Добро пожаловать !
Войти в Клуб Mountain.RU
Mountain.RU

главнаяновостигоры мираполезноелюди и горыфотокарта/поиск

englishфорум

Читайте отчеты и технические описания походов в Библиотеке МКК
МКК горный туризм > Библиотека


Всего отзывов: 0 (оставить отзыв)


Руководитель: Бояршинов С.Б., г.Пермь

Отчет о горном походе по Терскей-Алатоо и Куйлю в августе 2009 г. Часть 2 из 2

Продолжение. Часть 1 здесь

13 августа

Ходовой день 11

ледник Куйлю Южный – перевал Буревестник (2А*, 4520, сн.-лд.) – ледник Ашу-Тор Восточный

Облачно

Пасмурно, снег

Облачно

4 км

+520 м -320 м

7 часов 55 мин

Общий подъём в 5 часов. Выход в 6 часов. Погода отличная. Сначала вдоль русла ручья, потом вдоль правобережной морены ледника быстро набираем высоту. С ледника видно, что на хребет ведет раздваивающийся в верхней части кулуар. В 8.30 часов подошли к основанию кулуара, по которому планировали подняться на хребет. С запада приближается плотная серая туча. Хочется подняться на перевал до её подхода, чтобы успеть просмотреть путь спуска. Кулуар, в средней, наиболее крутой части около 45°, покрыт смерзшимся, но не жестким снегом (фото 17). Кулуар прогревается во второй половине дня. В средней части кулуара, перед его разделением, слой снега около 10-15-ти сантиметров, под снегом лёд. На перевал поднялись по западной, более пологой (около 35°) ветви кулуара в 11 часов. Тур не нашли ни на нашей седловине ни на восточной, на которую выходит вторая ветвь кулуара. Сложили тур на скальном выходе.

После просмотра возможных путей спуска (фото 21) стало очевидно, что категория сложности перевала выше заявленной. Такого крутого спуска не было ни на одной из пройденных нами трех 2Б. В 12 часов продолжили движение, уйдя от седловины на 50 метров вправо. Оттуда 80 метров, слегка забирая вправо от линии падения воды, ближе к краю ледовых сбросов (фото 18). Здесь слой снега меньше и можно организовать страховку на ледобурах. Вдоль ледового сброса 125 метров до выхода на ледник в 10 метрах выше неширокого бергшрунда, перекрытого во многих местах надежными мостами (фото 19). Крутизна склона около 70°. Последние 25 метров почти отвес (фото 20). Выход первого на ледник в 14 часов.

Отойдя от склона на безопасное расстояние, поджидая, пока ребята снимут перила, сделали обед. На перевал Обручева и, следовательно, на одноименный пик не пошли, т.к. снег совершенно не держит. Отстаем от графика. Поставили палатки.

14 августа

ходовой день 12

ледник Ашу-Тор Восточный – нижнее течение реки Ашу-Тор Восточный

Нет видимости, снег

Пасмурно

Облачно

8 км

-700 м

4 часа 50 мин

К ночи погода традиционно испортилась. Всю ночь шёл снег. После завтрака, в ожидании видимости, успели поспать около часа. Прояснило только ближе к 10 часам утра. Пошли вниз по леднику, пересекая его в среднем течении с юга на север (фото 22).

К 11 часам пересекли ледник и пошли дальше держась между ледником и его правобережной мореной. В 12.30 часов встали на обед у языка ледника. Река мутная. Воду для чая набрали с ледника.

После двухчасового обеда перешли вынос небольшого свежего селя, спустившегося в русло реки Ашу-Тор Восточный (фото 23). В этом месте, с правого борту долины постоянно шли камни, застреваю в кармане правобережной морены.

К 16 часам, по плоскому, широкому дну долины, дошли до первых полян и, сделав ещё переход, встали на ночевку. Небольшой ручей теряется на поляне, в нескольких метрах от обрывистого берега реки Ашу-Тор Восточный. В реке вода очень грязная.

15 августа

ходовой день 13

река Ашу-Тор Восточный – среднее течение реки Каракол-Тор Западный

Мокрый снег

Ясно

Облачно

19 км

-400 м +200 м

5 часов 35 мин

Только успели собрать рюкзаки, как пошёл дождь со снегом (фото 24). Вышли в 7 часов. К 10 часам утра, по альпийским лугам (в верхней части долины есть тропа) добрались до стойбища у слияния рек Ашу-Тор и Каракол-Тор Западный. К 16 часам, после двухчасового обеда, подошли к месту переправы через Каракол-Тор Западный. Переправа вечером практически не отличалась от утренней переправы, уровень воды существенно не изменился (фото 25). После переправы разобрали заброску и встали на ночёвку.

16 августа

ходовой день 14

река Каракол-Тор Западный – верховья ледника левого притока реки Каракол-Тор Западный

Низкая облачность

Облачно

Пасмурно, снег

8 км

+900 м

5 часов 30 мин

Вышли в 8 часов. По крутому травянистому склону, припорошенному за ночь мокрым снегом, за 1 час поднялись на высокий левый борт долины Каракол-Тор, тропы нет. По каменным отложениям на правом берегу реки, к 10 часам вышли на ледник. Погода периодически портится. Обед сделали в 12 часов, выйдя на широкое, слегка наклонное ледовое плато. Во время обеда погода наладилась, и удалось сориентироваться.

В 14 часов пошли в связках вверх по леднику, стараясь держаться его правого борта (фото 26). К 17 часам, обойдя ледопад, вышли на верхнее плато ледника, и примерно в километре от вершины 4721 встали на ночёвку.

17 августа

ходовой день 15

перевал Одесских политехников (2Б, 4600, сн.-лд.) – среднее течение реки Чон-Узень

Ясно

Ясно

Ясно

10 км

+200 м -1400 м

6 часа 15 мин

Утром одна из горелок работала плохо. Понадобилось её чистка, поэтому завтракали поздно. В 9.30 вышли к перевалу. Перевал находится восточнее вершины 4721, в месте, где от основного хребта на север уходит его отрог, разделяющий ледники Чон-Узень Западный и Чон-Узень Восточный.

В 11.20 всей группой поднялись на перевал. Тур на скалах слева.

Спуск начали в 12 часов. От нижнего края скал, по снежному склону (до 50°) на небольшое наклонное снежное поле (правая сторона начинающегося отрога) навесили 1 верёвку перил (фото 27). Отсюда в связках, сначала влево-вниз на отрог, затем по наклонному, широкому, снежному гребню отрога вниз. В верхней части две неширокие засыпанные снегом трещины. Спустившись до скальных выходов в средней части отрога, по мелкой осыпи или по снегу влево-вниз на приток восточной ветви ледника Чон-Узень Западный.

Приток восточной ветви формируется в цирке, лежащем непосредственно под вершиной 4721 и в нижней части правый борт его обрывается ледопадом. Обойдя ледопад слева, под склонами вершины 4721, спустились на восточную ветвь ледника Чон-Узень Западный (фото 28). По центру ледника, оставляя справа зону разломов, дошли до его конечных морен и в 15 часов встали на обед.

В 17 часов начали спуск к озеру, держась левее ручья. Обогнув озеро слева, сначала по камням, лежащим в русле ручья, затем по альпийским лугам вышли к борту долины реки Чон-Узень. Ручей обрывается в долину бурным потоком.

По крутым травянистым склонам, левее ручья спустились в долину. Верховья долины завалены крупными каменными блоками. За завалами, на левом берегу реки появляется тропа. В 18.45 часов, увидев удобную полянку, встали на ночевку.

18 августа

ходовой день 16

верховья реки Чон-Узень – река Арашан

Пасмурно

Дождь

Пасмурно

11 км

-400 м

3 часа 30 мин

Вышли по тропе в 9 часов. Завал, перегородивший долину выше слияния Чон-Узень и ручья Такыр-Тор, обошли вдоль берега реки и в 10.30 остановились на поляне, среди первых елей и арчи, в 300-х метрах выше устья ручья Такыр-Тор. Сделали полуднёвку. Партиями сходили на горячие источники Такыр-Тор. По тропе от устья Такыр-Тор до источников можно налегке добраться за 1 час.

В 17 часов под дождём переправились по бревнам на левый берег Такыр-Тор и по хорошей тропе пошли вниз. В 17.45 достигли урочища Экичат.

В 18.30 переправились по бревнам через ручей Кыруин-Тор, а в 19.10, найдя удобные площадки, встали на ночлег.

19 августа

ходовой день 17

среднее течение реки Арашан – город Каракол

Пасмурно

Ясно

Облачно

27 км

-800 м

7 часов 10 мин

Вышли в 9 часов. В 9.50 переправились по бревнам через речку Кельдыке и в 10.25 остановились на привал у курорта Арашан. От Кельдыке до курорта тропа идёт по еловому лесу и довольно сильно разбита лошадьми.

Ребята не смогли побороть искушения, купили кумыса с хлебом и расправились с ними в несколько минут. После перекуса переправились по мосту на правый берег реки Арашан и, миновав ванны с горячими источниками, пошли вниз по грунтовой дороге. В 14 часов сделали обед на берегу ручья Тура-Булак - правого притока реки Арашан.

С 15.30 до 17.30 часов прошли оставшийся отрезок пути до Теплоключенки. В Теплоключенке около нас остановилась полная пассажиров «газель», но водитель убедил нас ехать и мы непостижимым образом, всей группой вместе с рюкзаками, забились в машину. В 19 часов мы высадились в Караколе, недалеко от офиса фирмы «Туркестан-Тревел». Прибыв в «Туркестан-Тревел», поставили палатки на территории её фруктового сада, приняли душ и переодевшись, сходили в кафе на ужин.

20 августа

город Каракол

Ясно

Облачно, +20

Дождь, гроза

Днёвка в Караколе. Утром на автовокзале купили билеты на рейсовый автобус до Бишкека. После завтрака сходили на рынок, обошли магазины. Часть группы решила съездить на озеро Иссык-Куль. До озера можно добраться рейсовым автобусом с центральной площади города.

Вода в озере оказалась холодной и полноценного купания не получилось. Кроме того, начал дуть холодный западный ветер и даже в футболках стало холодно. Собрав вещи, мы решили вернуться в Каракол.

После ужина, перед началом упаковки рюкзаков, с запада пришла грозовая туча и начался дождь. Вещи собирали в палатке. Мокрые палатки в рюкзаки убирать не стали. Дождь перестал, и мы пешком пошли на автовокзал. По дороге дождь снова усилился и до автовокзала мы добрались вымокнув до нитки.

С трудом уселись в автобус, т.к. водитель всё багажное отделение забил мешками с яблоками. Часть рюкзаков пришлось разместить в салоне автобуса.

21 августа

город Бишкек

Ясно

Ясно, +30

Ясно

Слегка просохнув за ночь, с остановкой на перекус в придорожном кафе, в 6 часов утра мы высадились на автовокзале города Бишкек.

От услуг таксистов отказались и на городском автобусе доехали до парка, по которому поднялись к железнодорожному вокзалу. Расположившись рядом с вокзалом, вывесили за киоском, подальше от любопытных глаз, наши палатки для просушки. Поочередно сходили в город: позавтракали, купили продуктов в дорогу.

По прибытии поезда, без взвешивания рюкзаков на пункте взвешивания ручной клади, погрузились в поезд и в соответствии с расписанием покинули столицу гостеприимного Кыргызстана.

Определяющие препятствия маршрута.

Перевал Валерия Грушина, из-за достаточно большой высоты перевала, заснеженности и необходимости прохождения длинного участка в верховьях ледника Кара-Тор оказался сложнее физически, чем технически. Техническая сложность перевала определяется спуском на ледник Куйлю Южный. Возможно, после малоснежной зимы и в жаркое лето потребуется навеска нескольких веревок перил. В нашем случае весь спуск проходил по глубокому снегу со страховкой через ледорубы. Но нужно внимательно следить за лавинной опасностью. При этом следует учитывать, что по желобу, из-под скал, снег сходит более часто (фото 14). Но это препятствует большому накоплению снега.

Перевал «Буревестник» оказался самым сложным в техническом плане. В малоснежный сезон может понадобиться организация страховки на подъёме по кулуару, особенно в нижней его части. Проходить кулуар необходимо в первой половине дня (возможно падение камней по ледовому склону). Спуск с перевала нужно начинать сместившись от седловины примерно на 100 метров влево. В этом случае удастся обойти мощный ледовый сброс. Перед спуском на ледник Ашу-Тор Восточный следует обратить внимание на наличие карнизов на гребне хребта. В нижней части склона наиболее удобный путь спуска оказывается в зоне возможного поражения при обрушении карниза. Поэтому на спуске нужно придерживаясь края ледовых сбросов, остающихся слева.

Перевал Одесских политехников имеет ярко выраженный односторонний характер. Проходить перевал необходимо при хорошей погоде, т.к. при прохождении перевала с юга на север нужно точно знать место начала спуска, чтобы избежать попадания на сбросы Аксуйской стены. Дальнейшее движение по широкому ребру и спуск с него на ледник Чон-Узень Западный также требует знания пути спуска и хорошей погоды.

Переправа через реку Ашу-Тор может стать очень серьёзным препятствием на пути к перевалам хребта Куйлю если будет отсутствовать мостик через неё.

Общественное снаряжение.

№ п\п

Наименование

Вес единицы (кг)

Кол-во

Общий вес (кг)

1

Палатки

4

2

8,0

2

Котлы

0,75

2

1,5

3

Горелки

0,5

3

1,5

4

Топливо (бензин)

0,66

12л

7,9

5

Стеклоткань

0,4

1

0,4

6

Поварешка

0,1

1

0,1

7

Спички

0,05

1

0,05

8

Снежная лопата

0,6

1

0,6

9

Верёвка основная

3,5

4

14,0

10

Карабины

0,1

16

1,6

11

Ледобуры

0,8

14

1,1

12

Крючья скальные

0,06

5

0,3

13

Расходные петли

0,2

3

0,6

14

Фотоаппараты

3

1,75

15

Мешки для заброски

0,08

3

0,25

16

Ремнабор

0,9

1

0,9

17

Аптечка

1,5

1

1,5

18

Айсбайль

1,25

1

1,25

ИТОГО

43,3

Личное снаряжение.

№ п\п

Наименование

Вес (кг)

Специальное

1

Каска

0,35

2

Карабины (5шт.)

0,5

3

Страховочная система с самострах.

0,7

4

Рукавицы брезентовые

0,1

5

Жумар

0,3

6

Спусковое устройство

0,2

7

Ледоруб

0,8

8

Кошки, стропы, упаковка

1,0

9

Очки солнцезащитные

0,05

10

Репшнуры (3шт.)

0,3

Обычное

1

Рюкзак

1,0

2

Спальник

1,5

3

Коврик

0,7

4

Тёплая куртка

1,2

5

Свитер

0,5

6

Накидка от дождя

0,2

7

Шапочка от солнца (платок)

0,2

8

Ветрозащитный костюм

0,3

9

Костюм «полартэк»

0,7

10

Термобельё

0,4

11

Тёплая шапочка

0,2

12

Носки шерстяные (2п)

0,3

13

Носки х\б (3п)

0,2

14

Стельки

0,1

15

Фонарики на ботинки

0,1

16

Горные ботинки

1,5

17

Кроссовки

0,5

18

Фонарь налобный

0,1

19

Чашка, ложка, кружка, нож

0,4

20

«Сидушка»

0,2

21

Спички в гермоупаковке

0,05

22

Гигиеническая помада

0,05

23

Гигиенические принадлежности

0,3

24

Деньги, документы

0,2

ИТОГО

15,2

Ремонтный набор.

№ п\п

Наименование

Количество

1

Отвертка

1

2

Ножницы

1

3

Пассатижи

1

4

Шило с приставками

1

5

Напильник

1

6

Иголки, нитки, дратва, наперсток

Комплект

7

Капрон, кожа, брезент

Комплект

8

Клей «момент»

1

9

Киперная лента (5м)

1

10

Шурупы

10

11

Пуговицы

10

12

Скотч

1

13

Проволока

Комплект

14

Капроновый шнур (20м)

1

15

Крючки, кнопки платяные

10

16

Очки с\з запасные

1

17

Ложка запасная

1

18

ЗИП для горелок

2

ИТОГО

0,9 кг

Медицинская аптечка.

№ п\п

Наименование

Кол-во (шт.)

Предназначение

1

Бинты стерильные

5

2

Бинты нестерильные

5

3

Вата

100 гр

4

Лейкопластырь ленточный

1

5

Лейкопластырь бактерицидный

15

6

Эластичный бинт

2

7

Ножницы

1

8

Термометр ртутный

1

9

Левомеколь (мазь)

1

Лёгкие обморожения, нагноения

10

Актовегин (мазь)

1

Мелкие травмы

11

Бальзам «спасатель»

1

Мелкие травмы

12

Детский крем

1

На лицо, руки

13

Ампициллин

20 таб

14

Бисептол

20 таб

15

Седалгин

1 уп

16

Цитрамон

1 уп

17

Супрастин

1 уп

18

Но-шпа

1 уп

19

Активированный уголь

10 уп

Аллергия

20

Аллохол

1 уп

21

Гастал

1 уп

22

Фурацилин

1 уп

23

Перманганат калия

10 гр

24

Перекись водорода

1 уп

Полоскание горла

25

Регидрон

2 уп

26

Валидол

1 уп

27

Нитроглицерин

1 уп

28

Поливитамины «компливит»

2

Ежедневный прием

29

Аскорбиновая кислота (драже)

2

Ежедневный прием

30

Баралгин в ампулах по 5 мл

10 амп

31

Шприцы 5 мл

2

32

Парацетамол

1 уп

ОРВИ

33

Димедрол

1 уп

Аллергия

34

Стрептоцид

1 уп

35

Фталазол

1 уп

36

Фуразолидон

1 уп

Кишечные инфекции

37

Кетанов

1 уп

Обезболивание

ИТОГО

1.5 кг

Смета расходов.

Статьи расхода

На чел. (руб.)

На группу

1

электричка Пермь- Екатеринбург

290.0

2610.0

2

поезд Екатеринбург –Чу

2257.0

20313.0

3

автобус от станции Чу до города Каракол

1000.0

9000.0

4

машина от Каракола до а/л

611,0

5500,0

5

пос. Теплоключенка – город Каракол

25,0

225,0

6

автобус от Каракола до Бишкека

265,0

2385,0

7

поезд Бишкек – Екатеринбург

2921.0

26289.0

8

поезд Екатеринбург – Пермь

502.0

4518.0

9

проживание в Караколе (2 суток)

152,0

1368,0

10

питание в походе

2100,0

18900,0

11

камера хранения в Караколе

800,0

12

плата за пребывание в нац.парке Каракол

340,0

13

Топливо

1400,0

14

Аптечка

800,0

15

накладные расходы

2650,0

16

общее питание в дороге

960,0

ИТОГО

10895,0

98058,0

Фотоальбом


Фото 1. На леднике Бригантина. Начало подъёма в цирк перевала Каракольский западный


Фото 2. Начало спуска с перевала Каракольский западный на ледник Каракол-Тор


Фото 3. Нижняя часть спуска с перевала Каракольский западный на ледник Каракол-Тор


Фото 4. Верховья ледника Каракол-Тор (вид с перевала Каракольский западный).
Показан путь группы по леднику и маршрут восхождения на вершину 4721


Фото 5. На вершине 4721


Фото 6. На перевале Каракольский восточный.
На заднем плане видны пики Джигит и Каракол


Фото 7. Спуск с перевала Каракольский восточный на ледник Кокбор восточный


Фото 8. Северный склон перевала Каракольская перемычка


Фото 9. Начало спуска с перевала Каракольская перемычка
на ледник Каракол-Тор


Фото 10. Путь спуска с перевала Каракольская перемычка
на ледник Каракол-Тор


Фото 11. Переправа через реку Ашутор


Фото 12. Путь к перевалу Валерия Грушина по леднику Кара-Тор


Фото 13. Верховья ледника Кара–Тор. Путь к перевалу Валерия Грушина


Фото 14. Спуск с перевала Валерия Грушина на ледник Куйлю южный


Фото 15. Верховья ледника Куйлю южный


Фото 16. Путь подъема на «перевал Буревестник»
со стороны ледника Куйлю южный


Фото 17. Подъем на «перевал Буревестник» по широкому снежно-ледовому кулуару


Фото 18. Разведка пути спуска с перевала «Буревестник»
на ледник Ашутор восточный


Фото 19. Спуск с перевала «Буревестник» на ледник Ашутор восточный


Фото 20. Путь спуска с перевала «Буревестник»
на ледник Ашутор восточный. Отмечены места крепления перил
и место ночевки


Фото 21. Хребет Куйлю и ледник Ашутор Восточный (фотография сделана с вершины 4721).
Показан путь спуска с пройденного группой перевала.
Кружком отмечено вероятное местонахождение перевала Буревестник


Фото 22. На леднике Ашутор восточный


Фото 23. Свежий сель у языка ледника Ашутор восточный


Фото 24. Спуск по долине реки Ашутор


Фото 25. Переправа через реку Караколтор выше
впадения левого притока реки Караколтор


Фото 26. На леднике левого притока реки Караколтор.
Вдали видна заснеженная пирамида вершины 4721


Фото 27. Начало спуска с перевала Одесских политехников


Фото 28. Путь спуска с перевала Одесских политехников
на ледник Чон-Узень западный (фотография 2007 года).


Поделиться ссылкой

Дорогие читатели, редакция Mountain.RU предупреждает Вас, что занятия альпинизмом, скалолазанием, горным туризмом и другими видами экстремальной деятельности, являются потенциально опасными для Вашего здоровья и Вашей жизни - они требуют определённого уровня психологической, технической и физической подготовки. Мы не рекомендуем заниматься каким-либо видом экстремального спорта без опытного и квалифицированного инструктора!
© 1999-2024 Mountain.RU
Пишите нам: info@mountain.ru
о нас
Rambler's Top100