Люди и горы > Люди >

Итоги 2021 года
По версии Mountain.RU
Прорыв года

От редакции: 4-5 августа 2021 года Надя Оленёва, Маша Дюпина и Марина Попова прошли новый маршрут на девственную вершину пика Острый, 4818м, не за неделю, как мы уже привыкли читать в отчётах про восхождения девочек, а вполне спортивно, особенно с учётом непогоды.
За первопроход на пик Острый они заняли третье место на чемпионате России, и конкуренция в этом году была не слабой.

Не то, чтобы нам захотелось приподняться на модной нынче гендерной теме, но ведь от них уже не отмахнёшься: в России появилась классная адекватная женская команда, способная ставить перед собой реальные цели и идти к ним.

Это кроме того, что они просто красивые.

Надя Оленёва

Самый живой вопрос обычно - про женский альпинизм.
Я не только с девочками в горы хожу, но если восхождение в женской команде, то оно вызывает больший резонанс. Это подталкивает.

В этот раз нашу команду собрала именно цель - безымянная гора, которую мы увидели на фото и загорелись.
До этого таким составом мы не ходили, хотя были хорошо знакомы. С Машей у нас уже было несколько совместных проектов.

Женской командой ходить, конечно, тяжелее. Что бы там ни говорили, парни все-таки физически сильнее.
Есть Катрин Дестивель, которая лазала и ходила сильнее, чем мужики. Есть Сильвия Видаль, у нее специфический стиль, но так ходить никто больше не решается, это факт.
Они исключительны своим существованием.
В российском женском альпинизме нет таких примеров, но может быть, когда-нибудь появятся.

Про Острый
Он был, как загадка. Я увидела фото в отчёте похода группы Сергея Романенкова, из этого же отчёта узнала, что на него нет маршрутов. Потом списывалась с Сергеем, просила прислать фото в хорошем качестве. Он отзывчиво помог, и уже на самых ранних этапах подготовки у нас было достаточно много информации.

Мы ехали в район не просто, чтобы залезть "какой-нибудь первопроход", нашей целью была конкретная гора, и мы до этого видели ее только на фото.

Самое интересное для меня - это претворять идею в жизнь, в том числе и в альпинизме. Рассматривать фото, изучать карты, потом искать гору, рассматривать стену в бинокль, выбирать лучшую линию и в конце прикоснуться к горе, понять правильно ли мы все себе представляли и рассчитали.

Забавный момент был. Мы гору нашли не сразу.
Когда пошли из базового лагеря делать первую заброску, прошли мимо крутого взлета в нужный нам отрог, поднялись на ледник и ушли дальше.
Пришлось возвращаться, больше двух часов потеряли.
Потом долго смеялись, о том, что бывают сильные альпинисты, а бывают умные. Вот мы, видимо, сильные )

В первый день восхождения погода была ужасная.
Впрочем, ужасная она была и до и после.
Мы решили лезть, понимая это.
Уже на маршруте было много сомнений у каждой из нас, но мы их озвучивать не решались.

Несколько часов шел снег, потом светило солнце, потом опять снег и так целый день.
Когда видимость падала до 15-20 метров, я думала, куда мы вообще лезем, может лучше дюльфернуть.

Лезли мы медленнее, чем могли бы в хорошую погоду, конечно.

Под вечер первого дня сил совсем не было, но мы очень радовались, что успели пройти все крутые участки до гребня.

Маршрут получился классный. Если бы это был популярный, легкодоступный район, то его бы ходили часто, я уверена.

А самая вкусная юго-восточная стена так и стоит не тронутая. Мы ее долго рассматривали и очень хотели, но из-за постоянно плохой погоды решили лезть более простой контрфорс.

Кто мы?

Маша - бухгалтер и владелица кошек, как она сама себя часто называет.
Самая рациональная из нас, всегда готова всё рассчитать, раскладку, снаряжение, всё в табличку занесет, у нее всё посчитано и ничего не забыто!

При этом Маша всегда за любой кипишь. В прошлом году я её позвала лезть маршрут Дорро на Гайкомд, а она без лишних вопросов говорит - давай, полезли.

Мы просто сели в машину после чемпионата России, поехали в Осетию и полезли. Она то в Арчу зимой всех ехать подобьет, то на курсы по видеомонтажу запишется, человек-движок в общем.

Марина самая опытная из нас, строгая и спокойная.
В горах её мало чем удивишь. Мы познакомились на красноярских Столбах, когда я приезжала на школу и трэд-контест.

Меня тогда поразило, насколько спокойно красноярцы лазают по столбам без страховки и естественно чувствуют себя на скалах.

Марина - истинная и невозмутимая столбистка.

Про себя писать мне всегда как-то странно. Я из Перми и люблю горы.
В последнее время провожу в горах большую часть времени, это для меня и спорт, и работа.

Но так было, конечно, не всегда. По профессии я - инженер, и даже успела поработать конструктором на авиационном предприятии, а потом много лет была руководителем организации – скалолазного центра в Перми.

Так что альпинизм – моя третья по счету профессия. Целиком в работу инструктором я погрузилась только в этом 2021 году, пока всё идет отлично, но работа, прямо скажем, не из легких.

За этот год дома в Перми я была три недели в январе, две недели в июне и вот сейчас перед новым годом уже третью неделю живу.

Всё остальное время в поездках, работаю, в основном, в Крыму и на Кавказе, а со своими спортивными планами была в Киргизии, Ергаках, на Столбах, в Альпах.

Звучит как мечта! Путешествия, любимое дело, близкие по духу люди, спорт. Но в таком жизненном графике есть и подводные камни.
Накапливается усталость от частых переездов, порой просто радуюсь, когда можно оставаться на одном месте и никуда не ехать.

Часто скучаю по родным и друзьям в Перми, когда редко видишься, отдаляешься от людей, и иногда я чувствую себя одинокой без них.

Перед тем, как я приняла решение о постоянной работе в горах, были мысли и опасения о выгорании, не надоест ли это всё. Пока не надоело.

Главное, как и в любой работе, уметь отдыхать. Я стараюсь планировать себе периоды отдыха, чтобы была свободная неделя между группами, и месяц, а может и два в год (как у меня сейчас) без «горных» планов и больших физических нагрузок.

Соблюдение такого правила дает организму восстановиться и накопить силы для новых проектов.

Это требует хорошего уровня самоорганизации, впрочем, как и любая работа «на себя».
За время отдыха нужно соскучиться по горам, чтобы снова захотелось лезть куда-то.
Это внутреннее желание очень важно, оно дает силы и мотивацию к тренировкам.

Мотивирует меня обычно цель: гора или проект, а еще люди. Но не какие-то кумиры или известные альпинисты, мотивируют люди, с которыми я хожу в горы.
Их пример, их рассказы, совместные тренировки и планы.

Ключ в реализации любого проекта – это команда. Если есть люди, объединенные одной идеей, одной целью, то все остальные вопросы с финансированием, временем, тренировками, всё решаемо.

И наоборот, если в голове есть какая-то идея, но ты не можешь найти напарника, то это становится самым большим камнем преткновения.

Альпинизм все-таки командный спорт. Соло-восхождения – отдельная история с очень сильной психологической составляющей, должно быть желание остаться одной, погрузиться в себя и в маршрут.

У меня был такой небольшой период времени в моей альпинистской жизни, а теперь не хочется. Просто не хочется и всё.

Сейчас мне интересны первопрохождения и экспедиции в непопулярные районы.

Чтобы прокладывать свой путь, нужен определенный уровень мастерства и опыта.

Кажется, мы, наконец, доросли до этого.
Хочется развиваться и реализовываться в этом направлении.

Маша Дюпина и её рассуждения о том, о сем.
И о горах

Начнем с того, что я - обычный человек. Ничем не отличаюсь от большинства, имею абсолютно тривиальные жизненные цели и ценности: я люблю своего мужа, мне нравится зарабатывать деньги, быть самодостаточной, умной, красивой.

Так сложилось, что при этом я люблю еще и горы. Точнее чувствую зависимость от прохождения маршрутов.
Но на вопрос «почему?», я не знаю ответа.
Я догадываюсь, что эта любовь связана с тем, горы — это стихия суровая, сложная.
Это лишения, преодоления, конфликты.
Постоянные сомнения, поиски правильного решения при массе неизвестных составляющих.

Наверное, в силу моего характера, мне нравится ставить себя в априори интересные условия.
Вероятно, это часть моей непростой натуры, или путь реализации тайных личных амбиций.

Конечно, я понимаю, что горы – это большой риск. Я осознаю, что в некий момент в будущем риск может превысить мои физические и моральные способности остаться живой.

Я прекрасно отдают себе в этом отчет. Но кто не рискует?

Не меньший риск ездить не пристёгнутым в автомобиле или курить. Или даже иметь отношения.
Но большинство людей не отказывают себе в ряде удовольствий только из-за наличия риска.

Я уверена, что риск - это природа человека. Qui ne risque rien n'a rien. Только в горах выигрыш ассоциируется не с материальными благами.
До тех пор, пока я ловлю необъяснимый и неуловимый кайф от процесса горовосхождения, я не могу отказать себе в праве поехать в горы ещё и ещё раз и пройти новый технически сложный маршрут.

Безусловно, на маршруте мне бывает страшно. И более того, иногда я задаю себе вопрос «а нахрена все эти страдания?», «ну чем тебе Италия-то не зашла?».
Но вечером в палатке ловлю себя на мысли «ну как же всё-таки кайфово!». И как же хочется повторить!
И в этом противоречии и есть вся суть и истинная причина.

Ну какой там отель, что я в них не видела. Скукотища.
А тут Такое!
Расскажешь друзьям, как ты висел три дня на стене, так крутят пальцем у виска. Ну бог с ними. Не понимают.

Все спрашивают: «А как вы там в туалет ходите навису»?
Как будто поважнее вопросов не нашли.
Ну какой туалет, товарищи, если последний раз ты съел в пять утра пакет гречки 50 граммов и после этого двеннадцать часов пахал без устали. Ну какой тут туалет.
Тут лишь бы найти место под палатку, лишь бы успеть долезть до полки, где приткнутся до утра.

Но если говорить о самом-самом, то самое офигенное, что меня цепляет в многодневных стенных маршрутах, это ночевки. Честно.
Не стена, не лазание, не рельеф. А именно романтика стенных ночевок.
Извините, другого слова как «романтика» подобрать не могу.

В моей жизни стенных ночевок было не так уж много (15, наверное), но каждая их них – это отдельный, неповторимый кайф.

У меня даже есть самые любимые: в гамаках на Кязи, на зимней стене Бокса и Байчечекей, на вершине Асана под потрясающим звездным небом.

Ради каждой я готова повторить некоторые маршруты.
Да, было сложно. Да, холодно. Да, если одну хлебную корку на троих (да простит меня Женя, я не рассчитала наш рацион).
Да, вся одежда вымокла, и стучали зубы, но по силе и эмоциональности впечатлений никогда не сравнима для меня будет даже самая херовая ночевка на стене ни с одним отелем в Цюрихе или Милане, в которых мне довелось ночевать.

Согласитесь, в этом что-то есть. Не знаю почему, но мало событий в жизни вызывали такой же щенячий восторг!
Разные воспоминания от новых мест постепенно стираются.
А эти безумные ночевки нет, они будут со мной всегда.

Про команду

Команда супер важна. Причем самое важное – прямота и простота общения с напарником.
Это когда то, что ты думаешь и говоришь человеку в лицо, совпадает.

Думаешь «ну козел», говоришь «ну козел!», получаешь при этом, что называется «в морду», но при этом у тебя с человеком честные отношения.
Вы разобрались, кто козел и почему, друг друга поняли.
Немного утрирую, но суть такова.

Я не сразу пришла к такому выводу, но мне повезло, в последнее время я поняла, что в горах это работает только так.
Потому что твой напарник – это, по сути, второй ты.
Ты доверяешь ему свою жизнь, он выслушивает твое нытьё и твои проблемы.
Поэтому чем честнее ты с ним будешь, тем больше шансов, что вы спуститесь с маршрута живыми и не злейшими врагами.
Не будете потом всю жизнь друг друга попрекать.
К сожалению, такие примеры есть, и это грустно.

Если не уверен в человеке, с ним на маршрут лучше не выходить. Важно помнить, что в горах худшие черты характера человека всегда проявляются ярче, чем в обычной жизни.

Мой самый большой страх в горах связан с тем, что я не смогу спасти своего напарника.
У меня были ситуации, когда мои ошибочные действия приводили к травмоопасным ситуациям.
Я надеюсь, что их будет в дальнейшем, как можно меньше.

Про женщин в горах

К сожалению, их мало. Тех, кто может и готов ходить сложные стены, я почти всех знаю.
Но причина, на мой взгляд, не в системе подготовки (многие любят грешить на ФАР), а в том, что РЕАЛЬНО сложно совмещать три вещи:
- финансово обеспечивать свое существование и независимость,
- иметь крепкую семью
- много ездить в горы (при этом еще постоянно тренироваться).

Я не отрицаю, что когда-нибудь и я сдамся, и мне придется делать выбор. Но пока все идет более чем отлично.

Марина Попова

История нашего восхождения началась задолго до него.
В декабре 2019 года я познакомилась с Машей Гордон, она в рамках встречи, связанной с "женщинами и горами" от WGH, рассказывала о гранте GritandRock, а я рассказывала про свой опыт прохождения сложных стен в альпинизме.
После лекции пообщались.
Маша сказала, что нужно обязательно подавать на грант.
Потом ещё раз написала зимой, напомнив о гранте и о возможности получить финансирование на мечту.

Потом мы созванивались с Надей Оленёвой (она живёт не в Красноярске), обсуждали с Машей Дюпиной эту идею, решили попробовать подать на грант "что-нибудь".
Оставалось только придумать идею, найти объект, да и чтоб эта самая идея получила грант. Мелочь, один словом.

Начали искать интересные объекты, просматривать отчеты горных туристов. Ориентировались на наиболее легкодоступные для нас страны – Киргизия, Таджикистан.

Неожиданно быстро нашелся нужный нам пик 4818.
Во-первых, находится он в более-менее известном районе, между Каравшином и Ляйляком.
В Каравшине я к тому времени уже побывала два раза, и в Ляйляке один раз. То есть было общее представление о погоде на таких высотах, о возможном состоянии гранитного рельефа.

«Что-то среднее между 4810 и Блока». В последствии так и оказалось. Знание окружающего района позволило примерно представить себе смету расходов и составить примерный же план подходов-отходов и разминок.

В итоге с планом на выезд всё получилось четко, а вот с финансовым не очень.
Началась пандемия, стоимость перелета до Оша (Киргизия) выросла в несколько раз. Тем ценнее получился в итоге выданный грант.

К чему я это? В нашем случае грант помог не только реализовать мечту, но и выступил мотивацией для ее появления. Мне кажется, это классно.

Вообще отношение к женскому альпинизму у меня достаточно однозначное: если девушка хочет ходить в горы, если она тратит большое количество времени на тренировки и подготовку, если это всё нравится, то в горы на сложные маршруты путь открыт.

Нужно и можно ходить в горы, ходить те маршруты, к которым готова, и не обращать внимание на фразы типа «горы только для мужиков» и всё прочее.
При этом, честно, я не сильно понимаю замороченности на чисто женских восхождениях, вообще на гендерном вопросе в целом.

Почему девушка должна ходить именно с девушками, или, наоборот, должна ходить только с мужиками.
Если есть команда, которая может успешно пройти сложный маршрут, – вперёд.

Женщинам, девушкам нужно - сто процентов - больше тренироваться, чтобы выйти на уровень среднего альпиниста мужского пола. Я это принимаю как факт.

Физически парни в любом случае выносливее. Для девушки, какой бы опытной и сильной она не была, жумарить с баулом тяжелее 20 кг – это полнейшая жесть.
Для мужика, сильного и опытного, тяжело, но нормально.

Мне кажется, в Красноярске как-то проще со всем этим. Существует сильная женская команда, на Столбах постоянно тренируются девчонки с железом в самый жуткий мороз.

Всегда есть пример, на кого равняться. Так не всегда было, но последние лет 12 это точно так. Никого не удивляет и не ущемляет в правах, что девчонка лидирует на четверках-пятерках, а парни подходят на жумарах.
Отношение окружающих сформировало то, что имеем.

Девушки на сложных восхождениях – это нормально.

Уже даже странно слышать мнения, что девчонки должны/не должны лазить в женской команде.
В горы нужно ходить с тем, с кем у вас полное взаимопонимание.
И, самое главное, адекватно оценивать свой уровень, не вспоминать какие-то прошлые достижения, а трезво оценивать свою подготовку на данный момент.

У меня так вообще подавляющее большинство сложных технических восхождений совершено в смешанных командах.
И часто в двойке. Ходить вчетвером уже кажется какой-то роскошью.

В смешанной команде можно пройти что-то очень тяжелое и сложное. С платформой, сложным ИТО, при этом быстро.
Я, кстати, люблю именно такой альпинизм.
Когда лазание сложное, когда стена.
А вот бесконечное хождение по простым скалам или просто топтание снегов с набором высоты не особо нравятся.

Не знаю, почему так. Не сильно захватывает современный тренд забежать в двойке с молотками по снежным полям на шеститысячник. Хотя это и очень сложно физически.
Здесь точно никого не хочу обидеть или переубедить.
Но больше привлекает именно сложность маршрута. Желательно еще и преимущественно скального.
Мне и лёд не особо нравится. Не получаю от него удовольствия.

Раньше ходить лёд особо не умела, но всю прошлую зиму посвятила ледовой подготовке.
Немного навыков появилось, но опять же любви к ледовым маршрутам не прибавилось.
Всё равно чувствую себя на нем не сильно уверенно. Это однозначно моя слабая сторона.

Для меня лично, альпинизм, и уж особенно столбизм во всех проявлениях – это жизнь.
Получаю кайф от лазания по Столбам летом и, особенно, зимой. От прыжков в сугробы, от ИТО в -30С на Манской стенке, от Рождественских хитрушек опять же в дикий холод, когда все вокруг хорошо знакомые или друзья, Дед Мороз со Снегурочкой разносят глинтвейн в термосах, конечно же, алкогольный.

Причем классно заходит как лазание тредом на фестивале предельных для себя линий или прохождение сотни метров ИТО в зимнюю погоду, так и душевные посиделки в избах с бокалом вина. Общение с друзьями.

В этом плане я точно не мега-мотивированный спортсмен, нацеленный только на результат. Ценю атмосферу.
Могу пойти на Столбы просто потусоваться.
Часто в таких тусовках и рождаются планы на серьезные восхождения.

Сейчас, например, у меня, после активной на горы весны и лета, ещё не появилось четкого желания снова ехать в горы.
Поэтому вырвались на месяц на скалы Турции, в отпуск можно сказать, захотелось сменить обстановку и деятельность.
Полазить по скалам в удовольствие.
Там и желание на какие-то поездки в горы появится.

Вообще в восхождениях с чисто женской командой есть свои нюансы. Самый главный и основной – грузоподъемность и выносливость.
Нельзя брать много груза «про запас», его придется тащить и проклинать весь этот альпинизм.
Нужно всё четко рассчитывать по еде и газу, по спальникам, запасной одежде.
Каждый лишний килограмм в бауле может заметно испортить восхождение.

Мы столкнулись с этой фишкой в Каравшине в этом году на маршруте Тимофеева на Асане, 6А.
Взяли с собой платформу, потому что не были уверены в погоде и что успеем долезть до полочки под палатку.
Взяли слишком много воды. С каким-то нереальным запасом.
В итоге, в первый день баул пришлось тягать Наде.
Она сначала лихо сказала, что всё будет ок.
Но по итогу сильно вымоталась и устала.
Хорошо, хоть спину не перегрузила.
После восхождения мы единогласно решили, что такой груз – это уже слишком.

Также на восхождении в женской команде нельзя перекладывать ответственность, нужно забыть, что ты - девочка, и устала.
Не перед кем выделываться, если уж совсем жестко сказать.
Некому разгрузить или сменить, все устали точно не меньше.
А то и больше. Это тоже важно помнить.

Про нашу команду

Мы очень много общаемся с Машей Дюпиной, живем в одном городе, много-много пересекаемся не только на скалах, но и в жизни.

Маша – очень мотивированный человек, любит тренироваться, при этом успевает и на нормальной работе с утра до вечера работать.
Постоянно ставит себе какие-то новые цели и проекты в жизни, любит преодолевать трудности.
Ходит в горы преимущественно только с девчонками, с парнями очень и очень редко.

За несколько лет Маша совершенно точно выросла в сильного альпиниста, совершила целую серию относительно сложных восхождений, набралась опыта для нормального технического альпинизма.
В скальном классе мы с Машей уже не первый год лазим на чемпионатах России, в этому году даже победили.
На треде на фестивале тред-контест последние года три вместе лазим.
У нас не возникает конфликтов, очень легко удается решить все вопросы.

Этой весной сходили в Туве сильную 5Б на пик Восточный, маршрут является «раздетой» 6А.
Из примечательного: там заброска около 16км под гору, всё нужно нести на себе, в районе еще зима.
То есть еда, бивак, снаряжение на сложный маршрут, кошки, - всё нужно тащить.
Сходили в итоге гору в двойке быстро и без проблем, переночевали на стене в палатке, по скорости обогнав многие мужские команды. Так и нужно ходить.

С Надей мы знакомы уже давно, но раньше сильно близко не общались, не пересекались.
Несколько лет подряд Надя приезжала на Школу треда и просто участвовала в тред-контесте на Столбах.
В горы ходит уже давно, развивала альпинизм в Перми, является инструктором по альпинизму.

С прошлого года так вообще решила полностью уйти во всё это.
Стала проводить курсы, работать гидом, инструктором.
Ушла в альпинизм с головой.

У Нади очень много опыта работы с новичками на всяких простых маршрутах, она уверенно ходит по гребням.
Мне этого явно не хватает, например.

На спусках с гор первой или последней спускались мы с Надей.
Маша раньше со всех маршрутов спускалась пешком, опыта спусков по стене практически не было.
Теперь появился.

На самом деле, в восхождении на пик Острый основной проблемой было выбрать день старта. И выбрать линию.
Но погода была откровенно плохой, по прогнозу она ещё и постоянно ухудшалась.

Практически сразу было решено, что платфому не понесем.
Это нас точно сильно замедляло, был риск не успеть пройти маршрут до окончательного ухудшения погоды.
И пришлось бы спускаться.

Ходили-ходили и выбрали ту линию, которую в итоге и прошли. Логичная и не самая сложная, но и не пешеходная.
За день пролезли самый максимум, на который могли рассчитывать.

Считаю, это точно показатель хорошей схоженности и уровня нашей команды.
В процессе восхождения никаких конфликтов не было.
Всё обсудили заранее.

На сложных восхождениях не до дискуссий, нужно лезть. А какие-то моменты и то, что не понравилось, лучше внизу спокойно сказать, уже после спуска.

Пик Острый. Экспедиция на неизвестную вершину

• Технический отчёт о первопрохождении на пик Острый

• Читайте на Mountain.RU:

Надежда Оленёва. Как и где начать заниматься ледолазанием

Шорт-лист премии «Золотой ледоруб России» 2021

Наши в Швейцарии. Видео

Швейцарские каникулы или 3 четырёхтысячника за 4 дня

Пик Острый 4818

Швейцарские каникулы — это 3 четырехтысячника за 4 дня!

Мейнстрим сезона — маршрут Олега Хвостенко на пик Звездный, 6а к. т.