Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Сибирь >

Пишите в ФОРУМ на Mountain.RU

Автор: Юрий Глазырин, г. Красноярск (http://glazyrin.by.ru)
Фото: В. Архипова, Е. Дмитриенко, А. Кухарева

Зимний Кодар.Восхождение Красноярской команды на Царский Трон в феврале 2003 года.


Новый маршрут на Царский Трон
по Юго-Западной стене, 6(з),
Архипов, 2003

Команда и доктор возле избы ГМС

На втором бастионе

В феврале 2003 года состоялась вторая зимняя экспедиция красноярских альпинистов на Кодар. Пройден новый маршрут по Юго-Западной стене Главной вершины массива Царский Трон.

Первое суровое знакомство с природой этих сибирских гор прошло зимой 2001 года. Экстремально низкие температуры в тот сезон и трудности с заброской в район восхождения сильно осложнили выполнение спортивной задачи. Тогда был пройден маршрут на Западную вершину массива Царский Трон, за который команда получила золотые медали зимнего класса Чемпионата России. Стена Главной вершины, более протяженная и суровая, осталась не пройденной. В 2003 году команда знала, к чему готовиться, и прошлый опыт пригодился очень кстати.

Местный альпинист Козлов, живущий в Чаре, вспоминает, что самое холодное время на его памяти - зима 2001 года. "Вот это как раз, когда вы к нам в прошлый раз приезжали". Недели две стоял мороз около -50°, а то и ниже. Сначала была экстремальная заброска. Езда при -50° в открытом кузове с толканием машины в горку, а потом четыре дня пешего пути. По дороге часть груза оставляли и ходили его забирать еще две недели вместо дней отдыха. Ну а лазание по стене при таких температурах вообще трудно себе представить. И как только мы согласились во второй раз на Кодар зимой ехать?

В нынешнем составе экспедиции девять человек. Руководитель и тренер - мастер спорта международного класса Валерий Балезин. Врач экспедиции - Александр Куxарев. В составе спортивной группы пять мастеров спорта: Владимир Арxипов (капитан), Евгений Дмитриенко, Антон Пуговкин, Сергей Черезов, Юрий Глазырин и Дмитрий Цыганов (кмс). В качестве вспомогателя - Алексей Сикилинда.

Команда у нас собралась бывалая. Валера Балезин отвечал за выбор маршрута и общую координацию. Саня Кухарев - доктор-нейрохирург, оставшись без работы, развлекал нас длинными зимними вечерами байками про проломленные черепа. Женя Дмитриенко быстрее всех лазил первым и результативно договаривался с вертолетчиками. Вова Архипов - самый опытный товарищ, ветеран альпинизма. Антоха Пуговкин всегда высказывал здравую мысль в затянувшейся дискуссии. Серега Черезов, как всегда, был символом надежности. Дима Цыганов - тоже богатый опытом альпинист. Леха Сикилинда развлекал ежедневными веселыми картинками в специальном бортжурнале и таскал всегда самый тяжелый рюкзак. Так что общество в безлюдном горном ущелье собралось самое изысканное. Жалко только, нашего постоянного капитана, Олега Хвостенко, не было в этот раз. Пришлось ему ехать на юга, в Антарктиду, честь Родины отстаивать.


Владимир Архипов

Евгений Дмитриенко

Третья веревка первого
бастиона

Одним из основных тактических моментов успеха экспедиции была вертолетная заброска в базовый лагерь. Для эффективной работы при сверхнизких температурах время пребывания в холоде лучше свести к минимуму. Избавившись от изнурительных челночных переходов с грузами, команда сохранила силы для восхождения. Расположение базового лагеря в избе бывшей ГМС способствовало полноценному отдыху в перерывах между выходами на стену. Для ночевок непосредственно под стеной была вырыта снежная пещера, в которой температура не опускалась ниже -5° даже при -40° на улице.

Вертолет - это великая сила, все с этим согласились. Каждые пять минут - сто баксов. Но каков результат! Полтора часа - и мы в уютной избушке, ну прямо как дома на Столбах. Есть где отдохнуть после рабочих выходов на стену. Когда на горе дует ветер и снег со стены постоянно течет рекой, согреться можно только мыслями о теплой избе внизу. Пещера под началом маршрута - тоже ключевой момент в зимних восхождениях на Кодаре. Залез в нее, и нет никакой непогоды и мороза.

Работа на маршруте велась посменно тремя двойками. За десять дней было установлено два промежуточных лагеря на стене, в которых ночевала рабочая двойка. Первый лагерь находился в палатке на полке на уровне шестой веревки. Второй лагерь располагался в платформе, подвешенной на конце одиннадцатой веревки.

Платформа - до чего удобная штука! Да еще когда там запасен коньячок и баночка ананасов! Тогда и мороз сорокаградусный становится не таким уж экстремальным. Зато до работы утром близко, рукой подать. Не то, что жумарить семнадцать веревок из пещеры внизу.

Средняя крутизна стены составила примерно 75 градусов. Бедные рельефом заснеженные "бараньи лбы" перемежались с отвесными и нависающими скальными участками. Рельеф местами был значительно разрушен, на монолитных участках преобладали глухие щели. Основными точками опоры при движении на ИТО служили фифы. Около трети точек страховки было организовано на якорных крючьях, часто использовались "френды". Применение этих современных технических средств сильно ускорило прохождение маршрута. Свободное лазание осложнялось обилием вмороженных "живых" блоков. Протяженность маршрута составила более тысячи метров. Ориентировочная категория трудности 6Б (зимняя).

Больше всех лазил первым Женя Дмитриенко. У него это получается быстрее всех. Где-то одиннадцать веревок - его работа. Лезет он, бывало, двадцать метров несколько часов, а потом в схему УИАА хочет записать четвертую категорию. "Так ведь, там вроде не круто было". А то, что рельеф под фифами рассыпается и ближайшая надежная точка страховки скрылась где-то в снежном тумане позади, как написать? Местами просто камни друг к другу примерзшие стоят, ждут, когда их молотком заденут. Гудящие блоки - вообще норма для южных стен Кодара. Но обошлось все вроде, почти ничего не уронили. Были и монолитные участки, в основном, на "бараньих лбах". Там, наоборот, проблема трещину под крюк найти. Только "якорями" и спасались. Если такой крюк хотя бы на сантиметр в глубину удалось вбить - он уже не вылетит. Главное, чтобы порода не рассыпалась. Тут важно лишнего удара молотком не сделать. Стукнул два раза - и вставай, а то, случалось, на третий удар выпадает кусок скалы - и нет рабочей трещины.

Антоха тоже много полазил первым. Остальные поменьше, но каждый может сказать, что ему достался ключевой участок. С коварным кодарским рельефом все близко познакомились. Цепляешь фифу за гудящую нашлепку и нагружаешь, не дыша. Обычное дело.

Вове Архипову страховать больше всех пришлось, он с Женей в паре работал. Это самая холодная роль. Бывает, надо часов шесть простоять без движения. А если еще и встать некуда - тогда провисеть.

За Серегой с Антохой ночной подвиг по вознесению платформы на одиннадцать веревок в темноте. Хватили парни экстрема в ту ночь, но занесли снарягу во второй лагерь. Вообще, Антоха заметил, что он ни разу за все время обработки и восхождения по светлу не дюльферял. Что бы мы без экономичных светодиодных налобных фонарей делали? При температурах ниже -20° любые батарейки быстро садятся.

Сравнительно быстрое прохождение сложного маршрута в суровых условиях стало возможным благодаря высокой тренированности команды. Кроме неоценимого опыта Кодара 2001 года, две трети команды имели опыт прохождения сложнейшей зимней Стены Троллей по новому маршруту в феврале 2002 года. Почти весь состав участвовал в очном скальном классе Чемпионата России на Ерыдаге в июле 2002 года. В течение всего зимнего сезона на Столбах проводились регулярные тренировки по лазанию на ИТО. Окончательный состав команды формировался по итогам тренировок и Рождественских соревнований.


Утро в платформе второго
лагеря. Дмитрий Цыганов

Антон Пуговкин на перилах

Алексей Сикилинда

На Столбах, конечно, Женя - король ИТО. Бывало, полезут четверо солистов на тренировке на Манскую стенку, так пока остальные за весь день только-только до вершины добираются, Жека уже по второму разу восьмидесятиметровую Стенку проходит. Он и в Норвегии много первым лазил, особенно когда надо было на вершину скорее пробиваться. Только день отдохнуть давали, и вперед, по новой. На Столбах на Рождество Женя в паре с Вовой всех победили в связках. Поэтому и здесь, на Троне, получалось у нашей ударной двойки продвигаться быстро. За короткий световой день они, бывало, обрабатывали больше двух веревок с участками А3, и это при температурах на стене стабильно за -20°. Когда день начинается с отогрева ботинок в платформе, да потом еще перед началом работы надо пройти в темноте нескольких веревок перил.

После десяти дней посменной обработки маршрута команда в полном составе вышла на восхождение. Настал кульминационный момент экспедиции - подъем на вершину. К этому моменту погода в очередной раз поменялась. Потеплело от -40° до -20°, но потепления на Кодаре обычно сопровождаются сильными ветрами. Как правило, в морозную погоду здесь безветренно и солнечно. А "теплый" циклон приносит метели, что только ухудшает ситуацию.

На гребне нас встретила непогода. Дуло так, что в полный рост не выпрямиться. Глаза секла снежная крошка, которая с огромной скоростью пролетала мимо. Лицом к ветру лучше было не поворачиваться - щеки и нос белели сразу. Все время приходилось махать руками, теряющими чувствительность. Вокруг белая мгла, и любование пейзажем откладывалось до лучших времен. Зимний Кодар скрылся где-то внизу в тумане. Мы собрались на узком гребне в двадцати метрах от вершины, чтобы дождаться последнего участника, поднимавшегося по перилам. На высшую точку надо было выйти всем вместе. Первая тройка здесь стояла уже более получаса, и остатки накопленного тепла быстро таяли. Вове пришлось совершить героический поступок - голой рукой написать вершинную записку. Говорили ведь ему написать заранее, но нельзя - плохая примета. Наконец, Серега появился на гребне, и мы прошли последние метры. Сфотографироваться с флагами спонсоров было не так уж просто. Хлопок, и плакатик, сопровождаясь соответственным комментарием, бесследно исчез, вылетев из окоченевших рук. Хорошо, что у нас были запасные.

Дело было сделано, теперь оставался только последний ответственный момент - спуск. По пути вниз надо было снять снаряжение промежуточных лагерей и продернуть перильные веревки. С этой нелегкой задачей группа справилась за один короткий световой день.

Главные приключения, как и ожидалось, начались на спуске. Снаряжение на гору затаскивали постепенно, во время обработки, а снять надо было за один раз. Мы с Серегой поехали вперед разбирать и спускать платформу. Третьим спускался Дима, потом Антон с Вовой, и последним сдергивал веревки Женя. До платформы доехали довольно быстро, разобрали и упаковали ее без проблем. Правда, Серега умудрился выронить вниз котелок с горелкой, когда вытаскивал спальник. Груза получилось для двоих порядочно. Дима остался ждать там же, на месте платформы, чтобы забрать у Антона веревки, а мы вдвоем потащили снаряжение второго лагеря вниз. Сначала Серега взялся нести сразу и рюкзак и баул, но скоро понял, что это не реально из-за обилия висячих перестежек. Тогда решили освободить мой рюкзак от железа и привязать его к Серегиному, а баул я взял на себя. Из него на метр торчали трубы от платформы, которые мы не смогли сразу полностью разобрать. В результате центр тяжести оказался слишком высоко. В общем, этот спуск подарил яркие впечатления, в особенности от перестежек на вертикальных участках перил. Повезло, что была с собой лесенка. В двух веревках от земли баул все-таки перевернуло вверх тормашками и из него посыпалось впопыхах запиханное "железо". Хорошо, что оно было состегнуто в одну связку и выкатилось в сохранности на снег чуть ниже пещеры. Серега тоже хапнул экстрима со своим рюкзаком килограммов в сорок весом. Да и у Димы с Антоном кули получились не легче. Вова с Жекой сделали все аккуратно, даже успели снять почти все веревки до темноты. Только несколько последних веревок пришлось сдергивать с фонариками. Поздним вечером все пришли в избу базового лагеря.

После восхождения основным стал вопрос о выброске группы своими силами до поселка Чара. Значительное количество груза необходимо было доставить до наледи в конце долины (около 30 км), где по телефонной договоренности экспедицию должна была встретить машина. Транспортировка груза на санях из подручных средств по льду реки осложнялась многочисленными участками курумника и тонкого льда с пустотами внутри.


Команда на вершине Царского Трона

Спуск груза по наледи реки Ср. Сакукан

Выброска - отдельная эпопея. Сначала те, кто забыл в Красноярске санки, мастерили себе транспортные средства из подручных материалов. Жека присмотрел раму от электрогенератора. Туда разместили баулы с "железом", вышло килограммов двести. Я создал ажурную конструкцию из трубок, найденных в окрестностях метеостанции. Она проехала по льду целых пять километров, до первого курумника. Серегина "машина" не выдержала даже первого испытания. Леха из деревьев сделал волокушу, но почему-то не стал ее брать. В результате, нас выручила Жекина "телега". Весь груз в конце перекочевал в нее, но зато и тянуть ее вчетвером пришлось. Ну а остальные - люди как люди, катили свои "бобы", сделанные из половинок пластиковых бочек. От пустого льда на реке никто не ушел безнаказанным, все проваливались по несколько раз. Антон все заснял на видеокамеру. Особенно смешно один раз провалился Саня. Лежит на полметра подо льдом в круглой дырке и от смеха встать не может. Леха подошел, и говорит: "Не знал бы, подумал, что ты с самолета упал". Но на второй день похода мы уже не смеялись, когда курумника и пустого льда стало больше, чем ровной наледи. Двухсоткилограммовую "телегу" тягать из дыр во льду уже замучались. Пришлось начинать челночные переходы. Тут нас и спас "Урал" вовремя. Удача, что так далеко смог проехать нам навстречу.

Связь экспедиции с Красноярском и с Чарой обеспечивалась с помощью спутникового телефона системы GlobalStar, предоставленного красноярским КБ "Искра" (торговая марка "Искра-пейдж"). Информация передавалась раз в несколько дней и размещалась на интернет-сайте http://www.stolby.ru. Большую помощь экспедиции оказала красноярская фирма "Рок Пилларс". Она обеспечила команду штормовыми костюмами, палатками и тентами для платформ. Экспедиция была организована Комитетом по физической культуре и спорту Администрации Красноярского края. Восхождение совершено в рамках зимнего класса Чемпионата России по альпинизму.

Спутниковый телефон - очень полезная штука. Если надо узнать, как наши парни в Антарктиде продвигаются, или долгосрочный прогноз погоды попросить в Красноярске - легко. Слышимость лучше городского телефона. Иногда можно и с родственниками пообщаться, чтобы им перезванивать друг другу не приходилось. В костюмах от "Рок Пилларс" мы уже ходим с лета, с Чемпионата на Ерыдаге. Ругаем, конечно, то карманы лишние, то пачкаются быстро, но от ветра они защищают. На горе проверили. И платформа наша лучше всех, была испытана в суровых условиях. Так мы и выжили этой зимой на Кодаре, благодаря опыту и продуманному снаряжению. И успешно прошли новый маршрут в зимних условиях, самый сложный в этом районе.


Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999- Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100