Автор: Чистякова М.В., г. Москва

Отчет о горном походе 4 к.с. по Ц.Тянь-Шаню летом 2009 г. Часть 2 из 3

Часть 1 здесь

5. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА

28.07. - 29.07.2009 г. День приезда. "Москва - Бишкек" - самолет , Бишкек - г. Каракол - автобус, г. Каракол - а/л Каракол - вахтовка,

а/л Каракол - место слияния рек Онтор и Телеты Вост.

Самолет прилетел в аэропорт "Манас" в 5:10 утра. Автобус турфирмы Достук-треккинг уже ждал нас у выхода из аэропорта. В 6:30 отправляемся в Каракол. По дороге заезжаем в офис фирмы в Бишкеке. Забираем, предварительно закупленный для нас газ, меняем деньги.

В 13:20 мы в поселке Пристань Пржевальск, идем в Музей Пржевальского. Этот музей мы посещаем уже второй раз. Он нам очень нравится. В этом году наша краеведческая работа посвящена, от части исследованиям Пржевальского, поэтому посещение музея, перед походом для нас необходимо.

Из музея отправляемся в г. Каракол. Докупаем некоторые продукты, пересаживаемся на "вахтовку" (ГАЗ 66) и отправляемся в верховье ущелья Каракол. Через 2 часа (18:30) автомобиль останавливается у а/л Каракол, расположенного на левом берегу реки Каракол, у впадения в нее реки Аютор Вост. Высота 2540 м.

Альплагерь (в этом году) состоит из двух больших брезентовых палаток, двух юрт и вагончика-бани. Фото 1. Здесь можно за умеренную плату: встать лагерем рядом на поляне (50 сом с человека), оставить заброску (5 сом с упаковки за день), заказать купить что-нибудь в Караколе (продукты, батарейки, лекарства), сходить в баню (5 евро с чел.). В юрте можно купить что-нибудь из местной еды. Здесь же базируется спасотряд Каракольской ППС. В Альп лагере с вас могут потребовать плату за посещение гор (40 сом с чел., берется только с иностранных граждан), если ее еще не взяли на кордоне при въезде в ущелье.

Ущелье Каракол, в этой части, широкое, с плоским ровным дном. Река течет спокойно, разливаясь на множество рукавов, галечные берега ее покрыты травой и низкой порослью деревьев. Склоны же ущелья крутые и лесистые.

От альплагеря, по лесной дороге, проходим вверх по ущелью Каракол, вдоль левого берега реки до места слияния, образующих ее притоков Культора и Онтора. Чуть выше слияния, на левом берегу реки Онтор, расположена юрта пастухов. Около нее дорога заканчивается. Выше, вдоль левого берега Онтор уходит хорошая тропа, которая через 500 м. переходит по наваленным бревнам через крупный левый приток Онтора, реку Телеты Вост. Сразу выше впадения реки Телеты Вост, на левом берегу реки Онтор есть хорошее место для стоянки: плоская зеленая полянка у большого каменного валуна. Это место нам известно еще с похода в 2006 году. Фото 2. От альплагеря - 30 мин.

Встаем здесь лагерем. Время 19:10. Высота 2600 м. Дров достаточно, в лесу выше по склону ущелья. Вода в реке Телеты Вост. прозрачная. Готовим на костре.

Пройденный путь: 2,5 км.

Перепады высот: + 50 м.

Ходовое время: 30 мин.

30.07 2009 г. 1 ходовой день

Сегодня нам надо отнести две заброски: одну в верховье долины реки Культор, другую в верховье долины реки Онтор. Для этого делимся на две группы (4 участника + один из руководителей, пом. руководителя остается в лагере). Каждая группа берет с собой карту, аптечку и радиостанцию. Устанавливаем время связи каждый час и контрольное время прибытия в лагерь 20:00.

Радиальный выход в верховье долины реки Культор. Оставление заброски.

Выходим в 9:15. Идем по тропе, вниз по течению реки Онтор, переходим реку Телеты Вост. Ниже впадения р. Телеты Вост., но выше слияния с Культором, Онтор разделяется на три потока, через каждый из которых сделан крепкий мост из бревен. По этим мостам переходим на его правый берег. Далее по скотогонным тропам, держа направление на В, постепенно поднимаемся по склону от реки. Вскоре находим хорошую тропу, которая продолжает идти на В траверсируя отрог, разделяющий долины рек Культор и Онтор. Тропа узкая, периодически пробираемся через кустарник и густой еловый лес. Река шумит далеко внизу слева.

Через некоторое время тропа начинает спускаться и подходит к левому берегу реки Культор. От места стоянки 45 мин. Склоны ущелья Культор здесь крутые, поросшие густым еловым лесом. Тропа идет у самой воды. Переходим несколько мест, где тропа залита водой (реки или стекающего со склона ручья) и еще через 40 мин. подходим к мосту через Культор. У моста - юрта пастухов. Дальше уже хорошая тропа идет вдоль берега, иногда забираясь на травянистый склон долины, распадаясь там, на несколько "скотопрогонных" троп. Фото 3.

Через 35 мин. подъема подходим к границе леса. Долина поворачивает вправо. Выше невысокая каменистая ступень, перед которой в Культор впадает крупный правый приток. За 20 мин. поднимаемся по средней осыпи. Долина расширяется, тропа идет траверсом некрутого, поросшего травой и кустарником склона. Выше еще одна ступень, за ней - широкая плоская заболоченная часть долины, которая тянется вперед на 2,5 км.

От моста 50 мин. Фото 4, 5. Река разливается на множество рукавов. На заливных лугах пасутся стада коров и лошадей. Тропа идет по самому краю плоской части долины. Довольно часто, чтобы обойти заболоченные участки приходится подниматься на осыпные или травянистые склоны долины. Фото 5.

Через 55 мин. долина вновь сужается. Тропа поднимается по некрутому травянистому склону с участками средней осыпи на очередную ступень и через 30 мин. подходит к слиянию двух крупных потоков: правого, восточного (стекающего с ледника Вост Культор) и левого, стекающего с ледника Зап. Культор из-под горы Джигит.

Высота 3250 м.

Выше слияния - вновь плоская, широкая часть долины, мокрые заболоченные луга. Идем верх по левому берегу левого притока. Впереди высится величественная стена горы Джигит и отчетливо виден язык ледника. Начинаются гребни его конечной морены.

Через 25 мин. движения вверх, в сторону языка ледника находим более-менее ровные площадки на заросшей травой морене, недалеко (в 50 м.) от реки. Высота 3300 м. Фото 6.

Оставляем заброску, прячем ее в стороне от площадок и заваливаем камнями.

Спускаемся по пути подъема за 3 часа 30 мин. В лагерь возвращаемся в 19:45.

Пройденный путь: 11,2 км. (в одну сторону)
Перепады высот: + 700 м., - 700 м.

Ходовое время:
от слияния рек Онтор и Телеты до лев. берега р. Культор - 45 мин.
от выхода к лев.берегу реки Культор до моста - 40 мин.
от моста до начала широкой заболоченной части долины - 50 мин.
до слияния рек Культор З. и В. - 1 час 25 мин.
от слияния до места заброски - 25 мин.

Всего: 4 часа 05 мин.

Обратный путь: 3 часа 30 мин. (Всего за день: 7 часов 35 мин.)

Радиальный выход в верховье долины реки Онтор. Оставление заброски.

Выходим в 10:00. От стоянок, расположенных на левом берегу реки Онтор недалеко от впадения в неё реки Телеты Вост. идём вверх по левому берегу реки Онтор (Ю). Здесь хорошая набитая лесная тропа. Через 40 мин. (2,2 км.) лес заканчивается, дальше тропа идёт траверсом травянистых склонов (10-15°) с редкими кустарниками.

Ещё через 2 часа 30 мин. (5,4 км.) выходим к разливу реки. Тропа теряется, и мы решаем идти прямо по разливу, перепрыгивая через ручьи. За 1 час (2,0 км) доходим до стоянок, которые находятся выше разлива справа по ходу, не доходя примерно 1 км до ледника. Здесь сложен большой тур, есть около 5 хороших мест под палатки, течёт прозрачный ручей. Высота 3160 м. Оставляем заброску выше по склону от стоянок в кустах, заваливаем её камнями. Спуск начинаем в 16:10.

Спуск по пути подъёма занял 2 часа 45 минут чистого ходового времени. Спустились в лагерь в 19:20.

Пройденный путь: 9,6 км. (в одну сторону)
Набор высоты: + 560, - 560

Ходовое время:
от стоянок до конца леса - 40 мин.
от конца леса до разлива - 2 часа 30 мин.
от разлива до места заброски - 20 мин.
Всего: 3 часа 30 мин.

Обратный путь: 2 часа 45 мин. (Всего за день: 6 часов 15 мин.)

31.07 2009 г. 2 ходовой день

Полудневка. Подъем по ущелью Телеты В.

С утра отдыхаем после вчерашнего активного дня и готовимся к выходу на маршрут.

Выходим в 14:00. От места стоянки вверх по лесистому склону вдоль правого берега реки Телеты Вост. идет хорошая тропа (З). Другая тропа начинается прямо над нашим лагерем, примерно в 150 м выше по ущелью Онтор от места слияния р. Телеты и Онтор и уходит вверх, пересекая большую наклонную поляну на левом склоне ущелья. В месте её отхождения от тропы, ведущей вверх по ущелью Онтор, построен большой, хорошо заметный тур. Обе тропы соединяются в правом верхнем углу поляны. От лагеря - 10 мин. Далее тропа идет серпантином по довольно крутому лесистому склону (до 30 гр.) высоко над рекой и через 50 мин. поднимается на ступеньку долины. Набор высоты 240 м.

Здесь граница леса. Далее склон выполаживается до 10 -15 гр. Тропа теперь идет по травянистым террасам, иногда пересекая заросли кустарников, по-прежнему довольно далеко (в 50 м.) от реки. (ЮЗ)

Через 40 мин. тропа выводит на плоскую широкую часть ущелья, и наконец, подходит вплотную к берегу реки. Здесь у самого берега, есть хорошее место для стоянки.

Встаем на ночевку в 16:20. Готовим на газу. Вода в реке Телеты Вост., рядом, прозрачная.

С места стоянки видны перевалы Панорамный (1А) на СВ и Телеты (1А) на ЮЗ.

Фото 7, 8. Нашего перевала Озерный еще не видно. Высота 3120 м.

Пройденный путь: 2,7 км.
Перепад высот: 520 м.
Ходовое время: 1 час 40 мин.

1.08 2009 г. 3 ходовой день

Подъем на перевал Озерный (1Б,3700)

Перевал Озерный.
Категория - 1Б. Характер - скально-ледовый.
Высота - 3700 м. Ориентация - С - Ю
Ведет с ледника Озерный на ледник Озерный Джеты-Огузский,
соединяет ущелье Телеты Вост. и ущелье Телеты Зап.

Выходим с места стоянки в 10:10. Идем вверх по ущелью правым берегом реки по хорошей тропе (ЮЗ). (По другому, левому берегу реки также идет тропа.) Тропа идет по альпийским лугам, чередующимся с участками средних осыпей правого борта долины, плавно набирая высоту. Осыпи обходятся у самой воды. Фото 8.

Немного не доходя до места впадения ручья, вытекающего из-под перевала Озерный, уходим левее и выше по склону на зеленые террасы над ручьем. От места стоянки - 50 мин. Фото 9.

Отсюда возможны два варианта подъема к леднику. Один вариант - это подъем по некрутому травянистому склону под скалы слева по ходу. Под скалами идет тропа, выводящая на мощные моренные валы, по которым можно выйти к леднику.

Мы выбираем другой вариант. Продолжаем движение вдоль правого берега ручья (Ю),

обходя несколько невысоких ступеней "бараньих лбов" по травянистым полкам слева по ходу, затем по камням переходим ручей и по тропе, идущей по его левому берегу, подходим под "бараньи лбы", перегораживающие долину. Фото 10. Кажущиеся издали сплошной стеной, они, однако, легко проходятся по центру. Через 55 мин., преодолев "бараньи лбы", выходим на конечную морену ледника. Сразу над "бараньими лбами", у края конечной морены - маленькое озерцо и площадки под палатки. Фото 11.

По конечной морене через 25 мин. походим к языку ледника.

Ледник Озерный пологий (5-10 гр.), практически без трещин. В нижней части открытый лед покрыт небольшим слоем мокрого снега. Идем по его середине без кошек.

С ледника на ЮВ хорошо виден пик Дементьева, цель нашего завтрашнего восхождения. Фото 12.

Постепенно снег становится глубже, в верхней части ледника - до 40 см. Впереди на ЮЗ хорошо видна широкая седловина перевала Озерный. Перевального взлета так такового нет. На перевал выводит пологий снежный склон. Фото 13.

Идти по глубокому снегу тяжело, поэтому, немного не доходя до кармана между круто падающим левым краем ледника и левой боковой мореной, в котором, по данным прочитанных нами отчетов, должно находиться озеро (озера нет, карман забит снегом) переходим на левую боковую морену, а затем поднимаемся на гребень левой береговой морены ледника. По гребню, а затем по пологим (10 - 15 гр.) скально-осыпным полкам выходим на перевал. От выхода на ледник 55 мин.

Седловина перевала очень широкая, осыпная по ней течет слегка мутноватый ручеек. Тур в центре седловины. Высота 3700 м. Выходим на перевал в 15:50.

С перевала на севере виден лишь ледник Озерный, на юге открывается вид на огромное ледниковое плато ледника Озерный Джеты -Огузский, перевал Рижан (1Б,4100), на юго-востоке - пик Дементьева (4200) и перевал 40 лет Советской Киргизии (1Б,3900).

Фото 14, 15.

Вокруг очень много площадок под палатки, все они засыпаны снегом. Выбираем места для ночевки в западной части седловины, укрытые от ветра невысокими скалами. Воду берем в ручье. Готовим на газу.

Пройденный путь: 5,7 км.
Перепады высот: + 580 м.
Ходовое время:
от места стоянки до ручья из-под пер.Озерный - 50 мин.
до ледника - 1 час 20 мин.
от выхода на ледник до перевала - 55 мин.
Всего: 3 час 05 мин.

2.08 2009 г. 4 ходовой день

Восхождение на пик Дементьева (1Б,4200)

Вершина пик Дементьева расположена в северном боковом отроге хребта Терскей Алатау, разделяющем долины рек Онтор и Джеты Огуз. Пик хорошо виден как ещё с подхода к перевалу Озёрный (Фото 13 ), так и с самой седловины перевала. На востоке он замыкает небольшой цирк самой правой ветви ледника Озерный Джеты-Огузский.

Фото 16.

Простой маршрут восхождения на вершину (1Б) идёт по его ЮЗ гребню.

Выходим из лагеря в 5:40. По умеренно крутому, средне-осыпному склону (25°, 100м) за 7 мин. спускаемся с седловины перевала Озёрный на юг, на ледник Озерный Джеты-Огузский. (Движение плотной группой.) Поворачиваем на восток и идем вдоль самого правого края ледника (самой правой ветви ледника Озерный Джеты-Огузский) в сторону его верхнего цирка. Фото 17. Ледник пологий, закрытый. Идём в кошках (смёрзшийся снег).

Верхняя часть ледника крутая и сильно разорвана. Поэтому, когда подъем становится круче, переходим на снежный склон цирка слева по ходу и идём траверсом (25°) склона в направлении самой левой (восточной) узкой снежной седловины в скальном гребне, отходящем от пика Дементьева. Фото 18. Правее видна более широкая снежно-ледовая седловина перевала 40 лет Советской Киргизии (1Б, 3910.) К ней ведёт снежно-ледовый склон с довольно большими видимыми трещинами. Фото 25.

Через 55 минут от спуска на ледник выходим на седловину, с которой и начинается маршрут восхождения. Высота 3880 м. Снимаем кошки, связываемся.

Сразу от седловины выход на гребень начинается с преодоления небольшой скальной стенки (80-90°,10 м). Фото 19. Проходим её с организацией перил "связка по связке". Первый участник 1-ой связки проходит участок свободным лазанием сначала с гимнастической, затем, выше с нижней страховкой (промежуточная точка страховки - петля на скальном выступе). Закрепляем перильную верёвку за скальный выступ. Остальные участники проходят по перилам с перильной или верхней страховкой. Далее до самой вершины связки работают самостоятельно. Весь маршрут восхождения проходит по некрутому, скальному гребню. Простое лазание по умеренно разрушенным скалам.

Фото 20. Крупные жандармы обходятся по скально-осыпным полкам слева по ходу.

По скальному гребню идём одновременно в связках, закладывая верёвку за скальные выступы. Обход жандармов по скально-осыпным, иногда заснеженным, полкам с участками натечного льда проходим с попеременной страховкой, используя в качестве точек страховки скальные выступы.

Предвершинную "башню" обходим справа по ходу (с Ю) по широкой снежно -осыпной полке (10м) и выходим на вершину с юга по простым скалам (15 м, 60 гр.).

Выход на вершину в 9:00. Фото 21.

Ходовое время от седловины - 2 часа.

С вершины открывается вид весь главный хребет. Видны: пик Каракольский, пик Джигит, наши перевалы Онтор,, Эпюра, Бригантина, внизу на ЮВ - долина реки Онтор, на СЗ -ледник озерный Джеты-Огузский, перевал Озерный и наш лагерь на перевале. Фото 22, 23.

Спуск по пути подъёма до седловины -1 часа 20 мин. "Стенку" перед седловиной проходим аналогично подъему: по перилам, с верхней страховкой. Последний спускается с нижней и гимнастической страховкой. Фото 24.

С седловины по пологим скально-осыпным полкам северных склонов скального гребня за 10 минут доходим до перевала 40 лет Советской Киргизии. Высота по GPS - 3910 м. Тур на скалах в восточной части седловины. С перевала в сторону долины Онтор ведёт крутой осыпной кулуар (примерно 250 м, 30°). Возвращаемся на седловину - начало подъёма на пик Дементьева за 5 мин. Оттуда по пути подъёма спускаемся в лагерь.

Спуск в лагерь занял 40 мин. Возвращаемся в лагерь в 12:30.

Пройденный путь: 1,6 км
Перепады высот: + 500 м., -500 м.
от места стоянки до седловины в гребне пика Дементьева - 1 час
от седловины до вершины - 2 часа
спуск с вершины до седловины - 1 час 20 мин.
разведка перевала 40 лет Советской Киргизии - 12 мин.
спуск с седловины в лагерь - 40 мин.
Всего: 5 часов 12 мин.

3.08 2009 г. 5 ходовой день

Связка пер. Рижан (1Б, 4100) и Арчалытор Сев. (2А,4200)

Перевал Рижан.
Категория - 1Б. Характер - снежный.
Высота - 4100 м. Ориентация - СВ - ЮЗ
Ведет с ледника Озерный Джеты-Огузский в долину Арчатор,
соединяет ущелье Телеты Зап. и ущелье Арчатор (Айланыш).

Выходим в 5:50. С перевала Озерный на юге хорошо видна снежная седловина перевала Рижан с небольшим бергшрундом под ней. Отлично просматривается весь путь подъема на перевал. Фото 26. Так как подъем на перевал идет по закрытому леднику,

системы и каски одеваем сразу в лагере перед выходом.

По крутому средне-осыпному склону (80 м., 30 гр.) плотной группой за 5 мин. спускаемся на ледниковое плато ледника Озерный Джеты-Огузский. Одеваем кошки. Связываемся. Ледник закрыт, но по смерзшемуся снегу идем, не проваливаясь. Пересекаем ледниковое плато одновременно в связках, держа направление на перевал (Ю). Фото 27, 28.

Еще на пологой части ледника переходим по снежным мостам две довольно широкие трещины. Через 40 мин. движения склон становится круче, до 20 гр. Лавируя между трещинами, не подходя близко к левому краю ледника (крупные разрывы) начинаем подъем по склону, держа общее направление на перевал. Снег становится мягче, приходится тропить. Еще через 55 мин. выходим в широкую мульду под перевальным взлетом.

Перевальный взлет - широкий снежный склон (300 м., 25 гр.), с зоной трещин в центре (в наиболее крутой его части) и небольшим бергшрундом в верху, перед самой седловиной. Фото 29.

Продолжаем идти одновременно в связках. Снег очень глубокий (до 80 см), поэтому движемся очень медленно (смена ведущего каждые 10 мин.) Поднимаемся прямо "в лоб", зону трещин обходим справа по ходу. Бергшрунд проходим с попеременной страховкой через ледоруб. Фото 30. Перевальный взлет преодолеваем за 1 час 45 мин.

На перевал выходим в 10:20. Высота 4100.

Перевальная седловина на самом деле довольно узкая, скальная (издали она выглядит широкой и снежной). В центре ее - большой камень с памятной табличкой погибшему горному туристу. Рядом - тур. Фото 31. С перевала на севере открывается вид на ледник Озерный Джеты-Огузский, отлично видна седловина перевала Озерный. На юге, за ближайшим хребтом возвышается снежно-скальная стена пика Каракольский, на юго-востоке -. хорошо просматривается почти весь путь подъема к седловине нашего следующего перевала Арчалытор Сев. (сама седловина перевала не видна за перегибом ледника).

С перевала за 10 мин. спускаемся по крутому средне-осыпному склону (200 м., 30 гр.) (Фото 32) до ледника Арчатор Сев. (движение плотной группой, в касках).

У выхода на ледник вновь связываемся.

Перевал Арчалытор Северный.
Категория - 2А. Характер - снежно-ледово-осыпной
Высота - 4100 м. Ориентация - СЗ - ЮВ
Ведет с ледника Арчатор на ледник Онтор
соединяет ущелье Арчатор (долина реки Айланыш)) с долиной реки Онтор.

Перевал Арчалытор Сев. расположен в самом дальнем углу снежно-ледового цирка ледника Арчатор Северный, замыкающего долину реки Арчатор, в южном гребне характерной зубообразной вершины - пика Акстинас.

Чтобы попасть в верхний предперевальный цирк, надо сначала преодолеть довольно высокую ступень ледника: подняться по крутому снежно-ледовому склону (от 35 до 55 гр, 150 м) , пресеченному небольшим бергшрундом. Фото 33.

Спустившись с перевала Рижан на ледник поворачиваем налево (В), по пологой части ледника, одновременно в связках за 10 мин., подходим к крутому, в нижней части, снежному склону. Начинаем подъем по склону прямо "в лоб" в три такта. По мере подъема, склон становится круче до 50 гр. , снег менее глубоким. Под тонким слоем снега появляется лед. Крутую часть склона с бергшрундом преодолеваем по центру, с перильной страховкой (45-55-35 гр, 80 м, 2 веревки). Первый участник выходит с нижней страховкой на передних зубьях кошек, с промежуточными точками страховки, закрепленными на ледобурах. Перила закрепляем также на ледобурах. Фото 34, 35, 36.

Крутую часть ледника преодолеваем за 50 мин.

После выполаживания склона снег становится глубже. Далее идем одновременно в связках траверсом некрутого (15-20 гр.) снежного склона правого (орогр) борта цирка, оставляя правее по ходу крупные разрывы, в сторону снежной седловины, правее характерного зуба пика Акстинас. Фото 37, 38. От выхода в верхний цирк до перевала 55 мин.

На перевал выходим в 13:30. Высота 4210 м. Перевал представляет собой длинный скальный невысокий гребень с несколькими спусковыми кулуарами в сторону ледника Онтор. Есть несколько туров (в двух из них найдены записки). Погода, неустойчивая с самого утра, портится окончательно. Видимости нет. Тратим 40 мин. на разведку и выбор места спуска, при этом все время приходится ждать коротких просветов. В результате решаем пройти перевал вблизи южного плеча пика Акстинаса, поскольку спуск там, на наш взгляд проще.

Спускаемся (ЮВ), сначала по короткому широкому снежному кулуару (30 гр, 60 м),

(Фото 39) затем уходим левее (из-под снежного карниза) на широкий средне-осыпной склон (25гр, 100 м.) м), затем обходя скальные сбросы, вновь правее в узкий осыпной кулуар (25 гр, 100 м.) и по нему выходим, наконец, на пологую часть ледника Арчылатор Восточный. Фото 40.

Спуск с перевала до ледника занял 35 мин. Весь спуск проходим плотной группой, с самостраховкой ледорубом.

После спуска на ледник поворачиваем на восток и продолжаем движение вдоль левого края пологого закрытого ледника, одновременно в связках. Фото 41.

Через 15 мин. подходим к небольшому пологому открытому языку ледника и по нему переходим сначала на его конечную морену, а затем на гребень правобережной морены. С моренного гребня далеко внизу открывается вид на ледник Онтор с длинным открытым языком ледника. Фото 42.

Для спуска на него, необходимо уходить все время правее, пересечь правобережный моренный гребень ледника Арчалытор Вост., спустится в зеленый карман левобережной морены ледника Онтор (хорошее место для стоянки), затем подняться на высокий гребень его лебобережной морены. По гребню левобережной морены ледника Онтор идет хорошая тропа, которая примерно в середине гребня начинает спускаться по довольно крутому конгломератно-осыпному склону вниз, в сторону ледника. Тропа отмечена турами. По моренному карману, затем по боковой морене можно выти на язык ледника Онтор.

Фото 46. От языка ледника Арчалытор Вост. - 55 мин.

По открытому пологому языку ледника Онтор спускаемся на его конечную морену и затем по левому берегу реки по хорошей, размеченной турами тропе подходим к песчанно-галечным стоянкам, около которых спрятана наша заброска. Фото 43.

От выхода на ледник Онтор - 40 мин. (от ледника 1 км.)

Это ближайшие к леднику хорошие стоянки. Площадки под 5-6 палаток расположены на некотором возвышении над рекой. Рядом прозрачный ручей, стекающий с левых склонов долины. Высота 3160 м.

Ниже по ущелью также есть еще довольно много стоянок.

Ставим лагерь в 18:10. Готовим на газу.

Пройденный путь: 8,2 км
Перепады высот: - 80, + 480 м., - 110 м., + 210, - 1040 (1920)
Ходовое время:
подход под взлет перевала Рижан - 1 час 40 мин.
преодоление перевального взлета - 1 час 45 мин.
спуск с перевала Рижпн до ледника ,Арчатор - 10 мин.
подъем в верхний цирк под пер. Арчалытор Сев. - 1 час
от выхода в верхний цирк до перевала - 55 мин.
спуск с первальной седловины до ледника - 35 мин.
спуск до ледника Онтор - 1 час 10 мин.
спуск с ледника Онтор до стоянок - 40 мин.
Всего: 7 часов 55 мин.

4.08 2009 г. 6 ходовой день

ДНЕВКА.

Отдыхаем, едим, занимаемся хозяйственными делами, разбираем заброску, готовимся к выходу на основную часть маршрута. Фото 44.

5.08 2009 г. 7 ходовой день

Пер. Онтор (1Б,3900) - ледник Культор В.

Перевал Онтор.
Категория - 1Б. Характер - скально-ледовый.
Высота - 3900 м. Ориентация - З-В
Соединяет долину реки Онтор с долиной реки Культор.

Выходим в 6:40. По тропе, идущей вдоль самого левого берега реки (Ю) подходим к левому краю языка ледника Онтор. Одеваем кошки, каски, выходим на ледник. От стоянок - 30 мин.

Поднимаемся по открытому пологому леднику, забирая все время левее (ЮВ), в направлении средней линии языка ледника. Крупную ледовую реку, стекающую по середине ледника можно перейти далеко не везде. Переходим ее в узком, удобном для этого месте, затем перелезаем через гребень срединной морены и продолжаем идти, постепенно приближаясь к левому краю ледника. В месте, где ледник довольно резко поворачивает на восток, подходим к его правой боковой морене. От выхода на ледник 1 час 20 мин.

Здесь наиболее удобное место, для того чтобы подняться на ее гребень. Поднимаемся по живому средне-осыпному склону (25 гр, 80 м.) 25 мин. и сразу находим тур. Дальнейший путь к перевалу Онтор идет по широкому гребню морены. Тропа все время размечена турами. Фото 47.

Постепенно боковая морена переходит в срединную, разделяющую основное тело ледника Онтор и его самую правую, северную ветвь, а затем упирается и в разделяющий эти ледники отрог. Фото 48. От выхода на гребень морены 1 час 05 мин.

Поворачиваем здесь еще левее (СВВ) и выходим на ледник. Седловина перевала еще не видна. Ледник пологий, закрытый, идем по нему одновременно в связках. Снег уже довольно мягкий и при движении проминается на 40-50 см. Движение замедляется.

За поворотом постепенно появляется невысокий скальный гребень, разделяющий ледники Онтор и Культор Зап. и перевал Онтор - одна из узких скальных седловин в нем. Фото 49.

Это вторая (если считать справа налево по ходу) выраженная седловина, к которой ведет крутой конусообразный осыпной склон (30 гр., 100 м) Фото 50.

Под перевальный взлет подходим за 1 час 15 мин. от выхода на ледник, развязываемся и еще за 30 мин. плотной группой, с самостраховкой ледорубом, поднимаемся на перевал.

Выходим на перевал в 13:10. Высота 3900 м. Перевальная седловина узкая щель в скалах. Тур в центре. Погода плохая, видимости нет. Слегка просматривается на востоке - ледник Зап. Культор, на юго-востоке и крутые склоны горы Джигит, на западе - ледник Восточный Онтор.

Спуск с перевала на ледник Культор Зап. идет по короткому скальному склону (разрушенные скалы , 50 м., 40 гр., движение плотной группой). По некрутому (25 гр.) закрытому леднику Культор Зап., в густом тумане, одновременно в связках продолжаем движение, держа направление на СВ. Видимые крупные трещины обходим правее по ходу, две трещины преодолеваем по снежным мостам. Когда ледник полностью выполаживается, начинаем забирать правее (на В), в предполагаемом направлении в сторону перевала Солнце, при этом не подходим близко к склонам г. Джигит (лавины).

Наконец облака развеиваются. Впереди (на В) открывается вид на перевал Солнце, подтверждая правильность нашего пути. Фото 52. На западе видна седловина перевала Онтор и весь наш путь от нее. Фото 51.

Продолжаем идти в прежнем направлении и за 1 час 40 мин. от перевала подходим к правому краю ледника Культор Зап., примерно в 400 м. севернее от взлета перевала Солнце. Поднимаемся на невысокий гребень его правой береговой морены и находим там площадки под палатки. Рядом, в моренном кармане небольшой ручеек. После небольших строительных работ по расширению площадок ставим лагерь. Высота 3800. Время 16:10. Готовим на газу. Фото 53.

Со стоянки открывается прекрасный вид на наши следующие перевалы Солнце и Эпюра. Хорошо просматривается весь путь подъема к ним.

Пройденный путь: 10,1 км

Перепады высот: + 740, - 180, + 80 (1000)

Ходовое время:
от стоянок до ледника - 30 мин.
по открытому леднику до выхода на морену - 1 час 20 мин.
по гребню морены - 1 час 30 мин.
с конца гребня морены до перевального взлета - 1 час 15 мин.
преодоление перевального взлета - 30 мин.
от перевала Онтор до стоянок - 1 час 40 мин.
Всего: 6 часов 15 мин.

6.08 2009 г 8 ходовой день

Пер. Эпюра (2А,4300) радиально, оставление заброски. Спуск в дол р. Культор З. , снятие заброски.

Сегодня мы вновь делимся на две группы, так как нам надо отнести заброску на перевал Эпюра и одновременно забрать заброску со стоянок под ледником Культор Зап. (вверх, на перевал Эпюра отправляется группа из 6 человек, с руководителем, вниз за заброской уходит группа из 3 человек с зам. руководителя, 2 человека остаются в лагере).

Каждая группа берет с собой карту, аптечку и радиостанцию. Устанавливаем время связи каждый час и контрольное время прибытия в лагерь 16:00.

Пер. Эпюра (2А,4300) радиально.

Перевал Эпюра.
Категория - 2А. Характер - снежно-ледовый.
Высота - 4300 м. Ориентация - С-Ю
Соединяет ледник Культор Зап. (долина реки Культор)
с ледником Эпюра (долина реки Караколтор З.)

От места нашей стоянки на юге хорошо видна широкая снежная седловина (между вершинами Альбатрос (на В) и Джигит (на З)) с ведущим к ней характерным снежно-ледовым гребнем. Фото 53, 54.

Выходим из лагеря в 6:25 и идем по закрытому ледниковому плато, одновременно в связках в сторону перевала (Ю). За 35 мин. подходим под снежный склон, ведущий в верхний цирк под перевалом. Поднимаемся по склону (25 гр., 200 м) прямо "в лоб", слева от ледопада. Фото 55. Снег очень глубокий, идем со сменой ведущего каждые 15 мин.

При выходе в цирк переходим по снежном мостам две широкие трещины с попеременной страховкой. От начала подъема - 55 мин.

Сразу после выхода в цирк поворачиваем направо (ЮЗ) и начинаем подниматься по крутому снежному склону (40 гр, 60 м.) на снежно-ледовый гребень. Склон подрезан небольшим бергшрундом, поэтому организуем перильную страховку (1 веревка, 40 м.). Выходим на гребень через 1 час 20 мин.

Гребень некрутой (15-20 гр.), но довольно узкий, снег глубокий. Идем в сторону перевала одновременно в связках. Фото 56. Постепенно гребень расширяется и выводит на перевал - к скальному "зубу" в центре широкой снежной седловины. От выхода на гребень 45 мин.

Перевал находится правее (западнее) скал, тур на скалах. Фото 57.

Высота 4300. На перевал выходим в 10: 20.

Оставляем заброску прямо на скалах, заваливаем ее камнями.

Спуск по пути подъема занял 1 час 40 мин. В лагерь приходим в 13:00.

Пройденный путь: 1,1 км.(в одну сторону)
Перепад высот: + 500, - 500 м
Ходовое время:
по ледниковому плато - 35 мин.
подъем в верхний цирк - 55 мин.
выход на гребень - 1 час 20 мин.
по гребню до перевала - 45 мин.
Всего: 3 часа 35 мин.
Обратный путь: 1 час 40 мин. (Всего за день: 5 часов 15 мин.)

Спуск в долину реки Культор Зап. (радиально).

Выходим из лагеря в 10:00. По правому краю ледника (здесь меньше трещин) одновременно в связках спускаемся до его открытой части (СЗ). Развязываемся.

Продолжаем спускаться по открытому леднику, в кошках, уходя все время левее, подходя постепенно к его левому краю (ССЗ). Ледник ровный, пологий без трещин. Движение по нему не представляет никаких трудностей. В самом конце языка ледника переходим на его левую боковую морену и с нее в долину реки. От стоянок до конца ледника 45 мин. Вдоль левого берега реки (С) через 20 мин. спускаемся к площадкам, около которых оставлена наша заброска.

Подъем тем же путем занял 2 часа 10 мин.

В лагерь приходим в 14:10.
Пройденный путь: 3 ,0 км. (в одну сторону)
Перепад высот: - 500 м, +500 м.
Ходовое время: 3 часа 15 мин.

Учитывая сложную снежную обстановку (большое количество свежего снега и из-за этого сложность в передвижении (глубокая тропежка и повышенная лавиноопасность)

решаем для облегчения завтрашнего подъема на перевал, а следовательно и более раннего подхода под перевал Бригантина, протропить подъем на перевал Солнце с вечера.

Поэтому четверо участников нашей группы в 17:00 уходят на перевал Солнце. Подъем на перевал от стоянок без рюкзаков занимает у группы 1 час 50 мин. Спуск 40 мин.

7.08 2009 г. 9 ходовой день

Пер. Солнце (1Б,4135), ледник Культор З, Пер. Бригантина (2Б,4400), ночевка в южном цирке под перевалом Бригантина.

Перевал Солнце.
Категория - 1Б. Характер - снежно-осыпной
Высота - 4130 м. Ориентация - З-В
Соединяет ледники Культор Зап. (долина реки Культор)
и Культор Вост. (долина реки Культор)

Перевал Солнце расположен в северном боковом отроге главного хребта, разделяющем ледники Культор Зап. и Культор Вост. Со стороны ледника Культор Зап. он выглядит как узкая скальная, не ярко выраженная седловина (вторая, по счету от склонов главного хребта, после более широкой снежной). К перевалу ведет длинный узкий крутой (30 гр, 300 м.) обычно осыпной, но в нашем случае снежный, кулуар. Фото 52, 53.

Со стоянок под перевалом Солнце выходим в 5:50. Траверсом правой боковой морены ледника (ЮВ), за 20 мин. подходим к началу подъёма на перевал, одеваем кошки.

По вчерашним, заранее сделанным ступеням, за 30 мин. выходим на перевал. Идти по смерзшимся ступеням очень удобно, как по лестнице. Фото 59.

Время 6:47. Высота 4135 м.

Перевальная седловина узкая, скальная. Фото 60. Тур расположен на скалах у северного ее края. С перевала отлично видны ледники Культор Зап. и г. Джигит на западе, и весь ледник Культор Вост (на востоке), с обрамляющими его вершинами, в том числе вершинами Бригантина и Альбаттос.

В 7:00 начинаем спуск, в сторону ледника Культор Вост (В). Идем сначала по крутому мелко-осыпному (30 гр,.50 м), затем по снежному склону (25, 100 м.) и через 10 мин. спускаемся на пологую закрытую часть ледника Культор Вост. Фото 61.

Высота 3950 м. Далее движемся одновременно в связках по ровному закрытому ледниковому плато к началу подъёма на перевал Бригантина (В), к которому подходим за 30 мин. (1 км.).

Перевал Бригантина.
Категория - 2 Б. Характер - скально-снежно-ледовый
Высота -4400м. Ориентация - С-Ю
Соединяет ледники Культор Вост. (долина реки Культор) и
Караколтор Зап. (долина реки Караколтор)

Перевал Бригантина представляет собой широкую снежную седловину в главном хребте Терскей Алатау между вершинами Бригантина и Альбатрос. Фото 61. Подъём на него состоит из двух ступеней. Первая - ледопад, заканчивающийся снежной подушкой. Вторая - собственно перевальный взлет, характерный крутой снежно-ледовый склон (300м, 50 гр.) - "парус Бригантины". Фото 61, 62.

Начинаем подъём по одному из широких ледовых гребней (25-30 гр.) в левой (орогр.) части ступени (Ю). Не доходя до крупного серрака, уходим левее (ЮЮВ), проходим между двумя крупными разрывами и выходим на снежную подушку под перевальным взлётом. Движемся медленно, прокладывая тропу в рыхлом глубоком (70 см) снегу, от начала подъема до взлета 2 часа 30 мин. Фото 64. Высота 4150м.

Под перевальный взлёт подходим в 10:15. Взлет ещё в тени. Решаем изменить наши планы (по первоначальному плану мы собирались встать здесь на ночевку) и идти на перевал сегодня. (На снежной "подушке" под перевальным взлётом можно организовать стоянки, вода - из снега.)

Намечаем путь подъема на перевал: сначала по снежно-ледовому склону вдоль скального гребня, ограничивающего склон справа по ходу, (с запада), затем выход на скальный гребень и подъем по нему или по карману между скальным гребнем и снежным склоном. Фото 62.

По снежно-ледовому склону поднимаемся с организацией перильной страховки. Склон подрезан внизу бергшрундом со снежным мостом. Первую веревку (45 м.) провешиваем вертикально вверх, по направлению к скалам. Поднимаемся по жесткому насту, (смерзшийся след от лавины). Бергшрунд переходим по мосту, образованному лавинным выносом. Крепление перил внизу на ледорубе, вверху на ледобурах. Фото 65.

Вторая верёвка перил (45 м.) идет вдоль скального гребня в 10 метрах от него. Рыхлый, промерзший слой снега на ледовом склоне не держит, а только мешает идти, поэтому при первой возможности стараемся выйти на гребень. Верёвка заканчивается около снежно-ледового кулуара, ведущего на гребень ( 60 гр, 15 м.). Еще одна короткая веревка перил до скального гребня (крепление за скальный выступ).

Следующая перильная веревка идет по скальному гребню. Первые 20 м. - гладкие скальные плиты с участками натечного льда в трещинах, 50 гр. (идем, не снимая кошек). Промежуточные точки страховки первого участника и перила закрепляем за скальные выступы. Через 20 м. гребень становится уже и положе (30 гр.). Еще одну веревку 40 м. идем по простым разрушенным скалам, затем по снежно-ледовому карману между скальным гребнем и склоном (30 гр.) Фото 66, 67. Постепенно подъем становится положе до 20 гр., и через 150 м. карман выводит непосредственно на перевальную седловину. По пологой части кармана идем одновременно в связках.

Весь подъём на перевал от снежной подушки занял 4 часа 30 мин. Всего провешено 5 веревок перил (190 м.) Выходим на перевал в 14:30. Высота 4400 м.

Седловина снежная широкая и ровная - можно организовать стоянки прямо на перевале. Фото 68. На седловине снежный карниз на южную сторону.

Тур находится на скалах с западной стороны. С перевала на юг открывается вид на долину Караколтор Зап. Фото 69.

Спуск начинаем в восточной части седловины, у самых скал (западнее карниз) (Ю). Вниз уходит крутой снежный кулуар (35 гр., 150 м.) переходящий далее в осыпной склон (еще 150 м., 30 гр.). Фото 71. Спускаемся по перилам "связка по связке", 100м. (2 веревки). Фото 70. Перила крепим на ледорубном кресте. Последние участники обеих связок спускаются с нижней страховкой через ледоруб. Далее уходим левее на осыпной склон и по нему выходим на дно скально-осыпного цирка под перевалом. Склоны и дно цирка покрыты участками свежего снега. Фото 72. По середине течет ручей. Цирк заканчивается "бараньими лбами". Идем вдоль правого берега ручья до "бараньих лбов" и на их верхней плоской части встаем на ночевку. Спуск с перевала занял 1 час 50 мин. На гладких скалах "лбов" много готовых расчищенных площадок под палатки с каменными стенками. Ручей рядом. Высота 3750 Лагерь ставим в 16:50 мин. Готовим на газу.

Пройденный путь: 3,2 км.
Перепад высот: + 330, - 180, + 450, - 650 (1510)
Ходовое время:
подъем на перевал Солнце - 50 мин.
спуск с перевала на ледник - 10 мин.
подход под начало подъема на перевал Бригантина - 30 мин.
от начало подъема до перевального взлета - 2 часа 30 мин.
преодоление перевального взлета - 4 часа 30 мин.
спуск с перевала Бригантина до стоянок на "бараньих лбах" - 1 час 50 мин.
Всего: 8 часов 50 мин.

8.08 2009 г. 10 ходовой день

Цирк под перевалом Бригантина - траверс склонов ущелья Караколтор Зап. - "бараньи лбы" под ледником Эпюра.

Радиальный выход на перевал Эпюра. Снятие заброски.

Выходим в 10:40. Траверсом некрутого (15-20 гр) средне-осыпного склона над "бараньими лбами", практически без набора и потери высоты уходим направо (ЮЗ). Выходим на левые склоны ущелья Караколтор Зап. и продолжаем идти траверсом склонов в вверх по ущелью (ЮЗЗ). Далеко внизу простирается дно долины реки Караколтор Зап. Фото 73.

Склоны ущелья довольно крутые (от 25 - до 35 гр), в основном травянистые с участками средней осыпи. Иногда обходим выходы небольших "бараньих лбов", шахматном порядке разбросанных по склону. Благодаря многочисленным козьим тропам идти довольно легко.

За 1 час 20 мин. (1,5 км.) доходим до "бараньих лбов" под ледником Эпюра. Впереди виден высокий вал левой береговой морены ледника скрывающий сам язык ледника Эпюра, нависающий над склонами ущелья Караколтор Зап.

На широких травянисто-осыпных полках "лбов" можно найти места, вполне пригодные для стоянки. Текут прозрачные ручьи. Высота 3760 м. Ставим лагерь в 12:00.

От стоянок на бараньих лбах под ледником Эпюра выходим в 13:40. Идём вверх вдоль наиболее крупного ручья, стекающего с "бараньих лбов" по средней осыпи (20 гр.) (С). Проходим между невысокими "бараньими лбами", оставляя небольшой водопад справа. Через 30 мин. (500м) поднимаемся над "бараньими лбами" и выходим на гребень левой береговой морены, а по нему на левую боковую морену ледника Эпюра. Фото 75. Одеваем кошки, выходим на ледник. Невысокую ступень ледника с трещинами обходим справа по ходу, по краю ледника.

Через 35 мин. от выхода на морены выходим на пологую закрытую часть ледника. Связываемся. Снег глубокий (около 80 см). Идем в сторону перевала (С). Очень густой туман - идём по GPS. Через 1 час 30 мин. выходим на перевал.

Перевал едва просматривается в тумане при подходе к нему. Узнать его можно по характерному, уже знакомому нам скальному зубу в центре широкой снежной седловины.

Фото 76. Перевал западнее его. Перевального взлета так такового нет. На перевал выводит короткий снежный склон (50м., 20-25 гр.).

Выходим на перевал в 16:30. Забираем заброску.

Спуск по пути подъёма занял 1 час 30 мин. В лагерь приходим в 18:40.

Пройденный путь: 5,3 км.
Набор высоты: + 550, - 540 (1090)
Ходовое время:
от стоянок в цирке под пер. Бригантина до стоянок
на "бараньиз лбах" под ледником Эпюра - 1 час 20 мин.
от стоянок до левой боковой морены ледника Эпюра - 30 мин.
по левой боковой морене до закрытого ледника - 35 мин.
по леднику до перевала Эпюра - 1 час 30 мин.
спуск до стоянок - 1 час 30 мин.
Всего: 5 часов 25 мин.

9.08 2009 г. 11 ходовой день

Подход под перевал ФКТ (Фрунзенский клуб туристов).

Выходим в 10:15. Продолжая идти траверсом склона долины реки Караколтор Зап. на ЮЗ, постепенно сбрасывая высоту, выходим на левую береговую морену ледника Караколтор Зап. С нее, по крутому конгломератному склону (30 гр, 50 м.),

плотной группой, серпантином, с самостраховкой ледорубом, аккуратно выбирая наиболее удобные, пологие участки спускаемся на пологую боковую морену ледника и по ней идем вверх по ущелью до ручья, стекающего с ледника Эпюра. Переходим по камням несколько рукавов ручья, перелезаем через еще один невысокий моренный вал (правую береговую морену ледника Эпюра) и выходим на ледник. От стоянки - 40 мин. Фото 77.

Далее идем вверх по пологому (5 гр.) длинному открытому леднику Каракалтор Зап. (ЮЗ). Впереди видны вершины и перевалы южного бокового отрога главного хребта, разделяющего ледники Караколтор Зап. и Металлург. Фото 78. Ледник плавно поворачивает на З. Перевал ФКТ пока не виден, он появляется только, когда мы подходим к месту крутого поворота ледника на С.

Перевал узнается сразу - это широкая снежная седловина южнее треугольной вершины - пика Фестивальный. К перевалу ведет характерный ледовый "лоб". Фото 79, 80.

Через 1 час 15 мин. подходим к закрытой части ледника. Высота 4000 м. Связываемся. Продолжаем двигаться одновременно в связках в сторону перевала (З). Почти сразу снег становится глубоким и приходится тропить по очереди.

Через 1 час. 40 мин., не доходя до начала подъема на перевал около 300 м.

останавливаемся на ночевку. Высота 4 200.

Лагерь ставим в 15: 50. Зондируем площадку на предмет закрытых трещин, маркируем границы безопасной зоны. Площадки под палатки вытаптываем в снегу, строим из снега ветрозащитные стенки. Готовим на газу, топим снег.

После постановки лагеря выходим на разведку перевала и протропить начало подъема, до крутой ледовой части.

Пройденный путь: 5,2 км.
Набор высоты: + 460 (460)
Ходовое время:
от стоянок под ледником Эпюра до выхода на ледник Караколтор Зап. - 40 мин.
по открытой части ледника (до поворота ледника) - 1 час 15 мин.
по закрытому леднику до стоянок под пер. ФКТ - 1 час 40 мин.
Всего: 3 часа 35 мин.

10.08 2009 г. 12 ходовой день.

Перевал ФКТ. Спуск в долину Чон -Борду.

Перевал ФКТ (Фрунзенский клуб туристов).
Категория - 2 Б. Характер - снежно-ледовый
Высота - 4500м. Ориентация - З-В
Соединяет ледники Караколтор Зап. (Караколтор) и
ледник Металлург (долина реки Чон-Борду)

Запланированный на 5:00 выход приходится отложить из-за плохой погоды. Густой туман, идет снег. К 7:00 погода улучшается, снегопад прекращается, появляются просветы голубого неба. Выходим в 7:40.

По пологому снежному плато одновременно в связках идем по направлению к перевалу (З). Идти по сделанной вчера тропе, хотя она и засыпана снегом, все-таки легче, чем по целине. Перевальный взлет представляет собой крутой гладкий, практически без разрывов, снежно-ледовый склон крутизной от 45 до 60 гр. в верхней части и длинной около 250 м. Фото 81.

Через 20 мин. подходим под начало подъема. Поднимаемся по середине взлета, по крутому снежному склону (35-45 гр., 100 м.) прямо "в лоб" 25 мин. Фото 82.

Выше начинается крутой ледовый склон (50-60 гр., 100 м.) покрытый слоем свежего снега. Проходим его с перильной страховкой (2 веревки). Перила и промежуточные точки страховки (по 3 на каждую веревку) крепим на ледобурах. Фото 83, 84, 85.

Далее склон начинает довольно быстро выполаживаться (от 50 до 25 гр., 100 м.), снег снова становится глубже. Проходим этот участок, также с перильной страховкой (еще 1 веревка.) Верхний конец перил крепим на ледорубе. На преодоление крутого участка (3 веревок перил) тратим 1 час 30 мин.

Далее идем одновременно в связках по пологому закрытому леднику (15 гр.), держа направление правее (СЗ), ближе к скалам пика Фестивальный (надеясь, что у скал будет менее глубокий снег). Переходим крупную ледовую трещину по снежному мосту с попеременной страховкой и затем вдоль скал выходим на перевальную седловину

(Фото 87), в самую северную ее часть, ближе к скалам пика Фестивальный. Выход на перевал по пологой части ледника занял 2 часа 10 мин. (300 м.) (очень глубокий снег).

На перевал выходим в 12:10.

Седловина снежная и очень широкая (около 200 м.в ширину с севера на юг). Тур находится в центре седловины на скальном островке. Фото 88, 89.

С перевала на запад открывается вид на ледник Металлург и замыкающие его верхний цирк пик Слоненок (5120) и перевал Металлург (3Б,4550). Фото 90.

Спуск с перевала начинаем в нескольких метрах правее тура. Первая часть спуска- простые заснеженные скалы (50 гр. 15 м), далее крутой снежный склон (35 - 30 гр.,150 м), подрезанный бергшрундом. Бергшрунд почти полностью засыпан снегом.

Первую дюльферную веревку закрепляем за скальный выступ. Нижний конец перил крепим на ледорубе в нескольких метрах правее (в стороне от возможного падения камней во время спуска). Фото 91. Последний участник спускается свободным лазанием с нижней страховкой, поэтому перед его спуском организуем две промежуточные точки, закрепляя их петлями за скальные выступы.

Следующие две веревки перил идут по снежному склону. Фото 92. Снег глубокий, поэтому крепим их на ледорубах. Перила провешиваем и снимаем "связка по связке". Последние участники спускаются с нижней страховкой. От начала спуска до снятия последней веревки - 1 час. 40 мин.

Ниже бергшрунда идем одновременно в связках. Фото 93. Снег очень глубокий, проваливаемся выше колена. Идем медленно, со сменой ведущего каждые 15 мин. За час проходим около 250 м. Ледник вскоре выполаживается до 10-15 гр. Держим направление на его правый край. Через 2 часа 20 мин. выходим на открытую часть ледника. Фото 94. Высота 4000 м.

По пологому открытому леднику, вдоль его правого края за 40 мин. спускаемся до конца его языка. С ледника по пологому ледовому склону (15 гр) без проблем сходим на его конечную морену (Фото 95) и далее вдоль правого берега реки за 15 мин. подходим к ровным галечным площадкам у разлива реки. Фото 96. Высота 3800 м.

Места много. Вода в реке Чон-Борду мутная, но рядом со склона стекает прозрачный ручеек. Встаем на ночевку в 18:15. Готовим на газу.

Пройденный путь: 10,5 км.
Набор высоты: + 300 м., - 700 м. (1000)
Ходовое время:
подход под ледовый склон - 45 мин.
преодоление "ледового лба" - 1 час 30 мин.
выход на перевал по пологой части ледника - 2 час 20 мин.
спуск с перевального взлета - 1 час 40 мин.
спуск по леднику Металлург - 3 часа
от ледника до галечных площадок - 15 мин.
Всего: 9 часов 20 мин.
Подъем: 4 часа 25 мин. Спуск: 4 часа 55 мин.

11.08 2009 г. 13 ходовой день.

Полудневка. Спуск по долине Чон -Борду.

Утром занимаемся хозяйственными работами, сушимся (вечером и всю ночь опять шел дождь), приводим в порядок снаряжение и просто немного отдыхаем.

Выходим с места ночевки вниз по долине Чон Борду в 13:00.

Некоторое время идем по камням вдоль самого правого берега реки, затем переходим на травянистый склон долины. Фото 97. Здесь идет хорошая тропа. Склоны долины пологие. Идти легко и удобно. Через 20 мин. (1, 8 км.) проходим место впадения крупного левого притока реки.

Ниже слияния рек широкие и пологие травянистые склоны долины приподнимаются над рекой. Тропа распадается на многочисленные скотогонные тропы. Склоны покрыты низкой жесткой травой. Пахнет полынью. Начинаются так называемые сырты - ....

Примерно в 1 км перед впадением в реку Сарычат, река Чон Борду уходит в глубокий каньон. Тропа проходит высоко над ним, траверсом довольно крутого (25 гр) склона долины, а затем серпантином спускается на широкое дно долины реки Сарычат.

Фото 98,99. От места слияния рек - 1 час 15 мин. (6,5 км.).

Поворачиваем на З, вверх по течению реки Сарычат и еще через 10 мин. по хорошей тропе подходим к месту впадения в нее реки Киче-Борду. Это следующее препятствие на нашем дальнейшем пути мы запланировали оставить на завтра.

Место для ночевки находим в 100 м. ниже по течению реки Сарычат недалеко от берега. Ровные зеленые площадки среди кустов акации и лапчатки были хорошо видны еще с верху при подходе. Рядом течет прозрачный ручей. Дров нет. Готовим на газу.

Высота 3160 м. Останавливаемся на ночлег в 16:30.

Чуть выше (в 150 м.) по течению реки Киче-Борду стоит жестяной домик. Около него много мусора.

Пройденный путь: 10,0 км.
Набор высоты: - 640 м.
Ходовое время: 1 час 45 мин.

12.08 2009 г. 14 ходовой день.

Подъем по долине Сарычат.

Сегодня при подъеме вверх по долине реки Сарычат нам предстоит переправиться через два довольно крупных ее притока. Поэтому выходим рано, в 6:00 и сразу подходим к месту первой переправы, через реку Киче-Борду. Место брода через Киче-Борду мы наметили еще вчера - в 50 м. выше ее впадения в Сарычат. Здесь река наиболее широкая и распадается на три рукава. Переходим реку вброд, тройками. Фото 100. Глубина (макс.) - 40 см., ширина - основного русла 12 м., дно каменистое. Переправа не представляет никаких трудностей.

От реки Киче-Борду по ровному пологому дну ущелья Сарычат, по хорошей тропе, идущей вдоль левого берега реки (З) без ощутимого набора высоты (Фото 101) за 55 мин. подходим к месту впадения реки Бороко. Высота 3240 м.

Бороко можно перейти вброд также примерно в 50 м. выше ее впадения в Сарычат. Это место отмечено большими турами на обоих берегах. Выше река резко сужается и еще выше выходит из каньона. У самого же места впадения в Сарычат река также довольно узкая и бурная. Переправу начинаем в 7:30. Переходим реку вброд тройками. Фото 103.

Глубина (макс.) - 70 см., ширина - 8 м., дно каменистое (крупные камни).

Брод через реку Бороко, намного серьезнее через Киче-Борду. И хотя в хорошую погоду, в раннее время суток он также не представляет особых трудностей, планировать его в плохую погоду и в послеобеденные часы не стоит.

Сразу от места брода выше по долине реки Сарычат уходит хорошая тропа. Она поднимается на сырты и идет некоторое время довольно высоко над рекой практически без набора высоты (З). Склоны долины исчерчены следами различных животных. Несколько раз дорогу нам перебегают степные зайцы и лисы. Есть отчетливые следы медведя.

Через 1 час 20 мин. от Бороко тропа вновь подходит близко к реке. На берегу реки есть плоские места под палатки, а у самой воды реки Сарычат из под земли бьет родник с чистой водой. (Вода в реке Сарычат мутная.) Высота 3420 м.

Встаем лагерем в 10:20 утра. Останавливаемся на полудневку. Готовим на газу.

После обеда уровень воды в реке Сарычат повышается и чистый родник заливается мутной водой, поэтому стоит запастись водой на вечер.

Оставшуюся часть дня отдыхаем, едим, занимаемся хозяйственными делами, собираем материал для исследовательской работы, корректируем карту, готовимся к выходу на заключительную часть маршрута.

Пройденный путь: 10,5 км.
Набор высоты: + 260 м.
Ходовое время: 2 час 15 мин.

13.08 2009 г. 15 ходовой день.

Подъем по долине Сарычат под ледник Колпаковского, подход под перевал Загадка Западный

Выходим в 8:10. Идем вверх по течению реки Сарычат по хорошей тропе вдоль левого берега реки (З). Через 50 мин. подходим к месту слияния рек Сарычат и Колпаковского. На правом берегу реки Сарычат - небольшой деревянный домик. Фото 105.

Продолжаем движение вдоль левого берега реки Колпаковского (СЗ) и еще через 20 мин. подходим к прижиму. Фото 106.

Прижим обходим справа по ходу, поднявшись по каменисто-травянистым полкам довольно высоко над рекой. Фото 107. Преодолев, таким образом, ступень долины реки, через 50 мин. выходим на морены под ледником Колпаковского.

Вновь подходим к самому берегу реки. Еще 15 мин. пологого подъема по средней осыпи вдоль реки и мы выходим к берегу гигантского озера, образованного разлившейся рекой, стекающей с ледника. Фото 108. Высота 3650 м.

Идем вдоль озера иногда по песчаному его берегу у самой воды, иногда забираясь на невысокий моренный гребень 40 мин. (С) Затем еще 30 мин. по пологой конечной морене вдоль левого берега реки по направлению к виднеющемуся вдали языку ледника. Фото 109. Надо отметить, что если сравнивать наш путь с картой, отчетливо видно на сколько сильно отступил ледник Колпаковского (примерно на ... км., см. корректировку карты).

Перед выходом на ледник одеваем кошки и каски. На ледник выходим у левого его края прямо с морены без особых проблем. Лед открытый, в нижней части языка слегка покрыт моренным чехлом. Поднимаемся по ледовому склону 20 - 25 гр. держа направление левее, на середину ледника. На пологую часть ледника выходим за 45 мин. Оставляя, слева по ходу правую ветвь ледника, круто возвышающуюся на СЗ, продолжаем движение в направлении срединной морены основной части ледника, уходящего на СВ.

Еще через 30 мин. подходим к закрытой части ледника. Высота 4000 м. Связываемся. Отсюда уже виден перевал Загадка Зап., слева от скального отрога, отделяющего еще одну правую ветвь ледника. Фото 111. Невысокая срединная морена ведет как раз к этому отрогу. Морена засыпана снегом, но идти по ней все равно значительно легче, чем по очень глубокому (до 80 см.) снегу.

По закрытому пологому леднику, идем на СВ, придерживаясь его срединной морены одновременно в связках. Через 1 час. 40 мин. (3, 8 км.) поворачиваем левее (на СЗ) в направлении перевала. Снег глубокий. Идем медленно, со сменой ведущего каждые 15 мин. Через 1 час 30 мин., пройдя еще 1,9 км., на горизонтальной части закрытого ледника, в 500 м. от начала подъема на перевал, останавливаемся на ночевку.

Высота 4080 м. Зондируем площадку на предмет закрытых трещин, маркируем границы безопасной зоны, вытаптываем площадки в снегу, строим ветрозащитные стенки. Воду топим из снега. Готовим на газу. Лагерь ставим в 18:40.

Пройденный путь: 15, 5 км.
Набор высоты: + 760 м.
Ходовое время:
по долине реки Сарычат - 50 мин.
по долине реки Колпаковского до ледника Колпаковского - 2 часа 35 мин.
по леднику Колпаковского до места ночевки под перевалом Загадка - 4 часа 25 мин.
Всего: 7 часов 50 мин.

Фото 1. Альплагерь Каракол.
Начальная точка нашего маршрута.

Фото 2. Наш первый лагерь у места
слияния рек Онтор и Телеты Вост.

Фото 3. Ущелье Онтор в нижней
своей части. Вид вниз
по течению реки (на С).

Фото 4. Верховье ущелья Онтор,
язык ледника Онтор и пик Каракольский.

Фото 5. Ущелье Культор и тропа вверх
вдоль левого берега реки.
Вид на ЮВ.

Фото 6. Заливные луга
в ущелье Культор.

Фото 7. Место заброски. Моренные площадки
под ледником Культор З. Вид на г. Джигит.

Фото 8. Ущелье Телеты Вост.
Вид с места нашей стоянки вниз (З),
в сторону долины реки Онтор.
Виден пер. Панорамный и ущелье,
ведущее к нему.

Фото 9. Ущелье Телеты Вост.
Вид с места нашей стоянки вверх (В).
Виден пер. Телеты.(прямо)
и место впадение ручья Озерный.

Фото 10. Ущелье Телеты Вост.
Место впадения ручья,
вытекающего из-под пер. Озерный.

Фото 11. Подъем под ледник Озерный.
По тропе, идущей по левому берегу
ручья Озерный, подходим под «бараньи лбы»,
перегораживающие долину.

Фото 12. Морены и ледник Озерный.

Фото 13. Пик Дементьева
с ледника Озерный.

Фото 14. Перевал Озерный.
Вид с ледника Озерный (с севера).

Фото 15. Наша стоянка перевале Озерный.
Вид с перевала на юг.
Виден перевал Рижан.

Фото 16. Вид с перевала Озерный на ЮВ.
Видны пик Дементьева и перевал

стенки с перильной страховкой
«связка по связке».

Фото 20. Восхождение на пик Дементьева
по простым скалам ЮЗ гребня.
Видна предвершинная башня.

Фото 21. Восхождение на пик Дементьева.
Выход на вершину.

Фото 22. Вид с вершины пик Дементьева
на пик Каракольский.

Фото 23. Вид с пика Дементьева
вниз на СЗ. Виден путь подъема
по леднику и перевал Озерный.

Фото 24. Спуск с пика Дементьева.
Последний скальный участок
преодолеваем по перилам.

Фото 25. Перевал 40 лет Советской Киргизии.

Фото 26. Перевал Рижан и путь
к нему с перевала Озерный.

Фото 27. Вид на перевал Озерный
и путь от него к перевалу Рижан.

Фото 28. Перевал Рижан

Фото 30. Преодоление бергшрунда
под перевалом Рижан.

Фото 31. На перевале Рижан.

Фото 32. Южная сторона перевала Рижан.
Путь нашего спуска на ледник Арчатор.

Фото 33. Перевал Арчалытор Сев. Путь подъема на ступень ледника.

Фото 34. Подъем на перевал Арчалытор Сев.
Преодоление крутого ледового склона.
Выход первого.

Фото 35. Подъем на перевал Арчалытор Сев.
Подъем по перилам.

Фото 36. Подъем на перевал Арчалытор Сев.
Преодоление крутого ледового склона.

Фото 37. Подъем на пер. Арчалытор Сев.
Показан путь подъема после выхода
в верхний цирк - траверсом некрутого
снежного склона правого
борта цирка, оставляя правее
по ходу крупные разрывы.

Фото 38. Выход на седловину перевала
Арчалытор Сев. с северо-запада.

Фото 39. Перевал Арчалытор Сев.
Начало спуска с перевальной седловины.

Фото 40. Перевал Арчалытор Сев.
с ледника Арчалытор Вост.
и путь спуска с него на ледник.

Фото 41. Спуск по леднику Арчалытор Вост.
Вдали виден путь спуска
с перевала Арчалытор Сев.

Фото 42. Язык ледника Онтор с морены
ледника Арчалытор Вост.
Виден путь подъема К перевалу Онтор

Фото 43. Место нашего лагеря
и заброски под ледником Онтор.

Фото 44. Наш лагерь под ледником Онтор. Дневка.

Фото 45. Вид долины реки Онтор
с языка ледника Онтор.

Фото 46. Вид с ледника Онтор на запад,
виден путь спуска с ледника
Арчалытор Вост.

Фото 47. Подъем на перевал Онтор
по моренному гребню.

Фото 48. Подъем на перевал Онтор.
Боковая морена упирается
и в разделяющий ледники отрог.
Поворачиваем здесь еще левее (СВВ)
и выходим на ледники.

Фото 49. Скальный гребень, разделяющий
ледники Онтор и Культор Зап.
и перевал Онтор.

Культор Зап. (Снимки 51 и 52
сделаны с одной точки)

Фото 53. Лагерь на гребне правоборежной
морены ледника Культор Зап.
Вид на перевалы Солнце и Эпюра.

Фото 55. Подъем в верхний цирк

Фото 58. На перевале Эпюра

Фото 59. Подъем на перевал Солнце
по снежно-осыпному кулуару.

Фото 60. На перевале Солнце.

Фото 60а. Спуск с перевала Солнце.

Фото 61. Перевал Бригантина.

Фото 63. Перевал Солнце с подъема
на перевал Бригантина.

Фото 64. Подъем на перевал Бригантина.
Преодоление первой ступени – ледопада.

Фото 65. Подъем на перевал Бригантина.
Начало подъема на перевальный взлет

Фото 66. Подъем на перевал Бригантина.
Движение по скальному гребню.

Фото 67. Подъем на перевал Бригантина.

Фото 68. Широкая снежная седловина
перевала Бригантина.

Фото 69. Вид с перевала Бригантина
на юг, в долину реки Караколтор.

Фото 70. Спуск с перевала Бригантина.

Фото 71. Перевал Бригантина с юга.
Виден путь спуска.

Фото 72. Цирк под перевалом Бригантина.
Место нашей стоянки.

Фото 73. Траверс склонов ущелья
Караколтор Зап. Вид на дно
долины реки Караколтор Зап.

Фото 74. Ледник Караколтор Зап.
и место нашей стоянки на «бараньих лбах»
под ледником Эпюра.

Фото 75. Подъем на перевал
Эпюра с ледника Эпюра.

Фото 76. Перевал Эпюра с ледника Эпюра (с юга).

Фото 77. Ледник Эпюра и «бараньи лбы»
под ним с ледника Караколтор Зап.
Показано место нашей стоянки
и путь спуска с нее на ледник
Караколтор Зап.

Фото 78. На открытой части
ледника Караколтор Зап.

Фото 79. Перевал ФКТ. Вид с открытой
части ледника Караколтор Зап.

Фото 80. Перевал ФКТ.

Фото 82. «Ледовый лоб» перевала
ФКТ покрыт свежим снегом.

Фото 83. Подъем на перевал ФКТ.
Преодоление «ледового лба».
Выход первого участника.

Фото 84. Подъем на перевал ФКТ.
Страховка первого участника.

Фото 85. Подъем на перевал ФКТ.
Преодоление «ледового лба»
по перилам.

Фото 86. Вид с подъема на перевал ФКТ.
Пик Джигит (5130) .

Фото 87. Выход на перевал ФКТ
по пологому закрытому леднику
вдоль скал пика Фестивальный.

Фото 88. На седловине перевала ФКТ.

Фото 89. Тур на перевале ФКТ.

Фото 90. Вид с перевала ФКТ
на ледник Металлург (на З).
Видны пик Слоненок (5120)
и перевал Металлург (3Б,4550)

Фото 91. Спуск с перевала ФКТ.

Фото 92. Спуск с перевала ФКТ.

Фото 93. Перевал ФКТ с ледника Металлург.

Фото 94. Язык ледника Металлург.

Фото 95. Спуск с ледника Металлург.
Долина реки Чон-Борду.

Фото 96. Галечные площадки под ледником Металлург.
Место нашей стоянки.

Фото 97. Верховья долины реки Чон Борду.

Фото 98. Траверс склонов ущелья Чон Борду
при подходе к долине реки Сарычат.

Фото 99. Долина реки Сарычат.

Фото 100. Брод через Киче-Борду.

Фото 101. Тропа по долине реки Сарычат.

Фото 102. Долина реки Сарычат.

Фото 103. Брод через реку Бороко.

Фото 104. Река Сарычат.

Фото 105. Домик у слияния рек Сарычат
и Колпаковского.

Фото 106. Прижим на реке Колпаковского.

Фото 107. Обход прижима
на реке Колпаковского.

Фото 108. Озеро под ледником Колпаковского.

Фото 109. Морены и язык ледника Колпаковского.

Фото 110. Долина реки Колпаковского.
Вид с ледника Колпаковского на юг.

Фото 111. Перевал Загадка Зап.