Автор: Зеленцова Е.В., г. Москва

4. План-график маршрута
5. Характеристика района путешествия
6. Техническое описание перевалов
7. Итоги. Выводы. Рекомендации.
8. Список использованной литературы

6. Техническое описание перевалов (окончание).

6.10. Перевал Даут Западный

Высота: 3450 м
Характер: снежно-скальный
Ориентация: северо-восток - юго-запад

Расположен: в Кышхаджерском хребте к северо-западу от пика Даут (3748 м) и ведет с ледника Большой Даут (долина реки Даут) на ледник Юго-Западный Даут (долина реки Кичи-Муруджу).

Прохождение: 21-22 июля 2004 года со стороны ледника Большой Даут. С перевала снята записка группы туристов Киевского областного клуба (6 человек, 2 к.с., ходили радиально) под руководством Крамчаниновой Е.Г. от 16.08.04. Описание даётся от базового лагеря на террасе у места впадения ручья Искровцев в реку Даут до ледника Юго-Западный Даут.

Необходимое снаряжение: комплект личного специального снаряжения, ледорубы, каски, кошки, жумары, спусковые устройства основная веревка (2 шт. на группу 5 человек), расходные петли.

Фото 64. Подход по гребню
правобережной морены
к ледн. Большой Даут.

Во второй половине дня, дождавшись известий от школьных групп, с которыми мы взаимодействуем, выходим на подход к перевалу. Переправляемся на орографически левый берег ручья Искровцев и, уже знакомым путем, начинаем подъем вверх по долине реки Даут. За 15 минут по снежникам и осыпям подходим практически к началу высокого вала древней правобережной морены и, траверсом травяного склона (крутизна до 20°), начинаем подъем на её гребень. Через полчаса подъема подходим к ручью, текущему из-под перевала Нефтяник, переходим на левый берег ручья по камням и, по неприятному конгломератному участку (к счастью, непротяженному), выбираемся на гребень морены под водопадом. Водопад очень красивый, хотя и небольшой, по гребню морены идет хорошая тропа (фото 64). За 20 минут доходим по гребню до широкого снежно-конгломератного кулуара перед «бараньими лбами». Отсюда возможно несколько путей захода на Даутский ледник: 1) Продолжая движение по карману морены подойти под «бараньи лбы», затем подняться по ним, обходя «лбы» справа по ходу, по скально-осыпной полке (необходима перильная страховка, 1-2 веревки). 2)Подняться на верхнюю часть «лбов» по снежному кулуару, спускающемуся в карман морены севернее «бараньих лбов» (для нас - не доходя до «лбов»). Есть еще и третий путь захода на Даутский ледник - подниматься вдоль ручья Искровцев, а затем уходить к леднику траверсом морен, снежников, выше основного уступа «бараньих лбов», но этим путем надо было подниматься сразу от лагеря, по тропе. Поскольку первым способом на ледник поднималась группа Сергина К., третьим - группа Назаровой А., то мы решаем разведать второй путь, хотя, конечно, он не выглядит самым простым.

Фото 66. Подъём на Даутский
ледн. по снежному кулуару.

Кулуар достаточно широкий (50-70 м), в наших условиях (июль) весь снежно-ледовый, следов камнепадов не видно. Основная сложность при его прохождении - то, что снег, а в нижней части лед, крутоват (до 35-40° в наиболее крутой средней части) и при этом обрывается довольно резко, в кармане он прерывается, словом, в случае срыва можно выехать на камни (фото 66). Поднимаемся по кулуару с перильной страховкой, решив, что подъем по перилам будет быстрее, чем подъем с переменной страховкой. За 2 часа «грязного» времени поднимаемся по кулуару на 6 веревок перил (последние 2 веревки можно было бы не вешать, но, пока мы поднимались, села туча и видимость упала до 15-20 м). Последняя веревка выводит под скалы верхней части «лбов». Поднявшись по осыпным и травяным полочкам на скалы орографически левого борта кулуара, вдоль небольшого ручейка, выходим на прекрасно обустроенные площадки под 2-3 палатки в кармане-понижении: большие, ровные, с высокими ветрозащитными стенками. Здесь и встаем на ночевку.

С вечера, когда тучи расходятся, просматриваем спуск на Даутский ледник: пересекаем несколько небольших снежников и моренных гребешков и выходим на скально-осыпной гребень, идущий вдоль южного края «лбов». С него видно, что зона разломов и ледопад ледника остались позади, но, чтобы выйти на лед, необходимо спуститься ~ на 100 м по осыпному склону. На этом разведку завершаем, возвращаемся в лагерь. Холодно, ручеек к утру замерз.

С утра уже разведанным путем выходим на осыпной гребень, проходим по нему около 5 минут (пока он не упирается в скалы) и по осыпному, местами конгломератному склону, скальным выходам, покрытыми мелкой каменной крошкой, крутизной до 30°, спускаемся на ледник. Спуск необходимо производить либо плотной группой, либо по одному, осыпь «живая». Каски обязательны. Выйдя на ледник крутизной до 20°, надеваем на границе льда кошки, спустившись затем на ровную часть ледника, подходим к моренному пятну, на нем и останавливаемся. Судя по оставленным консервным банкам, это место нередко используется для ночевок. Готовых площадок мы не увидели (но, правда, и не искали), но места более-менее ровные здесь есть, камни со склона досюда не долетают. Спускались мы до этого места от наших ночевок 1 час. От морены начинаем подъем в верхний цирк перевала. Путь подъема довольно очевидный: по наклонной снежно-ледовой широкой полке, начинающейся где-то под перевалом Даутская щель (фото 64). Но на эту полку еще надо подняться: Поскольку обходить её по большой дуге, подходя к самому началу, не хочется, начинаем подъем «в лоб» по фирну 30-40° (внизу - пологий выкат) и за 25 минут выходим на полку. Плавной дугой огибаем мульдообразное обширное понижение, находящееся под перевалом, и, между ним и разломами, остающимися справа по ходу, выходим в верхнюю часть цирка (35 минут от предыдущего привала, снег до 15°). Непосредственно на перевал ведет крутой снежный склон, подрезанный бергшрундом, в верхней части переходящий в разрушенные крутые скалы (фото 68).

Фото 68. Пер. З. Даут
с севера.
Решаем подниматься не «в лоб», а правее по ходу (западнее), туда, куда выше всего подходит снег, как советуется в [1]. Путь подъема оказался совсем несложным: придерживаясь неявного снежного гребешка, идущего параллельно скалам западного края цирка, за 45 минут поднимаемся по снегу крутизной до 20° к характерной узкой щели в скалах южного гребня. Перед скалами - выполаживание, снежная полка, на ней - следы тура. По снежному гребешку подходим к выходу на скальный гребень. При переходе со снега на скалы нужно перейти небольшой рантклюфт (он перешагивается, гимнастическая страховка). С северной стороны гребня вдоль скал идет снежно-осыпная полка, можно (лучше) идти по ней, не выходя на скалы, так как на юг гребень падает отвесными скалами (фото 70) и, хоть сам он и несложен для прохождения, при движении требуются максимальное внимание и осторожность.

Фото 70. Скалы южной стороны
гребня пер. З. Даут.
Через 10 минут движения полка заканчивается, вешаем 5 м дюльфера и спускаемся по скалам на западную седловину перевала. Здесь тур с запиской группы с Украины. Проведя разведку дальнейшего движения по гребню, решаем, что провесим перильную страховку - вдоль скал местами лед, полки узкие, идти с рюкзаками по ним не удобно. Сложность траверса - альпинистская 1Б-2А. Наиболее сложное место - переход с северной стороны гребня на южную сторону. Провешиваем 2 веревки перил на траверс, затем по осыпным и травянистым полкам уже без страховки вдоль южной стороны гребня подходим к началу спуска. По пути проходим мимо памятной таблички. Движение по перилам, подход к началу спуска, поиск (безрезультатный) тура на восточной седловине занимают у нас 1 час 15 минут.

Фото 72. Пер. З. Даут с юга.

Спуск с перевала начинаем с осыпных полок, не доходя до седловины. Прямо с седловины вдоль склонов пика Даут идет довольно узкий скально-осыпной кулуар (крутизной до 35-40°), в нижней части забитый снегом (фото 72). Поскольку выглядит он камнеопасным, спускаемся, оставляя его слева по ходу, по осыпному склону со скальными выходами (средняя крутизна 25-30°). В нижней части, поскольку за перегибом склона не видно место выхода на снег, вешаем одну веревку перил и спускаемся дюльфером (веревка нужна на последних 3-4 метрах для спуска со скального уступа). Последний спускается, обойдя скальный уступ по крутому снегу в нижней части кулуара. После спуска нужно сразу уходить по снегу уменьшающейся крутизны (от 30° до 15-20°) из-под уступа вниз по леднику, чтобы не попасть под камни из-под ног спускающихся. За час спускаемся с перевала до более-менее ровной части ледника.

Подход под снежный кулуар для обхода «бараньих лбов»: 1 час 05 минут
Подъем по кулуару на ночевки на «лбах»: 2 часа 10 минут
Спуск с ночевок на ледник: 1 час
Подъем по леднику на перевал: 1 час 45 минут
Траверс скального гребня: 1 час 45 минут
Спуск с перевала: 1 час
Итого: 8 часов 45 минут

Перевал Западный Даут - хорошая, полноценная 2А, каким бы путем его не проходили: при подъеме (спуске) с севера «в лоб» - это 2 веревки перил по снегу и скалам, при подъеме по снегу, в обход, перила не нужны, но траверс скального гребня непростой, требует либо перильной, либо попеременной страховки. Южный склон перевала проще, но перильная страховка также может потребоваться. Перевал может быть рекомендован в походах от 3 к.с., в том числе, как первый.

6.11. Перевал Миронова

Высота: 3500 м
Характер: снежно-ледовый (у нас скорее ледово-скальный)
Ориентация: северо-запад - юго-восток

Расположен: в Даутском хребте к юго-востоку от пика Даут (3748 м) и ведет с ледника Юго-Западный Даут (долина реки Кичи-Муруджу) на ледник Юго-Восточный Даут в верховьях реки Джелсугчат (долина реки Махар).

Прохождение: 22-23 июля 2004 года со стороны ледника Юго-Западный Даут. С перевала снята записка группы туристов МГУ (м/к 11/3-303, 7 человек, 3 к.с.) под руководством Савенкова К.О. от 20 июля 2004 года. Описание даётся от ледника Юго-Западный Даут под перевалом Западный Даут до т/б «Глобус».

Необходимое снаряжение: комплект личного специального снаряжения, ледорубы, каски, кошки, спусковые устройства основная веревка (2 шт. на группу 5 человек), расходная петля.

Фото 74. Седловина пер. Миронова.

Перевал Миронова хорошо виден с перевала Западный Даут [6.10], находится рядом с ним, но траверсировать склон прямо из-под перевала Западный Даут кажется нам неразумным и опасным: снежно-ледовый склон под пиком Даут крутой (со стороны кажется до 35-40°) и, что гораздо хуже, имеет многочисленные следы камнепадов, как одиночных, так и массовых. Поэтому, спустившись с перевала Западный Даут, мы спешим уйти подальше от лежащих на снегу камней. Оказавшись на безопасном расстоянии, начинаем траверс с небольшим подъемом в сторону перевала Миронова, крутизна снега здесь невелика (15-20°), поэтому идется легко, и через 15-20 минут движения мы оказываемся под перевальным взлетом. Взлет представляет собой снежный склон крутизной до 35-40° в наиболее крутой части, с ледовым «зеркалом» посередине. С орографически левой стороны взлета находятся выходы «бараньих лбов». Решаем подниматься между «зеркалом» и «лбами». Нам везет: слой снега достаточно глубокий, чтобы можно было формировать надежные ступени и подниматься по ним с индивидуальной страховкой ледорубом. Поднимаемся на перевал за полчаса. На перевале - обширная мульда, высокий снежный надув немного защищает от усилившегося ветра. В мульде - выходы скал, небольшой ручеек (фото 74). Тур - на скалах восточного края седловины. Прочитав записки, оставленные нам на перевале предыдущими нашими группами, понимаем, что на пик Даут сегодня вряд ли успеем сходить (вернее, не успеем до темноты). На скалах есть ровные участки, решаем построить площадку и остаться здесь на ночевку, а на восхождение пойти, как и планировали, завтра с утра. Переменная облачность, ветер. Не торопясь, строим большую площадку с ветрозащитной стенкой, сходили на разведку возможного выхода на скальную полку, ведущую к ключевому участку при восхождении на пик Даут (убедились, что выход не представляет сложности, и что полка в нижней части простая для прохождения). Общаемся с ребятами из Московского Дворца пионеров (вернее, конечно, МГЦДДиЮТ), которые поднялись на седловину следом за нами и наблюдаем за их спуском с перевала.

Фото 76. Пер. Миронова с востока.

С утра собираемся на восхождение, но уже к 7 часам, пока завтракаем и надеваем обвязки, погода резко портится: со всех сторон тучи. Приходится отказаться от восхождения и, собрав лагерь, начать спуск. Вниз уходит крутой скальный кулуар (до снега около 30-40 м, крутизна скал до 60°). Школьники спускались по самому крутому месту - скалам до 90°, мы же выбираем путь положе. За скальный выступ крепим расходную петлю, за неё - перила. Спуск крутой, местами отвесный, но без нависания. Скалы обледенели, на них небольшие сосульки. Веревки хватает до снега, через рантклюфт, в который нужно спуститься на пару метров на снежную пробку, а потом из него вылезти. Веревку сдергиваем кивларом. Ниже рантклюфта к леднику уходит снежный склон крутизной до 35-40°, вешаем на ледорубе еще одну веревку перил, последний спускается по снегу с нижней страховкой на три такта. Спуск по двум веревкам перил, их сдергивание заняли у нас 1 час 45 минут. Далее в кошках спускаемся по некрутому (10-20°) закрытому леднику Юго-Восточный Даут, придерживаясь его левого борта (фото 76), через 20 минут крутизна ледника увеличивается, он становится открытым, уходим со льда на левобережную скально-осыпную гряду (место выхода не очевидно, но оно отмечено туром). Ниже гряда обрывается уступом «бараньих лбов». По скально-осыпному склону (20°) спускаемся к левому борту долины, пересекая по пути несколько снежников, небольших скальных выходов, и выходим на гребень левобережной морены, идущий вдоль левого борта долины (фото 78). С левого борта долины стекают ручьи (видимо, из цирка перевала Даутская щель). По гребню морены, в нижней части поросшему травой, спускаемся до травянистой заболоченной обширной поляны. Пережидаем сильный дождь. Спуск от ледника до поляны занял 1 час 25 минут.

Фото 78. Путь спуска на
левобережную морену
ледн. Юго-Восточный Даут.

Дальнейший спуск по долине трудоемок. Местами есть тропа, идущая левым берегом реки Джелсугчат. Переходим на левый берег всех ручьев, текущих по поляне, выходим на тропу и по ней спускаемся с «бараньих лбов» на следующий уступ долины (35 минут от основания вала). Далее спускаемся левым бортом, стараясь не терять тропу. Это не всегда удается, в общем, через 25 минут спуска и траверса по травянистому кочковатому склону выходим к последнему уступу долины. Река здесь уходит в каньон, по карте видно, что до реки Нахар перепад высоты еще 400 м. Неявная (козья) тропа уходит налево по ходу, траверсом, мы же, спустившись немного без тропы к самому уступу, обнаруживаем начало хорошей тропы в зарослях кустов. Тропа спускается к реке Нахар серпантином, она крутая, каменистая, в нижней части, при прохождении скального выхода, на ней есть металлические ступеньки. Спустившись к слиянию ручья Джолсугчат с рекой Нахар, выходим на дорогу, идущую по левому берегу реки Нахар и, пройдя по ней немного, останавливаемся на обед у каменной ограды, под склоном. Пережидаем под тентом сильный дождь. Спуск с последнего уступа (с поиском тропы) занял у нас 55 минут.

Спуск по долине реки Нахар приятный, долина ровная, широкая, вскоре начинается сосновый лес, в нем - земляника. Ручьи - левые притоки - переходим по камням или по мостикам. 2 часа 20 минут спуска по дороге, и мы приходим на турбазу «Глобус», где хранится наша заброска на оставшуюся часть похода. Встаем лагерем прямо на территории турбазы, на полянке, успокоенные словами пограничников и сторожа, что все наши группы уже здесь стояли. Застава находится напротив турбазы. Вечером ребята сходили позвонить родным по мобильному телефону - связь, как и говорили пограничники, только с зеленого холма за вторым мостом (в 3 км ниже заставы по долине реки Нахар). На турбазе есть электричество.

Подъем на перевал из-под перевала Западный Даут: 50 минут
Спуск с перевала на ровную часть ледника: 1 час 15 минут
Спуск по леднику до скал левого борта: 20 минут
Спуск по скалам, осыпям, морене до первого уступа долины: 1 час
Спуск в долину реки Нахар: 1 час 55 минут
Спуск по долине реки Нахар до турбазы «Глобус»: 2 часа 20 минут
Итого: 7 часов 40 минут

Перевал Миронова - сложная 2А, односторонняя. Со стороны ледника Юго-Западный Даут (с запада) перевал не сложен, хотя, при небольшом количестве снега, может потребоваться перильная страховка на льду. С востока же, если придется преодолевать перевал на подъем, потребуется лазанье по крутым, мокрым, обледеневшим скалам. Поэтому, в случае прохождения перевала с востока на запад, группа должна быть уверена в своей скальной технике. С перевала открывается красивый вид, возможны восхождения на пик Даут и МГСУ (оба - 2А). Вопрос, являются ли перевалы Миронова и Западный Даут связкой, остается открытым. С одной стороны, между перевалами совсем небольшое расстояние, они связаны <по снегу>, с другой стороны, основные, определяющие трудность перевалов препятствия, в том числе требующие перильной страховки, полностью пройдены:

6.12. Перевал Беляева

Высота: 3380 м
Характер: снежно-осыпной
Ориентация: запад-восток

Расположен: в северном отроге Главного Кавказского хребта (ГКХ) между вершинами Узловая и Джалпаколбаши. Соединяет долины рек Джалпакол (северные истоки) и Мырды.

Прохождение: 24-26 июля 2004 года со стороны реки Джалпакол. С перевала снята записка группы т/к «Вестра» г. Москвы (м/к 3/27-301, 6 человек, 3к.с.) под руководством Репетея А.А. от 19 июля 2004 года. Описание даётся от т/б «Глобус» до а/л «Узункол».

Необходимое снаряжение: ледорубы, лыжные палки (очень рекомендуются), каски, может понадобиться основная веревка.

Фото 80. Путь подъёма к
пер. С. Джалпакол, Беляева.

С утра - полудневка. Не торопясь собираемся, просушиваем на солнце вещи, распределяем по рюкзакам продукты, дожидаемся отделение Егорова Л. Выходим только в 12. У лесника узнаем, где искать мосты через реки, по дороге левого берега реки Нахар поднимаемся до хорошего бревенчатого моста, переходим по нему на правый берег и продолжаем движение по дороге вдоль левого берега теперь уже реки Гондарай. На дороге есть развилки, выбрав одну из левых, подходим к запертым воротам базы отдыха. Вдоль её забора снова выходим на основную дорогу и продолжаем идти по ней. Дорога идет по лесу, через 35-40 минут от турбазы «Глобус» выходит на широкие луга, лес же поднимается по склонам долины. Через 10-15 минут от границы леса подходим к кошу. Перед ним - мост через реку Гондарай, прямо за мостом в лес круто уходит широкая дорога. Вместо того, чтобы внимательно посмотреть на имеющуюся у нас карту и повнимательнее почитать описания, начинаем подниматься по дороге, тем более, что хорошие отпечатки следов говорят, что этот путь - то, что нам нужно. В результате, через 15 минут крутого подъема, при обходе поваленного дерева, обнаруживаем, что дорога закончилась. Решив, что просто сошли с неё, пока обходили завал, ищем продолжение, но его нет: Это обескураживает нас, отправляемся в разные стороны поискать дорогу или тропу. Но траверсы по крутому залесенному склону с осыпями ничего не дают. Повнимательнее посмотрев в карту, решаем поискать начало тропы внизу, у самого берега реки Джалпакол. Спускаемся за 15 минут обратно к кошу (по дороге проверив еще одну развилку с тупиком), увидев людей (отдыхающих с турбазы), расспрашиваем их про тропу. Они ничего не знают, кроме того, что залесенный распадок - это действительно долина реки Джалпакол, и что на турбазе им говорили, что «туда можно подняться только по тропе». Встаем на обед и идем искать тропу. Она обнаруживается недалеко от реки Джалпакол: от мостика через Гондарай надо, вернувшись обратно по ходу движения по правому берегу реки Гондарай сотню метров, подняться на травянистый склон, к дальнему краю луговины, где и обнаруживается тропа. Но и там надо быть внимательными, поскольку через 5 минут подъема нечеткая развилка: тропа серпантином уходит налево по ходу, а направо идет очередная, никуда не ведущая лесовозная дорога.

Почти все наши группы сделали эту ошибку при поисках тропы, выбрав столь очевидный подъем сразу за мостом!

Настоящая тропа - это именно тропа, она хорошо набита, крутым серпантином поднимается по сосновому лесу на левом берегу реки Джалпакол. Через 50 минут подъема выходим на первый уступ долины, тропа становится пологой. Через 10-15 минут переходим по мосту на правый берег реки и еще минут через 10-15 останавливаемся на привал недалеко от границы леса, в лиственном (преимущественно березовом) леске. Еще 15 минут подъема по тропе, иногда теряющейся в шлейфах осыпей, и мы выходим к конусу выноса ручейка - правого притока реки Джалпакол. Уже решили было вставать здесь на ночевку, благо на траве можно найти ровные места, но спускающиеся нам навстречу охотники говорят о хороших ночевках выше по долине. Так что продолжаем подъем по тропе. В коше (расположенном за конусом выноса ручья) нас угощают айраном, беседуем с его обитателями. За кошем тропа уходит на осыпной завал, почти полностью перекрывающий реку, переходим по нему на левый берег реки (тропа продолжается по правому берегу) и встаем на травке. Ровные места есть и на правом берегу, но там мокрее. На левом сухо, но, чтобы поставить палатку, коровьи «лепешки» приходится убирать. От коша сюда поднялись за 30-40 минут. Место ночевки - чуть ниже по долине от слияния истоков реки Джалпакол.

Фото 82. Вид с пер. Беляева на запад.

С утра возвращаемся на правый берег реки и по тропе огибаем обширный заболоченный участок под правым бортом долины. Затем поднимаемся по крутой тропе. Через 1 час 20 минут подъема от места ночевки подходим к ручью - правому притоку реки Джалппакол. Переходим через ручей и поднимаемся по тропе (местами по ней течет ручеек) на очередной уступ долины, река Джалпакол падает с «бараньих лбов» водопадом. Выше водопада - участок крупной морены, тропа теряется в нем, но путь маркирован хорошо заметными турами. За осыпью - обширная зеленая заболоченная поляна, за ней - высокий осыпной вал. Путь к перевалу Беляева возможен двумя путями. Первый ведет через озера под перевалом Мурсалы. Для этого необходимо подняться на правый борт долины по зеленым полкам в «бараньих лбах» и уже от озер, по осыпям и снежникам, подойти под перевал. Второй путь - подниматься в сторону перевала Северный Джалпакол, а затем, обогнув западный отрог вершины Джалпакол, подняться по осыпи под перевал Беляева (фото 80). Выбираем второй путь, тем более что большая его часть проходит по тропе. Обойдя по камням слева по ходу заболоченную полянку, переходим через многочисленные рукава реки и подходим под осыпной вал. По нему поднимаемся на его гребень. Сначала шли напрямую, затем, в средней части подъема, вышли на тропу, отмеченную турами. По пологим осыпям и снежникам, придерживаясь левого борта долины, но не прижимаясь к нему слишком, поднимаемся в сторону перевала Северный Джалпакол. Обедаем под осыпным моренным гребешком, выводящим в перевальный цирк.

Фото 84. "Завтрак с видом на Эльбрус."

Поднявшись по крупной осыпи на гребешок, выходим по нему к западному отрогу вершины Джалпакол по пути, отмеченному турами. Огибая гребень, поднимаемся по осыпям и снежникам (крутизна до 30°) и выходим в верхний цирк перевала Беляева. Перевальный взлет осыпной, крутизна 30-35°, осыпь неприятная, <живая>. Поднимаемся на перевал широким фронтом, каждый своим путем приблизительно за 20-30 минут от начала взлета. Седловина перевала широкая, снежно-осыпная. Встаем здесь на ночевку. Готовых мест под палатки нет, но осыпь мелкая, площадки легко выравниваются. Воды нет, топим снег. С перевала открываются великолепные виды во все стороны (фото 82). Погода хорошая, поэтому и ужинаем и завтракаем с видом на Эльбрус (фото 84).

Фото 86. На спуске с пер. Беляева.

С утра совершаем восхождение на вершину Узловая [6.13]. Затем, собрав лагерь, начинаем спуск с перевала. Спускаемся по осыпному кулуару (разрушенные скалы, 10-15 м, крутизна до 40°) до снега (от 30° и меньше) и уходим к левому борту некрутого (5-20°) ледника под склоном вершины Узловая Спускаемся до выполаживания (фото 86) и затем, пересекая ледник, уходим к правому борту. Снег становится круче (до 40°), спускаемся глиссером, затем траверсируем правый борт ледника, обходя «бараньи лбы», незаметные сверху, но о которых говорится в описаниях (Отчеты №№ 4515, 5889 Библиотеки МГЦТК), и снова глиссируем до морены. За 40 минут от перевальной седловины спускаемся до морены. Еще за полчаса спускаемся с моренного вала к озерам. Здесь много ночевок - традиционное место «старта» альпинистов при восхождении на вершины Узловая Куршо, Джалпакол [2]. Пожалуй, лучше (проще) было бы спускаться не с орографически правой части вала, а слева. Подойдя к краю уступа долины, в нерешительности останавливаемся: можно спускаться без тропы вдоль ручья (путь не выглядит сложным: травянисто-осыпной склон, крутизной до 35°, но надо придерживаться ручья, чтобы не выйти на «лбы»), можно - выйти на тропу, которая траверсирует левый борт долины довольно высоко, обходя уступ <бараньих лбов>. Решаем все-таки спускаться по тропе. За 10 минут выбираемся по осыпи на тропу и начинаем спуск (траверс) по ней. Тропа неоднозначная: вначале явная, она затем разделяется на несколько параллельных ветвей, местами теряется. Далеко внизу видна река Мырды, открывается красивый вид на её верховья (фото 88).

Фото 88. Вид на верховья р. Мырды
при спуске с пер. Беляева.
В какой-то момент, потеряв основную тропу, спускаемся к главному ручью, вправо по ходу движения, по руслу пересохшего ручейка (которое в верхней части выглядело как тропка). Правильная же тропа, продолжая траверсировать борт долины, видимо, уходит влево по ходу, а затем, перевалив через травяной гребешок, спускается в лес. За 45 минут спускаемся с тропы до ручья. Ниже ручей уходит в каньон, чтобы благополучно спуститься в долину реки Мырды, надо перейти ручей на правый берег и выйти на тропу, идущую с перевала Северный Джалпакол. Тропа («прощай колени») серпантином спускается по травянистому гребню, за 50 минут доходим до реки Мырды. Переходим её по мостику напротив коша, покупаем хлеб, айран, носки и, по хорошей тропе правого берега, спускаемся в альплагерь «Узункол» (фото 90). По пути проходим через скальные прижимы, через полчаса спуска переходим реку на левый берег по полуразрушенному мостику возле нижнего коша и, отметившись на погранзаставе, по дороге доходим до альплагеря (20 минут от погранзаставы). К лагерю переходим по хорошему мосту.

Фото 90. Долина р. Мырды.

Подход по дороге к устью реки Джалпакол: 45 минут
Подъем на первую устьевую ступень долины по тропе: 50 минут
Подъем по долине реки Джалпакол до каменного завала: 1 час 05 минут
Подъем по долине реки до осыпного вала перед подъемом в цирк перевала Северный Джалпакол: 2 часа 25 минут
Подъем на осыпной вал: 30 минут
Спуск в долину реки Мырды: 50 минут
Спуск по долине реки Мырды до а/л «Узункол»: 55 минут
Итого: 12 часов 20 минут

Перевал Беляева, несмотря на столь долгие подходы, нам понравился. Сам перевал достаточно интересен, определяющая сторона - восточная. Хорошая, полноценная 1Б. Привлекает возможность совершить восхождение, посильное в походах от 2 к.с. и, конечно, великолепные виды с перевала в хорошую погоду.

6.13. Восхождение на вершину Узловая с перевала Беляева.

Категория трудности: 1Б альпинистская
Высота: 3663 м
Характер: комбинированный

Необходимое снаряжение: комплект личного специального снаряжения, каски, основная веревка.

Прохождение: 26 июля 2004 года. Описание даётся от перевала Беляева. С вершины снята записка группы из города Россошь (2 человека) под руководством Скакун Д.Ф. от 07.06.03.

Спуск: по пути подъема.

Фото 92. Предвершинный участок
гребня при восхождении
на в. Узловая.

Восхождение на вершину Узловая начинаем с седловины перевала Беляева. Гребень, ведущий к вершине, скальный, несложный. На гребне несколько жандармов, обходить которые можно как справа по ходу, так и слева. Мы поднимаемся, придерживаясь левой по ходу стороны гребня, или прямо по нему, первый жандарм на подъеме обходим слева (с запада) (15 минут от перевала), на спуске же его обходим с востока. Ключевой участок на гребне - внутренний угол (25-30 минут от перевала) (фото 91), преодолеваем с гимнастической страховкой. Выходим на снежный гребень (фото 92) (он, действительно, снежный, кошки не понадобились, хотя мы их с собой и брали) и, придерживаясь его левой по ходу движения стороны (справа, с востока, снежный карниз), выходим на предвершинный участок. По простым скалам поднимаемся на вершину (45 минут от перевала). Спускаемся по пути подъема, за исключением последнего жандарма, который обходим на этот раз с востока. Этот обход показался чуть сложнее. Спустились с вершины до перевала за 40 минут.

Подъем на вершину: 45 минут
Спуск с вершины: 40 минут
Итого: 1 час 15 минут

Восхождение на вершину Узловая несложное, приятное. Требует начальных навыков движения по скалам и вполне соответствует несложной альпинистской 1Б. С вершины открываются хорошие виды. Рекомендуем это восхождение всем группам, проходящим через перевал Беляева. Прекрасная первая вершина для восхождения.

Имеющееся описание [2] вполне достоверно, но, видимо, что-то напутано со временем: указанное время «от бивака до перевала 2-3 часа» соответствует истине, а вот «от перевала до вершины» 3 часа кажется сомнительным: мы, может, и здоровые -), но не настолько же: То же и со временем спуска. «Спуск с вершины по пути подъема на перевал Беляева занимает 2 часа» Может, указано время спуска до бивака?

6.14. Перевал Хотютау - «Приют 11»

Категория трудности: 1Б*
Высота: 3546 м
Характер: осыпно-ледовый
Ориентация: запад-восток

Расположен: в перемычке Хотютау. Соединяет верховья реки Уллукам и плато Хотютау.

Необходимое снаряжение: комплект личного специального снаряжения, каски, ледорубы, кошки, основная веревка (2Х50 на группу из 5 человек - связки).

Прохождение: 28-30 июля 2004 года со стороны реки Уллукам Описание даётся от а/л «Узункол» до «Приюта 11». С перевала снята записка группы туристов МГУ (м/к 11/3-303, 7 человек, 3 к.с.) под руководством Савенкова К.О. от 30 июля 2004 года.

Казалось бы, участок пути от а/л «Узункол» до Ворошиловских кошей не представляет интереса, поскольку весь проходит по дороге. Однако и на этом пути встречаются интересные объекты.

Фото 94. Каньон р. Уллукам.

Хорошая дорога идет от альплагеря вниз по ущелью реки Узункол. Она переходит по мостам с берега на берег и, вплоть до слияния с рекой Учкулан, идет по лесу. По дороге встречаем патруль, который проверяет наши погранпропуска. До погранзаставы 2 часа спуска. От погранзаставы начинаем подъем по дороге правого берега реки Уллукам (Уллуозень) (переходим её по мосту, выше погранзаставы). На заставе также проверка пропусков. После 45-минутного подъема, решаем встать на обед, не только чтобы отдохнуть и перекусить, но и для того, чтобы переждать жару (погода прекрасная, солнечно). Спускаемся с дороги по зарастающей автомобильной колее (это - первый большой сворот с дороги от погранзаставы) к поляне на берегу реки Уллукам. Здесь много земляники, в речке есть небольшие спокойные заводи, можно окунуться. Гуляя по берегу, обнаруживаем интереснейшее место - каньон реки Уллукам (фото 94), о котором говорится в литературе [2]. Отвесные скалы, зеленые укромные площадки, мощный поток, чуть выше по течению - огромный камень - скальный мост через каньон - все это стоит увидеть! Если знать, что искать, к этому месту можно подойти и с дороги, там что-то вроде вытоптанной площадки. От съезда досюда можно дойти по дороге за 5-10 минут.

Переждав жару, продолжаем подниматься по дороге. За час доходим до развилки у впадения в реку её левого притока - реки Чиринкол. На развилке - кош, явно обитаемый, но сейчас пустующий. Перейдя приток по мосту, поднимаемся по его левому берегу до леса в поисках места для ночевки, поскольку помним, что вдоль Уллукама вплоть до Ворошиловских кошей хороших мест нет (вернее, может и есть, но слишком близко к дороге, оживленной по здешним меркам). Такие места находятся в лесу, на самом берегу реки Чиринкол, от дороги, идущей в верховья реки, стоянки прикрыты валами водных отложений, поросших лесом. От моста - 10-15 минут. Встречаем группу Сергина К., которая подходит сюда почти одновременно с нами, спустившись с перевала Северные Доломиты.

Фото 96. Избушка.

На следующее утро, вернувшись на дорогу правого берега реки Уллукам, продолжаем подход под перевал Хотютау. Выходим пораньше, чтобы не идти по жаре. Через 45 минут подъема проходим мимо обитаемого коша, еще через 20 минут - мимо характерной избушки («домика бабы-Яги») (фото 96). Дорога идет уже не по лесу, а по лугам, ясно, но пока еще не жарко. Еще через 1 час 10 минут доходим до кошей. Покупаем сыр, хлеб и садимся в небольшой рощице напротив погранзаставы (на левом берегу реки), дожидаясь начальство, которое может «дать добро» на выход к перевалу Хотютау. Пока ждали, пришла жара, так что пришлось здесь и обедать. Выходим к перевалу во второй половине дня. По тропе, идущей по правому берегу, проходим мимо сгоревшего коша, переходим реку Уллукам, в верховья которой нам предстоит подниматься, по хлипкому полуразвалившемуся бревенчатому мосту. Переправившись, обнаруживаем, что немного выше по течению находится новый хороший мост! Подходим к основанию крутого травянистого склона - первому уступу долины реки. Тропа же, перейдя мост, уходит в долину реки Уллуозень, к перевалу Азау.

Фото 98. Пер. Хотютау на закате.

За полчаса поднимаемся по крутой тропе-серпантину до выполаживания долины, далее, по тропе, траверсирующей левый берег, за 40 минут доходим до ручья, стекающего с перевала Хотютау. Здесь есть места для ночевок («нижние ночевки»). Мы же, перейдя ручей, поднимаемся по тропе, идущей по его правому берегу, на «верхние ночевки», расположенные немного в стороне от тропы, на левом берегу ручья, в широком моренно-травянистом кармане. Поднимаемся сюда за 40 минут. Вечером непродолжительный дождь, но закат красивый (фото 98).

Фото 100. Вид с пер. Хотютау на восток.

С утра возвращаемся на тропу, идущую по правому берегу ручья, поднявшись немного по ней, выходим на снежник. Снег смерзшийся, плотный, некрутой, его поверхность волнистая, можно идти без кошек. За 55 минут подходим под перевальный взлет. Это - осыпь из камней разных размеров: в левой по ходу части более мелкая, в правой - состоящая из крупных камней. Поднимаемся справа по ходу и за 25 минут выходим на перевал Хотютау. На перевале надеваем обвязки, организуем связки.

Фото 102. Заключительный участок
траверса от пер. Хотютау
к "Приюту 11".

Спустившись с перевала, по закрытому леднику начинаем движение в сторону «Приюта 11». Поднимаемся между скальными выходами по фирну крутизной до 20-25?, затем двигаемся, огибая с юга скальную гряду (1 час 10 минут от перевала) (фото 100). Пересекаем горизонтальное снежное поле (участки снежного болота) в направлении скально-осыпного выхода (30 минут от скал) и, по снежнику крутизной до 30?, за 25 минут выходим на моренные валы (здесь собираемся уже тремя группами). За 15 минут выбираемся по неприятной осыпи, лежащей на льду, в верхнюю часть валов и, по практически горизонтальному леднику (с огромными забитыми трещинами), подходим под скально-осыпную гряду, на которой находится «Приют 11». Выходим на эту гряду, прямо к старому приюту по снежнику максимальной крутизной до 30? в верхней части. Но идется очень тяжело, медленно, высота чувствуется (1 час 20 минут от верха моренных валов) (фото 102). Встаем на ночевку за стенами сгоревшего приюта. Грязно. Новый приют построен (фото 104), но сейчас он полностью забит иностранцами -).

Спуск от а/л «Узункол» до каменоломен (погранзастава) 2 часа 00 минут
Подъем на перевал: 1 час 20 минут
Траверс ледовых полей от перевала до «Приюта 11»: 3 часа 40 минут
Итого: 13 часов 45 минут

Фото 104. Новое здание "Приюта".

Переход от а/л «Узункол» до Ворошиловских кошей, в принципе, можно пройти за один день. Но, и в хорошую погоду особенно, это будет тяжело не только из-за большого километража (25 км, около 500 м набора по высоте), но и из-за того, что участок от устья реки Чиринкол до кошей проходит практически по безлесной долине. В жаркую погоду - тяжело (в школе НТП 2000 года на этом участке было 2 случая тепловых ударов!). Каньон реки Уллукам стоит посмотреть обязательно. Перевал Хотютау со стороны реки Уллукам сложности не представляет, обычная 1Б, несложная. Траверс же ледовых полей Эльбруса от перевала к «Приюту 11», сложнее 1Б. В плохую погоду, при ограниченной видимости, от него стоит отказаться. На мой взгляд, траверс соответствует 2А, причем не сколько по технической работе (набор «трудностей» здесь вполне соответствует 1Б), сколько по тактической сложности при выборе пути. В хорошую погоду, по протоптанной тропе, акклиматизировавшаяся «двойка» пройдет (хотя, физически это также нелегко, к этому надо быть готовыми, ведь набор высоты только с самого перевала Хотютау до «Приюта 11» 480 м, да еще и километраж немаленький - 7 км и все это на высоте выше 3500 м:). Учитывая вышесказанное, я бы рекомендовала закладывать этот участок в походах от 3 к.с., причем в хорошо подготовленных группах.

6.15. Восхождение на Западную вершину Эльбруса по классическому пути подъема.

Категория трудности: 2А альпинистская
Высота: 5642 м
Характер маршрута: снежный

Необходимое снаряжение: кошки, каски, ледорубы, палки (очень рекомендуются), достаточный комплект теплой одежды, теплые (пуховые, синтепоновые) рукавицы (обязательно), сухие ботинки (к невысотным ботинкам обязательны бахилы).

Прохождение: 31 июля 2004 года. Описание даётся от «Приюта 11».

Спуск: по пути подъема.

Описывать восхождение на Эльбрус «по классике», дело неблагодарное, да и умещается такое описание в несколько фраз: подняться до скал Пастухова, от них - вертикально вверх, в сторону Восточной вершины до выхода на траверс, траверсом, огибая Восточную вершину, подняться на седловину, с седловины по снежному склону выйти на предвершинное плато, по нему дойти до Западной вершины, незначительно возвышающейся над плато. Крутизна подъема на всем пути не превышает 30? (ну, может в отдельных местах до 35-40?). Восхождение технически несложное, но физически - очень трудоемкое. После хорошей акклиматизации доступно практически любому здоровому человеку, научившемуся стоять на кошках.

Фото 106. Вид со склонов Эльбруса на юг.

С точки зрения техники, вроде все так, но, несомненно, надо учитывать, что условия восхождения очень сильно влияют на его сложность. Я ходила на Эльбрус 3 раза, каждый раз было по-новому: от бутылочного льда до мягкого снега, от почти безветренной погоды до метели, сильных порывов ветра, налетающих внезапно. В этом году нам повезло, такие идеальные условия бывают редко: почти без ветра, полнолуние, не лед и не снег - средний фирн, хорошо держащий кошки, и который не надо тропить. Плюс хорошо акклиматизировавшаяся группа. Однако даже при таких условиях проблемы возникали, главным образом с обувью. Мы выходили на восхождение ночью (в 3:30), шли по дороге (колее), проложенной ратраком, который возит иностранцев (да и русских, наверное, заплативших нужную сумму) до скал Пастухова, выше была протоптана хорошая колея, сбиться с которой сложно. До рассвета идти было тепло, на рассвете же резко похолодало, пришлось надевать теплые (синтепоновые, пуховые) рукавицы, у тех, кто шел без бахил, в обычных, не высотных ботинках, начали сильно мерзнуть ноги. Наиболее распространенные жалобы при подъеме: кружится и болит голова, мерзнут конечности, тошнота (и рвота), общая заторможенность и сонливость. Причем симптомы начали проявляться еще не доходя до скал Пастухова. Это наблюдение не только за участниками нашей группы, на восхождение ползет целая вереница народа (фото 106). Мы поднялись на вершину за 5 - 5, 5 часов, спускались, правда, небыстро 2 - 2,5 часа (оказывается на спуске «горняшка» также может «догнать»). Так что единственная рекомендация по восхождению будет: правильно рассчитывайте свои силы, не будьте излишне самонадеянны, хорошо готовьтесь к восхождению!

7. Итоги. Выводы. Рекомендации.

1. Пройден хороший учебно-спортивный поход. Несмотря на большое количество препятствий, группа не устала. Правильно подобранное снаряжение [9], хорошая раскладка [10] позволили добиться посильного веса рюкзаков (несмотря на то, что заброска была всего одна, и мы несли груз сначала на 12 дней, а затем на 9), при этом мы не голодали.
  2. Район Даута локальный, непростой для заезда (захода), очень своеобразный и привлекательный, в том числе определенной «дикостью». Характер перевалов позволяет построить здесь походы от 2 до 4 к.с., но больше всего здесь перевалов для «троек» (большое количество 1Б*). Пожалуй, нигде на Кавказе нет такого количества скальных перевалов, как здесь. Большое количество перевалов позволяет построить одновременно несколько ниток маршрута, не мешающих друг другу и, с другой стороны, регулярно пересекающихся, т.е. район прекрасно подходит для проведения школ БУ.
  3. Район похода всем очень понравился, позволил существенно повысить спортивное мастерство, перевалы района сложные, интересные.
  4. Время похода - середина - конец июля оказалось достаточно удачным (по крайней мере, погода была лучше, чем в августе), изменения в графике из-за погоды были, но не очень существенные.
  5. Необходимо оформлять все официальные документы, в первую очередь пропуска в погранзону, их проверяют регулярно, не только на заставах, но и пограничные патрули. Хорошо иметь списки группы с паспортными данными (такие же, как в приложении к пропуску) в большом количестве, это позволит сэкономить время при переписывании их пограничниками.
  6. Проблем при общении с местным населением, с пограничниками у нас не возникало. Отношение к нам было вполне доброжелательное: в кошах нас угощали айраном, хлебом, давали советы по переправам, местам ночевок.
  7. А/л «Узункол» при нас работал в нормальном режиме, там спокойно, можно жить как в домиках, так и в палатках, работает душ, баня. На скалодромах за лагерем можно провести хорошие скальные занятия, как для начинающих, так и для «асов». На турбазе «Глобус» также спокойно, но, кроме электричества, ничего нет.

8. Список использованной литературы.

1. Арсенин В.В. «От Маруха до Эльбруса», М., Издатель И.В. Балабанов, 2003
  2. Захаров П.П. «Западный Кавказ. Узункол.», М., Издатель И.В. Балабанов, 1999
  3. «Классификация маршрутов на горные вершины», М., Издатель И.В. Балабанов, 1999
  4. «Высокогорные перевалы», М., «Прест», 2001
  5. Мильков Ф.Н., Гвоздецкий Н.А. «Физическая география СССР», М., «Высшая школа», 1986
  6. Тушинский Г.К., Давыдова М.И., «Физическая география СССР», М., «Просвещение», 1976