Автор: Ильдар Марданов, г. Керчь

Майский экстрим на Казбеке

С 30 апреля по 12 мая этого года в Дарьяльском ущелье Грузии прошла международная Казбекиада-2004, собравшая альпинистов и туристов-горников из Грузии, России и Украины. Учитывая труднодоступность района и сложные погодные условия в мае, мероприятие можно смело назвать неординарным в мире кавказских горовосхождений. В дальнейшем рассказе приведены субъективные впечатления одного из украинских восходителей, принимавших участие в штурме Казбека (5033 метра).

Итак, 28 апреля украинские участники – я и мой севастопольский коллега Николай Охримович – присоединились к команде Краснодарской краевой федерации спортивного туризма (руководители Дмитрий Солодкий, известный больше под именем Ибрагим, и Ольга Неподоба), и наша многочисленная банда любителей адреналина ночным поездом убыла во Владикавказ, заполнив рюкзаками добрую половину плацкартного вагона.

В столице Северной Осетии крымско-кубанскую группу встретил Владимир Кореньков – руководитель местной команды альпинистов. Владимир, к слову, в прошлом году спас мне жизнь на Эльбрусе. Проведя ночь на базе республиканского МЧС, утром мы увеличенным владикавказцами составом выехали в Грузию, где в приграничном селении Казбеги встретились с грузинскими коллегами – командой Национальной федерации альпинизма Грузии под руководством Зураба Кучавы. По просьбе Зураба участников казбекиады гостеприимные местные жители разместили на ночь в отдельном доме на окраине села.

На следующий день – 1 мая – интернациональная группа вышла на перевал Саберце. Набор высоты – более 1000 метров. В рюкзаке – снаряжение весом в 45 кг (я специально взвесил его на таможне). У Ибрагима еще на въезде в Грузию вес рюкзака зашкаливал за 50 кг. По мере подъема Ибрагим умудрялся разгружать отстающих участников. Разумеется, снаряжение оседало в его рюкзаке. Так что у тех, кто верит в романтику горных походов, есть возможность пересмотреть свои взгляды. На перевал мы поднялись к вечеру, когда ни у меня, ни у Николая – моего соседа – не было сил выкопать в снегу яму под палатку. Нас “колбасило”, гонимые инстинктом выживания в суровых условиях кавказского межсезонья, мы были похожи на зомби. Аппетит отсутствовал, и кружка чая заменила еду за весь день. Кстати, такой рацион был не редкостью, выручали “колеса”, которыми каждое утро всех кормил доктор Андрей (куча разных витаминов, микроэлементов и аминокислот).

Утро 2 мая выдалось на редкость солнечным. Открылся потрясающий вид на Казбек, и я схватился за фотоаппарат прежде, чем начали сворачивать промежуточный лагерь. Правда, солнечная погода не очень-то радовала: наш дальнейший путь пролегал по лавиноопасному склону. Вчерашний грохот сходивших лавин дал ясно понять, насколько фатальной может стать встреча с ними. Меня по-прежнему “колбасило”. Алексей Быков – спасатель МЧС – помог перетащить мой тяжеленный рюкзак на противоположный край склона. В нервном напряжении мы в любой момент ожидали схода снежных масс, но все обошлось. Подняться за день на метеостанцию (3675 метров) успели только владикавказцы, остальным пришлось окапываться в снегу и устанавливать очередной лагерь под ледником Гергети. В разгар снегокопательных работ мимо лагеря прошли двое альпинистов из Сванетии, не ходившие в горы, по их словам, несколько лет. Они умудрились за день преодолеть путь, на который у нас ушло три дня. Поразительная выносливость.

Ночь не принесла облегчения. Горняшка косила ряды участников. Забыв намазать лицо кремом от загара, я пожинал плоды солнечной радиации. Утром, свернув лагерь, мы продолжили подъем на метеостанцию, передвигаясь в связках по закрытому леднику. Я оставил дома панаму, и солнце сильно пекло голову. Обожженное лицо болело. Постоянно хотелось пить, но утолить жажду было нечем, приходилось есть снег. День для меня закончился выползанием к зданию метеостанции без рюкзака: его подобрал грузинский коллега. Выносливые ребята и замечательные товарищи – эти грузины! Всегда приходили на помощь. Я завалился в спальник на полу в углу комнаты, успев разложить на камнях снаряжение для просушки. Красивый вид на Казбек не смог заставить меня забыть о боли и усталости и взять в руки фотоаппарат, и я провалился в беспокойный сон.

Ночью, когда двое сванов не вернулись с вершины Казбека, прошли первые спасательные работы. Об их успешном завершении свидетельствовало ночное пение грузинских песен, раздававшееся на метеостанции.

Утром наиболее выносливые ушли устанавливать высотный лагерь на леднике (на 4200 метров). Оставшаяся на метеостанции часть коллектива напоминала пациентов высокогорного лазарета. С учетом майского коэффициента фактическая высота нашего пребывания увеличивалась на 1200-1500 метров и заметно сказывалась на самочувствии. Погода испортилась, и мы лежали, закутавшись в спальники. Кстати, это было единственной возможностью просушить мокрую одежду и обувь.

К концу следующего дня прояснилось. Некоторые, в том числе и я, поднялись для акклиматизации к часовне на 4000 метров. Я впервые увидел, чтобы в таком труднодоступном месте было установлено сооружение православного культа. Вот где место истинно верующим: не каждый осилит дорогу к Богу. Красивый маршрут на крутом снежном склоне. Сорвешься – вниз приедут одни уши.

В высотный лагерь мы вышли 6 мая. Поднимались в связках по закрытому леднику. Погода позволила в этот день владикавказцам, поднявшимся в лагерь ранее, сходить на вершину Казбека. Вечером я угощал Владимира Коренькова зеленым чаем и поздравлял его с девятым восхождением на Казбек. Ночью из-за риска провалиться вместе с палаткой в трещину все спали в индивидуальной страховочной системе, пристегнутой к общей веревке.

На следующий день Владимир со своей группой ушел вниз, а мы предприняли попытку штурма вершины. Погода остановила нас на подходе к седловине густой облачностью. Зураб принял решение прекратить восхождение и вернуться в лагерь.

Флаги на Спартаке

8 мая большинство участников поднялись на пик Спартак (4677 метров), где под шквальным ветром развернули национальные флаги Грузии, России и Украины. В лагерь спустились через перевал Краснодарский.

9 мая, не смотря на ухудшение погоды, 27 человек четырьмя связками снова вышли на штурм Казбека. Видимость – 50-100 метров. Подняться удалось до седловины, но при выходе на нее мы попали под ураганный ветер. Людей сбивало с ног, снежная крупа секла лицо и забивала очки, видимость ухудшилась. До вершины оставалось около ста метров, но Зураб принял верное и спасительное для всех решение – спускаться вниз. Чем бы закончился дальнейший подъем к вершине – известно одному Богу. Мы стояли под седловиной, зарубившись ледорубами в снег и не понимая, куда идти. Ветер свирепствовал, пытаясь сбросить нас со склона. Одежда покрылась слоем льда. Гора, казалось, разгневалась на дерзких смельчаков. Грузины долго перекрикивались, стараясь правильно определить направление спуска. Любая ошибка могла стать непоправимой. Так продолжалось около часа, прежде чем начался спуск, длившийся бесконечно долго. Несколько человек сорвались в трещины, но отделались легким испугом: натянутые в связках веревки не давали глубоко провалиться. Спустя несколько часов в белой мгле показался лагерь, наши грузинские друзья точно вывели на него, пользуясь компасом.

Ночью мою палатку полностью засыпало снегом. Утром я с трудом выбрался из снежного капкана и, борясь с пургой, несколько часов откапывал вещи. Каркас палатки сломался, тент был порван еще ранее. Новый “Hobbit” за 200 американских денег за несколько дней превратился в вещь, бывшую в употреблении. Мы в спешке сворачивали высотный лагерь, гора еще давала возможность унести ноги. Несколько часов тропежки по глубокому снегу – и мы на метеостанции. Дружеский ужин позволил расслабиться и сбросить напряжение последних дней. Всю ночь ветер, казалось, пытался снести каменное строение метеостанции, в котором укрылись разгневавшие Казбек люди. В эту ночь я по-настоящему осознал, как нам повезло. Гора позволила уйти с миром.

Проснулся я с отекшим лицом. В глазах стоял туман. Остатками разума начал соображать, что хорошим это не закончится, и стал двигаться, чтобы разогнать по телу кровь.

Дальнейший спуск занял весь день. Сначала по леднику Гергети в связках, затем на перевал Саберце, где стоял первый лагерь. На перевал мы выбирались по крутому каменисто-травянистому склону, используя элементы скалолазания. Я ругался про себя до тех пор, пока не услышал грохот лавины, сошедшей в том месте, где мы хотели пройти. Да, грузинские альпинисты обладали даром предчувствовать опасность. К вечеру наша группа спустилась в Казбеги, посетив высокогорный храм 14-го века. На закате солнца на небе появилась радуга, со двора храма открылся живописный вид на Казбек. Увидев путь, пройденный к его вершине, мне стало не по себе. Он казался нереальным. Мы прошли по земле Грузии сложный и интересный маршрут к вершине красивейшей горы, испытав массу приключений и встретив замечательных людей. Наша миссия завершилась, и она, несомненно, удалась.

В заключение хочу поблагодарить своих керченских друзей Дмитрия Андропуло, Антона Москатова и Олега Ибрагимова за помощь, благодаря которой я принял участие в этом восхождении.

Послесловие.
Некоторым мой опус о Казбеке кажется мрачным. Но я ведь не виноват, что погода такая была. А о Грузии и людях, с которыми ходил и которых в Грузии встретил, у меня самые лучшие впечатления. Поход этот мне ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛСЯ - и экстрим в том числе. Единственный негатив - горняшка с постоянной головной болью, но от этого никуда не денешься. Так что в Грузию я охотно поеду снова с тем же коллективом и других приглашаю: "Народ, там очень красивые горы и замечательные люди!!! Приезжайте".