Горы мира > Крым > Малый Кильсе

Автор: Анатолий Брынза, г. Днепропетровск

Малый Кильсе

Описание альпинистских маршрутов

Вершина Малый Кильсе расположена примерно в 6 км на северо-восток от поселка Форос. Она имеет высоту около 600 м над уровнем моря и 220 м от ее подножия и хорошо видна с шоссе Ялта – Севастополь у поселка Санаторное. На нее проложено более десяти маршрутов от 1-й до 6-й категории сложности. Ниже приводятся описания 8 маршрутов, описания еще трех “Три карниза”, “8 марта” и “Копье” были опубликованы автором ранее.

Ниже приводятся маршруты на Малый Кильсе с запада на восток:

1. По правой части юго-западной стены, 1Б.

2. По левой части южной стены 5А (м-т А. Брынзы и Ю.Шилова,1991 г.).

3. По центральной части южной стены и юго-западному гребню, 4Б (м-т Ю. Лишаева “Фантика”, 1973 г.).

4. По центральной части южной стены через откол Перо, 5Б (м-т С. Брынзы, 1991 г.).

5.По центру южной стены с траверсом под карнизами, 5Б (м-т В. Козиного, 1978 г.).

6. По центру южной стены через три карниза (“Три карниза”), 6А (м-т “Фантика”, 1986 г.).

7.По центру южной стены через откол Копье (“Копье”), 5Б (м-т “Фантика”, 1984 г.).

8. По левому краю западной стены юго-восточного гребня (“8 марта”), 5А.

9. По контрфорсу западной стены юго-восточного гребня (“Коля-Толя”), 3Б (м-т братьев В. и А. Волкодавов, 1972 г.).

10. По правому краю западной стены юго-восточного гребня (м-т А. Брынзы, 1991 г.), 3Б.

11. По ребру юго-восточного гребня, 2А, вариант 1Б.

Наиболее популярным маршрутом среди начинающих является маршрут №11, среди альпинистов средней квалификации - №9, а среди опытных скалолазов - №6 и №7. Маршрут №7 еще называют Немецкий и Змейка. Однако, на мой взгляд, название Копье, связанное с тем, что маршрут проходит через нашлепку Копье, больше походит.

Подходы к вершине начинаются от расширения дороги напротив западного края вершины. Здесь раньше был дорожный столбик "37/17". Отсюда начинается тропа в Киевский кулуар, разделяющий вершины Замок и Малый Кильсе. От дороги к маршрутам можно подняться сначала по тропе, ведущей в Киевский кулуар, а затем прямо вверх по осыпи. Это занимает от 15 до 30 минут.

Спуститься с вершины можно примерно за час несколькими путями: во-первых, двигаться на запад по маркированной тропе и спуститься на старую шоссейную дорогу ведущую на Байдары выше Форосской церкви; во-вторых по крутому Киевскому кулуару и в-третьих, по Башенному кулуару, расположенному у восточного края самой высокой вершины района - Кильсе-Бурун. Он более удобен и безопасен для спуска, чем Киевский.

1. ПО ПРАВОЙ ЧАСТИ ЮГО-ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ, 1Б ( II - 100 м )

У расширения верхнего (старого) шоссе свернуть на тропу ведущую в Киевский кулуар, расположенный между вершинами Замок и Малый Кильсе. По тропе выйти до осыпи и по ней в среднюю часть кулуара (уч-к R0), это примерно напротив начала маршрута Киевская на Замок.

На участке R1 - вверх и вправо 200 м по простым скалам к правому

краю юго-западной стены. Далее вверх и влево до левого края контрфорса и вдоль него до стены. Затем траверс вправо 40 м, преодолевая в понижении несложный гребень контрфорса (R1: 200 м, 40– 500; 40 м, 500, I).

На участке R2 - сначала 20 м вверх и вправо к сосне, а от нее 15 м вверх и влево. Далее (уч-к R3) вверх и вправо к большой сосне под верхней частью стены (R2: 35 м, 600, II; R3: 40 м, 650, II).

На участке R4 - вверх и влево, а затем прямо вверх до выхода на вершину (R4: 40 м, 650, II).

Вариант: На участке R2 - от куста 50 м вверх и вправо до большой сосны (R2: 40 м, 700, II+; R3: 20 м, 650 , II).

Протяженность основной части маршрута 360 м.

Восхождение занимает 1 - 2 ч.

P.S. Весной при движении по кулуару рекомендуется держаться правой стороны из-за возможного падения камней с Замка.

2. ПО ЛЕВОЙ ЧАСТИ ЮЖНОЙ СТЕНЫ, 5А (YI - 40 м)

(м-т А. Брынзы и Ю. Шилова, 1991 г.)

С верхнего шоссе свернуть на тропу ведущую в Киевский кулуар. Пройдя немного по ней, подняться по осыпному склону под левую часть южной стены и подойти под ее нависающий участок, прорезанный в нижней части вертикальной щелью (уч-к R0).

На участке R1 - вверх 40 м по отвесной, местами нависающей щели до небольшой наклонной полки. Это ключевой участок маршрута (R1: 40 м, 900, YIA1).

На участке R2 - сначала немного вправо до крутого внутреннего угла и затем 5 м вверх по нему. Далее сложный косой траверс, 25 м вправо и немного вверх по разрушенной стенке на полку в основании двух внутренних углов. Правый более простой (R2: 35 м, 700, Y).

На участке R3 - вверх 35 м по правому внутреннему углу, переходящему в средней части в камин, до небольшой полки. С полки (уч-к R4) сначала вверх по крутой 10-метровой щели с левой стороны большого откола. С его верхней части траверс 7 м влево до широкого внутреннего угла (R3: 35 м, 800, Y; R4: 40 м, 600, III).

На участке R5 - вверх по внутреннему углу. Нависание в его верхней части обходится слева (R5: 40 м, 700, IY+).

На участке R6 - сначала по стенке вверх и вправо, а далее вверх по камину. Далее (уч-к R7) вверх 30 м по предвершинной части юго-западного гребня (R6: 40 м, 700, -IY; R7: 30 м, 600, II).

Протяженность основной части маршрута 260 м.

Восхождение занимает 5 - 6 ч.

P.S. Маршрут ходится редко.

3. ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ЮЖНОЙ СТЕНЫ И ЮГО-ЗАПАДНОМУ ГРЕБНЮ, 4Б (Y- 10 м) (м-т Ю. Лишаева (“Фантика”), 1973 г.)

Подход под маршрут примерно такой же как и в маршруте 2. Поднявшись по осыпному склону под южную стену вершины, выйти на скальный выступ под ее центральной частью (уч-к R0).

На участке R1-R2 - вверх по пологим плитам к основанию небольшого контрфорса. Далее вверх по нему (уч-к R2-R3), сначала по щели, а затем по внутреннему углу до небольшой мульды (R1-R2: 20 м, 600, II; R2-R3: 40 м, 800, IY+).

На участке R3-R4 - сначала прямо вверх, а затем влево и вверх под левую сторону длинного и узкого откола. Далее (уч-к R4-R5) вверх по отвесной 10-метровой щели, расположенной с левой стороны откола, получившего у первопроходителей название Перо (R3-R4: 30 м, 650, II; R4-R5: 10 м, 850, Y).

На участке R5-R6 - сначала траверс 8 м влево до широкого внутреннего угла и далее вверх по нему (R5-R6: 30 м, 600, III).

На участке R6-R7 - вверх по внутреннему углу. Нависание в верхней части обходится слева (R6-R7: 40 м, 700, IY).

На участке R7-R8 - сначала по стенке вверх и вправо, а далее вверх по камину. На последнем участке - вверх по крутым стенкам на вершину

(R7-R8: 40 м, 700 -III; R8- вершина: 30 м, 600, III).

Протяженность основной части маршрута 240 м.

Восхождение занимает 4 - 5 ч.

P.S. В последние годы маршрут ходится редко.

4. ПО ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЧАСТИ ЮЖНОЙ СТЕНЫ ЧЕРЕЗ ОТКОЛ ПЕРО, 5А (Y - 40 м) (м-т С. Брынзы, 1991 г.)

Описание подъема на широкий скальный выступ под центральной частью южной стены приведено в маршруте 3. На первых участках данный маршрут совпадает с маршрутом 3.

На участке R2-R3 сначала вверх по плитам к контрфорсу, а далее по нему (R1-R2: 20 м, 600, II; 40 м, 750, IY+ ).

На участке R2-R3 - вверх по простым скалам к внутреннему углу расположенному с правой стороны длинного и узкого откола (нашлепки) Перо (R2-R3: 20 м, 600, I).

На участке R3-R4 - вверх по внутреннему углу, переходящему в камин до выхода на верх нашлепки (R3-R4: 40 м, 800, IY+).

На участке R4-R5 - сначала 7 м вправо и вверх, а затем 8 м влево и вверх, обходя отвесную стенку. Далее вверх по замшелой крутой стене до выхода на гребень контрфорса (R4-R5: 40 м, 750, Y).

На последнем участке - вверх 85 м по гребню контрфорса до выхода на вершину (R5 - вершина: 90 м, 500, I).

Протяженность основной части маршрута 250 м.

Восхождение занимает 4 - 5 ч.

P.S. Маршрут ходится очень редко.

5. ПО ЦЕНТРУ ЮЖНОЙ СТЕНЫ С ТРАВЕРСОМ ПОД КАРНИЗАМИ, 5Б (Y - 70 м ) (м-т В. Козиного, 1978 г.)

Это первая 5-ка на эту вершину.

Описание подъема на широкий скальный выступ под центральной частью южной стены приведено в маршруте 3 (уч-к R0).

На участках R1-R2 и R2-R3 маршрут полностью совпадает с маршрутом 4. Сначала по пологим плитам к основанию небольшого внутреннего угла (уч-к R1-R2). Далее вверх по нему (уч-к R2-R3) - сначала по щели, а затем по внутреннему углу до небольшой мульды (R1-R2: 20 м, 600 , II; R2-R3: 40 м, 750 , IY+).

На участке R3-R4 - сначала прямо вверх до полки. Затем длинный косой траверс вправо и вверх по полкам и простым скалам под нижние карнизы центральной части башни (R3-R4: 40 м, 650 , II ).

На участке R4-R5 - сначала вверх по плите на полку под отколом. От нее вверх и влево по отвесной стенке под карниз. Далее, преодолев карниз по дорожке из шлямбурных крючьев выйти на верх откола (R4-R5: 30 м, 900 , Y+ A1).

На участке R5-R6 - сложный траверс 35 м влево и вверх под верхними карнизами. Далее, используя крюк "маятником" перейти 5 м по отвесной стенке в крутой внутренний угол (R5-R6: 40 м, 900, Y+).

На участке R6-R7 - вверх по внутреннему углу до выхода на Юго-Западный гребень (R6-R7: 40 м, 650, III).

На последних участках - вверх 85 м по Юго-Западному гребню до выхода на вершину (R7-R8: 45 м, 650, II; R8-вершина: 45 м, 600, II).

Протяженность основной части маршрута 300 м.

Восхождение занимает 5 - 6 ч.

В последние годы маршрут ходится редко.

9. ПО КОНТРФОРСУ ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОГО ГРЕБНЯ (КОЛЯ -ТОЛЯ ), 3Б (D-; IY - 40 м) (м-т братьев В. и А. Волкодавов, 1972 г.)

Подход на уступ под южной стеной описан в маршруте 3. С него вправо и вверх под западную стену юго-восточного гребня (R0).

На участке R1-R2 - вверх по 12-метровому камину на небольшую полку. Далее вверх по простым скалам ко второму камину с нависающими стенками. От него по полке вправо к большой сосне

(R1-R2: 40 м, 700, III).

На участке R2-R3 - сначала 20 м вверх по щели, а далее вправо и вверх по 10-метровой стенке до небольшой полки. От нее по внутреннему углу подняться на полку с деревом. Далее возможны два варианта подъема на плечо гребня (R2-R3: 40 м, 750, IY).

Левый вариант. На участке R3'-R4- сначала небольшой траверс влево до внутреннего угла и далее по нему 20 м вверх. Затем снова 20 м влево по стене. Далее 80 м вверх и влево по простым скалам до выхода на широкое предвершинное плечо юго-восточного гребня (R3'-R4: 45 м, 650 , III; 80 м, 600, II).

Правый вариант. На участке R3-R4 - от сосны 30 м вверх по контрфорсу. Далее 40 м вверх и вправо по простым скалам до выхода на плечо гребня (R3-R4: 70 м, 650, III).

По плечу гребня к его предвершинной части. Далее (уч-к R4-вершина) по простым скалам около 100 м до вершины. Наиболее сложной на этом участке является предвершинная часть (R4-вершина: 120 м, 15 - 550, б/к; 10 м, 650, I).

Протяженность основной части маршрута 340 м.

Восхождение занимает 3 - 4 ч.

10. ПО ПРАВОМУ КРАЮ ЗАПАДНОЙ СТЕНЫ ЮГО-ВОСТОЧНОГО ГРЕБНЯ, 3Б (IY - 35 м) (м-т А. Брынзы, 1991 г.)

Подход на уступ под центральной частью южной стены описан в маршруте 3.

На участке R1- R2- с уступа вверх по небольшим стенкам и полкам правого края западной стены юго-восточного гребня (R1-R2: 40 м, 600, II).

На участке R2-R3 - сначала вверх 10 м по отвесной стене, затем 10 м по крутому внутреннему углу и еще 12 м вверх и вправо по скалам средней сложности до полки. По ней вправо к началу крутого внутреннего угла (R2-R3: 40 м, 700, III+).

На участке R3-R4 - сначала вверх по 20-метровому внутреннему углу, а затем вверх и вправо по скалам средней сложности (R3-R4: 35 м, 700, IY).

Далее возможны следующие варианты выхода на гребень.

Здесь можно либо вверх и чуть влево по длинному внутреннему углу (уч-к R4-R5), либо вверх и вправо по скалам средней сложности (уч-к R4' ) до выхода к дереву на гребне (R4-R5: 30 м, 700, III+; R4': 50 м, 700, III).

На последнем участке - сначала 80 м вверх по гребню до выхода на его горизонтальный участок (плечо). Затем 40 м по нему. Далее по гребню около 100 м до его предвершинной части и по крутой 10-метровой предвершинной стенке выход на вершину (R5-вершина: 85 м, 450, I; 140 м, 150 - 550, б/к; 10 м, 650, I).

Протяженность основной части маршрута 330 м.

Восхождение занимает 3 - 4 ч.

11. ПО РЕБРУ ЮГО-ВОСТОЧНОГО ГРЕБНЯ, 2А ( III - 40 м ), вариант: 1Б ( I - 240 м )

Это один из наиболее популярных маршрутов района среди “чайников”.

От дороги свернуть на тропу ведущую в Киевский кулуар. Пройти немного по тропе, далее подняться по осыпному склону под южную стену вершины. Обойдя ее по осыпи в восточном направлении, подняться в небольшой кулуар между вершинами Малый Кильсе и Кильсе-Бурун ( уч-к R0 ).

На участке R1-R2 - от дерева в начале кулуара вверх 5 м до следующего дерева, затем траверс 5 м влево до небольшого внутреннего угла и по нему вверх. Это ключевой участок маршрута (R1-R2: 40 м, 750 , III) .

На участке R2-R3 - сначала вверх и вправо, а затем вверх – по небольшим внутренним углам и плитам ребра (R2-R3: 40 м, 750 , II).

На участке R3-R4 - вверх 40 м до выхода на плечо ребра (R3-R4: 40 м, 650 , II).

Здесь варианты маршрута соединяются и дальнейшая часть общая.

На участке R4-R5 - вверх около 120 м по ребру до плеча гребня – его длинного горизонтального участка (R4: 120 м, 600 , I).

На участке R5-вершина – вверх по несложному предвершинному участку гребня. Наиболее сложным является выход на вершину (R5-вершина: 120 м, 20 - 450 , б/к; 10 м, 650 , I).

Вариант (1Б): Первый (ключевой) участок основного маршрута можно обойти. Поднявшись по кулуару 40 м, сделать траверс влево и вверх 80 м по восточной стене ребра и выйти на его плечо (40 м, 450, б/к; 120 м, 550, I).

Последний участок маршрута также обходится. С главного плеча ребра можно перейти в верхнюю часть кулуара и по нему выйти на плато.

Протяженность основной части маршрута 370 м.

Восхождение занимает 2 - 3 ч.