Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

"Горы в фотографиях" - это любительские и профессиональные фотографии гор, восхождений, походов. Регулярное обновление.
Горы мира > Памир >


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Андрей Лебедев, Москва

Отчет о горном походе шестой категории сложности по Китайскому Памиру, совершенном с 26.07 по 08.09.2007

Другие публикации автора:

О восхождении на вершину Музтаг-Ата (7546) по южному гребню
Музтаг-Ата
Поход по Китайскому Каракоруму. 2006 год.
Конгур








ВВЕДЕНИЕ

Идея похода. В июле-сентябре 2007 года Спортивный клуб МАИ организовал спортивный горный поход в районе Китайского Памира с восхождением на высшую точку Памира Конгур (7719). Такое восхождение рассматривалось как естественный итог семилетнего освоения туристами МАИ этого горного района. Оно могло состояться ещё в 2004 году в совместной экспедиции на Конгур [1] Федерации альпинизма и скалолазания (ФАиС) Москвы и Спортивного клуба (СК) МАИ. Однако руководитель туристской команды Андрей Лебедев сломал ногу в акклиматизационной части похода. Это случилось на следующий день после срыва лавиной связки-тройки [2] (Михаил Бабич, Татьяна Беляева и Юрий Максимович) и её 700-метрового падения по снежно-ледовому склону (чудом обошлось без травм!). В результате поход был сорван. Оставшиеся для восхождения на Конгур Михаил Бабич, Борис Малахов и Юрий Максимович не имели достаточной мотивации для восхождения, к тому же они были под впечатлением той злополучной лавины. В итоге, после выхода на плато 6200 ребята спустились вниз и улетели в Москву.

В следующем же после этого выходе альпинисты ФАиС Москвы поднялись на вершину Конгура. Всего три российских команды тем летом поднялись на Конгур: команда из Санкт-Петербурга под руководством Валерия Шамало, команда ФАиС Москвы под руководством Юрия Хохлова и команда из Красноярска под управлением Николая Захарова. Все восхождения были осуществлены по маршрутам с севера, причем московские и красноярские альпинисты подялись по одному и тому же маршруту, который был назван, в последствии, "Московский экспресс".

Чтобы не "упираться" в идею восхождения на Конгур, чтобы несколько ослабить "зомбирующее" влияние этой вершины, следующие два сезона были посвящены реализации иных задач.

В 2005 году туристы МАИ совершили линейный поход по китайскому Памиру с траверсами трёх высоких вершин [3] - пика Кызылсель (6525), Музтаг-Аты Южной Дальней (6858) и самой Музтаг-Аты (7546). При этом восхождение на Музтаг-Ату проходило по новому маршруту - по её южному гребню.

В 2006 году поход [4] проходил в абсолютно новом районе - в Китайском Каракоруме. Именно там сформировалось четкое представление о том, что восхождения в гималайском стиле (с акклиматизацией в челночных выходах на вершину и с предварительной обработкой маршрута) противоречат духу спортивных горных походов и менталитету их приверженцев. Все восхождения в походах должны проводиться сходу или в альпийском стиле, а если это невозможно, то следует классифицировать объект восхождения как неадекватный, только и всего. Это был один из основных уроков 2006 года. В этом походе сложилось и основное ядро команды 2007 года - Андрей Жаров, Иван Жданов, Андрей Лебедев, Алексей Тимошенков и Дмитрий Чижик.

И вот, в 2007 году было решено проверить Конгур (7719) на адекватность, восхождение должно было состояться в альпийском стиле и в рамках горного похода. Задача была очень сложной, поскольку Конгур относится к числу не просто высоких, но и великих гор, то есть, гор с огромным перепадом высоты между подножием и вершиной. По этому показателю Конгур превосходит большинство знаменитых вершин мира и уступает разве что Нанга-Парабат. Он возвышается над ледником Караяйляк на 4000 метров.

Для восхождения на Конгур был выбран маршрут "Московский экспресс" [5] (по контрфорсу северо-западной стены, 6А), пройденный москвичами и красноярцами в 2004 году. По этому маршруту имелась максимальная информация.

Рис.1. Красный трек - пройденный маршрут, лиловый трек - не реализованные заявленные участки.

Планирование похода началось с прорисовки идеальной акклиматизационной пилы. Она включала два траверса вершин высотою около 6000 и 7000 метров. Первому траверсу должен предшествовать несложный трекинг, который позволил бы участникам мероприятия восстановиться от оголтелой жизни в Москве, укрепить их здоровье и дать акклиматизацию на уровне 5000 метров.

В качестве семитысячника для траверса идеально подходил Аклангам (7004). Путь до вершины с юго-запада был пройден туристами МАИ в 2002 году [7]. А её северо-восточный гребень был освоен до высоты 5750 метров в 2003 году. В промежуток между Аклангамом и Конгуром удачно ложилась заброска. Её можно было оставить недалеко от Каракорумского шоссе в селении Гёз.

В качестве шеститысячника для траверса была выбрана вершина Сарыкаякуджи (6220). Она замыкает протянувшуюся на юг от Конгура тройку шеститысячников: Коксель (6715), Кызылсель (6525) и Сарыкаякуджи (6220). Соседний пик Кызылсель (6525) уже дважды траверсировался туристами МАИ, а ещё более северный пик Коксель (6715) слишком высок для роли акклиматизационной вершины высотою около 6000 метров.

Что касается легкого трекинга, то хотелось посетить ещё не осмотренные области на юго-востоке Кашгарских гор, в частности, перевал Меркебель, который планировалось, но так и не удалось пройти в 2003 году [7]. Маршрут трекинга мог быть линейным и начинаться от реки Ташкурган (как в 2003 году) или кольцевым с началом около озера Каракёль. Второй вариант был более эффективным. Во-первых, заезд на Ташкурган требовал аренды машины с ночевкой водителя, а это в два раза дороже. А во-вторых, экономились дни на организацию и снятие заброски. В кольцевой схеме с началом около озера Каракуль заброску можно было положить после однодневного подхода к подножию гор с верблюжьим караваном.

Построенный из этих соображений план оказался настолько утилитарен, что в нем не оказалось места для такого "лишнего" физического упражнения, как прохождение "тройки А". По просьбе участников команды, которые боялись, что почувствуют недостаток любимой ими перильной работы, такая "тройка А" была изобретена и включена в нитку перед траверсом Сарыкаякуджи. Знаменательно, что природа так и не пустила нас на этот перевал. После двух дней непогоды и отсидки перед перевалом, мы отказались тратить драгоценные конгурские запасные дни и пошли в обход по запасному варианту, реализовав, в итоге, в точности исходный план без этой самой "лишней" тройки А.

В целом план оказался очень успешным. На всех вершинах (6220, 7004 и 7719) у автора отчёта ни разу не болела голова. Самочувствие участников было отличным. Заболевание Сергея Бездитко за два дня до окончания похода составляет особый случай.

Отклонения от заявленного основного варианта маршрута. Всего было допущено 3 отклонения. Первое отклонение - отказ от посещения долин Сучетсу и Караташсу и обход трёх перевалов (вводящего в район этих долин, соединительного между долинами и выводящего из района) по долине Игебельсу. Решение об обходе продиктовано тем, что группа уже получила к этому моменту отличную акклиматизацию на высотах ~ 4800-5100 и стремилась быстрее приступить к технической части маршрута в районе ледника Оар-Ала. Второе отклонение - отказ от перевала 3А в районе ледника Оар-Ала и обход его через перевалы Осыпной (1Б) и Леонарда Эйлера (1Б). Это решение было принято потому, что группа попала в непогоду и потеряла время у подножия перевала Тересаздаван. 06.08 весь день мы провели в палатках. Выпало много снега. 07.08 в палатках просидели всё утро, а потом, опять же в плохую погоду отправились на перевал Осыпной (1Б) (по запасному варианту). Третье отклонение - отказ от продолжения маршрута после восхождения на Конгур на юго-запад к озеру Каракуль (посредством траверса Конгура или через перевал Караяйляк, 3Б). В это продолжение мы с самого начала мало верили и рассматривали его как некую "бумажную" гипотетическую возможность. А после несчастного случая с Сергеем Бездитко (инсульт на плато на высоте 6190) мы начали спускаться вниз по пути подъёма.

Общественно-полезная работа. Планируя и реализуя этот поход, мы осознавали, что делаем большое и полезное дело. Во-первых, это разведка - сбор информации о редко посещаемом районе, которая будет обязательно востребована как туристами, так и альпинистами (всего совершено 7 первопрохождений перевалов и траверсов, включая старинный перевал Меркебель, описания и фотографии которого до нашего похода отсутствовали). А, во-вторых, это съёмка материала для фильма, в котором мы надеемся отразить красоту горной природы и продемонстрировать широкому зрителю замечательные стороны любимого нами спорта (точнее, вида жизнедеятельности).

Дополнительные меры по обеспечению безопасности. Безопасность в походе обеспечивается применением в комплексе всех средств, начиная с подбора снаряжения и заканчивая правильным выбором места для установки лагеря. Мы остановимся лишь на некоторых не совсем традиционных аспектах.

Адаптивное планирование маршрута. Идеология адаптивного планирования базируется на отказе от "упёртости" в прохождении нитки маршрута. В любой точке допускается перепланирование, призванное учесть состояние группы, состояние локальных препятствий, ресурсы времени, питания и снаряжения. В идеале, команда идёт по долинам, когда плохая погода, или кто-то болеет, и преодолевает перевалы, когда отличная погода, и все участники в отличной физической форме. Реализация адаптивного планирования требует предварительной проработки большого количества запасных вариантов, а так же быстрого принятия стратегических решений в процессе проведения похода. Успех в последнем зависит и от доверия участников к руководителю.

Контроль за объёмом нагрузок. Для профилактики несчастных случаев в походе осуществлялся постоянный контроль объёма дневных нагрузок. Если нагрузка была вынужденно большой, то на следующий день или в ближайшие 2-3 дня группа получала возможность восстановиться. Искусственно ограничивался и набор высоты - при освоении "новой высоты" не допускалось, чтобы дневной набор превосходил 600 м.

Для реализации плана потребовалось 5 дневок и 5 полудневок.

Контроль за нагрузками вместе с адаптивным планированием создают инструмент управления усталостью в походе. Этот инструмент позволяет не только предупреждать несчастные случаи, но и концентрировать энергию для преодоления особенно сложных препятствий.

Инструментальный контроль за состоянием участников. Кроме наблюдений за состоянием участников нами регулярно применялся инструментальный контроль. Так, в течение всего похода на каждом из этапов акклиматизации проводились измерения пульса участников вечером перед сном и утром сразу после сна.

Радиосвязь и мониторинг группы со стороны МКК. В нашем походе была трубка спутниковой связи системы Глобалстар. Мы регулярно сообщали новости Сергею Стрыгину и Ильяне Жаровой, и они выкладывали их на сайт Турклуба МАИ. Мы звонили заместителю председателя МКК России Алексею Ярошевскому и докладывали о состоянии группы и об обстановке на маршруте. Кроме того, мы осуществляли контрольные звонки нашему китайскому туроператору Джану Хонгу.

Навигация по самодельной векторной карте, загруженной в GPS. Особое внимание уделялось опасности заблудиться в непогоду на большой высоте. Чтобы уверенно спускаться в любую погоду, а это может потребоваться по состоянию группы, мы разработали точную векторную карту района проведения похода и загрузили её в датчик GPS. На карте были обозначены ледопады, разломы и ледосбросы, а также оптимальные пути спуска с определяющих локальных препятствий. Точность карты достигала 20-30 метров. Для надёжности в группе имелось два датчика GPS с такой картой.

Новые элементы в планировании похода. В этом походе мы успешно применили два нововведения.

Мониторинг погоды по спутниковому телефону. На маршруте мы звонили по спутниковому телефону в Москву и узнавали по сайту www.gismeteo.ru прогноз погоды в Кашгаре (Коши). Прогноз был весьма точным и очень помогал в тактическом планировании при прохождении сложных участков. Так, например, при восхождении на Конгур, дневка в 4-м лагере на 6400 проводилась в ожидании погожего дня, который был использован для прохождения ключевого участка маршрута - стены между 4-м и 5-м лагерями. В следующий день, по прогнозу неблагоприятный, мы поднялись в тумане в штурмовой лагерь и пол дня отдыхали. Мы чувствовали себя уверенными и готовились к штурму, который должен был состояться (по прогнозу) уже в хорошую погоду. В день восхождения мы вышли при сильном ветре, который утих к 12 часам дня. Погода была отличной, прогноз оправдался.

Использование в полуторамесячном походе сверхлёгкой продуктовой раскладки. Наш маршрут состоял из трёх частей. В первой (кольцевой) части маршрута раскладка должна быть лёгкой, потому что мы уходили на кольцо на 20 дней. Во второй части мы траверсировали Аклангам. И здесь раскладка должна быть лёгкой, иначе как траверсировать семитысячник? В третьей части у нас было восхождение на Конгур. Очевидно, и здесь необходима лёгкая раскладка. Так, когда же питаться?

Решение было таким. Мы взяли на все три части 550-граммовую раскладку. А в заброски после кольца и перед Конгуром положили дополнительное питание, которое увеличивало раскладку до 850 грамм во время дневки около заброски и в ближайшие за нею 3 дня. Ещё мы положили в заброски "праздничное питание". Иначе говоря, ставка делалась на неравномерное питание - весьма ограниченное на маршруте + "обжираловка" в окрестности забросок. Такая стратегия питания себя оправдала.

Чрезвычайная ситуация на спуске с Конгура. За два дня до окончания похода, на спуске с Конгура, Сергея Бездитко сразил инсульт. Это произошло 04.09.2007 в районе 14.00 на плато между лагерями 3 и 4 на высоте 6190 м. Группа, не испытывая значительных нагрузок, спускалась в связках одновременно по 20-25 градусному снежному склону, когда Сергей, вдруг, потерял сознание и упал на снег. Никаких жалоб до этого по поводу своего самочувствия Сергей не высказывал. За день до инсульта команда дружно поднялась на вершину Конгура (7719) двумя связками-тройками с разрывом 15-30 метров, иначе говоря, Сергей шел как все. В первой половине следующего дня группа в связках одновременно миновала 5-й лагерь, спустилась по перилам по ключевому участку маршрута между 4-м и 5-м лагерем и вышла на плато ниже 4-го лагеря. Сергей работал как все. И здесь на плато на простом участке неожиданно случилась беда.

Сознание к Сергею вернулось через 5 минут после инсульта. Мы обнаружили у него паралич левой руки, левой ноги и мышц левой части лица. Мы упаковали Сергея в спальники, обложили ковриками, обвязали верёвкой, и поспешили транспортировать его из-под ледосбросов в безопасное место (6045) на краю плато у входа в ледопад. Здесь мы поставили лагерь.

Остаток дня мы посвятили звонкам в Москву. Нам удалось созвониться с двумя врачами, мы уточнили диагноз и получили рекомендации, какими средствами из походной аптечки лучше всего поддерживать Сергея.

05.09.2007 во время утреннего сеанса связи мы сообщили о ситуации в МКК ТССР (Алексею Ярошевскому) и в МКК ЦС туризма МАИ (Сергею Стрыгину), и попросили, чтобы информация о несчастье распространялась, лишь, по профессиональным каналам и не доходила до наших родных и близких. Дело в том, что ожидавшиеся спасательные работы были связаны с повышенным риском для участников группы, родные и близкие это хорошо понимали, и мы не хотели в их среде создавать панику.

Рассчитывать на помощь спасателей мы не могли. Организация спасательных работ потребовала бы 1-2 дня. Ещё 3 дня акклиматизированные спасатели поднимались бы к нам на высоту 6045. Ещё не факт, что такие акклиматизированные спасатели быстро бы нашлись. Поэтому, не отвергая помощи со стороны, мы приступили к спуску силами нашей автономной группы. За три дня с 05.09 по 07.09 мы спустили Сергея Бездитко с высоты 6045 до базового лагеря 3613. Вечером 07.09 при подходе к базовому лагерю нам уже помогали местные киргизы. 08.09 мы с помощью местных жителей (руководил ими наш знакомый караванщик Аббас) транспортировали Сергея из базового лагеря до Каракорумского шоссе. Там нас ждали две машины скорой помощи. В 16.00 мы загрузились в машины и через два часа прибыли в Первую народную больницу г.Кашгар. Вечером Сергею сделали операцию. 27 сентября Сергей Бездитко был транспортирован на самолёте МЧС из Кашгара в Москву.

Что же произошло с Сергеем Бездитко?

Уже в Москве выяснили, что причиной инсульта был тромб в сонной артерии. Об этом подозревали и китайские врачи. Вот выдержка из их официального заключения: "…Предварительный диагноз: обширный инфаркт правой височной и теменной областей головного мозга (возможно, тромбоз центральной артерии головного мозга)…"

В экспедиции сборной России на западную стену К2 летом 2007 г. двое участников тоже пострадали от тромбов, причем Виталий Иванов (Новосибирск) пострадал тяжело. Тромб вышел из икроножной мышцы, благополучно прошел через сердце и застрял в лёгких. В беседе с Виталием Ивановым удалось выяснить, что он, по рекомендации врача экспедиции, принимал для профилактики по одной таблетке аспирина в день. Однако этой дозы, возможно, не хватило из-за индивидуальных особенностей организма. Так или иначе, остается не ясным, как определить априори, имеются или нет неблагоприятные индивидуальные особенности организма.

Подробнее о спасательной операции см. в Приложении 1.

Позже я связался с врачом экспедиции на западную стену К2 Сергеем Бычковским. Вот как они береглись от тромбоза. НЮ-силз кардио-аспирин по 325 мг (1 табл.) в сутки на ночь. Трентал от 400 до 800 мг (в зависимости от веса участника) в сутки в два приема утром и вечером. Профилактика началась в начале экспедиции еще на подходах под маршрут. И, тем не менее, такая профилактика не обезопасила участников от высотного тромбоза. В чем тут дело - я не знаю. Для меня неясной остается также реакция организма на прерывание профилактического курса на большой высоте по независящим от участника обстоятельствам.

Сергей Бычковский отметил, что риск тромбоза увеличивается в дни отсидок при малой подвижности участников. В случаях особо критичных он рекомендовал инъекции препарата Арикстра 2,5 мг 1 раз в сутки.

В конце 2008 года Сергей Бездитко лег на операцию в Боткинскую больницу по вживлению пластины, закрывающей полость в черепной коробке. Я узнал телефон оперировавшего хирурга и связался с ним. Хирург подтвердил, что причиной инсульта стал тромб во внутренней сонной артерии. Однако, вопреки моим ожиданиям, этот тромб ниоткуда не пришел, он образовался на склеротической бляхе, которая уже давно сидела в сонной артерии. Действие склеротической бляхи, как провокатора образования тромба, хирург назвал обычным явлением. Обнаружить эту бляху можно только в результате тщательного обследования головного мозга, такие дорогостоящие обследования делают уже после инсульта. Поэтому у Сергея в голове была мина. Она могла сработать на пике Ленина или Победы, если бы он пошел не с нами, а в другой компании, или в Москве на работе от какого-нибудь стресса.

Вот такие дела. Надеюсь, что я не нарушил прав Сергея, объяснив эти механизмы. История с инсультом уже давно стала достоянием публичного обсуждения, но обросла многочисленными домыслами и кривотолками, например здесь, из-за того, что люди пытаются рассуждать на эту тему, не разобравшись в истории болезни.

Выводы. В этом походе удалось узнать нечто новое (по крайней мере, для автора отчёта) относительно организации подобных мероприятий.

  1. Бескислородные восхождения на малые восьмитысячники (до 8250) вполне возможно проводить в альпийском стиле в рамках горных походов.
  2. Правила 500 и 1000 метров, см.
  3. Приложение 2, дают идеальную и безопасную акклиматизацию. В этом мы убедились в очередной раз.

  4. Очень полезным оказался мониторинг погоды по спутниковому телефону. Наши связные в Москве регулярно сообщали нам прогноз погоды на сайте
  5. www.gismeteo.ru для города Кашгар (Коши).

  6. 550-граммовая раскладка, дополненная избыточным питанием на дневках в районе забросок и в первые 3-4 дня после них, вполне адекватна полуторамесячному горному походу. Чувства голода мы не испытывали, потеря веса участников была не больше, чем в предыдущих походах. В частности, автор отчёта похудел на 15 кг, тогда как в Каракорумском походе 2006 г. он похудел на 16 кг при 750-граммовой раскладке.

  7. Исходя из опыта сборной России на западной стене К2 (2007г.) и нашего похода с восхождением на Конгур приходится констатировать, что наряду с известными высотными угрозами такими, как отёки лёгких и мозга, существует менее известная и недостаточно описанная в литературе угроза - высотный тромбоз.
1. СПРАВОЧНЫЕ ДАННЫЕ О ПОХОДЕ.

1.1. Паспорт маршрута

1

Район путешествия

Китайский Памир

2

Вид туризма

Горный

3

Спортивная организация

Спортклуб МАИ

4

Заявленная категория сложности

Шестая

5

Количество участников

Десять

6

Руководитель

Лебедев Андрей Александрович

7

Выпускающая МКК

МКК ФТ России

8

Сроки от Москвы до Москвы

22.07-09.09

9

Продолжительность активной части похода

45 дней

10

Количество дневок (в том числе отсидок по непогоде)

5

11

Количество полудневок

5

12

Длина маршрута без учёта повторного пути

215,37 * 1,2 = 258 км.

13

Фактически пройденный путь

247,37 * 1,2 = 297 км

14

Средняя высота ночёвок

5122 м

15

Суммарный набор высоты

15603 м

16

Максимальная высота

7719 м

17

Ночевок выше 6000 - 11 штук

6148, 6020, 6491, 6762, 6190, 6391, 6391, 6890, 7151, 7151, 6045

1.2. Состав команды

N

ФИО

Рожд.

Работа

Опыт

Обязанности

1

Лебедев Андрей Александрович

27.07.56

МАИ, доцент

6р (7 раз), 7134(3Б*), 5975(3Б*), 7546(3Б*)

Руководитель, видеооператор

2

Чижик Дмитрий Владимирович

03.09.82

МАИ, ст. гр. 06-506

6у, 6у, 4 эл. 6р(л), 7134, 6525, 6858, 7546(3Б*), тех. альп: 4А, 4А

Медик

3

Жаров Андрей Викторович

01.02.80

Педагог

6у, 6у(л), 6631 (ночевка)

Фотограф, завхоз на Конгуре

4

Жданов Иван Николаевич

01.08.73

ООО "Бион", комм. Директор

6у, 4 эл.6у(л), зимн. траверс Манараги, 6631 (ночевка)

Снаряженец, фотограф

5

Тимошенков Алексей Сергеевич

16.12.85

Студент МГИЭТ, гр. МП32

6у, 4 эл.6у(л), зимн. Траверс Манараги, 6631 (ночевка), тех. альп: 4А.

Ремонтник, завхоз на Аклангаме

6

Бездитко Сергей Васильевич

12.12.59

ООО "СФС-Сервис", ген. дир.

6у, 6р(лыж., 4 похода), 6995, альп. 5Б (пик Пушкина), 5Б (Джайлык).

Участник

7

Бабич Михаил Васильевич

29.04.60

Мат. институт им. Стеклова, вед.н.с

6у, 6у (л), 7105, 6194 (Мак-Кинли), 5975 (3Б*)

Участник

8

Беляева Татьяна Андреевна

14.02.56

Уч. центр "Ленда",
препод.

6у, 6150, 5975 (3Б*)

Участник

9

Максимович Юрий Александрович

01.03.61

ГЦЖС, вед. Специалист.

6у, 5эл6у, 5эл6у, 6у, 6900, 6995, 6525, 5975 (3Б*)

Летописец

10

Комаров Дмитрий Александрович

02.01.82

Компания ТНК-ВР, Отдел переводов, переводчик

4 эл.5 у, 5у, 5642 (2 раза), Талгар (4995)

Завхоз в 1-й части маршрута

Примечание. Участники М.Бабич, Т.Беляева, Д.Комаров и Ю.Максимович, как и планировалось заранее, после траверса Аклангама на Конгур не пошли и вернулись в Москву..

1.3. Нитка маршрута

Оз. Каракёль - р.Кенгшиберсу - р.Турбулунсу - пер. Бешкёльдаван (4950,1Б) - оз. Янгикёль - пер. Меркебель (4910,1Б) - пер. пер. Игебельдаван (5103,2А, п.п.) - р.Игебельсу - пер. Ю.Чат (4905, 1Б) - л.Ю.Чат - пер. Осыпной (4606, 1Б, п.п.) - лед. Ср.Чат - пер. Леонарда Эйлера (5192, 1Б, п.п.) - л.Кенгсувар - в.Сарыкаякуджи (6220,3Б, п.п. траверса) - л.Ортотерек - пер. Гранатовый (5215,1Б, п.п.) - лед. Олавулк - в.Аклангам (7004, 3Б*, п.п. траверса) - с.Гёз - ВС Конгур (Северный) - рад. в. Конгур (7719, 3Б*) - с.Гёз

1.4. Схема маршрута

1.5. Картографический материал


 

Рис.1.1. Цифрами обозначены номера ЛП, см. пункт 1.7

Рис.1.3. Аклангам и Конгур

1,56 МБ

Рис.1.2. Первая, кольцевая часть маршрута

1,95 МБ

1.6. Профиль маршрута (рис.1.4)

.

1.7. Список пройденных локальных препятствий

N

Тип ЛП

Название

Высота

к.т.

Примечание

1

Перевал

Бешкёльдаван

4950

Пройден в 2003

2

Перевал

Меркебель

4910

Старинный перевал

3

Перевал

Игебельдаван

5103

Первопрохождение

4

Перевал

Ю.Чат

4905

Пройден в 2000 г., но известен местным уже давно.

5

Перевал

Осыпной

4606

Первопрохождение

6

Перевал

Леонарда Эйлера

5192

Первопрохождение. 1Б - это на нашем варианте пути. Сложность с учетом нижних ледопадов ледника Кенгсувар может оказаться большей.

7

Траверс вершины

Сарыкаякуджи

6620

Первопрохождение траверса, первовосхождение на вершину по восточному гребню

8

Перевал

Гранатовый

5215

Первопрохождение

9

Траверс вершины

Аклангам

7004

3Б*

Первопрохождение траверса

10

Вершина

Конгур

7719

3Б* (6А альп.)

Первое восхождение в альпийском стиле

1.8. Таблица характерных точек маршрута

1.9. Календарный график прохождения маршрута

2. КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

Длины дневных переходов и перепады высот представлены в календарном графике прохождения маршрута.

Описание изображенных на карте характерных точек маршрута представлено в таблице характерных точек маршрута..

2.1. Караван к истокам Шиваходы. 27.07.2007 в первый день похода мы поднялись с караваном из 4-х верблюдов от озера Каракёль к истокам реки Шивахода. Мост через Кенгшиберсу поддерживается местными жителями в хорошем состоянии. К обеду на высоте 4053 достигли чистого ручья (правый приток Шиваходы). Здесь расположились лагерем и отпустили караван, а заодно и нашего гида Джан Хонга. Остаток дня отдыхали - привыкали к высоте 4053.

2.2. Заброска, переход в долину Кенгшиберсу. Утром следующего мы совершили акклиматизационный радиальный выход с заброской на ледник Олавулк до высоты 4354 м. Внизу в лагере оставили 20-дневный ресурс (продукты и топливо) на первую (кольцевую) часть маршрута. После радиального выхода собрали лагерь. Оставшуюся часть дня мы посвятили переходу через пустынное плато в долину Кенгшиберсу. Обедали у единственного на плато ручья в точке 6.

Рис. 2.1 и 2.2. День 1. Переход с караваном к истокам Шиваходы

Рис. 2.3 и 2.4. День 2. Заброска и переход в долину Кенгшиберсу

Ф.2.1. Подъём на левый берег Шиваходы и путь по плато в долину Кенгшиберсу

2.3. Подъём в долину Турбулунсу. В этом походе впервые туристы МАИ прошли до устья Игебельсу орографически правым берегом Кенгшиберсу (по левому берегу этот участок проходили в 2000 [9], 2002 [6] и 2005 [3] гг.). Здесь, по террасе правого берега идёт отличная тропа. Через Игебельсу, наконец-то, построен мост, см. ф.2.2. Третий день похода закончился протяженным подъёмом в трог долины Турбулунсу. Ночевали в точке 14, на лугу у реки, в первом доступном (для спуска с тропы) месте.

Рис. 2.5 и 2.6. День 3. Подъём в долину Турбулунсу

Ф.2.2. Новый мост через Игебельсу

Рис. 2.7 и 2.8. День 4. Подъём по долине Турбулунсу

Ф.2.3. Яки в долине Турбулунсу. Пик Сар-Алай

2.4. Долина Турбулунсу. Долина Турбулунсу замечательна своими лугами, см. ф. 2.3, возможно самыми высокими в мире. Трава здесь растёт до 4700. Весь день шли по тропе орографически правого берега реки и только вечером, перед поворотом на юго-запад к озёрам в долине левого истока реки, перешли вброд на левый берег. Ночевали в точке 16 на берегу нижнего озера.

Рис. 2.9 и 2.10. День 5. Переход через перевал Бешкельдаван

2.5. Перевал Бешкельдаван (4950, 1Б). Координаты перевала по измерениям в походе: N38 10,020 E75 20,806 H4950. Перевал расположен в водоразделе хребта Конгур-Музтаг западнее вершины 5322 и соединяет левый исток Турбулунсу на севере с озером Янгикель на юге. Впервые пройден (с юга на север) в 2003 году командой туристов МАИ [7]. Следов прохождения перевала местными жителями не обнаружено. К северу от перевала в истоках Турбулунсу имеется четыре озера, на юге - пятое озеро Янгикёль, отсюда и произошло название перевала - Бешкёльдаван, т.е., перевал пяти озёр.

Перевальный взлёт с севера отсутствует, практически у седловины на высоте 4923 раскинулось верхнее (четвертое озеро), см. ф.2.4. С юга к перевалу ведёт протяженный желоб, заваленный крупной, местами подвижной, осыпью, см. ф.2.5. Преодоление этой крупной осыпи и каменных завалов в желобе требует повышенного внимания на весьма протяженном отрезке времени (полтора-два часа). Это составляет основную сложность перевала. .

На озере Янгикель мы отдохнули после прохождения перевала и пообедали. Ниже озера до ночевки в точке 21 шли то по левому, то по правому берегу Янбулаксу. Дно реки вымощено камнями, вода здесь течет в щелях между ними. Ниже точки 21 шли уже по террасам левого берега.

Ф.2.4. Северная сторона перевала. 1- район перевала

Ф.2.5. Крупная осыпь в желобе на южной стороне перевала

Ф.2.6. Спуск с перевала на юг. Вид в сторону перевала от поворота ручья на юг.

Ф.2.7. Вид в сторону перевала с южного берега озера Янгикель. 1- район перевала (фото 2003г.).

2.6. Перевал Меркебель (4910, 1Б). Координаты перевала по измерениям в походе: N38 11.749 E75 27.606 H4874. Перевал расположен в протяженном восточном отроге хребта Конгур-Музтаг, который отходит на восток от вершины 5411 основного хребта. Перевал ориентирован с юга на север и соединяет долину Южной Меркесу (левого притока Ямбулак Джилги) с верховьями Меркесу (крупного правого притока р.Караташ).

Перевал известен с незапамятных времен, летом 1922 г. пройти Меркебель попытался Клармонт Скрин [8]. Он обнаружил, что "перевал не является "настоящим" перевалом - ничего кроме очень высокого скального гребня по меньшей мере 17000 фт (5185 м) высоты, покрытого полностью снегом даже на южной стороне и преграждаемым в верхней части почти отвесной стеной льда. После пяти часов карабканья вверх среди огромных валунов глубокого снега, в котором яки оказывались беспомощными, мы оставили животных и залезли на основание вершины отрога высотой в 16500 фт (5032.5 м), с которой открывался прекрасный вид на "перевал" над нами на севере и нагромождение вершин к югу и западу."

Рис. 2.11. и 2.12. Дни 6 и 7. Переход через перевал Меркебель

Ф.2.8. Южный склон перевала

Ф.2.9. Северный склон перевала

Ф.2.10. Меандры на реке Меркесу

Возникает ощущение, что Клармонт Скрин не нашел перевала. Перевальный взлёт с юга весьма короткий, стена льда над ним отсутствует, см. ф.2.8. С юга на перевал ведёт по осыпи едва заметная тропа. На северном склоне под снегом имеется лёд. Крутизна ледового участка около 25 градусов, протяженность 55 метров. Вьючным животным здесь действительно трудно, однако, этот ледовый участок можно обойти по осыпному гребешку западнее седловины, см. ф. 2.9.

Наша группа спустилась с перевала на север прямо по льду, воспользовавшись перильной верёвкой. Последний, который шел без перил, предварительно надел кошки.

2.7. Перевал Игебельдаван (5103, 2А, п.п.). Координаты перевала по измерениям в походе: N38 14.225 E75 27.699 H5103. Перевал расположен в водоразделе хребта Конгур-Музтаг восточнее вершины 5285, ориентирован с юга на север и соединяет истоки Меркесу на юге с крупным ледником в истоках Игебельсу на севере, который мы будем условно называть Игебельсель. Следов пребывания на перевале местных жителей, так же как и сведений о более ранних прохождениях перевала спортивными группами не обнаружено.

С юга к перевалу ведет заваленная крупной осыпью лощина, см. ф.2.11. В верхней части лощины над осыпью свисает язычок ледника с карнизом, см. ф.2.12. У правого (восточного) края седловины перевала карниз отсутствует. Подъём на перевал целесообразно проводить именно здесь или по леднику (80 метров, 30 град., кошки) или по простым скалам справа.

Рис. 2.13 и 2.14. День 8. Переход через перевал Игебельдаван

Ф.2.11. Заход в лощину с юга от перевала

Ф.2.12. Седловина перевала, вид с юга

Спуск с перевала на ледник пологий, но осложнен сетью опасных хорошо замаскированных трещин. Ведущий в группе здесь неожиданно провалился (по голову). Спуск по леднику проходит вдоль правого борта, см. ф.2.15. У перегиба к языку целесообразно сойти вправо на моренные валы.

Ледник Игебельсель дендритовый (имеет два левых притока), альпийского типа, дина 6,6 км, площадь 9 кв. км. Практически на всём протяжении ледник чистый, белый и лишь последние 600 м его языка завалены осыпным материалом. Западнее перевала Игебельдаван имеется еще несколько технически более сложных седловин (2Б-3А), ведущих с ледника Игебельсель на ледник в истоках Меркесу, см. ф.2.14.

Ф.2.13. Спуск на север по лед. Игебельсель, x - перевал на ледник в истоках Сучетсу

Ф.2.14. Панорама ледника Игебельсель

Ф.2.15. Вид с ледника Игебельсель в долину Игебельсу

2.8. Перевал Южный Чат (4905, 1Б). Координаты перевала по измерениям в походе: N38 22.599 E75 23.838 H4905. Перевал расположен в водоразделе хребта Конгур-Музтаг между плечом (5124) восточного гребня горы Тайсаздин (5808) (на западе) и вершиной 5359 (на востоке). Перевал ориентирован с юга на север и соединяет ледник Тошкан в истоках одноименного правого притока Игебельсу (на юге) с ледником Южный Чат (на севере).

Первое прохождение перевала спортивной группой было совершено туристами МАИ в 2000г. [9]. Однако, на перевале стоит сооруженный киргизами тур, на пути через перевал попадаются обломки деревянных палок (возможно шестов для одиночного хождения по ледникам с трещинами). Всё это свидетельствует о том, что перевал известен местным жителям.

Седловина перевала представляет собой небольшое плато перемётного ледника. С юга на плато можно подняться по моренам орографически правого борта долины, см. ф.2.16. С перевала открывается вид на величественный Конгур, см. ф.2.17.

Спуск с перевала проходит по леднику, закрытому в верхней части (связки), см. ф.2.18. В нижней части попадаются участки крутизной до 20-25 град. Поэтому для прохождения перевала нужны кошки.

Рис. 2.15 и 2.16. Дни 9 и 10. Переход через пер. Южный Чат

Ф.2.16. Вид на пер. Ю.Чат с юго-запада (с орографически правого борта ледника), крестиком обозначен перевал к истокам Караташсу

Ф.2.17. Вид с перевала на Конгур (7719)

Ф.2.18. Вид на перевал с севера с ледника Южный Чат

2.9. Перевал Осыпной (4606, 1Б, п.п.). Координаты перевала по измерениям в походе: N38 24.751 E75 22.823 H4606. Перевал находится в восточном отроге хребта Конгур-Музтаг, разделяющем ледники Южный и Средний Чат. Перевал расположен западнее вершины 4721, ориентирован с юга на север и соединяет упомянутые ледники. Прохождение перевала было запланировано туристами МАИ ещё в 2003 году [7], но не состоялось. В тот год ограничились лишь радиальным выходом на перевал с юга.

Перевал односторонний. С юга на перевал ведёт пологий склон, см. ф. 2.19, а северный склон представляет собой крутую 500-метровую осыпь, см. ф.2.20. На южном склоне перевала, на его седловине и в кармане ледника севернее перевала местные киргизы пасут скот, но только больной на голову решится спуститься или подняться по северному склону. Однако не исключено, что иногда местные мальчишки на это решаются. Тем не менее, для спортивных групп перевал очень логичный. Путь по долинам с ледника Южный Чат на ледник Средний Чат потребует (по сравнению с прохождением перевала) значительно большего времени.

Рис.2.17 и 2.18. Дни 11 и 13 (в точке 41 отсидка, ожидание погоды). Переход через перевал Осыпной.

Ф.2.19. Вид на перевал с юга с ледника Южный Чат. На заднем плане Конгур (7719)

Ф.2.20. Вид на перевал с севера с ледника Средний Чат

Ф.2.21 и 2.22. Начало спуска с перевала на лед. Средний Чат

Ф.2.23 - 2.25. Этапы спуска на ледник Средний Чат

Перевал Осыпной значился у нас в запасных вариантах. В основном варианте мы должны были идти на первопрохождение "тройки А" к северу от седловины перевала Тересаздаван. Однако туда нас не пустила погода. После дня отсидки у подножия Тересаздавана мы проснулись в столь же серое непогожее утро, и после пары часов размышлений собрали лагерь и пошли в обход через перевал Осыпной.

2.10. Перевал Леонарда Эйлера (5192, 1Б, п.п.). Координаты перевала по измерениям в походе: N38 26.315 E75 19.776 H5192. Перевал расположен в водоразделе хребта Конгур-Музтаг между вершиной Отоджурук (5834) на юго-западе и вершиной 5690 на северо-востоке. Перевал ориентирован с юго-востока на северо-запад и соединяет ледник Средний Чат (на юго-востоке) с ледником Кенгсувар (на северо-западе).

Сведений о более ранних прохождениях перевала не обнаружено. Перевал назван в честь 300-летия гениального математика Леонарда Эйлера (родился в 1707 г.). На перевале мы соорудили высокий тур с надписями: "V-E+S = 2" (формула Эйлера для гомеоморфных сфере многогранников) и "1707-2007. Леонарду Эйлеру от благодарных потомков".

Подъём с юго-востока осуществляется по осыпному склону, см. ф. 2.29. Заснеженный северо-западный склон очень короткий и сразу выводит на плато ледника Кенгсувар, см. ф. 2.26. Категория перевала (1Б) предлагается лишь за пройденный нами участок до плато. Не исключено, что сквозное прохождение перевала может потянуть на 2А из-за возможных ледопадов в средней и нижней частях ледника Кенгсувар.

Рис. 2.19 и 2.20. День 14. Переход через перевал Эйлера

Ф.2.26. Вид с северо-запада с гребня вершины Сарыкаякуджи на ледник Кенгсувар и перевал Эйлера

Ф.2.27. Вид с юго-востока с перевала Осыпного на вершину Сарыкаякуджи (6220) и перевал Эйлера

Ф.2.28. Вид на юго-восточный склон перевала от точки 45.

Ф.2.29. Перевальный взлёт юго-восточного склона перевала Эйлера.

Ф.2.30. На перевале Леонарда Эйлера. Надписи на туре: "1707-2007. Леонарду Эйлеру от благодарных потомков", "V-E+S=2".

2.11. Траверс Сарыкаякуджи (6220, 3Б, п.п.). Координаты высшей точки вершины по измерениям в походе: N38 27.670 E75 17.708 H6226. Вершина расположена в хребте Конгур-Музтаг с юга от Конгура и замыкает цепочку из трёх шеститысячников (Коксель, Кызылсель и Сарыкаякуджи) в примыкающем к Конгуру с юга меридианальном участке хребта.

Первое восхождение на вершину совершила британская команда под руководством К.Бонингтона в 1980 г. (маршрут по северному гребню). Сведения о более ранних восхождениях по восточному гребню отсутствуют.

На траверс Сарыкаякуджи с восточного на северный гребень ушло три дня. Основную сложность траверса составляет как раз подъём по восточному гребню.

Значительно более полная информация о траверсе Сарыкаякуджи представлена в следующей главе.

Рис. 2.21 и 2.22. Дни 15-17. Траверс Сарыкаякуджи

Ф.2.31. Вид на вершину с юго-востока с перевала Осыпной. Справа - восточный гребень.

Ф.2.32. На пиле восточного гребня Сарыкаякуджи

.

Ф.2.33. Обход ледового жандарма на восточном гребне Сарыкаякуджи

Ф.2.34. На траверсе под ледосбросом. Стрелкой указан выход по кулуару на вершинный гребень.

Ф.2.35. На траверсе под ледосбросом. Стрелкой указан выход по кулуару на вершинный гребень.

Ф.2.36. Вид с северо-запада с пер. Гранатовый. Синий трек - маршрут К.Бонингтона по северному гребню (1980), зелёный - спуск нашей команды (2007).

2.12. Перевал Гранатовый (5215, 1Б, п.п.). Координаты перевала по измерениям в походе: N38 28.756 E75 14.706 H5215. Перевал находится в западном гребне вершины 5780, расположенной в хребте Конгур-Музтаг между пиками Кызылсель (6525) и Сарыкаякуджи (6220). Перевал ориентирован с юга на север и соединяет ледник Ортотерек или Сарота (на юге) с ледником Олавулк (на севере).

Сведений о более ранних прохождениях перевала не обнаружено. Около ручья на южном склоне перевала встречается много гранатовых зерен, чем и объясняется название перевала.

Подъём с юга осуществляется по осыпному склону, см. ф. 2.37. Спуск на север проходит сначала по леднику, а потом по осыпям его правого борта (обход крутого языка), см. ф. 2.38.

Рис. 2.23 и 2.24. День 18. Переход через перевал Гранатовый

Ф.2.37. Южный склон перевала Гранатовый

Ф.2.38. Спуск по северному склону перевала Гранатового

2.13. Переход через ледники Яманджар и Конгур-тюбе к подножию Аклангама. После днёвки около заброски мы отправились на северо-запад к подножию Аклангама. На 20-й день похода мы подошли к леднику Яманджар и пересекли его, см. ф.2.39. Продемонстрированный темп и общее самочувствие указывали на то, что группа не успела отдохнуть после траверса Сарыкаякуджи. Поэтому у ручья между ледниками Яманджар и Конгур-Тюбе в точке 68 мы решили задневать повторно. На следующий 22-й день похода день мы успешно пересекли высокогорную пустыню и достигли подножия Аклангама.

Рис. 2.25 и 2.26. Дни 20-22. Переход к подножию Аклангама

Ф.2.39. Пересечение ледника Яманджар

Ф.2.40. Спуск к скотогонному перевалу

2.14. Траверс Аклангама (7004, 3Б*, п.п.). Координаты высшей точки вершины по измерениям в походе: N38 39.835 E75 07.868 H6978. Вершина расположена в хребте Конгур-Музтаг к северо-западу от Конгура и является последней вершиной этого хребта в северо-западном направлении. За Аклангамом хребет резко понижается и "спадает на нет" к слиянию рек Кенгшиберсу и Моджису (начало Гёздарьи).

Первое восхождение на вершину [6] совершила команда Турклуба МАИ под руководством А.Лебедева в 2002 г. по юго-западному ребру и юго-восточному гребню (4Б).

Рис. 2.27 и 2.28. Дни 23-28. Траверс Аклангама

Ф.2.41. Подъём по юго-западному ребру и восточному гребню

Ф.2.42. Спуск по северо-восточному гребню

Траверс Аклангама удался лишь с 3-й попытки. В 2002 году [6] на спуск по северо-восточному гребню не хватило ни сил, ни решимости. В 2003 году [7] группа туристов МАИ в другом составе (но с тем же руководителем) предприняла попытку траверсировать Аклангам, с другой стороны (с подъёмом по северо-восточному гребню). Команда остановила подъём на высоте ~ 5700.

И только в этом походе удалось пройти траверс полностью с юго-запада на северо-восток.

Основные сложности с юго-запада - глубокий снег на плато Аклангама (на высоте 6300-6700), сильнейший ветер на юго-восточном гребне вершины (на водоразделе хребта Конгуртаг) и долгое пребывание на высоте выше 6000. Значительная пространственная протяженность маршрута с юго-запада требует на пути к вершине ночевок на уровнях ~6000, ~6400 и ~6750. Так было и в 2002 и в 2007 гг.

Основная сложность восхождения по северо-восточному гребню - протяженный подъём (с 5384 до 7004) по снежно-ледовому склону средней крутизной около 35 градусов (местами до 45 градусов), см. ф. 2.42. В зависимости от сезона и места на склоне здесь встречаются и открытый лёд и жесткий фирн и глубокий снег. При спуске с вершины по северо-восточному гребню необходимо быть очень внимательным именно из-за резких переходов в характере покрытия склона. Наша команда спускалась аккуратно, часто пользуясь перильной страховкой.

На спуске с вершины на плечо 6181 в верхней части провесили 5 верёвок перил. Затем, не выходя из зоны глубокого снега, спустились в связках одновременно в лагерь 6181. На следующий день провесили уже 15 верёвок перил, и только на уровне ~5800 перешли к движению в связках.

С плато 5384 спустились на висячий ледник, пересекли его к левому борту. Отсюда вышли на скалы левого борта и, также как в 2003 году, спустились в кулуар (30 метров перил), затем пересекли ещё несколько кулуаров пока не вышли на широкий кулуар-склон с лавинным выносом. Отсюда по лавинному выносу спустились до осыпей. Всего на траверсе Аклангама было 4 ночевки выше 6000, а именно: 6020, 6491, 6762, 6181. Продолжительность траверса с юго-запада на северо-восток от лагеря на перевале Ручейковом (точка 82, 4810) до ледника Караяйляк (4220) составляет 5 дней.

Значительно более полная информация о траверсе Аклангама представлена в главе 4.

2.15. Спуск к заброске в селение Гёз и подъём к подножию Конгура. Спуск от ночевки 4220 (точка 97) в селение Гёз первые 2 километра проходит по осыпным склонам левого борта левой ветви ледника Караяйляк, а после выхода на луга продолжается по торной тропе мимо летовки Кошташ почти до языка ледника. В точке 99 тропа спускается на ледник и пересекает его. На леднике имеется маркировка турами. За 29-й день похода команда дошла до летовки Атгель (точка 101). На следующий день утром спустились в к заброске с. Гёз и весь вечер отдыхали. Утром следующего дня проводили отъезжающих в Москву Михаила Бабича, Татьяну Беляеву, Дмитрия Комарова и Юрия Максимовича. Затем весь день готовились к выходу на Конгур. На 32-й день похода с небольшим караваном (из 3-х ишаков) поднялись Гёза в базовый лагерь Конгура (точка 102).

Рис. 2.29 и 2.30. Дни 29-32. Спуск к заброске в селение Гёз и подъём в БЛ Конгура

Ф.2.43. Катание на верблюде в селении Гёз

Ф.2.44. Команда и Аббас (справа) перед отъездом 4-х участников в Москву

2.16. Восхождение на Конгур (7719, 3Б*). Координаты высшей точки вершины по измерениям в походе: N38 35.617 E75 18.738 H7698. Вершина расположена в хребте Конгур-Музтаг к югу от селения Гёз.

Несмотря на ежегодные попытки взойти на Конгур, достоверно лишь три раза удалось достичь вершины. Это первовосхождение по западному гребню британской экспедиции под руководством К.Бонингтона в 1981 г., успех российских альпинистов (Петербург, рук. В.Шамало, Москва, рук. Ю.Хохлов и Красноярск, рук. Н.Захаров) на северных маршрутах в 2004 г. и наше восхождение в альпийском стиле в 2007 г. Команды из Москвы и Красноярска в 2004 г. прошли маршрутом "Московский экспресс" [5], который был изобретен в 2002 и 2003 гг. в результате фото и видеосъёмки Конгура с вершины и склонов пика Аклангам. В 2007 году мы несколько модифицировали маршрут "Московский экспресс", изменив путь подъёма в лагерь 1. Прежний путь по леднику осложнен ледопадом внизу ледника и выводил на снежные поля, слишком лавиноопасные для установки первого лагеря. Предпринятый нами подъём по кулуару не только эргономичнее, но позволяет выбрать для установки лагеря 1 один из трёх безопасных вариантов (4349), (4527) или (4658).

Рис. 2.31 и 2.32. Дни 33-44. Восхождение на Конгур. Цифрами обозначены номера лагерей.

Ф.2.45. Вид Конгура с севера. Снято в июне 2005 г. Маршруты: 1- нашей команды, 2- все команды 2004 года, 3- команда В.Шамало (2004).

Ф.2.46. Команда на вершине Конгура

Более чем 4-х километровый подъём с 3613 до 7719 потребовал разбивки на пути подъёма 6-ти лагерей:

Базовый лагерь на 3613.
Лагерь 1 на 4527.
Лагерь 2 на 5321.
Лагерь 3 на 5857.
Лагерь 4 на 6391.
Лагерь 5 на 6890.
Лагерь 6 (штурмовой) на 7151.

Ф.2.47. Начало маршрута (снято в 2003 г.)

Ф.2.48. Верхняя часть горы (снято в 2003г.)

На приведенных фотографиях 2003 года [7], см. ф.2.47 и 2.48, изображено начало маршрута (лагеря 1-3) и верхняя часть маршрута (лагеря 3-6). Все лагеря на подъёме обозначены зелёными кружками. Трек на подъёме - красная нить. На фото проставлены даты прихода в лагеря.

После 4-х дней подъёма, к лагерю 4 мы подошли вялыми. По прогнозу www.gismeteo.ru в Кашгаре 31.08 обещали плохую погоду. И действительно, весь день мело, и только к вечеру вышло солнце. Поэтому мы решили пролежать в берге под козырьком весь день (31.08), переждать непогоду и сконцентрировать силы перед прохождением ключика - стенки микст на 6640-6740.

Это помогло. Силы появились. А погода 01.09 была хорошей.

02.09 снова обещали дождь, а с 03.09 три дня устойчивой погоды. Поэтому 02.09 мы в непогоду, ориентируясь в разрывах тумана, не сильно напрягаясь, шли до обеда и установили штурмовой лагерь на 7151. Установить лагерь ниже - значит сделать день штурма напряженным. Установить лагерь выше - значит не отдохнуть перед штурмом.

Лиловая нить - кусочки спуска, отличные от пути подъёма. Спускались иначе потому, что справа на изгибе трека на высоте около 7400 был жесткий лёд, поэтому на спуске руководитель боялся, что кто-нибудь из утомлённых восхождением участников там может сорваться.

Лиловые кружочки - ночёвки на спуске. Черный кружок (6190) - место, где Сергея Бездитко сразил инсульт, см. Прилолжение 1.

При подъёме к лагерю 2 провесили 300 метров перил по ледовому склону крутизной около 45-50 градусов. На пути к лагерю 3 за полкой на высоте 5515 имеется очень неприятный траверс (50 метров) с выходом на пологий склон гребня. Траверс проходит по крутому снежному склону (50-55 град.). Ступени так и норовят разрушиться и съехать под давлением ног. На спуске с вершины мы нашли обход этого траверса. При подъёме достаточно было бы в самом конце полки повернуть налево и в кошках подняться на ледосброс (8-10 метров). Сверху над ледосбросом имеется полка, которая тоже выводит на тот же пологий склон.

В ледопаде выше лагеря 3 по перилам прошли три ледовых отвесный уступа высотою 8-12 метров. Выше лагеря 4 на подходе к поясу "микст" провесили 3 верёвки перил по 45-50 градусному льду. На самом поясе (6640-6740) 120 метров перил (крутизна около 60 град.). Выше лагеря 5 передвигались только в связках одновременно и лишь в штурмовой день на участке жесткого льда на высоте около 7400 применили тактику одновременного хождения в связках на крючьевой страховке.

Более подробно о восхождении на Конгур см. в главе 5.

Итоги чемпионата СНГ по альпинизму 2007 г. см. в Приложении 3.

Продолжение следует...


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2016 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100