Автор: Сергей Богомолов, Саратов

Возвращение
Ама - Даблам (6856 м)
Начало читайте здесь

Дорога, по которой мы ехали из Киргилика, асфальтирована везде, кроме перевалов, на которых сделан отличный грейдер. Несмотря на то, она пролегает по узким ущельям и порода там конгломератного характера. Нам рассказали, что она ведёт в Тибет, длиной в 1200 км и построена за 13 месяцев бойцами китайской армии.

Я так и не понял, почему мы проезжали два погранпоста. И на карте видно, что две границы. Ты как бы выезжаешь из Китая, но не в Пакистан, а в какой-то автономный округ. Там находится Иилик, живут уйгуры и киргизы.

На самом деле высадили нас в горной пустыне, куда подошли погонщики с сорока верблюдами. Все джипы уехали с договорённостью, что нам оставят три машины в Кашгаре на обратный отъезд.

Эти «корабли пустыни», верблюды, впечатляют. Эдакие независимые красавцы. По норме берут 80 кг, плюс на переправах садятся до трёх человек. Спокойно идут и вверх, и вниз, а перевал у нас был 4700 м и вброд. Эта река Шизгам, вытекающая из-под Гашербрумов, без них вообще непроходима.

Пять дней нам понадобилось, чтобы мы добрались до так называемого китайского базового лагеря (БЛ). Это место в широкой долине на высоте 3900 м представляет оазис – травка, чистая речка, кустарники с мой рост. Ходят куланы (дикие ослы), бегают зайцы, куча всяких птиц, пасётся стадо из семи бычков.

Но одна проблема в том, что до горы ещё два дня хода. Ильинский говорит, что была договорённость с китайской стороной о вертолёте. Но она, за неделю до отъезда, лопнула. По ходу движения стали договариваться с погонщиками о переносе груза. И вроде договорились, за $3000 они отнесут весь наш груз.

Главное, что? Люди! А они могут менять мнение.

На следующий день погонщики заявили, что они хотят $7 за 1кг груза. Если оценить весь наш багаж в 2 тонны, то за такие деньги мы и сами готовы таскать. Это никак не вписывалось в нашу смету и представление о таком труде.

Вообще Китай в плане расценок двулик. С одной стороны 5 юаней заработок работника в день (меньше $1). С другой стороны для иностранца верблюд - $1500 до БЛ, гостиница - $100 за место.

Мы отказались от их услуг. И после дня отдыха начали делать грузовые ходки в передовой базовый лагерь (ПБЛ) под горой. Василий, как старожил (был зимой в 2003 году с поляками), сказал, что нет проблем: 8 часов и мы на месте. На самом деле, мы шли все 12 и 5 обратно, ломая ноги в каменных буераках в ночи.

Пришлось изменить тактику и ходить до созданного среднего лагеря (СЛ) 6 часов, а уже потом дальше в ПБЛ 4 часа, сделав, таким образом, ещё 2 ходки.

Распределившись по группам, первая ПивцовЖумаевСофрыгинСкопин и БогомоловИсметовПучининБродский - вторая, мы начали маршрут, который начинался с 5300 м, с так называемого «зуба», до которого от ПБЛ ещё 2 часа.

Первой на него вышла группа Пивцова 10 июля в отличную погоду, которая в то же время способствовала лавиноопасности на склоне. Парни протоптали и провесили первые верёвки. Вторая группа «добила» этот выход 12 числа, поставив лагерь 1 (Л1) на 5700 м на краю склона, обрывающегося на восток. Сразу почувствовалась тяжесть нагрузки, рюкзак давил до боли. Пучинин лез первым в кулуаре по потокам воды. Снега было мало, и мы скрипели кошками по скалам.

В это время первая группа, вернувшись в БЛ, встречала 10 баранов, присланных фирмой, и занялась постройкой для них вольера из ивовых прутьев. Это Ильинский, «старый» опытный «волк», сделал заказ на «живое» мясо.

После этого «окна» погода испортилась, вынуждая обе группы делать грузовые ходки между средним лагерем, передовым и «зубом». В результате непогоды создалась лавиноопасная напряжённость, результатом которой был сход лавины по всему склону.

Было непонятно, что стало с Л1.

А у Ильинского в БЛ возникли проблемы. Все овцы разбежались, кроме одной, которую успели съесть. Они протаранили изгородь и, освободившись, понеслись вверх по склону, как чумные. Трёх удалось задержать. Их привязали на верёвки. На следующий день Антон, переводчик и представитель фирмы, решил сделать эксперимент. Он отвязал двух овец и пошёл за ними, думая, что «беглецы» спустятся к своим. Но скоростной режим оказался разным. Овцы «припустились» вверх, а Антон задохнулся, и, таким образом, мы лишились ещё двух животных.

С последней овцой решили поступить более строго. Её привязали к снежному колу у палатки Ильинского. Под блеяние овечки Эрванд Тихонович немного заснул, но проснулся от того, что этого блеяния не было. Какого же было его удивление, когда он обнаружил, что ни кола, ни верёвки, ни самой овечки не осталось. Какая-то мистика. Не овцы, а черти.

До 18 июля погода была не на нашей стороне. Вторая группа ушла вниз, а первая стала ждать «окно». И когда оно появилось, закинула в Л1 всё для Л2 и стала обрабатывать маршрут выше.

Мы же, придя в БЛ, стали заниматься хищническими делами сути человеческой. Из семи пасущихся бычков, Ильинский договорился одного заколоть. Сергею Бродскому доверили самую важную часть в этом деле и он с ней успешно справился.

Первая группа обработала 600 м снежного склона, на следующий день ещё 300м. Отлично поработали впереди Василий с Александром, пройдя сложные куски по льду и по скалам. А всё из-за того, что контрфорс, переходящий в «лапу», нельзя обойти по снегу. Лавиноопасно. Всё «дышит». Маршрут усложнился, зато безопасность выросла.

В это «окно» мы проскочили до горы. Успели занести с «зуба» в Л1 «железо», верёвки, еду для ребят и спуститься опять на «зуб». На этом погода закончилась. С утра туман, снег. Первая группа ушла вниз на отдых. Наша работа продолжалась. Снова поднялись в Л1, а затем за гребень, за 6000м

Придя в БЛ, наш непоседа и боец казахстанской армии Саша Софрыгин сидел и рассматривал склоны в подзорную трубу в поисках баранов. Оторвав прибор от глаз, он не поверил им, но закричал на весь лагерь: «Бараны!». Барашки стояли в пятидесяти метрах всем стадом. Видно зелёная трава и вода заставили баранов смирить гордыню.

Овцеловы с ущемлённым самолюбием стали менять тактику, окружая барашек цепью и проявляя чудеса ловкости. Когда Малик в трёхметровом прыжке хватал двух овечек за задние ноги, они тащили его волоком в порыве гнева, и только край обрыва спасал Малика, останавливая овец. Из девяти сбежавших, восемь были пойманы. Только та, с верёвкой и колом, так и не объявилась, оставшись символом «безумства храбрых».

22 июля непогода дала слабину, дав возможность нам сделать большое дело. Дошли почти до Л2, где оставили заброску, рассчитывая доработать завтра. Но по факту ситуация стала удручающей. Мокрый снег с ветром, видимость 30 метров вынудили нас сидеть в Л1 и пережидать непогоду. Не хотелось терять выход, не отработав намеченного. Но, к сожалению, наши надежды не оправдались.

За ночь засыпало снегом «с головой» Только два часа ушло на откапывание палатки. Не говоря уже про маршрут, на который и взглянуть было тяжело. Пришлось вернуться в БЛ, блуждая при этом в тумане по леднику ниже «зуба» два часа и найдя немыслимое количество дырок.

Над базовым лагерем небо чистое, но над горой чувствовался потенциал черноты. Недаром говорят, что она притягивает к себе отрицательный заряд. По прогнозу улучшение ожидалось через два дня. Под него третьим выходом первая группа уходит в средний лагерь, неся опять снаряжение и «перемалывая» эти огромные расстояния. Правда, без Максута, который некстати поранил ногу и остался её залечивать в БЛ.

Я проснулся ночью от шума. Это так сильно ударяли по палатке капли мощного дождя. Вылезать наружу не было ни какого желания. Уже потом, на протяжении дня ребята сообщили о непрекращающемся снегопаде, который закончился только к вечеру, низкой облачности и грохоте сверху. Наш завтрашний выход полностью зависел от их действий.