Сборник описаний маршрутов Азербайджана составил: Мамедов Эльчин , г. Баку

Карта района

Азербайджан - краткая информация
Классификационная таблица маршрутов на горные вершины Азербайджана с описаниями

Маршруты на вершины Кызылкая, Ерыдаг-Ярудаг, Малкамуд (Восточный Кавказ)

1. Безымянная вершина 3763м в Северо-Западном массиве горы Кызылкая, Восточный Кавказ, по Южному кулуару (Гейдар Зирвеси). Скальный, 1Б ск к/сл

Руководитель: Мурсагулов С.Р. 10 мая 1998г

Кызыл-кая с севера
Кулуар

Краткое описание маршрута

От селения Лаза вдоль реки Кусарчай,по хорошой тропе, до верхнего коша в Северной части Кызылкаинского массива, 6-7 часов (Базовый лагерь). От верхнего коша до перевала ложный Кызылкаинский по травянисто-осыпному гребню 2-3 часа. С перевала ложный Кызылкаинский траверсом по осыпям вдоль стен до начала кулуара в Северо-Восточной части массива Кызылкая.

В нижней части кулуара перейти речку и далее двигаться вверх придерживаясь центральной части, крутизна 20-30 град., выход на плато массива Кызылкаи, 1-1,2 часа. Пересечь плато, в верхней части влево вверх выйти на неярко выраженный гребень, 45-55 минут. Далее по гребню выход на вершину, 25-30 минут. На вершине установлен барельеф в честь 75-летия Президента Азербайджанской Республики Г.А.Алиева

Спуск по пути под’ема

1.Характер маршрута - скальный
2.Восточный Кавказ,ущелье рек Шахнабат,Кусарчай Вершина 3763м по Южному кулуару Северо-Восточной части массива Кызылкаи
3.Предпологается 1Б к/сл cк.,первовосхождение
4.Перепад - 800 м Протяженность учаска 1-2-й к/сл - 250 м Средняя крутизна основной части маршрута - 25 град.
5.Ходовых часов - 8 часов
6.Руководитель - Мурсагулов С.Р.
7.Выход-вершина-возвращение - 10 мая 1998 г.
8.Организация - Федерация Альпинизма, Республиканский альпклуб, Министерство Молодежи и Спорта Азербайджана

2. Кызылкая Западная (Ататюрк), 3675 м, по Южному кулуару. Скальный,1Б к/сл

Руководитель Гамидов Н.С. 01.09.93

Фото см. в предыдущем описании

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 5 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад до большого коша слева от тропы возле небольшой речки впадающей в Шахнабадчай. Отсюда в сторону хорошо видимого большого колодца в стене Кызылкаи. Не доходя 300 м от основания колодца справа, по ходу движения, от речки с крутыми белыми берегами вытекающей из колодца,в стене Кызылкаи, на травянистой поляне возле родника удобные ночевки.

С ночевок идти в направлении самого близкого к стене Кызылкаи провала в травянисто-осыпном хребте справа от Кызылкаи (перевал Кызылкая Западная). С перевала вниз, далее наверх в сторону хорошо видимого большого осыпного кулуара. Основание кулуара начало маршрута. С ночевок до начала маршрута 2-2,5 часа.

По осыпному кулуару крутизной около 30° вверх около 1000 м. Выход в цирк. Далее по сильно разрушенным скалам крутизной около 45° 2-й к/сл 40 метров вверх, выход на вершинное плато. По плато (слева по ходу движения вершина) крутизна около 10° до вершины 250 метров.

Спуск по пути под'ема.

2.Восточный Кавказ,ущелье рек Шахнабад,Кусарчай
3.Кызылкая Западная (Ататюрк)по Южному кулуару
4.Предполагается 1Б к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 575 м, протяженность - 1290 м Средняя крутизна основной части маршрута - 30 градусов
6.Ходовых часов - 4 часа
7.Руководитель - Гамидов Нияз Сабирович Участники - Бондарев Александр Евгеньевич - Асадова Земфира Исмаил кызы
8.Выход - вершина - возвращение - 01 сентября 1993 г.
9.Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб

3. Кызылкая Западная (Ататюрк), 3675 м, по Cеверному гребню. Скальный, 4А к/сл

Руководитель Мамедов Э.С. 01.09.93

Схема UIAA

Кызыл-кая с севера с ниткой маршрутаКраткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 5 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад до большого коша слева от тропы возле небольшой речки впадающей в Шахнабадчай. Отсюда в сторону хорошо видимого большого колодца в стене Кызылкаи. Не доходя 300 м от основания колодца справа, по ходу движения, от речки с крутыми белыми берегами вытекающей из колодца, в стене Кызылкаи, на травянистой поляне возле родника удобные ночевки. Подход под маршрут вдоль русла ручья с крутыми белыми берегами.

МаршрутНачало маршрута - стенка 1-2 к.тр. Затем входим в кулуар (камнеопасно). Выход вправо по полке на небольшое плечо. Далее вверх по небольшим стенкам выход под широкую рыжую стену, от нее по камину выход на гребень, скалы 2-3 к.тр. Придерживаясь левой, по ходу стороны гребня поднятся 3 веревки по стене. Скалы 4-й к.тр. В середине этого участка на крюке висит контрольный тур. Мало точек для страховки. Дальнейший путь - по гребню, иногда переходя на правую сторону. Местами трудное лазанье. Камнеопасно. Скалы 3-4 к.тр.,крутизна 50-85 градусов. Далее выход на вершину жандарма, с него влево вниз, около 20 метров, в небольшой провал, в направлении большого колодца стены Кызылкаи. Далее по удобной полке вверх подход под камин крутизной 90° ,4-й к.тр. После прохождения камина по полкам огибающим сверху осыпной кулуар, спускающийся в большой колодец, подход под небольшую стенку (5 м,4-й к.тр.). По стенке выход на скальный остров. Со скального острова по каменному мосту переход на плато Кызылкаи. Далее придерживаясь правой кромки, по ходу движения, выход на вершину. Маршрут проходится за 7-9 часов.

Спуск по Южному кулуару (маршрут 1Б к/сл).

2.Восточный Кавказ,ущелье рек Шахнабад,Кусарчай
3.Кызылкая Западная (Ататюрк) по Северному гребню
4.Предполагается 4А ск к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 825 м, протяженность - 1195 м Протяженность участков 4 к/сл - 240 м Средняя крутизна основной части маршрута - 65 градусов
6.Ходовых часов - 7-9 часов
7.Руководитель - Мамедов Эльчин Солтан оглу Участники - Асадов Якуб Алиага оглу
8.Выход - вершина - возвращение - 01 сентября 1993 г.
9.Организация - Азербайджанский республиканский альпинисткий клуб

4. Малкамуд, 3879 м, с перевала Малкамуд. Скальный,1Б к/сл.

Руководителъ Наджафов А.Ю. 11.08.2001

Подходы

Сел. Фильфили (Огузского района) выдвинуто словно форпост к ГКХ в районе Чахычайской подковы. Хороший подъезд по дороге с юга через сел.Хачмаз.

Сел. Фильфили расположено на правом (здесь и далее в описании – орографически) берегу реки Калачай. Дорога идет по левому берегу, бетонный мост снесен селем. Местные жители пользуются автомобильным бродом, который преодолим только для грузовиков. Частные легковые машины можно оставить на площадке на левом берегу реки.

Карта районаСел. Фильфили утопает в яблоневых садах. В селении около 50 домов, имеются сельсовет, школа, магазин, на въезде в село расположена погранзастава.

Дорога по правому берегу реки через 2 км приводит на наклонную широкую поляну. Здесь удобно поставить базовый лагерь. Вода – в искусственно сделанном роднике, питающемся водой из водопроводной трубы, снабжающей селение. Через 0,5 км выше дорога переходит в скотоперегонную тропу (СПТ), ведущую вверх по правому берегу реки, которая через 1,5 км приводит к броду. Впереди – скальные прижимы. Брод через р.Калачай в летние месяцы несложный, глубина воды – около 70 см, течение сильное, дно – крупнокаменистое. Для переправы рекомендуется пользоваться шестом или переправляться «стенкой». В половодье переправа может представлять трудность. Тропа продолжается по левому берегу. На северо-востоке словно скальный замок, выросший из живописных лесных склонов, поднимается гора Кайтдаг (2458 м).

Через 2 км тропа выводит на удобное место для бивака – зеленые террасы под лесистыми склонами, рядом – прозрачный холодный родник. Еще через 1,5 км – прижим, по разрушенным скалам и лесу тропа уходит вправо-вверх в ущелье р.Челагир-чай. Наш маршрут – влево по реке Калачай. В месте слияния рек Калачай и Челагир-чай – брод, напоминающий предыдущий. Продолжаем двигаться по невысокой террасе левого берега. Через 2 км выходим к слиянию рек Калачай и Уракчай. Тропа идет по террасе левого берега р.Уракчай. На правом берегу, на высокой террасе – кош. Двигаться однако удобнее не по тропе, а по руслу реки. Русло – каменистое, средние и крупные подвижные камни. Переправа по камням на правый берег р.Уракчай не представляет трудности, требуя лишь координации движений. Через 2,5 – 3 км на высокой древней зеленой террасе – кош. Жители – традиционно гостеприимны. Тропа от коша поднимается на зеленый увал и, перевалив его, траверсом уходит вниз.Примерно через 0,5 км на северном склоне увала видны остатки древнего строения, выложенного из больших камней. Развалины густо поросли борщевиком и лопухами. По рассказам пастухов – это остатки сторожевой башни, а ниже коша – на склоне распложено древнее кладбище.

Далее продолжаем движение по тропе по руслу реки (правый приток р.Уракчай). Тропа иногда теряется, через 1,5 км – приток слева, движемся по основному руслу.еще через 0,5 км у водопада справа сворачиваем налево. Через скальный завал выходим на русло реки. Впереди, примерно в 0,5 км - начало зеленой террасы с характерным зеленым гребнем-плечом.

Ущелье у слияния истоков р.Уракчай у коша – очень узкое, иногда – до 20 м, крутые до 35° склоны покрыты травой со сланцевыми залысинами. В снежное время путь представляется весьма лавиноопасным. Прямо впереди взору открывается исключительно красивый вид на вершину 3695 м, замыкающую ущелье. ет более детального изучения. Бивак – на зеленой террасе под зеленым плечом в окружении гиганстских борщевиков. Вода – в левом притоке.

Восхождение

Подъем по зеленому плечу-гребню, разделяющему правый и левый притоки с набитой турьей тропой наверху подходит к сланцевым гребням, разделенным кулуарами. Подъем по сланцевому гребню лазанием технически несложен, временами преодолевая разрушенные скальные ступени до 2,5 м высотой, крутизной до 60° (2-3 к/тр). Двигаемся по гребню придерживаясь левого притока. Путь по кулуару временами кажется более простым, однако там постоянно существует опасность камнепада.

Сланцевый гребень выводит на бастион рыжих скал, слева обход по крупной и средней осыпи вправо, выводит на удобную травянистую площадку. Снизу-слева слышен шум воды. Там, в 50 метрах – водопад высотой более 40м. Место удобно для бивака. От базового лагеря – примерно 90 минут.

Далее продолжаем подъем по подвижной средней и мелкой осыпи на гребень опять вдоль правого притока. Выход на разрушенный скальный, иногда сланцевый со щетками гребень. Ручей слева исчезает под осыпью. Крутизна разрушенных стенок на гребне – до 60° , стараясь обойти их, зачастую теряем силы и время на подвижных осыпях. Камнепадоопасность остается, хотя гребень наиболее безопасное место.

Двигаемся придерживаясь гребня до тех пор, пока он не теряется в подвижной крутой осыпи. Вправо открывается пологая широкая седловина перевала Малкамуд (3382м) 1Б к/тр. Впереди за последним осыпным взлетом - гребень ГКХ. От зеленой площадки – 90 минут. Гребень ГКХ широкий, осыпной , иногда разрушенные скалы рыжего цвета, изредка встречаются черные сланцевые щетки. По гребню идет набитая турья тропа. Траверс ГКХ на запад – технически не труден.

Склоны сев. Экспозиции более пологие, южная часть переходит в крутые, до 60° , стенки сланцев и конгломератов (сцементированных осыпных склонов).

Снежники на северных склонах невелики, сохранились лишь в затененных местах гребня. Через 40 минут движения по гребню, выходим на обширное плато. Справа четко виден тригопункт на вершине Малкамуд 3879,6 м, слева – склон г.3695. Вост. Склоны горы Малкамуд более крутые, до 40° , представляют скально-осыпную стенку. Обходим по подвижной осыпи слева и выходим на гребень г. Малкамуд.Еще сотня метров по гребню приводит к тригопункту и туру на вершине. Снимаем записку предыдущих восходителей. От плато – 30-35 минут.

Вершина г.Малкамуд – осыпная площадка размером около 5м2. Чуть ниже на южной стороне под вершиной выложена из камней защитная стенка. В случае непогоды здесь возможен бивак, хотя предпочтительнее останавливася на пологой части ГКХ или на плато.

С вершины открывается вид на величественные вершины Восточного Кавказа. На СВ ГКХ – вершины Чахычайской подковы. Видны в.Чарындаг (4079 м), в.Рагдан (4020 м), далее - массив г.Базардюзю (4466 м). На СВ виден массив гг. Шахдаг (4243м) и Ярудаг, отдельно стоящий Шалбуздаг и далее – Гетнкиль. На севере в дымке – вершины Самурского хребта, понижение ГКХ к западу и далеко на западе – массив г.Гутон.

Спуск по пути подъема занимает около 2,5 – 3 часов.

1.Характер маршрута - скально-осыпной
2.Восточный Кавказ,верховье рек Уракчай исток Калачай
3.Малкамуд с перевала Малкамуд
4.Предполагается 1Б ск к/сл - первопрохождение
5.Перепад - 1200 м, протяженность - 3500 м Протяженность участков 2 к/сл - 80 м Протяженность участков 3 к/сл - 20 м Средняя крутизна основной части маршрута - 27,5 градусов
6.Ходовых часов - 6 часов
7.Руководитель - Наджафов Александр Юрьевич Участники - Рамазанов Тарлан Муслим оглу
8.Выход - вершина - возвращение - 11 августа 2001 г.
9.Организация - Горный Спортивный Клуб

5. Траверс с перевала Куруш на вершины Ерыдаг-Ярудаг, 2Aз к/сл

Руководитель А. Носов, 79

Краткое описание маршрута

От селения Кузун по грунтовой дороге до селения Лаза (около 5 км). Из селения Лаза, по хорошей тропе на левой стороне реки Кусарчай, далее вдоль реки Шахнабад дойти до урочища Шахяйлаг. По мосту переправится через реку Шахнабад. До моста от селения Кузун 9-12 часов. Далее двигатся вверх по течению по правой стороне реки Шахнабад по ходу движения). Дойти до места слияния двух речек на широких травянистых полянах (урочище Ятухдере) от моста 2 часа. Далее по правой, по ходу, стороне речки спадающей с перевала Куруш двигатся вверх. Перейдя на другую сторону речки и двигаясь вверх выйти на низшую точку между массивами Базардюзю и Ярудаг (дополнительный ориентир чёрные сланцевые скалы). От места слияния речек до перевала Куруш (Каранлыг) 30-40 минут.

С перевала Куруш далее приспустится 500-600 м, далее свернуть вправо в направлении глубокого провала в правой части Южной стены г.Сельды. По осыпным склонам к провалу. Вдоль ручья провала (II,50м,45° ), затем по его широкой осыпи выйти на плато. Пересекая плато налево, двигаться к осыпному кулуару, отделяющему г.3900 от верхнего южного скального пояса г.Ерыдаг. По кулуару (I-II,300м,35° ) на вершину г.3900. От перевала Куруш 3-4 часа. Контрольный тур. Здесь свернуть направо и двигаться по широкому пологому осыпному гребню до г.Ярудаг. От г.3900 2 часа.

Спускаться на юго-запад в большой кулуар между башнями второго скального пояса г.Ерыдаг и далее по осыпям до перевала Куруш. От г.Ярудаг 2 часа.