Автор: Василий Корягин, в редакции Ирины Бублик, г. Донецк Украина

Зимнее восхождение на Эльбрус, 2003г.

Горы - большой и прекрасный мир, который для меня является большей частью жизни, мир, где так хорошо дышится, где надолго человек может сохранить здоровье, бодрость и молодость. Меня, уже немолодого, дважды “деда”, они влекут и манят все также сильно, как двадцать лет назад. Особая любовь у меня к Эльбрусу - могучему и величавому, горе- великану, царствующему над белой матовой цепью Кавказских гор.

Куска–мафь, Ошхо, Махо, Минги-Тау, Шат- гора…. Для меня он могучий старец, стерегущий звезды.

Я не раз приходил к Эльбрусу летом. И очень хотел побывать наверху зимой. Похоже, что такое желание возникло не только у меня, и вот в компании друзей состоялась поездка на встречу с Эльбрусом 20 февраля 2003г.

Вечером на микроавтобусе группа в составе 8 человек выехала из Донецка на Кавказ. Остальная часть группы уже неделю каталась на лыжах со склонов Чегета и Азау. После 14 - часового переезда мы въезжаем в живописное ущелье Адыл-Су – “Щедрая река”. Место остановки - украинский альпинистский лагерь “Эльбрус” спортивного общества “Авангард”. Устроились отлично, наметили план дальнейших действий и, следуя ему, 22 февраля 2003г. пошли размяться на ледник Кашкаташ.

Вышли после завтрака в составе 5 человек: Александр Дмитриев, Максим Дудник, Ян Божко, Сергей Пугачев и я Василий Карягин. Нравятся мне эти ребята – надежные, интересные! Тропу за день до этого проложили альпинисты из Донецка, спасибо им, идти легко. День солнечный, но морозный. Проходим альплагерь “Джантуган”. Всегда многолюдный он был тихим и спящим. Через час добрались до нашей тренировочной стенки метров 10 в высоту.

Первым поднимался Пугачев - чувствуется уверенность и опыт. Мы с Максимом долго вкручивал ледобуры, лед никак не поддавался. Взбираться было трудно, лед откалывался и разлетался в стороны, норовил попасть по “фэйсу”. Наконец все взобрались, затем соскользнули вниз, где ждал горячий чай и собака Джек, сопровождавшая нас до ледника. Дмитриев много снимал. А снимать было что. Глаза у нашего оператора светились, он влюбленным взглядом обводил окрестности. К вечеру вернулись в альплагерь.

Утром 23 февраля вышли на перевал ВЦСПС. Под перевалом были к 15 часам дня. Любовались прекрасными видами – вершина Гумачи, Джантуган, ледник Кашкаташ. День солнечный, пока нас здесь встречают хорошо. Вечером в гости приехали балкарцы, которые гостили в декабре в Донецке. Шумно посидели. Гостеприимный, добрый народ. Мысли все о Горе.

Наконец, 24 февраля утром выехали в Азау. Машина неслась ухабистой дорогой вдоль Баксана, минуя селение Терскол. Канатная дорога (сначала вагончики 2 очереди, а затем кресельная) доставила нас на “Бочки” - своеобразный приют для альпинистов и лыжников (3 800м). “Бочки” почти доверху засыпаны снегом, передвигаемся по прорытым туннелям. Мы вчетвером поселились в одну из “Бочек”. Внутри +2 градуса, снаружи - -20 градусов.

25 февраля сделали акклиматизационный выход под скалы Пастухова (4 800м.), оставили заброску (палатку, лавинную лопату, ледорубы), надеясь осуществить желание переночевать на седловине. Проходили мимо знаменитого “Приюта одиннадцати”, от которого остались одни стены (4100). Небо затянуто, Эльбрус показывает свои “зубы”. Вообще он не балует альпинистов устойчивой погодой - до обеда терпимо, затем появляются снежные “флажки”, а вслед за ними низкая облачность затягивает весь горизонт.

Наконец 26 февраля, в 4 утра, дончане двумя группами вышли на Гору. Сначала Ковалев, Бельков, Шестаков, Дудник и трое молодых ребят из донецкого альпклуба “Донбасс”. Через час мы с Сергеем Пугачевым, груженные продуктами, теплой одеждой и спальниками пошли вслед. На седловине были в 12 ч.30 мин. Погода отличная (при температуре -15 градусов). Пообедали, поставили палатку, встретили своих ребят, спускавшихся с Западной вершины. Счастливые и довольные парни.

Связались с базовым лагерем на “Бочках”. Решили идти на Восточную вершину. Часов в 16 вышли на Восточную вершину и в 17 часов 30 мин. были на ней. Холодно, ураганный ветер. Сделали снимки, пожали друг другу руки, развернули флаг Донецкой области и побежали вниз. Добрались до палатки, попили чайку и легли спать, если это можно назвать сном. В палатке было –20 градусов, снаружи около –40 градусов. Я не раз ночевал на ледовых полях Эльбруса, но эта ночь, пожалуй, будет покруче предыдущих.

Спуск начали в 11.30. В лагере были в 13 час. 27 февраля. Встречали ребята. Дмитриев поздравил с восхождением. “Зимним восхождением на вершину удовлетворен”- рапортовал я. К вечеру спустились в альплагерь Эльбрус.

Возвращаемся домой….

До встречи, Эльбрус! Спасибо тебе за доставленное удовольствие!