Автор: Нечаев Александр, клуб "ДРУЗА", Новосибирск

Отчет о горном походе 3 категории сложности

совершенный в период 27 июля - 16 авг. 2007 года в районе Северо-Чуйского и Южно-Чуйского хребта

Начало читайте здесь

3. Голубое оз-пер.Значкистов, 1Б,3160-Голуб.оз, разведка ледника Б.Актру

01.08.07. Выходим в 10 часов на перевал Значкист, 1Б,3160 для акклиматизации.

Ф95_1

Ф106 ТГ

Ф107

Огибаем озеро и поднимаемся по ручью к левому перегибу ф.95_1. Далее следует почти плоская терраса, в левой части конца террасы находится тур перевала. По пути снимаем отражение противоположных белоснежных гор в озере (ф106, 106 ). Фото террасы ф109 ТГ. С перевала отлично видна г.Актру с востока, ф.110 .

Ф108 ТГ

Ф109

Ф110

Фото группы у тура ф.111,112 на фоне горы Актру. Разведка спуска в долину ручья с перевала Значкист, ф.114 показала камнеопасные скальные сбросы большой крутизны с массой висячих камней. Спуск с перевала занял 1час 15 минут.

Ф111

Ф113

Ф114

После обеда намечена разведка пути подхода по леднику к ребру Актру и проводы Ольги. Ольга сегодня спускается в а\л и затем уезжает домой.

На разведку со мной пошли Вася и Олег. Виталик отправился провожать Ольгу до спуска. Разведка заключалась в распутывании трещин в том числе на закрытых снегом участках. Времени хватило на 80% пути.

Ф137

Ф145

Ф146

Ф147

При движении по пути подхода группа разделилась на две части: Я, Виталик и Олег практически не отставали. Вася и Таня также шли синхронно, но  с отставанием, которое нарастало от ходки к ходке. Таким образом, при выходе к точке подъема , ф.170_1 в 13-00 отстающие подошли через 2 часа.

Ф119

Ф121-136 ТГ. На пути подхода к Актру по лдн. Л.Б.Актру

Ф170_1

Ф.170_1. Схема подъема на г.Актру

При выходе на ребро необходимо было преодолеть крутой взлет ледника высотой метров 70. К моменту подхода Василия и Татьяны мы залезли вверх по ребру метров на 100. Анализируя возможные пути выхода к верхней зоне ледников на вершине Актру, я пришел к выводу, что оптимальным и безопасным маршрутом является выход к леднику по крайнему правому ребру. В остальных кулуарах периодически скатывался снег. Вася и Таня, подойдя к ребру, заявили что отказываются от восхождения и остаются внизу. И мы полезли. К 16 часам мы были возле ледника. Серповидный участок, путь подъема Роцкого вел левее. При этом крутизна левого борта снежно-ледовой шапки Актру практически оставалась такой же, как в центре. Принимаю решение вешать веревки вертикально вверх с выходом в левую часть. Первую веревку вешает Виталик, вторую я , третью веревку лезет вешать Олег.

Пытаюсь получить от Олега информацию о крутизне дальнейшего участка. Пока ведем переговоры, на нас надвигается туча и пошел снег. Погода резко ухудшается. Оглядев небо, понимаю бесперспективность дальнейшего восхождения, принимаю решение о возврате. Даю распоряжение Олегу спускаться с нижней страховкой, что Олег выполняет без срыва. Олег спускается до станции Виталика. Я закручиваю самосброс –ледобура и спустившись до Виталика дистанционно выкручиваем ледобур. Система сработала безупречно. Теперь моя очередь спуститься до станции Олега и тут я совершаю ошибку, которая чуть не стоила мне жизни. Страховочный ус и спусковая веревка одинаковой расцветки, и, переключившись на спусковое устройство, я объясняю, что надо сделать Виталику после моего спуска. После этого ошибочно видя, что конец веревки все еще на станции, я, думая, что это ус, отцепил его, но при этом заметил, что на нем отсутствует карабин. На это обратил внимание и Виталик. Я внимательно посмотрел на путь моего возможного падения и оценил его как 100% гибель, ф156. Переключаю все назад и спускаюсь до Олега. Олег спускается вниз на камни, затем Виталик и я. Время 18 часов. Идет снег.

До плоской части не долезли метров 40-80. Но что делать? Спускаемся вниз по пути подъема.

Ф148

Ф149

Ф150

Ф151 ТГ

Ф148-Начало подъема. Ф149-На ребре подъема. Ф150- г.Актру. Ф151- группа с низу.

Ф152

Ф153

Ф154

Ф155

Ф.152-Выход к леднику.Ф153-Первая веревка.Ф154-Вид со второй станции вниз.Ф155-Крутизна снежно-ледового склона при подъеме на Актру

Ф156

Ф158

Ф159

Ф156 Вид вниз со второй станции. Ф157-158 схема провешивания веревок.Ф159-Восточный гребень г.Актру с жандармом

Ф160

Ф161

Ф162

Ф163

Ф160-163 На снежно-ледовом склоне г.Актру.

Ф168

Ф168. Панорама Северо-Чуйского хребта с Актру

Ф170

Ф174 ТГ

Ф175 ТГ

Ф176 ТГ

Ф170 Гора Актру в лдн. Л.Б.Актру Ф171-177 Вася и Таня. Осмотр окрестностей возле ребра Актру

Ф179 ТГ

Ф181 ТГ

Ф182 ТГ

Ф183 ТГ

Ф.178,179. Закат над г.Актру.

Группа вернулась в базовый лагерь на Голубом озере около 19-30. Таня с Васей были на месте и ждали нас.

5. Радиалка: лдн. Лев.Б.Актру-траверс СЧХ -пик Тамма Категория 2А.

04.08.07. Намеченный по плану траверс СЧХ Маашей пик Тамма –пер.Тамма-Карагемская поляна ввиду неоднородности группы и полного веса рюкзаков заменяем на радиалку. Как оказалось впоследствии это было разумное решение с точки зрения безопасности прохождения данного незнакомого нам участка. Утром 04.08.07 переформировываем рюкзак, завтракаем и уходим на траверс. Таня остается в домике гляциологов. Выходим в 8-00. Путь подъема показан на карте ф.188 из отчета. Там же есть и описание. Подход к началу подъема на перевал Маашей уже по известному нам леднику Л.Б.Актру не представляет трудности. Дальнейший путь лежит по снежному склону до верхнего бергшрундта, ф.168. Связываемся одной веревкой. Снег глубокий иногда до 100см. Идем, протыкивая снег альпенштоком для обнаружения трещин. Но до подхода к бергшрундту трещины идут параллельно пути подъема. Бергшрунд преодолевается в центральной части по снежному мосту. Высота бергшрундта около 3 метров. Первый лезет Василий с двумя ледорубами и нижней страховкой.

Ф185

Ф188

Ф189

Ф185 Сбор рюкзаков на радиалку пер. Маашей-пик Тамма

Ф.189. Начало подъема на Маашей с лдн.Л.Б.Актру

Ф191

Ф192

Ф193

Ф.191. Начало подъема на Маашей с лдн.Л.Б.Актру. Ф.192,193. Преодоление бергшрундта

Ф195

Ф196

Ф.195. Мульда. Ф.196. Вид на пер.Купол.