Автор: М. С. Улановский, г. Волгоград

Отчет
о горном туристском походе 5 к/с
по Северо-Западному Памиру,
совершённом с 1 по 30 июля 2007 г.

Содержание:

7. Выводы и рекомендации
8. Приложения

Фото 21. Ледник Шокальского

Техническое описание дано с разбивкой по дням. Высоты даны по показаниям GPS. Везде, где особо не оговаривается, “право” и “лево” указано орографически. Везде указано чистое ходовое время (чхв).

6 июля.

Фото 22. Ледник Шокальского

Подъем в 6.00, готовим чай на костре. К 7.00 приводят обещанных ишаков – 4 головы. Навьючиваем их, по 2 рюкзака на одно животное (Фото 5) и в 7.30 выходим. Идём в верховья р.Поймазар (Фото 3). Прямо от ночёвки серпантином по тропе поднимаемся по склону, затем начинаем траверсировать его вправо по ходу и через 3,5 часа выходим к кошу. Это летовка “Баста”, высота 3200м (Фото 6). Погонщики ишаков – детвора лет 6-10, когда на склоне ишаки падают с копыт, обращаются к нам так: “Товарищь, помогать!” Ещё через 10 мин. тропа кончается, караванщики прощаются с нами, их контракт закончен.

Фото 23. Перевал Пересыпь
со стороны лед. Шокальского

Взваливаем рюкзаки на себя и Памир начинает пробовать нас на прочность. Впереди склон примерно 30-40° с кустарниками, травой и конгломератом протяжённостью метров 700-800. В описании он назван “неприятным цирком”. Проклиная всё и всех, продираемся сквозь колючки, и скользя на конгломерате, проходим это расстояние примерно за 1,5 часа. Вконец измотанные, спускаемся к правому берегу р.Дараипоймазар. Обедаем. Затем, обходя каньон, поднимаемся вверх по такому-же “дикому” склону в “лоб” 200м, затем траверсом и через 2 часа выходим на пологий участок склона.

Фото 24. Ледник Гармо
К реке спуска нет (высота метров 20). Идём траверсом по склону (камни, кустарник) ещё 20мин. и останавливаемся в нижней части крупной осыпи. Время 17.00. Есть площадки под палатки – одна на большом плоском камне метра 1,5 над землёй, чистый ручей, озерцо (Фото 7). Не успели прийти – начался дождь. Ставим лагерь уже под сильным дождем. ЧХВ за день 7 ч. 20мин.

Координаты стоянки:
N 38°41' 04,00''

E 71°57' 56,09''
Высота 2917 м.

7 июля.

Фото 25. Ледник Гармо

Всю ночь идёт дождь. Завтракаем и собираемся также под дождём. Небо- сплошная серая пелена, верховья и низ долины затянуты туманом.

Фото 26. Ледник Гармо

Выход в 9.30. Идём по крупной осыпи правым склоном над рекой. Через 30мин. на берегу - ровная песчано-галечная площадка с мелкими березами. Отличное место для лагеря. Пятиминутный привал под дождём. Ещё через 20мин. движения по снежному мосту переходим на левый берег. Видимость ограничена. Дождь усиливается. В 11.00 ставим лагерь, ждём улучшения погоды. Бесполезно. Ничего не видно. Далеко уйти сегодня не удалось. Завтра будем наверстывать. Сильный дождь идёт до вечера.

ЧХВ 1час 25 мин.

8 июля.

Перевал Пулковский, 1Б, 4500м

Фото 27. На леднике Гармо

Всю ночь, с небольшими перерывами, шёл дождь. Возникают серьёзные сомнения в устойчивости сухой погоды, которая якобы обычна для Памира. Сегодня утром небольшая облачность, но солнце уже проглядывает.

Фото 28. Пик Коммунизма

Подъем в 6.00 Выход в 7.30. Сначала идём по осыпному склону над рекой, затем по левому берегу (кустарник). Через 2 часа движения долина расширяется, на правом берегу здоровенный валун (есть в описании под собственным именем “Камень”) (Фото 8), в этом месте бродят реку, если есть необходимость. Впереди, на нашем берегу, сверху стекает ручей, нам подниматься вдоль него.

Фото 29. Верховья лед. Гармо.

Места для стоянки встречаются регулярно, через каждые 30-50 мин. Есть дрова. Повсеместно растёт “золотой корень” (родиола розовая). Остановились на привал в 9.55. сидели до 12.00, т.к. один из участников решил сбегать к месту ночёвки в поисках якобы забытых “фонариков”. Всё потому, что не слушал мудрых поучений старших товарищей, которые советовали поискать для начала в своём рюкзаке.

Фото 30. Устьевая ступень
ледопада лед. Беседина

Идём вверх вдоль ручья левого притока р. Дараипоймазар (р.Пулковка). В одном месте небольшой прижим. Облазили его, сняв рюкзаки - высота метра два. Вверх идём довольно тяжело, сказывается отсутствие аклиматизации. Вскоре оказываемся в висячей долине р.Пулковка. Большой снежник, трава, камни. Можно ночевать, есть вода. Впереди зеленые холмы, дальше- верхушки вершин со снегом. Погода портится, снег с дождём, туман, но к счастью, не надолго. Обедаем.

Фото 31. Подъем на лед. Беседина
От места обеда виден ручей, стекающий меж моренных гребней прямо на нас. (Фото 9). Нам в седловину гребня, с которого стекает ручей.

От места, где на правом берегу валун “Камень” , ЧХВ 1 час15мин.

Фото 32. Выход на лед. Беседина

Подъем вдоль ручья правым берегом по крупно-глыбовой осыпи. Далее по моренному карману выходим на большие песчаные площадки, рядом ручей и озеро. Вода и там, и там – мутноватая. Хорошее место для лагеря, защищённое от ветра (Фото 10). Перед нами ещё один (один ли?..) моренный гребень, за ним ледник. Перевала пока не видно.

Координаты места ночёвки:
N 38°43' 27,36''
E 71°56' 25,98''
Высота 3965 м. ЧХВ за день 4 ч. 50 мин.

9 июля.

Фото 33. Ледники Шокальского и Вавилова

Поднялись в 6.30. Ясное небо, солнце. Слегка морозно. Вышли в 8.30 От ночёвки поднимаемся на гребень правобережной морены и идём по нему в сторону перевала (он уже виден) (Фото 11). Пологая часть ледника в бугорках и ямах, как стиральная доска.

Фото 34. 1-я ступень ледопада лед. Беседина

Идётся тяжело, вышло солнце, припекает. В верхней части морены останавливаемся, топим снег, делаем чай. Время 11.00. Отдохнув, выступаем дальше.

С морены выходим на правый край ледника, связываемся. За 2 час. в связках по пологому леднику подходим под перевальный склон. Снега не так уж много, по колено. Сменяя друг друга, тропим снежный склон (30°). На перевал вышли в 15.40.

N 38°44' 57,47''
E 71°58' 00,19''
Высота 4491 м.

Фото 35. Обход 2-й ступени
ледопада лед. Беседина

Снимаем записку группы туристов из г.Москвы от 02.08.2005г. под рук. Попова Д.В.

Фото 36. Перевал МКТ (Беседина) (3А)

На перевале делаем чай и перекус. Спускаться начали в 17.00. В связках с перевальной седловины уходим вправо вниз по некрутому снежному склону (до 30°) (Фото 12). За 50 мин. пересекаем ледник (связки) и в 18.00 ставим палатки под перевалом Молдаванка. (Фото 14)

ЧХВ за день 5 ч. 20 мин.

10 июля.

Перевал Молдаванка, 2Б, 4800м.

Фото 37. Выход в кулуар пер. МКТ (Беседина)

Подъём в 6.00 Выход в 8.00 За 1 час 15 мин. по некрутому (до 35°) снежно-ледовому склону в кошках и связках поднимаемся на пер.Молдаванка. В верхней половине склона идём без кошек. Под снегом осыпь (Фото 15).

N 38°45' 34,33''
E 71°58' 45,24''
Высота 4740 м.

Фото 38. Лагерь на плато лед. Дорофеева
под пер. МКТ (Беседина) (3А)

Ни тура, ни записки нет, хотя облазили все окрестности. С перевала виден пик Коммунизма (Фото 16). Перевал- обширная снежно-осыпная седловина. При необходимости можно ночевать. Прекрасно виден наш следующий перевал Беседина (МКТ) и ледник Беседина (Фото 17). Уходим сначала по гребню 250м вправо, затем одна верёвка вниз (45°) – 50м (ледорубный крест). Ещё траверс вправо (50м- перила) и 2 верёвки перил по 50м вниз по снежно-ледовому склону (Фото 18). Один полузасыпаный бергшрунд, несколько трещин. Верёвки крепим на ледорубах, последняя на ледобуре. В нижней части широкий берг с мостом (Фото 19, 20). На пологую часть ледника Шокальского вышли в 13.10. Обедаем. Время спуска до ледника 2ч 25мин. Ледник в верхней части пологий, спокойный, много снега. Идём вниз по леднику по центральной части, немного ближе к левому краю (Фото 21). В 17.00 становимся ночевать на крошечной моренке.
Высота 4200м. ЧХВ за день 5ч. 25 мин.

Фото 39. Пер. МКТ (Беседина) со стороны ледника Дорофеева

Фото 40. Ледник Дорофеева.

11 июля.

Фото 41. Моренное озеро
на лед. Дорофеева.

Вышли в 8.30 Идём в связках по центральной части ледника. Через 45мин. развязываемся – ледник открыт, но под моренным чехлом. Держимся ближе к правому краю. Оба борта ледника сильно изломаны (Фото 22). Проходим правый приток ледника Шокальского, перелезаем через правобережную морену и оказываемся в “кармане” между правобережной мореной и склоном. Ширина 10-15м, ровное галечное дно, чистый ручей. Можно прекрасно ночевать и дневать. Из-под перевала до этого места 4,5 часа.

Фото 42. Бивак у моренного озера

Двадцать минут идём в этом замечательном “кармане”, затем начинаем траверсировать правый склон и спускаемся к леднику. Проходим ручей, ведущий к пер.Пересыпь (Фото 23). До этого места из под перевала 5 часов.

Фото 43. Перевал Летавета 2Б (3А)

Склоны справа и слева словно граблями прорезаны глубокими вертикальными расщелинами. Оттуда сваливается смесь камней и песка, которую потом ледник волочит на себе вперёд.Переменная облачность дождь, переходящий в снег и град. Подходим к слиянию ледн. Шокальского и ледн.Гармо (Фото 24). Из под пер.Молдаванка – 6 ч.15мин.

Фото 44. Перевальный взлёт пер. Летавета

В прямом смысле слова ледники не сливаются, между ними большущая котловина. Кругом хаотичное нагромождение камней, старые и свежие обвалы (Фото 25). Медленно идём вдоль левого края ледника Гармо (теперь вверх). Черный лед, чёрные грязные ручьи.

Фото 45. Выход на седловину
пер. Летавета.
По описанию где-то здесь озеро и поляна для днёвки. Но похоже, что ее давно завалило селем или снесло ледником. Плюнув на поиски поляны, идём через ледн.Гармо к его правому краю. Хорошо виден нужный нам ледник Беседина (правый приток Гармо). За 1 час перебираемся на правый край ледн.Гармо. Ледник полностью под чехлом, чистого льда не видно. Поверхность, если смотреть со стороны, напоминает застывшее штормовое море: бугры, ямы, разломы и т.п. (Фото 26). Но вообще-то затруднений при движении по леднику нет.

Время 17.00. Начинается дождь. Поискав подходящее место для днёвки, понимаем, что ничего приличного не найдём. Выкладываем из камней площадки, ставим палатки (Фото 27). Сегодня день связи с Отчизной. Докладываем об успехах и ложимся спать. Холодает. ЧХВ за день 4ч.50мин.

12 июля.

Фото 45. Выход на седловину пер. Летавета.

Всю ночь шёл дождь, ночью- гроза, сильный ветер. Утром пасмурно, туман, мокрый снег. Часам к 11 погода немного улучшается, временами солнце. Сушимся, пересчитываем продукты, фотографируем пик Коммунизма и окрестности (Фото 28, 29).

Фото 47. Снежный гребень пер. Летавета

Печальное событие: сломался автоклав (разошёлся сварной шов), ремонт в походных условиях невозможен. Едим полусырой рис, который не успел свариться до аварии. Оказывается, очень даже вкусно и полезно. Во всяком случае, всем понравилось. Вообще-то отсутствие автоклава осложнит нам жизнь: большой расход бензина, время готовки и т.п. Но... бывало и хуже. Прорвёмся!

13 июля.

Перевал МКТ (Беседина), 3А, 5300 м.

Фото 48. Снежный гребень
пер. Летавета в направлении
пика Эдельштейна

Подъем в 6.40 Выход в 9.00. Солнце. Облачно. За 30мин. подходим к леднику Беседина. Язык ледника – ледопад (весь под моренным чехлом) (Фото 30). По центру языка ледника поднимаемся под сераки (10м перил, 40°) (Фото 31). Провешиваем ещё 50м по относительно горизонтальному участку. Убеждаемся, что дальше проход будет крайне тяжёлым. Спускаемся обратно вниз на ледн.Гармо и идём к левой стороне ледника Беседина (к скалам). Подъём просматривается (по скальной полке), но сверху с ледопада беспрерывно летят камни. Соваться бессмысленно – снесёт. Возвращаемся назад, переходим к правому борту. Находим более-менее короткий (по высоте) участок – 10м, 50° (Фото 32). По перилам с жумаром вползаем наконец на ледник. Впереди над нами мощные сераки 1-й ступени ледопада. Обедаем, время 13.00. Во время обеда из-за перегиба ледника над нами внезапно вылетает несколько “чемоданов”. До нас не долетают но те, кто снял каску, немедленно её надевают.

Фото 49. Пер. Летавета со стороны ледника Сугран.
Слева от перевала – г. Шапка, справа – п. Эдельштейна

Идём в направлении длинной осыпи на левой стороне ледника, вверху осыпи видны два “бараньих лба”. Пересекаем ледник Беседина с правого края на левый с набором высоты. За 1 час выходим под низ осыпи. Поднимаемся в направлении “бараньих лбов”. Зайдя за них, поворачиваем немного влево по ходу и оказываемся на старом моренном гребне (ещё 1 час) (Фото 34). Идём по гребню вверх ещё 2 часа, пока не попадаем на небольшую травянистую площадку, почти вровень со второй ступенью ледопада (Фото 35). Можно нормально ночевать. Воды нет, но рядом снежник. ЧХВ 4 часа от устьевой ступени ледопада.

14 июля.

Фото 50. Спуск с пер. Летавета

Непогода преследует нас по пятам. Ночью шёл снег, утром туман. Видимость метров 50. Опять мокрый снег. Сидим в палатках, ждём погоды. Весь день непогода, туман, снегопад, видимость ноль.

15 июля.

Фото 51. На лед. Сугран под пер. Летавета.

Всю ночь шёл снег, затем град, опять снег. Сегодня поднялись в 6.00. Лёгкая дымка в воздухе, срывается снег. Решаем идти к перевалу. Выход в 7.50. Пока собирались, погода чуть улучшилась. За 20мин. поднимаемся на самый верх моренного гребня, на котором ночевали. Хорошо просматривается выход на верхнее плато ледника Беседина и перевал. Слева от нас ледопад. Ещё за 30 мин., траверсируя левый борт ледника (осыпь, конгломерат, снежники), подходим к примыканию ледника к склону и выходим на плато.

Фото 52. Верховья ледника Сугран.
Далее двигаемся в связках, придерживаясь левой стороны ледника. Полого, трещин почти нет, снег неглубокий. От конца моренного гребня под перевальный взлёт доходим за 3 ч. 50 мин. Четыре участника (2 связки) отправляются обрабатывать начало подъема. Остальные остаются вытаптывать площадки для палаток и ставить лагерь (Фото 36)

ЧХВ за день 7 ч. 10мин. Высота 4700м.

16 июля.

Фото 53. Ледник Сугран, Родионова, Наблюдений

Подъём в 5.40. Выход в 7.45. Пасмурно. Начинаем подъем на перевальный взлёт пер.Беседина (МКТ). С вечера провесили перила – 160м. В нижней части склона бергшрунд, засыпанный снегом, затем снежно-ледовый склон 35-40°. Дальше идём связками одновременно. Склон 30-35°. Снег глубиной по колено, иногда меньше. Через 200м подъема от конца перил крутизна увеличивается до 40-45°. Поднимаемся ещё 150м в связках и поворачиваем вправо (по ходу), оставляя с левой стороны от себя ледовый сброс. Входим в неширокий снежно-ледовый кулуар (Фото 37), склон 45-50°. Здесь вешаем перила, 2 веревки по 50м. Под снегом- лёд. Под самой седловиной поворачиваем влево по ходу, траверсируем по горизонтальным перилам 20м влево под ледовой стенкой и выходим прямо вверх 10м на снежную седловину. Характерная ледовая “борода” остается от нас слева по ходу.

Фото 54. Слияние ледников Сугран и Родионова

Погода словно взбесилась. Вскоре после нашего выхода из лагеря задул ветер. Чем выше поднимаемся, тем сильней и сильней. Под седловиной почти ураган. Сухой снег течёт как вода, невозможно поднять голову, чтобы посмотреть вверх. Следы заметает мгновенно. На перевал выползали в течении 2-х часов (от первого до последнего участника). Очень холодно. От ледника Беседина (от места ночёвки) до седловины ЧХВ 7 часов.

Фото 55. 2-я ступень ледопада лед. Наблюдений

Перевал- снежное плато, слегка наклоненное в сторону нашего спуска -ледника Дорофеева. Снимаем 2 записки, обе групп туристов г.Москвы, обе от 04.08.1991г., под рук.Савина Ю.П. и Мячикова С.В. Тур на выходах скал к востоку от седловины.

Фото 56. 2-я ступень ледопада лед. Наблюдений

В связках начинаем спускаться на ледник Дорофеева – полого, сброс высоты минимальный. Идём под рюкзаками в пуховках и ничуть не жарко, даже не тепло. С этой стороны ветра почти нет, но стоит туман, серая мгла. Окружающие склоны едва просматриваются. Идём, бросая снежки, ничего не видно. Через 40 мин. движения от перевала разбиваем лагерь. (Фото 38) Время 17.00. Н 5000м ЧХВ за день 9 часов.

17 июля.

Фото 57. Ледник Наблюдений.

Вечером и ночью шёл снег. Палатки завалило на полметра. Утром проснулись мокрые от конденсата. К счастью, с утра небо ясное. Пока готовим завтрак, даже немного подсушились. С нашей стороны подъем на перевал по пологим снежным полям (Фото 39).

Фото 58. Ледник Наблюдений.

Выход в 9.50. Идём связками по центру ледника, чуть ближе к правому краю. Ледник под свежим снегом (Фото 40). Много трещин, первый часто проваливается, несмотря на то, что постоянно прощупываем путь лыжными палками. Впереди виден ледник Гандо. На слиянии ледников, между правым краем ледн.Дорофеева и левым ледн.Гандо хорошие каменистые площадки на древней морене, озеро, ручей (Фото 41, 42). Люди здесь стояли, но видно, что давно. Отличное место для днёвки. Отсюда открывается прекрасный вид на наш следующий перевал Летавета и пик Москва. (Фото 43)

Фото 59. Снежный человек

Координаты места стоянки:
N 38°54' 02,24''
E 71°47' 08,92''
Высота 4250 м. ЧХВ за день 5 ч. 10 мин. (от перевала 6 часов)

18 июля.

Перевал Летавета, 2Б (3А), 5000 м.

Фото 60. Выход из ледопада на снежный склон

Перевал Летавета в “Перечне классифицированных перевалов” при прохождении с юга на север оценивается, как 2Б, при прохождении с севера на юг – 3А. Мы проходили его с юга на север.

Фото 61. Подъем на снежное плато
под пер. Наблюдений

От стоянки у озера за 20 мин спускаемся на ледн.Гандо. Спуск лучше просмотреть заранее, не везде удобно. За 50 мин. пересекаем ледн.Гандо к правому его краю. Сплошные ямы и шишки циклопических размеров. Нашли старый бур с карабином, до этого – обломки кошек. Далее вверх по леднику Гандо идём правым краем. За 45 мин. от ледника Гандо по осыпям и конгломератным склонам поднимаемся под висячий ледник. Далее в связках по пологому леднику подходим под перевальный взлёт (Фото 44). Яркое солнце, мы как на сковородке. Даже самые солнцеустойчивые пытаются замотать морду лица бинтами из инд.пакета. Время 12.45. Вроде бы до перевала недалеко, но останавливаемся на обед. По многолетней традиции обед независимо от обстоятельств и условий должен начаться с 12.00 до 13.00. Исключение из этого правила крайне редки, например, если висим на верёвках или стоим посреди болота . За 2 часа 50 мин. умирая от жары, бессмысленно и беспощадно поднимаемся на перевал Летавета. Склон 35-40°, снег выше колена, в верхней части под снегом лёд. (Фото 45)

Фото 62. Ледник Наблюдений.
Обход 3-й ступени ледопада

N 38°55' 40,54''
E 71°46' 44,35''
Высота 4970 м.

Фото 63. Выход на седловину пер. Наблюдений

Время 16.00. Яркое солнце, настоящее пекло. На седловине при необходимости можно ночевать (Фото 46). Прочесали всё: седловину и гребень в обе стороны на 100м в поисках тура, так и не нашли. Похоже, под снегом (Фото 47). Гребень снежный , с большими карнизами и с несколькими понижениями (Фото 48). Просматриваем варианты спуска, их несколько (Фото 49). От места подъема уходим по гребню вправо метро 200-250, прорубаем небольшой карниз (0,5м). Отсюда прямо вниз семь верёвок по 50м + 1верёвка 10м, склон 45-50°.

Фото 64. Седловина пер. Наблюдений (3А)
Открытый лёд. В нижней части склона на льду немного снега. (Фото 50). В самом конце спуска на последней верёвке бергшрунд с отрицательной стенкой высотой 8м и шириной 2м. Первый раскачался, оттолкнувшись от нависающей стенки, остальных оттягиваем свободным концом верёвки. После берга можно идти ногами (в связках). Отойдя метров 200 от бергшрунда, ставим палатки на ровном участке и встречаем ночь на леднике Сугран (Фото 51). Высота 4650м. На спуск с перевала ушло 5 часов (включая один возврат “автора” к самосбросу).