Автор: Андрей Казаков, г.Москва

ущелье Адыл-Су,
вершина Башкара, 4241 м
Первопрохождение по С. Стене;
предположительно 6А к. сл.
Перепад высот: 540 м.,
протяженность: 926 м.
Выход на маршрут: 24.02.03;
вершина: 26.02.03;
возвращение в Б.Л. 27.02.03.
Две ночевки на стене плюс одна на спуске.
На маршруте не использовались стационарные
или съемные шлямбурные крючья.
Состав команды:
Володин Виктор Геннадьевич
Казаков Андрей Эдуардович
Кочетков Григорий Сергеевич

Я появился в Москве только в конце января, уже почти смирившись с мыслью, что этой зимой ничего с горами не получится. Миха собирался во Францию, друзья поразъехались, да и мне было чем заняться. Еще оставались смутные надежды сходить что-нибудь в феврале. Что-то несложное, так, для души. Я почти полгода не был в горах, и очень хотелось просто попасть туда, просто побыть там, чтобы прийти в гармонию с собой и окружающим миром. Тут неожиданно позвонил Витя. Через десять минут я уже знал, что еду на Кавказ и, что мы обязательно что-нибудь сходим.

Башкара, 4241м, С стена

Мы смогли собраться только к середине февраля. Миху подкосила сытая и благополучная Франция, поэтому поехать должны были мы с Витей вдвоем, и еще, вроде бы, кто-то ожидал нас уже в Эльбрусе. В результате недолгих дискуссий решили, что полезем на Башкару.

И вот я на вокзале. Стоим, болтаем с Ленкой. Предвкушаю, как мы с Витей будем ехать. Однако, как выяснилось, радовался я рано. Витя не появился. Ни через пять минут после отхода поезда, ни в Туле, ни позже. Я уже сто раз пожалел, что не взял с собой телефон. Встретились мы только в Эльбрусе. Причина опоздания банальна - пробки. В Эльбрусе нас ждали ребята. Гриха с Давидом торчали там уже почти месяц. После недавней неудачной попытки сходить на Вольную Испанию у них, по-моему, не наблюдалось яркого желания куда-то еще лезть.

Виктор Володин

Погода стояла отличная. Мы с Витей решили не терять времени и завтра же забросить часть барахла на хижину. Ребята пусть отдохнут еще денек. Сходили, занесли часть вещей, откопали хижину и спустились. Погода отличная, завтра выходим.

Григорий Кочетков

На следующий день вышли во второй половине, не спеша, дошли до хижины, обосновались. За ночь все поменялось. Погода начала портится, но мы надеемся на лучшее. Выходим рано, в семь, и начинаем подниматься. Много снега, сильный ветер. Поднимаемся до нижнего берга и решаем ставиться здесь. Ребята уходят вниз, чтобы завтра поднять остатки снаряжения и продуктов, а мы с Витей остаемся. Вылезли от палаток немного наверх, посмотреть, что там дальше. Дальше хреново. Довольно крутой склон, метров 150, снега по пояс, страховаться негде. Если все это сойдет, то потом хрен кто откопает.

Всю ночь шел снег, маленькими и большими лавинками сходя на палатку. Утром видимость метров десять, снег. Ребята поднялись к обеду. Лезть по такой погоде невозможно, пережидать тут тоже нет смысла, поэтому решаем барахло оставить здесь и спускаться в лагерь. Часов через пять уже сидим в Сакле. Горячая шурпа, пиво, как будто никуда и не уходили. Все-таки возможность быстро свалить с горы и оказаться в тепле и безопасности очень облегчает жизнь. Наверное, именно за это люди так любят Альпы.

Ущелье Адылсу

Три дня внизу прошли быстро. Просыпаюсь утром от звонка будильника. Шесть утра. Посмотрел в окно - вроде растянуло. Подумали с Витей и решили сегодня подниматься. Сидеть внизу уже надоело, да и время поджимает, кто знает, сколько еще лезть придется. Полезем втроем: Витя, Гриха и я, Давид будет ждать нас на хижине.

Поднялись до палатки довольно быстро, часов за пять. К вечеру погода опять начинает портиться, но завтра, если можно будет лезть, по-любому полезем. Наутро лучше не стало, но лезть можно. Поэтому стартуем. Первые несколько метров через берг и мы оказываемся на крутом склоне, градусов 45-50. Снега по пояс. Три веревки, закрепленные на двух инструментах втоптанных в сугроб. Мысль о том, что весь этот склон со всем этим снегом, со всеми этими веревками и инструментами, и с нами троими может в любой момент сойти не дает расслабиться. Метров через сто пятьдесят подлезаем к верхнему бергу. Тут удается закрутить два бура. Уффф! Сразу становится как-то легче. Витя уходит через берг наверх. Еще метров сто барахтанья в снегу, и мы подходим к скалам. Ну, наконец-то. Тут можно хоть как-то страховаться. Уходим траверсом метров на сто вправо и оказываемся у начала большого внутреннего угла, который идет до вершины практически по прямой линии. Летом по этому кулуару подниматься невозможно, потому что он является естественным камнесборником со всей стены и здесь постоянно сыпет, а зимой, на наш взгляд, это самый логичный и красивый путь по северной стене. Это и будет наш новый маршрут. Отсюда мы полезем вверх. Но это завтра, а сейчас надо искать место под палатку. Ночью постоянно сыпет, но в палатке вроде нормально.

Джантуган, Башкара, Уллукара

Утром погода не лучше: снег, ветер, видимость метров двадцать. По кулуару постоянно сходят маленькие лавинки. Спасибо тому человеку, который придумал капюшон. Сейчас бы еще очки горнолыжные не помешали, а то снег в глаза так лупит, что ни хрена не видно. Скалы покрыты тонкой ледяной коркой, промежуточные точки, в основном, на крючьях и закладках. Буры можно было и не брать, крутить их, все равно, практически не во что. Лазание очень деликатное. Тонкая ледяная корочка, которой покрыты скалы, часто просто прорезается кошками и клювами инструментов, поэтому нужно быть очень осторожным, тем более что на веревку редко приходится больше трех точек.

Башкара, маршрут

Работаем уже целый день. Начинает темнеть, снегопад и ветер усиливается. Я стою на станции и страхую. Похоже, что это будет самая трудная веревка на сегодня. Витя делает максимум возможного. Все-таки, для того, чтобы так самозабвенно, азартно и красиво ходить, нужен азарт, нужен драйв, что ли. Нужно получать удовольствие от самого процесса. С теми, кому это дано, ходить легко и приятно, и интересно.

На траверсе

Витя что-то кричит, но из-за ветра ничего не слышно. Темно, видимость нулевая. Работаем только на интуиции. Ну, вроде вылез. Да, тяжелая была веревка. Слава богу, последняя на сегодня. Поднимаюсь к верхней станции, Витя яростно работает молотком, пытается подготовить какое-то подобие площадки. Я кричу Грихе, чтобы поднимался и присоединяюсь к Вите. Через час работы удалось соорудить нечто похожее на полку для сидения. Грихи до сих пор нет. Мы начинаем волноваться. Но еще через десять минут он поднимается. Без рюкзака. В рюкзаке палатка, горелка, газ и продукты. Слава богу, рюкзак цел, Гриха просто не смог его вытащить. Еще полчаса напряга и мы поднимаем рюкзак. Все, быстрее в палатку. Тепло, можно немного расслабится. Спальник практически насквозь мокрый, еле греет. Но ничего, пересидим. Надеюсь, что это последняя ночевка на стене

На следующее утро погода вроде чуть получше. Но снег постоянно сыпет по кулуару маленькими лавинками. До гребня пара веревок. Мы уже прямо под вершинной башней. Долго решаем с Витей, куда дальше лезть: в лоб на вершинную башню или дальше по кулуару на предвершину. Решаем, что по кулуару все же логичнее.

На участке R9

На последних веревках пришлось попотеть. Крутизна увеличилась градусов до 70, льда практически нет, скалы разрушенные. В общем, сложный микст. Да даже не микст, а просто скалы, кое-где припорошенные снегом. Эти последние две веревки лезли почти полдня.

Но вот, наконец, и гребень. Все, стена закончилась. С юга тепло и солнышко. Но ненадолго. Быстрее на вершину. Погода опять начинает портиться. Ветер, снег, видимости никакой. Вот и вершина, время 4 часа. Спуститься уже не успеем, надо искать место для ночевки. Я приспускаюсь с вершины на полверевки. Здесь глубокий снег, можно сделать хорошую площадку.

Через пару часов уже сидим в палатке. Первая приличная площадка с момента старта, правда, беседку все равно не снимешь. Все отлично, только одна неприятность, спальник превратился в один большой ледяной шарик. Переночуем уж как-нибудь последнюю ночь, завтра-то всяко спустимся.

На участке R14

Утром холодно, очень холодно. Пытаемся собираться побыстрее, но, все равно, получается медленно. Начинаем спускаться. Петель не видно, все в снегу. В конце концов, к трем часам оказываемся на гребне. Решаем отсюда спускаться на северную сторону. Это рискованно, зато быстрее. Если спускаться на Джантуганское плато, еще одна ночевка нам обеспечена. Связываем три веревки и начинаем спуск. Постоянно кажется, что весь этот склон вот-вот сойдет вместе с нами. Еще один дюльфер на 150 метров и я оказываюсь у того места, откуда мы стартовали четыре дня назад. Закручиваю последний бур, еще десять метров через берг и все. Дальше пешком. Подходят ребята, быстро собираем барахло и вниз. Снега очень много, погода опять ужасная, ничего не видно. Спускаешься, как будто в молоке. Но через полчаса мы уже у камня, где оставили снегоступы и палки. Я уж и не надеялся их найти. Тут снова проблема, у Грихи ломается крепление на снегоступе. Договариваемся, что он потихоньку пойдет по нашим с Витей следам, и уходим. Темнеет.

Вид на Эльбрус

В общем, у хижины мы оказались в девять вечера. Заблудились, потом нашлись, потом отправили Давида встретить Гриху, потом все вместе пили чай и что-то ели. И вот уже мы с Витей спускаемся по тропе. Время за полночь. Мы идем и болтаем про Гималаи, про Кавказ и про Ала-Арчу, про то, куда поедем весной и летом, про то, куда бы хотелось поехать. Про лагерь, про пиво, про поезд и про Нальчик, про дом и про работу. Я иду и думаю, что как раз в такие моменты начинаешь ощущать гармонию. Гармонию с собой и с окружающим миром. С окружающими тебя людьми и природой. С этими горами и ущельями. Со снегом. И хочется жить и любить и возвращаться сюда снова и снова.