Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Автор: Чистякова М.В., г. Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Тянь-Шаню летом 2009 г. Часть 1 из 3

1. СОДЕРЖАНИЕ

2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ
3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА
4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ
5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА
6. КАРТОГРАФИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
7. МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ
8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ

2. СПРАВОЧНЫЕ СВЕДЕНИЯ О ПОХОДЕ.

Учреждение: Центр внешкольной работы "Синяя птица" СЗУО г. Москвы
Район похода: Центральный Тянь-Шань (хребет Терскей Алатау).
Вид туризма: горный
Категория сложности: четвертая

Нитка маршрута: а/л Каракол - ущ. Телеты вост. - пер. Озерный (1Б,3700) - пик Дементьева (1Б альп.,4200) (рад)- пер. Рижан (1Б,4100) - пер. Арчалытор Сев. (2А,4200) - пер. Онтор (1Б,3900) - пер. Эпюра (2А, 4300) (рад.). - пер. Солнце (1Б, 4135) - пер. Бригантина (2Б,4400)- пер. ФКТ (2Б,4500) - долина реки Сарычат - ледник Колпаковского - пер. Загадка Зап. (2Б, 4400) - ущ. Кельдыке - долина реки Чонг-Кызылсу - источники "Джилсу"

Протяженность: 151 км.
Продолжительность активной части: 18 дней.
Сроки похода: 28 июля - 23 августа 2009г.
Маршрутная книжка: 1/3 - 403

Определяющие препятствия маршрута

Дата

прохож-

дения

Вид

препят-

ствия

Кате-

гория

слож-

ности

Характеристика препятствия

(характер, высота, новизна.

наименование и т.п.)

Путь и способ прохождения
1.08 Перевал

Озерный

Высота 3700 м.

Ведет из ущ. Телеты В.

на ледник Озерный Джеты-Огузский (дол. р. Телеты З).

Со обоих сторон - ледово-осыпной

Прохождение со стороны р. Телеты Вост. Подъем по правому краю пологого (10 гр.) открытого ледника (движение в кошках, самостраховка ледорубом) и пологому (15 гр.) осыпному склону. Спуск на ледниковое плато по крутой (50 м. 30 гр.) (движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом) морене, далее движение в сторону пер. Рижан.
2.08 Пик Дементьева Высота 4200 м.

Расположен в северном боковом отроге хребта Терскей Алатау

Подъем по правой боковой морене, а затем по правому краю ледника, (снежный склон, 25-35 гр, 150 м) стекающего из-под пер. ??? , выход на скальную седловину левее перевала. С седловины движение на СВ по скальному гребню выход на вершину, 1-ый крутой (до 60гр., 8 м) участок - перильная страховка, затем одновременно в связках с обходом крупных жандармов слева (по северному склону) Вершинная башня обходится справа по ходу. Выход на вершину (скальная стенка 60 гр., 15 м., попеременная страх.) с юга. Спуск по пути подъема.
3.08 Перевал

Рижан,

Высота 4100 м.

Ведет из ущелья Телеты З.

в долину р. Арчатор

Со стороны Телеты З. - снежно-ледовый, со стороны р. Арчатор - осыпной

Прохождение со стороны л. Озерный Джеты-Огузский. Подъем по закрытому леднику (движение в связках), обход зоны трещин справа (по ходу), преодоление бергншрунда (перильная страховка). Спуск по крутому осыпному склону (100 м., 30 гр.) (движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом)
3.08 Перевал Ачалытор Северный Высота 4200 м.

Ведет из дол.р. Арчалатор на ледник Онтор. Со стороны Арчалатор - снежно-ледовый., со стороны л. Онтор - скально-осыпной.

Подъем по центру ледового склона (60 м.,45 гр.) с преодолением бергшрунда по снежному мосту, (движение в кошках, перильная страховка, крепление перил на ледобурах), выше снежный склон (35-40 гр, 50 м), перила до выполаживания склона до 20 гр., Далее одновременно в связках до выхода на перевал.

Спуск: снежный, затем скально-осыпной склон + осыпной кулуар (40 гр, 300 м), движение плотной группой, каски, самостр. ледорубом.

5.08 Перевал

Онтор

Высота 3900 м.

Ведет с ледника Онтор

(долина реки Онтор) на ледник Культор З. (долина реки Культор З).

Со стороны ледника Онтор осыпной, со стороны ледника Культор З.

снежно-ледовый.

По левой боковой морене ледника Онтор выход на ледник. Подъем по пологому открытому леднику (движение в кошках), затем по срединной морене, до выхода на закрытую северную (правую) ветвь ледника (одновременное движение в связках) Выход на перевал по осыпному (80 м., 30 гр.) склону (движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом).

Спуск: разрушенные скалы (50 м., 40 гр.) до закрытого ледника Культор Зап. Спуск по леднику одновременно в связках, обход зоны трещин слева, далее движение по пологому закрытому ледниковому плато на восток в сторону перевала Солнце.

6.08 Перевал

Эпюра

(радиально с ледника Культор З.)

Высота 4300 м.

Ведет с ледника Культор З. (долина реки Культор) на ледник Каракалтор З. (дол.ина реки Караколтор). С обеих сторон - снежно-ледовый

Подъем по снежному склону (20-25 гр) (закрытый ледник, одновременное движение в связках) с обходом ледопада слева по ходу в верхний цирк. Из цирка выход по крутому снежному склону (35гр., 60 м) с преодолением бергшрунда по снежному мосту (попеременная страховка) на снежно-ледовый гребень и по нему (одновременно в связках) подъем на перевал
7.08 Превал Солнце Высота 4135

Ведет с ледника Культор З. На ледник Культор В.

Со стороны ледника Культор З. снежно-осыпной. Со стороны ледника Культор В. - также снежно-осыпной

Подход по пологому закрытому (5 -10 гр.) леднику одновременно в связках. Подъем на перевал по снежному склону (20 гр.100 м.), затем по осыпному, засыпанному снегом кулуару (30 гр.300 м).

Спуск: по мелко и средне осыпному склону (30 гр.50 м.) (движение плотной группой, в касках, самостраховка ледорубом), далее по снежно-ледовому склону (25 гр.100м.) до пологой части закрытого ледника и нему (одновременное движение в связках) в на ЮВ, сторону перевала Бригантина.

7.08 Перевал

Бригантина

Высота 4400 м.

Ведет с лед. Бригантина (долина реки Культор) на лед Караколтор Вост. Со стороны долины реки Культор ледовый, с другой - скально-осыпной.

Подъем по закрытому леднику Бригантина вдоль левого края (100 м, до 30гр.) одновременно в связках, лавирование между крупными трещинами, далее в по пологой части ледника под перевальный взлет - ледовый склон 50 гр., 300 м. По левому краю склона (120 м, 50 гр) (перильная страховка -2,5 веревки), затем выход на скальный гребень и по нему (200 м, от 50 до 20 гр.) выход на перевал (перила 3 веревки, последний участок одновременно)

Спуск: по снежному склону (30 гр., 100 м) (перила), далее по пологим простым разрушенным скалам и скально-осыпному кулуару (плотной группой) до осыпного склона.

8.08 Перевал

Эпюра

(радиально с ледника Эпюра)

Высота 2300 м.

Ведет из долины реки Караколтор на ледник Культор З. (долина реки Культор) С обеих сторон - снежно-ледовый

С бараньих лбов на левом склоне долины Караколтор З. Выход на гребень левой береговой морены ледника Эпюра в верхней его части, затем по левой боковой морене ледника выход на ледник в пологой, закрытой его части и по нему одновременно в связках подход под перевальный взлет - снежный склон 25 гр, 100 м.
10.08 Перевал ФКТ (Фрунзунского клуба туристов) 2 Б Высота 4500 м.

Ведет с ледника Караколтор З. (долина реки Караколтор) на ледник Металлург (долина реки Чон-Борду)

С обеих сторон - снежно-ледовый

Со стороны ледника Караколтор З. подход по пологому закрытому леднику (одновременное движение в связках), верхняя ступень ледника - снежно-ледовый "лоб" 250 м., от 35 гр в нижней части (движение в кошках, в связках, самостраховка ледорубом), до 50 гр в верхней (перильная страховка, 80 м, 2 веревки), выход на перевал одновременно в связках по пологому закрытому леднику.

Спуск снежно-ледовый склон (45 гр. 100 м) (перила), далее пологий закрытый ледник.

15.08 Перевал

Загадка Западный

2 Б Высота 4400 м.

Ведет с восточной ветви ледника Колпаковского на ледник Кельдыке Западный (долина реки Кельдыке, приток Чонг-Кызылсу)

Со стороны л. Колпаковского снежно-ледовый, со стороны Кельдыке (в нашем случае) также снежно-ледовый

Прохождение со стороны ледника Колпаковского.

Подъем: закрытый ледник (одновременно в связках), затем подъем на ледовую ступень в правой ее части по крутому (45 гр, 200 м) секжно-ледовому склону (перильная страховка, 100 м., 2 веревки) , далее по пологому закрытому леднику с преодолением трещин по снежным мостам подход к скалам левого борта и вдоль них выход на перевал.

Спуск: снежно-ледовый склон (30 гр., 100 м.) с преодолением бергшрунда по снежному мосту (перила), далее одновременно в связках по закрытому леднику.

3. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЙОНА ПОХОДА

3.1.Географическое положение туристские возможности района

Тянь-Шань - горная система в Средней и Центральной Азии, основная его часть находится на территории Киргизии, Китая, Казахстана и Узбекистана.

Горные цепи Тянь-Шаня вытянуты с запада на восток на 1200 км. и имеют максимальную ширину 350-400 км. Большая часть хребтов Тянь-Шаня имеет типичный горно-ледниковый "альпийский" рельеф. Однако наряду с острыми вершинами и пиками, нередко, особенно в Центральном и южном Тянь-Шане, не гребнях хребтов располагаются плоские древние поверхности выравнивания, наклоненные в одну сторону, вследствие их складчатой деформации.

Терскей Ала-Тоо - один из хребтов Центрального Тянь-Шаня. Хребет Терскей Ала-Тоо расположен широтно и обрамляет с юга котловину озера Исссык-Куль. Длина хребта около 375 км, хребет на востоке смыкается с хребтом Кунгей-Алатау, за пределами Иссык-Кульской котловины примыкает к хребту Сары-Джаз. Средняя высота хребта около 4500м, высшая точка достигает 5216 м (пик Каракольский). Один крупный узел оледенения хребта находится в верховьях рек Джеты-Огуз, Каракол, Арашан, Аксу и Тургень-Аксу, другой - в верховьях Конурулена.

Общее число ледников на склонах хребта Терскей Ала-Тоо - около 1100, площадь оледенения - свыше 1 тыс. км, распределение оледенения на северных и южных склонах почти одинаково. На северных склонах длина долинных ледников достигает 5 - 7 км. Длина ледников южного склона значительно больше (более 10 км). Языки ледников обычно лежат на высоте 3000 - 3500 м.. Степень оледенения увеличивается с запада на восток.

Снеговая линия северного склона хребта Терскей Ала-Тоо находится на высоте 3700 - 4000 м. На южном склоне снеговая линия поднимается до 4000 - 4200 м. Хребет Терскей Ала-Тоо ассиметричен, имеет короткий пологий южный склон и длинный северный.

Наиболее высокая и посещаемая часть хребта Терскей-Алатау - центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы. Перевалы хребта Терскей Ала-Тоо в этом районе имеют высоту от 3600 до 4800 м. и категории трудности до 3Б.

Граница леса (тянь-шаньская ель) находится на высоте 3000-3100 м.

Реки центральной части Центрального Тянь-Шаня относятся к тянь-шаньскому типу и представляют собой горные потоки с быстрым и бурным течением. Наибольший паводок приходится на июль - начало августа. Долины рек, текущих вдоль боковых отрогов хребта, широкие, а долины поперечных притоков узкие. Вода, как правило, чистая и прозрачная, исключение составляют лишь наиболее крупные реки. Переправы через реки Терскей Ала-Тоо и соседних горных массивов (Куйлю и Ак-Шийрака) обычно достаточно сложны и требуют соответствующей подготовки, снаряжения и времени.

Климат резко континентальный. В долинах предгорий средняя температура июля 20- 25 С, в долинах среднегорья 15-17 С, в высокогорье 5 С и ниже.

Флора северных склонов хребта Терскей Ала-Тоо достаточно богата и разнообразна. По более тенистым и влажным склонам на высотах 2700-3100 м. растет тянь-шаньская ель и периодически попадается пихта Семенова. До высоты 2600 м. растут кустарники барбариса, жимолости, смородины, шиповника. Выше зоны леса - высокогорные субальпийские и далее альпийские луга со стелющейся арчой и караганой. Еще выше (примерно до 3700 м.) располагаются пятна альпийских лугов, отдельные растения звездчатки, эдельвейса, анемоны, мхи и лишайники (подробнее см. краеведческое задание).

Туристские возможности района

Ценральный Тянь-Шань (в том числе и хребет Терскей Ала-Тоо) - традиционный район альпинизма и горного туризма.

В горах Центрального Тянь-Шаня можно совершать горные туристские походы от 1 до 6 к.с., пешеходные до 6 к.с., водные до 6 к.с.

Наиболее посещаемая часть хребта Терскей-Алатау - центральная, между ущельями Барскаун и Тургень-Аксу. Здесь самые крупные ледники и наиболее технически сложные и разнообразные перевалы.

Абсолютное большинство перевалов основного хребта и его южных отрогов - снежные и снежно-ледовые, они имеют высоту от 3600 до 4800 м. и категории трудности от 1Б до 3Б, (большая их часть 2Б и сложнее). Перевалы северных отрогов хребта разнообразнее (от 1А до 3А). Здесь встречаются и скальные, и ледовые, и снежные, и осыпные перевалы, а чаще всего комбинированные. В целом для Центрального Тянь-Шаня характерно разнообразие технически сложных участков маршрута. Это делает этот район весьма привлекательным для совершения горных походов.

Наиболее благоприятным периодом для проведения горных походов по Центральному Тянь-Шаню является последняя декада июля - август - начало сентября.

3.2 Общая смысловая идея похода

Это второе наше посещение (нашей группой и нашим клубом в целом ) района Терскей- Алатау. Первый раз мы побывали здесь в 2006 году, совершая поход второй категории сложности.

Еще тогда у нас возникло желание вернуться сюда и пройти более сложный поход, обойти вокруг пика Джигит и пика Каракольский с юга.

Целью нашего теперешнего похода было, во-первых, пройти активный, насыщенный в спортивном отношении маршрут и, во-вторых, побывать на южных склонах хребта Терскей-Алатау. При этом нам хотелось обязательно спуститься на юг в долины рек, посмотреть на сырты и собрать там материал для нашей краеведческой работы (исследование высокогорной растительности), так как растительность южных и северных склонов резко отличаются.

На нитку маршрута существенно повлияла необходимость организации забросок. Так как в нашей группе много девушек (ровно половина) этот вопрос для нас стоял очень остро. Заброски позволили нам увеличить техническую сложность маршрута и сделать группу более мобильной, а поход в целом более интересным. При этом организовать заброски планировалось силами самой группы.

3.3 Обоснование тактического построения маршрута

При тактическом построении маршрута мы руководствовались принципом "пилообразной акклиматизации", постепенного нарастания нагрузки и технической сложности. Поэтому наш маршрут состоял из трех частей:

1. Акклиматизационно-тренировочнная часть: ущ. Телеты - пер. Озерный (1Б, 3700)- пик Дементьева (1Б,4200)- пер. Рижан (1Б,4100) - пер. Арчалытор Сев.(2А, 4300) - конечная морена ледника Онтор.

В результате прохождения этой несложной части маршрута мы получили хорошую акклиматизацию и тренировки по всем видам рельефа, ожидающим нас в дальнейшем.

А именно:

- 2 ночевки на высоте 3700 м (на пер. Озерный),

- тренировочное восхождение на пик Дементьева - тренировка движения по скальным гребням с одновременной и попеременной страховкой и организацией перил + набор высоты до 4200 м.,

- прохождение пер. Рижан и Арчалытор Сев. - тренировка движения по закрытым ледникам, преодоление крутых ледовых склонов, организация попеременной и перильной страховки на снегу и льду.

Эта часть закончилась отдыхом (дневкой) под ледником Онтор (высота 3160 м.).

2. Основная, высотно-техническая часть: пер. Онтор (1Б,3900) - пер.Эпюра (2А,4300) - пер. Солнце (1Б,4130) - пер. Бригантина (2Б, 4400) - пер. ФКТ(2Б*,4500) - ледник Колпаковского.

В этой части, участок маршрута: пер. Онтор - пер. Солнце, рассматривался нами как наиболее короткий и быстрый подход под пер. Бригантина, а пер. Эпюра - единственная возможность сделать заброску через главный хребет на его южные его склоны.

Особенностью участка маршрута: пер. Бригантина - пер. ФКТ - ледник Колпаковского, кроме наибольшей технической сложности было: отсутствие простых аварийных выходов и малое количество информации о перевале ФКТ. Поэтому при прохождении этой части маршрута группе необходимо было иметь достаточный "запас прочности". Для этого, кроме тщательной подготовки, нами была организована уже выше упомянутая заброска через пер. Эпюра и запланировано достаточное количество запасных дней.

Организация заброски через пер. Эпюра позволила группе выйти на свою первую "двойку Б" с наименьшим грузом.

Перед ключевым участком маршрута пер. ФКТ(2Б*,4500) планировался как можно более высокий подход, и достаточный запас времени для предварительной разведки перевала.

Основная высотно-техническая часть заканчивалась спуском в долину Сарычат, отдыхом и двухдневным переходом по долинам рек под ледник Колпаковского. Переход по долине реки Сарычат пришлось разделить на два дня из-за необходимости переправ через крупные его притки, которые возможны только в ранние утренние часы. Поэтому вместо полноценной дневки, запланировано две полудневки.

3. Заключительная (зачетная) часть: пер. Загадка Западная (2Б, 4400), спуск в долину реки Кельдыке - ист. Джилсу. Эту часть маршрута участникам предлагалось пройти практически самостоятельно (под контролем, но без подсказок руководителей) применив опыт, полученный в этом походе.

Заканчивался маршрут отдыхом на озере Иссык-Куль, что позволило участникам восстановиться после маршрута.

3.4 Подготовка участников

Почти все (кроме одного) участники нашей группы имели опыт походов 3 к.с. по Центральному Кавказу и по Западным Альпам (в 2007 и 2008 гг.) и высотный опыт до 5200 м..

В течение года проходили тренировки по горной технике: отработка навыков страховки, преодоления крутых снежных и ледовых склонов (зима, Подмосковье), работы в связках., организации перильной страховки на различном рельефе, в том числе на скалах (Полушкинские карьеры) и др. (в рамках программы Первенства Москвы по горному туризму, походы 3-4 к.с.)

Кроме этого регулярно проходили тренировки по скалолазанию на естественном скальном рельефе (Полушкинские карьеры) и на скалодромах Москвы (ДДС, ЦВР "Синяя птица").

В программу подготовки участников входила и теоретическая часть, включающая тактику горных путешествий, изучение района похода, разработку маршрута похода

Велась интенсивная общая физическая подготовка участников.

3.5 Пути подъезда и выезда с маршрута

Существует два варианта заезда в район Терскей Ала-Тоо:
1. через г. Бишкек (с запада из Кыргызстана),
2. через Алма-Ату (из Казахстана).

Попасть в Бишкек и Алма-Ату из Москвы можно как поездом, так и самолетом.

Подъезд (или выезд) через Бишкек - наиболее удобен и поэтому более традиционен. Мы воспользовались именно этим путем подъезда к началу маршрута. При этом мы выбрали авиатранспорт, как наиболее быстрый и, в настоящее время, достаточно экономичный

Авиатранспорт. Москва - Бишкек

Авиакомпания

№ рейсов

Аэропорт

Москва - Бишкек

Бишкек - Москва

Вылет Прилет Вылет Прилет
Аэрофлот SU-179 Шереметьево-2 21:55 05-10 06:30 08:10
Итек Эйр ГИ-632 Шереметьево-2 11:15 18:30 08:05 09:35
Кыргызстан АЮ-402 Домодедово 14:10 21:10 11:00 12:30
Кыргызстан АЮ-404 Домодедово 12:40 19:40 09:30 11:00

Все рейсы регулярные, время перелета около 3 часов. (Выделен рейс, которым летели мы).

Аэропорт "Манас" г. Бишкек расположен в часе езды на автобусе от города.

Рекомендации по приобретению билетов. Следует иметь в виду, что существует множество разнообразных тарифов на авиабилеты. Покупать билеты лучше через турфирмы или самостоятельно через Интернет, при этом, как правило, чем раньше приобретаешь билеты, тем по более дешевому тарифу это можно сделать. Мы покупали билеты в начале мая. Стоимость наших билетов составила 16 000 руб. туда и обратно (это дешевле, чем купейный билет на поезд).

Железнодорожный транспорт

Летом 2009 года из Москвы в Бишкек отправлялись два поезда:

Москва - Бишкек

№ поезда Время

отправления

Время прибытия

в Бишкек

Время в пути Вокзал

(отправ.)

Дни

отправления

18 23:25 2:45 (через 3 дня) 3 дня 2 часа Казанский Через 3 дня
28 23:25 05:55(через 3 дня) 3 дня 4 часа Казанский Через 2 дня

Бишкек - Москва

№ поезда Время

отправления

Время прибытия

в Москву

Время в пути Вокзал

(прибыт.)

Дни отправления
017 10:07 14:10 (через3 дня) 3 дня 5 часов Казанский Черз 3 дня
027 10:07 14:10 (через 3 дня) 3 дня 5 часов Казанский Через 2 дня

Стоимость билета: плацкарт 4470 руб., купе 8320 руб.

Следует учесть, что билеты купленные в Москве, стоят дешевле, чем аналогичные, но купленные на территории Киргизстана. К тому же в России действуют скидки на групповые билеты, в Киргизстане они тоже положены, но их не дают.

Подъезд к началу маршрута от г. Бишкек

От Бишкека до г. Каракола (и обратно) можно добраться рейсовым автобусом (ходит 1 раз в день), на маршрутном такси или частным транспортом. Дорога идет северным берегом озера Иссык-Куль, переезд занимает около 5-6 часов.

Для большей надежности рекомендуем воспользоваться услугами одной из туристических фирм (которых существует немало в г. Бишкеке и г. Караколе). В этом случае автобус встретит вас прямо в аэропорту или на привокзальной площади и доставит в нужную точку.

Как правило, турфирма может предоставить и другие услуги: транспорт из г. Каракола к начальной и от конечной точки маршрута, организацию забросок, предоставление дополнительной информации о состоянии маршрута, закупку газа, аренду спутникового телефона, организацию проживания на берегу озера Иссык-Куль и др.

Мы пользовались услугами фирмы "Достук-трекинг".

Фирма зарекомендовала себя как надежная, с довольно умеренными ценами на свои услуги. (Контакты см. раздел 3.5)

Эта же фирма организовала для нас транспорт (автомобиль ГАЗ-66) до начала маршрута - альплагеря Каракол. Дорога туда идет через пос. Аксу. От города до въезда в ущелье (кордона) идет асфальтовая дорога, а далее вверх по ущелью Каракол ведет разбитая грунтовая дорога, доступная не для любого автотранспорта Время в пути 2 часа.

Этим же автомобилем (через эту же фирму) мы добирались от конечной точки нашего маршрута - курорта Джил-Су - до поселка Тамга, недалеко от которого расположена база фирмы "Достук-трекинг" - "Юртовый лагерь", на территории которой мы расположились в последние дни похода (во время отдыха на берегу озера Иссык-Куль). Время в пути 2, 5 часа.

Поселок Тамга расположен на южном берегу озера Иссык-Куль, в 120 км. от г. Каракол.

От "Юртового лагеря" на берегу озера Иссык-Куль мы отправились прямо в Бишкек по дороге, идущей вдоль южного берега озера Иссык-Куль. Время в пути 4 часа.

Цены на внутримаршрутные переезды

Бишкек (аэропорт) - Каракол микроавтобус 120 евро
Каракол а/л Каракол ГАЗ-66 60 евро
Джилсу - Юртовый лагерь (пос. Тамга) ГАЗ-66 80 евро
Юртовый лагерь (пос. Тамга) - Бикек(аэропорт микроавтобус 120 евро

Подъезд (или выезд) через г. Алма-Ата

Авиатранспорт. Москва - Алма-Ата

Авиакомпания

№ рейсов

Аэропорт

Москва - Алма-ата

Алма-ата - Москва

Вылет Прилет Вылет Прилет
Трансаэро КС872 Шереметьево-2 09:20 16:45 06:15 08:00
Трансаэро КС876 Шереметьево-2 22:00 05:25 18:55 20:45
Эйр Астана УН255 Домодедово 10:50 18:20 19:20 21:25
Эйр Астана УН208 Домодедово 22:45 06:15 07:30 09:25

Поезда в Алма-Ату.

Москва - Алма-Ата

поезда

Время

отправления

Время прибытия

в Алма-Ату

Время в пути Вокзал

(отправ.)

Дни

отправления

8 23:25 22:50 (через 3 дня) 3 дня 5 часов

24 мин

Казанский по нечетным

дням

Алма-Ата - Москва

№ поезда Время

отправления

Время прибытия

в Москву

Время в пути Вокзал

(прибыт.)

Дни

отправления

7 5:55 10:30 (через3 дня) 3 дня 7 часов 35 мин. Казанский По четным дням

Стоимость билета: плацкарт 5640 руб., купе 7560 руб.

Подъезд к началу маршрута через г. Алма-Ата

Путь от г.Алма-Аты до г. Каракола несколько сложнее, чем от Бишкека. Можно добраться также частным автотранспортом или через тур. фирму, но это довольно дорого (около 250 долларов на группу). Более дешевый путь: добраться от Алма-Аты до Бишкека рейсовым автобусом, а далее из Бишкека до Каракола как описано выше. Автобусы ходят из Бишкека в Алма-Ату регулярно и довольно часто (примерно 1 раз в час). Время в пути 2 часа. По дороге придется провести около 1 часа на границе Казахстана с Кыргыстаном.

Аналогично можно добраться от Каракола до Алма-Аты.

В целом этот путь несколько более сложен, менее удобен и более дорогой. Но его можно использовать как запасной.

Еще надо отметить

1. Документы, необходимые для пересечения границы:

1. Общегражданский паспорт

2. Для несовершеннолетних - нотариально заверенная доверенность от родителей на выезд заграницу в страны Казахатан и Кыргыстан.

2. В поездах (и тем более в самолетах) "Москва-Бишкек" и "Москва-Алма-Ата" запрещено провозить газовые баллоны. Баллоны можно приобрести в г. Бишкеке, но удобнее заказать заранее через турфирмы.

3. Регистрация иностранных граждан, пребывающих в Кыргыстане менее 1 месяца, в настоящее время не требуется.

3.6 Сведения о возможности организации заброски и закупки продуктов на маршруте.

Организация забросок автотранспортом возможна практически во все долины рек северных склонов хребта Терскей Алатау: Аксу, Арашан, Каракол, Джеты-Огуз, Ирдык, Чонг-Кызылсу и др. Самое удобное место для заброски - долина р.Каракол у места впадения р.Аютор Вост. Это действующий альплагерь "Каракол", в котором за определенную плату заброску возьмут на хранение.

На южную сторону хребта Терскей-Алатау возможно организовать заброску, только занеся ее пешком через несложные перевалы, каких не так и много.

Нами были организованы следующие заброски.

Место заброски Способ транспортировки и хранения Предназначение Организация снятия заброски
Стоянки на левобережной морене ледника Онтор Радиальный выход от места слияния рек Культор и Онтор. Спрятали в камнях рядом со стоянками. Продукты и газ для перехода через пер. Онтор + заброска на пер. Эпюра Забрали во время стоянки под ледником Онтор. (сразу после акклиматизационно-тренировочной части маршрута)
Левобережная морена ледника Культор Зап. Радиальный выход от места слияния рек Культор и Онтор. Спрятали в камнях. Продукты и газ для участка маршрута: Ледник Культор З.-пер. Солнце - пер. Бригантина - ледник Каракалтор З. Для снятия заброски организован рад. выход от стоянки под пер. Солнце
Перевал Эпюра Отнесли и спрятали в камнях на скальном гребне восточнее перевальной седловины. Продукты на оставшуюся часть маршрута Для снятия заброски организован рад. выход на пер. Эпюра с ледника Каракалтор Зап. (с юга)

Закупка продуктов на маршруте практически невозможна. Можно заказать в альплагере Каракол особо необходимые продукты и некоторые мелочи: батарейки, лекарства. Все это купят в Каркаоле и привезут попутной машиной (примерно через 1-2 суток).

Продукты у местных жителей купить сложно, как правило, они предлагают только айран, сметану и лепешки.

Полноценно пополнить запас продуктов на последнюю часть похода (отдых на берегу оз. Иссык-Куль) можно только в г. Каракол и в поселках на берегу Иссык-Куля (Кызылсу, Тамга). В поселках ассортимент продуктов в магазинах довольно скудный.

3.7 Аварийные и запасные варианты маршрута.

Из любой точки маршрута с севера от главного хребта Терскей-Алатау возможен аварийный выход вниз по долинам к поселкам Аксу, Кызылсу, Джеты-Огуз, или на южную Иссык-Кульскую трассу,в г. Каракол. По всем долинам (Аксу, Арашан, Каракол, Джеты-Огуз, Ирдык, Чонг-Кызылсу и др.) достаточно высоко в горы идут хорошие тропы и дороги, по которым при необходимости можно доехать до вышеуказанных поселков. В долине Каракол у места впадения р. Аютор Вост. расположен действующий альплагерь Каракол, где располагается ПСС и почти всегда имеется какой-либо транспорт.

В других долинах стоит много юрт, местные жители имеют лошадей, которыми можно воспользоваться в аварийной ситуации. Аварийный выход из этой части района займет не более суток в форсированном режиме.

Все варианты аварийного выхода с маршрута на южной стороне главного хребта проблематичны и занимают от 2 до 4 суток. Это стоит помнить группам, планирующим поход в данном районе. Выход связан либо с преодолением этого хребта по более простым перевалам, 1Б - 2А, расположенным далеко к западу или к востоку от наиболее высокой его части с вершинами Джигит, Каракол, Огуз-Баши, либо вдоль реки Сарычат, в верховья и далее - сыртами к автодороге Рудник Кумтор - Барскоон. При движении вниз по течению реки Сарычат можно выйти на дорогу Койлуу - Энильчек - Ак-Булак - Каракол, но транспорт по той дороге ходит нерегулярно. Юрты пастухов есть практически во всех долинах ниже 3500м, с мая по август. (В сентябре уже сложно встретить людей в долинах выше отметки 2700м.) Ближайшая радиосвязь с цивилизацией на южной стороне - рудник Кумтор, режимная охраняемая территория.

Запасные варианты маршрута

1. Вместо пер. Солнце (1Б) и Бригантина (2Б) - пер. Эпюра (2А)

2. Вместо пер. ФКТ (2Б*) - спуск по долине реки Караколтор, пер. Куйлю Ю.(1Б),

подъем по долине реки Сарычат.

3. Вместо пер. Загадка З. - пер. Колпаковского (2А, 4250) или

пер. Боковой (1Б, 4300)

Запасные варианты маршрута и возможные аварийные выходы с маршрута показаны на обзорной карте маршрута.

3.8 Сведения о медицинских пунктах, отделениях связи, станциях ПСС

На полноценную медицинскую помощь можно рассчитывать только в крупных населенных пунктах: Бишкеке и Караколе.

Медучреждения, аптеки

Населенный пункт Тип медучреждения Режим работы
Г. Бишкек Республиканская больница

Травмпункты

Аптеки

Круглосуточно

Круглосуточно

С 9:00 до 19:00(20:00)

Есть дежурные

Г. Каракол Больница

Травмпункт

Аптеки

Круглосуточно

круглосуточно

С 9:00 до 19:00 час

Пос. Кызылсу Медпункт, врач По требованию
Пос.Тамга Медпункт, врач (Военный санаторий)

Аптека

По требованию

С 10:00 до 18:00

Отделения связи

Населенный пункт Тип учреждения Где расположен Режим работы
Г. Бишкек Центральный Почтампт

телеграф,

междугородний телефон

Пересечение ул. Советской и Киевской. С 8:00 до 17:30, перерыв с 13:00 до 14:00, выходной

воскресенье

Круглосуточно, без выходных

Г. Каракол Почта

телеграф

междугородний телефон

В центре города С 8:00 до 17:30, перерыв с 13:00 до 14:00, выходной

Воскресенье

Круглосуточно, без выходных

Пос. Пристань Пржевальск Почта, телеграф Не далеко от судоремонтного завода С 8:00 до 17:00
Пос. Кызылсу Почта, телеграф С 8:00 до 17:00
Пос. Тамга Почта, телеграф, междугородний телефон С 8:00 до 17:00, выходной воскресенье

круглосуточно

Междугородний телефонный разговор стоит очень дорого (1 мин - 7 долларов).

Мобильная связь на протяжении всего маршрута не работает. Последняя точка приема в 5 км от г. Каракол по пути в а/л Каракол.

Мобильные телефоны с роумингом в г. Каракол, пос. Пристань Пржевальск, пос. и Тамга работают стабильно.

Обмен валюты. Обмен валюты возможен только в городах (Каракол, Бишкек) Курс: 1 рубль - 1,4 сом. В поселках обменных пунктов, как правило, нет. (в пос. Кызылсу и Тамга - нет). Иногда можно обменять валюту у продавцов магазинов, но по очень плохому курсу.

Музеи

В Караколе и окрестностях:

1. Краеведческий музей в г. Каракол.

Часы работы: с 9:00 до 18:00, выходной - понедельник.

Стоимость билета: 6 сом.

2. Мемориальный музей Пржевальского (расположен в поселке Пристань Пржевальск)

Часы работы: с 9:00 до 18:00 , перерыв с 12:00 до 13:00, без выходных.

Стоимость билета: 5 сом.

3. Маленький частный краеведческий музей в пос. Тамга

В г. Бишкек:

1. Кыргызский государственный Исторический музей, адрес площадь Ала-Тоо.

Часы работы: с 9:00 до 18:00 , перерыв с 12:00 до 13:00, выходной понедельник.

3.9 Адреса и телефоны ПСС, туристских организаций

ПСС, которая контролирует данный район, расположена в городе Караколе, имеет ПСО постоянно дежурящий в альплагере Каракол, расположенном в долине реки Каракол, у места впадения реки Аютор Вост.. Организацией спас. работ, в том числе транспортировку пострадавшего автотранспортом или вертолетом, организацией медпомощи занимаются тур. фирмы, в том числе фирмы

"Альп-Тур-Иссык-Куль", тесно связанная с ПСС г. Каракола (имеет в свой спасательный отряд "Терскей-рескьер") и "Достук-Треккинг".

Адреса туристских организаций

Организация Адрес
Турбаза "Фрунзенская" Бишкек, ул. Кушабская, д 33
Турбаза "Эдельвейс" Бишкек, ул. Б.Алмаатинская, д.60
Альплагерь "Ала-Арча" Урощище Ала-Арча, (40 м. от г. Бишкек)
Турфирма "Экотрек" Г.Каракол
Турфирма "Достук-Треккинг" 720005, г. Бишкек, 18-ялиния, 42 -1.

Тел: +996(312) 545455, 437471, 540237

E-meil: dostuk@elcat.kg

Турфирма "Альп-Тур-Иссык-Куль" Кыргыстан. Иссыккульская обл. г. Каракол

Кирпичный завод д. 61 кв.1

Тел: (00996 3922) 20548

E-meil: khanin@infotel.kg

Наиболее крупные турагентства Кыргызстана: "Аксай travel", "CATS", "Горы Азии", "Горизонт travel", "Небесные горы", "Novi Nomad", "Топ Азия", "Эдельвейс", МТАЦ "Тянь-Шань travel", "Центрально-Азиатская туристическая компания (САТ)", "Муза travel".

3.10 Интересные объекты на маршруте.

При прохождении маршрута рекомендуем обратить внимание на следующие интересные объекты:

- один из крупнейших узлов оледенения и пятитысячники хребта Терскей Алатау - вершины Джигит и пик Каракольский

- животный мир и растения долин рек южной части Терскей-Алатау

- "красные скалы" в ущелье Чон-Кызылсу

- термальные источники "Джилсу"

- озеро Иссык-Куль (на берегу которого рекомендуем провести 1-3 дня)

- Мемориальный музей Н.В.Пржевальского (в поселке Пристань Пржевальск, в окрестностях г. Каракола)

- Тибетские петроглифы в ущелье (поселок Тамга).

4. ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

4.1 План похода (заявленный и реальный). Сравнительная таблица.

Дата

(заявл)

День

пути

Участок пути

(заявленный)

Участок пути

(пройденный)

28.07 Москва -Бешкек Москва -Бешкек
29.07 Бешкек - Каракол

Каракол - а/л Каракол

Бешкек - Каракол

Каракол - а/л Каракол

30.07 1 Радиальный выход в верховья долин рек Онтор и Культор.

Оставление заброски.

Радиальный выход в верховья долин рек Онтор и Культор.

Оставление заброски.

31.07 2 Спуск по ущелью Культор. Полудневка. Полудневка.

Подъем по ущелью Телеты В.

1.08 3 Подъем на Пер. Озерный (1Б,3900) Подъем на Пер. Озерный (1Б,3900)
2.08 4 Восхождение на пик Дементьева (1Б,4200) Восхождение на пик Дементьева (1Б,4200)
3.08 5 Связка пер. Рижан (1Б, 4100) и Арчалытор Сев. (2А,4200) Связка пер. Рижан (1Б, 4100) и Арчалытор Сев. (2А,4200)
4.08 6 ДНЕВКА. ДНЕВКА.
5.08 7 Пер. Онтор (1Б,3900) - ледник Культор В. Пер. Онтор (1Б,3900) - ледник Культор В.
6.08 8 Пер. Эпюра (2А,4300) радиально, оставление заброски. Спуск в дол р. Культор З. , снятие заброски. Пер. Эпюра (2А,4300) радиально, оставление заброски. Спуск в дол р. Культор З. , снятие заброски.
7.08 9 Пер. Солнце (1Б,4135), ледник Культор З, подход под пер. Бригантина. Полудневка. Пер. Солнце (1Б,4135), ледник Культор З, Пер. Бригантина (2Б,4400), ночевка в цирке.
8.08 10 Пер. Бригантина (2Б,4400) ледник Караколтор З. Цирк под пер. Бригантина - бараньи лбы под лед. Эпюра.

Радиальный выход на пер. Эпюра, снятие заброски.

9.08 11 Пер. Эпюра радиально, снятие заброски. Подход под пер. ФКТ
10.08 12 Пер. ФКТ (2Б,4500) Пер. ФКТ (2Б,4500)
11.08 13 Полудневка. Спуск в долину реки Чон-Борду Полудневка. Спуск в долину реки Чон-Борду
12.08 14 Подъем по долине р. Сарычат.

Полудневка.

Подъем по долине р. Сарычат.

Полудневка

13.08 15 Подъем по долине Сарычат под ледник Колпаковского. Подход под пер. Загадка Зап.
14.08 16 Подход под пер. Загадка Пер. Загадка Зап. (2Б,4400 ), спуск в долину реки Кельдыке.
15.08 17 Пер. Загадка Зап. (2Б,4400 ) Спуск по долине реки Чонг-Кызылсу до ФГС. Полудневка.
16.08 18 Спуск в долину реки Кельдыке, ист. Джыл-су. Полудневка.

ФГС - ист. Джыл-су.

17.08 19 Зап.день Отъезд на берег оз. Иссык-Куль
18.08 Отъезд на берег оз. Иссык-Куль
19.08

22.08

Дневки на Иссык-Куле Дневки на Иссык-Куле
23.08 Каракол - Бешкек

Бешкек - Москва

Каракол - Бешкек

Бешкек - Москва

Маршрут пройден группой в полном составе без отклонения от нитки.

4.2 Изменение графика движения и его обоснование.

1. Радиальные выходы в верховье ущелий Культор и Онтор за один день, вместо двух дней как запланировано.

Этот вариант допускался нами еще в Москве, но мы сомневались, что успеем сделать это за один день. После получения дополнительной информации от группы нашего клуба, совершающей в этом районе поход 2 к.с, мы решили остановиться на этом варианте, так как он позволяет не разделять группу на две части надолго (на два дня). Кроме этого, не требуется снимать лагерь и придумывать, где оставить лишние вещи.

В этом случае подъем по ущелью Телеты до высоты 3120 м. во второй день похода был необходим в целях постепенного набора высоты, так как следующая ночевка планировалась уже на высоте 3700 м.

2. Прохождение перевала Солнце и перевала Бригантина за один день, вместо двух.

В результате раннего выхода на перевал Солнце и раннего подхода под перевальный взлет Бригантины (подробнее см. стр. 36) решено было в этот же день пройти перевал Бригантина и переночевать в южном предперевальном цирке. Это позволило рациональнее распланировать следующие дни, как можно выше и раньше подойти под перевал ФКТ и провести разведку подъема на перевал.

3. Подъем по долине реки Сарычат под ледник Колпаковского и подход под перевал Загадка Зап. за один день, вместо двух.

Это оказалось возможным, так как реальный темп движения группы оказался выше запланированного.

В целом все эти изменения связаны с тем, что график движения группы планировался с большим запасом. В результате маршрут пройден на два дня раньше запланированного срока.

ГРАФИК ДВИЖЕНИЯ

ход.

дня

Дата Участок пути Путь

км.

Ход.

время

Набор/

Сброс

высоты

Пере-

пад

высоты

Определяющие

препятствия

Способ

пере-

движен.

28.07 Москва - Бешкек - - - - - самолет
29.07 Бешкек - Каракол

Каракол - а/л Каракол

2,5 0:30 + 40 40 - автобус

вахтовка

1 30.07 Радиальный выход в верховье долины реки Культор и Онтор.Оставление заброски. 11,2 7:35 + 700

- 700

1400 Перепад высот, протяженность пути, травянистые и осыпные склоны пеш.
2 31.07 Полудневка.

Подъем по ущелью Телеты В.

2,7 1:40 + 520 520 Набор высоты пеш.
3 1.08 Подъем на Пер. Озерный (1Б,3900) 5,7 3:05 + 580 580 Перевал Озерный (1Б,3700) пеш.
4 2.08 Восхождение на пик Дементьева (1Б,4200) 1,6 5:12 + 500

- 500

1000 Пика Дементьева по ЮЗ гребню (1Б,4200) пеш.
5 3.08 Связка пер. Рижан (1Б, 4100) и Арчалытор Сев. (2А,4200) 8,2 7:55 - 80

+480

-110

+ 210

-1040

1920 Пер. Рижан (1Б,4100),

Пер. Арчалытор Сев. (2А,4200)

пеш.
6 4.08 ДНЕВКА.
7 5.08 Пер. Онтор (1Б,3900) - ледник Культор В. 10,1 6:15 + 740

- 180

+ 80

1000 Пер. Онтор (1Б,3900) пеш.
8 6.08 Пер. Эпюра (2А,4300) радиально, оставление заброски. Спуск в долину реки Культор З., снятие заброски. 1,1 5:15 + 500

- 500

1000 Пер. Эпюра (2А,4300) пеш
9 7.08 Пер. Солнце (1Б,4135), ледник Культор З, Пер. Бригантина (2Б,4400) 3,2 8:50 + 330

- 180

+ 450

- 650

1510 Пер. Солнце (1Б,4135), Пер. Бригантина (2Б,4400) пеш.
10 8.08 Траверс склонов ущелья Караколтор Зап.

Радиальный выход на пер. Эпюра, снятие заброски.

2,5

2,8

5:25 + 550

- 540

1090 Траверс крутого травянистого склона, закрытый ледник

(одновременное движение в связках)

пеш.
11 9.08 Подход под пер. ФКТ

Полудневка.

5,2 3:35 + 460 460 Крутые конгломератно-осыпные склоны (движение плотной группой), открытый (движение в кошках) и закрытый ледник (одновременное движение в связках) пеш.
12 10.08 Пер. ФКТ (2Б,4500) 10,5 9:20 + 300

- 700

1000 Пер. ФКТ (2Б,4500) пеш.
13 11.08 Полудневка. Спуск в долину реки Чон-Борду 10,0 1:45 - 640 640 Траверс крутых трав. склонов пеш.
14 12.08 Подъем по долине р. Сарычат.

Полудневка

10,5 2:15 + 260 260 Брод через реки Киче-Борду и Бороко (брод тройками) пеш.
15 13.08 Подъем по долине Сарычат под ледник Колпаковского Подход под пер. Загадка. 15,5 7:50 + 760 760 Обход прижима по крутому скально-осыпному склону.

Закрытый ледник, преодоление широких трещин по снежным мостам.

пеш.
16 14.08 Пер. Загадка Зап. (2Б,4400), спуск в долину реки Келдыке. 11,5 10:20 + 320

- 1570

1850 Пер. Загадка Зап. (2Б,4400) пеш.
17 15.08 Спуск по долине реки Чонг-Кызылсу до ФГС (физико-географическая станция) 6,5 1:20 - 160 160 - пеш.
18 16.08 Полудневка.

ФГС - ист. Джыл-су.

4,6 0:50 - 110 110 - пеш.
17.08 Отъезд на берег оз. Иссык-Куль - - - - - ГАЗ-66
18.08

22.08

Дневки на Иссык-Куле - - - - - -
23.08 Каракол - Бешкек

Бешкек - Москва

- - - - - автобус

самолет

Всего: 125,9 15:260

Общая протяженность маршрута с учетом коэффициента 1,2 для сильнопересеченной местности - 151,2 км

Продолжение здесь


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100