Автор: Евгений Васенев, г. Краснодар

Маршрут на в. Большой Тхач (Западный Кавказ) 3А к.т. "Новый Год"

Подход к ночевкам

Наиболее удобный путь к Тхачу лежит из поселка Новопрохладный. Туристы и местные жители называют его Сахрай. Не путать с Усть-Сахраем, поселком, находящимся на расстоянии около 15 км от Новопрохладного. Дорога в Новопрохладный проходит через Даховскую. Основная дорога идет на Гузерипль, а нужная нам сворачивает налево. Имеется дорожный указатель. Практически сразу за Даховской дорога из асфальтовой переходит в хорошую грунтовку по которой без особых проблем пройдет груженая легковая машина. Если же добираться общественным транспортом, то из Майкопа около 4-х часов вечера отходит автобус до Новопрохладного.

Район доступен и с другого направления: автобусами по маршруту Лабинск-Мостовской-Узловой, а дальше - попутными лесовозами или пешком. Этот вариант в настоящее время менее предпочтителен, в связи с жестким пропускным режимом в горной части Мостовского района.

Карта

Дорога на Тхач начинается в конце поселка. Перейдя речку по мосту нужно двигаться вправо по дороге. Дорога ведущая влево приводит через 12 км в поселок Усть-Сахрай. На обратном пути можно вполне промахнуться и уйти по ней. Ориентиром на обратном пути служит табличка "Берегите лес". Как только увидите ее сразу же сворачивайте налево - там будет мост. Кстати, в Новопрохладном есть лесозаготовочное хозяйство. Это означает то, что в район Тхача ходят грузовые машины, которые вполне могут довести до Тайваня. Тайвань - это место слияния двух рек - Малого и Большого Сахрая. Именно там надо сворачивать с основной дороги. Однако же вернемся к началу пути.

Дорога за поселком в гораздо худшем состоянии, чем до него. Тут можно проехать либо на грузовых машинах либо на Уазике. Пешком идти от 2 до 3 часов. Дорога до Тайваня вполне однозначна и наезжена. Иногда она проходит прямо по руслу реки. Тут есть броды и обходы по берегу. В одном месте будет достаточно явная развилка (на обратно пути она уже не явная и Lопасности│ не представляет). Необходимо пойти влево, вниз. Ориентиром правильного направления будет беседка справа и тур. Тайвань узнать можно по сильному расширению дороги. Точнее не дороги, а пространства справа. Тут необходимо повернуть направо, перейти речку вброд и идти прямо по заросшей лесной дороге. Есть еще дорога направо вверх, но она не нужна. Примерно минут через 15, справа будет беседка и табличка "Природный парк Большой Тхач".

Дорога идет вдоль реки и через некоторое время обрушивается. Далее надо идти просто по руслу реки, где удобно. Через 50-60 минут нормального хода необходимо искать поворот налево вверх. Ориентир - маленький тур, но нет уверенности, что он вечен, т. к. паводок вполне может его смыть. Выше обозначенный поворот - маркированная тропа, ведущая к Большому Тхачу. Тропа натоптана и хорошо маркирована. В одном месте при выходе на небольшую полянку есть развилка. Следует идти налево вверх. Тропа вниз и направо вроде тоже верна (делает крюк и возвращается к основной), но уверенности в этом нет. Весь путь по маркированной тропе занимает около 3-4 часов.

Под стеной есть несколько ночевок. Первые - нижние (названия не общепринятые). Путь к ним лежит по заброшенной лесовозной дороге (маркированная тропа идет прямо, а дорога сворачивает направо), а затем через поляну и ручей в лес. Либо идя по тропе вверх, около дерева с маркой есть сворот направо (тут же есть место под одну палатку и костровище). Надо идти по этой тропе, перейти ручей, пересечь поляну и зайти чуть в лес. Там будет место под 3-4 палатки, костровище, навес. Вторые ночевки находятся фактически под стеной Тхача. Маркированная тропа, в конце концов, приводит на поляну, с которой видна самая левая часть стены. Тропа поворачивает направо к Ветреному балагану (этот балаган - третьи ночевки в часах двух ходьбы от поворота). Необходимо пройти поляну по левому краю и там будут ночевки. Слева возвышается скала Колокольня.

Наше мнение - лучшие ночевки - нижние. В отличие от верхних, на них ближе всего к воде. Если будут намечены маршруты в правой части стены, то имеет смысл выйти вечером и переночевать на Ветреном балагане. Там есть печь, палати. Относительно недалеко вода и дрова. Желательно взять с собой полиэтилен, так как в крыше есть дыры. С балагана открывается панорама на среднюю часть стены Большого Тхача (наиболее пригодная для восхождений).

Провал в стене

Подход к маршруту

От нижних ночевок. По тропе выйти на маркированную тропу и по ней сначала вверх, затем направо до пересечения с ручьем. По ручью наверх под стену. Ориентир провал в стене. От ночевок 1 час 40 минут.

От верхних ночевок. Приспуститься на маркированную тропу и по ней налево до пересечения с ручьем. По ручью наверх под стену. От ночевок 1 час 30 минут.

От Ветреного балагана. По маркированной тропе влево (если стоять лицом к балагану) до пересечения с ручьем. По ручью наверх под стену. От балагана 40-50 минут.

Описание маршрута

Контрфорс начинается отвесными стенками. Обойти стенки справа и подняться вдоль них, примерно, до мест, где кончаются сосны. Начало маршрута маркировано.

По короткой стенке подняться на гребень контрфорса и по нему до крутого взлета скал. Их обойти слева по разрушенному внутреннему углу. Станция на дереве (R1). Скалы гребня разрушены - двигаться аккуратно! Далее, по стеночке левее дерева на гребень и простыми скалами гребня на стенку. По стенке вверх вправо за перегиб. Лазание аккуратное - много живых камней. Станция на дереве (R2). Это дерево с гребня не видно. Отсюда вверх на гребень и по нему под очередную стенку, станция на дереве (R3). В этом месте нужно быть внимательным, т. к. просматривается удобная полка к простому кулуару влево, но нужно идти прямо вверх, по стенке. Ориентиром служит большой камень, торчащий из стены, через него вверх, к маленькой полочке, здесь станция (R4). Стенка довольно крутая, но на ней много живых камней. На станции забит шлямбурный крюк. С полочки небольшой траверс вправо и по простым скалам на полку к дереву, на нем станция (R5). Это дерево с предыдущей станции не видно. На полке сложен контрольный тур.

Следующая веревка - ключевая. От дерева вверх, вправо по монолитной стеночке во внутренний угол, его со станции не видно, по нему вверх на покатую полку под широким внутренним углом, угол хорошо виден со станции. По углу вверх, лазание неприятное, течет вода, и по простым скалам выход наверх, на альпику.

Спуск влево по альпике до спускового кулуара в левой части стены. Возле кулуара сложен тур. Ориентир: надо идти до тех пор, пока не поравняешься со скалой "Колокольня".

Схема маршрута в символах UIAA

1-я веревка

2-я веревка

3-я веревка

4-я веревка

6-я веревка

Рекомендации

Группа 2-6 человек.
Закладки, френды - 1 набор. Иметь петли для базовых станций на соснах. При спуске в туман можно заблудиться и уйти сильно вниз!