Руководитель: Деменев Н.П., г. Пермь

Отчет о горном маршруте 6 к.с. в районе Заалайского Хребта (Памир), в августе - сентябре 2009 г. Часть 2 из 2

Часть 1 здесь

25 августа

Ходовой День 9

Заброска к лед.Красина - прохождение ледопада лед.Кузгун

Ясно, -10°C, Ясно, +5°C, сл.ветер Ясно, -10°C

11км

+300м -200м.

9 часов 00 мин.

Фото 21. Вид с нижней части ледника Кузгун
на впадение ледника Красина

С утра в 8 часов вчетвером отправились делать заброску на ледник Красина. Вышли на центр ледника Кузгун, в связках. Много закрытых трещин. Постепенно ушли вправо, а обход больших трещин. За 3 ходки по 30 минут подошли к впадению ледника Красина.

Он выглядит ужасно. Весь переломан и покрыт моренами. Решили выйти в скале на стрелке ледников Кузгун и Красина. Пролезли по ледовым серакам и вышли к озеру.

Здесь в камнях оставили заброску и за две напряженных часовых ходки вернулись к лагерю и готовому обеду (предупредили по рации).

Фото 22. Вид на ледопад ледника Кузгун.
Снято на спуске к леднику с перевала Минджар

Фото 23. Вид на среднюю часть ледника Кузгун.
1- ледник с перевала Минджар.
2 – ледопад к верхней части ледника Кузгун

Фото 24. Работа в ледопаде

После обеда, в 14 часов 30 минут пошли "бодать" ледопад. В описаниях не сказано, но он оказался достаточно серьезным. Огромные трещины, мостов почти нет. Движение с попеременной страховкой. Общее направление вверх- влево, по ходу. Закрутили пару ледобуров. Движение в связках. Вдоль левого борта непроходимый рантклюфт, торчат громадные сераки. Фирн раскис, мосты держат плохо.

К 18 часам вышли на верхнее плато. Масса громадных, закрытых трещин. Часть пришлось переползать со страховкой, часть обходили петляя от одного края ледника до другого.

Ушли к левому борту и у небольшого озерца встали лагерем (18.30). Вырубали лед под палатки, засыпая мелочью с морены.

26 августа

Ходовой День 10

Ледник Кузгун - подьем на перевал Киевская Русь (3А, 5700м.)

Ясно, -10°C, Ясно, +0°C, сл.ветер Ясно, -20°C

6 км

+1000 м.

7 часов 00 мин.

Вышли в 8 утра. И по твердому фирну в связках быстро пошли под перевал Киевская Русь. Две ходки по 40 минут и начинаем заходить в цирк перевала.

Фото 26. Путь подьема на перевал Киевская Русь(3А, 5700м.)

Фото 25. Утренние сборы на леднике Кузгун

Глубина тропления до 30 см. Рыхлый снег. Первая "четверка" пробивает тропу. Еще две ходки по 40 минут и подошли к началу взлета на перевал. Устраиваем перекус с чаем. Затем первая связка за 20 минут подходит под взлет и начинает вешать веревки вверх. Под коркой фирна - лед. Первый закрутил 8 ледобуров. Крутизна склона до 50 градусов. Повесили 4 веревки по 50 м. Выше - влево уходит наклонная снежная полка. Прямо сверху нависли мощные снежные карнизы.

Далее путь идет наверх - влево, через мощный бергшрунд, с нависающим 4-метровым козырьком. Первый вышел на ледорубе и ледовом молотке без рюкзака (50м.). Повесили веревку, для убыстрения подъема в середине закрепили на 2 ледобура. На высоте 5650 метров подтягиваться с рюкзаком тяжело. Но обошлись без отдельной транспортировки рюкзаков.

Фото 27. Выход на верхнюю полку.
Переход через бергшрунд издалека смотрится вполне невинно

Выше связками ушли влево, по ходу на седловину перевала (30 минут). Последние подошли к 18 часам. С седловины на юг - прекрасный вид. Виден Центральный Памир. Просматривается весь ледник Федченко, с пиком Революции. Правее хорошо видны пики Корженевской и Коммунизма.

Холодно, сильный ветер. Долго строили стенки из фирна. Варили ужин. Признаков горной болезни практически не наблюдается. Все, кроме руководителя, впервые на этой высоте.

27 августа

Ходовой День 11

Перевал Киевская Русь (3А, 5700м.) - верховья лед. Чикманташ

Ясно, -20°C, Ясно, +5°C, сл.ветер Ясно, -15°C

7 км

-900м.

68часов 00 мин.

С утра холодно, но ясно. Перед нами весь Памир.

Фото 28. На перевале Киевская Русь,
на юге виден пик Коммунизма(7495м.)

Фото 29. На перевале Киевская Русь,

Вышли в 8.30 часов, пока пригрело солнышко. Начали спуск к леднику Чикманташ. В связках ушли ближе к правому склону. Я со страховкой вышел на снег и вместо ожидаемого фирна попал на луд. Под тонкой коркой фирна был натечный лед. Крутизна склона 45-50 градусов. Перепад до бергшрунда метров 300. Первую веревку повесили за скалы и оставили петлю. Следующие веревки крепили на ледобуры. Лед очень твердый, ледобур приходиться крутить в два захода. Покрутил, почистил и снова крутишь. Повесили пять веревок. Последний спускался 4 веревки на передних зубьях, с ледорубом и ледовым молотком на "три такта".

Через бергшрунд перепрыгнули в правой части склона. Дальше - выполаживается на метров 500, ледник уходит вправо и обрывается мощным ледопадом. Это первая из трех ступеней.

Фото 30. Спуск с перевала Киевская Русь(3А, 5700м.)
в сторону ледника Чикманташ

Идем по левой части ледника, в обход трещин. Твердый фирн. Через 500 метров начинается мощный ледопад. Просмотрели слева - не идется. Ушли в правую часть ледника и в обход ледопада, по рантклюфту начали спуск на среднее плато. Камни, лед, крутизна до 50 градусов. Движение местами с попеременной страховкой. Перед выходом на плато - много плохих мостов, прошли справа от трещин. По плато пошли прямо вниз. Лед, трещины. Ниже начинается мощный ледопад. По описаниям тургрупп пересекли ледник влево, до упора. Здесь громадные трещины, путь движения не очевиден. Устроили 20-минутную разведку без рюкзаков. Нашли спуск на левобережную осыпь.

Подход со страховкой через ледобуры, все висит на "честном слове". Закрутили два ледобура и Руслан первым "спрыгнул" на дюльфер. Примерно 30 метров до сыпухи. Он спустился и сообщил, что спускаться в этом месте очень опасно. Внизу ледовый карниз с 2-3 метровыми сосульками. Перевесили веревку по его совету на 10м. правее. Подход по перилам, с верхней страховкой через ледобур.

Фото 31. Обход первого ледопада на спуске
с перевала Киевская Русь(3А).

Фото 32. Спуск дюльфером на осыпь,
в обход второй ступени ледопада

Фото 33. Выход с ледника на левобережную осыпь, при спуске с перевала Киевская Русь (3А).
1 – место дюльфера

Спустились за час. Затем за 30 минут прошли по осыпи траверсом влево, до седловинки, разделяющей правую и левую части ледника.

Фото 34. Подьем на пер.Абрис(3Б) с запада.
1 –место ночевки, 2 –ключевой участок. 3 –седловина перевала

К леднику с перевала Абрис(3Б) ведет крутой конгломератный склон (до 45 градусов) Перепад метров 300. На площадке устроили обед. Воду топили из снега. Тепло, солнечно. Отлично виден подьем на перевал Абрис. После обеда в 14 часов пошли по склону влево-вниз. Средняя осыпь, с конгломератными саями. За час спустились на ледник, приток ледника Чикманташ.

Фото 35. Спуск к леднику с перевала Абрис.
1 – место обеда

Фото 36. Подход к ледопаду с перевала Абрис

Ледник открытый. Одели кошки. Одна ходка (20 мин.) и дошли до ледовых разломов.

Связались и еще две ходки в обход трещин, местами спопеременной страховкой на небольшое плато, место будущего биваука. Просмотрели выход через ледопад под ледовый склон - взлет перевала. Сами стали ставить лагерью полслали троих вешать перила, пройти ледопад. Двое вешали, один следил за камнями. Со скальных склонов время от времени "сыпало". Повесили две веревки вверх и влево. Воду брали с ручейка со скал.

28 августа

Ходовой День 12

Перевал Абрис (3Б, 5350м.) - ледник в долину реки Кузгунтеке

Ясно, -15°C, Ясно, +5°C, сл.ветер Ясно, -10°C

3 км

+550 м -650м.

10 часов 00 мин.

Вышли в 6.30, что бы по холодку проскочить "ключ". Вечером там "летали" здоровенные булыганы. За 15 минут подошли в связках к перилам и начали жумарить. Общее напраление влево-вверх по ходу. Много мостов и трещин, крутизна ледовых участков до 60°. Через час стояли под ледовым склоном. Из под удара камней вышли. Вверх ведет 400 метровый снежно-ледовый склон крутизной 45-50°. Начали попеременное движение в связках, страховка через ледоруб. Через 50 метров пошел крепкий натечный лед. Начали крутить ледобуры и вешать перила. Местами все залито гладким натечным льдом, кошки на нем оставляют только царапины. Первому приходиться идти очень осторожно. Снизу постоянно подносят веревки Провесили 6 веревок по 50 метров и склон начал выполаживаться. Дальше в связках, страховка через ледоруб.

Фото 37. Подьем на перевал Абрис(3Б) по ледовому склону

Фото 39. Ледовый склон перевала Абрис(3Б).
Под тонким слоем фирна жесткий натечный лед

Еще 200 метров в связках и вышли на широкую снежную седловину перевала.

Тур слева, на скалах. Туда сходил Сережа за запиской, которой не оказалось. Оставили свою.

Фото 40. Разведка спуска на восток на перевале Абрис(3Б).

Мы в это время разведывали спуск. На восток висят мощные карнизы. Попробовали выйти справа, не понравилось - круто и опасно. В левой трети седловины подполз к карнизам и просмотрел спуск. Спуск идет через мощный карниз на снежный склон. Влево-вниз уходит крутая, заглаженная лавинами скальная гряда. Перекусили. Закрепили веревку через два ледоруба, до льда глубоко. Выкопал в снегу яму в метр глубиной, льда нет. И со страховкой начали спуск. Веревка отвесного дюльфера через снежный карниз, висят ледовые сосули. Сбил их в висячем положении и вниз. Веревки до выхода скал не хватило. Повесил вторую через ледоруб. Мягкий снег. Еще веревка дюльфера 45-50° и выход на заглаженные бараньи лбы. С трудом нашел место, что бы забить крюк. Крутые заглаженные скалы, на которых, к нашему удивлению, лежало много камней. Дальше гряда уходит влево-вниз, поэтому падающие камни опасны только на первых 5-10 метрах дюльфера. Для каждой станции приходилось искать трещины.

Фото 41. Дюльфер по скалам. Провешено 6 веревок.
Нижний выходит в снежный кулуар

После 6 веревки дюльфера скальная гряда кончается. Дальше идет вниз, на скалы снежный кулуар с большими кальгаспорами, крутизна градусов 35. Но кулуар служит лавиносборником для доброй половины цирка и по всему перевалу висят громадные карнизы. Ниже, правее 300 метров виден выход скал, с плошадкой. Туда бежали по одному, с обязательным наблюдением. Камни на снежных буграх задерживаются, чего не скажешь о лавине. Собирались постепенно на каменном острове. Затем в связках по 3-4 человека пошли вправо-вниз. Снежно-ледовый склон около 45 градусов, но очень много больших трещин, с хлипкими мостиками. Сьежали с верхней и нижней страховкой, на скорости.

Общий путь - вправо-вниз. Наверху висят мощные карнизы, при обвале - придется прыгать в трещины. Движение в основном с попеременной страховкой, в постоянном напряжении. В самой правой части - снежный кулуар, около 45 градусов. Вышли по ледовым склонам на него и быстро сбежали вниз. По нижней части бежали до морены буквально бегом. Вид висящих карнизов придавал прыти. На срединную морену вышли в 18 часов 30 минут. Разровняли площадки, вода в ручье. К утру он перемерзнет. Очень тяжелый в психологическом плане день.

Фото 42. Вид на спуск с перевала Абрис(3Б).
Снято утром 29 августа

29 августа

Ходовой День 13

Ледник в долину реки Кузгунтеке - река Кузгунтеке- лед.Кузгун

Ясно, -10°C, Ясно, +15°C, сл.ветер Ясно, -5°C

10 км

+550 м

8 часов 40 мин.

Утром сфотографировались на фоне перевала. Вышли в 9 часов, вниз по долине к реке Кузгунтеке. Идем по центру ледника. Открытый лед, ледниковые ручьи. За 30 минут подошли к языку ледника. Он обрывается крутыми ледовыми сбросами к ручью. Взяли вправо и по ледовому склону, покрытому слабой мореной спустились вниз. Лучше сразу от места ночевки уходить влево, на левобережную морену. Пошли по левому борту ручья, по травянистым склонам. Ручей уходит в каньон. Еще ходка 40 минут и мы вышли к впадению ручья в долину реки Кузгунтеке. Сама река глубоко внизу, бежит в мощном конгломератном каньоне. Пошли по полке вверх, в направлении ледника Кузгун.

Прошли две ходки (по 40 минут) и слева подошел сай. Перешли сай и через 200 метров уперлись в отвесные, конгломератные склоны. Вернулись и спустились по крутому саю к реке Кузгун. Вдоль правого берега реки идем по осыпям и моренам. Вода в реке бежит кроваво-красная.

Фото 43. Из под языка ледника Кузгун
вырывается красный поток реки Кузгунтеке

Еще ходка вдоль реки и нашли ручеек-приток с чистой водой. Устроили обед. После обеда пошли выше, по полке над ледником.

Фото 44. Здесь мы вышли на лед.Кузгун.
Вдали, в лед.Кузгун впадает ледник Красина

Через 40 минут вышли к правобережному ручью с ледника вершина 5922. Глубокий, непроходимый сай.

С трудом, по крутому конгломератному склону, спустились вниз и по ледовому мосту вышли на ледник Кузгун. Он открытый, но сильно наломан, идут гряды сераков. Одели кошки и начали петлять, выбирая путь. Вышли на середину ледника и по ледовым серакам шли три ходки по 40 минут. На траверзе устья ледника Красина пошли к скале у слияния ледников, к заброске. Две ходки по 30 минут, с лазаньем по серакам и мы у озера. Вырубили площадки во льду, засыпали мелкой мореной. К 19 часам бивуак готов.

30 августа

Ходовой День 14

Ледник Кузгун - правобережные склоны ледника Красина.

Ясно, -10°C, Ясно, +10°C, сл.ветер Ясно, -10°C

+200 м

4 часа 20 мин.

Вышли в 8 часов. Почти час обходили озеро, пришлось возвращаться на ледник Кузгун и затем в правый рантклюфт ледника Красина. По самому леднику пути нет. Неописуемая мешанина трещин, сераков.

Фото 45. Путь вверх по леднику Красина
идет по правобережному рантклюфту

Идем по правому рантклюфту. Путь идет по осыпям, лежащим на льду. Постоянно надо наблюдать за скалами. С них периодически сыплет. Во многих местах под тонким слоем камней жидкая глина. Несколько раз проваливались выше колен. Через три ходки по 40 минут подошли к впадению ледника с перевала Красина. Раньше это был самый простой путь (2Б) на ледник Коман. Сейчас висят ажурные ледовые мосты, крутые, камнеопасные склоны. Путь подьема очень опасен. Устроили перекус - обед.

Фото 46. Путь подьема на перевал Красина (2Б)
выглядит устрашающе

После обеда пошли дальше по рантклюфту. Появились ледниковые озера. К ним падают крутые каменистые склоны. Постоянно сыплются камни. И по леднику не пройдешь и по карману опасно. Выбираем путь. Еще три ходки по 30 минут и у очередного ледникового озера встали на ночлег. Сходили. Посмотрели путь дальше. Надо стараться идти вдоль правого борта. С левого борта долины идут ледовые обвалы. Ледовые выносы практически перекрывают ледник. Далее ледник поворачивает влево, по ходу. В этом месте идут основные навалы льда на правый склон. Ледник Красина огибает отроги пика Красина. Дальше идет прямой путь на перевал Дзержинского.

Фото 47. Очередной ледопад.
После впадения ледника с перевала Красина ледник
начинает поворачивать влево, по ходу

Фото 48. Лагерь был поставлен у озера

31 августа

Ходовой День 15

Правобережные склоны ледника Красина - ледник Красина

Ясно, -10°C, Ясно, +10°C, сл.ветер Снег, метель, -10°C

+400 м

5 часов 20 мин.

Вышли в 8 утра. Сразу началось лазанье по рантклюфту. Лед, засыпанный камнями. Много грязи. Две ходки и вышли выше поворота ледника. Уже видна широкая долина ледника, с небольшими ледопадами.

Фото 49. Движение по правому рантклюфту ледника Красина

Еще две ходки по 40 минут по рантклюфту и появилась возможность выйти на тело ледника. После 20-минутной ходки, у ледового ручья, устроили обед. В 14 часов пошли к центру открытого ледника. Еще ходка 25 минут вдоль ледникового ручья. Затем одели кошки, страховочные системы и в связках пошли в направлении следующего ледопада.

До ледопада дошли за 40 минут. Обошли его слева, по ходу. Идет постепенный набор высоты. Глубина тропления 15-20 см. Погода начинает ухудшаться. В 16 часов ставим лагерь, идет уже настоящая метель.

Фото 50. Взгляд назад, на место биваука у озера

погода начинает ухудшаться

1 сентября

Ходовой День 16

Ледник Красина - подход под перевал Дзержинского.

Пасмурно, -15°C, Снег, метель -10°C, ветер Снегопад, -10°C

3 км

+500 м

4 часа 10 мин.

С утра немного прояснило. За ночь выпало около полуметра свежего снега. Вышли в 9 часов. Первый идет медленно, очень тяжелая тропежка. Идет снег. Сделали две ходки по 30 минут, подошли к следующему ледопаду. Стали его обходить по правому борту. В тумане, к склону прижиматься нельзя. Идут маленькие лавинки. После тяжелой ходки в 40 минут небо "обрушилось". Пошел мощный снегопад, очень сильный ветер. Метель.

Фото 54. Движение в связках по леднику Красина

Фото 55. Подьем на седловину перевала Дзержинского(3А)

Идем в связках, тропим глубокий снег. Местами приходят "заряды", сидим, пережидаем. К 15 часам вышли на седловину, вправо уходит снежно-скальный гребень на пик Дзержинского(6719м.). Виден урывками, сквозь туман.

Широкая седловина. Снежное поле 1 км* 500м. Идем очень медленно. Глубокий снег, сильный ветер, тяжелая тропежка. В 16 часов стали ставить лагерь, погода ухудшается.

Сильный снегопад.

Фото 56. Лагерь почти готов.
На седловине пер.Дзержинского

2 сентября

Ходовой День 17

Восхождение на пик Дзержинского (6719м.,3А)

Ясно, -20°C, Пасмурно, ветер -20°C Снегопад, -20°C

4 км

+1019 м -1019м.

7 часов 00 мин.

С утра ясно, но очень холодно. Дует пронзительный ветер. Решили идти на пик Дзержинского на восхождение. Одели кошки. Взяли с собой термосы и перекус.

Фото 57. Утренние сборы на перевале Дзержинского

Катя не пошла наверх. Чувствует себя не очень хорошо. Остальные начали тропить путь на гребень, вышли в 9ч.30 мин. Он обдут и на нем видны входы скал. Крутизна около 30°, лавиноопасно.

За час поднялись на гребень. На нем снега меньше, но очень сильный ветер.

Крутизна около 30 градусов. Идем, петляя между скал. Часто проваливаемся в снег.

К 13 часам поднялись до высоты 6200м. Здесь у части участников появились признаки горной болезни. Шестеро решили спускаться вниз - плохое самочуствие, мерзнут ноги и т.д. Трое пошли наверх. Идем медленно, чувствуется высота. Утомительная тропежка. На высоте 6500 метров вышли к двум подготовленным площадкам для палаток. Отдохнули и пошли выше. Предвершинный склон завален глубоким снегом, крутизна до 45 градусов.

К 15.20 вышли на вершину. Туман, ветер, видимость метров 100. По GPS высота 6719м. Широкое снежное плато. Вершина. Сфотографировались и через 15 минут вниз. Следы почти замело, спустились за 1 час 40 минут.

Фото 58. Утренний вид на гребень с пика Дзержинского

Фото 59. Вышли на гребень

Фото 60. Подьем на вершину идет по снежному склону

Фото 61. На вершине пика Дзержинского(6719м., по GPS)

3 сентября

Ходовой День 18

Начало спуска с пер.Дзержинского (5700м.,3Б)

Ясно, -20°C, Пасмурно, ветер -20°C Снегопад, -20°C

1 км

-700м.

7 часов 00 мин.

С утра опять хорошая погоды. Мороз, сильный ветер. Вся долина затянута облаками. Пошли в направлении контрфорса на ледник Коман. Глубина тропежки около 30 см. Начали выходить на контрфорс и он хрустнул под первой связкой. Отошли правее, просмотрели. Все висит. Склон расчерчен следами лавинок. Играть в смертельную игру "кошки-мышки" с лавинами никому не хотелось. После разведки решили спускаться левее контрфорса метров 150-200 по ледопаду. Есть возможность укрываться от лавин за сераками. Внизу вся долина засыпана снегом.

Фото 62. Подход к спуску с перевала
Дзержинского(3Б), левее контрфорса

Спуск начинается через карниз, бергшрунд и выводит на крутое (до 45°) снежное поле примерно длиной метров 100. Попытка докопаться до льда не увенчалась успехом, очень глубоко. Весь склон висит. Поэтому забили ледоруб, на него повесили веревку, соединили с верхними перилами и я начал спуск, моля бога, что бы склон не поехал. Еще две такие веревки и спуск через громадный бергшрунд. Для достижения края трещины пришлось пару раз качнуться. Зато левее был выход льда. С наслаждением закрутил два ледобура.

Веревки вешали вправо-вниз, что-бы в крайнем случае лавина зацепила часть группы.

Фото 63. Спуск с седловины, после карниза, идет по крутому снежному склону.
Ниже виден следующий бергшрунд

Фото 64. Преодоление очередного бергшрунда

А дальше снова висящее снежное поле. И опять 4 веревки одна к одной. Общее направление вниз, вправо. Напряженно высматриваем следующий ледовый выход.

Погода начинает портиться. Солнце в мареве. Изредка пролетают снежинки. Перекусили за одним из сераков. К 17 часам провесили

18 веревок дюльфера.

Крутизна склона около 50°, много бергшрундов.

Стали искать место для лагеря.

Он должен защитить нас от возможного удара лавины.

На наших глазах по соседнему кулуару прошлась громадная пылевая лавина.

Укрылись за сераками, поставили палатки. Выстроили стенки. Идет сильный снег.

Фото 65. Перила к ледовому выходу и снова вниз

Фото 66. Вся долина ледника Коман засыпана свежевыпавшим снегом

В 20.15, когда мы доедали суп, услышали шум лавины. Первой ощущение - пройдет мимо. Но, как потом оказалось, она обогнула серак и ударила сбоку. Шум не прекратился и палатку накрыло снегом. Я закричал "держи". Все бросили миски и уперлись руками в потолок. Удар был не сильный, но нас сразу начало давить. Серега был уже в спальнике, крайний в палатке. Его придавило полностью. Попытались открыть выход, там все было придавлено снегом. Крикнули вторую палатку, а в ответ тишина. Нам нарисовалась страшная картина, что вторую палатку унесло лавиной. Пришлось резать палатку в сторону склона. Я протиснулся через снег толщиной около метра и оказался снаружи. Вторая палатка была засыпана меньше и они уже вылезли через свободный вход. Из-под снега они не слышали наших криков, а мы их. Выдернули за ноги Серегу и все в термиках и носках вылезли наружу. Тут услышали шум второй лавины. Я закричал, что бы все вцепились в палатку и держались. Лавина прошла мимо, но засыпала нас снежной пылью и ударила волной. На всю жизнь запомнилось, как из темноты вылетает на тебя клубящееся облако. У всех были на головах фонарики. Начали откапываться. С верхней стороны вырыли на 2,5 метра. Нашли к 24 часам все, за исключением ложки. Снова закрепили все снаряжение и легли спать. Палатку поставили на метр ниже.

Утро вечера мудренее.

9 км

-1000м.

8 часов 00 мин.

С утра начали вешать веревки прямо вниз. Идет снежный склон 45-50 градусов, местами круче. Много бергшрундов. Стоит туман, идет снежок. Поэтому путь просматриваеться плохо. Еще 8 веревок вниз и мы выскочили на отвесный лед. Левее и ниже виден в разрывах тумана широкий снежный кулуар и по нему выход на ледник Коман. Повесил дюльферв, вышел через перегиб на метров 5 и увидел нехорошую картинку. Веревка, примерно метров 20, не доставала до льда внизу и до ледовой стенки было метров 5. Просмотрел переход через отвес справа в метрах 150. Пришлось вылазить на жумаре наверх через карниз. Руслан пошел вешать веревки, а я переводить дух.

Еще две отвесные веревки и начали собираться на широкой снежной полке. От нее, влево в кулуар, ведет снежный переход. По кулуару решили идти по одной связке, с наблюдением. Мы вчера видели, какие по нему ходят ужасы. Погода улучшается, появилось солнце. Пошли по очереди, крутизна склона около 40 градусов, глубокий снег. По кулуару надо пройти метров триста и начинается выполаживание. Можно уйти правее и перевести дух.

Фото 68. Последний дюльфер, дальше движение в связках

В кулуаре очень глубокая тропежка, но чувство самосохранения не дает остановиться.

Бегом, бегом вниз. Много трещин, но они засыпаны глубоким снегом.

То туман, то солнце. Но снега нет.

Фото 69. Сбор после дюльфера.
Дальше движение в связках, влево и вниз

Фото 70. Движение по кулуару с перевала Дзержинского(3Б) идет по глубокому снегу

За 30 минут по глубокому снегу вышли к ледовым буграм ледника Коман. Он завален снегом, путь идет на правый борт ледника, вниз. Сзади - панорама Заалайского хребта, с доминирующей вершиной пик Дзержинского. У ручейка устроили горячий обед. Развязались. Обсудили перевал, повесили 28 веревок, по сложности и напряженности 3Б.

Фото 71. Спуск с перевала Дзержинского (вариант 3Б).
1 –место лагеря. 2 – классический вариант спуска.
3- лавиноопасный кулуар. 4 – седловина перевала

После обеда пошли по моренным буграм ледника Коман. Глубина снега около 30 см.

Идем вниз, отремонтировать палатку, обсушиться, обсудить маршрут.

Две ходки по 40 минут, идем по центральной морене. Кругом громадные валы, дальнейший путь не просматривается. Еще ходка 20 минут и вышли к правому борту долины. Снег кончился. За две 30 минутные ходки вниз, по осыпям, дошли до заброски. Ручей пересох. Мы под перевалом 60 лет Октября (время 18 часов). Просматриваем склоны, они покрыты лавинными выносами. Подход под гребень выглядит устрашающе. Сушимся, чиним палатку. Разбираем заброску.

5 сентября

Ходовой День 20

Полудневка,ледник Коман - пер.4000м.(н.к) -р.Ташкюнгей

Ясно, -15°C, Пасмурно,снег, ветер +0°C Ясно, +5°C

7 км

300 м -400м.

3 часов 40 мин.

С утра стал виден наш путь спуска с вершиной Дзержинского. Отдыхаем, фотографируемся.

Фото 72. Вершина и перевал Дзержинского с ледника Коман

Ближе к обеду погода начала снова портиться. После раздумий решили не рисковать, не идти перевал 60 лет Октября(3А), а выходить через перевал Разведочный в долину Ачикташ. Там нас должен был встречать Антипин с вахтовкой. Вышли в 13 часов. Совершили быструю ходку 40 минут вниз, под заход на перевал 4000м.(н.к) в долину реки Ташкюнгей. За две ходки по 40 минут поднялись по мелкой сыпухе вверх-вправо на седловину перевала. Пролетают снежинки, туман. Вниз ведет осыпной склон, градусов 30. Две ходки по 40 минут и выскочили на травянистые луга. По ним быстро подошли к реке Ташкюнгей. Поставили лагерь на левом берегу в 18.30.

Фото 73. Путь с перевала 4000м.(н.к) в долину реки Ташкюнгей

6 сентября

Ходовой День 21

Р.Ташкюнгей - пер.Разведывательный(2А, 4559м.)

Ясно, -15°C, Ясно, ветер -5°C Ясно, -5°C

+759 м -400м.

4 часа 10 мин.

C утра хорошая погода. Идем вверх по правому берегу реки Ташкюнгей. За ходку(35 минут) по тропе подошли в ручью из-под перевала Разведывательный. Пошли по руслу ручья, перепрыгивая с берега на берег. Идет постепенный набор высоты, осыпные склоны.

За две ходки по 40 минут подошли под взлет перевала. Вверх уходит снежный склон, глубина тропления до 30см. Пошли вверх. Мелкая осыпь смерзлась, обледенела и под слоем снега не держит. Склон лавиноопасен. Идем по неявно выраженному гребню, в правой части склона перевала. Со всех склонов видны следы лавин. За две 40 минутные ходки вышли выше седловины перевала на метров 20. По гребню спустились на седловину, сильный ветер, холодно. Без отдыха побежали вниз. До морен спустились за 20 минут. Далее по правобережным моренам ручья за полтора часа добежали до ручья. Рядом проходит тропа на перевал Путешественников.

Фото 74. Подьем на пер. Разведывательный(2А) со стороны реки Ташкюнгей

12 км

+100 м -100м.

6 часов 00 мин.

С утра послали четверых за заброской. На пик Ленина уже не успеваем.

Вышли в 15 утра. Уже не торопимся. Ходка по тропе и вышли к спуску к "Луковой поляне". Отсюда уже берет сотовая связь, киргизский "Билайн". Позвонили Антипину, договорились о вывозе в Ош. Он пришлет нам миниавтобус. Позвонили домой, всем сообщили "вышли". Затем 2 ходки вниз по тропе и мы покупаем лепешки у киргизских детишек у лагеря "Горы Азии".

Фото 76. Спуск по тропе приводит
к «Луковой поляне», вдали озера Тулпаркель

Фото 77. Урочище Ачикташ. Киргизская юрта.
Прекрасный вид на Заалайский хребет с пиком Ленина(7134м.)