКА МАРШРУТА (5х8 см), включающая:

1. Название вершины и маршрута (оставить место для категорий сложности);
2. Фамилию и инициалы руководителя группы;
3. Название горного хребта;
4. Номер раздела в Классификации.

На третьей странице обложки – наклеенный конверт - с вложенной открыткой, на которой заранее написан почтовый адрес и фамилия лица, которому будут сообщены результаты классификации.

3. Оценка сложности маршрута и система единых символов

3.1. Маршрут разбивается на отдельные участки по характерным признакам. Оценка сложности проводится для каждого участка в отдельности.

3.2. В описании маршрута должно быть четкое разграничение между свободным лазанием и передвижением с использованием искусственно созданных точек опоры.

3.3. Оценка сложности свободного лазания проводится по градациям:

I – очень легкое; II – легкое; III – среднее; IV – трудное; V – очень трудное; VI – чрезвычайно трудное.
Каждая градация имеет ступени: нижнюю (–) и верхнюю (+).

3.4. Оценка трудности передвижения с использованием искусственно созданных точек опоры проводится по следующим градациям:

А1 – одиночные крючья; подсаживание; рельеф прост и надежен;
А2 – серия искусственных точек ; рельеф прост и надежен;
АЗ – большие серии искусственных точек; требуется фиксация второй веревкой; рельеф усложнен; преодоление карнизов и навесов;
А4 – большие серии искусственных точек; требуется фиксация второй веревкой; рельеф сложный, ненадежный; преодоление больших карнизов.

3.5. Если требуется применение шлямбурных крючьев (или дырочек под скайхуки), то после обозначения градации сложности участка ставится буква “е”. Например: V+, АЗе.

3.6. В описании участков после характеристики рельефа, трудности, направления движения следует указать: незащищенность, трудность ориентировки, затруднения в наблюдении за напарником, опасность камнепадов, лавин, условия страховки, протяженность участка, набор высоты, время прохождения, количество и характер необходимых “крючьев”.

3.7. Необходимо отмечать невозможность или большие трудности при возвращении после прохождения определенных мест, возможность аварийных спусков и их направление.

3.8.Общая оценка маршрута должна основываться при нормальных метео-

условиях и состоянии рельефа по совокупности всех участков.

3.9. При выполнении схемы маршрута следует пользоваться единой системой символов. Схема выполняется в масштабе. При необходимости можно отдельные ключевые участки выполнять в более крупном масштабе. На эскизе должны быть указаны масштаб, протяженность и крутизна участков, направление движения, трудность, количество “крючьев” (если необходимо, то и их расположение), пункты страховки, их характеристика в символах. Наличие стационарных шлямбурных крючьев и тому подобное на участках маршрута обозначается буквой “Т”.

4. Оформление записей маршрутов и уточнение маршрутов

4.1. При записи в “Книжке альпиниста” о первопрохождении (в том числе первовосхождении, варианте, комбинации) категория сложности не указывается. Категория сложности записывается после классификации маршрута.

4.2. Сведения о классифицированных маршрутах указываются с обозначениями:

“пв” – первовосхождение;
“пп” – первопрохождение;
“2-е, 3-е” – второе или третье прохождение;
“вар” – маршрут классифицирован как вариант;
“ком” – классифицирован как комбинация маршрутов;
“е” – маршрут, пройденный с использованием “шлямбуров”;
“д/гр” – маршрут засчитан только группе и для спортивных и учебных целей не рекомендован (в таблицу не вносится);
“з” – маршрут классифицирован для зимнего периода.

4.3. В “Классификацию маршрутов на горные вершины” (КМГВ) и допол-нения к ней вносятся новые маршруты по мере рассмотрения и своевременно опубликовываются.

4.4. Наименование вершин, высот, маршрутов и категории сложности в КМГВ или в дополнениях уточняет классификационная комиссия Федерации альпинизма России по представлению дополнительных материалов, а также по статистическим данным отчетов альпинистских мероприятий (АМ).

4.5. По мере возрастания технической трудности маршруты восхождений в целом подрязделяются начинвая от:

  • некатегориальные – легкодоступны, не требуют какой-либо специальной альпинистской подготовки, страховочного снаряжения;
  • полукатегории 1А – доступны, но требуется первоначальная альпинистская подготовка для части группы, необходима организация на отдельных участках страховка с помощью веревки;
  • полукатегории 1Б – более продолжительные, требуют первоначальной подготовки по Программе НП-1, на них используется альпинистское снаряжение и применяются методы страховки; как правило, требуется ночевка под маршрутом. Они рекомендуются для выполнения норм на значок “Альпинист России”
  • пути к вершинам каждой последующей полукатегории от 2А и выше более сложные, определяются согласно п.1.4.а и соответствуют в комплексе “классическим” маршрутам восхождений той же полукатегории сл.

Приложение:

образец - ПАСПОРТ

  1. Район, ущелье, номер раздела по КМГВ - 2001 г.
  2. Наименование вершины, ее высота, название маршрута.
  3. Предлагается _____кат.сл., ____- прохождение (вариант, комбинация).
  4. Характер маршрута (скальный, ледово-снежный, комбинированный).
  5. Перепад высот маршрута _________ м (по альтиметру)
    Протяженность маршрута ________ м
    Протяженность участков V кат.сл._____ м, VI кат.сл._____ м
    Средняя крутизна: основной части маршрута - _____ град. всего маршрута - _______ град.
  6. Оставлено “крючьев” на маршруте: всего ____; в т.ч. шлямбурных ____
    Использовано всего на маршруте: скал.кр.____, закладок и т.п._______
    Использовано крючьев: шлямбурных стационарных ____, в т.ч. ИТО__
    шлямбурных съемных ____, в т.ч. ____

7. Ходовых часов команды: ______ часов, _____ дней

8. Руководитель: фамилия, имя, отчество – спортразряд, звание;участники: ” ” ”

9. Тренер: “ “ “ , звание ЗТр.

10. Выход на маршрут: час, число, месяц, год.
Выход на вершину – “ “ “
Возвращение в БЛ — “ “ “

11. Организация –

* Участок лазания VI кат.сл. над надежным пунктом страховки. Предельно сложный рельеф. Очень маленькие зацепки для рук и ног. Преодоление этого рельефа свободным лазанием лучшими альпинистами (скалолазами) в лучшей спортивной форме, при благоприятных условиях, в современной экипировке означает передвижение на грани срыва.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100