Автор: Дмитрий Шатров, Москва-Торонто

Как мы тренируемся (Часть 2)

Рассвет на вершине Бештау. Вид на Пятигорск с южного склона. В том году я уже выставлял панораму, снятую c этой точки, но с видом на восток. Вторая гора на дальнем плане - это Машук (995 метров). Такой вот несколько пасторальный вид. До середины семидесятых внутри Бештау добывали уран - по разным оценкам, здесь около пяти десятков заброшенных рудников. Многие штольни забетонированы, но при желании пробраться туда не составит труда :) Если кому интересно почитать об этом подробнее, информацию по урановым разработкам на Бештау "копает" целая команда энтузиастов URANRUDA.

24-70/2.8 (ISO 200, 27 мм, f/8.0, 1/20), фрагмент панорамной сборки из шести кадров.

Гора Бештау - оптимальное место для легких тренировок перед восхождениями. Вершина расположена на высоте 1400 метров (600-700 метров выше уровня Пятигорска) и досягаема за час с небольшим... Этот кадр был сделан ровно год назад. Вечером минувшей субботы мы в очередной раз вышли в сторону вершины, дабы поснимать звездное небо и встретить на горе рассвет. Встали лагерем чуть ниже гребня, однако к полуночи на склон налетел ливневый ураган с порывами ветра 50-55 м/с. У нашей горной "Алексики" сначала со звоном порвало оттяжки, затем переломило фронтальную стойку и измочалило "рубашку". Несколько секунд - и палатки нет. Одно хорошо, что ветер был относительно теплым, а дождик бодрящим. В итоге коротали остатки ночи вчетвером во второй палатке - тесно, зато весело :) Поскольку фотография не в состоянии передать всю динамику погоды, под катом я выставляю маленький видео-кусочек вчерашнего утра. Cпасибо Паше за самоотверженную операторскую работу :) Карточки обработаю и покажу уже в Москве.

Сегодня приезжают последние участники нашей экспедиции. В среду мы отправляемся на склоны Эльбруса, а потому еще несколько слов по поводу тренировок.

Все нижеследующее - не более чем личный опыт. Условно говоря, тренировки можно разбить на три категории:
1. кардио-тренировки и общая физ. подготовка
2. высотная акклиматизация
3. техническая альпинистская подготовка

По высотной и технической составляющей мы поговорим отдельно, а пока что давайте остановимся на кардио- и физической подготовках. Восхождение - процесс длительный, даже медитативный. Например, финальный "бросок" от верхнего лагеря до вершины может занимать и восемь часов, и двенадцать, плюс половину этого времени на спуск. Поэтому нам очень важны выносливость и тренированная способность сердца длительное время работать в учащенном режиме.

Основные помощники - это бег и быстрый подъем в горку (с грузом или без). Чтобы в городских условиях развить группу мышц, ответственную за подъем, можно использовать тренажеры серии "Step Master", либо (несколько жесткий метод) устраивать забеги по лестнице на последние этажи дома, не пропуская ни одной ступеньки. При этом желательно держать заданный темп таким образом, чтобы частота пульса составляла 140-160 ударов в минуту. Очень хороший кардио-результат дает т. н. "контрастный забег" - беговая тренировка на выносливость, чередование участков трассы по 400 метров - в очень быстром темпе, затем в медленном (на отдых), затем опять в быстром.

В полевых условиях тренироваться много интересней. Для абсолютных высот в районе 800-2000 метров, оптимальный "тренировочный" набор высоты 8-14 метров в минуту, в зависимости от груза на плечах.