Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Гималаи >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Юрий Кошеленко, Ростов-на-Дону

Катана Оккама

"В некоторых областях Гималаев, в числе двадцати двух храмов, отображающих двадцать две тайны Гермеса и двадцать две литеры некоторых сакральных алфавитов, Агарта образует мистический Ноль, ненаходимый…"

Сент Ив д’Альведре, Миссия Индии в Европе

После хорошего восхождения, во время которого ты находился в потоке, чувствовал приливы и отливы, и если твой разум еще не высушен высокогорной деменцией, всегда появляются новые мысли о главном. Мысли - они скорее чувства, как например, когда уже не нужны толкования священных текстов, а научаешься их понимать, что называется "утробой". Такая себе сверхконцентрированная духовная практика, хоть и не затвор и не ретрит.

"Снежные хребты, безжизненные, бесприютные и бесплодные в своём мёртвом великолепии, – это только одна из двух полусфер или двух слоёв тесно связанной системы. Другая полусфера или, точнее, другой её слой – иномерен. Этот слой являет страну воплощённых духов потрясающего величия, подобных царям снежных вершин. Называется он Орлионтана. Именно просвечивание Орлионтаны сквозь кору трёхмерного вещества вызывает то впечатление царственного спокойствия, могущества и лучезарности, которое снежные хребты вызывают в каждом, кто хоть немного способен принимать инспирацию сил трансфизического мира через красоту".

Даниил Андреев "Роза Мира"

Именно красота и космическая протяженность этих обозначенных Д. Андреевым миров помогают восприимчивости набрать необходимый объем, а изначальному "неомраченному" аспекту сознания найтись…
У меня есть друг и мой бывший тренер Александр Погорелов, когда то он мне давал ознакомится со своей кандидатской диссертацией. Там анализировалась степень риска в альпинизме в зависимости от мотивов и согласованности, на примере известных горовосходителей. Разные мотивы - разная степень риска. Самая низкая степень риска у согласованных моделей с хорошо вызревшей идеей, даже если восхождение запредельно сложное. Хороший мотив это глубокий интерес к самой идее и процессу восхождения, интеграция со средой, глубокая концентрация без посторонних утилитарных мыслей. Плохо согласованные мотивы и готовность, а особенно сомнения, могут привести к ЧП, даже к трагедии.
"Странно, но с первых шагов нетвердых
я, мне казалось, был не один…"
Ощущение Присутствия, которое является в ситуации повышенного риска, выход из обыденного дискурсивного мышления, созданного из повторов отработанных мыслеобразов "алгоритмов" это то, что больше всего меня привлекает в альпинизме.

И конечно очень важно с кем ты идешь на гору. Напарник, команда имеют первостепенное значение. Этой осенью мы сделали новое первовосхождение с Алексеем Лончинским, на горе он хороший надежный друг, соратник. Наши мотивы были сходные, мы лезли на гору ради интереса к новым открытиям. Вся экспедиция с нетривиальным подходом через несколько Гималайских ледников и восхождением по ЮВ контрфорсу на Ровалинг Канг Шар заняла 20 дней от дороги до дороги. Когда мы вышли на предвершинный гребень он был изогнут и остр, как катана и его острие указывало на Эверест и Лхотзе словно стрелка компаса. Эдакая единственная стабильная частица мира, Невысказуемое, Эйн-Соф. "Как не упасть на колени перед алтарем Достоверности".
"Следом за тем я подвергну сомнению
подвиги ваши и важность любого из них".
М. Щербаков

Альпинизм, как яркая форма приключения и нетривиального опыта привлекает достаточно много людей, в нашем советском прошлом сформировался свой культурный код связанный с восприятием альпинизма, как "школой мужества", смелости, товарищества, взаимовыручки, спортивности. В основе лежит несомненно исторически сформированный образ русского первопроходца. Читаем у Д.Андреева: "XVII век вообще задал исторической мысли немало загадок, и одна из самых глубоких заключается в следующем: почему и ради чего, какими именно социально-экономическими причинами понуждаемый, русский народ, и без того донельзя разреженный на громадной, необжитой ещё Восточно-Европейской равнине, в какие-нибудь сто лет усилиями отнюдь не государства, а исключительно частных людей, залил пространство, в три раза превышающее территорию его родины, пространство суровое, холодное, неуютное, почти необитаемое, богатое только пушниной да рыбой, а в следующем столетии перешагнул через Берингово море и дотянулся до Калифорнии?"

В советское время мы как бы считываем тот же импульс, тот же код в альманахе "Побежденные вершины", в книге "Категория трудности" В. Шатаева, повести о Хегиани Ю.Б. Бурлакова "Восходитель" и еще в других важных книгах. Сейчас мы видим интенсивную эрозию смыслов этого кода…

Люди, идут на вершины как коллекционеры. Коллекция из 7 вершин, вулканов, вторых вершин. Безусловно это касается в первую очередь массовых туристических восхождений, обеспеченных гидами, шерпами, технологией (эффективным алгоритмом).Зажумарившие на Эверест или К2 напоминают мне персонажей с картин С. Дали, держащимися за счет подпорок.

Убери одну: шерпа, гида, кислород… Конструкция посыплется. Никакой самодостаточности. Мне все подобные достижения сомнительны, все равно как пробежать марафон в экзоскелете.
Другая сторона этого явления гиды, зачастую ранее сильные самодостаточные альпинисты, но теперь создающие прибавочную стоимость той или иной коммерческой компании.

Ходите хоть по 100 раз в сезон на Эльбрус и 10 раз на Эверест по классике, нет в этих повторениях ничего нового и достойного. Вся эта бесконечная череда рутинных повторений сливается в конечном счете в одну невзрачную серую ленту из которой уже не вычленить событий украшающих жизнь. Это превращение из восходителя в алгоритм противоречит базовым смыслам альпинизма, о которых еще в самом начале зарождения этого благородного вида спорта писал Готтфрид Мерцбахер:

"Альпинизм является реакцией на современную жизнь больших городов, на удаленные от природы условия городских жителей. Он находит свои глубокие корни в физических и духовных потребностях нашего существования. Не так давно родившись в европейских Альпах, альпинизм очень быстро стал важным фактором жизненной деятельности и духовной культуры, так как ведет за собой уравновешивание между цивилизацией и влечением к природе. Он давно перешагнул узкие границы места своего рождения и перебрался на все другие горные хребты Европы, чтобы так же, как и свои родные Альпы, сначала исследовать, а затем открыть для человеческого общества. Его познавательной целью является величественные проявления горообразующих сил, взметнувших ввысь горные массивы континентов и островов. С каждым годом растет число отважных людей, стремящихся жить и работать в тяжелейших труднодоступных и до сих пор неизвестных областях над расширением границ человеческих познаний".

А клиенты, не все конечно, но большинство из них скажут: "ну посетил". В жизни у них другие смыслы, услуга подъема на гору входит в их "пищевую цепочку", пограничную, не жизненно важную, как одно из проявлений роскоши потребления.
На первый взгляд наоборот, всем хорошо: клиенты приобщаются к природе и выходят из привычного круга обыденности, получают толику контролируемого риска, а без него, как известно из сутр - нет "благости счастья", у гидов, шерпов, портеров есть работа, рутинная, напоминающая конвейер, но семью то кормить надо, у компаний производящих снаряжение расширяющийся рынок, у транспортников извоз и т.д.

Но… Наш мир все больше превращается в мир алгоритмов, скоро биологические алгоритмы станут заменяться кремниевыми, квантовыми, и кто знает какими еще, в общем не человеческими… И да, есть несколько бастионов, которые могут противостоять расчеловечеванию и приходу "дивного цифрового мира". Надо понимать, что творческие виды деятельности, где важно вдохновение, нечто человеческое, в том числе альпинизм очень важны для сохранения общества людей, человеков и может настать такой момент, что "человек из Кемерово" уже не сможет помочь…
Я специально использую цитаты из песен и книг, потому что это наша культурный код, и он тоже, и в первую очередь, самый сильный архетипический бастион.

Конечно существует мнение, что мир сам все устроит, все решится само, разделится и распределится, получит свои ниши и ярлыки названия и не стоит об этом беспокоится, мир всегда все решает.
Но может он так все и решает, через кого то, а я просто актор, обозначающий проблему…

Безусловно в горах есть романтика, доступная в той или иной степени практически любому. Некоторая новизна, необычность исканий, в горах мы ближе к космосу, освобождаемся от цивилизационного шума. Наши запросы минимизируются хоть и на время, телевизор и интернет сменяются естественной мимолетной красотой восходов и закатов. Труд сменяется отдыхом и ты действительно, но хоть краем сознания начинаешь осознавать правоту чаньской мысли: "Когда я ем - я ем, когда я сплю - я сплю". Многие вещи уходят на задний план, зато обостряется восприятие зрительных, осязательных, слуховых образов. Входишь в поток, как бы происходит смена железного физического мира на тонкие энергии синевы и фиолета. Да все это может быть с каждым в горах, если он самодостаточен и уверен в своих силах…

О вдохновении природой гор писали многие в том числе и Райнхольд Месснер: "Может быть кочевники потому больше любят свою родину, чем горожане, что они ее открывают заново. А может быть, горожане понимают под родиной, прежде всего, имущество, друзей, идеологию - нечто такое, что уничтожается временем и ветрами, как яркие осенние листья? Мои корни лежат глубже, они в горах".

И еще: "Если у человека отнимают его индивидуальность, он перестает быть человеком. Индивидуальное для меня все более выдвигается на первый план - повторения любого рода не интересуют меня".

Эти мысли Райнхопьда мне очень близки, они в общем то о сути изначального, основанного на творчестве личности альпинизма, а не о собирании бусин в ожерелье-коллекцию восхождений, которые изначально были придуманны продавцами активного отдыха в горах. Модели поведения для профанов, хотя первую модель - 14 восьмитысячников, возможно не осознанно, собрал именно Месснер.

Я не собираюсь критиковать не подготовленных людей, которые хотят с помощью других хорошо ли плохо обученных делать популярные восхождения. Мне не понятно зачем это людям, которые хотят индивидуально совершенствоваться в альпинизме… Не так давно, например, я разговаривал с Колей Тотмяниным, я спросил его какие сейчас планы у молодых альпинистов Санкт-Петербурга, на что он мне ответил:"Эльбрус, Ленина и Эверест по классике".
Остается только развести руки…

Не собираюсь из этого частного случая делать глобальные выводы, но это все же симптом… Это симптом влияния коммерческого высокогорного туризма на российскую школу альпинизма. Да у нас это сообщающиеся сосуды, черное солнце коммерческих восхождений в зените, и в него падают или думают упасть молодые талантливые альпинисты, фактически поставив себе предел в творчестве. *Не я таков, мир такой*.

Не хотел бы заканчивать статью на пессимистичной ноте, поэтому еще раз хочу напомнить слова великого альпиниста: "Когда у тебя нет планов на восхождение, у тебя нет и внутреннего покоя. Горы спасают тебя от скуки повседневной жизни".

Герман Гессе
Бессмертные.

К нам на небо из земной юдоли
Жаркий дух вздымается всегда —
Спесь и сытость, голод и нужда,
Реки крови, океаны боли,
Судороги страсти, похоть, битвы,
Лихоимцы, палачи, молитвы.
Жадностью гонимый и тоской,
Душной гнилью сброд разит людской,
Дышит вожделеньем, злобой, страхом,
Жрет себя и сам блюет потом,
Пестует, искусства и с размахом
Украшает свой горящий дом.
Мир безумный мечется, томится,
Жаждет войн, распутничает, врет,
Заново для каждого родится,
Заново для каждого умрет.
Ну, а мы в эфире обитаем,
Мы во льду астральной вышины
Юности и старости не знаем,
Возраста и пола лишены.
Мы на ваши страхи, дрязги, толки,
На земное ваше копошенье
Как на звезд глядим коловращенье,
Дни у нас неизмеримо долги.
Только тихо головой качая
Да светил дороги озирая,
Стужею космической зимы
В поднебесье дышим бесконечно.
Холодом сплошным объяты мы,
Холоден и звонок смех наш вечный...


Техническая часть:

Большинство горных районов хорошо освоены альпинистами и коммерческими фирмами продающими восхождения. Я исповедую классический творческий альпинизм и пытаюсь своим примером показать, что еще не все в Гималаях делается ради наживы. Поэтому на первом месте географическое открытие, восхождение в двойке, поскольку тройка существенно облегченный вариант. Альпийский стиль, свободное лазание. Именно в таком стиле мы делали восхождение с Алексеем Лончинским.

Стартовали из базлага 19.10 со всем необходимым для ABC и восхождения, прошли и пересекли ледник Толомбан за 8 часов. 20.10 преодолели скальный пояс в нижней части ледника Ровалинг, затем нашли проход между трещинами и начали подъем по крутому снежно ледовому разорванному трещинами склону к основанию контрфорса. К вечеру только достигли места под лагерь 1.

Последующие 2 дня были сложными, но интересными. Лед, микст, скалы, фирн, гребни из пустого снега: все что нужно, чтобы почувствовать, что пока что ты жив. Перил не вешали, зажимов не использовали. Весь маршрут пройден свободным лазанием, трудность в основном 5, 5+. 22.10 на снежном гребне организовали 3 бивак. 23.10 по острым, как катана снежным грибовидным гребням поднялись на вершину Ровалинг Канг Шар 6645 м. Спуск сначала по пути подъема, затем орографически правее линии нашего восхождения по стене.

Спуск с продёргиванием веревок по скалам и льду. К ночи были в ABC. Гималаи были и остаются главной ареной спортивных достижений в альпинизме. Помню я как то беседовал с Марко Презелем после "Золотого ледоруба" 2008 г. (они тогда получили приз, а я был президентом жюри). Марко конечно известный баламут с парадоксальными, безальтернативными взглядами...Речь шла о "русском стиле" в альпинизме, я ему тогда сказал, что все восхождения на Тянь Шане, как, Хан по ЮЮЗ 1992 ребру или 1993 по С. Стене наша команда совершала в альпийском стиле. На что он, изображая улыбку, ответил: "Ну да мы тоже на свои домашние горы так ходим"...

Меня тогда такое сравнение шокировало, но потом я понял, что это отголоски глобальных тенденций и круче Гималаев и Каракорума ничего нет, это Высшая лига. Все остальное: в том числе и Памир с Тянь Шанем первая, либо вторая. Не мы здесь устанавливаем правила, они уже существуют давно. В Каракоруме у меня ПВ на СЗ большую Башню Транго в проекте "Русский путь-стены мира", в Непале теперь уже 4 первовосхождения. Идеи еще есть, но они должны созреть и зазвенеть в душе малиновым звоном

На маршруте использовалось снаряжение: ВЕНТО, БАСК.


Читайте на Mountain.RU:

Ровалинг Канг Шар. «Катана»

Long-list премии «Золотой ледоруб России – 2023»

Ролвалинг Канг Шар. Подробности восхождения

20 лет восхождению на Лхоцзе Среднюю

Первопроход по северо-западной стене Большого Транго.
Фотоальбом ко дню альпинизма

Первопроход по северо-западной стене Большого Транго. Фотоальбом


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100