Горы мира > Хибины >

Автор: Михаил Дмитриев

Хибины, лыжный поход с элементами (часть 5)

28 марта, 7-й ходовой день

Радиальный выход на г. Тахтарвумчорр – выход в Кировск

Пояснение: в этом отчете горой Тахтарвумчорр мы называем платообразную вершину, расположенную в одноименном хребте севернее характерного «пропиленного» перевала Географов. На фото 62 она справа. Не путать со следующим на север поднятием в хребте, обозначенным этим же именем на карте Хибин масштаба 1:200000.

Фото 61. Ледяные скульптуры Фото 62. г. Вудъяврчорр, пер. Географов и г. Тахтарвумчорр

Выходим не очень рано, сразу пешком. Кошек не берем (Опытный Участник утверждает, что они не понадобятся). Солнечно, погода кажется почти теплой. Долго разыскиваем место, где можно переправиться через ручей Вудъяврйок. Как выяснилось на обратном пути, ниже по течению есть полноценный снежный мост. Мы же обходных путей не ищем и в итоге развлекаемся нетипичным для зимы метанием булыжников в воду (фото 63) и прыжками по камушкам на мелководье (фото 64).

Фото 63. Телекинез Фото 64. Зимний брод

От места переправы, набрав пару сотен метров высоты (фото 65 справа вдали виден лагерь) выбираемся на слабонаклоненную обширную террасу под перевалом Географов и склонами гор Вудъяврчорр и Тахтарвумчорр. Здесь подсекаем натоптанную тропу на перевал. Подъем простой, но долгий (фото 66) в процессе позади постепенно расширяется мощный панорамный вид на горы и Кировский рудник. Сам перевал представляет собой короткое ущелье с очень высокими вертикальными стенами (фото 67). Проходим его насквозь, т.к. подниматься на гору целесообразно по той стороне хребта. Тут вдруг некстати задувает сильный ветер, заставляющий Командира вспомнить о забытых в лагере горнолыжных очках... Снежные флаги на горе в этот момент выглядят довольно сурово (фото 68).

Фото 65. Подъем на террасу под пер. Географов Фото 66. Подъем на пер. Географов
Фото 67. "Ущелье" пер. Географов Фото 68. Вид на г. Тахтарвумчорр с пер. Географов

Начинаем подъем траверсом хребта, постепенно подбираясь ближе к гребню. Склон вначале пологий, но ближе к вершине начинают попадаться более крутые участки (фото 69). Незадолго до выхода на плато проходим несколько крутых, покрытых снегом и фирном полок под нависающими скалами, красиво облепленными снегом (фото 70). Полки обрываются склоном крутизной под 45 градусов. Кое-где приходится слегка придерживаться руками (фото 71). Поскольку снег везде весьма крутой и твердый, Командир не без опасения думает о спуске и о том, зачем он послушался Опытного Участника и не взял кошки. Если в этом походе их и стоило куда-то тащить, так это сюда - по зиме тут нормальный 1Б.

Фото 69. Подъем на г. Тахтарвумчорр Фото 70. Под заиндевевшей скалой
Фото 71. Перед выходом на плато Тахтарвумчорр Фото 72. Вид на север с г. Тахтарвумчорр

Наконец, выбираемся наверх. Ветер, как по волшебству, стихает, мы зачарованно бродим по плато и наслаждаемся великолепными пейзажами, открывающимися во все стороны (фото 72, 73). На севере плато рассечено глубоким провалом с отвесными стенами (фото 74). Нагулявшись, фотографируемся (фото 75) и идем на спуск.

Фото 73. Вид на запад с г. Тахтарвумчорр Фото 74. Разлом в плато Тахтарвумчорр
Фото 75. Группа на г. Тахтарвумчорр Фото 76. Спуск по крутой полке, ч.1

Преодоление неприятных участков задом на три такта с лыжными палками проходит легче, чем ожидалось (фото 76, 77), вызывая рассуждения о том, что если бы такие упражнения проделывать чаще, то мы бы сейчас вообще не заморачивались насчет кошек и прочих железок. После спуска еще раз напоследок разглядываем величественные горы, и тут Фотограф делает весьма удачный снимок (фото 78).

Фото 77. Спуск по крутой полке, ч.2 Фото 78. Двое над Хибинами

Дальнейший спуск проходит быстро. По дороге встречаем массу народа, идущего на перевал. Более всего потрясает дяденька лет пятидесяти, в городской одежде и чуть ли не в штиблетах. Надеемся, что он благоразумно остановился там, где в этой обуви еще можно спуститься. Вернувшись, делаем прощальный снимок эскимосского лагеря (фото 79), а также расположенной недалеко артезианской скважины, сейчас представляющей собой замерзший фонтан (фото 80).

Фото 79. Лагерь "Эскимосских игр" Фото 80. Замерзший артезианский фонтан

Собираемся и по уже известной дороге не спеша выходим в Кировск. Садимся на автобус до центра, потом на следующий, до города Апатиты. Там необходимо встретиться с Сергеем, знакомым Опытного Участника, одолжившим нам кошки. Покупаем для него «Массандру», тортик и закуски, и по принципу «тетенька, дайте попить, а то так есть хочется, что даже переночевать негде» набиваемся в гости с целью помыться перед отъездом. Правда, оказывается, что в данный момент Серега не дома, а на местном молодежном рок-фестивале, где он в числе организаторов. В результате наша группа ненадолго оказывается на этом мероприятии. Командир вдруг обнаруживает себя стоящим в поларе и пластиковых ботинках посреди зала с толпой пританцовывающих под грохочущую музыку мальчиков и девочек старшего школьного возраста. Такого экзотического завершения похода у нас еще не было. Молодежь выглядит точно так же, как в Москве или Сан-Франциско – и не поверишь, что за стенами заполярный город.

По окончании концерта приходим к Сереге на квартиру, где нас радушно принимают. Ну просто отличные ребята. Командир знакомится с богатой коллекцией снаряжения для телемарка, заметно расширив собственный кругозор. Пластиковые ботинки, которые гнутся в стопе – похоже, неплохая идея, которую стоит попробовать в будущем. Совершив запланированные процедуры и пообщавшись за той самой «Массандрой», сердечно прощаемся, грузимся в такси, доезжаем до станции и садимся в поезд. Все, поход окончен.

Выводы,рекомендации

В наше время Хибины представляют собой чрезвычайно освоенный и посещаемый район. В школьные каникулы на маршруте могут одновременно находиться десятки групп. От Кировска до базы КСС и оттуда радиально под перевалы Лявочорр, Рисчорр и Чоргорр ездят отдыхающие на снегоходах. На базе сдаются комнаты, работает магазин, есть ретранслятор сотовой связи. Телефоны также уверенно работают на перевале Северный Чоргорр и Северный Лявочорр, Географов и, по-видимому, в других точках, находящихся в прямой видимости от станций железной дороги, обходящей горы с запада. Из-за обилия туристов в районе практически нет дров (кроме наиболее густого леса в районе озера Гольцовое). Все это не добавляет ощущения походной «оторванности от мира», но есть и плюс - если что, выйти на связь или выбраться к цивилизации можно за полдня-день практически отовсюду.

С другой стороны, остаются прежними достоинства Хибин: насыщенность красивыми элементами, сравнительно слабая тропежка, наличие удобных для катания склонов, не особенно суровый климат. Правда, погода в марте-апреле может варьироваться от солнечной и в целом комфортной (как было большую часть этого похода) до пасмурной, временами с сильным ветром (как было, в частности, у нас в 2005-м году – тогда за неделю был лишь один полностью солнечный день). В хорошую погоду очень интересны радиальные выходы или траверсы многочисленных хребтов и плато, но в плохую, по свидетельствам пытавшихся подняться повыше, ветер может просто валить с ног.

Исходя из этого, считаем, что для опытной группы идеальный поход в Хибинах – по «динамическому» плану, когда заранее продумываются как переходы из долины в долину через перевалы, так и всевозможные радиалки (или траверсы с рюкзаками). Уже на маршруте можно по ситуации выбирать подходящие варианты. На последний день можно заложить подъем на гору Тахтарвумчорр, который при плохой погоде легко заменить досрочным выходом в Кировск и культурной программой – скажем, катанием по трассе на горных лыжах.

Об одном элементе снаряжения

Фото 81. Чертеж шатровой палатки нетипичной конструкции

В лагере «Эскимосских игр» нам показали чертеж шатровой палатки нетипичной конструкции (фото 81) - с квадратным дном, но при этом восьмигранной крышей, обеспечивающей устойчивость на ветру. Основная хитрость, позволяющая добиться такой формы – это пятиугольные вертикальные боковые грани. Конструкция позволяет удобнее разместиться внутри благодаря более рациональной, по сравнению с десятигранной «Зимой», форме дна. Автора палатки из г. Североморска зовут Эдуард Миронов, его координаты mironov_eduard на мэйл.ру.