Горы мира > Тянь-Шань >

Авторы: Марина Попова, Настя Козлова, Красноярск

Зимняя Арча и девочки

Марина Попова
Нас было четверо, и у нас были наполеоновские планы на зимние восхождение в Ала-арче.

В итоге привезенный снизу вирус сделал свое дело - Катя Репина вынуждена была спуститься в Бишкек с подозрением на воспаление лёгких. Все обошлось, но здоровье не позволило Кате подняться к нам и помочь воплотить наши планы в жизнь.

Остались втроём, планы стали куда менее наполеоновскими. Решили, что на совсем сложный маршрут лезть уже не хочется, всё ж зима, горы, дело серьезное. Включили разум, так сказать.

Стали смотреть на пик Бокс. Известный маршрут Михайлова уже схожен-перехожен. Даша и Настя ходили его два года назад. Да и пока мы были в районе, его сходило две команды.

Пик Бокс 4240 м

Стали думать про маршрут Селиверстова (тоже 5Б) на тот же Бокс. Спуск пешком - что явный плюс, учитывая возможную непогоду и и точно возможную усталость. Из минусов - маловато информации о маршруте. Есть описание, но тактика первопроходцев "не наша": два дня обработки, а потом добивка маршрута в виде нон-стопа с шести утра до трёх часов ночи. Тяжеловато. Не эффективно (для нас). Других данных о прохождениях не нашли.

Идем на подход

В итоге, рассмотрев линию в бинокль, кидаем с собой в баул, не только палатку, но и гамак, который планируем набивать снегом, если будет беда с вытаптыванием полок.

Подход под маршрут

С вечера заносим рюкзаки под маршрут. И уже следующим утром в темноте и почти налегке бредем в сторону Бокса.

Начинаем лезть - из камина от лидера летят камни и лёд, но чудесным образом все пролетает мимо.

К вечеру подходим под основную и более крутую часть маршрута. Наклонные полки есть, снег есть. Но полку вытоптать нереально. Рассыпчатый, как крупа, снег просто скатывается вниз. Настя и Даша обрабатывают несколько веревок, я топчусь с гамаком - дублирую станции, перетаскиваю баул, вешаю гамак, пытаюсь одновременно расправлять его, держать и набивать снегом. Короче два часа пролетели незаметно. Полка получилась узковатой, но для нас троих вполне пойдет.

Нижняя часть маршрута, первый день, подходим под стену

На утро с рассветом жумарим наверх то, что обработали вечером, а это две полных веревки. Оптимистичный план - долезть сегодня же до верха, реалистичный - долезть до ледовой речки. Реальность побеждает, в районе 5 вечера стоим под речкой. Втроём и с помощью гамака полку делаем минут за 15! Причем просто в снежном кулуаре со снегом. Быстро, легко.

Нижняя часть маршрута, первый день

Ложимся спать. Вторая ночь холоднее, снежная крупа сыпется в палатку через вентиляцию, бр.. Даша вообще проснулась головой в сугробе (в палатке, да). После второй ночёвки утренние сборы занимают уже не два часа, а почти три - устали как-никак. Ледовая речка оказалась круче, чем мы ожидали. Но к двум часам 23 февраля уже стоим на гребне. Откровенно стремными стали последние 20 метров перед ним. Во льду вморожены и лежат друг на друге камни средней величины, все это пытается упасть прямо в речку, где и наша станция. Повезло. Никто ни в кого не попал. Но не понравилось.

Камин, нижняя часть маршрута, первый день

Тащим вещи по гребню до спускового кулуара, далее бредем на вершину. На вершине шквальный ветер - пишем записку- быстро уходим к вещам. Вниз по кулуару идём, спотыкаясь под тяжестью баулов, то проезжая по снегу по 10 метров, то проваливаясь по пояс в рыхлом снегу.

Первая ночёвка с дрона

На леднике нас, к нашей непередаваемой радости, встречают Денис Прокофьев и Валерий Викторович Балезин. Ура, забирают практически все железо, приносят чай и сладкое. Спуск по Крокодилу почти приятен и не напряжен. Вот такое приключение на три дня!

Настя Козлова:
Решение поехать долго обсуждалось и обдумывалось, особенно из-за состава.

Что лезть - решили сразу, а вот "с кем", тот еще вопрос! Основной состав Даша, я, и Марина, четвертой, после раздумий и утрясания планов, стала Катя Репина, чему мы были несказанно рады!

Второй день. Начало ледовой речки

Приехали в Бишкек, забросились на хижину Рацека. Сходили акклиматизационную открывашку на п. Учитель 4530м и после дня отдыха пошли на п. Байчичекей 4515м маршрут по ледовому кулуару западной стены или в простонародье "Сопля". Как оказалась, одна из участниц чувствовала себя не очень хорошо и к концу маршрута поняла, что заболела. Даша отбила, а затем не заметила как поморозила палец до 2й степени, кого-то просто одолела простуда. Было принято решение спускаться в парк Ала-Арча на 2200м, для отдыха и восстановления. Отдохнув 2 дня и отправив Катю в Бишкек, мы втроем, Марина, Даша и я, пошли обратно на Рацека. После уже пришло сообщение от Кати, о плохом самочувствии и подозрении на пневмонию и возвращении домой(был бронхит, сейчас уже здорова). Мы же тем временем сходили с ночевой на Коронские, для лучшей аклимухи. Было предложено лезть на Бокса 4240м н.у.м маршрут Селиверстова 5б по С стене. Мы понимали что Корею втроем мы не потянем! При помощи различных средств и современных технологий начали изучать наш маршрут, на котором не было людей, по некоторым данным с 2013 года, по другим с 2016г, короче давно! Пялились в бинокль, летали на коптере и все ради того, чтобы понять есть ли там полки под палатку? Нужно ли тащить снежный гамак весом 1.3 кг? Поняли, что таки да, нужно. Под тяжестью рюкзаков ползли долго и тяжело, думалось, что если включу девочкам "Меладзе -три реки" и "лада седан баклажан" будет веселее, но чет не повеселели, а сопение за спиной, только усилилось. Добравшись сделали станцию и полку, положили нашу "личинку-баул" и потопали обратно.

Второй день. Основная часть маршрута

21 февраля, подъем в 03:45, в 04:00 завтрак, в 04:30 выход. К 6 часам мы подошли и начали одеваться. Примерно в 7:00утра Даша начала лидировать на первом участке, камине, попутно скидывая камни, мы стояли в стороне, по нам не попадало. Я работала второй, Марина тягала баул. В таком порядке долезли до покатой полки, Марина осталась обустраивать ночевочное место, мы же с Дашей поменявшись, полезли обрабатывать следующие веревки. Успели обработать 2 полные веревки и поехали вниз.

Второй день

Нас ждала уже установленная палоточка на небольшой полочке, сквозь боль и слезы со слов Марины, небольшой край палатки благополучно свисал в пропасть. У нас был большой сквозной спальник "валет-трешка", двое ложатся в одну сторону, один в другую. Спать получалось урывками, было тепло. Снились даже сны. Наш второй день начался с раннего подъема в 04:00 утра, сборов и увлеееекааательного жумаринга в 2 веревки, а парни, судя из описания, два дня ходили и обрабатывали маршрут, а затем жумариои это все...

Второй день, ИТО

Целью этого дня было вылезти как можно раньше под лед и попытаться залезть до пешеходного гребня за день! Но увы. Под лед и на нашу уже вторую ночевочную полку вылезли в 17 часов. Да и как стало ясно на следующий, физически не вывезли бы. Втроем быстро сделали полку из гамака и снега, поставили палатку и еще при свете дня забрались в палатку. Спали по тому же принципу что и в первую ночь. Единственным отличием было то, что в внутрь задувало снег и образовывались сугробы. На следующий день встали позже, шикануть решили и "выспаться". Лезть начали в 9 утра.

Вторая ночёвка с дрона

Я вроде бы неплохо овладела ледовыми таинствами потому и вызвалась лезть первой. Девчонкам прилетало нехило так льдом. В какой-то момент от общей усталости перестала кричать "камень" на всякую мелочь, орала только на крупные глыбины. К тому же лед оказался круче чем в описании - градусов 70, вместо обещанных 60-65. Так мы и двигались, медленно, но верно вверх. Под собственные маты я, и суровые, иногда, доносившиеся от Марины. Скальный пояс перед гребнем оказался очень развальным, пыталась двигаться аккуратно, но большую часть камней скинула веревками. Опасались перебить веревки и потому Даше с баулом сделали страховку.

Веревка перед выходом на гребень

Выбравшись на пешеходный гребень, перевели дух, упаковались и пошли до спусковой перемычки от куда пошли до вершины налегке, оставив вещи. На вершине были не долго из-за сильного ветра. Написали записку, сделали фоточки и пошли вниз где нас встретили, напоили чаем и разгрузили Денис Прокофьев и Валерий Викторович. Что могу сказать мне очень понравился лед на леднике, который мы переходили до крокодила, горизонтальный лед, идешь, рассматриваешь текстуры, ммм красота.

Даша Серюпова, Настя Козлова, Марина Попова

М.Попова, на вершине сильный ветер

Настя Козлова

Маршрут офигенный, странно почему его не ходят так же часто как соседнего Михайлова. Ведь тут есть все и лазание в кошках, и ИТО, а на вкусненькое лед в конце! Не было ничего из ряда вон. Маршрут советую))

Немного цифр про маршрут:
Тянь-Шань, Киргизский хребет, ущелье Ала-Арча. Маршрут Селиверстова 5б на п. Бокса 4240м по левой части С стены. Второпрохождение (?)
Маршрут комбинированный. Перепад высот 800м. Протяженность 1100м. Средняя крутизна основной части 80 градусов. Общее количество ходовых(рабочих)часов команды 27ч. 2 ночевки на маршруте. 2,5 дня

Команда:

• Марина Попова
  • Серюпова Дарья
  • Анастасия Козлова
  • Полок для палатки на маршруте нет, но благодаря снежному гамаку их получилось сформировать из снега.

Первая часть маршрута: развальной камин и снежные кулуары, есть живые камни. Свободное лазание до III - IVкт. сл и ИТО.
    Вторая часть: продолжающийся камин, более узкий, переходящий в ключ маршрута -щель, под якоря, ИТО А2. До крыши(ледовой части) так же перемежающееся ИТО(его больше) с лазанием, есть карниз 5м. Сама крыша состоит из ледовой речки в 4 полных веревки по 60м в 60-70градусов. После первой веревки льда, идет веревка микстового участка и затем снова лед уже до выхода на гребень, он осуществляется по развальным скалам 20-25м. По гребню пешком до спусковой перемычки, где можно оставить вещи и налегке дойти до вершины.