Автор: Дмитрий Шатров, Москва-Торонто

Как мы тренируемся (Часть 1)

Высоты 2200-2300 метров - одни из самых приятных в Приэльбрусье. В самом деле, здесь в одной точке сходятся альпийские луга, последние деревья, скальные выходы и первый снег. Кроме того, в хорошую погоду здесь синее-синее небо и облака, до которых можно дотянуться рукой. Ну, про звезды я уже писал пару дней назад, потому повторяться не буду :) Однако, чтобы добраться до этих романтических прерий, нужно затратить определенные усилия. Сразу скажу, что вариант "канатной дороги" мы не рассматриваем, потому как это а) неспортивно б) хожено-перехожено, завалено мусором, людно и вообще моветон... Поскольку уже четверг, и меньше чем через неделю у нас выход на Эльбруский маршрут, давайте поговорим о чем-нибудь полезном. Например, о необходимых тренировках.

Итак, тренировки. Условно говоря, их можно разбить на две группы - "физические", поднимающие планку выносливости организма, и "высотные", обеспечивающие адаптацию к большим высотам и облегчающие на них жизнь. Все, что выше трех тысяч метров, можно отнести ко второй группе. По мере подъема в гору, существенно меняется ландшафт, падает атмосферное давление и температура, и если в альпийской зоне комфортно и радостно, то ближе к четырем тысячам метров уже не до романтики. Примерная разбивка по зонам для Приэльбрусья (деление весьма условно и основано на личном опыте):

1. до 2000 метров - лиственный и смешанный лес
  2. 2000 - 2100 - хвойная лесополоса (если повезет). А если не повезет - все тот же мокрый и душный лес, ну разве что чуть менее густой
  3. 2100 - 2400 - "альпийские луга"
  4. 2400 - 2700 - снежники и скальные формирования
  5. 2900+ - ледники, скалы, облака и коварная "горняжка"

Снижение температуры линейно и составляет примерно 0.6 градусов на каждые сто метров подъема, потому вес вашего рюкзака напрямую зависит от того, на какую высоту вы направляетесь, собираетесь ночевать или нет, а если собираетесь, то на сколько ночей, и чем изволите питаться... Как ни странно, самое трудное и противное - это даже не вес рюкзака, а пробиться к отметкам 2000 метров и выйти на более или менее открытые участки. В зоне лиственных лесов темно, жарко, душно и влажно. Здесь все тянется к свету, а потому растет сочно и густо. Корни и ветви цепляют за ноги, одежду и рюкзак вас "достают" паутина и вампиры кровососущие паразиты, скользкий склон и покачивающийся в такт шагам рюкзак впереди идущего товарища, а главное, вас все время мучает вопрос - на фига вы вообще куда-то ползете?! Тут только один вариант - стиснуть зубы и ползти наверх. Через некоторое время вы втянетесь в процесс и станет легче. Помогает плеер в уши или неспешная, чтобы не сорвать дыхание, беседа.

В зоне хвойных лесов уже много лучше: когти плюща отступают и втягиваются обратно в темноту в воздухе течет вкусная, раскаленная солнцем смола, а вокруг жужжит и собирает нектар что-то полосатое. Постепенно вы выбираетесь на открытый участок. Тут прохладно в пасмурную, и жарко в ясную погоду. Подъем высоты уже начинает ощущаться, и с непривычки вы чувствуете отдышку.

Нет, народ в кадре не стоит на лыжах и не перепутал сезон. В руках у членов команды треккинговые палки, непременный атрибут всех высокогорных проходок. Такие палки позволяют перераспределить вес тела и разгрузить спину на подъеме и, что особенно важно, колени на спуске. Треккинговых палок существует великое множество. Различают двух типов - с антишоком и без оного. Разница в небольшом амортизаторе в одном из сочленений палки, смягчающим давление на локтевой сустав. Лично я предпочитаю палки с "антишоком", что и вам рекомендую.

Наш временный лагерь и точка ночевки в живописном ущелье на высоте 2300 метров. Вправо по снежнику и дальше за перевал - выход к Грузии. К сожалению, в эту тренировку до обоих вершин Когутая мы так и не дошли. На второй день, чуть ниже отметки в три тысячи метров, наша группа попала под спец. операцию ФСБ и пограничников и была вынуждена повернуть назад. Кстати, информация для тех, кто собирается бродить по Приэльбрусью: имейте в виду, что пограничная зона постоянно "плавает", время от времени сдвигаясь то вглубь нашей страны, то обратно в сторону Грузии. Потому текущее положение дел лучше уточнить заранее, иначе могут не помочь ни корочки МЧС, ни подписанные начальником погранзаставы документы. Приграничные районы вообще находятся под пристальным наблюдением. Например, пока я резвился, снимая "эдельвейсы на фоне звездного неба", с противоположной скальной гряды за мной неусыпно следил наряд погранцов.

Чем подкрепляться в походе? Рюкзак нельзя нагружать бесконечно. У меня он обычно 20-25 килограмм, в зависимости от сложности маршрута и его длительности. Главное - помнить, что есть вещи необходимые, а есть второстепенные. Из необходимых - спальник, палатка, одежка, штатив, камера, раз объектив, два объектив, три объе... Стоп, увлекся. Про это отдельно. При выборе ассортимента еды нужно руководствоваться следующим принципом:

- продукты должны содержать минимальное количество воды (ну в самом деле, зачем нести ее наверх, если она там все равно есть) - быть максимально "энергетичными"

Ну, то есть тащить наверх арбуз или килограмм огурцов - это роскошь :) Я вот в этот раз не взял с собой такую чудную баночку перетертых с сахаром лимонных шкурок, что прямо эхх! Вместо этого положил в рюкзак объектив 14-24/2.8 :) Что из еды? Бич-пакеты, твердо-копченая колбаса, сало, шоколад, орехи, курага. Консервы, паштеты, каши всех сортов - от овсянки до гречки с тушенкой, хлебцы / галеты. Какао, сахар, черный чай... Что-то так увлекся, что аж проголодался! Сделаю-ка маленький перерыв.