Автор: Новиков В. В., г. Воронеж

Отчёт
о горном спортивном походе VI к. с.
на Центральном Кавказе (Безенги),
совершённом с 23 июля по 30 августа 2004 г.

Содержание:

Подготовка маршрута

1. Альпинистская база Безенги
на фоне ущелья Мижирги

Для нас весь район Безенги и Бокового хребта в целом и Безенгийская стена в частности всегда были крайне интересны как в эстетическом, так и в спортивном отношении. Опыт всех наших предыдущих похождений как личный, так и совместный позволил нам замахнуться на прохождение Безенгийской стены. Различные участки стены нами уже проходились, опыт многодневного нахождения в условиях снега и мороза мы приобрели в сложных лыжных маршрутах, так что у нас не было причин, боятся сложностей. Определённую разведку мы провели годом раньше, совершив сложный поход в этом же районе. Да и этот поход был спланирован так, чтобы, подойдя к стене, мы прошли бы несколько сложных перевалов и вершин, убедившись в своих силах.

Итоги

2. На тропе к Миссес-кошу.
На заднем плане – Безенгийская стена

Поход оказался очень сложным технически, потребовал мобилизации всех физических сил, а также хорошей психологической подготовки и схоженности группы. Несмотря на каждодневную тяжёлую работу, на то, что из-за тотальной непогоды нам не хватило 4-х - 5-и дней для полного траверса Безенгийской стены, мы получили большое удовлетворение от пройденного маршрута.

Рекомендации

3. На «Баранкоше».
На фоне Безенгийской стены

Изначально мы планировали на прохождение Безенгийской стены 14 дней, включая резервные дни, потому и продуктов взяли на 14 дней. С учётом большого веса специального снаряжения выходной вес рюкзака составлял под 30 кг, что довольно много на сложном гребне и большой высоте. Конечно, если бы не 8 дней непогоды, то мы бы выполнили свою задачу. Но, видимо, целесообразно иметь на стене хотя бы одну заброску. А если поднять заброску нет времени или возможности, то есть вариант прохождения стены с запада, где она намного проще, и при подходе к сложной части рюкзаки будут немного легче.

1. Справочные сведения

1.1. Проводящая организация – Воронежский городской клуб туристов

1.2.

Вид туризма Категория сложности похода Протяжённость активной части, км. Продолжительность дней Сроки проведения
Общая Ходовых дней
ГОРНЫЙ ШЕСТАЯ 135 36 28 23.07.2004г-30.08.2004г

4. В. Новиков у хижины Джанги-кош

1.3. Район похода: Центральный Кавказ (Безенги)

1.4. Нитка маршрута:

а/л «Безенги» – л. Безенги – Баранкош – рад. заброска на Джангикош – л. Ортокара – пер. Кёль (3600 м 1А) – заброска а/л «Безенги» – л. Мижирги – л. Кундюм-Мижирги – рад. заброска под пер. Птица – пер. Кундюм-Мижирги (4350 м 2Б) – л. Уллу-ауз – пер. Птица (4250 м 3А) – л. Кундюм-Мижирги – рад. восх. на в. Коштан-тау (5151 м 4Б) – пер. Крумкольский провал (4400 м 3Б) – л. Крумкол – пер. Селла (4350 м 3А) – Джангикош – л. Безенги – траверс в. Шхара (5198 м) – в. Джанги-тау Вост. (5030 м) (5Б альп.) – л. Безенги – пер. Кель – а/л «Безенги»

1.5. Сведения об участниках похода

Ф.И.О. Обязанности в группе Год рожд.
1 Новиков Василий Владимирович Руковод. 1953
2 Языков Валентин Валентинович Завхоз 1958
3 Савкин Юрий Александрович Фотограф 1959
4 Нагаев Александр Александрович Врач 1956

2. Технические данные маршрута

2.1. Район похода

5. На перевале Кёль.
На заднем плане – перевал Вост. Ортокара

Центральный Кавказ – наиболее высокая и труднодоступная часть Большого Кавказа. Вершины Шхара, Дыхтау, Коштан-тау, Джанги-тау превышают 5000м. В Высокогорьях Центрального Кавказа находятся и наиболее грандиозные ледники. Здесь есть все виды ледников, в том числе и долинные. Безенгийская стена несёт почти сплошной ледниковый покров. Среди оригинальных вершин региона - Тихтенген, Тетнульд, Шхара, Айлама, Дыхтау, Мижирги.

6. В нижней части ледника Мижирги.
На заднем плане – перевал Крумкольский провал

Долины Центрального Кавказа просторны и более суровы, чем на Западном Кавказе. Реки, вырывающиеся из-под ледников, бурные и довольно мутные. В орографическом плане Центральный Кавказ состоит из Водораздельного хребта сложного рисунка, где отдельные участки имеют направление, на 90*-120* отличающееся от генерального, и ряда значительных северных хребтов - отрогов – Эльбрусского, Адылсу, Адырсу, Бодорку, Каргашильского, Бокового, Суганского, Цейского, Саудорского, Джимарайского.

7. Подъём с верхнего плато лед. Кундюм-Мижирги
в цирк под перевал Птица

Для среднегорья и низкогорья Центрального Кавказа типичен горноэрозионный рельеф, в высокогорье господствует горно-ледниковый представленный зазубренными гребнями с крутыми склонами, карлингами, карами, троговыми долинами и т. п.
Климатические особенности района определяются высотной зональностью и образуемым Водораздельным хребтом горным барьером, развёрнутым под углом к основным влагоносным воздушным потокам, приходящим с запада. Количество осадков колеблется от 2000 мм - в западной части до 1500 мм - в восточной.

8. Подъём с верхнего плато лед. Кундюм-Мижирги
в цирк под перевал Птица

Центральный Кавказ несёт значительное оледенение 70% площади которого приходится на северный склон и около 30% на южный. Около 40 ледников региона имеют площадь, превышающую 5 км, а 5 из них (Дыхсу, Безенги, Караугом, Лекзыр и Цаннер) имеют площади примерно по 40 км каждый. Погода в регионе не отличается устойчивостью: солнечные дни даже летом не редко сменяются в высокогорье жестокой и длительной по 3-5 дней, непогодой.

9. Подход под взлёт перевала Кундюм-Мижирги

Центральный Кавказ располагает богатыми возможностями для проведения любых спортивных походов и мероприятий. В пределах региона могут быть проведены горные походы 1-6 категории сложности.

Наиболее технически сложными подрайонами и горными узлами являются – участок Главного хребта между вершинами Юсеньги Узловая и Ортокара, Главный и Боковой хребты в районе Безенгийской стены, группы Дыхтау – Коштантау и Цей-Караугом.

2.2. Варианты подъезда и отъезда

10. Подъём на перевал Кундюм-Мижирги

В города Минводы, Пятигорск и Нальчик можно добраться поездом, а между ними существует регулярное автобусное сообщение. Ходит рейсовый автобус в селение Безенги. От селения до одноимённой альпинистской базы 18 км. Из Нальчика на альпинистскую базу можно доехать на автотранспорте базы, предварительно договорившись с её представителями в “Каббалкальпинисте (ул. Чайковского, д.8.)

2.3. Параметры маршрута

Продолжительность активной части маршрута – 36 дней

11. На перевале Кундюм-Мижирги.
На заднем плане пик – Тихонова, в. Крумкол,
перевал Памяти и в. Мижирги

Полуднёвок – 3 (из них 2 вынужденные)
Днёвок – 8 (из них 7 вынужденные)

Протяжённость активной части маршрута – 135 км

1А – 1 шт
Всего – 7 шт

2.4. Перечень препятствий на маршруте

№ п/п Наименование препятствия Кат слож-ности Высота м Характе-ристика Что соединяет или как проходится
1 пер. Кёль 3600 Снежно-осыпной Ледник Безенги - (ледник Ортокара) - Баранкош
2 пер. Кундюм-Мижирги 4350 Снежно-ледовый лед. Кундюм – Мижирги – лед. Уллу-ауз
3 пер. Птица 4250 Снежно-ледовый лед. Уллу-ауз. – лед. Кундюм-Мижирги
4 вершина Коштантау по северному гребню 4Б, альп 5151 Комбини-рованный С лед. Кундюм-Мижирги через “Снежный купол”
5 пер. Крумкольский провал 4400 Ледовый лед. Кундюм-Мижирги – лед. Крумкол
6 пер. Селла 4350 Скально-ледовой лед. Крумкол – Джангикош (лед. Безенги)
7 Траверс вершин Шхара - Джанги-тау восточная 5Б, альп 5198 Комбини-рованный Подъём по северо-восточному гребню в. Шхара – спуск по северо-восточному гребню (через восточный контрфорс) в. Джанги Восточная

12. Начало спуска с перевала Кундюм-Мижирги на ледник Уллу-ауз

13 . Перевал Птица от ночёвок
на верхнем плато ледника Уллу-ауз

2.6. Препятствия, определяющие категорию сложности маршрута

Вид препятствия Название Категория сложности Абсолютная высота Характеристика препятствия
Перевал Кёль 3600 Снежно-осыпной
Траверс Шхара Главная – Джанги-тау Восточная 5Б альп. 5198 Комбинированный

14. Подход под взлёт перевала Птица

2.7. График движения

Дата День пути Участок маршрута Способ передвижения Пройденный путь, км Чистое ходовое время Место ночлега
23,24.07 -------- г. Воронеж – ст. Мин. Воды – г Нальчик - а/л.“Безенги” Поезд, автобус -------- -------- В – а/л. “Безенги”
25.июл 1 а/л. “Безенги” – Баранкош Пешком 9 4ч.20м На Баранкоше
26.июл 2 Радиально заброска на Джангикош. Пешком 16 4ч.40м На Баранкоше
27.июл 3 Заброска на перевал Кёль и спуск в а/л. “Безенги” Пешком 18 5ч.30м В а/л. “Безенги”
28.июл 4 а/л. “Безенги” – ледник Мижирги Пешком 7 5часов Под 2-ой ступенью ледника
29.июл 5 лед. Мижирги. – лед. Кундюм-Мижирги – Заброска под перевал Птица Кошки, пешком, перила 9 7ч.30м На ночёвках 3900 м (“Утюг”)
30.июл 6 пер. Кундюм-Мижирги – лед. Уллу-ауз Кошки, связки 4 4 чса На верхнем плато ледника Уллу-ауз
31.июл 7 пер. Птица – лед. Кундюм-Мижирги Кошки, перила, связки 2 6 часов В цирке под пер. Птица на лед. Кундюм-Мижирги
01.авг 8 Подъем на северный гребень в. Каштан-тау Кошки, перила 1 9 часов Под жандармом “ Палец” за большим скальным жандармом после снежного купола
02.авг 9 Восхождение на в. Каштан-тау Кошки, перила, связки 3 10 часов Там же
03.авг 10 Спуск с гребня в. Каштан-тау под пер. Птица Кошки, перила 1 10 часов В цирке пер Птица под лед. Кундюм-Мижирги
04.авг 11 Спуск на ночевки 3900 м (на “Утюге”). Полуднёвка Кошки, перила 2 2 часа На ночёвках 3900 м(“Утюг”)
05.авг 12 Подъём на пер. Крумкольский провал Кошки, перила, связки 4 9 часов На перевале Крумкольский провал
06.авг 13 Спуск на лед. Крумкол Кошки, перила, связки 3 10 часов В нижней части ледника Крумкол
07.авг 14 Подъём на пер. Спартак Кошки, связки 6 4ч.30м На пер. Спартак
08.авг 15 пер. Селла – Джангикош Кошки, перила, связки 7 7ч.30м На Джангикоше
09.авг 16 Дневка -------- -------- -------- Там же
10.авг 17 Подъём на снежную “подушку” под “Крабом” сев. – вост. гребня в. Шхара Кошки, связки 4 4 часа На снежной “подушке” под “Крабом”
11.авг 18 Подъем на северо – вост. гребень в. Шхара Кошки, перила 1 10 часов В трещине на восточном склоне сев. – вост. гр.Шхары
Дата День пути Участок маршрута Способ передвижения Пройденный путь, км. Чистое ходовое время Место ночлега
12.авг 19 Вынужденная дневка -------- -------- -------- Там же.
13.авг 20 Подъём на Снежную “подушку” гребня. Вынужденная полудневка Кошки, перила, связки 1 3ч.50м. На снежной “подушке” в районе выполаживания сев. – вост. гребня в. Шхара
14.авг 21 Подъём по гребню под Восточный купол Шхары Кошки, перила 2 10ч.30м. В небольшой мульде в 1часе движения до седловины под Восточным куполом Шхары
15.авг 22 м.н.- Восточный купол – седловина под в. Шхара Кошки, перила, связки 1 8 часов На снежной седловине под взлётом в. Шхара
16.авг 23 Подъём на в. Шхара Главная. Вынужденная полудневка Кошки, связки 0,5 2 часа В трещине на куполе в. Шхара Главная
17.авг 24 Вынужденная дневка -------- -------- -------- Там же
18.авг 25 в. Шхара – гребень между Главной и Западной Шхарой Кошки, перила 1 9 часов На остром снежно-ледовом гребне между скальным и ледовым “жандармами”
19.08 -22.08 26 -29 Вынужденные дневки -------- -------- -------- Там же
23.авг 30 Подход под в. Западная Шхара Кошки, перила, связки 1,5 7 часов На Южном склоне гребня под. Зап. Шхарой
24.авг 31 Вынужденная дневка -------- -------- -------- Там же
25.авг 32 В. Зап. Шхара – мульда под пилой Шхары Кошки, перила, связки 1 10 часов В мульде в провале под 6-м “жандармом” пилы Шхары
26.авг 33 м.н.- траверс “пилы” Шхары – пер. Ленинград Кошки, перила, связки 2 9 часов На перевале Ленинград
27.авг 34 в. Джанги-тау Вост. – контрфорс северо-восточного гребня Кошки, перила, связки 2.0 13 часов На гребне восточного контр форса северо – восточного гребня в. Джанги-тау Вост
28.авг 35 Спуск с в. Джангикош Кошки, перила, связки, пешком 5.0 7ч.40м В Джангикоше
29.авг 36 Лед. Безенги - пер. Кель - а/л. “Безенги” – Минводы Пешком, автобус 21.0 7 часов В поезде
30.08 - 31.08 -------- Минводы – ст. Кавказская (г. Кропоткин) – г. Воронеж Поезд -------- -------- Прибытие в г. Воронеж в 00ч.30м. 31.08.2004