Горы мира > Крым > Замок

Автор: Анатолий Брынза, г. Днепропетровск

Замок
Описания 3-х популярных маршрутов

Вершина Замок расположена в западной части Южнобережья, на северо-востоке от поселка Форос. Она имеет высоту 650 м над уровнем моря и около 370 м от ее подножия и хорошо видна с шоссе Ялта - Севастополь.

Над верхней (старой) дорогой, более 100 лет соединявшей Севастополь и Ялту, нависла южная стена Замка.

Отвесная, с гладкой, замшелой, местами нависающей нижней частью; более пологой, но разрушенной верхней частью и несколькими пещерами, заросшими плющом в центре - она вызывает восхищение и робость. По ней проложено три очень сложных маршрута, являющихся эталонами высшего скалолазного мастерства. На более пологой юго-восточной стене есть несколько относительно простых маршрутов.

Маршрут Киевская считается самым популярным среди "чайников" - туристов и начинающих альпинистов, а Интеграл и Обратный интеграл пользуются большой популярностью среди альпинистов средней квалификации.

Ниже приводятся маршруты на Замок с запада на восток. В скобках даны названия, данные некоторым из этих маршрутов первопроходцами и соответствующие альпийские категории сложности.

1. По левой стороне центральной части южной стены, 5Б (м-т Ю. Лишаева (Фантика) и В. Тарасевича, 1977 г.)
  2. По центру южной стены (Соколиный) , 6А (м-т Фантика, 1985 г.)
  3. По центральной части южной стены через пещеру (Через пещеру), 6Б (м-т Фантика, 1986 г.)
  4. По левому краю бастиона Интеграл (Обратный интеграл) , 4А
  5. По правом у краю бастиона Интеграл (Интеграл), 3Б (м-т А. Гришкевича и В. Миронова, 1969 г.)
  6. По центру юго-восточной стены (Киевская), 1А.

Подходы к маршрутам N1, №2 и №3 начинаются от верхней дороги (старой дороги Ялта - Севастополь), а к маршрутам N4, №5 и №6 со средней части Киевского кулуара, расположенного между вершинами Замок и Малый Кильсе. Подняться к кулуару можно по тропе, начинающейся у расширения дороги восточнее вершины.

Спуститься с вершины, представляющей небольшое возвышение на яйле, можно несколькими путями: во-первых, двигаться на запад по маркированной тропе и спуститься на старую шоссейную дорогу выше Форосской церкви; во-вторых по крутому Киевскому кулуару и в-третьих, по Башенному кулуару, располо-женному у восточного края самой высокой вершины района - Кильсе-Бурун. Он более удобен и безопасен для спуска, чем Киевский.

ПО ЦЕНТРУ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ СТЕНЫ
( КИЕВСКАЯ ) , 1А (60 м, II)

Подход к Киевскому кулуару описан в маршруте “Обратный интеграл”. По нему подняться по осыпи выше конусообразной скалки, до большой мульды - корытообразного углубления в пологой нижней части стены ( уч-к R0 ).

На участке R1-R2 - вверх и вправо 60 м по простым скалам мульды. Далее ( уч-ки R2-R3 и R3-R4 ) вверх и влево 80 м по наклонным плитам полкам до выхода на плечо бастиона Интеграл (R1-R2: 60м, 500, б/к; R2-R3: 40 м, 550, I; R3-R4: 40м, 600, I).

На участке R4-R5 - с плеча двигаться влево и вверх переходя по скалам средней сложности на левую сторону бастиона, до небольшой полки в основании широкого внутреннего угла. Это наиболее сложный участок маршрута (R4-R5: 40 м, 650, II) .

На последнем участке маршрута - сначала вверх и вправо 20 м по внутреннему углу, местами переходящему в камин. Далее 80 м вверх и чуть вправо по простым скалам до выхода на вершину (R5-вершина: 20 м, 650, II 80 м, 500, I).

Протяженность основной части маршрута 220 м. Восхождение занимает 2 ч.

P.S. В весенний период встречается много живых камней. Возможен сброс камней участниками впереди идущих групп.

ПО ПРАВОМУ КРАЮ БАСТИОНА ИНТЕГРАЛ
( ИНТЕГРАЛ), 3Б (40 м, V)
(м-т А. Гришкевича и В. Миронова, 1969 г.)

Основная часть маршрута проходит по отвесному внутреннему углу, расположенному на правом краю центральной части бастиона Интеграл.

Подход к Киевскому кулуару описан в маршруте “Обратный интеграл”. Поднявшись по кулуару выше крупной осыпи, подойти к небольшой конусообразной скале. Далее подняться в понижение между ней и стеной ( уч-к R0 ).

На участке R1-R2 - сначала траверсом влево и вверх к основанию угла, проходящего по правому краю центральной части бастиона Интеграл, а затем по нему вверх к группе деревьев ( R1-R2: 20 м, 700, III; 20 м, 500, I ) .

На участке R2-R3 - вверх сначала по 5-метровому внутреннему углу переходящему в узкий камин. Через 10 м камин переходит в 15-метровый внутренний угол. От него небольшой траверс вправо к горизонтальной полке ( R2-R3: 40 м, 800, V ) .

На участке R3-R4 - вверх и влево 80 м до выхода на плечо бастиона Интеграл. Дальнейшая часть совпадает с маршрутом №6 (R3-R4: 80 м, 600, I) .

На участке R4-R5 - 40 м вверх и влево по стене до полки в основании внутреннего угла (R4-R5: 60 м, 650, II).

На последнем участке сначала вверх и вправо по 20-метровому внутреннему углу. От него 80 м в основном вверх по простым скалам до выхода на вершину (R5-вершина: 80 м, 600, I) .

Протяженность основной части маршрута 300 м.

Восхождение занимает 2-4 ч.

ПО ЛЕВОМУ КРАЮ БАСТИОНА ИНТЕГРАЛ
( ОБРАТНЫЙ ИНТЕГРАЛ ), 3Б (40 м, V )

Бастион Интеграл расположен в левой части юго-восточной стены вершины. Его центральная часть напоминает знак интеграл, за что первопроходцы - студенты из Днепропетровска и дали соответствующие названия проходящим по нему маршрутам. Основная часть маршрута проходит по большому внутреннему углу расположенному вдоль левого края бастиона.

От расширения верхней дороги, между вершинами Замок и Малый Кильсе, там где раньше был километровый столбик "37/17", по тропе подняться до Киевского кулуара и далее по нему вверх. Поднявшись до небольшой конусообразной скалы у основания стены, повернуть влево и выйти на перемычку между скалой и Юго -Восточной стеной. Далее обходить бастион в западном направлении до выхода на небольшую террасу с левой стороны бастиона ( уч-к R0).

На участке R1-R2 - вверх сначала по крутой стенке, а затем по небольшому внутреннему углу до начала глубокого внутреннего угла (R1-R2: 40 м, 750, IV) .

На участке R2-R3 - вверх по отвесному глубокому внутреннему углу. В верхней части он сужается (R2-R3: 40 м, 800, -V) .

На участке R3-R4 - 80 м вверх и вправо на плечо бастиона по простым скалам (R3-R4: 80 м, 600 , I) .

Дальнейшая часть маршрута совпадает с № 6 “Киевская”.

На участке R4-R5 - сначала 40 м влево и вверх по стене до основания широкого внутреннего угла (R4-R5: 40 м, 650, II) .

На последнем участке сначала 20 м вверх и вправо по нему. От него 80 м вверх по простым скалам до выхода на вершину (R5-вершина: 20 м, 700, II; 80 м, 600, I ) .

Протяженность основной части маршрута 300 м.

Восхождение занимает 2 - 4 ч.