Читайте на Mountaim.RU:

Ерыдаг:
Чемпионат России. Впечатления Красноярской команды
Чемпионат России 2002 - список маршрутов и рейтингов
Сведения о прохождениях маршрутов на Ерыдаге
Последний маршрут Сергея Воронина
Маршут по левой части СЗ стены "По серпу", 6А
Маршрут по центру СЗ стены, 5Б

Автор: Олег Педенко, Ангарск

Гонки по вертикали в скальных тапках
Хроника двух восхождений команды Ангарчан на Ерыдаг

Наша команда, состоящая из четырёх человек: Сергей Косотуров, Олег Педенко, Денис Веретенин и Макс Кривошеев, второй раз заявилась на очный чемпионат России по альпинизму в скальном классе. Очный класс, считается самым престижным, здесь всё в живую, соревнуются команды, а не отчёты, как в заочном. В прошлом году на аналогичном чемпионате в Ергаках, мы заняли четвёртое место (не хватило соревновательного опыта), теперь рассчитывали только на призовое.

Стена Ерыдага - вид из базового лагеря

В Аэропорту Махачкалы нас встретили Толик и Камиль, из МЧС Дагестана, и доставили на свою базу, где разместили на ночлег. Затем Камиль повёз нас по магазинам и рынкам затариваться продуктами, рассказывая по дороге про местные обычаи и традиции. Вечером, после купания в Каспии, мы посетили уютное кафе, где отведали национальной кухни: шашлыки из баранины (пистолеты) и местное вино. С утра мы уже неслись на уазике в п. Куруш, в который прибыли ближе к вечеру, а от него до базового лагеря всего минут 20. Первые три дня погода куксилась, вокруг сплошной занавес белой пелены, стены Ерыдага не видно, лишь изредка выползает из тумана его вершина. Дождь идёт с переменным успехом и кажется, что солнца здесь не бывает вообще. Пока в лагере делать нечего, остаётся только пить коньяк с Кырами и Ёбургом и встречать подъезжающие команды. Жители посёлка Куруш, проходя мимо палаток, так и норовят стащить, что плохо лежит (у Питера украли рюкзак с вещами), поэтому нас охраняют местные милиционеры.

Наступило 1-е июля, и весь лагерь сразу оживился. Чемпионат начался.

По правилам надо совершить два восхождения за 12 дней, и по набранной сумме баллов определяются победители. Самое главное при этом – занять маршрут с высоким рейтингом, а для этого надо хорошо отжеребиться.

Прошла жеребьёвка, и нам выпало только седьмыми выбирать маршрут. С высокими рейтингами все разобрали, и нам достался “Родошкевич” – с рейтингом 3,4 (с таким за первое место уже не поборешься) - сплошные горизонтальные траверсы, которые отнимают уйму времени и сил.

Кабан в лагере под горой

Питерцы выбрали маршрут Воронина - 4,5 (самый сложный в районе), но он оказался им не по зубам. На второй верёвке сорвался их лидер и сломал голеностоп, Москвичи, заявившись на Ефимова – 3,9; пролезли метров двести и сдулись. Переночевав, вися в пенделях, утром свалили вниз.

Напротив нас лезли дагестанцы, на наших глазах их лазун, сорвавшись, пролетел метров 15 и вырвав пару точек, повис на верёвке (сломал ключицу).

Саратовцу на ночёвке, камень, прошив палатку, попал прямо в лицо.

Казалось, гора превратилась в непреступную крепость, и командам бросившим ей вызов надо взламывать её оборону. В нашей команде, "крепость" первым выбрала Дядю. Когда камень угодил ему в плечо - Серёга упал на полку как подкошенный и не шевелился больше минуты, я думал, что будем спускаться вниз, но слава нашему богу Говинде, всё обошлось. Дядя отделался большим синяком на правой лопатке. Первая ночёвка была на полке шириной не больше 40 см. Здесь мы сделали горизонтальные перила на двух шлямбурах и к ним пристраховали все вещи чтоб они не слетели вниз.

Ночёвка на стене под тентом - первая ночёвка на мар. Родошкевича

Мы сидели на баулах, прижимаясь плечами, друг к другу, и укрывшись сверху тентом от палатки (одеяло мы не брали), готовили есть. В таких условиях все оказываются при деле: один держит горелку в руках, второй - котёл, третий – тент, четвёртый нарезает сало с колбасой. Было относительно тепло пока ночью не пошёл дождь, с сильными порывами ветра. Наше укрытие порвало в нескольких местах и туда заливал дождь. Приходилось согреваться спиртом, чтобы впасть в анабиоз (сном это просто не назовёшь). Казалось к утру от нашего тента останутся одни лоскутки.

Часам к семи распогодилось и мы снова начали продвигаться вверх. В 12 вылезло солнце и все повеселели. За два дня мы пролезли метров 700, хотелось отдохнуть на нормальной полки, восстановить силы, но вторая ночёвка была словно брат-близнец первой. На третий день, сказывалась усталость, от бессонных ночей. Запасы воды (25 литров взятые снизу) на солнцепёке таяли на глазах и к середине дня иссякли. Вечером вылезли на огромную осыпную полку с хорошими ночевками и водой (снегом). Отсюда до вершины всего 4-е верёвки. Здесь Макс сменил Дядю и до темна успел провесить три из них. Казалось до вершины рукой подать, но на утро гора готовила нам самое тяжёлое испытание. Вечером горелка работала не умолкая, я постоянно топил воду из снега. Горло на столько пересохло за день, что не хватило бы даже ведра воды, чтобы напиться.

Волосатый на последней верёвке мар. Родошкевича - проходит на ИТО

Ночёвка была просто отличная - лежачая, под большим карнизом, сплошной оттяг на фоне двух предыдущих. С утра, доев остатки продуктов (мусли и сало), наша четвёрка начала подниматься по перилам. И тут такое началось, просто жуть. Пошёл дождь, перешедший в мокрый снег, и задул ураганный ветер, такой силы, что слов, которые выкрикиваешь, не было слышно в десяти метрах. Верёвку, которую в скальных тапках можно пролезть минут за 30, пришлось проходить на ИТО. Волосатый, вооружившись фифами и большим количеством железа, скрёбся по обледеневшей скале больше двух часов, а мы насквозь мокрые по очереди выходили из укрытия на страховку, где дуло, как в аэродинамической трубе. Казалось, если подпрыгнешь, то ветер подхватит и понесёт тебя, как воздушного змея. В эти минуты борешься не за места и медали, а просто за жизнь. Наконец Денис закрепил перила, и мы один за другим начали подниматься на вершину. На обледенелой верёвке жумары постоянно проскальзывали, и приходилось прикладывать все силы, чтобы не съехать вниз. Когда я поднялся на вершину, то пальцев на руках не чувствовал вообще (в тонких китайских перчатках, они промокли и обледенели), думал кранты. В таких случаях, главное правильно разморозить: не растирать снаружи, а согревать изнутри. Хорошо, что спирт остался. Три глотка “чистого” и чувствуешь приятное жжение на кончиках пальцев.

"Невтерпёж" - у Дениса проблемы с желудком (мар. Родошкевича, чуть выше Большой полки)

Вершины на Ерыдаге, как таковой – нет, это большое снежное плато, по которому мы блуждали в тумане часа четыре (вставать на ночёвку, без палатки, было просто нельзя, в лучшем случае к утру, мы превратились бы в сосульки), прежде чем выйти на зелёнку. Здесь немного отдохнув и собравшись силами, дунули вдоль реки в направлении Куруша. В лагерь добрались уже затемно. Нас ослепили два луча от фонарей, это были Олег Хвостенко и Валера Балезин, поздравили нас с горой.

Приятно когда тебя встречают! Затем ужин в Красноярской “столовой” и ночлег в деревянном кунге – вот где он кайф-то! Так для нас закончился первый этап чемпионата, после которого мы были на пятом месте. Для нас всё решала вторая гора.

Вторым маршрутом, мы заявили Бабицкого с рейтингом 3,6; т. к. Голощапова заняла команда Хвостенко, а Ефимова – Магнитка. За два дня отдыха в лагере, мы восстановили свои силы, а также моральный дух. Погода за это время установилась и мы, сгрузив все баулы на лошадь, отправились под маршрут. На этот раз, лошадь довезла наши кули прямо до места, потому что Серёга сам вёл её под узды, несмотря на оклики погонщика Муссы: “стой, лошадь по скалам не ходит”.

Дядя призадумался - на полке, после 1-ой верёвки (маршрут Бабицкого)

Кабасик жумарит на 8-ой (маршрут Бабицкого)

К полудню подошли Кыры, а за ними подтянулась и Магнитка. Весь день мы лежим и наблюдаем, как Ульяновск и Махачкала лезут по главному бастиону параллельно друг другу, пытаясь выйти на большую полку.… В три утра подъём, завтрак и на штурм крепости. Пока Макс с Волосатым надевают на себя причиндалы, находясь под маршрутом, мы с Дядей сворачиваем залатанный скотчем тент от палатки и собираем оставшееся барахло.

Без особых проблем проходим первые восемь верёвок. Здесь хорошая полка со следами ночёвки, и станция на шлямбурах. Над нами карниз, переходящий в нависание (вот где развлекуха-то для ведущего!), а за ним выход на полку. Гималайский, без устали ломится вверх и через три верёвки, мы догоняем команду Махачкалы и обходим её в начале серпа. Вечереет и пора подумать о ночёвке. Стоим на станции, вместе с Махачкалинцами, под душем воды, насквозь мокрые, и тут на нас начинают сыпать камни. Проходим ещё верёвку, до небольшой полки.

Полка для ночёвки, неудобная, с большим наклоном, здесь временно останавливаемся и выпускаем Дядю вперёд. Мы с Максом, прячемся от града камней летящих из кара, один из которых попадает Гималайскому прямо по заднице, оставив значительный след. Темнеет, Дядя с Волосатым, возвращаются, обработав две верёвки до места, где соединяются маршруты Ефимова и Бабицкого. Выше полки не оказалось, поэтому, устраиваемся на ночёвку здесь.

Гималайский проходит карниз - на 9-ой веревке (маршрут Бабицкого)

Волосатый на перилах - 9-я верёвка маршрута Бабицкого

"Волосатый" - две верёвки до кара (маршрут Бабицкого)

Утром, погода – что надо, Дядя, опять впереди, уверенно лезет вверх. Порода монолитная, но точек для страховки не много. Постепенно градус скалы увеличивается, и скорость передвижения падает. Подходим к книжке, отсюда нелогичный траверс по полке вправо - 80 метров. Отсюда до кара, ещё две неприятные верёвки по мокрым скалам, покрытых слоем глины. Сверху летят камни, которые сопровождают ругательства издаваемые Серёгой. В каре - немного по лучше, порода плохая, но зато вода по маршруту не льёт. Через три верёвки, выходим на большую полку. Здесь удобное место для ночёвки, кругом большие карнизы, под которыми можно спрятаться от дождя. Хотя до вершины осталось всего метров тридцать, мы решаем ночевать здесь. На ужин сегодня: лапша, колбаса, сало и спирт. Перекусив, засыпаем, укрывшись тентом.

Утром вылезаем на вершину и видим, что мы здесь не одни. Параллельно нам, по маршруту Щедрина поднялась тройка из Ульяновска. На небе ни облачка. Вид с вершины, обалденный! Мы фотографируемся и дуем вниз по уже знакомому пути.

На этот раз, нас встречал весь лагерь, выстроившись в линейку. Дядя, даже растерялся и лишился дара речи. Пришлось мне отдуваться, громким приветствием.

В лагере, узнаём о гибели Гены Блинова - не верится …

"Раздача слонов" - награждение в базовом лагере

Вечером возвращаются магнитогорцы, всем лагерем приветствуем победителей.

Два дня, томимся от безделья в ожидании торжественного закрытия чемпионата.

Наконец наступил и этот день. Народу понаехало - куча. На раздачи слонов – всем вручили майки с логотипом Ерыдага, а призёрам медали. Победителям достался огромный кубок и ящик шампанского, который немедленно был распит участниками чемпионата.

Следующие дни – расслабон, море, фрукты, вино и дорога домой.