Автор: Михаил Дмитриев

27 марта, 6-й ходовой день

Перевалы Западный Петрелиуса и Рамзая

С утра облачно, временами снег и слабый ветер (фото 48). Решаем, что такая погода нам не помеха, довольно быстро собираемся, выходим и идем по хорошей лыжне вверх по долине ручья Петрелиуса.

Фото 48. Утро 6-го дня Фото 49. Под перевалом Западный Петрелиуса

За переход доходим до развилки ручья. Прямо распадок ведет под перевал Восточный Петрелиуса, а нам направо. Еще за один длинный переход, любуясь, насколько позволяет погода, на могучий обрывистый кар в северном склоне горы Петрелиуса, добираемся до места, где можно начинать подъем на наш перевал. До седловины по вертикали 350-400 м, склон с этой стороны имеет крутизну местами свыше тридцати градусов. Из-за крутизны и глубины снега подъем в лоб проблематичен, но длинный и пологий траверс склона, в другое время вполне оправданный, сейчас представляется лавиноопасным. В результате выбираем промежуточный вариант – подъем с небольшим траверсом в том месте, где на склоне больше всего камней (фото 49). На участках большой крутизны без камней подъем по линии падения воды.

Опять большая часть группы надевает кошки, а несколько человек - лыжи. Подъем одолеваем не без труда, первый выбирается за час с небольшим, последний часа за полтора. Погода плохая, временами довольно сильно метет (фото 50), поэтому на перевале не задерживаемся. Спуск - постепенно расширяющийся кулуар. Немного проходим пешком, потом надеваем лыжи и с удовольствием скатываемся вниз. На той стороне ветра почти нет, но висит туман, скрывающий склоны долины Малой Белой и наш следующий перевал Рамзая на ее противоположной стороне. И лишь GPS уверенно ведет нас в правильном направлении.

Фото 50. Подъем на пер. Западный Петрелиуса Фото 51. На пер. Рамзая

За два перехода на лыжах, набрав всего порядка 100 м высоты по пологому склону, оказываемся на перевале Рамзая. Он представляет собой длинный и узкий пропил в хребте (фото 51). Спуск с перевала на лыжах по длинному (почти 4 км), извилистому кулуару средней ширины. Местами едем с ветерком, местами, где покруче, приходится извращаться с зигзагами. Кулуар постепенно выполаживается, в самом его конце падаем на заслуженный отдых (фото 52).

Фото 52. После спуска с пер. Рамзая

Далее идем переход по редколесью, переходим через озеро Малый Вудъявр. На его южном берегу двигаемся путем, понятным лишь Опытному Участнику, и вдруг оказываемся наверху крутого склона (это край старого карьера, врезанного в холм). Внизу неожиданное зрелище – множество палаток, снежных хижин-иглу и передвигающихся между ними людей в пуховках, среди которых преобладают подростки. Мы очень удачно попали сюда на неделе, когда в Хибинах, уже не в первый раз, проходят так называемые «Эскимосские игры» - соревнования по зимней туристской технике для детей со всего Кольского полуострова. Главный организатор этого мероприятия, здоровый дядька по имени Ерлан, оказавшийся знакомым Опытного Участника, в данный момент стоит на краю обрывчика и вместе с несколькими подростками запускает воздушного змея. Происходит обмен приветствиями и т.п. Потом группа съезжает вниз, где делится, на этот раз окончательно. Командир, Опытный Участник, Завхоз и Фотограф остаются еще на день, а остальная группа резво отбывает в Кировск и далее в Москву.

С некоторой грустью смотрим вслед уходящим товарищам, потом ставим палатку и обедаем. В начинающихся сумерках, захватив с собой ценные вещи (нас предупредили, что в соседней палатке живет группа «трудных подростков», которых тут перевоспитывают) выходим, с Опытным Участником в качестве гида-проводника, на пешую прогулку в Кировск. По тому же маршруту постоянно курсируют и обитатели лагеря.

Фото 53. Скульптура "Соловей-Разбойник" Фото 54. Скульптура "Где Мазай?!"

Дойдя до первого здания у дороги, известного как профилакторий, сворачиваем направо, чтобы посетить недавно появившуюся местную достопримечательность, «Снежную деревню», и выставку ледяных скульптур рядом с ней. Сначала, пока светло, осматриваем скульптуры. Многие сделаны с выдумкой и вкусом. Жаль, что рассеянное освещение позволило более-менее удачно запечатлеть лишь несколько из них (фото 53, 54). Особенно нам понравился «Соловей-Разбойник» - его насупленное лицо и закрученная йоговская поза совершенно неповторимы.

Затем заходим в саму «деревню». На самом деле это комплекс художественно оформленных снежных пещер. Как мы поняли, построили их так: в полярную ночь на большой площадке был насыпан и утрамбован большой снежный холм, после чего группа энтузиастов, придумавших все это, прокопала в нем, в основном вручную, целый городок. Работа длилась около двух месяцев без выходных и с минимальными перерывами на сон. Результат – разноцветные снежные гроты с выставкой фотографий местной природы, ледяной «мебелью», барельефами на стенах, ледяными каминами и прочими изысками – нас приятно поражает (фото 55-60 жаль только, что без штатива съемки в полутьме вышли не очень удачными). За вход берут небольшие деньги и наливают стаканчик шампанского в «баре». Выходим из «деревни» весьма впечатленные и довольные. Напоследок бросаем еще один взгляд на скульптуры (фото 61).

Фото 55. Снежная деревня, выставка фотографий Фото 56. Снежная деревня, бар

Фото 57. Снежная деревня, стол Фото 58. Снежная деревня, камин
Фото 59. Снежная деревня, VIP-комната Фото 60. Снежная деревня, мега-барельеф

Оставшаяся часть прогулки – чисто утилитарная, до продуктового магазина в Кировске и обратно в лагерь. Часть дороги проехали на такси, но все равно, учитывая сегодняшний лыжный маршрут, давненько не приходилось столько ходить в пластиковых ботинках... Наконец, поздно вечером укладываемся спать в неотапливаемой и сделавшейся вдруг очень просторной «Зиме».