Автор: Е. В. Буянов, г. Санкт-Петербург

Отчет
о горном походе II к.сл. по Центральному Кавказу,
совершённом 15–27.07.2007 г.
группой Санкт-Петербургского туристского Клуба.
Маршрут «Гумачи–Баксан–Эльбрус»

Содержание

1. Краткие сведения о походе
2. Список личного состава группы
3. Техническое описание похода
3.1 Подъезд в район похода
3.2 Пер. Грановского (1Б, 3950)
3.3 Вершина Гумачи (1Б, 3810)
3.4 Пер. Адыл-Су (1Б, 3300)
3.5 Перевалы узла Чаткары
(пер. Ирик-Чат, Чаткара, пер. Субаши)

3.6 Пер. Терскол (1Б, 3620)
3.7 Вершина Эльбрус (1Б, 5642)
4. Замечания по плану похода,
расходу топлива и продуктов

4.1 План похода
4.2 Расход продуктов и горючего
4.3 Критическая ситуация
4.4 Культурная программа похода
4.5 Проблемы со снаряжением
5. Рекомендации по улучшению маршрута.
Итоги похода.

6. Расходы на поход
7. Карты-схемы района и маршрута похода
8. Библиография
9. Записки с перевалов

3. Техническое описание похода (продолжение)

3.4 Перевал Адыл-Су.

Высота: 3300 м. (3530 по альтиметру)
Категория трудности:
Маршрут: Скально-ледовый.

Фото 20. Участок подъема по моренам
вдоль реки Джаловчат к перевалу Адыл-Су.

Перевал соединяет долины рек Адыр-Су (на востоке, от ледника Джаловчат) и Адыл-Су (на западе) через боковой отрог Главного Кавказского хребта от вершины Гумачи, - хребет Адыл-Су. Находится между вершинами Узловая Адыл-Су (3895, северо-западнее) и Локомотив (3870, юго-восточнее перевала), ближе к Узловой Адыл-Су.

От альплагеря «Уллу-Тау» сошли по дороге до моста через Адыр-Су напротив альплагеря «Джайлык» и перешли через мост к базе МЧС в лесу на левом берегу Адыр-Су за 40 мин. (14.40 – 15.20, 2215). Здесь отметились и получили консультацию.

Фото 21. Подъем в средней части
ущелья реки Джаловчат (ниже Турьих озер).

Прошли через базу спасателей на лесную тропу, ведущую к леднику Джаловчат и по этой тропе через лес поднялись до заброшенной (местами разрушенной) дороге вдоль зимнего канатного подъемника горнолыжников («ВЭЛ-1000»). На окончание этой дороги можно выйти и от дороги вдоль Адыл-Су, немного ниже базы спасателей, но этот подъем – более открытый (для солнца), чем в лесу. Выше местами по дороге, местами по тропе, срезая серпантины, поднялись на устьевую ступень ущелья: Фото 20 и 21, с которой стекает видимый, ближайший справа рукав реки. Еще правее, в центре ущелья – мощный гребень морены: Фото 20. и за ним вдали – еще один рукав реки с ледника Северный Джаловчат в ложе ущелья. По тропе вправо перешли поток, осыпь и взошли на гребень центральной морены. По гребню прошли в сторону основания видимой наверху скалы в центре ущелья (Фото 20). Далее тропа пересекает вправо травянистую ложбину моренного кармана: Фото 21 и взбирается вверх по грунтово-каменистому выступу. Наверху за участком пологой осыпи – широкое плато с разливами реки и мутными озерами-лужами («Турьи озера»): Фото 22. За плато виден ледник Западный Джаловчат и понижение перевала Адыл-Су между вершинами. Здесь встали на ночлег на удобных площадках: Фото 22. От базы спасателей: 4 часа 20 мин. (15.45 – 20.05, 2935).

Фото 22. Плато с разливами реки на уровне Турьих озер
(место ночлега), путь к леднику и перевал Адыл-Су.

Фото 23. Подъем по осыпям морен к скалам ледника.

Разливы и плато обогнули слева по осыпи вдоль края ледника и прошли в сторону видимого справа высокого вала морены. Перейдя поток у выемки ледника, по осыпи вдоль края ледника взошли на вал морены в сторону видимого места раздвоения ледника: Фото 22 и 23. Справа открылся осыпной цирк ниже понижения перевала Джаловчат: Фото 24. У левого (по ходу) края цирка – невысокая скальная гряда, разделяющая ледник Западный Джаловчат на две части.

Фото 24. Перемычка перевала Джаловчат. Вид с верха
морены у левого края плато под перевалом (Дима).
Эта скала плохо просматривается на фоне более высоких скал за ледником (на Фото 22 и 23). Выйти на ледник можно путем обхода скалы справа, - через осыпной цирк под перевалом Джаловчат. Этот подъем достаточно прост, но более длинный. Мы поднялись, сохраняя направление, вдоль видимого края ледника и вдоль скального гребешка у его края. По осыпям и несложным скалам вылезли через небольшой уступ (с гимнастической страховкой) на верх гряды, разделяющей ледник на две части: Фото 23 и 26. С гряды и подходов к ней – хороший вид на хребет Адыр-Су от Тютю-Су, Джайлыка, Чегема, Кичкидара... до Адыр-Су (с перевала Адыл-Су эта часть хребта не просматривается), - Фото 25 и 27. От места ночлега до скалы у ледника: 3 часа 20 мин. (9.00 – 12.20, 3250).

Фото 25. Привал на осыпи. Вдали – массив Джайлыка,
Чегема, Кичкидара... до Адыр-Су (Саша, Маша, Света).

Перед выходом на ледник связались, вышли на ледник и поднимались в сторону видимого понижения перевала Адыл-Су: Фото 26, 27 и 28. Ледник сначала открыт, затем закрытый. Местами с рыхлым снегом и скрытыми разрывами. Иногда проваливались глубже колена (а Дамир еще глубже, ему очень тяжело было идти, - с рюкзаком его вес составлял 170 кг... кое-где на коленях... - Фото 28), в середине обходили отдельные трещины. Смещаться вправо, к левому (ор.) краю, не рекомендуем: там больше разрывов. За перегибом ледника вышли на снежное плато, а с него через небольшой взлет и перегиб – на перевальную перемычку в скалах: Фото 30. Здесь встали на обед. От скалы у ледника до перевала Адыл-Су: 3 часа (12.20 – 15.20, 3550)

Фото 26. Вышли к леднику,
на перемычку скал.
Перевал Адыл-Су уже близко,
за перегибом снежного склона.

С перевала вид на западное обрамление ущелья Адыл-Су с громадой Уллу-Кары: Фото 31. Слева Джантуган и Башкара, а правее Уллу-Кары: Сев. Ушба, Чегеткара, Вольная Испания. Немного выглядывают башни Шхельды. С правого края просматривается массив Донгуз-Оруна и Накры.

В сторону Адыл-Су спуск по осыпным кулуарам в сильно разрушенных скалах: опасность камнепадов (каски обязательны!). Разведка показала, что примерно в 100 м ниже перевальной перемычки кулуар достаточно крут, и требует навески веревок.

Фото 27. Пошли по леднику Северный Джаловчат,
в связках. Вдали – ущелье Юном-Су и его обрамление.
Более приемлемым для спуска в верхней части выглядел правый, соседний кулуар, - в него вышли, поднявшись по скалам и снежнику гребня (порядка 60 м на север, в сторону Узловой Адылсу). Кулуар пересекли вправо (к правому борту) и сошли вдоль борта примерно на 150 м. Опасность камнепада, спуск плотной группой, каски обязательны! Ниже, соблюдая осторожность, прошли сужение кулуара с лазанием по скалам, - по полочкам сошли влево на площадку в скальном гребешке. С площадки влево, в соседний кулуар.

Фото 28. Снежный участок подъема к перевалу Адыл-Су.
Дамир (второй в связке) проваливается,
ему тяжело: 170 кг с рюкзаком.
По этому кулуару зигзаг влево и вниз на полку уступа скал в центре кулуара. С полки влево-вниз, затем опять влево по скалам вышли на видимую (внизу слева) осыпь ниже уступа скал (спуск от перевала до осыпи ниже уступа скал: 1 час 45 мин., 18.00 – 19.45, 3355). По осыпи (Фото 32 и 33) сошли в цирк ниже перевального взлета, на верх широкого осыпного уступа. Крупную осыпь на уступе обошли слева по снежнику и через сужение у скального выступа слева и по крупной осыпи вышли на травяные площадки между ложами пересохших потоков (ручей в ложе справа вытекал значительно ниже). Здесь встали на ночлег, а воду удалось набрать в небольшом ручейке, обнаруженном в камнях на участке спуска в 200 м от места ночлега, - Фото 33. Спуск от осыпи ниже скал уступа до места ночлега: 1 час 20 мин. (19.45 – 21.05, 3040).

От бивака по четкой тропе продолжили спуск вдоль ручья (он остается справа) по травянистым склонам. Со спуска открываются красивые виды на верховья Адыл-Су: Фото 34 и 31. Крутая тропа сходит в моренный карман ущелья Адыл-Су примерно в 200 м от окончания концевой морены, на которой была видна вышка пограничников. Хорошим ориентиром для поворота к перевалу здесь является и ручей-приток Адыл-Су, вдоль которого производился спуск: начало тропы (тур) примерно в 50 м от ручья ниже по Адыл-Су. Спуск от ночлега до реки Адыл-Су: 1 час 25 мин. (10.05 – 11.30, 2475).

Фото 29. Вид с перевала Адыл-Су на восток
(в сторону ущелья Адыр-Су).

Фото 30. Группа на перевале Адыл-Су.
Снимок сверху со скалы над понижением перевала.
Вниз крутые кулуары разрушенных скал.

Около 1 км шли вдоль реки Адыл-Су по правому берегу до моста: видимая тропа на другом берегу переходит по мосту на правый берег (через мост не переходили). Ниже моста прошли по тропе несколько скальных прижимов: несложное лазание с гимнастической страховкой. Далее по тропе через лес, - на уровне палаточного лагеря бывшего «Приюта МО» (там сейчас площадка альплагеря «Джантуган») тропа переходит в лесную дорогу. Альплагерь «Джантуган» обошли слева мимо кафе и вышли на шоссе. По шоссе до зенитки напротив ущелья Шхельды и, срезав серпантин дороги, – до моста через Адыл-Су у устья Шхельды. Здесь выход боковой дороги от альплагеря «Шхельда», магазин и несколько кафе. Спуск по Адыл-Су до моста у устья Шхельды: 2 часа 55 мин. (11.30 – 14.25)

Фото 31. Панорамный вид с перевала Адыл-Су на западную сторону ущелья Адыл-Су.

Дорога переходит в «асфальт». По дороге сошли 3 км до поселка «Эльбрус», к мосту через реку Баксан. По дороге и улицам поселку прошли в сторону опоры ВВ передачи над выходом реки Ирик из видимого ущелья.

График движения.

Фото 32. Перевал Адыл-Су: уступ скал на спуске пройден.
Маша на снежнике (вдали Коля).
  1. От а/л «Уллу-тау» до базы спасателей: 40 мин. (14.40 – 15.20, 2215) –
  2. – до плато ниже ледника (на уровне «Турьих озер»): 4 часа 20 мин. (15.45 – 20.05, 2935) –
  3. – до скалы у ледника: 3 часа 20 мин. (9.00 – 12.20, 3250) –
  4. – до перевала Адыл-Су: 3 часа (12.20 – 15.20, 3550) –
  5. – спуск до осыпи ниже уступа скал: 1 час 45 мин. (18.00 – 19.45, 3355) –
  6. – спуск до места ночлега: 1 час 20 мин. (19.45 – 21.05, 3040) –
  7. – спуск до реки Адыл-Су: 1 час 25 мин. (10.05 – 11.30, 2475) –
  8. – спуск до моста у устья Шхельды: 2 часа 55 мин. (11.30 – 14.25) –
  9. – переход до поселка «Эльбрус» и по поселку: 1 час 50 мин. (16.00 – 17.50).

Итого: 20 часов 15 минут.
Километраж участка: 20 км линейно.
Общий километраж от начала похода: 52 км, линейно 34, радиально: 18.

3.5 Перевалы узла вершины Чаткара.

Фото 33. Перед утренним
выходом на месте ночлега
под перевалом Адыл-Су.

Высота: 3914 (Чаткара)
Трудность перехода:

Описание участка перехода до ночлега в лесу на реке Ирик дано ниже (в описании перевала Терскол). Здесь дано описание пройденного в результате разведки узла вершины Чаткара (3914). Разведка была произведена с целью определения возможности прохождения высотного траверса от перевалов Балык (1А, 3550) и Джикаугенкез (1А, 3520) через вершину Чаткара (3914) до перевала Ирик-Чат (1Б, 3667), а также оценки сложности выхода с перевала Субаши (1А, 3700) на вершину Чаткара. Прохождение этих траверсов по гребням хребтов в узле Чаткары расширяют туристские возможности района. Альпинисты не считают Чаткару сложной вершиной, но вот ее туристское освоение продолжается.

В результате наблюдений в ходе похода 2001 года было установлено, что гребень, примыкающий к вершине Чаткара, достаточно пологий и, похоже, легко преодолим, что видно на фото 2001 года с ледового плато Джикаугенкез:

Восточный участок этого траверса, примыкающий к перевалу Джикаугенкез, просматривался с холма над перевалом Балык на Фото 2001-2.

Фото 34. Привал на спуске с перевала Адыл-Су.
Любуемся верховьями ущелья (видны вершина Гумачи,
ледник Джанкуат, вершина Джантуган).

Фото 35. Начало подъема в ущелье Ирик.
Поселок Эльбрус остался внизу.

Более неопределенным был участок со стороны перевала Ирик-Чат. Главная цель разведки состояла в изучении именно этого участка. На разведку мы могли «выкроить» только один день, отведенный на дневку для уставших участников группы.

Фото 2001-2. Ледовое плато Джикаугенкез и хребет Кыртык с перевалами Балык (Киртык, 1А),
Джикаугенкез (Чаткара, 1А), Ирик-Чат (за ним: вершина Ачкерьякол-Баши).
Справа восточная вершина Эльбруса и конус пика Калицкого.

В ходе однодневной разведки за 12 часов мы втроем (Буянов, Баданин, Смольянинов) прошли по ущелью Ирика в ущелье Ирик-Чата, поднялись на перевал Ирик-Чат, а с него по гребню – на вершину Чаткара. С вершины спустились на перевал Субаши и назад, к леднику Ирик-Чат с возвратом к месту бивака в ущелье Ирик (где часть группы отдыхала на дневке). В ходе разведки было выполнено фотографирование участка хребта, сделано описание и рекомендации по прохождению перевалов и траверсов в узле Чаткары, приведенные ниже. При переходе были три длительные остановки: по 30 мин. на завтрак, перекус и на вершине Чаткары для наблюдения и фотографирования, которым мешал туман облаков (временами облака расходились).

Фото 2001-2. Гребень хребта на запад от обзорной точки
перевала Балык в сторону Чаткары.
Видна вершина Чаткара и пер. Джикаугенкез (внизу).

От бивака в лесу ущелья реки Ирик прошли к кошу, немного не доходя до устья реки Ирик-Чат по тропе в лесу и по лугам. От коша тропа в ущелье Ирик-Чат взбирается вверх-вправо на устьевую ступень выше устья. На уровне ступени ущелье расширяется в троговую долину, - ее ущелье выше поворачивает влево у подножия видимой вершины Ирик-Чат: Фото 37. Правее вершины – перевал Советский Воин или Ирик Восточный, (1Б, 3770), а левее – перевалы Ирины Молотиловой (1Б, 3784) и Ирик (1Б, 3550). За поворотом преодолели две травянистые ступени а за ними – ступени осыпных морен ниже ледника Ирик-Чат: Фото 38. Ледник обошли справа по ходу по осыпям и завалам из мокрого конгломерата: Фото 39. Без поворота к видимому «Рыжему бугру» (у основания которого есть удобные места для ночлега) взошли на понижение перевала по тропе осыпного склона. От места ночлега в лесу (примерно в часе ходьбы от коша у устья Ирик-Чата) до перевала Ирик-Чат шли около 6 часов (6.20 -12.15, остановка 8.00-8.30 на завтрак).

Фото 36. Переход обрыва в ущелье Ирик выше нарзана.

Перевал Ирик-Чат: пологая осыпная перемычка с туром: Фото 40. На плато Джикаугенкез спуск по осыпи переходит в снежник (обычно внизу есть небольшой бергшрунд). В сторону Чаткары и «Рыжего бугра» - пологий осыпной гребень. Со стороны перевала просматриваются плато и перевал Джикаугенкез: Фото 41.

Написав записку, начали подъем в сторону Чаткары по гребню: Фото 42. Подъем несложный крутизна ската около 30º, отдельные встречающиеся на гребне скалы обходили справа по ходу (со стороны ущелья Ирик-Чат). В верхней части гребня в сторону плато Джикаугенкез – местами крутой сброс (пропасть) льда и скал, - на эту сторону рекомендуем не выходить. Наиболее крупный «жандарм» встретили перед вершиной: его тоже легко обошли справа по осыпи: Фото 43. От перевала Ирик-Чат до вершины шли 1 час (12.15 – 13.15). Подъем налегке показался несложным.

Фото 37. Вершина Ирик-Чат на повороте
одноименного ущелья. Слева перевал Ирик,
справа перевал Советский Воин.

Фото 38. На повороте ущелья Ирик-Чат (Дима и Саша).
Перевал Ирик-Чат уже виден.

На вершине Чаткара пологая осыпь и тур с палкой-вешкой. От вершины в ю-в направлении отходит боковое ответвление гребня к понижению перевала Субаши (записка, снятая с вершины была написана группой, поднявшейся с перевала Субаши). Это понижение гребня хорошо просматривается и с вершины: Фото 46, и с ее с-в плеча со скалы примерно в 200 м от вершины: Фото 47.

Фото 39. На подходе к перевалу Ирик-Чат.
Слева «Рыжий бугор».

Сюда, на плечо Чаткары спустились по гребню в сторону перевала Джикаугенкез. С плеча дальнейший спуск просматривается: Фото 44 и Фото 2001-1, причем видно, что он несложен. Видно, что внизу гребень уходит в понижение, а за понижением и небольшим подъемом разветвляется от невысокой промежуточной вершины: один отрог отходит от нее вниз в сторону реки Субаши (ниже: Кыртык), а другой ниже переходит в понижение перевала Джикаугенкез. Далее, от перевала Джикаугенкез обзор закрывала облачность. На Фото 2001-1, сделанном в 2001 году также видно, что участок спуска до перевала Джикаугенкез от промежуточной вершины несложен.

Фото 40. У тура на перевале Ирик-Чат.
Эльбрус проглядывает сквозь неплотные облака.
По наблюдениям, сделанным в том же году, никаких сложностей не представляет и участок хребта между перевалом Джикаугенкез и Балык. Таким образом, через Чаткару возможно прямое прохождение туристских групп по гребням хребтов с соединением в различных вариантах перевалов Балык, Джикаугенкез, Субаши и Ирик-Чат. Реальная трудность любого из этих участков составляет 1А-1Б, но надо учитывать еще и состояние снежного покрова, и погодные условия. Конечно, прохождение гребневых участков в непогоду может быть существенно усложнено ветром и снегопадом (оно более опасно в непогоду, чем прохождение по долинам).

Фото 41. Вид на перевал Джикаугенкез со стороны
перевала Ирик-Чат.

После возврата на вершину Чаткара спустились с нее в ю-в направлении по гребню на перевал Субаши (1А, 3700), который представляет собой понижение-перемычку в разрушенных скалах (по пути на Фото 46). Спуск: 35 мин. (13.45 – 14.20 + 10 мин. на записку). Слева гребень некрутой, а вот направо местами крутой обрыв скал. От перевала в сторону ущелья Кыртык лежит широкая троговая долина с каровыми снежниками на скатах: Фото 45. В сторону ледника Ирик-Чат – осыпные завалы на скатах устьевых ступеней. На Фото 49, сделанном на спуске с перевала видно, что его седловина по долине Ирик-Чат лежит примерно напротив языка ледника Ирик-Чат. В обе стороны перевальный взлет – живая каменная осыпь крутизной около 30 градусов: фото 48.

Фото 42. Подъем по скально-осыпному
гребню к вершине Чаткара.

По этой осыпи спустились прямо вниз в сторону ледника Ирик-Чат (фото 48 и 49), выбирая для спуска участки мелкой живой осыпи (спуск в касках, возможны срывы камней и подвижки участков осыпи). За более пологими участками морен – спуск влево вниз по протяженной живой осыпи для выхода на тропу вдоль реки Ирик-Чат ниже ледника. До выхода на тропу по ущелью Ирик-Чата спускались 1 час (14.30 – 15.30, перекус на тропе: 16.30 – 17.00).

Фото 43. Предвершинный «жандарм»
и вершина Чаткара.

После выхода на тропу спускались на ней по пути подъема до места бивака в лесу на реке Ирик. Возврат: 18.20 (по последнему: 19.20 ввиду задержек на спуске для общения с другими группами). Других групп на этом участке видели много, - наиболее крупный бивак в долине Ирик-Чата на лугах выше устьевой ступени.

Результаты разведки показали, что переходы в районе узла вершины Чаткара можно планировать с включение гребневых участков между перевалами Ирик-Чат, Субаши, Джикаугенкез, Балык через вершину Чаткара (3914). Основной гребень Чаткары от перевала Ирик-Чат до перевала Балык вполне доступен группам, совершающими поход 2 к.сл. Переход через перевал Субаши с подъемом на вершину Чаткара и спуском на перевал и в долину Ирик-Чат в хорошую погоду доступен группам, совершающим поход 1 к.сл. (трудность: 1А). Перевалом «Чаткара» (как называли раньше иногда перевал Джикаугенкез) может быть назван перевал через саму вершину Чаткара (3914) от перевала Балык или Джикаугенкез до перевала Ирик-Чат, - по трудности это (1А* - 1Б), учитывая возможные осложнения с погодой и изменения снежной обстановки.

Фото 44. Перевал Джикаугенкез и восточный
гребень Чаткары. Вид с восточного плеча Чаткары.

Фото 45. Вид с восточного плеча Чаткары на долину
реки Субаши (верховье ущелья Кыртык).

Изучение снимков также показывает, что высотный траверс по гребню может быть, видимо, продолжен (или начат) и через вершину Балык до перевала Сылтран. Гребень кажется проходимым (первопрохождение рекомендуется для горно-туристских групп на уровне 3 к.сл.).

Фото 47. Вид на южный гребень Чаткары с ее
восточного плеча в сторону перевала Субаши.

Фото 48. Вид на южный гребень Чаткары с ее

Узел Чаткары, не слишком интересный для альпинистов, в плане туристского освоения имеет новые возможности, особенно для эффективной высотной акклиматизации перед последующим восхождением на Эльбрус, поскольку прохождение гребней идет на большей высоте, чем обычное прохождение перевалов. Хотя оно и требует, конечно, преодоления больших перепадов высот на большей высоте. Такое восхождение на Эльбрус можно выполнить здесь и по Ачкерьякольскому лавовому потоку, и через ледовые поля – к «Приюту-11-ти», а далее – по более проторенным путям восхождений от «Приюта 11-ти» (высотный участок пути дан в описании перевала Терскол). Здесь, в ю-в отрогах Эльбруса легко построить техническую часть похода от 1 до 3 к.сл., вот только с набором километража здесь есть сложности: для этого весь массив Эльбруса надо обойти почти вокруг...

Фото 48. Осыпной взлет перевала Субаши.

Фото 49. Осыпи и снежники на спуске
с перевала Субаши в ущелье Ирик-Чат.

График движения.

1. От места ночлега до пер. Ирик-Чат: 6 часов (6.02 – 12.15) –
  2. – до вершины Чаткара: 1 час (12.15 – 13.15) + 30 мин. на вершине –
  3. – до перевала Субаши: 35 мин. (13.45 – 14.20) –
  4. – до тропы в ущ. Ирик-Чата: 1 час (14.30 – 15.30) –
  5. – возврат к месту ночлега: 2 часа 50 мин. (15.30 – 8.20, включая 30 мин. перекус).

Всего: 12 часов (6.20 – 18.20).
Километраж участка: 14 км радиально (от устья Ирик-Чата).
Общий километраж от начала похода: 66 км, линейно - 34, радиально - 32.