Руководитель: Бояршинов С.Б., г.Пермь

Отчет о горном походе по Терскей-Алатоо и Куйлю в августе 2009 г. Часть 1 из 2

ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПЕРМСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СПОРТИВНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ПЕРМСКИЙ ГОРНЫЙ КЛУБ»

ОТЧЕТ

о горном походе четвёртой категории сложности

в районе хребтов Терскей-Алатоо и Куйлю

совершенном в августе 2009 года

г. Пермь

2009

Справочные сведения.

1. Федерация спортивного туризма Пермской области.

Вид туризма

Горный

Четвертая

31.07.2009-23.08.2009

3. Район: Центральный Тянь-Шань, хребты Терскей-Алатоо и Куйлю.

Нитка маршрута: г.Каракол – пер.Каракольский Зап. (2А, 4250м, лд.-сн.) – восх. вершину 4721 (2А, сн.-лд.) – пер.Каракольский Вост. (2Б, 4300м, лд.-сн.) – пер.Каракольская перемычка (2Б, 4300м, лд.-сн.) – р.Каракол-Тор Зап. – р.Кара-Тор – лед.Каратор – пер.Валерия Грушина (2Б, 4720м, сн.-лд.) – пер.Буревестник (2А*, 4520м, сн.-лд.) – р.Ашу-Тор Вост. – р.Каракол-Тор Зап. – левый приток реки Каракол-Тор Зап. – пер. Одесских политехников (2Б, 4600м, сн.-лд.) – р.Арашан – пос.Теплоключенка - г.Каракол

4. Количество участников: 9 человек.

5. Руководитель: Бояршинов С.Б., 614051, г.Пермь, ул.Юрша 25-188, д.тел. 266-72-47, сот.тел. 8-951-93-11-046

6. Отчет хранится в Пермской краевой маршрутно-квалификационной комиссии. В сети Интернет на сайте: www.pgk.perm.ru

7. Поход рассмотрен Пермской Краевой МКК (159-00565630500).

План похода.

Хребет Терскей-Алатоо, хребет Куйлю август 2009 года

дни

х.д.

пункты маршрута

Км

День 1

31 июл

скор.электричка Пермь- Екатеринбург (6.53 местн.вр.) поезд Екатеринбург –АлмаАта

День 3

2 авг

автобус от станции Чу до города Каракол

День 4

3 авг

машина до а/л пешком река Каракол – река Кельтор

День 5

4 авг

река Кельтор – лед. Бригантина

День 6

5 авг

пер. Каракольский Зап.(2А, 4250, лд.-сн.) – лед. Каракол-Тор Вост.

День 7

6 авг

лед. Каракол-Тор В. – восх.4721 – пер. Каракольский Вост. (2Б, 4300, лд.-сн.) – лед. Кельтор Вост.

День 8

7 авг

пер. Каракольская перемычка (2Б, 4300, лд.-сн.) - лед. Каракол-Тор Вост.

День 9

8 авг

лед. Каракол-Тор Вост.- устье реки Каракол-Тор Зап.

День 10

9 авг

устье реки Каракол-Тор Зап. – лед. Каратор

День 11

10 авг

лед. Каратор

День 12

11 авг

лед. Каратор – пер. Валерия Грушина(2Б,4720,сн.-лд.) – лед. Куйлю Южный

День 13

12 авг

лед. Куйлю Южный – пер. Буревестник (2А*, 4520, сн.-лд.) – пер. Обручева (2А, 4500, сн.-лд.)

День 14

13 авг

восхождение на пик Обручева (3А альп, комб, 5203)

День 15

14 авг

лед. Ашу-Тор Вост. – река Ашу-тор – устье реки Каракол-Тор Зап.

День 16

15 авг

Днёвка

День 17

16 авг

устье реки Каракол-Тор Зап. – ледник левого притока реки Каракол-Тор Зап.

День 18

17 авг

пер. Одесских политехников (2Б, 4600, сн.-лд.) – лед. Чон-Узень Зап.

День 19

18 авг

лед. Чон-Узень Зап. – урочище Экичат

День 20

19 авг

урочище Экичат – пос. Теплоключенка

День 21

20 авг

пос. Теплоключенка – город Каракол

День 22-24

21-23 авг

Бишкек – Екатеринбург – Пермь

В качестве аварийного выхода предусматривалось прохождение перевала Эпюра (2А).

Изменения маршрута: из-за плохой погоды вынуждены были отказаться от восхождения на пик Обручева.

Список группы.

1986

2г.у. (Кавказ) 1Б-уч

Медик

Общая смысловая идея похода.

После похода третьей категории сложности в августе 2007 года, который проходил в северных отрогах хребта Терскей-Алатоо, появилось желание посмотреть то, что находится за ним. Из отчетов видно, насколько часто посещаем туристами Терскей, и насколько реже группы бывают на хребте Куйлю. Относительная труднодоступность и малоизученность последнего по сравнению с Терскеем и массивом Акшийрак, привели к решению посетить этот район.

В процессе проработки маршрута пришли к выводу о целесообразности акклиматизационного кольца на Терскее. В кольце планировалось просмотреть район обзорной вершины 4721, учитывая, что пермские группы через основной хребет восточнее перевала «Каракольский Восточный» не переваливали.

В хребте Куйлю запланировали осмотреть район наибольшего скопления ледников, где сосредоточено много достаточно сложных перевалов, что немаловажно, учитывая, что на хребте Куйлю пермские туристы также никогда не были. Предполагалось пройти один из самых высоких перевалов района – перевал Валерия Грушина (4720). При удачном стечении обстоятельств, планировалось восхождение на высшую точку хребта – пик Обручева.

Определенный интерес был вызван тем, что маршрут в течение двух недель должен был проходить в безлесной зоне, на высотах выше 3000 метров, возможно при полном отсутствии людей.

Итоги, выводы, рекомендации.

Сроки проведения похода.

Август традиционно считается самым удобным временем проведения походов во многих горных районах бывшего СССР. Не исключение и Тянь-Шань. В это время года минимальное количество снега в горах и наиболее устойчивая погода. По крайней мере, за две недели похода по Терскею в 2007 году дождь был два раза примерно в течение часа, а ледники были покрыты небольшим количеством снега только непосредственно под перевалами. Нужно заметить, что тот год был очень жарким и малоснежным.

В этом году, по словам сотрудников фирмы «Туркестан-Тревел» погода стояла очень плохая. Некоторые группы не смогли пройти заявленных маршрутов из-за обилия снега и непогоды. Мы смогли убедиться в справедливости этих утверждений в полной мере, т.к. из 17-ти дней похода только четыре дня были без осадков. Из-за пасмурной погоды снег на ледниках ночами не замерзал, и группе приходилось много тропить. Справедливости ради надо сказать, что у нас не было ни одной днёвки из-за непогоды.

Тактика прохождения маршрута.

Чтобы побывать на хребте Куйлю, учитывая невозможность пополнения запаса продуктов и отсутствие дров почти на всем протяжении маршрута, нам необходимо было перевалить через хребет Терскей-Алатоо с необходимым запасом продуктов и топлива. При этом было важно правильно провести период акклиматизации. Для этого было решено забросить все грузы за хребет в два захода.

Район ледника Кельтор очень удобен для такого прохождения. Здесь находится один из самых простых перевалов – Каракольский Западный (2А), который можно пройти в начале маршрута. Рядом с ним находятся ещё несколько перевалов 2Б категории сложности, через которые можно вернуться за заброской и при этом пройти необходимое количество определяющих сложность похода перевалов. Восхождение на 4721 было запланировано для лучшей акклиматизации, а также для того, чтобы понять орографию района и уточнить местонахождение перевала «Одесских политехников».

Наша карта

Исправленная карта

На исправленной карте красным цветом отмечено местонахождение перевала «Одесских политехников» и путь спуска с перевала на ледник Чон-Узень.

Из-за отсутствия информации по перевалу «Одесских политехников», в качестве запасного варианта для выхода из района было запланировано прохождение связки перевалов Степкина (2А*) и Хатиджи (2А). В качестве второго запасного варианта, при значительном отставании от графика, рассматривался выход через перевал Эпюра (2А).

Двойное прохождение нижней части долины реки Каракол-Тор Западный нисколько не повлияло на зрелищность маршрута, т.к. этот участок пути проходится достаточно быстро и легко. Кроме того, маршрут проходил в основном выше снеговой линии, и прогулка по альпийским лугам ничего кроме приятных впечатлений не вызывала.

К реке Ашу-Тор группа должна была подойти вечером, чтобы найти, в случае необходимости, удобное место для брода и переправиться утром по малой воде, хотя в отчете одной из групп было написано, что уровень воды в реке в течение суток практически не меняется. На переправу отводилось полдня. Фактически, из-за поисков переправы через мощный левый приток реки Каракол-Тор Западный, обилия снега на перевалах, мы подошли к Ашу-Тор позднее на полдня, и благодаря наличию моста смогли нагнать отставание от графика.

Выход из района похода планировался по долине реки Арашан. Долина очень живописна и легкопроходима. Кроме того, в долине есть два места с выходами горячих термальных вод.

На возвращение через хребет Терскей-Алатоо был отведен один запасной день, что впоследствии позволило сделать полуднёвку с посещением горячих источников и побывать на озере Иссык-Куль.

Снаряжение.

Пользовались двумя палатками: на 4 и 5 человек. Каждый имел свой спальник.

Для приготовления пищи в безлесной зоне пользовались бензиновыми горелками. На костре готовили в один день, поднимаясь по долине Кельтор и один раз на кустах акации у слияния рек Каракол-Тор Западный и Ашу-Тор. В долине Арашан готовили на горелках, т.к. бензина было в избытке. На маршруте пользовались двумя горелками, одна была в запасе. В поход брали 12 литров бензина «Калоша». В отличие от газовых баллонов, значительно дешевле и компактнее. Пищу готовили в двух плоских кастрюлях по 7-8 литров. Для экономии топлива кастрюли с горелками укрывали стеклотканью, соблюдая при этом необходимые меры предосторожности.

Продукты подбирали c учетом времени их приготовления, чтобы снизить расход бензина.

На группу взяли один тюбик солнцезащитного крема на 40 единиц.

Для прохождения перевалов взяли четыре основных 50-тиметровых верёвки, 14 ледобуров, 5 скальных крючьев, расходные петли. Каждый участник имел каску, страховочную систему, кошки, ледоруб, спусковое устройство, жумар, 5 карабинов, горные ботинки с «фонариками», солнцезащитные очки и тёплую куртку. Кроме того у участников были кроссовки для передвижения по долинам, налобный фонарь и накидка от дождя.

Достопримечательности.

Терскей по праву считается одним из самых красивых горных районов. Мощный, заснеженный основной хребет с множеством отрогов. Большое количество перевалов различной категории сложности. Широкие, поросшие тяньшанской елью долины, с быстрыми, чистыми реками. Легкая доступность этих долин благодаря наличию автодорог, и вместе с тем отсутствие мусора. Горячие термальные источники, близость Иссык-Куля. Восточная кухня, доброжелательное отношение местного населения и невысокие цены. Всё это делает район привлекательным для туристов с разных концов света.

Подъезды.

Из Перми на поезде или скоростной электричке (4 часа) можно добраться до Екатеринбурга. После экскурсии по городу в 17 часов выезд поездом Екатеринбург-Алма-Ата или Екатеринбург-Бишкек до станции Чу (48 часов).

По договоренности с фирмой «Туркестан-Тревел» на станции нас встретил автобус, на котором мы, миновав таможенный пост на казахстанско-киргизской границе, добрались к 2 часам ночи до города Каракол.

Вверх по долине реки Каракол, до альплагеря, по предварительной договоренности с вышеупомянутой фирмой, нас забросили на машине «Урал». На въезде в долину, на пропускном посту, уплатили взнос за право пребывания на территории национального парка и в 12 часов высадились у слияния рек Онтор и Кельтор.

Из Каракола выехали вечером на рейсовом автобусе, который прибыл в Бишкек рано утром. Во второй половине дня, закупив продуктов на дорогу, поездом Бишкек-Екатеринбург, выехали из Бишкека. В Екатеринбург прибыли в соответствии с расписанием в 15 часов, проведя в пути 48 часов.

Купив билеты на проходящий вечерний поезд, в 6 утра прибыли на вокзал Пермь-II.

Отношения с силовыми структурами.

В Казахстане, на станции Чу, к нам сразу подошли сотрудники милиции в форме. После формальных вопросов о том кто мы, откуда и куда направляемся, кто нас встречает, они перешли к делу. Пригрозив досмотром всех рюкзаков, а нас вместе с другими группами из Перми было 27 человек, они потребовали денег. Учитывая, что им спешить некуда, можно по часу потрошить каждый рюкзак, мы могли зависнуть в «гостеприимном» Казахстане на сутки. Это было чревато срывом выхода групп на маршруты, возникновением проблем с заброской в Кыргызстан и доставкой из Каракола к месту выхода на маршрут. Об испорченной репутации во взаимоотношениях с фирмой «Туркестан-Тревел» мы уж не говорим.

В 2009 году находиться в Кыргызстане без регистрации можно было в течение 30 дней при наличии билета, подтверждающего дату прибытия в страну. Поэтому важно иметь этот билет постоянно с собой и никому не оставлять. По крайней мере на железнодорожном вокзале к нам подошли двое в штатском и после общих вопросов, спросили как бы между прочим о наличии билетов, о том не оставили ли мы их у фирмы-посредника. Получив ответ о том, что билеты при нас и что у нас на чай ничего нет, они с достоинством удалились.

Отношения с местным населением.

Отношение киргизов к приезжим доброжелательное. И в горах, и в сельской местности и в Бишкеке всегда охотно и свободно отвечали на наши вопросы. В окрестностях озера Иссык-Куль проживает много русских, потомков казаков бежавших от красноармейцев. К сожалению, из-за бедности молодежь, в том числе русская, старается перебраться из сельской местности в города или в Россию. Свято место пусто не бывает. Говорят, что в прииссыккулье стремятся обосноваться корейцы и китайцы.

Из-за низкого уровня жизни местного населения цены на продукты и услуги очень невысокие. Правда и уровень сервиса не высок.

График движения.

1 х.д

устье реки Онтор – среднее течение реки Кельтор

12.30 - слияние рек Онтор и Кельтор

15.00 - устье ручья Шаркырагма (35 минут потратили на поиск тропы)

15.30-17.30 – горячий обед

18.35 – ночёвку у последних деревьев в устье правого притока реки Кельтор, ведущего к перевалу Экичат

Чистое ходовое время – 3.05

4 авг

2 х.д

среднее течение реки Кельтор – лед. Бригантина

9.10 – выход

13.00-14.30 – обед у слияния ручьёв с ледников Бригантина и Джигит

16.30 – карман правобережной морены ледника Бригантина

19.30-20.40 – заброска на ледник Кельтор Вост.

Чистое ходовое время – 5.45

5 авг

3 х.д

пер. Каракольский Зап.(2А, 4250, лд.-сн.) – лед. Каракол-Тор Вост.

8.30 – выход

Чистое ходовое время – 5.10

7 авг

5 х.д

Лед. Каракол-Тор В. – восх.4721 – пер. Каракольский Вост. (2Б, 4300, лд.-сн.) – лед. Кельтор Вост.

8.45 – выход

9.30-11.30 – восхождение на вершину 4721

11.50 – перевал Каракольский Вост.

15.00 – встали на ночёвку ниже скального отрога разделяющего две ветви ледника Кельтор Вост.

закрытый ледник, восхождение

Чистое ходовое время – 4.50

8 авг

6 х.д

пер. Каракольская перемычка (2Б, 4300, лд.-сн.) - лед. Каракол-Тор Вост.- устье левого притока реки Каракол-Тор Зап.

6.30 – выход

8.00 – под перевальным взлетом

8.20-9.40 – подъём на перевал

10.15-11.15 – спуск на ледник

11.30-12.10 – разбор заброски

13.30-14.20 – обед

17.10 – устье правого притока реки Каракол-Тор Зап.

пасмурно дождь

Чистое ходовое время – 7.15

9 авг

7 х.д

устье левого притока реки Каракол-Тор Зап. - лед. Каратор

7.30 переправа

8.10 – выход

11.00-14.00 – обед у устья реки Коракол-Тор Зап.

17.00 – конечная морена лед. Каратор

Чистое ходовое время – 5.20

11 авг

9 х.д

ледник Кара-Тор – перевал Валерия Грушина (2Б, 4720, сн.-лд.) – ледник Куйлю Южный

8.15 – выход

13.10 – перевал (по пути был перекус 40 мин.)

13.35-17.15 – спуск на ледник Куйлю Южный

Чистое ходовое время – 4.40

13 авг

11 х.д

лед. Куйлю Южный – пер. Буревестник (2А*, 4520, сн.-лд.) – лед. Ашу-Тор Вост.

7.15 – выход

12 х.д

лед. Ашу-Тор Вост. – устье реки Ашу-тор

10.50 – выход

13.30-15.00 – обед у языка ледника Ашу-Тор Вост.

18.00 – ночёвка в 1 км перед устьем реки Ашу-Тор Вост

Нет видимости, снег

Чистое ходовое время – 4.50

13 х.д

устье реки Ашу-тор – устье левого притока реки Каракол-Тор Зап.

7.50 – выход

11.00 – у коша перед устьем Каракол-Тор Зап.

11.40-14.10 – обед

16.30-17.00 – переправа через Каракол-Тор Зап.

Мокрый снег

Чистое ходовое время – 5.35

14 х.д

устье левого притока реки Каракол-Тор Зап. – ледник левого притока реки Каракол-Тор Зап.

10.25 - борт долины

13.00-14.30 – обед

18.00 – ночёвка на плато под перевалом Одесских политехников

Низкая облачность

морены

закрытыйледник

Чистое ходовое время – 5.35

15 х.д

пер. Одесских политехников (2Б, 4600, сн.-лд.) – лед. Чон-Узень Зап.

11.20 – перевал

12.00 – начало спуска с перевала

13.30 – спустились с ребра на ледник Чон-Узень Зап.

15.10-17.00 – обед у языка ледника Чон-Узень Зап.

18.45 – встали на ночёвку

пасмурно

грунтоваядорога

Чистое ходовое время – 7.10

Потенциально опасные участки (препятствия, явления) на маршруте.

Много вопросов при планировании маршрута вызывали переправы через реки Каракол-Тор Западный и Ашу-Тор. Надеялись на стоянку чабана у их слияния, на мостик, переправу кого-нибудь на лошади. В крайнем случае планировали переправиться вброд (о такой переправе мы читали в одном из отчетов – ничего хорошего).

О переправе через Каракол-Тор Западный мы никакой информации не нашли, не знали ничего о наличии тропы по его правому берегу. Вопрос решился на месте. Мы были поражены мощью левого притока реки Каракол-Тор и не рискнули через него переправляться, т.к. мощный поток идёт среди крупных валунов и очевидно несёт с собой камни. Переправа через Каракол-Тор нам показалась проще, и она действительно оказалась простой. На правом берегу Каракол-Тор есть небольшая тропа и путь по ней достаточно удобен.

Через Ашу-Тор переправились по мостику.

Около языка ледника Ашу-Тор Восточный, с правого борта долины, подпитываемые небольшим ледником, могут сходить небольшие селевые потоки. С этого склона постоянно катятся камни, которые застревают в моренных отложениях. Во время обеда со склона скатился очень большой камень, поэтому проходить этот участок нужно быстро и держаться поближе к реке.

Несмотря на большое количество снега, мы нигде не видели следов сошедших лавин. Исключение составляли небольшие лавинки из свежего снега, скатившиеся с наиболее крутых снежных склонов. Тем не менее, мы старались не подрезать склоны и двигались по линии падения воды. Исключение составляет спуск с перевала «Каракольская перемычка» в сторону ледника Каракол-Тор Восточный. Снежный склон, расположенный ниже седловины перевала, имеет вогнутую форму и в ясную погоду прогревается к обеду настолько, что снег становится сырым и рыхлым. Есть реальная угроза образования мокрых лавин. Чтобы не попасть в лавину группа прошла под скалами, вдоль правого края поля. При этом нужно учитывать, что с освещаемых солнцем скал могут пойти камни (хотя их следов мы на снегу не видели). Кроме того, вдоль всей широкой перевальной перемычки висят небольшие карнизы. Видимо этот перевал, в большей степени чем другие, нужно проходить в первой половине дня. Особенно опасным этот перевал может быть в межсезонье.

Определенную опасность представляет и прохождение перевала «Одесских политехников». Нужно точно знать точку начала спуска в долину реки Чон-Узень. Справа от нее висят огромные карнизы Аксуйской стены. Спуск с перевала на ледник Чон-Узень Западный нужно производить при хорошей видимости, т.к. отрог основного хребта, по которому проходит путь спуска, справа и слева окружен обрывами. Место спуска с отрога на ледник и обход его ледопада тоже нужно знать и видеть.

Камнепадов, из-за обилия снега на перевалах, мы не наблюдали.

Общая часть.

3 августа

ходовой день 1

город Каракол – река Каракол – среднее течение реки Кельтор

11 км

+500 м

3 часа 05 мин

Утром сходили в обменный пункт, купили симкарту местного оператора и, сообщив в Пермь о выходе на маршрут, после завтрака в «Туркестан-Тревел», в 10.40 выехали в горы. На южной окраине Каракола уплатили взнос за въезд в национальный парк и в 12.30 высадились у слияния рек Онтор и Кельтор. Под дождём переправились по мосту на правый берег реки Каракол, миновали юрту и начали подъём по долине реки Кельтор. Тропа вскоре исчезла, уткнувшись в теснину. Очевидно, основная тропа от юрты уходит вверх на правый борт долины. Решили обратно не возвращаться и по крутому травянистому склону обойти прижим. Поднявшись метров на 20, нашли тропку, по которой продолжили движение. Дождь перестал, но погода пасмурная. Основную тропу нашли позднее, поднявшись ещё на 50 метров выше. Сделав три перехода по 30 минут миновали летовку у ручья Шаркирагма и встали на обед. На дровах сварили борщ с тушенкой. Доели хлеб и овощи.

После обеда по хорошей тропе сделали ещё 3 перехода, переправились по камням через правый приток реки Кельтор, вдоль которого поднимаются к перевалу Экичат, и встали на ночевку. Здесь растут последние ели и арча. Дров насобирали выше по склону в зарослях арчи. В 19 часов снова начался дождь, который не прекращался до самого утра.

4 августа

ходовой день 2

среднее течение реки Кельтор – ледник Бригантина

10 км

+750 м -150 м

5 часов 45 мин

Несмотря на дождь, дежурные приготовили завтрак на дровах (экономим бензин). Дождь прекратился только к 8.30, когда рюкзаки были уже практически собраны. В 9.10 вышли вверх по долине реки Кельтор. Через несколько минут тропа потерялась в небольшом завале из крупных камней, но после него появилась вновь. Дальше долина уступами поднималась вверх. В 12.30, по тропе дошли до поляны у слияния ручьев берущих начало с ледников Бригантина и Джигит. Поляна, как и все предыдущие, заболочена. У верхнего края поляны делаем обед с горячим чаем.

После обеда, по правому берегу ручья, сначала по траве, а потом по устойчивым каменным россыпям поднялись к языку ледника Бригантина. Перейдя через небольшой ручей, стекающий с ледника Кельтор Восточный, в 16.30 поднялись на крутую правобережную морену ледника Бригантина. За мореной, в «кармане», находятся очень удобные стоянки. Поставили палатки и забравшись в них, около двух часов пережидали начавшийся дождь. Дождавшись окончания непогоды, забрали часть продуктов, бензина и понесли заброску на ледник Кельтор Восточный. От кармана морены, сначала по некрутому осыпному склону, потом по открытому, до 20°, борту ледника поднялись до крупных камней на леднике. Около камней спрятали заброску. К нашему возвращению дежурный успел приготовить ужин.

5 августа

ходовой день 3

ледник Бригантина – перевал Каракольский западный (2А, 4250, лд.-сн.) – ледник Восточный Каракол-Тор

4 км

+650 м - 450 м

6 часов 00 мин

В 8.30 от стоянок, по склону правобережной морены, без потери высоты, вышли к леднику Бригантина. По некрутому открытому льду ледника подошли к месту впадения в ледник Бригантина его правого притока, берущего начало под перевалом «Каракольский западный» (фото 1). Подъём на него немного круче, около 20°, появился снег. К 10.40 по неглубокому снегу, вдоль правого края ледника, поднялись до его перегиба. За перегибом ледника стало видно его среднюю пологую часть, появились трещины. Одели страховочные системы и вышли по закрытому леднику в связках в направлении перевальной седловины. Снега много, проваливаемся выше колена. Перешли к правому краю ледника, по камням стало идти немного легче. Погода испортилась, пошёл мокрый снег. В 12.30 на небольшой осыпи остановились на обед. После обеда пересекли цирк в направлении перевальной седловины. На перевальный взлет, около 45°, поднимались по линии падения воды, в связках. Бергшрунд почти не просматривается, засыпан срегом. В 15.30 вышли на широкую, снежную седловину перевала. Тур находится в центральной её части.

С перевала хорошо просматривается верхняя часть ледника Восточный Каракол-Тор (фото 4).

В 16 часов начали спуск по кулуару, немного левее тура (фото 2). Крутой, до 70°, кулуар засыпан снегом. Сделали перила, закрепив верёвку на ледорубах. Небольшой карниз легко проходится. Снег глубокий, влажный. Опасаясь появления льда навесили вторую верёвку.

Льда нет, но под слоем свежего снега встречаются непрочные ледяные корки. После второй веревки кулуар расширился, стал значительно положе, до 45°. По правой стороне кулуара видны выносы небольших лавин из свежего снега. Для подстраховки навесили ещё две перильные веревки по левой стороне кулуара. Дальше двигались без перил, сначала по снегу, потом по мелкой осыпи.

В 18 часов спустились на ледник Каракол-Тор Восточный. Вытоптали в снегу площадки под палатки и поставили лагерь (фото 3).

Перед ужином погода испортилась, пошел снег. Ужинали в палатках.

6 августа

ходовой день 4

ледник Каракол-Тор Восточный

4 км

+400 м

5 часов 10 мин

После завтрака оставили в камнях заброску, и в 9.45, в связках вышли вверх по леднику. Из-за пасмурной погоды за ночь снег не промёрз и проваливался. Поэтому сначала держались правого края ледника, где ссыпающиеся со склона снег и камни держат лучше. Потом, лавируя между большими мульдами заполненными водой, подошли к первой ступени ледопада. Поднявшись на неё вдоль правого борта ледника, по диагонали ушли на его левую сторону для обхода второй ступени ледопада. В 14.40 обошли ледопад и на перегибе ледника сделали обед. Движение по глубокому снегу отнимает много сил, поэтому старались пройти до обеда побольше, до тех пор, пока снег не начал раскисать.

После обеда попытались идти дальше, но подтаявший наст уже не выдерживает вес человека с рюкзаком. Пройдя 20 минут по глубокому снегу, решили не тратить силы впустую и встать на ночевку.

До ужина, с 17 до 19 часов, налегке сходили к перевалу «Каракольский Восточный» и на узловую вершину, от которой на север уходит отрог, разделяющий долины рек Каракол и Арашан.

7 августа

ходовой день 5

вершина 4721 - перевал Каракольский Восточный (2Б, 4300, лд.-сн.) – ледник Кельтор Восточный

6 км

+520 м -920 м

4 часа 50 мин

Утром подморозило. Вышли в 8.45 и через 30 минут были на плато перед перевалами Украина и «Каракольский Восточный». Оставив рюкзаки, вышли на понижение в отроге, к югу от вершины 4721. По широкому, южному ребру, держась подальше от края нависающих на восток карнизов, поднялись на вершину 4721 (фото 5). На вершине стоит триангуляционный знак. Определились с местонахождением перевала «Одесских политехников» и по западному ребру, в связках, в 11.30 спустились к рюкзакам.

Забрав рюкзаки, в 11.50 вышли к туру на седловине перевала «Каракольский Восточный» (фото 6). Тур находится справа, на скалах узловой вершинки, разделяющей перевалы «Каракольский Восточный» и «Украина».

В 12.30, в связках начали спуск по снежному склону левее тура. Полностью путь спуска к леднику Кельтор Восточный просматривается только в сторону перевала «Туристов Татарии», который находится значительно ниже и правее. Спустившись на сто метров, увидели, что возможен прямой путь спуска на ледник, по крутому, снежному, без сбросов и разрывов склону (фото 7). Максимальная крутизна склона около 30°. Спустившись на ледник, снова начали проваливаться в глубокий снег. Обошли небольшой ледопад, сместившись к правому борту ледника, вдоль скал, разделяющих две ветви некогда единого ледника Кельтор Восточный. На ночевку встали в 15 часов на моренных отложениях ниже скал. Сходили за заброской, просушились, отдохнули.

8 августа

ходовой день 6

ледник Кельтор Вост. - перевал Каракольская перемычка (2Б, 4300, лд.-сн.) – река Каракол-Тор Западный

10 км

+500 м -1000 м

7 часов 15 мин

Выход в 6.30. По открытому льду пересекли западную ветвь ледника Кельтор Восточный в западном направлении. При подъёме в небольшой цирк, под перевальным взлетом перевала Каракольская перемычка, одели кошки и связались. Есть неширокие трещины. К перевалу ведет широкий, крутой, до 60°, снежный склон, более пологий в восточной части (фото 8). На перевал решили подниматься слева по ходу, вдоль скал. Особенно глубоко проваливались непосредственно под перевальным взлетом, где скопилось много рыхлого, скатившегося со склона снега. Бергшрунд неширокий, забит снегом. Поднимались в связках, по линии падения воды. Снег глубокий, сухой, усадки не дает. Ледоруб не достает до льда, даже будучи воткнутым в след. Пройдя около двухсот метров, в 9.40 вышли на перевал. На прохождение перевального взлета потратили менее 1.5 часов. Тур не найден. С седловины на юг нависают небольшие карнизы.

Навесив на ледорубах перильную веревку, в 10.15 начали спуск. Крутой, в верхней части до 70°, склон покрыт раскисшим на солнце снегом. Ниже перевального взлета находится широкий, слегка вогнутый, наклоненный на юго-запад снежный склон. Склон весь покрыт глубоким снегом, видны следы небольших лавин (фото 9). Двигаясь вдоль скал, правым краем снежного поля вышли к скальному сбросу. Высота сброса до двадцати метров. Сброс обходится под скалами справа. Ниже сброса находится широкий, наклоненный на юго-восток снежно-осыпной склон. На склоне видны старые следы небольших лавин. В нижней части склон переходит в широкий снежный кулуар, выводящий на ледник Восточный Каракол-Тор (фото 10).

Пройдя вниз по леднику Восточный Каракол-Тор около пятисот метров, в 11.30 вышли к заброске. Разобрав заброску, левым краем ледника пошли вниз. Язык ледника можно пройти по центру, желательно в кошках, либо справа, вдоль морены. Спустившись с ледника, в 13.30 сделали обед.

После обеда, левым берегом ручья, по травянисто-осыпным склонам спустились к реке Каракол-Тор Западный. Тропы нет, но идти достаточно удобно, т.к. русло реки частично покрыто мелкой галькой и песком. Двигаясь по левому берегу реки, встретили группу англичан. Плохо понимая друг друга, говорили около 30 минут. Выяснили, что ребята только присматриваются к району, несмотря на крутую экипировку. К 17 часам по левому берегу реки добрались до устья её крупного левого притока, по долине которого поднимаются к перевалам «Степкина» и «Одесских политехников». Переправы не нашли - поток очень бурный, русло завалено большими валунами. На берегу притока оставили заброску. Решили встать на ночевку и утром решить вопрос с переправой. Чистая вода есть в ручье в двухстах метрах выше по долине реки Каракол-Тор.

9 августа

ходовой день 7

среднее течение реки Каракол-Тор Западный – река Ашу-Тор – река Кара-Тор

14 км

-200 м +500 м

5 часов 00 мин

За ночь уровень воды в левом притоке реки практически не изменился и мы решили переправиться через Каракол-Тор выше впадения притока. Переправляться начали в 7.30, глубина брода примерно до колена. В 8.10 переобулись и вышли вниз по реке. Наиболее неудобны для передвижения первые метров двести, когда нужно идти по крупным камням частично заросшим травой. Потом пойма реки Каракол-Тор Западный расширяется, река разбивается на рукава. Прошли место разлива по мелкой гальке и вышли на невысокий берег реки. Появилась тропинка, которая идёт по альпийским лугам до слияния рек Каракол-Тор Западный и Ашу-Тор. По пути иногда встречаются ручьи с чистой водой. В 11 часов встали на обед в километре от слияния рек. Сделали разведку - нашли мост через Ашу-Тор. Вода только в реке Каракол-Тор Западный, благо она достаточно чистая. Насобирав сухих кустов акации, приготовили обед на дровах.

После обеда, в 14 часов, переправились по мостику через Ашу-Тор (фото 11) и, немного побеседовав с чабаном, отправились по широким лугам в сторону долины Кара-Тор. Долина узкая, тропка идёт по её левому борту, мутная река течет глубоко внизу. Прошли два мутных ручья. Ручей с чистой водой встретился значительно выше по долине. Вскоре каньон закончился и мы спустились в пойму реки. К удобному месту ночлега вышли в 17 часов. Площадки расположены на южном склоне конечной корены ледника Кара-Тор. Отсюда до ледника ещё достаточно далеко, т.к. ледник сильно отступил. Погода опять испортилась, пошёл дождь. За водой сходили к роднику, вернувшись назад примерно на четыреста метров, т.к. в протекающем немного выше левом притоке реки Кара-Тор вода очень грязная.

10 августа

ходовой день 8

река Кара-Тор – среднее течение ледника Кара-Тор

7 км

+800 м

5 часов 20 мин

В 7.45 переправились по камням через левый приток реки Кара-Тор и по слегка наклонному, ровному дну долины в 8.45 подошли к языку ледника. По льду перешли реку под самым языком ледника. На ледник поднимались, обходя его язык по правобережной морене. Ледник в долинной части легкопроходим: открыт, трещины отсутствуют. В дальнейшем мы перешли на правый край ледника в поисках правобережной морены для обхода появившихся трещин, но морена, после впадения в ледник Кара-Тор его правого притока, практически отсутствует. В результате мы вынуждены были дважды пересекать зону ледовых бугров в поисках простого пути.

Ледник Кара-Тор, стекая с хребта Куйлю, разделяется большим скальным массивом на два рукава. Западный спускается в долину сплошным ледопадом. Подниматься к перевалам, ведущим на ледники Теректы и Куйлю Южный, нужно по восточному рукаву. Он полого, по большой дуге поднимается за скальный массив (фото 12). Неширокие трещины на нём прикрыты снегом. Когда сырой снег стал достаточно глубоким, решили поберечь силы и встать на ночлег у небольшой группы крупных камней на повороте ледника, в ста метрах от его правого борта. Воду нашли в небольшой трещине.

11 августа

ходовой день 9

ледник Кара-Тор – перевал Валерия Грушина (2Б, 4720, сн.-лд.-ск.) – ледник Куйлю Южный

Пасмурно, снег

5 км

+320 м -220 м

7 часов 25 мин

Утром подморозило, но наст не держит. Вышли в 8.15. К 10 часам миновали зону разломов, образованную сползанием льда в «западный рукав» (фото 13). Погода серьезно портится. Через некоторое время видимость почти пропала, начался сильный ветер со снегом. Утеплившись, решили пока палатку не ставить, а продолжать движение. Через час погода улучшилась, снег прекратился, ветер стих и мы решили встать на обед. Во время облака немного раздуло, стало видно окрестные горы. Мы уже в самых верховьях ледника. После холодного перекуса прошли широкое снежное плато и, преодолев невысокий снежный перевальный взлет, в 13.10 поднялись на перевал Валерия Грушина. Погода снова начинает портиться, сильный ветер. Тур на скалах слева. Сняли записку группы туристов из г.Москвы от 18 августа 2005 г.

Между скалами слева и ледовым склоном справа, находится широкий крутой, в верхней части почти отвесный, покрытый снегом кулуар. Нижняя часть склона, расположенного правее кулуара, до самого низа не просматривается. Склон покрыт толстым слоем снега. Решили начать спуск по склону, на небольшом удалении от кулуара, чтобы в случае необходимости можно было перейти со склона в кулуар. В 13.30 начинаем спуск.

Спускаемся в связках, по линии падения воды (фото 14). Крутизна склона постепенно увеличивается, становится видно, что в нижней части склона сбросов нет. Продолжаем придерживаться выбранного направления спуска в надежде, что ближе к кулуару слой снега не будет очень большим, и можно будет организовать надежную страховку. Крутизна склона в средней, самой крутой части, достигает 50°. Снег влажный, признаков лавиноопасности не наблюдается. Внизу заметили бергшрунд. Снега много и, чтобы организовать страховку, вытаптываем площадку и навешиваем перила на ледорубах. Перед бергшрундом уходим в нижнюю часть кулуара, здесь трещина перекрыта снежным мостом. Отойдя подальше от склонов, в 17.15 встаем на ночёвку. Вторая связка спустилась с перевала когда погода окончательно испортилась.

12 августа

ходовой день 10

спуск по леднику Куйлю Южный

Пасмурно, снег

7 км

-500 м

4 часа 40 мин

Всю ночь шёл снег. Видимость появилась только около 9-ти часов утра. Вышли в 9.30 часов (фото 15). Пройдя около километра, начали проваливаться, т.к. из-за пасмурной погоды снег за ночь не промёрз. Пересекли правый приток ледника и вдоль правого борту ледника к 13 часам спустились до окончания короткого скального отрога вдающегося в ледник с севера. У небольшого озерка сделали обед.

К перевалу Буревестник нужно подниматься в цирк с небольшим ледником, находящийся сразу за отрогом. После обеда обогнули по открытому леднику замыкающие отрог бараньи лбы и, перевалив через правобережную морену, в 18 часов оказались на плоском, песчаном дне небольшой долины. Решили встать на ночевку, т.к. место очень удобное, вода есть в стекающем с ледника ручье. Т.к. время позволяло, решили подняться на бараньи лбы и просмотреть путь подъема на перевал. Поднявшись, увидели, что с ледника, находящегося в долинке, на хребет ведет раздваивающийся в верхней части кулуар (фото 16).