Руководитель: Деменев Н.П., г. Пермь

Отчет о горном маршруте 6 к.с. в районе Заалайского Хребта (Памир), в августе - сентябре 2009 г. Часть 1 из 2

ФЕДЕРАЦИЯ ТУРИЗМА ПЕРМСКОЙ ОБЛАСТИ

ТУРИСТКИЙ КЛУБ "МЕРИДИАН"

ОТЧЁТ О ГОРНОМ МАРШРУТЕ ШЕСТОЙ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ

в районе Заалайского Хребта (Памир), совершенном в августе - сентябре 2009г.

г. Пермь 2010

Справочные сведения

1. Федерация спортивного туризма Пермской области.

2. Район: Киргизия, Памир, Заалайский хребет

Нитка маршрута:

г.Ош - ур.Ачикташ - пер.Разведывательный(1Б,4559м.)-р.Кунгырсуу-пер.Кунгыр Юж.(3786м.н\к)-р.Минджар - пер.Минжар(2Б,5050м.ск.-сн.) -р.Кузгун - пер.Киевская Русь(3А,5700м., лд.)- пер.Абрис(3Б,5350м. лд.-ск.)- р.Кузгунтеке-лед.Красина - в.Дзержинского(3А,6719м.,сн.-ск.) - пер. Дзержинского (вар.3Б,5700м.лд.-сн.) -лед.Коман - пер.4000м(н\к) - пер.Разведывательный (2А, сн.-ос.) - ур.Ачикташ - г.Ош

3. Количество участников: 10 человек

4. Руководитель: Деменев Николай Павлович

5. e-mail: demenev58@mail.ru

6. Отчет хранится в Пермской Областной Маршрутно-Квалификационной Комиссии и_ЦМКК. В сети Интернет на сайте: www.meridian.perm.ru

7. Поход рассмотрен ЦМКК

Пермский край, г. Кунгур, ул. Ленина

5 Г-У Ала-Арча

участник

Общая смысловая идея похода (путешествия)

Нас давно привлекал Заалайский хребет. Но пермские туристы ходят туда крайне редко. Далекие и сложные подьезды. Но район идеально подходит для первой "высокой" шестерки. Остальные района Памира крайне сложны в плане организации путешествия. Поэтому, после походов 2008 года на Западный Кавказ, с преодолением "Креста Эльбруса" с восхождением на обе вершины мы решили поднять свой высотный уровень и выбрали Заалай. Высотный памирский опыт был только у руководителя. Маршрут предусматривал заезд до поселка Ачикташ. Оставляли заброску на пер.Путешественников, ежели Памир "даст" сходить на Пик Ленина. Еще аварийная заброска была оставлена под перевалом Дзержинского, ежели будем уходить вниз, перед траверсом пика Дзержинского. Очень большое внимание уделялось акклиматизации. Мы 5 дней шли вдоль хребта, постепенно набирая высоту через простые перевалы и затем челноком через перевал Минджар(5050м.). Заброска на ледник Красина и кольцо Киевская Русь(3А,5700м.)-пер Абрис(3Б, 5350м.). Далее у нас была заявлен первал Дзержинского (3А) и ЦМКК рекомендовало идти траверсом до пика Ленина.

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте

При заходе много сил отнимает высотная акклиматизация. Маршрут сразу начинается с высоты 3800 м. На второй день мы уже шли перевал Разведывательный(2А,4559м.), выше Белухи, как сказали участники. К постепенному набору высоты надо относиться очень внимательно. При заболевании участника в районе ледника Кузгун - Красина простых выходов нет. Основная трудность при заходе - не смозолить ноги, не упасть с тяжелым рюкзаком. Переправу через реку Кунгырсуу делали по навешанным веревкам, при большой воде не перейти. При подьеме на перевал Минджар летят камни, в верхней части. Основная опасность на ледниках - очень много закрытых трещин. Движение обязательно в связках. Достаточно сложные ледопады - при подьеме и спуске на перевале Киевская Русь(3А). Очень опасные ледопады при подьеме и при спуске с пер.Абрис(3Б). При движении по правому рантклюфту ледника Красина со склона постоянно летят камни. Очень опасен при свежевыпавшем снеге спуск с перевала Дзержинского на ледник Дзержинского. Лавинная опасность существует и она реальна. Мощные пылевидные лавины шли на перевале Дзержинского и с перевала 60 лет Октября. При свежем снеге перевал Разведывательный тоже лавиноопасен.

Итоги, выводы, рекомендации

Все участники группы ранее неоднократно ходили в составе разных групп с руководителем. Все без исключения, давно знают друг друга, а потому психологический климат в группе был благоприятным.

Сроки проведения похода

Судя по многолетнему опыту, август - сентябрь является оптимальным по погодным условиям временем для проведения похода на Памире. В начале августа еще много снега, неустойчивая погода. В конце сентября возможны сильные похолодания.

В этом году погода была даже лучше типичной для Памира, но в ключевой момент преодоления перевала Дзержинского начался свирепейший циклон и пришлось реально бороться за свою жизнь. Выпало до 1.5 метров снега и пошли массовые лавины.

Тактика прохождения маршрута

При заходе в район нами были запланировано сделать заброску под перевал Путешественников и Дзержинского. Затем заход в район через первал Минджар(2Б), довольно высокое и сложное кольцо перевалов Киевская Русь(3А) и Абрис(3Б). Видимо из-за потепления климата резко сдвинулись ледники. Все старые фотографии и описания оказались не годны. Особенно изрублен ледник Красина, сплошная мешанина сераков и трещин. Из ровной дороги прошлых лет он сейчас представляет очень серьезное испытание для групп. На перевал Мингджар мы груз затаскивали челноком, что бы успешнее пройти акклиматизация. Для этого же мы переночевали на пер.Киевская Русь(3А,5700м.). Затем после предварительной обработки ледопада перевала Абрис(3Б), нам удалось его пройти за тяжелый 14-часовой рабочий день. При подьеме на седловину перевала Дзержинского пришел циклон. Мы шли под сильным снегопадом, с отсидками в тумане. Затем совершили при плохой погоде восхождение на пик Дзержинского (3А,6714м.) и ввиду плохой погоды начали спуск на ледник Дзержинского. При выходе на ребро спуск под нами "хрустнул" склон. Чудом не ушла лавина, вместе с первой связкой. Мы решили не играть в "кошки-мышки" с лавинами и начали спуск левее контрфорса, по ледовым сбросам. Снега было по пояс и выше. Основная тактика -три ледобура на сераке и затем связанных 4-5 веревок вниз. Веревки крепились на ледорубы, попытка рытья ям и поиска хотя-бы фирна успеха не имели. За сераками также укрывались от лавинок. Через бергшрунды шли дюльферы, часто косые, что-бы выйти из под возможного срыва лавины. Лагерь в ледопаде был поставлен за сераками, но в 20.15, во время ужина, слетела мощная пылевидная лавина и обогнула серак. Первую палатку раздавили и завалило. Вторую зацепило боком и тоже завалило. Пришлось резать первую палатку и вылазить в сторону склона. Глубина навала с верхней части была около 2 метров. Вылезли в носках и термобелье. Тут-же слетела вторая пылевидная лавина, но проскочила над нами, только сильно припорошила. Откапывались до 24 часов. Нашли все, за исключением ложки. Зашили кое-как порванную палатку, закрепили переломанные дуги. И спускались еще целый день. Всего на спуск было повешено 28 веревок по 50м. Я считаю "чистая" 3Б. Когда подошли к пер.60 лет Октября, то весь склон был перегружен и виднелись следы лавинок. Погода стояла неустойчивая. Решили не рисковать и уходить в Ачикташ через перевал Разведывательный(2А). Заваленный снегом, лавиноопасный, с замерзшей сыпухой, он теперь соответствовал 2А.

Снаряжение

Нами использовалась на маршруте две палатки (6+4). Комбайны были рассчитаны на 2*3 и 4 человека.

Для приготовления пищи использовали бензиновые горелки. У нас было с собой 3 горелки, на 2-х готовили, одна запасная и 20 литров бензина "Kaлоша".

Еду готовили в автоклаве, ставили сразу 2 или 3 горелки. По бокам укрывали всё стеклотканью, но нужно быть очень внимательным и осторожным , иначе можно допустить перегрев горелок и баллонов и сжечь в них клапан. На группу из 10 человек, для приготовления чая и одного основного блюда, нам хватало на 0.5 литра бензина. При подготовке к походу, завхоз для приготовления на газу подобрал продукты требующие минимума времени при приготовлении (овсяные, ржаные, пшеничные хлопья), что значительно снижало расход топлива. Для безопасного прохождения маршрута необходимо специальное снаряжение. Мы взяли с собой пять верёвок 10мм*50м, 5 "френдов", 10 скальных крючьев, 30 ледобуров, расходные петли. Петли оставлялись в основном на ледовых и скальных спусках, в сложных местах. Израсходовали почти все.

Каждый участник имел страховочную систему, 5 карабинов, кошки, ледоруб, каску. Несколько замечаний по личному снаряжению. Каждый имел хорошие трекинговые кожаные или пластиковые ботинки с "фонариками". У всех были утепленные бахилы для высоты. Для ранних выходов очень удобны светодиодные фонарики типа "Тика".

Обязательно все вещи в рюкзаке должны быть в водонепроницаемой упаковке. Очень хорошо для этой цели подходят гермомешки. Обязательны водонепроницаемые накидки на себя и рюкзак, отдельно.

Достопримечательности

В горах Памира несомненно привлекателен район пика Ленина. Очень красиво смотрится вершины Дзержинского. По маршруту много красивых мест - долины рек Кунгырсу, ледник Красина, гигантские ледопады боковых притоков, сверкающие льдом вершины в 6000-7000.тысяч метров.

Подъезды, отъезды

Из Перми на поезде нужно доехать до Екатеринбурга(6 часов), затем до Бишкека (58 часов). Поезд ходит 2 раза в неделю. После экскурсии по столице Киргизии на автомобилях до Оша (10-12 часов), через перевалы и долину Нарына. Рейсовые автобусы из Бишкека до Оша не ходят, запрет правительства. Можно улететь на самолете, но не с нашим грузом. В Бишкеке получили пропуска в погранзону.

В Оше надо выделить день для ознакомления с достопримечательностями и закупа продуктов. Здесь нас встретил Володя Антипин и вечером мы поехали на вахтовке под пик Ленина (14-16 часов) до Ачикташа. На выходе в районе Луковой поляны берет сотовый телефон, оператор "Билайн". Мы позвонили и договорились с Антипиным. Он нас вывез обратно в Ош на микроавтобусе. Из Оша до Бишкека снова на минивэнах. В Бишкеке переночевали на сьемной квартире и утром уехали в Свердловск.

Контакты для заброски

Республика Кыргызстан (Киргизия)

- Международный Центр Туризма "Горы Азии" - туры по Киргизии, транспорт, визы, поддержка экспедиций по Тянь-Шаню и Памиру.

Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Линейная 1а, представительство в г.Ош

- "Достук треккинг" - Кыргызско-Британская компания - путешествия, восхождения. 15-летний опыт работы, более 40 программ по Киргизии, Китаю и соседним странам.

- Туристическая фирма "Ак-Сай Трэвел" - транспорт, визы, туры, гостиницы в Киргизии, восхождения на п.Хан-Тенгри и п.Победа

- Gulsina - туризм в Кыргызстане

- Туристическая фирма "Неофит"(Кок-Желе) - туризм: альпинизм, горные туры , автомобильные , велосипедные и лыжные туры организация научно-спортивных экспедиций по территории Кыргызстана.

Нас забрасывал Володя Антипин из Оша. Погранпропуска делали в фирме "Туркестан Треккинг" в Бишкеке. В Оше пропуска не делают.

Контактные телефоны в Оше: + 996 772 904612 мобильный, + 996 3222 73905 офис.

Использовалась информация из Интернета

Карты с сайиа http://www.turclubmai.ru/heading/papers/279/index.htm

По отчетам из INTERNET

Руководитель Лебедев Андрей Александрович, общее описание района, пик Ленина, пер.Минжар(2Б), 1999 год, 2001

Руководитель группы Нижниковский Евгений Александрович, описания - пер.Абрис(3Б),пер. Дзержинского 3-А, 5700 лед. Коман - - лед. Ленина - пер. Путешественников, 1-А, 4150 - пер. Раздельный, 6140, 3-А,- пик Ленина, 7134, , 1999 г.

Руководитель группы Зеленцов Д.Ю.

пер. Минжар (2Б, 5032 м) - ледник Кузгун - пер. Киевская Русь (3А, 5630 м): восхождение на пик Дзержинского (3А, 6717 м, рад.) - пер. Дзержинского (3А, 5700 м) - ледник Коман пер. Разведывательный, 2003 года, траверс в.Раздельная(6100м.) -в.Дзержинского(6700м.)-пер.Дзержинского(5700м.3Б).

Кроме того, проводились консультации по Интернету с группами, совершишими там маршруты недавно. Большую помощь оказал Королев А., совершившия в 1999 году там маршрут 5 категории сложности.

Общая часть

17 августа

Ходовой День 1

Урочище Ачикташ (3500м) - заброска на перевал Путешественников и под перевал Разведывательный(4200м)

Ясно, +5°C, Ясно, +15°C, сл.ветер Ясно, +10°C

16 км

+700 м -700м.

6 часов 00 мин.

Приехали в Ачикташ под утро, в 4 часа. Поставили палатки. Утром проснулись и ах! Перед нами стоял пик Ленина.

Фото 1. Пик Ленина из Урочища Ачикташ.
1 – Луковая Поляна.
2 – гребень перевала Путешественников.
3 – Пик Ленина(7134м.). 4 – гребень с Раздельной

Вышли в 11 часов. Две ходки по 40 минут по дороге, до Луковой поляны. Там висит табличка - "Ставить лагерь запрещено". Еще за две ходки по грязной тропе вышли к развилке троп. Влево, по ходу, уходит тропа на перевал Путешественников (1А, 4128м.), вправо - к пер.Разведывательный. Травянистые склоны, много сурков. Четверо участников пошли делать заброску на ледник Ленина, А мы вшестером под перевал. За три ходки по 30 минут набрали приличную высоту. Морены, небольшой каньон в русле ручья. Идется тяжело. Не доходя метров 500 перевала, спрятали заброску в камнях, перекусили и за две быстрые ходки вернулись в лагерь на Ачикташе в 19 часов. Задел сделан.

Фото 2. Тропа зигзагами поднимается
на перевал Путешественников(1А.4128м.)

18 августа

Ходовой День 2

Урочище Ачикташ(3500м.) - пер.Разведывательный(1Б,4559м.) -р.Ташкюнгей(4200м.)

Ясно, +5°C, Ясно, +10°C, сл.ветер Снег,-5°C

10 км

+1559 м -400м.

7 часов 10 мин.

С утра прохладно. Вышли с половиной груза уже по знакомой дороге в 8.30. За три ходки по 40 минут подошли к развилке троп. Затем по моренным валам начали набор высоты. Идем медленно. К 14 часам подошли к заброске. Рядом ручей. Устроили обед. Хорошо виден подьем на перевал. К нему ведут черный осыпные склоны. Сам подьем - мелкая осыпь, до 30 градусов. На седловине снежник с карнизом. После обеда, пошли на перевал. На седловину поднялись в 17 часов. Сфотографировались и по крутым камнеопасным склонам начали спуск вниз-влево. Осыпь мелкая и сильно едет. За 40 минут спустились с перевала. Погода портиться. Дошли до правобережного ручейка(2*20 минут). В самой долине воды нет, все под камнями. Вырыли и выложили две большие площадки. Идет снег. Народ колотит горная болезнь. Пьем кислый чай.

Фото 3. Подьем на перевал
Разведывательный(2А, 4559м.)

Фото 4. Долина реки Ташкюнгей.
1 – наш перевал к реке Комансу

Фото 5. На перевале Разведывательный(1Б,4559м.)

19 августа

Ходовой День 3

Урочище Ташкюнгей - некатегорийный перевал (4000м.) на реку Комансу(3700м.)

Ясно, -10°C, Ясно, +10°C, сл.ветер Ясно, -5°C

8 км

+400 м -400м.

5 часов 40 мин.

С утра холодно и ясно. Вышли в 8 часов. Две ходки (по 40 мин.) по руслу ручья по снежникам и осыпям и подошли к реке Ташкюнгей. Перешли по камням. По левому берегу идет тропа. Еще две ходки по 30 минут и вышли в широкую долину. Пасется скот, далеко внизу видны юрты. Много заболоченных участков. Подошли к ручью, бегущему из-под вершины 4421. Пошли вверх, медленно набирая высоту. Рюкзаки давят. Травянистый склон до 20 градусов. Сделали две ходки по 30 минут и у ручья стали на обед. Выше воды нет. После часового обеда пошли вверх -влево, с набором высоты. Идется очень тяжело. За две ходки по травянисто-осыпному склону до 25 градусов вышли на седловину перевала к реке Комансу. Спустились по осыпному склону (до 30 °) к реке за 40 минут. У реки удобные площадки. Поставили лагерь в 18.50. Все сильно устали.

Фото 7. Вид назад из урочища Ташкюнгей.
Х – перевал Разведывательный(1Б)

Фото 8. Вид с перевала 4000m. на запад,
к реке Кунгырсу. 1- место переправы через р.Кунгырсуу

20 августа

Ходовой День 4

Река Комансу(3700м.) - река Кунгырсуу(переправа) (3450м.)

Ясно, 0°C, Ясно, +15°C, сл.ветер Ясно, -3°C

17 км

+200 м -100м.

6 часов 40 мин.

Вышли в 10.30. С утра трое участников сходили вверх по реке Комансу и оставили аварийную заброску около ледника Коман. Затем по камням перепрыгнули речку и пошли на запад по широким травянистым полям. Кругом пасется скот, подьезжают киргизы, знакомятся. За три ходки по 40 минут подошли к каньону реки Кунгырсуу. Киргизы сказали, что каньон надо обходить понизу. За ходку спустились в каньон по конгломератным склонам до 35 градусов. Есть ручеек с чистой водой. Сама река выглядит сурово. Переправа требует страховки. Пока варился обед, сбегали на разведку вверх и вниз. Нашли место переправы. Приготовили веревки. Одели страховочные системы.

После обеда навесили веревки. Проходили со страховкой, ширина переправы c протоками 10м..

Фото 9. Переправа через Кунгырсуу

Фото 10. Бивак у левого притока Кунгырсуу

После переправы вылезли по крутому конгломератному склону к тропе и пошли на запад. Тропа идет поверху. Кругом пастбища, стоят юрты. Гостеприимные киргизы зовут пить чай. Сходили, попили, поговорили. Еще две ходки по тропе и вышли к левому притоку Кунгырсу, не доходя перевала 18 (пер.Кунгырсу Южный н.к). Встали на ночлег в 18.50 часов. Ночью шел снег.

21 августа

Ходовой День 5

Река Кунгырсуу - пер.Кунгыр Юж.(н.к.3786м.)-р.Минджар(3500м.)

Ясно, -5°C, Ясно, +12°C, сл.ветер Ясно, -5°C

11 км

+100 м -100м.

7 часов 00 мин.

Вышли в 9 часов и после простой переправы по широкой тропе пошли на перевал Кунгыр Южный, он хорошо виден с тропы, она ведет прямо на него. За две ходки по 40 минут вышли на перевал. С него спустились в широкое урочище, влево уходит дорога в верховья по правому борту вершины Кунгуртюбе(4165м.). Мы пошли севернее и за ходку по 40 минут подошли к реке Ката-Бешик. Перепрыгнули по камням. Затем по дороге пошли к реке Кичик-Бешик. Две ходки по 30 минут и обед у реки. Затем по дороге вышли в широкую долину реки Минджар(45 минут). Вверх идет дорога, стоят юрты. Прошли вверх три ходки по 40 минут и встали на ночлег у правого притока. Есть вода. Наверху воды нет. Долина очень красивая. По левому берегу реки громоздятся красные скалы.

Фото 11. Стойбище у горы Кунгуртюбе

11км

+355м.

6 часов 00 мин.

Вышли в 8 часов. Идем по правому берегу реки Минджар к леднику Минджар. Много троп. Стараемся не терять высоту.

Фото 13. Впереди вырастает Заалайский хребет.
Виден ледник Минджар

Путь идет по моренам и осыпям, главное не спускаться к леднику. К нему обрываются крутые конгломератные склоны. После 3-х ходок по 30 минут начинаем заходить в цирк ледника Минджар. Впереди виден гребень, ведущий на перевал Минджар(2Б) и перевал МАИ(2А), идет постепенный набор высоты, осыпи и морены, много крутых конгломератных саев.

Еще две ходки по 30 минут и к 13 часам подошли к удобному месту для организации лагеря. Зеленая лужайка в кармане морены, чуть выше чистый пропадающий под камнями ручей. Устроили обед. После него понесли заброску на гребень к перевалу. Сходили за 3 часа, оставили продукты и вещи. Выход на контрфорс идет по снежному склону до 30 градусов. Мелкая осыпь. С вечера запаслись водой на утро.

Фото 14. С правого берега ледника Минджар
виден путь подьема на пер.Минджар(2Б,5050м.).
1 – место бивака. 2 – место следующего лагеря.
3 – перевал. 4 – перевал МАИ (2А)

23 августа

Ходовой День 7

Ледник Минджар - контфорс перевала Минджар(2Б)

Ясно, -5°C, Ясно, +10°C, сл.ветер Ясно, -5°C

3км

+625м.

4часов 3 мин.

Вышли в 9 утра, холодно, ясно. Сильный ветер. За две ходки по 30 минут поднялись по снежно-осыпному склону на гребень. Гребень обдут ветром, без снега. Начали подьем по осыпи, крутизна около 30°. Внизу начинает разворачиваться панорама Алайской долины.

Каждый идет в своем темпе. Видны остатки какой-то тропы. К 12 часам подошли к площадкам на гребне. Они маленькие для нашей группы. Перекусили. Решили забросить часть груза к верхнему контрфорсу, посмотреть обход скал и провесить веревку. Забрали часть груза и начали подъем. Часть скалок пролазим свободным лазаньем. Небольшие взлеты до 1.5 метров.

Фото 14. Подьем по гребню на перевал Минджар

К 15 часам подошли под скалы контрфорса. Оставили груз и начали спуск к лагерю. Двое остались вешать веревки, для обхода контрфорса справа по снежно-ледовому склону. Работяги одели кошки. Мы спустились за 15-20 минут к площадкам и начали вырубать, углублять и расширять площадки. За 1.5 часа добились своего. Аэродромы были готовы. Провешали на подьем две веревки по 50м., крепление за скалы.

Фото 15. Подготовка плошадок на гребне перевали Минджар(2Б)

24 августа

Ходовой День 8

Контфорс Минджар - перевала Минджар(2Б,5050м.)-лед.Кузгун

Ясно, -5°C, Ясно, +15°C, сл.ветер Ясно, -10°C

4 м

+450 -30м.

5часов 30 мин.

Вышли в 8.30. Медленно, за две 30 минутные ходки подошли к скалам контрфорса. Подходили по очереди, одевали кошки, страх.систему, загружали рюкзак и начинали подьем на жумаре по ледовому склону до 45°. Спустили камень, он ушел мимо контрфорса, но пока кричали "камень", Дима Д. умудрился упустить 3-х местный комбайн на 1.5 км., вниз. Они проследили весь его полет, до открытого ледника. Я был наверху и мне сообщил Руслан о потере. Я спустился вниз, но Дима уже убежал за спальником. Поднялся только после обеда, главное не взял с собой воду, а на гребне воды нет.

Провесили еще одну веревку по склону крутизной до 30 градусов. Снег и под ним лед. Крепление за скалу у тура. Стали по очереди выходить наверх. Печет солнце. К 11.30 вышли все. Решили устроить горячий обед и подождать Диму. Все чувствуют себя хорошо. Признаков горной болезни нет. Дима подошел к 13 часам, спальник нашел.

Фото 16. Выход на перевал Минджар(2Б),
позади Алайская долина и Памиро-Алай

Фото 17. Обед на седловине перевала Минджар(2Б,5050м.)

Сняли веревки. И первая связка в 4 персоны пошла вниз. Путь шел в обход трещин - влево, ближе к скалам. Глубина тропления до 20 см. Сырой, тяжелый снег. К началу перегиба сместились к центру, в обход левобережных трещин. Первая связка ушла на разведку перехода на ледник Кузгун

Фото 18. Спуск с перевала Минджар(2Б,5050м.)

Фото 19. При спуске к леднику Кузгун
хорошо просматривается путь по ледопаду
в верхний цирк ледника, подход под перевал Киевская Русь (3А,5700м.) 1 – место ночевки 26 августа
2 – седловина перевала Киевская Русь

Фото 20. Вид на низовья ледника Кузгун,
виден путь движения первой связки

Ниже, после перегиба, начинается открытый ледник, крутизной до 20°. Немножко попетляли в обход трещин. Первая связка сообщила по рации, что простого перехода на ледник Кузгун нет. Надо вешать дюльфер в разлом. Я посоветовал подняться вверх вдоль разлома. Переход нашли только у правого борта ледника с перевала Минджар. С попеременной страховкой по ледовым серакам вышли на левый борт ледника Кузгун. У небольшого ледникового озера в 16.40 начали ставить лагерь. Завхоз начал сортировку продуктов для заброски на ледник Красина.