Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Зеленцова Е.В., г. Москва

Отчёт
о спортивно-тренировочном походе
на Западном Кавказе, проведенном
с 12 по 31 июля 2004 года

Содержание

1. Справочные сведения
2. Выбор района путешествия
3. Заезд в район.
4. План-график маршрута
5. Характеристика района путешествия
6. Техническое описание перевалов
7. Итоги. Выводы. Рекомендации.
8. Список использованной литературы

6. Техническое описание перевалов (продолжение).

6.3. Перевал Дырявый.

Категория трудности:
Высота: 3150 м
Характер: снежно-скальный
Ориентация: север – юг

Расположен: в восточном отроге Даутского хребта западнее в.Уллу-Кёль-Баши Узловая и ведёт с озера Уллу-Кёль (река Кичкинекол) на северный исток реки Трехозёрная (обе – притоки реки Махар).

Прохождение: 14-15 июля 2004 года со стороны озера Уллу-Кёль. С перевала снята записка группы туристов т/к «Вестра» г. Москвы от 07.07.04 (м/к 3/27-108, руководитель Павлова). Описание дается от ночёвок на озере Уллу-Кёль до снежника под перевалом Искровцев.

Необходимое снаряжение: комплект личного специального снаряжения, основная веревка каски, ледоруб и/или лыжные палки.


Фото 15. Ночёвка на подходе
к перевалу Дырявый.

Начинаем подход под перевал во второй половине дня, отдохнув после снежных занятий. По уже знакомой тропе идем вдоль северного края озера. Дойдя до ручья, вытекающего из цирка перевалов Надозерный и Дырявый, переходим его дважды (ручей образует излучину на террасе) и начинаем подъем вдоль его орографически левого берега. «Бараньи лбы», с которых ручей падает небольшим водопадом, обходим справа по ходу по ложбине. В нижней части она забита неглубоким плотным снегом, крутизна подъема 15-25º, в средней части – осыпь той же крутизны, в верхней части – крупная осыпь. За 40 минут поднимаемся от озера на обширное зеленое поле над «бараньими лбами». Место хорошее для бивуака, защищенное от ветра окружающими осыпями и скалами. Ручей разделяется здесь на несколько рукавов, местами, особенно в центре, поляна заболочена (видимо, совсем недавно сошел снег), у краев же много сухих участков. Здесь и встаем на ночевку (фото 15). В ручье есть небольшие ямы глубиной более 1,5 м! (измеряли палкой).

С утра начинаем подход под перевал Дырявый. Прямо от лагеря по некрутому снежнику (10-15º) поднимаемся в сторону перевала Надозерный, плавно поворачивая налево по ходу, в сторону нашего перевала. Выходим на крупную морену, затем снова возвращаемся на снежник, основное направление движения – вдоль орографически левого борта цирка. С очередного моренного вала видны небольшие озера, оставшиеся у нас по левую руку. Отсюда видно, что можно было не выходить на моренные валы, а пройти левым бортом цирка по снежной ложбине. На последнем моренном «островке» перед перевальным взлетом надеваем обвязки. Перевальный взлет – снежный склон увеличивающейся крутизны (около 100м, от 10º до 35º). Название «Дырявый» дано очень удачно: огромная дыра в скалах над седловиной (западнее седловины) видна издалека, сначала даже казалось, что это небольшой снежник. Вторая дыра – непосредственно на перевальной седловине – существенно меньших размеров. За 45 минут поднимаемся на перевал. Поднимаемся сначала траверсом склона справа налево, затем практически по центру перевальной седловины, по линии падения воды, держа направление на скалы с меньшей дырой.

Перевальная седловина узкая, скальная. Прячемся за скалами от ветра. Снежник в верхней части выполаживается, перед седловиной горизонтальный участок. Отсюда хорошо виден наш следующий перевал – Искровцев.


Фото 19. 2-я верёвка на спуске
с пер. Дырявый.

Спуск с перевала на юг начинается чуть восточнее седловины, практически от тура, и проходит по наклонному скальному кулуару. Вообще, кулуаров с этого участка гребня уходит много, но практически все они ведут вертикально вниз, крутоваты и камнеопасны. Мы же, придерживаясь имеющихся у нас описаний (Отчет №5477 Библиотеки МГЦТК), пересекаем пару кулуаров в верхней части, пройдя по неширокой скально-осыпной полочке, провесив около 7-10 м перил (закрепление за скальный выступ на гребне, последний снимал веревку с нижней страховкой) и оказываемся в самом начале наклонного скально-осыпного кулуара (крутизна от 30º до 45º). Кулуар идет не вертикально вниз, а слева - направо, под скалами перевального гребня. По нему спускаемся плотной группой, местами с использованием гимнастической страховки, переходя с одной стороны кулуара на другую. Когда количество участков, на которых требуется несложное лазанье, увеличивается, мы решаем ускорить процесс спуска, провесив веревку перил (рюкзаки у нас тяжелые, лезть с ними неудобно). Закрепляем веревку на скалах левого борта кулуара (за выступ) там, где кулуар расширяется, и спускаемся дюльфером к снежнику (фото 19). В месте закрепления веревки площадки для сбора группы нет. В нижней части спуска мы чуть промахнулись, спустившись по одному из ближайших кулуаров (последние 2-3 м спуска – неприятные, рассыпающиеся в руках и под ногами скалы). Веревку снимали лазаньем без рюкзака, в результате чего и был найден более удачный путь спуска – прижимаясь к скалам гребня, правее по ходу, по широкой скально-осыпной полке, почти по тропе. Траверсируя «живую» осыпь, а затем снежник, выходим к осыпному участку практически на дне цирка (у его орографически левого борта), где останавливаемся на перекус.

Расчет ходового времени:

Подъем от озера Уллу-Кель под перевальный взлет: 1 час 40 минут
Подъем на перевал: 40 минут
Спуск с перевала (время, приводимое на спуск с перевала – «грязное», с учетом всех привалов и технической работы): 1 час 40 минут
Итого: 1 час 40 минут

Перевал Дырявый интересный, он вполне соответствует категории 1Б, причем не самой простой. При подъеме на перевал с севера может потребоваться перильная страховка в верхней части. Но основная же сложность при прохождении перевала – его южный взлет. С перевала кулуары просматриваются плохо, выбрать правильный вариант непросто. При спуске местами требуется гимнастическая страховка, если участники не уверены на скалах или это первый в походе перевал – лучше воспользоваться перилами. При прохождении перевала в обратную сторону основной проблемой будет также правильный выбор пути на южном взлете.

6.4. Перевал Искровцев.

Категория трудности:
Высота: 3200 м
Характер: снежно-осыпной
Ориентация: восток – запад

Расположен: в Даутском хребте южнее в. Уллукёль-Баши Узловая и ведёт с северного истока реки Трехозёрная (долина реки Махар) на ручей Искровцев (долина реки Даут)

Прохождение: 15 июля 2004 года со стороны р. Трёхозерная. (в связке с перевалом Дырявый). С перевала снята записка группы туристов из г. Ростов-на-Дону (4 человека, 3 к.с.) под руководством Синько В.В. от 14.07.04. Описание дается от снежника под перевалом Дырявый до базового лагеря в месте впадения ручья Искровцев в реку Даут.

Необходимое снаряжение: каска, ледоруб и/или лыжные палки.

Перевальный взлет, хорошо видимый еще с предыдущего перевала (с Дырявого) – это снежно-осыпной склон, крутизной от 10-15º в нижней части до 35-40º на наиболее крутом участке, в самой верхней части взлета – разрушенные скалы. Начинаем подъем на перевал практически по центру взлета, решив не траверсировать его, как рекомендуется во многих описаниях. Траверс по снегу на осыпи довольно трудоемкий и вряд ли в нашем случае имеет смысл идти таким образом. За 25 минут подходим по снегу к наиболее крутому участку взлета (до 40º) между скально-осыпными «островами» - воротами. Формируя ступени, со страховкой ледорубом, поднимаемся за 20 минут на снежное горизонтальное плато (крутизной около 5º, длиной 200-250 м) и по нему подходим под разрушенные скалы перевальной седловины. Крупная осыпь, выводящая к скалам, выглядит однородной, но приблизительно посередине её проходит пологая осыпная полка-карман: выходим на нее и затем, по короткому снежнику (10-15 м, до 35º) и разрушенным скалам, поднимаемся на гребень.


Фото 23. Вид с пер. Искровцев
на запад, на Кышхаджерский хр.

Седловина узкая, скальная. Тур находится в северной части седловины. С перевала открывается хороший вид на перевалы Кышкаджерского хребта, озеро под перевалом (фото 23). На спуск уходит снежно-осыпной склон. С левой стороны взлета вниз уходит снежник, с правой и по центру – мелкая и средняя «живая» осыпь. Крутизна как снежника, так и осыпи 20-35º. Спускаемся по осыпи до снежника под перевальным взлетом (около 15º), по нему глиссером съезжаем до моренного «острова» (фото 24). Снимаем обвязки, меняем ледорубы на палки. Отсюда хорошо виден спуск с перевала Надозерный. Озеро, расположенное под перевалом, находится справа по ходу, в котловине. Оно покрыто льдинами, вокруг лежит снег (под которым, видимо, и оказались готовые под палатки места: мы нашли на моренных валах лишь парочку не очень хороших готовых стоянок). Решаем спускаться в долину реки Даут, решив, что, как минимум, дойдем до травяных участков на террасах ручья, а дальше посмотрим по времени.


Фото 24. Пер. Искровцев с запада.

К ручью спускаемся между моренными холмами, выбирая путь по снегу. Практически на перегибе первого уступа долины выходим на морену орографически левого берега ручья. Весь дальнейший спуск, вплоть до реки Даут, идет по левому берегу ручья, то ближе к нему, то дальше. Характер склона по мере спуска меняется, снежников становится меньше, осыпей больше, местами появляется трава. По пути спуска приходится преодолевать несколько (3-4) ступеней «бараньих лбов». Их действительно лучше обходить слева по ходу, как и советуется в описаниях перевала. На одной из ступеней, не угадав её сверху (думали, что под нами просто травянистый склон) вышли на участок простых скал, с которых пришлось спускаться 2-3 м с гимнастической страховкой. Снизу же стало видно, что слева (орографически) от «лба» можно было существенно легче и быстрее спуститься по некрутому снежнику. Учтя ошибку, оставшиеся ступени мы преодолели правильно, чаще всего глиссером по снежникам с пологим выкатом (в августе, скорее всего, снега здесь уже не будет или будет существенно меньше, так что спуск будет проходить по осыпи, чуть медленнее). В принципе, в нашем случае, «бараньи лбы» можно было обходить и справа, вдоль самого ручья, поскольку он местами перекрыт мощными снежниками, по которым можно было пройти прижимы. Но это все хорошо видно уже снизу. Перед последним уступом долины склон становится полностью травянистым, с отдельными камнями (до этого места мы спустились из-под перевала за 1 час 20 минут). Есть места под палатки. Отсюда уже хорошо видна точка слияния ручья с рекой и место будущего базового лагеря – на «стрелке» у слияния. С перегиба начинается тропа, первоначально неявная, теряющаяся, она, по мере спуска, становится все более отчетливой. Тропа идет не совсем вдоль ручья, а по явному травянистому ребру, идущему параллельно ручью. На склоне появляются кустарники (рододендрон), тропа спускается крутым серпантином. Через 20 минут (от «перегиба») спускаемся в долину. Не найдя участка, где ручей можно было бы легко перепрыгнуть или перейти по камням, решаем перейти его вброд. (То есть места, конечно, были, но после полного рабочего дня, прыгать с тяжелыми рюкзаками, по правде говоря, не хотелось). Переправа, практически у слияния, не сложна, глубина воды небольшая, максимум по колено, напор воды несильный, переходим по одному с палками. Переправившись, поднимаемся на правый берег ручья и, посмотрев разные места для лагеря на обширной травянистой террасе, решаем остановиться практически там, куда и вышли, на самой «стрелке», у большого камня (фото 26). Общее время спуска до этого места с перевала составило у нас 3 часа 25 минут со всеми привалами, сеансом радиосвязи и т.д.


Фото 26. Лагерь на слиянии р. Даут
и ручья из-под пер. Искровцев.

Расчет ходового времени:

Подъем от морены под перевалом Дырявый на перевал: 1 час 05 минут
Спуск с перевала до озера: 20 минут
Спуск по долине ручья до его слияния с рекой Даут: 1 час 40 минут (или 2 часа 10 минут «грязного» времени)
Итого: 3 часа 05 минут

Перевал Искровцев является одной из наиболее простых 1Б в этом районе, его вполне можно рекомендовать в походах от 2 к.с., в том числе и как первый перевал. Перевал проходится с индивидуальной страховкой, в случае, если весь его западный взлет будет снежным, может потребоваться перильная страховка в верхней части взлета (1-2 веревки перил). С перевала открывается хороший вид на Кышкаджерский хребет.

6.5. Ледовые занятия на леднике Даут.

Описание ледовых занятий приводится здесь, поскольку через язык ледника Даут, где и проходили наши тренировки, по его центру, согласно описаниям, проходит один из возможных путей подъема в его верхний цирк [1]. Однако в условиях этого года, это было не сколько проблематично, сколько потенциально опасно.

С места ночевки переправляемся вброд через ручей из-под перевала Искровцев (можно и перепрыгнуть выше устья, без рюкзака сделать этот просто) и начинаем подъем к языку ледника. Тропы нет, но идти не сложно и без неё. По травянистым, осыпным участкам, моренным валам, снежникам, выбирая наименее трудоемкий путь подъема, идем к верховьям реки. Приблизительно через 10 минут от места впадения ручья через реку Даут ведет огромный снежный мост. По камням переходим через орографически правый приток реки (ручей из-под перевала Нефтянник) и, через 45 минут подъема от лагеря (налегке), оказываемся на пологих снежниках под ледником. Оценив камнеопасность склона, останавливаемся, не доходя до отдельно лежащих камней и шлейфов под языком. Наблюдение за склоном показало, что с орографически левой стороны ледника, на обнажившихся бараньих лбах, вдоль водопада, камни летят почти непрерывно, с орографически правой стороны – камнепады сходят регулярно, по центру же ледника камни не идут. Шлейфы под языком подтверждали наши наблюдения. В нижней части ледник покрыт моренным чехлом, выше он закрыт тонким слоем снега, трещин нет. Надев обвязки, кошки, мы начали работать первоначально на центральной части ледника (крутизна льда от 10 до 20º). Усложняя задания, в связках с одновременной страховкой через ледобуры, мы стали подниматься по самому центру языка, его крутизна возрастает по мере подъема от 15-20º до 30-35º, но выйти через перегиб ледника на его ровную часть мы не решились: во-первых, полетела мелкая вытаявшая крошка, во-вторых, регулярно на перегиб выкатывались сверху камни, которые затем уходили вправо или влево, оставляя по центру относительно безопасный участок, но экспериментировать: «попадет или не попадет в нас камнем на перегибе» совсем не хотелось. Так что к 11-11:30, когда камни полетели еще интенсивнее, мы поспешили спуститься, занятие по преодолению трещин проводили на фирновом поле под ледником, на его краях, где, за счет таяния и откалывания кусков плотного зимнего снега, образовался неплохой «полигон» для тренировок (фото 28). Обратно, в лагерь, спустились за 45 минут по пути подъема.

Вечером оставляем заброску в скалах («бараньи лбы») над обширной зеленой террасой, на которой стоим лагерем. Под скалами, у восточного края, терраса заболочена.

6.6. Перевал Гаралыкол.

Категория трудности:
Высота: 3400 м
Характер: скально-снежно-осыпной
Ориентация: восток – запад.


Фото 28. Снежник в истоках р. Даут.

Расположен: в Кышхаджерском хребте южнее пика Гаралыкол-Баши (3809,0) и соединяет долины рек Даут и Назалыкол.

Прохождение: 18 июля 2004 года со стороны реки Даут. С перевала сняли записку группы туристов г. Ростов-на-Дону (м/к 27/04, 4 чел., 3 к.с.) под руководством Синько В.В. от 12.07.04. Описание дается от базового лагеря у впадения в реку Даут ручья из-под перевала Искровцев до правобережной морены ледника Назлы-Кол.

Необходимое снаряжение: комплект личного специального снаряжения, каски, верёвка основная (2 шт.), крючья скальные – 6 шт., скальный молоток, жумары, ледорубы.

Выйдя с места ночевки, за 5-7 минут вдоль реки выходим к переправе через реку Даут. Конечно, можно пройти в верховья реки и перейти её по снежному мосту или вброд, но, во-первых, по плану у нас здесь занятие «Переправы», а, во-вторых, в таком интересном месте переправиться стоит! (фото 29). Река в месте переправы сужается, с обеих сторон к воде подходят большие валуны, а в русле лежат камни, по которым реку можно легко перейти, не замочив ног. Основные проблемы: камни скользкие от брызг, ниже по течению река падает водопадом. Поэтому проходим этот участок со страховкой. За большой камень закрепляем короткий кусок перил (3-5 м), из оставшейся веревки делаем страховку «трамвайчиком», закрепив другой конец веревки за камни на целевом берегу. Вся переправа (с доставанием и убиранием веревок, надеванием и сниманием обвязок) заняла у нас 30 минут.

Спускаемся по неявной тропе левого берега реки. Местами она четкая, местами теряется на шлейфах осыпей, в зарослях рододендронов, то поднимается вверх, то идет почти вдоль воды (троп несколько, лучше идти по нижней). За 30 минут спускаемся к теплому озеру на слиянии рек Даут и Рынджи. Через реку Рынджи переправляемся чуть выше места слияния (приблизительно метрах в 15), на разливе, вброд. Глубина реки по колено, сила напора воды умеренная, для страховки на руках натягиваем перильную веревку, с помощью которой переправляемся через первый рукав на островок, через второй рукав переправляемся без веревки. Эта переправа со всеми переодеваниями занимает у нас 35 минут. По тропе левого берега реки Даут идем в сторону перевала Гаралыкол. Ориентир для подъема на перевал из нижней части долины – мощные водопады, падающие с бараньих лбов. Через 15 минут движения по тропе выходим к обширному конусу выноса, поросшему травой. Существенно не доходя до реки – левого притока Даута, свернув с тропы, начинаем подниматься по склону сначала вертикально вверх, затем траверсируя его, держа направление на «бараньи лбы». Может «в лоб» подниматься было бы и лучше: склон умеренно крутой 25-30º, в нижней части глинистый, в верхней – с камнями и колючими кустарниками. Выйдя практически под скалы борта долины (30 минут подъема от реки), просматриваем возможные пути: 1)Пересечь конгломератную промоину, выйти под «бараньи лбы», расположенные справа (орографически) от реки, по ним подняться к водопадам. 2)Не пересекая промоину, подняться к скалам правого (орографически) борта долины реки, текущей из-под перевала Гаралыкол, и под ними, по скально-осыпной полочке подойти к водопадам. 3)Спуститься в промоину и подниматься к водопадам по ней. Выбираем первый вариант подхода: уж больно неприятны, камнеопасны участки скал, окружающие промоину, а при подъеме по ней самой в верхней части придется преодолевать практически отвесный конгломератный склон. При подъеме на «бараньи лбы» провешиваем 2 веревки перил, чтобы упростить подъем по травянистому, с выходами скал склону, крутизной до 35-40º. Разведка пути и подход подо «лбы» заняли у нас 30 минут, еще 1 час ушел у нас на подъем на «бараньи лбы» по двум веревкам перил спортивным способом.


Фото 29. Переправа через р. Даут
по скальной "пробке".

Вторая веревка перил выводит на небольшую скально-травянистую полочку под водопадами, чуть ниже её они, сливаясь в один поток, уходят в глубокий каньон (фото 32). Это даже не полка, а скорее гребень, верхняя, наиболее выпуклая часть ступени «лбов». Здесь относительно ровно, но поставить палатку было бы сложно, прячемся от дождя под тентом, готовим обед и, одновременно, начинаем обработку дальнейшего подъема. Место подъема достаточно очевидно: орографически правее обоих потоков, между ними и третьим, на порядок меньшим водопадиком. Здесь ступень «лбов» представляет собой короткие участки крутых скал и травяные полки. Логичным для подъема кажется внутренний угол, но до него еще надо дойти по скально-травянистой полке. Вешаем первый участок горизонтальных перил (около 10-12 м), закрепление на крючьях. Следующий, короткий (около 5-7 м) участок вертикальных перил (закрепление на крючьях) выводит на наклонную скально-травянистую полку идущую слева направо. Крутизна полки до 10º, она около 2 м шириной, по длине же до хорошего выступа не хватило приблизительно 5 м перил, пришлось надвязать первую веревку следующей, примерно на уровне маленького ручейка, стекающего со лбов. Закрепление верхнего конца веревки за выступ на правом по ходу краю «лбов», над водопадом. Следующая веревка, огибая «лбы» справа по ходу, по «живому» осыпному склону (до 30º), местами по заглаженным скальным участкам, выводит на осыпной гребень надо лбами. Обе веревки перил были провешены налегке (с организацией всех необходимых точек страховки, промежуточных точек) за 4 часа (сюда же, правда, вошло время обеда: ели по очереди, по очереди и страховали). После этого вся группа поднялась с рюкзаками по перилам и сняла веревки за 45 минут. От верхнего конца веревки поднимаемся, придерживаясь орографически правого борта долины по моренным, осыпным валам, местами довольно крутым. Мелкая осыпь, конгломерат сменяются крупными, подвижными камнями, затем начинаются травяные участки (от конца перил – 50 минут). Погода портится окончательно, 20 минут пережидаем под тентом сильный дождь и туман. Воспользовавшись паузой, поднимаемся по травяным террасам еще 10 минут и останавливаемся на относительно ровном месте на травке недалеко от ручья.


Фото 32. Выход на "бараньи лбы"
под водопадами.

На следующее утро выходим только в 10:30, пережидаем дождь, туман. По травянистой террасе подходим под следующий уступ долины и по осыпи с орографически правой стороны ручья поднимаемся на очередную террасу и выходим на ровную заболоченную травянистую площадку, на которой ручей разделяется на несколько рукавов (30 минут). Переходим речку на левый берег, чуть выше возвращаемся на правый. Поднимаемся на невысокий осыпной вал по средней осыпи и, оставляя справа по ходу озеро на разливах, подходим траверсом осыпей и снежников, под гигантский осыпной вал, который нужно преодолеть для подъема в верхний цирк перевала. Пользуясь описаниями (Отчет № 5574 Библиотеки МГЦТК), решаем подниматься с левой по ходу стороны вала. Выглядит он, надо сказать, устрашающе, как издали, так и вблизи. Мы поднимались 50 минут по разнокалиберным камням (от мелкой осыпи, конгломерата до огромных камней). Путь равно неудобен всюду. Может «в лоб» было бы не намного хуже. Наконец выходим к снегу. Он местами крутоват (до 35º), но идти по нему существенно проще, чем по камням. Плавно поворачиваем по выполаживающемуся до 5º снежнику вправо по ходу и останавливаемся на моренном валу. Пока отдыхали, по снежнику, по которому мы только что поднимались, прошел камнепад, сошедший откуда-то со скал правого (орографически) гребня долины (до того, при подъеме, следов камней на снегу не было). По горизонтальному участку снега, моренным валам, сначала придерживаясь орографически правого борта долины, затем, смещаясь к её центру, за 30 минут поднимаемся до границы морены и снега. Здесь устраиваем перекус.


Фото 38. Подъём в верхний цирк
пер. Гаралыкол с востока.

Дальнейший подъем в верхний цирк перевала идет по пологому снежнику (30 минут) (фото 38), затем выходим на очередную ступень долины по снежнику крутизной до 30º (палки сменили на ледорубы), поднимаясь по нему вправо по ходу, серпантином. Перед перевальным взлетом – очередной горизонтальный снежный участок. Практически по его центру поднимаемся в сторону перевала, который находится в левом по ходу углу цирка и имеет очень характерную форму (узкая щель южнее вершины Гаралыкол-Баши). На снежнике делаем вынужденный 30-минутный привал, пережидая грозу. За 15 минут подходим под перевал, поднимаясь к скалам левого по ходу края перевального взлета, по снежнику крутизной 20-30º. Собираемся в рантклюфте под скалами (здесь мягкий глубокий снег), отсюда начинаем провешивать перила. Перильная веревка идет сначала траверсом вдоль левых по ходу скал, по границе снега и скал (местами участки натечного льда, скалы мокрые, разрушенные), затем поднимается на крутой (до 40º) снежный склон (фото 40).


Фото 40. Кулуар, выводящий на
пер. Гаралыкол с востока.

Первоначально слой снега тонкий, он лежит на камнях, съезжает. Лидер уходит чуть правее по ходу, в кулуар, и начинает подъем по нему. В кулуаре снег глубокий (по колено), под снегом ледяная корка на осыпи.Закрепление веревки на каменном выступе почти под седловиной, на скалах чуть левее её по ходу. 50 м веревки «впритык» хватает до этих камней. В верхней части снежник выполаживается, выходим по нему последние 5-7 м подъема на перевальную седловину. Подъем всей группы на перевальную седловину от горизонтального снежника под перевалом занял 1 час. Перевальная седловина узкая, скальная. На спуск уходит крутой (до 35º) осыпной склон. Осыпь «живая», камнеопасная. Спускаемся двумя плотными группами параллельно, отойдя подальше друг от друга, выбирая участки с мелкой осыпью, чтобы по ней можно было «глиссировать». Но это получается не везде, местами осыпь средняя, кое-где – выходы скал. Забирая влево по ходу, спускаемся на снежник (25-15º, 300-350 м) и по нему съезжаем к моренным валам (фото 42).


Фото 42. Седловина пер. Гаралыкол с запада.

По валам проходим влево по ходу, в сторону перевала Джолсузчат, поскольку вниз нам уходить не надо, к следующему перевалу – Назлы-Рынджи [6.7], мы пойдем траверсом. Погода опять начинает портиться, снизу приближается облако, поэтому торопимся встать на относительно ровном месте на одном из моренных гребней, построив площадку. Спуск с перевала до места ночевки занял у нас 50 минут.

Расчет ходового времени:

Спуск от базового лагеря к слиянию рек Рынджи и Даут (с переправой через Даут): 1 час
Переправа через реку Рынджи: 35 минут
Подход под 1-ую ступень «бараньих лбов»: 55 минут
Подъем на первую ступень: 1 час
Подъем на вторую ступень «бараньих лбов» вдоль водопадов:  
Обработка пути («грязного времени»): 4 часа
Подъем по провешенным перилам: 45 минут
Подход под гигантский осыпной вал: 1 час
Подъем на вал: 50 минут
Подход под перевальный взлет: 2 часа 15 минут
Подъем на перевал: 45 минут
Спуск с перевала до морены ледника Назлы-Кол: 50 минут
Итого: 13 час 55 минут

Перевал Гаралыкол – несомненная 2А, причем не самая простая (4 веревки подряд на ключевом участке + 1 веревка на перевальном взлете). Ключевой участок – прохождение ступени «бараньих лбов» у водопадов будет интересен в походе любой к.с. (естественно, от «тройки» и выше). Лазанье не сложное, но постоянно «есть куда упасть», так что перильная страховка необходима. Водопады – одни из самых красивых в этом районе. Мощные потоки создают дополнительную проблему при прохождении – вода гремит так, что уже в нескольких метрах ничего не слышно, нужны рации (у нас они были). Время прохождения ключевого участка будет, по-видимому, различаться при прохождении группами разной степени подготовленности. Для участников нашего похода это была первая 2А, кроме того, в первый раз в реальных условиях ребятам пришлось бить крючья (было забито 6 крючьев), так что значительное время обработки пути у нас связано не только с объективной сложностью участка, но и с недостаточным опытом. Поскольку поход у нас – учебный, то основной задачей при прохождении было не максимально быстро пройти перевал, но научиться определенным приемам. Сложность при прохождении самого перевального взлета будет зависеть от снежно – ледовых условий (осыпь, либо лед, снег до 40º).

6.7. Перевал Назлы-Рынджи

Категория трудности:
Высота: 3350 м
Характер: ледово-осыпной (в нашем случае снежный)
Ориентация: северо-запад – юго-восток

Расположен: в Кышхаджерском хребте (северном отроге ГКХ), северо-восточнее безымянной вершины 3526 и ведёт из долины реки Назалыкол в долину реки Рынджи (реки Даут).

Прохождение: 19 июля 2004 года со стороны реки Назалыкол. С перевала снята записка группы туристов МГУ (м/к 1/3-201, 8 человек, 2 к.с.) под руководством Назаровой А.Н. от 18 июля 2004 г.

Необходимое снаряжение: : комплект личного специального снаряжения, спусковое устройство, каски, ледорубы, верёвка основная – 2x50 м.


Фото 44. Ночёвка на морене
под пер. Гаралыкол. Утро.

С утра пережидаем непогоду, откапываем лагерь от снега (на месте положенного вечером от ветра тента – маленькое озеро). Все вокруг изменилось (фото 44). Перевал Назлы-Рынджи был виден вчера с седловины перевала Гаралыкол [6.6] (фото 47). Наиболее быстрый и очевидный путь подхода к перевалу с того места, где мы стоим на правобережной морене ледника Назлы-Кол – это траверс ледника и пересечение западного гребня, разделяющего цирки перевалов, в том месте, где ледник (снежники) «переползает» через него.


Фото 47. Вид на верховья
р. Назлыкол с пер. Гаралыкол.

Выйдя с места ночевки, траверсируем моренные валы в сторону перевала Джолсузчат и спускаемся на ледник по одному из снежников (крутизна до 30º). Снежник крутоват, но внизу – ровный пологий выкат без камней, так что съезжаем вниз кто глиссером, кто… в общем, как получилось. Ледник ровный, без трещин, прикрыт слоем свежевыпавшего снега. Двигаемся в сторону понижения-седловины в невысоком гребне, разделяющем цирки перевалов Джолсузчат и Назлы-Рынджи. Преодолев некрутой подъем по снегу, поворачиваем налево по ходу, к перевалу, и, по горизонтальному леднику (до 5-7º), доходим до перевальной седловины, над которой поднимаются характерные скалы-останцы. Выходим левее походу скал – прямо на перевальную седловину. От места ночевки до седловины мы дошли за 1 час 10 минут. Седловина широкая, снежно-осыпная. Тур – в центре седловины. С перевала открывается вид на верховья урочища Рынджи, в том числе на наш следующий перевал – Локомотив [6.8] (фото 50).


Фото 50. Вид на верховья р. Рынджи,
пер. Локомотив с пер. Назлы-Рынджи.

На перевале надеваем обвязки, меняем палки на ледорубы. Характер перевального взлета не очень понятен из-за свежего снега, прикрывшего осыпи. Прямо с седловины вешаем веревку перил. Спускаемся по центру взлета, по снегу крутизной до 30-35º, через 10-15 м крутизна уменьшается, уже без перил, со страховкой ледорубом, спускаемся по снегу 20-30º до моренных валов под перевалом. Веревку снимал последний участник с нижней страховкой. Поскольку наш дальнейший путь ведет под перевал Локомотив [6.8], то решаем не спускаться к озеру, которое лежит ниже по ущелью, а пройти под перевал траверсом. Местами приходится преодолевать более крутые участки, как морены, так и снега (до 40º). На моренном выходе встаем на обед, спустившись сюда с перевала за 30 минут.

Расчет ходового времени:

Траверс ледника Назлы-Кол от правобережной морены до перевальной седловины:

1 час 10 минут
Спуск с перевала до морены: 30 минут
Итого: 1 час 40 минут

Перевал Назлы-Рынджи – классическая 1Б, определяющая сторона – западная. Перевал – один из простейших путей из долины реки Даут в долину реки Назалыкол (Теберда). Судя по имеющимся у нас описаниям перевала, основные проблемы при прохождении возникают не на самом перевальном взлете, а на подходах к перевалу как с запада, так и с востока (поиски пути в моренных нагромождениях, «живые» камни вокруг озера, уступы бараньих лбов и древних морен, крутые участки снежников: см. Отчеты 2086, 5574 Библиотеки МГЦТК, №639 Библиотеки ТССР, 1). Перевал может быть пройден с индивидуальной страховкой ледорубом, но может потребоваться и перильная страховка в верхней части взлета. По крайней мере, нам показалось, что проще, быстрее и безопаснее пройти наиболее крутой участок по перилам, чем обходить его по более пологой осыпи к северу от седловины. Перевал хорош для прохождения в связке с другими перевалами Кышхаждерского хребта: Гаралыкол, Локомотив, Павлиний глаз и т.д.

6.8. Перевал Локомотив

Категория трудности:
Высота: 3350 м
Характер: скально-снежно-осыпной
Ориентация: запад – восток

Расположен: в Кышхаджерском хребте (северном отроге ГКХ), между безымянными вершинами 3487 и 3482, ведёт из долины реки Рынджи в долину реки Уллу-Муруджу.

Прохождение: 19 июля 2004 года со стороны реки Рынджи (с востока). С перевала снята записка группы туристов МГУ (м/к 11/3-303, 7 человек, 3 к.с.) под руководством Савенкова К.О. от 16.07.04. Описание даётся от моренных валов под перевалом Назлы-Рынджи до озера в кармане правобережной морены ледника МТИЛП.

Необходимое снаряжение: комплект личного специального снаряжения, ледорубы, каски, жумары очень желательны основная верёвка (лучше, как минимум, 2x50 м), скальные крючья, скальный молоток, комплект закладных элементов (хотя можно обойтись и только крючьями).


Фото 52. Начало подъёма на
пер. Локомотив с востока.

Траверсируя снежники и моренные валы, обходя небольшой уступ «бараньих лбов», за 30 минут подходим под перевальный взлет. Внизу, слева по ходу видно большое озеро. По пути пересекаем в нижней части лавинный вынос, не совсем свежий, но уже не весенний. Перевальный взлет с востока – это крутой скальный гребень высотой около 100 м, в нижней части к нему примыкает снежник. Снежник заходит на скалы тремя выступами. Выше всего северный выступ, но в опасной близости от него находятся лавинный вынос и шлейф камнепадов, поэтому решаем подниматься по центральному снежнику, тем более что выход со снега на скалы здесь кажется проще. Поднимаемся с ледорубами на снежник, по направлению к скалам. В верхней части крутизна снега достигает 40-45º (фото 52). Подъем занял у нас 40 минут. Вдоль скал идет рантклюфт, местами забитый снегом, в нем есть участки - снежные полочки, на которых можно собраться. Первый поднимается с нижней страховкой через ледоруб (плотный снег), преодолевает наклонный снежный мост через рантклюфт и, протиснувшись в щель между снегом и скалами, выходит на скалы (15 м) (фото 53). По наклонной скально-осыпной полке лидер проходит справа налево по ходу, в сторону основного, центрального кулуара (30 м). Здесь организуется станция на трех скальных крючьях. Скалы не очень крутые (крутизна полки 20-30º), но очень сыпучие, едет, падает все, до чего дотрагиваешься. Вторая веревка идет вертикально вверх, параллельно основному кулуару, в 15-20 м от него (35 м, закрепление на скальных крючьях), затем следуют 10-12 м траверса к кулуару по скальной полке под каменным карнизом. Крутизна скал – до 40-45º, характер – в основном тот же, но появляются более монолитные участки. Третья веревка идет прямо по основному осыпному кулуару, крутизна которого здесь уже уменьшается до 20-30º, дно кулуара – мелкая и средняя осыпь. Подниматься по этому кулуару с самого низа не стоит, поскольку проходить его можно строго по одному из-за камней, летящих из-под ног, кроме того, вероятность побить веревки по той же причине возрастает многократно. Слева же по ходу от кулуара скалы может и монолитнее, но намного круче (до 50º). Третья веревка выводит под крутые скалы под перевальной седловиной, закрепление за выступ. Чтобы подняться на седловину, вешаем 4 веревку траверсом под скалами в сторону снежника под седловиной, затем перила идут вдоль левого по ходу края снежника и выводят на седловину по крутым монолитным скалам (5-7 м, наиболее приятный участок подъема). Закрепление веревки – за скальный выступ. Нижний конец также закреплен за выступ - огромный «палец», находящийся правее по ходу от выхода под скалы третьей веревки. Общее время подъема на перевал с предварительной обработкой пути налегке, подготовкой станций, провешиванием перил, подъемом группы по перилам, выбиванием крючьев и передачей веревок наверх (у нас было только 2 веревки) заняло у нас 4 часа 25 минут. (Из них минут 30 ушло на возвращение за упавшим мешочком с крючьями – это поздно заметили :-( ). Седловина перевала широкая, каменистая, тур – практически в центре, там, куда мы поднялись. Когда трое участников уже были на седловине, откуда-то с гребня, существенно правее того места, где мы поднимались, сошел мощный камнепад, примерно на уровне лавинного выноса. Что-то там массивное, видимо, отваливается, это надо иметь в виду при прохождении перевала и прохождении мимо перевала, поскольку сошедшие камни явно перекрыли значительный участок под перевалом (докуда они дошли, к сожалению, не было видно из-за подошедшего снизу облака).


Фото 53. Выход на скалы пер. Локомотив
через снежный мост.

Поскольку уже вечереет (19:35), решаем, что далеко спускаться не будем, дойдем до первого более-менее подходящего места и остановимся. Спустившись по некрутой (до 15-20°), покрытой лишайниками морене метров 200 (по длине) от перевала, находим устроившее нас место на небольших «бараньих лбах» с травяными полками, вода – из ручейка, вытекающего из-под снежника и стекающего по лбам. Спуск и поиски места заняли 15 минут.


Фото 56. Вид с пер. Локомотив на запад.

На следующее утро – прекрасная погода. С места ночевки открывается прекрасный вид на вершины Домбая (фото 56). По снежнику на кошках (снег с утра еще подмерзший) спускаемся, забирая влево, к уступу бараньих лбов (15 минут). Хорошо виден перевал Муруджу. По травянистым и осыпным полочкам «лбов», выбирая наименее крутой и наиболее безопасный путь, спускаемся между двумя уступами «лбов» на снежник, снова надеваем кошки и, по снегу крутизной около 20-25º, доходим до небольшого замерзшего озера.


Расчет ходового времени:

Подход под перевальный взлет от моренных валов под перевалом Назлы-Кол:

30 минут
Подъем по снежнику под скалы перевала: 20 минут
Подъем по скалам на перевал: 4 часа 25 минут
Спуск с перевала до морен цирка перевала Уллу-Муруджу: 1 час 05 минут
Итого: 6 часов 20 минут

Перевал Локомотив – несомненная скальная 2А, 1Б он не будет ни при каких погодных, снежно-ледовых условиях. Перевал сложный, требует уверенной работы на скалах, по крайней мере, наличия хотя бы одного скального лидера в группе и умения всей группы подниматься по перилам по крутым склонам. Также требуется внимательная тактическая работа, оценка камнеопасности возможного пути, поскольку вариантов подъема много. У руководителя создалось впечатление, что скалы на перевале с 1998 года стали более разрушенными, «живыми», даже монолитные участки покрыты мелкой крошкой. Перевал односторонний, на спуск проходить его будет проще, но следует учитывать, что хороших мест для сбора всей группы на восточном склоне перевального взлета немного, в основном это защищенные площадки для 1-2 человек. Повторим рекомендации из описания 1998 года (отчет №5574 Библиотеки МГЦТК): не стоит проходить этот перевал как первую 2А у участников (и руководителя), для прохождения перевала требуется полный комплект скального снаряжения, причем, видимо, лучше использовать закладки и френды, так как скал, пригодных для забивания крючьев, немного, еще меньше подходящих скальных выступов, а трещинки для закладок были.

6.9. Перевал Уллу–Муруджу

Категория трудности: 1Б*
Высота: 3300 м
Характер: снежно-ледовый
Ориентация: северо-запад – юго-восток

Расположен: в Кышхаджерском хребте (северном отроге ГКХ), непосредственно под вершиной Муруджинская Игла (в ее северном плече) и ведёт из долины реки Уллу-Муруджу в долину реки Рынджи.

Прохождение: 20 июля 2004 года со стороны реки Уллу-Муруджу. С перевала снята записка группы туристов т/к «Вестра» г. Москвы (м/к 3/27-301, 6 человек, 3 к.с.) под руководством Репетея А.А. от 14 июля 2004 г. Описание даётся от озера в кармане правобережной морены ледника МТИЛП до базового лагеря на слиянии реки Даут и ручья из-под перевала Искровцев.

Необходимое снаряжение: комплект личного специального снаряжения, спусковое устройство, кошки, каски, ледорубы, верёвка основная – 2Х50 м, веревка вспомогательная, расходная петля.


Фото 57. Седловина пер. Уллу-Муруджу
с северо-запада.

От моренных валов орографически правого борта цирка перевалов МТИЛП и Уллу-Муруджу начинаем подход под перевал. Пересекая снежник и несколько моренных гряд, выходим на центральную часть долины и поднимаемся по снежнику крутизной до 15-20º на кошках, так как снег еще не раскис, жесткий. Основная проблема при подъеме – солнце, бьющее прямо в глаза, так что и очки не помогают, спешим за тенью. За 35 минут подходим под перевал, перед ним ледник выполаживается до 10-15º, трещин нет. Перевальный взлет с севера – широкий снежный склон увеличивающейся крутизны (от 20 до 40-45º в верхней части) (фото 57). Поднимаемся со страховкой ледорубами, на кошках, «зигзагом», так как по линии падения воды идти крутовато, ноги быстро устают, приходится переходить на передние зубья кошек, что, особенно с рюкзаком, нелегко. С подъема на перевал хорошо виден соседний перевал МТИЛП (фото 58).


Фото 58. Пер. МТИЛП.
Вид с пер. Уллу-Муруджу.

Первый поднявшийся скидывает с перевала перильную веревку, закрепив её за камень на седловине. Веревка нужна не сколько для предохранения от срыва, сколько для облегчения подъема, разгрузки голеностопа на наиболее крутом участке. Последние несколько метров на подъеме – скалы. Поднимаемся на перевал за 40 минут. Перевальная седловина неширокая, скальная. С перевала хорошо виден пик МИФИ и одноименный перевал (фото 60). Наблюдаем за спуском с пика группы Сергина К. и, одновременно, за подъемом на МТИЛП группы Назаровой А.


Фото 60. Пер. МИФИ и пик МИФИ
с пер. Уллу-Муруджу.

Вниз, на спуск, уходит снежный кулуар. Наиболее крутой его участок непосредственно под седловиной: необходимо преодолеть снежную стенку крутизной до 60º (около 5 м), ниже около 40º (10-15 м), далее – выполаживающийся до 20-25º участок, затем крутизна кулуара снова возрастает, достигая максимума (40º) в месте наибольшего сужения (фото 62). Из-за экспозиции склона, снег в кулуаре уже начал раскисать. Первую, сдвоенную веревку провешиваем на расходной петле, следующие две – на ледорубе. Вторую веревку сдергиваем с помощью ледорубного креста, третью – снимаем с нижней страховкой. Третью веревку можно было бы и не вешать, крутизна склона здесь снова уменьшается до 25-30º, но под скалами левого борта кулуара хорошо просматриваются трещины, так что решаем не рисковать. Спуск по 2,5 веревкам занял 50 минут. Далее по закрытому некрутому леднику, практически по центру, иногда прижимаясь к правому борту, спускаемся за 15 минут до конечной морены (на уровне кулуара, ведущего на перевал МИФИ). Здесь снимаем обвязки, кошки, меняем ледорубы на палки (каски предусмотрительно оставляем) и начинаем спуск вдоль реки Рынджи, её правым берегом, переходя по камням правые притоки реки. Тропы нет. Спускаемся по осыпям, снежникам, «бараньим лбам» (их, по возможности, обходим то слева, ближе к реке, то справа по ходу). Спуск довольно утомительный: кусты рододендронов, камни, покрытые мхом, «живая» осыпь – может быть, и стоило перейти на разливах на левый берег реки и пытаться поймать одну из пастушьих троп (но, правда, затем пришлось бы снова переходить реку вброд у слияния, а это мы уже пробовали…). В нижней части долина реки становится шире и положе, появляется нечеткая тропа, по которой доходим до теплого озера на слиянии рек Даут и Рынджи. Спустились сюда от морены мы за 1 час 40 минут. Купаемся в озере, отдыхаем. По тропе левого берега реки Даут за 45 минут поднимаемся к месту базового лагеря. Снова переправляемся по каменной пробке через реку и ставим лагерь.

Расчет ходового времени:

Подход под перевальный взлет от моренных валов: 35 минут
Подъем на перева: 40 минут
Спуск с перевала по перилам: 50 минут
Спуск по леднику до конечной морены: 15 минут
Спуск по правому берегу реки Рынджи до теплого озера: 1 час 40 минут
Подъем в базовый лагерь: 45 минут
Итого: 4 часа 45 минут


Фото 62. Спуск с пер. Уллу-Муруджу
на юго-восток.

Перевал Уллу-Муруджу вполне соответствует своей категории – 1Б. Это – не самая простая 1Б, где-то по верхней границе, однако до 2А все-таки не дотягивает: длина кулуара, в котором необходима страховка – 100 м, и длиннее он вряд ли станет. Так что 2-2,5 веревки по снегу, льду или осыпи, отсутствие сложных подходов (ледопадов, лавирования) – это все-таки ближе к 1Б, чем к 2А. По крайней мере, при сравнении с другими здешними 2А и 1Б, он все-таки проще всех 2А этого района. Перевал интересен, в нашем случае был не камнеопасен, но требует уверенного хождения на кошках (без них, при прохождении в утренние часы, придется бить ступени в жестком фирне 150-200 м). Перевал хорош как при прохождении его в связках с другими перевалами, так и сам по себе. Является одним из самых удачных вариантов захода из Теберды в Даут. Может быть рекомендован в походах 2 к.с. при достаточном опыте руководителя (хотя бы 3 ГУ), но, все-таки, не как первый перевал.

Далее >>


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100