| 
               
                | Автор:  
                    Вячеслав Мирошкин, БишкекФото: Александрова В.
 |  Снежное (лыжное) сафари или хелески на Тянь-Шане
 
               
                |  Киргизкий хребет рядом с Бишкеком
 |  За две недели до начала программы, мы с Василичем 
              (Александров Вячеслав Васильевич-директор фирмы Эдельвейс, он же 
              руководитель программы, он же один из Гидов) изучив списки клиентов 
              предположили, что народ дисциплинированный и достаточно опытный 
              - всем под сорок и выше. Больше всего удивляла дата рождения одного 
              из приезжающих – 1930 г. Получается что человеку 73 года. Ну, может 
              в вертолете сидеть будет или опечатка какая. Возраст вроде не для 
              экстремальных забав.  На улице темно и прохладно, 5 часов утра. Перетаскиваем 
              из офиса в автобус все: акъя, веревки, лыжи, рации, посуда и всякая 
              разная всячина, что я неделю собирал на программу хелески. По-утреннему 
              тупо хожу по офису, из комнаты в комнату, заглядывая в углы и холодильник 
              – вроде ничего не забыто. По пустынному городу автобус выезжает 
              в аэропорт - встречать наших австрийских клиентов, прилетающих из 
              Москвы. Вообще-то они летели Вена-Стамбул-Бишкек, но менее чем за 
              сутки до их вылета что-то поломалось в атмосфере, и в теплой Турции 
              начался снегопад!? У нас же в Бишкеке не по-зимнему сухо и тепло. 
              Бело-голубая Аэрофлотовская ТУ-шка благополучно приземляется в аэропорту 
              “Манас” и рулит к аэровокзалу мимо огромных серых Натовских грузовых 
              самолетов, стоящих без дела на стоянках. Основной контингент военной 
              базы НАТО “Ганси” съехал полгода назад, наверно забыл свою технику 
              и самолеты … 	 
               
                |  Старт из Бишкека
 |  Часа через полтора выходят наши клиенты: они определяются 
              легко – по спортивным курткам и чехлам с лыжами. Оперативно грузим 
              весь клиентовский эквипмент в нашу “Сетру” и едем в еще не очень 
              проснувшийся Бишкек завтракать. Человек пять завтракают почему-то 
              пивом … мотивируя это тем, что они почти 9 часов сидели в Шереметьево. 
              Мы с пониманием что-то мычим и не осуждаем. Все, теперь торжественная 
              часть приема закончена – начинаются трудовые будни – на площадку 
              и в вертолет Теперь обратный процесс разгрузки – из автобуса в вертолет. 
             
               
                |  Тесновато в вертолете-но весело
 |  К “нашему”(принимающей фирмы и гидов) барахлу и 
              клиентовскому эквипменту прибавляется и всякие вертолетные заморочки 
              в виде огромной желтой топливной бочки посреди салона, всевозможных 
              шлангов и предметов, известных только техникам вертолета. Все это 
              ровными слоями забиваем в чрево МИ-8МТВ - получается это у нас хорошо 
              - есть даже место для 17 клиентов и нас Взлетаем и вдоль Киргизского 
              хребта устремляемся на восток к озеру Иссык-Куль.  
               
                |  Зимний пансионат Рохат
 |  Через 1,5 часа, приземлившись на баскетбольном 
              поле пансионата “Рохат”, повторяем привычную операцию перетаскивания 
              вещей - теперь из вертолета в гостиницу. Начинает посещать мысль, 
              что для одного дня многовато, хорошо, что все лыжи ( пар 30… основные 
              и запасные), спас инвентарь и главное – огромная желтая бочка остаются 
              в вертолете.  Определившись и устроившись в номерах, идем обедать. 
              Так как на дворе февраль, то в столовой пансионата мы одни: клиенты, 
              гиды и экипаж вертолета – всего 25 человек. Теперь уже человек 10 
              австрияков желают обедать пивом и мы в связи с зимним закрытием 
              бара предлагаем альтернативу – водку. Благо 2 ящика мы возим с собой. 
              На замену легко соглашаются все клиенты Но по глазам видно что пиво 
              однако хотят и я провожу беседу с персоналом гостиницы и столовой 
              на тему: “Европейцы, мол пиво любят и пусть его будет много…”. Персонал 
              внял и всю последующею неделю героически реализовал десятки и десятки 
              бутылок…превратившиеся к концу программы в сотни..  
               
                |  Площадка в Рохате с которой мы улетали
 |  После обеда идем к вертолету проводить инструктаж 
              по ТБ – заходить выходить - вот так, лыжи сюда, сами туда, не курить 
              (тем более что никто и не курит), снежки, камни, шапки в лопасти 
              не кидать, бочку с горючим беречь и лелеять ….На склоне быть внимательными 
              и пипсы (лавинный радиодатчик) включать всегда….  …Народ внимательно слушает и одобрительно кивает 
              - всё понятно. К вечеру, после ужина, сюрприз - турлидер австрияков 
              Херман Триппагер просит 17!!! Бутылок водки. По бутылке на брата. 
              Улыбаемся, соглашаемся и отдаем. Плакал наш стратегический запас 
              спиртного на всю программу.. “Василич, говорю - надо искать машину 
              (желательно грузовую) или лететь вертолетом в ближайший магазин, 
              а еще лучше начинать гнать самогон. Иначе к завтрашнему вечеру мы 
              алкогольные банкроты! И твой девиз: “Довольный клиент- нетрезвый 
              клиент” превратится в “Непьяного и недовольного”… “Не дрейфь, Славуха!” – отвечает тертый туроператор 
              и опытный хелескишник Василич -даю добро на закуп спиртного!” И 
              моя финансово подотчетная душа успокаивается, и я иду спать, складывая 
              в уме дебиты и кредиты.  Утро следующего дня вопреки радужным прогнозам интернетовских weather.com, 
              ru, kg было пасмурным. Все дружно начинаем звонить по сотовым телефонам 
              в Бишкек. Вертолетчики – в метеослужбу аэропорта, Василич - в офис, 
              я – своей жене. “ Ира, смотри компьютер – Что с погодой?” Минут 
              через 15 изучив все доступные сайты, моя жена перезванивает и сообщает, 
              что у нас ясно, без осадков и то, что мы сейчас видим на небе – 
              это, явно мираж. В иллюзию могли поверить клиенты после вчерашней 
              водки и пива - но я то не пьющий!!!! С тоской смотрим на закрытый 
              облачностью Кунгей и переносим взлет на час позже. Но как бы оно 
              не сложилось, начинаем собирать Джентльменский набор вертолетных 
              гидов: рацию в карман(орехи колоть), пипсу на себя (дорогая очень-еще 
              украдут), в рюкзак камуса (это если вдруг придется играть в Сибирских 
              охотников ), аптечку (уколоться и забытья), лавинную лопату (отгонять 
              барсов и кровожадных горных орлов), обвязку (это вообще альпинисты 
              придумали), запасные очки, перчатки, фотоаппарат (что-бы поменять 
              у аборигенов на хлеб и кров) и т.д.(а вдруг пригодится). У меня 
              получалось 6-7 килограмм. У Василича плюс спутниковый телефон (это 
              чтоб еще пару вертолетов вызвать) Подтягиваемся к вертолету, 
              предвзлетная суета. Проверяем работу пипсов у себя и всех клиентов, 
              спрашиваем друг у друга не забыл ли то или это… Все, добро на 
              взлет есть. Летим. Через десяток минут вертолет подходит к главному 
              хребту и Василич оборачивается ко мне и кричит на ухо “Не пройдем, 
              давай искать склон здесь в предгорьях” Что мы и сделали посадив 
              вертолет выше лесной зоны.  Народ выходит из вертолета и опять сюрприз – семидесятитрехлетний 
              Руди выносит лыжи “Фишер тур экстрэм” и уверенно встегивается в 
              крепления “Титанал”. Мы переглядываемся, а дедушка то крут – еще 
              и скитуром балуется. Но на всякий случай приставляем к нему гида 
              Валерия Буйкова (опытнейшего горнолыжника и тренера). Сделав два спуска в лесной зоне, и увидев что перевалы 
              открылись мы перелетели на хребет, но сильный ветер очень затруднял 
              высадку на склоны и сделав еще два спуска по ледникам мы вернулись 
              в отель.  Следующий день лег серым пятном на репутацию нашей солнечной страны. 
              У озера шел дождь, по горам снег. Мы не летали. Поехали в ЧолпонАту 
              восстанавливать утраченный запас спиртного и купили огромный торт 
              для клиента, у которого случились именины. Себе купили карвалол, 
              валидол, валерьянки и вату в уши чтоб не слышать вопросов о погоде. 
              Народ пил пиво и вновь привезенную водку и играл в бильярд. И целый 
              день мы ходили то в сауну, то в столовую, то в бассейн… Вечером 
              поздравляли именинника, ели торт и слушали телефонные сообщения 
              друзей, ехидно сообщающих что в предгорьях Бишкека выпало до 50 
              см снега …. В общем день пропал в курортном разложении - мы лыжники 
              а не курортники –снегу хотим!!!! Летать хотим!!!!...Даёшь хорошую 
              погоду…. А то еще один такой день и полный провал…. Утром, услышав наши мольбы, погода есть. Последние остатки облаков 
              к моменту взлёта удалились на запад и видимость “миллион на миллион”.  Вперед к склонам Кунгея. Подлетаем к местам катания - голубое 
              небо, сияющий белый снег и яркое солнце в подарок за бездарный вчерашний 
              день.  Садимся в снег - выгружаем из вертолета все лишнее (и нашу любимую 
              топливную бочку). В вертолете остается самое необходимое (экипаж 
              и 20 маньяков лыжников- где 3-е из них получают за это деньги) т.к. 
              работать будем на высоте более 4000 м. Вертолет садится на твердый 
              как цемент “Портланд” снег перевала и выгрузив нас уходит резко 
              вниз. Встаем на лыжи и Василич командует: “Слава и Валера – замыкающие, 
              я и Херман – первые”. Метров через сто зубодробильного перевального 
              фирна начинается то, ради чего лыжники едут в далекие страны и платят 
              большие деньги. НАСТОЯЩИЙ ВЫСОКОГОРНЫЙ ЦЕЛИННЫЙ СНЕГ!   Лыжники один за другим, вначале осторожно, затем агрессивно преодолевают 
              первый крутой сброс склона и начинают скрываться за перегибом. Дедушка 
              Руди бодро нарезает дуги вслед за своим сыном и сестрой и 
              со спины совсем не похож на дедушку. Мы с Валерой проводив взглядом 
              свистящих и кричащих от восторга клиентов едем вниз и на пологом 
              выкате я уверенно и профессионально втыкаюсь в снег…В голове думы-“а 
              чё это вдруг?... Так тебе и надо фраер! Вдруг не бывает! Открыл 
              варежку на чужую красивую езду…. Хорошо не видят клиенты и враги” 
              Пытаюсь встать, упираясь на палку (135см) - опоры нет! Уже запихал 
              и руку в снег - опоры нет! А где планета Земля? Снял рюкзак и уперев 
              в него палки встал. Махаю рукой Валере - всё ОК! Я же чемпион по 
              падению в снег на лыжах - меня сбивали бордеры, таранили Акьей, 
              отрывали вместе с бугелем от ратрака - и всё нормально даже лыжи 
              не отстёгиваются…Отряхиваю следы позора и догоняю всех. “Как, - 
              спрашивают австрияки, - снег БигСлава? (между мной и Василичем сантиметров 
              20 разницы в росте, и оба мы Славы). Авторитетно так отвечаю - Вери 
              Найс! Гуд Кандишн!!!.  А сам думаю – “мягкий падать хорошо…” Все аплодируют Валере и его классной, мощной технике спуска. В 
              отличии от европейцев, мы ездим широкими длинными дугами. И лыжи 
              у нас 195 см. против их 160-170. Гор у нас валом - и что мельчить-то? 
              Австрияки же идеально и аккуратно расписывают снег-след к следу 
              - эх экономная Европа…  Народ явно адреналинит и к впечатлениям о хорошей водке, гостиницам 
              и девушкам добавляет и отличные склоны и снег! А сами на склоны 
              и кулуары покруче смотрят и бурно обсуждают на немецко-австрийском 
              наречии видимо, варианты спусков.  Эээ-нет ребята - стоп! На то мы и Гиды - Это лавина, там тоже 
              лавина, а там трещины. Так что давайте по нашим правилам играть! 
              Дисциплинированная Европа соглашается.  Последующие события рассказывать бессмысленно - мы спускались 
              к вертолету - затем перелетали на новый склон и спуски, спуски и 
              спуски. И так пять оставшихся дней, которые отличались друг от друга 
              только понятием - очень хороший и отличный. И рассказывать о том “Ух какой снег” и “Ах какой склон”- невозможно. 
              Остаются воспоминания, и фото.  И пока я фотографировал и прятал в рюкзак фотоаппарат, 
              народ уезжал далеко вниз, и я намерено забывая о всяких винто-угловых 
              стойках, годилях и плоском ведении лыж отпускал свои Бандиты прямо 
              вниз.  Лыжи выпрыгивали из снега и разгоняли меня до скорости, 
              когда воздух становился упругим, и я раскидывал руки горизонтально…и 
              в эти минуты полета по огромным пространствам снега я твердо сознавал 
              - это и есть СЧАСТЬЕ - ЧИСТОТА, СВОБОДА И СКОРОСТЬ…     |