Горы мира > Камчатка >

Неописуемые пальцы

Камчатка, Ганальский хребет
Маршрут в.Палец (5А)

Мимо на сумасшедшей скорости пролетали куски льда. Никогда не думала, что падающий лёд может издавать такой мерзкий звук.

Палец

Сборы.

Втроем, будь мы даже Гераклами, мы не смогли бы осилить эту ношу. Помимо своих пожитков мы снабдились ещё шестьюдесятью килограммами продуктов, железа и веревок.

Благо, помогли ребята из клуба “Кутх”, за что им большое спасибо.

Выехали из города рано утром. Погода хмурилась, намекая, что в Ганалах, как минимум, идет дождь. На машинах удалось проехать только треть пути. “Лэнд Краузер” сел в снегу на брюхо, и не хотел сдвигаться с места. Пришлось перелопачивать снег.

Увы, самую тяжелую часть пути пришлось идти пешком. Весь Ганальский цирк был затянут плотным туманом. Когда дотащили барахло до места лагеря, пошел дождь. Ребята ушли, а мы, с надеждой на улучшение погоды, стали разбирать вещи и обустраивать быт.

29 – 30 мая. Нас осталось трое. Погода хуже некуда. Максимальная видимость - 50 метров. Дождь, мелкий и противный до омерзения.

Говорят сон – лучшее лекарство от всех болезней. Но когда спишь по 16 – 18 часов в сутки, начинаешь сомневаться в истинности этого постулата.

Казалось, мы превратились в сусликов. Вылез пару раз в сутки из палатки, принял стойку, оглянулся кругом: ничего не видно. И опять на боковую. Барометры на часах и GPS стали нашим главным развлечением. Разговор каждые минут тридцать был примерно такой:

- У тебя как?
- У меня 973..
- А у меня 972..
- График падает?
- Ага…

Помнится, наш инструктор рассказывал, как на Аляске, перед восхождением на в. Хантер, они ждали погоды почти 10 дней. Вот это выдержка!

Почему-то эти мысли помогали уснуть.

Ганалы панорама

31-ое мая.

Встали, как обычно, в два часа дня. Все вокруг было засыпано снегом. Выход к Пальцу опять был сорван.

Спать не хотелось совершенно, в карты играть было лень, есть было уже невозможно. На улице туман, когда высовываешься из палатки, возникает ощущение, что смотришь на белый лист бумаги.

Лишь к началу первого ночи начало растягивать. Вылезла луна, и мы наконец-то увидели горы. Вот тогда мне стало страшно. Они были белыми. Полностью. Даже при свете луны мы видели, что все Ганальские пальчики покрыты снегом. Но, что и говорить, это было грандиозно. Тишина, холодный свет луны, мерцание припорошенных снегом скал. Временами было даже немного жутковато.

Мне тогда почему-то пришел в голову анекдот: “Это неописуемо”,- сказала собака, глядя на баобаб”.

Мы увалились спать только в полтретьего. Подъем назначили на пять.

1-ое июня.

Утром вставать было не столько тяжело, сколько просто невозможно. Все члены моего тела противились вылезанию из спальника и уж тем более тому, что придется куда-то идти, да еще в гору.

В цирке было мало приятного, со всех скальных отрогов вниз спускались лавинные выносы.

Палец с перевала

Впечатлений добавил и кулуар. Посередине текла снежная река. Скалы начали оттаивать и скидывали ледяные глыбы, которые на сумасшедшей скорости летели вниз.

Они издавали неприятный, пробирающий шум. Такое ощущение, что кто-то стоит и трет пенопластом о стекло.

После первых 250-ти метров стали вешать веревочные перила, поскольку вместе с кусками льда, становившимися всё крупнее, со скал начали сходить камешки. Если такая штуковина зарядит в лоб - мало не покажется. Да и вниз лететь далеко. Через пару часов таких мытарств выползли на перевал. Ребята чувствовали себя нормально, я же, мягко говоря, отвратительно.

Палец, похожий на гранитный обелиск павшим героям, был весь в снегу, который при малейшем дуновении ветра готов был сорваться и лавиной обрушиться вниз. Видимость опять стала ухудшаться. Поднялся сильный ветер и мы, опасаясь схватить “холодную”, пошли вниз.

2-ое июня.

Спать снова пришлось до обеда. Вылезали из палатки и в 4 и в 5 и в 6 часов, но картина оставалась неизменной. Пальчики были напрочь затянуты облаками.

Было решено объявить этот день днем санитарной очистки места обитания от мусора и устроить небольшие постирушки. После того, как все было переделано, мы устроили фото - охоту на евражек.

3 июня.

Лена на перевале

И снова плохая погода. На этот раз даже хуже, чем думали. Поднялись к Пальцу, но нас оттуда “сдуло” ветром. С ближних скал, грохоча, как вагонетки, сходили булыжники. Пока, сидя на небольшом выступе, мы наблюдали за этим действом, пропал рюкзак Артема. Вначале посмеялись, но потом оказалось не до смеха.

Оказалось, что он, со всем снаряжением, спутниковым телефоном, фотоаппаратом и другими пожитками улетел вниз, причем в другой цирк. Пришлось целый километр спускаться вниз. При спуске, прямо из под ног Макса, сошла лавина.

Рюкзак валялся в самом низу. Пока летел, из него как из центрифуги вылетели все мелкие вещи, в том числе и дорогой цифровой фотоаппарат. К счастью, вся техника осталась жива.

В общем, нагулялись так, что вечером не попили даже кофе.

Готовимся

4 июня.

Встали рано, в 3.30. В 10 часов я, Макс и Тема уже стояли под Пальцем. Распотрошив рюкзаки, начали обрабатывать маршрут.

Макс

Артем развесил на себе …надцать кил снаряжения и полез, страхуемый Максом. Хотя рельеф не так сложен для лазания, высота и крутизна стены Пальца делала свое дело. Тёма лез медленно.

К 12.00 он пролез первые 40 метров и сделал станцию. Вторым наверх пошел Макс. По пути он снимал оставленное Артемом снаряжение. Один крюк наш первопроходец забил так, что выбить его оказалось просто нереальным. Чуть позже на Палец полезла и я. Рюкзаки, оставленные на перевале, становились все меньше. Если честно, было немного страшновато.

На станции

Когда пролезли следующие 40 метров, стало уж совсем жутко. Стена была сложена из свободно лежащих камней, готовых в любой момент сорваться вниз.

Пока лезли, погода вновь начала портиться, подул ветер, скалы заволокло туманом. В таких условиях лезть дальше было невозможно. В любой момент на голову мог прилететь камень или ледышка. Хотя до вершины остались считанные метры, мы решили спускаться.

Артем Громов

В кулуар кинули 7 дюльферов. Спускаться иначе сил просто не осталось. Кое-как протелепались оставшиеся до палатки два с половиной километра.

В лагерь пришли уже затемно. Мы были настолько уставшими, что не было даже сил приготовить ужин.

5 июня.

Наше время было исчерпано. Машина должна была забрать нас в 6 вечера. Выбора не было.

Ганалы оставались позади, и уже через пару километров из виду исчез и Палец, и другие вершины. Мы уходили оттуда с грустью. Но мы туда обязательно вернемся.