Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Кавказ > Дигория>

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Шишкин Дмитрий Владимирович, Ростов-на-Дону
Фото: Шишкин Д.В.
Схема: Маковкин М.В

Дигория. Май 2004 г

Второй год подряд я, в составе команды спортивного клуба "Планета" г. Ростова-на-Дону, провожу майские праздники в Дигории. Мне всегда нравился этот район, но в этот раз критическая масса эмоций превысила допустимый порог и вылилась в эти заметки. Надеюсь, мои впечатления, и опыт нашей команды будут полезны тем, кого интересует этот район. Прежде всего, немного о самом районе. Дигория - известное среди альпинистов место, но в последнее время несколько "заброшенное". Ущелье довольно компактное, но при этом имеется полный набор маршрутов от 1-Б до 6-А. Характер маршрутов также разнообразен: от чисто скальных (в основном это Суганский хребет) до комбинированных (массив Таймази, ГКХ) и даже ледовых (есть на Лабоде, ГКХ).

В ущелье есть три базы: это а/л "Таймази" (Таганрогский радиотехнический университет ), АУСБ "Дигория" (осетинский вариант названия АУСБ "Комы-Арт"), и так называемая Ростсельмашевская "Дигория" (в свое время очень крупный альпинисткий центр, принадлежал ПО "Ростсельмаш" г. Ростов-на-Дону). Для альпинистов интересны первые две базы. Ростсельмашевская Дигория как альпинистский центр давно уже не функционирует, ориентированна на "матрасников" и находиться в очень плачевном состоянии. А/л "Таймази" внешне выглядит не слишком "презентабельно", функционирует в основном как "студенческий" лагерь, и принимает любую "экстремальную" тусовку. Живет стараниями "Бизона" (руководитель лагеря Цымбал А.Д.) С альпинисткой точки зрения наиболее активна АУСБ "Дигория", ежегодно в альплагере работает школа инструкторов, руководит которой Ахтырченко Г.В. Условия для проживания вполне приемлемые, возможен "полный пансион" (кормят вполне прилично с ориентацией на местную кухню).

В "сети" информация о районе довольно скудная. Альплагеря представлены сайтом http://digoria.mountain.ru/, АУСБ "Дигория" соответственно. Есть еще неофициальный сайт о "Дигории" Алексея Виноградского из Харькова http://dygoria.narod.ru/. Все они содержат общую информацию о районе и много "воды" типа "личных впечатлений", обновляются не часто. Описания маршрутов представлены книгой А.Ф. Наумова, тридцатилетней давности. Ссылок на маршруты, пройденные в конце 80-х в начале 90-х, нет вообще. (Камень в огород тех кто "живет" этим районом).

В общем, с точки зрения того, кто собрался в район первый раз место довольно "мутное" Для ростовчан, конечно, этот район "родной", большая часть ростовских инструкторов начинало свою карьеру в Дигории, но как опыт показывает наличие полноценных описаний необходимо даже старым коням иначе, потом группа "пашет" не там где хотелось бы. Когда в конце зимы обсуждались варианты места проведения майской альпиниады УСЦ "Планета" г. Ростова-на-Дону, особенно ни кто и не возражал против выезда в любимое всеми ущелье. Тем более что сборы были ориентированны на новичков и "значков". Наша команда быстренько наметила себе основную цель, это маршрут Погорелова А.Г. на Г. Галдор по ЮВ стене 5Б к.т. Кстати, он ни на одном из вышеперечисленных сайтов не указан. Народу собралось на два автобуса, около 90 человек. Все было основательно и спокойно, по сравнению с прошлогодней поездкой. Тогда я мотался в Дигорию на своей "99", и поездка проходила в режиме "нон-стоп" из-за жуткого лимита времени. Правда эта основательность не уберегла нас от эксцессов подготовленных горами и просчетами в организации сборов.

Выехали 29 апреля вечером, когда утром два "полутороэтажника" MAN и Neoplan, въехали по убитой дороге в ущелье у водил округлились глаза от ужаса, потом они начали в слух материться, а после того как мы проехали весеннюю лавину, перегородившую дорогу, они только тихо шипели, подстать перегруженным пневмоцилиндрам подвески своих автобусов. Я так думаю слово "Дигория", будут помнить их дети, их внуки, и внуки внуков. На сложных местах народ вываливал из автобуса, начинал весело засыпать глубокие лужи камнями и песком. Дело кончилось тем, что мы выгрузились под дождем в районе села Мацута. Правда, через полчаса появился разбитый "газон" принадлежащий, а/л "Дигория" в который закинули вещи, а народ, не потерявший бодрости духа, весело пошлепал налегке.

Мне всегда было интересно наблюдать за людьми, которые первый раз попадают в горы. Реакцию очень сложно предсказать, зачастую новички ведут себя совершенно не адекватно твоему первому впечатлению, особенно если присутствуют внешние экстремальные факторы. В этот раз запомнилась девочка Леночка, милое существо, внешне, довольно чуждое всему происходящему, в насквозь промокшем свитере и болоневой ветровке весело прыгала по лужам, хотя лично я в поларе и гортексе чувствовал себя не очень уютно.

В конце концов, мы добрались до АУСБ "Дигория" в несколько подмоченном виде, где нас радушно встретили. После некоторой кутерьмы наша команда "отхватила" себе милый домишко с небольшим, но хорошо работающим камином. А после того как мы побывали у семьи Вьюхиных (к стати Вьюхиным надо бы посвятить отдельную статью, но это в следующий раз) и продегустировали последнюю партию их смородинового вина, да еще взяли с собой на вечер, жизнь стала приятной во всех отношениях. Вечер дня приезда прошел за настройкой новых радиостанций, обсуждением перспектив на погоду, снежной обстановки, согласованием окончательных планов и т.д. Все это приятно сопровождалось потягиванием густого смородинового и потрескиванием дров в камине.

Для информации: от Ростова-на-Дону до а/л "Дигория" около 700 км., в этот раз мы добирались почти 18 часов, в прошлом году на "девяносто девятой" мне удалось добраться за 8,5 часов. Очень много зависит от состояния дороги в ущелье. Все кто в этом году ехал на своих машинах, столкнулись с большими сложностями. Следующее утро прошло в кутерьме сборов, заполнение маршрутных листов, выпуск у начспаса, отбор продуктов, снаряги ну и т.п. Выбрались из лагеря около 12, в тот же день планировали выйти на Галдорские ночевки, но большое количество раскисшего снега и рюкзаки, забитые продуктами на 7-мь дней (я как ответственный за продукты не ограничивал потребности своей команды), вынудили остановиться нас в цирке п. Боткина. Место ночевки с точки зрения лавиноопастности было не слишком удачным, но свежие следы лавин показывали, что кулуары-снегосборники на верху пустые, а свежего снега в последние два дня не было. Ночь прошла спокойно, и была наиболее теплой за все последующие дни.

До ночевок мы добрались 2-го мая. Встали на гребне, отходящем от пика Боткина, так как цирк Голдора в котором обычно стоят летом, был засыпан снегом в неприлично большом объеме, да и на самом гребне висели "недетские" карнизы, готовые вот-вот обвалиться. С ночевок на юг открывался прекрасный вид на ГКХ , вплоть до Караугома, а с севера а над цирком возвышалась башня Главного Галдора, которую нам предстояло пройти. В наших планах было сходить 2А на Малый Галдор по З. гребню, 3А на Средний Галдор по В. гребню, 4Б на Главный Галдор по З. Гребню и основное - 5Б на Главный Галдор по ЮВ. стене. В тот же день мы протоптали следы до верхней части кулуара выходящего на перемычку м-ду Средним и Малым Галдором.

3-го, на рассвете, это около 5-ти утра, мы вышли на 2-ку и 3-ку, погода способствовала, и мы спокойно сходили на эти горы. Небольшая заминка возникла на Среднем Галдоре, маршрут был очень сильно засыпан снегом и полторы веревки, которые летом ходятся за полчаса мы мусолили 2,5 часа. С перемычки спустились около 2-х дня, ребята остались обрабатывать 5-ку, а я и Сергей спустились к палаткам готовить супчик, ибо супчик после двух гор первейшее дело.

4-го мы вышли на 5-ку чтобы пройти башню Галдора (лично у меня это название вызывает стойкую ассоциацию с "Lord of Rings"). Лидировал Миша Маковкин, башня была в основном чистая, лишь в отдельных местах встречались наледи и снежные надувы в виде игл. Поэтому он пролез всю башню в скальниках. Вторым шел Стас, потом Саша Моисеев, который контролировал процесс и направлял Мишу. Коля Васютин шел четверым. Я шел последним и собирал снарягу и, сыпавшийся сверху, ледово-снежный мусор.

Утро было замечательным, активно светило солнышко, и на стене было приятно. Но после 12-ти ущелье стало заполняться всякой серой гадостью, и где-то на восьмой веревки она нас окончательно догнала. Посыпался мелкий снег, который перерос потом в серьезную снежную круговерть. Было относительно тепло около нуля, но сильный ветер это исправил, и согреться можно было только во время движения по перилам. На четвертой и восьмой веревки мне пришлось заложить очень не приятные маятники, которые в сочетании с тяжелым рюкзаком и коломенскими веревками в качестве перил, влили мне в кровь изрядную порцию адреналина. Коломенские веревки "полное д…" (очень плохие), оплетка на двух совершенно новых веревках перетерлась сразу в нескольких местах.

К моменту выхода на гребень "задница" села окончательно, мы были похожи на снеговиков, веревки обледенели, жумар для ноги стал активно проскальзывать (после приезда я быстренько побежал в магазин и купил себе второй Petzl), в общем, полный комплект факторов межсезонья. На гребень вышли около 6-ти вечера. Гребень представлял собой набор, снежных надувов, карнизов и обледеневших плит. Вперед вышел Саша, потому как единственные "кошки" были у него. Гребень шли долго почти два часа, местами переползая скользкие плиты на пузе. Вершинный жандарм мы проигнорировали, ибо копаться в двухметровом снежном надуве в поисках тура с запиской времени не было. Нужно было до темноты найти место спуска. Нам это удалось, первую спусковую петлю нашли еще засветло, вторую отыскали уже в темноте. На этом наше везение закончилось. "Спусковая" 4А была в жутком состоянии вся завалена снегом, найти на ней в темноте спусковые петли было не реально, начали делать свои станции. На это стало уходить уйма времени, так как ночью при тусклом свете "тикки" найти место для станции очень сложно. Пришлось молотить крючья, куда попало, это привело к тому что, они быстро кончились. К часу ночи нам удалось пройти только четыре дюльфера, и мы вышли на большой снежный склон. Все радостно вздохнули, предвкушая дальнейший простой пеший спуск.

Но не тут то было, после одной веревки копания в снегу, Саша скрылся за скальным перегибом, минут двадцать веревка безмолвно уходила в темноту, после чего снизу донеслись вопли, требовавшие молоток и крючья. Это повергло нас в недоумение, так как все крючья и молоток были у него. Еще минут через двадцать Саша вылез наверх, и сообщил что внизу "полная ж…" (все плохо), скальные бараньи лбы, занесенные снегом, и даже крючья забить некуда. Мы сидели в плотном тумане, через который не светила даже луна. Решили подняться назад под стену, натопить воды и перекусить, так как за весь день никто ничего не ел. Тем временем туман может, сползти, и будет видно, что делать дальше. Наши ожидания не оправдались. Мы так и провели остаток ночи на полке. Я постоянно топил снег и раздавал кипяток ребятам, из продуктов успехом пользовался только шоколад, хотя я с удовольствием приточил большой кусок сырокопченой колбасы. Было холодно, через каждые полчаса приходилось вскакивать и изображать из себя энергичных физкультурников. Активно обсуждалась наиболее теплосберегающая поза.

Наибольшим успехом пользовалась полураковая позиция с тесно прижатыми коленями и локтями к груди. В качестве альтернативы использовалась а) простое сидение на веревке с поставленной между коленями газовой горелкой (это я) и б) лежание навзничь на правом боку, на рюкзаке (применял Стас, закончилось правосторонним воспалением легких). Со стены время от времени сдувало снег, который засыпал нас. В общем переночевали мы не важнецки. Под утро Моисеев начал орать "Звезда в иллюминаторе", большая часть народа подхватила. Орали так, что Серега на ночевках, который тщетно ждал нас с постоянно включенной рацией, понял что, этим жеребцам наверху ничего не сделается, и залег спать. Дождавшись рассвета, мы поднялись на веревку вверх, и после двух дюльферов вышли на "пешеходный" склон, по которому на пятой точке, гоня перед собой небольшие лавины, съехали до середины кулуара. Где нас уже ждал Сергей. После чего со спокойной совестью отрапортовали по рации о совершенном восхождении и свалили вниз на ночевки.

После супчика, в котором стояла ложка, небольшого количества "Кизлярки", и короткого сна, общем голосованием решили - 4Б "на фиг". День подхода на перевал "по развилку" в снегу, а потом день копания на засыпанном гребне никого не вдохновляли. Спуск в лагерь наметили на утро и отвалились спать. К вечеру народ оклемался, погода стояла отличная. Ужин прошел при включенном "телевизоре" (открытый вход палатки) по которому показывали вид на ГКХ, как ни странно картинка не надоедала. После ужина все устроились возле раций, послушать очередную развлекательную передачу под названием "сеанс связи". По всему ущелью расползлись группы новичков, значкистов, и любителей гор. Командиры отрядов, руководители групп переругивались с начспасом и при этом выдавали такие перлы, что я очень пожалел, об отсутствии диктофона.

6-го мы отвалили в низ. Как всегда на спуске светило солнце. Но нам удалось проскочить снег с утра, когда он еще был подмерзший. Зато мы окончательно сгорели. Надо признать, что все "опытные" альпинисты нашей группы, сделали одну глупость, никто из нас не взял солнцезащитный крем, все понадеялись на ближнего своего, за что и поплатились. За пять дней пребывания в снегах наши физиономии обгорели, чуть ли не до костей. Как мы мечтали о том, что хотя бы одна группа новичков добралась до Галдорских ночевок. Увы, людей мы увидели только в день спуска и то через гребень от себя.

Мы довольно быстро добежали до коша, на поляне перед которым увидели группу "ветеранов". Дело в том, что вместе с новичками и значками в сборах участвовала группа бодреньких старичков от альпинизма, которые активно перемещались по всему ущелью. Мы издали помахали им рукой, но походить не стали, так как путь к палаткам преграждал глубокий овраг, который перелазить желания не было. После пяти дней рюкзаки, как ни странно легче не стали, а у меня даже потяжелел. Пришлось забрать у Стаса палатку, потому что он начал заболевать и на остановках норовил обнять камень покрупнее. Возле большого водопада мы притормозили и приняли традиционное "омовение". Лично я задержался под основным потоком не более 2-х секунд, и то сильно оттопырив задницу. Хотя Саша и утверждал что вода теплая, и искупаться было очень приятно, лично я заявляю: эффект от купания сногсшибательный и удовольствие от него минимальное. Наибольшее удовлетворение производит процесс вылета из водопада. Лагерь встретил нас тишиной и спокойствием. Еще бы весь люд тусовался вдоль Суганского хребта в поисках пика Урыймаговой, который то ли удачно замаскировался, то ли менял место положения в зависимости от скорости ветра и атмосферного давления.

Последующие дни вплоть до отъезда мы впали в аморфное состояние. Время прошло в посиделках на веранде вьюхинского домика (естественно за их чаем и их смородиновым как вареньем, так и вином). В разговорах о перспективах ущелья, влиянием гор на развитие цивилизации, всевозможных, необъяснимых эффектах и прочее и прочее. В общем, обычные разговоры, которые ведутся после восхождения, где-нибудь в уютном месте с обязательным видом на снежные вершины. Кроме этого в развлекательную программу входило: Гуляния вокруг "Кубуса", в поисках нарзана. Посвящение новичков в "значки", которые нашли таки пик Урыймаговой (каждая группа свой). Интересное наблюдение, почему то, каждый новоиспеченный горный орел считает, что зеленая печать на его лбу с надписью "годен" это выше его достоинства. Обычно это кончается тем, что его всего измазывают зеленкой (опыт то у нас большой), например одному из них печать поставили на ягодицу (голую). То ли дело девочки, очень мило и спокойно подставляют лобик, а потом гордо позируют перед фотокамерой.

Кроме всего прочего был банкет в стиле 70-х, с некоторыми вариациями на тему местных традиций, с обязательными вручениями грамот и вымпелов и чествованиями ветеранов. Я, Коля и Миша не дожидаясь окончания праздника, свалили в домик группы значкистов, девочки которой обещали накормить нас жаренной картошкой. Картошка, как ни странно была.

Еще к интересным событиям можно отнести несколько полетов на параплане Юры. Он прыгал со "скамейки" - это обзорное место на гребне массива Лабоды, который нависает над лагерем. Эти полеты очень сильно возбудили Цымбала. Юру тут же записали в лучшие друзья а/л "Таймази" и увезли показывать другие "прыжковые" места.

Отъезд запомнился полуторачасовой лекцией Мерецкого Эрнеста Львовича, бывшего директора Ростсельмашевской Дигории, об истории освоения ущелья. Оказалось что, местные жители обязаны Ростсельмашу многим от новой школы в Мацуте, до автобусных остановок вдоль всего ущелья. А еще в Чиколе было соревнование по скоростному поеданию горячих осетинских пирогов. Слава богу, что под рукой было холодное осетинское пиво. Вот и все личные впечатления.

Материалы по 5Б на Г. Галдор по ЮВ стене (мар. Погорелова А.Г.)


Панорама ГКХ, с гребня пика Боткина

Схема UIAA

Фото с ниткой маршрута

Снаряжение - 4 веревки на 5 человек, набор закладок, набор френд, два десятка крючьев. Кошки одна пара, пригодились на гребне. Летом маршрут чисто скальный, хотя кошки могут понадобиться в кулуаре на подходе и спуске. Лазание макс V+, ИТО - А1. Спусковая 4-ка оборудована петлями, но если много снега их можно и не найти.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100